Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста


 

Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе


Ольга Соколовская, аттестованный аудитор, эксперт компании «Аудит-Классик»

«Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» не предполагают радикальных изменений законодательства. Однако некоторые положения документа все же будут интересны для компаний.

Минфин России представил на своем сайте «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее — Основные направления налоговой политики, http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/ONNP_2013-06-05.pdf). Данный документ интересен для финансовых работников компаний тем, что в нем раскрыты планы Правительства РФ о внесении изменений в Налоговый кодекс в ближайшие годы и порядок сближения бухгалтерского и налогового учета.

Упрощение налогового учета и сближение его с бухгалтерским
Минфин России уже давно разрабатывает законопроект, призванный сблизить правила бухгалтерского и налогового учета. Ведомство провело анализ и инвентаризацию «проблемных» мест Налогового кодекса, которые являются источником различий между налоговым и бухгалтерским учетом. Данные нормы будут подредактированы без особого ущерба для налога на прибыль. Они позволят установить для налогообложения правила, применяемые в бухгалтерском учете. Какие именно правила, по мнению Минфина России, возможно сблизить, приведем в схеме (файл scheme_1).



Итогом проведенной работы станет система налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета.
Однако финансовое ведомство отметает возможность полного сближения. Оно ссылается на то, что составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета нецелесообразно и может вызвать целый ряд негативных последствий. Так, под вопросом окажется реализация положений Закона о бухучете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон о бухучете)) в части субъектов негосударственного регулирования. Через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах уменьшится налоговая нагрузка на определенные категории налогоплательщиков. Нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени).
Таким образом, самые существенные разницы между налоговым и бухгалтерским учетом останутся. Применение ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н) в ближайшие годы будет по-прежнему востребовано.

Соглашение о распределении расходов между «дочками»
В зарубежной практике головная организация вправе распределить «общехолдинговые» расходы по компаниям холдинга путем заключения с ними соглашения. Такое правило закреплено в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию (http://www.oecd.org/ctp/transfer-pricing/transfer-pricing-guidelines.htm). В России главное препятствие, которое мешает включать в расчет базы по налогу на прибыль «общехолдинговые» расходы (например на НИОКР), перераспределенные между участниками группы, — отсутствие встречного предоставления со стороны головной компании при оплате «дочкой» подобных затрат. Налоговики указывают на отсутствие экономической обоснованности несения расходов дочерними структурами (письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-03-06/1/637, от 13.01.2009 № 03-03-06/2/3).

Пример
Головная организация «А» заключила договор на создание НИОКР с холдинговыми дочерними компаниями «В», «С» и «D». Ввиду того, что при расчете налога на прибыль принимаются расходы, только понесенные в целях получения дохода одной отдельно взятой компанией, перевыставить затраты, которые относятся к «дочкам», проблематично. Приходится перевыставлять часть понесенных расходов холдинговым структурам, вуалируя такие отношения договорами, предусматривающими встречные обязательства. На самом же деле обязательства по перечислению денег головной компании при распределении расходов возникают только у «дочек».

Исполнительная власть стремится приблизить практику трансфертного ценообразования в России к международной. Предложено в ближайшей перспективе внести в законодательство о налогах и сборах изменения, которые позволят перераспределять расходы между головной организацией и «дочками» при совместном создании (покупке) нематериальных активов, приобретении услуг, результаты которых используются в деятельности группы. Для этого российским компаниям, при соблюдении определенных условий, будет предоставлено право заключать соглашения о распределении затрат внутри холдинга. Фирмы смогут договариваться, кому оплачивать «общехолдинговые» расходы. По нашему мнению, это однозначно положительная новация, направленная на «развязывание рук» бизнесу и стимулирующая инвестиции.

Совершенствование налогообложения торговой деятельности
Правительство РФ планирует помочь компаниям, которые занимаются розничной торговлей с открытым доступом покупателей к товарам. Оно занимается разработкой законодательных мер, обеспечивающих возможность списывать в расходы, принимаемые для целей расчета налога на прибыль, недостачи продукции сверх норм естественной убыли, не относимые на виновных лиц. Такие потери предлагается учитывать в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации. Перечень продукции будет установлен Правительством РФ. Данный порядок списания, подчеркивается в документе, широко применяется за рубежом. Он позволит снизить издержки компаний и тем самым улучшить инвестиционный климат в розничной торговле, что позитивно повлияет на уровень потребления. Отметим, что торговая фирма должна будет привлечь независимых экспертов для оценки недостач (потерь) (см. схему ниже, файл scheme_2).



Изменения в отношениях между фирмами и налоговиками
Основные усилия Правительства РФ в отношениях между компаниями и инспекторами направлены на совершенствование досудебного урегулирования налоговых споров. С 1 января 2014 года вводится обязательная досудебная процедура обжалования для всех актов налоговиков, а также действий или бездействия должностных лиц инспекций (Федеральный закон от 02.07.2013 № 153-ФЗ). В настоящее время обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров действует только в отношении решений инспекторов о привлечении к налоговой ответственности (п. 5 ст.101.2 НК РФ).
По мнению исполнительной власти, новый порядок является более преимущественным по следующим основаниям:
- 15 дней — это более быстрый способ рассмотрения налогового спора (в судах рассмотрение может проходить от 3 месяцев до года);
- менее затратный способ защиты прав (нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела в суде, в том числе на оплату услуг представителей);
- решение по жалобам имеет более быстрый срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта;
- процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством;
- в отличие от судебного рассмотрения спора при досудебном обжаловании отсутствуют репутационные риски.
Правительство РФ надеется, что введение обязательной досудебной процедуры урегулирования приведет к уменьшению количества рассматриваемых в судах налоговых споров предположительно в два раза и «расширит возможности налогоплательщиков по реализации своих прав и законных интересов».
Кроме того, увеличен срок на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца (п. 9 ст. 101, ст. 138 НК РФ). Таким образом, после вынесения инспекторами решения по итогам налоговой проверки у компаний будет больше времени для анализа выводов инспекции и подготовки возражений на данное решение. Ведь не секрет, что некоторые решения налоговиков очень трудно проанализировать (и даже понять после первого прочтения) в 10-дневный срок.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование
Правительство РФ предполагает продлить до 2016 года применение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 года. В отношении большинства плательщиков — это 30 процентов, а для неперсонифицированного тарифа — 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет ПФР (в текущем году — 568 000 руб.). Отметим, что в Законе № 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)) содержатся ставки взносов до 2015 года.
Кроме того, в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа для начисления взносов в Пенсионный фонд, ФОМС и ФСС будет происходить постепенный перевод отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Налог на недвижимость организаций
Одно из направлений налоговой политики РФ предусматривает перевод компаний к 2018 году на налог на недвижимость организаций. По задумке создателей, он должен заменить налог на имущество и земельный. При этом зависимость налоговой нагрузки от показателей бухгалтерского учета будет устранена. Ничто не будет мешать бухгалтерам формировать достоверную финансовую отчетность.
Объектом обложения установлено недвижимое имущество, находящееся у компаний на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). Налог на недвижимость будет отнесен к региональным с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты.
Однако, прежде чем ввести новый налог, Правительству РФ придется создать концепцию налогообложения:
- определить состав объектов налогообложения;
- налоговую базу (предлагается использовать кадастровую стоимость объектов недвижимости);
- пределы ставок и возможные налоговые преференции.

Ставки транспортного налога могут увеличить
Планируется ввести минимальную ставку транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 лошадиных сил (л. с.) в размере 300 руб. с 1 л. с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов Российской Федерации. Также предполагается увеличение в пять раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130—150 л. с.), гидроциклов (свыше 150 л. с.), катеров и яхт (свыше 300 л. с.). Повышенные ставки предлагается применять в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года.
На данный момент приняты поправки в статью 362 Налогового кодекса (Федеральный закон от 23.07.2013 № 214-ФЗ), устанавливающие повышенные коэффициенты для ставок по транспортному налогу для дорогостоящих (средней стоимостью более 3 млн руб.) автомобилей. Поправки вступят в силу с 1 января 2014 года. Налог в повышенном размере будут платить как организации, так и физические лица — владельцы дорогих авто.


Следующий выпуск рассылки «Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста» 3 октября 2013 г.

В следующем выпуске мы расскажем о том, как подтвердить расходы на аутстаффинг. У контролирующих органов складывается неоднозначное отношение к договорам аутстаффинга, хотя прямых запретов на признание расходов по оплате услуг на основании таких договоров для целей исчисления налога на прибыль организаций налоговое законодательство не содержит. Если расходы на предоставление персонала на основании договора аутстаффинга будут документально подтверждены и обоснованы, то их можно признать для целей исчисления налога на прибыль организаций и отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, так как это расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями. При этом необходимо помнить о доктрине деловой цели (экономическом обосновании) заключения договора аутстаффинга. Прежде чем заключать договор аутстаффинга, целесообразно сделать обоснование необходимости привлечения персонала на таких условиях.


Содержание «Актуальной бухгалтерии» № 9, сентябрь 2013

Из министерств и ведомств

Мнение

ГАРАНТ: важные документы

Разговор месяца
Пособия работникам — соблюдаем законодательство

Конференция
Школа МСФО: практические занятия

Факты и комментарии
Налоговые поправки 2013—2014
Закон № 134-ФЗ повлияет на деятельность посредников
Правила оформления доверенностей изменились
Налоговая политика РФ в ближайшей перспективе

Горячая тема: лизинг имущества и персонала
Лизинг или аренда: что выгоднее?
Налогообложение операций лизинга и аренды
Аутстаффинг. Главное — рассчитать эффективность

Учет в бюджетных (автономных) учреждениях
Командировочные расходы учреждения — учет и списание задолженности
Распределение накладных и общехозяйственных расходов в учреждении

Бухучет, налоги и документы
Когда НДС нужно доплатить?
Об уплате пени по НДС
Льготы по НДС при финансовом планировании в 2013 году
Учет готовой продукции по нормативной себестоимости
Нормирование расходов по ГСМ
О дате инвентаризации имущества и обязательств
Установили навигатор в служебном автомобиле
Подарочные карты: бухучет и налоги
Применяем повышающий коэффициент «задним числом»
Учет и продажа МПЗ, полученных при демонтаже ранее списания ОС
Сделки M&A. На что обратить внимание, заключая договор

Техническая поддержка
Электронный документ для контрагента

Спецрежимы
Малые предприятия. Отчетность и пояснения к ней

МСФО
Оптимизация ресурсов при переходе на МСФО с системы US GAAP
Рассчитываем и оцениваем гудвилл

Стратегия и тактика бизнеса
Специалисты МСФО — кто же станет лучшим?

Юридический практикум
Договор аренды: курс на максимальную свободу

Кадры
Мотивируем работников бухгалтерии

Мы знаем, как...
...распределить прямые расходы
...подать жалобу в ФНС России

Письмо в редакцию


Подробную информацию о журнале «Актуальная Бухгалтерия» и о том, как подписаться на печатное издание, вы найдете здесь www.aktbuh.com

В избранное