Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальная бухгалтерия: аналитика для бухгалтера и юриста


Первичные документы с 2013 года


Закон № 402-ФЗ отменил требование об обязательном применении унифицированных форм первичных документов и оставил лишь перечень обязательных реквизитов. Используемые в 2013 году организацией (кроме бюджетных) формы первичных учетных документов она обязана утвердить приказом (распоряжением) ее руководителя по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Исключение составляют организации госсектора, для них формы «первички» устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. В отличие от Закона № 129-ФЗ в новом законе о бухучете нормы, касающиеся форм первичных документов, выделены в отдельную статью. В то же время в ПБУ 1/2008 об утверждении форм первичных учетных документов по-прежнему говорится в разделе, посвященном формированию учетной политики.
В целом порядок утверждения учетной политики, предусмотренный ПБУ 1/2008, аналогичен порядку утверждения форм первичных документов, установленному Законом № 402-ФЗ. Так, она формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.
На наш взгляд, никаких противоречий нового закона и ПБУ 1/2008 тут не возникает. Поэтому формы первичных документов мы можем утверждать в уже привычном для нас порядке. Иными словами, включать эти формы в качестве приложения к приказу об учетной политике.
В отношении коммерческих организаций правила оформления приказов и распоряжений руководства не регламентированы (в отличие от различного рода министерств и ведомств). Однако это не запрещает воспользоваться положениями ведомственных инструкций как основой для разработки правил документооборота для конкретной коммерческой организации. Кроме того, организация может учитывать требования ГОСТ Р 6.30-2003, которые являются рекомендуемыми. Данный стандарт устанавливает как состав реквизитов документов, так и требования к бланкам документов. При этом, чтобы соблюсти формальные требования Закона № 402-ФЗ, рекомендуем на первом листе как самой учетной политики, так и входящих в ее состав форм первичных документов предусмотреть гриф об утверждении их руководителем.
Учитывая, что в Законе № 402-ФЗ исключено всякое упоминание об унифицированных формах, то даже если организация продолжит применять их в 2013 году, формально ей необходимо утвердить данные формы распоряжением руководителя организации.
Понятно, что объем этих форм может быть большим. И, на наш взгляд, распечатывать и прикладывать каждую из них к приказу руководителя нерационально. Поэтому мы можем предложить следующий вариант: в разделе учетной политики для целей бухгалтерского учета, описывающем применяемые в вашей компании подходы к оформлению первичных документов, вы оговариваете, что организация применяет формы первичных документов, утвержденные постановлениями Госкомстата РФ, в качестве унифицированных формы первичной учетной документации. Кроме того, далее рекомендуем перечислить номера конкретных форм и реквизиты утвердивших их постановлений.
При таком подходе в составе приложений к приказу об учетной политике организация утверждает только самостоятельно разработанные ею формы первичных документов (в том числе, если вы используете унифицированные формы, но вносите в них свои корректировки).
Мы настоятельно не рекомендуем вам отказываться от таких унифицированных форм, как кадровые и кассовые документы, так как помимо требований бухгалтерского учета при их разработке учтены нормы иных областей законодательства (например трудового).
Логично также допустить, что утверждать необходимо только те формы первичных документов, «источником» происхождения которых является ваша организация (это те документы, которые изначально оформляются от имени вашей компании). В то же время спорным становится вопрос о двухсторонних документах — актах выполненных работ, накладных и т. д.
Исправления в первичном документе допускаются, за исключением случаев, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. К таким органам у нас, в частности, относятся Минфин России и Банк России. Например, положением о порядке ведения кассовых операций все так же предусмотрен запрет на исправление кассовых документов.
Порядок исправлений не изменился — исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.


Полную версию статьи читайте в январском номере журнала «Актуальная бухгалтерия».

Подробности www.aktbuh.com


В следующем выпуске читайте о нововведениях в порядке списания безнадежных долгов. С 2013 года законодатели расширили критерии признания долгов безнадежными и поэтому списывать такие долги стало проще.


Содержание «Актуальной бухгалтерии» № 1, январь 2013


Из министерств и ведомств
Мнение
ГАРАНТ: важные документы

Разговор месяца
Готовимся к отчету о контролируемых сделках заранее

Конференция
Инвестиционный климат в России становится теплее
Международное сотрудничество в налоговой сфере
Совмещение должностей в организации

Факты и комментарии
Поправки по налогу на имущество
Списывать безнадежные долги стало проще
Новый порядок амортизации основных средств

Горячая тема: фантомы нового закона о бухучете
Понятия новые — правила старые?
Каким должен быть главный бухгалтер по новому закону
Первичные документы с 2013 года

Учет в бюджетных (автономных) учреждениях
Учет затрат на подключение компьютеров к Интернету
Учет затрат на подключение приборов мобильной связи
Учет операций по переоценке ОС
Приобретение бланочной продукции и служебных удостоверений

Бухучет, налоги и документы
Работа над ошибками в бухучете
Шпаргалка по исправлению ошибок в бухучете
Резервируем предстоящие расходы
Запоздавшая «первичка». Когда отразить расходы?
НДФЛ с выплат по решению суда
НДФЛ иностранцев: от 30 к 13
Стоит ли дожидаться поступления товаров на склад?
Списываем авансовую «кредиторку» по истечении срока давности
Как завершить «незавершенку»
Бонусные товары. Учет у получающей стороны
Неотделимые улучшения арендуемого имущества: налоговые вопросы
Когда прибыль не считают дивидендами
Страховые взносы на подарки

МСФО
МСФО (IFRS) 3: как учесть выгодную покупку бизнеса-2

«Упрощенка»
Используем для расчетов платежные терминалы
Отражаем расходы на уборку снега
Материально ответственное лицо возмещает недостачу

Стратегия и тактика бизнеса
Главное — качество товаров и отлаженная система маркетинга

Кадровый учет
Определяем, насколько загружена бухгалтерия
Проблемные моменты при выходе на пенсию

Мы знаем, как...
...«уточненка» влияет на проведение ВНП
...просчитать, выгоден ли отказ от ЕНВД

Письмо в редакцию

Справочно
Налоговый кодекс с 2013 года

В избранное