Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели от 03.06.2013


ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 03.06.2013
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов


Версия от 1 июня 2013 года: 

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Антимонопольное законодательство
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

 

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 157

Применение ЕНВД: разъяснения от ВАС РФ.
Проанализирована практика по делам, связанным с применением ЕНВД.
Разобраны конкретные ситуации, когда применяется, а когда нет система налогообложения в виде ЕНВД.
Также рассмотрены некоторые спорные вопросы по применению отдельных физических показателей при исчислении ЕНВД.
Из тех выводов, которые проиллюстрированы, можно выделить следующие.
Оказание по разовым сделкам услуг, к которым применяется ЕНВД (к примеру, перевозка пассажиров и грузов), - не основание для доначисления такого налога.
Подобные единичные случаи совершения налогоплательщиком сделок, исходя из ГК РФ, не квалифицируются как предпринимательская деятельность.
Приведены иные споры, связанные с применением ЕНВД к перевозке пассажиров и грузов, к розничной торговле, к бытовым услугам, к деятельности в сфере общепита.
В частности, разъяснено, что оказание услуг общепита на теплоходе подпадает под названный спецрежим.
Условие - такой теплоход используется для оказания услуг общепита, а не как транспорт.
Подчеркивается, что не освобождает от обязанности представлять декларацию и платить ЕНВД факт того, что в течение определенного налогового периода не ведется соответствующая деятельность.
Если в деятельности по объективным причинам нельзя использовать конкретное имущество (например, для розничной торговли помещение в состоянии ремонта), то допускается его не учитывать при исчислении ЕНВД.
Законодательством может предусматриваться возможность внесения на добровольной основе допплатежей плательщиком страховых взносов.
Указано, что подобные допплатежи не могут быть предъявлены к вычету из суммы ЕНВД.
Рассмотрена ситуация, когда конкретные работники одновременно заняты в деятельности, которая подпадает под обложение ЕНВД и к которой применяется иная система налогообложения.
В таком случае плательщик ЕНВД обязан вести раздельный учет сумм уплаченных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности.

Банковская деятельность

 

Обзор судебной практики по гражданским делам, связанным с разрешением споров об исполнении кредитных обязательств (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 г.)

ВС РФ подвел итоги в вопросе о том, что можно, а что нельзя прописать в кредитном договоре.
Проанализирована практика по делам, связанным с исполнением обязательств по кредитам.
Разобран вопрос о подведомственности споров в этой сфере.
Отмечено, что споры, возникающие из кредитных отношений, с участием физлиц подведомственны судам общей юрисдикции. Подобное правило действует, даже если в договоре прописано иное.
Это же правило применяется и в случае, когда кредитор предъявляет иск к гражданину, являющемуся поручителем юрлица, даже если в отношении последнего введена процедура наблюдения.
Также затронут вопрос, который долгое время вызывал неоднозначное разрешение на практике.
Речь идет о применении правил территориальной подсудности такого рода категории дел, когда имеется соглашение о ней между гражданином и банком.
Физлицо может оспорить такое условие, если оно было включено в типовую форму договора.
Подобное условие может включаться в договор присоединения. Права потребителя в этом случае не нарушаются, только если гражданин мог заключить соглашение и без этого пункта.
Если же условие о подсудности не оспаривалось, оно действует и на день рассмотрения дела судом.
Нет единого подхода и к решению вопроса о территориальной подсудности, когда обращается взыскание на заложенную по кредиту недвижимость, а также при уступке долга третьим лицам.
Относительно взимания банками с граждан дополнительных платежей, указывается следующее.
В каждом случае надо устанавливать, за что именно банк берет деньги, т. е. за самостоятельную финансовую услугу или за стандартные действия, без которых нельзя заключить и исполнить договор. Незаконен лишь второй случай.
Заставлять заемщика страховать свою ответственность банк не вправе. Такой шаг со стороны гражданина должен быть только добровольным.
Это же относится и к страхованию жизни и здоровья заемщика. При этом банки не вправе навязывать конкретную страховую компанию.
Все основания для досрочного расторжения кредитного договора - в законе.
Соответственно, устанавливать договором иные основания (например, увольнение с работы, переезд в другую местность) банки не вправе.
Если один из способов обеспечения кредита (залог, поручительство и т. п.) оказался недействительным или прекратился, то это не означает, что не действуют и другие.
Также разобраны иные вопросы (о прекращении поручительства, о снижении неустойки судом и т. п.).

Указание Банка России от 15 мая 2013 г. N 3002-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным золотом"

Снижены процентные ставки по кредитам ЦБ РФ под залог золота.
С 16 мая 2013 г. на 0,25 процентного пункта понижаются ставки по кредитам ЦБ РФ, обеспеченным золотом.
Таким образом, ставка по кредиту на срок до 90 календарных дней с указанной даты составляет 6,5% годовых; от 91 до 180 календарных дней - 7% годовых; от 181 до 365 календарных дней - 7,5% годовых.
Указание вступает в силу со дня его подписания.

Указание Банка России от 15 мая 2013 г. N 3001-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами"

Ставки по кредитам ЦБ РФ, обеспеченным активами либо поручительствами, снижены на 0,25 процентного пункта.
С 16 мая 2013 г. процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами, снижены на 0,25 процентного пункта.
При сроке до 90 календарных дней ставка составляет 6,75% годовых; от 91 до 180 дней - 7,25%; от 181 до 365 дней - 7,75%.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

 

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2013 г. N 34 "Об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов волокон искусственных вискозных"

С 1 июля ставка ввозной пошлины на отдельные виды искусственных вискозных волокон временно снижается до нуля.
На период с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2014 г. включительно с 5 до 0% от таможенной стоимости снижается ставка ввозной пошлины на отдельные виды искусственных вискозных волокон (код 5504 10 000 0 ТН ВЭД ТС).
Коллегия Евразийской экономической комиссии должна провести мониторинг ситуации на рынке указанных товаров и не позднее 1 октября 2013 г. представить предложения о возможном введении нулевых ставок на постоянной основе.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Лицензирование отдельных видов деятельности

 

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 декабря 2012 г. N 714 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов"

Ростехнадзор лицензирует деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в соответствии с новым административным регламентом.
Утвержден новый административный регламент, в соответствии с которым Ростехнадзор лицензирует деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Теперь это является государственной услугой (а не функцией).
Как и прежде, лицензии выдаются центральным аппаратом Службы, если объекты подлежат декларированию промышленной безопасности. В иных случаях они предоставляются ее территориальными органами.
Заявление и прилагаемые к нему материалы можно направить в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Ранее это не предусматривалось.
Расширяется перечень данных, отражаемых в заявлении о предоставлении лицензии. Нужно приводить в т. ч. сведения, подтверждающие факт уплаты госпошлины, и реквизиты документов, свидетельствующих о соответствии лицензионным требованиям. Это касается документов, которые находятся в распоряжении иных органов и организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг (функций). Индивидуальный предприниматель должен указать в т. ч. контактный телефон.
Скорректирован перечень материалов, прилагаемых к заявлению. Теперь целый ряд документов не требуется представлять. Нужно приложить только их реквизиты.
Лицензия предоставляется (в этом отказывают) в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты приема документов, оформленных надлежащим образом. Прежде соответствующее решение принималось в срок, не превышающий 40 дней.
Уточнено, за какие действия и в каких размерах вносится госпошлина. В частности, за предоставление лицензии нужно уплатить 6 000 руб. (а не 1 000 руб.). Отменена госпошлина за рассмотрение заявления о выдаче лицензии (300 руб.).
С 30 до 15 минут сокращается максимальный срок ожидания заявителя в очереди.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2013 г. Регистрационный N 28432.

Антимонопольное законодательство

 

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг"

Корпоративные закупки: прописана процедура рассмотрения антимонопольными органами жалоб на действия заказчиков.
Установлено, как антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при корпоративных закупках товаров, работ, услуг. Речь идет о закупках госкомпаний; естественных монополистов; госкорпораций; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; унитарных предприятий; автономных учреждений; хозяйственных обществ с долей государственного (муниципального) участия более 50%; "дочек" и "внучек" перечисленных юрлиц.
Оговоримся, что данный порядок не касается случаев, когда закупки осуществлялись путем проведения торгов и запроса котировок. В этих ситуациях жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом о защите конкуренции.
Подача жалобы в антимонопольный орган - не препятствие для обжалования этих действий (бездействия) в суде.
Направить жалобу можно в следующих случаях. Если заказчик не разместил на сайте www.zakupki.gov.ru положение о закупке, внесенные в него изменения, предусмотренную законом информацию о закупке или нарушил срок такого размещения. Запросил документы, не предусмотренные документацией о закупке. Заказчик вообще не утвердил положение о закупках и производит их без применения Закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Жалоба подается не позже 10 дней после подведения итогов закупки или размещения ее результатов на сайте (если это предусмотрено), а в случае, когда договор по результатам закупки не заключен или она не состоялась, - 3 месяцев после подведения итогов закупки (размещения ее результатов на сайте).
Приведены требования к содержанию жалобы. Ее можно направить по почте (в том числе электронной), факсом или иным способом. Антимонопольный орган, приняв жалобу, в 3-дневный срок размещает на ресурсе www.zakupki.gov.ru или собственном сайте уведомление о ее поступлении и сообщает заявителю и заказчику о приостановлении закупки. Заказчик обязан известить о жалобе иных участников закупки.
На рассмотрение жалобы отведено 7 рабочих дней. В этом могут участвовать заявитель, заказчик и иные участники закупки. Копии принятого решения (выданного предписания) направляют заявителю и заказчику. Кроме того, сведения о решении (предписании) размещаются в Интернете.
Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу. Однако впоследствии он не сможет повторно обжаловать те же действия в антимонопольный орган.
Решение (предписание) комиссии антимонопольного органа можно обжаловать в суд в течение 3 месяцев со дня его принятия (выдачи).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая апреля 2013 г. Регистрационный N 28421.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

 

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2013 г. N 433 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования генерирующих объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, заключения на оптовом рынке электрической энергии и мощности регулируемых договоров, а также о принятии тарифных и балансовых решений"

Пересмотрены требования, при выполнении которых мощность генерирующего объекта поставляется в вынужденном режиме.
Вносятся изменения в правила оптового рынка электроэнергии и мощности, в основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, а также в правила госрегулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Как отмечается на сайте Правительства РФ, цель изменений - создать условия, позволяющие вывести из эксплуатации неэффективное и устаревшее генерирующее оборудование, не отобранное в рамках конкурентного отбора мощности на 2013 г.
В частности, уточняются критерии, исходя из которых генерирующее оборудование относится к объектам, в отношении которых заключаются регулируемые договоры. Применительно к такой характеристике, как поставка мощности в вынужденном режиме, вводится следующее условие. Наличие не позднее 1 октября года, предшествующего тому, в котором предполагается поставка по регулируемым договорам, оснований для поставки мощности в вынужденном режиме, в соответствии с которыми период ее поставки в таком режиме начинается не позднее 1 января года, в котором предполагается поставка по данным договорам.
Предусмотрено, что в отношении гидроаккумулирующих электростанций и мобильных (передвижных) генерирующих объектов регулируемые договоры не заключаются.
Скорректированы требования, при выполнении которых мощность генерирующего объекта поставляется в вынужденном режиме.
Цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в заявках на конкурентный отбор мощности, и цены на электроэнергию (мощность), производимую с использованием объектов, мощность которых поставляется в вынужденном режиме, определяются на основе информации, предоставляемой поставщиками оптового рынка в ФСТ России. Если конкурентный отбор проводится в году, предшествующем году поставки, в качестве информации для установления цен на мощность, производимую с использованием объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме, при ее непредоставлении используются следующие данные. Сведения, предоставленные поставщиками оптового рынка в ФСТ России для установления цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в заявках на конкурентный отбор мощности.
ФСТ России должна пересмотреть некоторые балансовые и тарифные решения.

Постановление Правительства РФ от 22 мая 2013 г. N 430 "О переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота и об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"

Переработка и уничтожение контрафактного алкоголя: новые правила.
Утверждено Положение о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Речь идет о товарах, не отвечающих обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.
Для хранения нужна лицензия на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, для переработки - лицензия на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта или спиртосодержащей непищевой продукции, для уничтожения - лицензии на хранение и на обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности.
Также утверждено Положение об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Для указанной деятельности нужны лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и на обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности.
В обоих случаях указанные работы выполняют организации, привлекаемые в соответствии с законодательством о госзаказе.
Перечни организаций размещаются на сайте Росалкогольрегулирования. Она же является госзаказчиком. Также Служба должна в 2-месячный срок определить способы переработки, уничтожения.
Переработанная продукция реализуется соответствующей организацией. Средства от продажи за вычетом затрат на переработку и платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, перечисляются в федеральный бюджет.
Акт Правительства РФ об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции признано утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2013 г.

Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 4 декабря 2012 г. N 365 "Об утверждении Порядка полной переработки барды (основного отхода спиртового производства) и перечня соответствующего технологического оборудования"

Установлены требования к полной переработке барды.
Приведен порядок полной переработки барды (основного отхода спиртового производства).
Так, барда образуется при изготовлении этилового спирта из зернового сырья. Она представляет собой жидкий остаток, который возникает в результате перегонки зрелой бражки и содержит нерастворимую часть исходного сырья и дрожжевую биомассу.
В итоге полной переработки барды получается продукция, срок годности (хранения) которой составляет не менее 6 месяцев. При этом доля массовой влаги такой продукции - не более 12%.
Установлены условия полной переработки барды.
В частности, процессы переработки должны соответствовать техническим документам организации. Кроме того, полная переработка возможна при условии исключения образования отходов (стоков).
При полной переработке барды должно использоваться определенное оборудование. Приведен его перечень. Это емкостное и сушильное оборудование, гранулятор, биореакторы, дрожжерастительные аппараты, блок газоочистки, миксер, насосы и т. д. При этом виды применяемого оборудования зависят от целей переработки (производство кормовой сухой барды, кормовых премиксов, глютена и т. д.).
При переработке также может использоваться иное оборудование, предусмотренное технологией производства.
Зарегистрировано в Минюсте 16 мая 2013 г. Регистрационный N 28419.

Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 24 мая 2013 г. "Для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной продукции"

Маркировка алкоголя: что должны помнить производители?
Вся алкогольная продукция, обращающаяся на российском рынке, должна быть соответствующим образом маркирована. Марка, будучи документом госотчетности, подтверждает законность (легальность) производства и оборота алкоголя.
При изготовлении и нанесении марок должна исключаться возможность их подделки и повторного использования. Кроме того, необходимо обеспечить возможность считывания сведений о маркируемой продукции с помощью техсредств единой государственной автоматизированной информационной системы (в течение всего срока нахождения продукции в обороте).
Разъяснено следующее. Если марка не позволяет считать сведения о продукции, это свидетельствует о нелегальности производства (ввоза продукции в страну).
За выпуск и продажу алкоголя без соответствующей маркировки, а также с нарушением порядка нанесения маркировки, предусмотрена административная ответственность. За правильность нанесения и подлинность марок отвечают собственники (владельцы) алкогольной продукции (т. е. производители, импортеры, поставщики, розничные продавцы).
Немаркированная алкогольная продукция, а также продукция, маркированная поддельными марками, изымается из оборота.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 23 мая 2013 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Встреча»

Розничная продажа алкоголя: почему госпошлину не возвращают, когда в выдаче лицензии отказано?
Проверены нормы, закрепляющие случаи, при которых уплаченная госпошлина возвращается.
Эти положения оспаривались в той мере, в какой они не предусматривают, что пошлина возвращается, когда соискателю отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя.
КС РФ счел нормы конституционными и разъяснил следующее.
НК РФ закрепляет перечень действий госорганов, за которые уплачивается госпошлина при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции.
В этом перечне нет указаний на действия, связанные с отказом в выдаче подобной лицензии.
Между тем положения не являются неопределенными. Во взаимосвязи с иными нормами предполагается, что госпошлина не возвращается.
Как подчеркнул КС РФ, "некоторая же неточность юридико-технического характера", допущенная законодателем в указанной статье, не дает оснований для вывода о неопределенности регулирования.
Отсутствие неопределенности в этом вопросе подтверждается и правоприменительной практикой.
Кроме того, не предполагается, что в выдаче лицензии отказывается произвольно.
Соискатель сам еще до обращения за лицензией может оценить шансы на ее получение, проверив представляемые документы, оценив их соответствие требованиям, и т. п.
Необоснованный отказ можно обжаловать в суд.
Также КС РФ объяснил, почему госпошлина в этом случае столь значительна по величине.
Так, для выдачи лицензии на розничную продажу алкоголя требуется заплатить госпошлину - 40 тыс. руб. Данный размер значительно превышает общую величину госпошлины за предоставление лицензии.
Законодатель вправе использовать налоговое регулирование в качестве инструмента влияния на порядок и условия ведения предпринимательской деятельности.
Он может это делать в т. ч. для уменьшения экономических стимулов в отношении оборота отдельных видов товаров, работ и услуг для защиты нравственности, жизни, здоровья, иных охраняемых ценностей.
Поэтому указанная повышенная госпошлина установлена для того, чтобы создать фискальный барьер для выхода на рынок розничной продажи алкоголя.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

 

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 декабря 2012 г. N 12-107/пз-н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по аккредитации организаций, осуществляющих функции оператора товарных поставок"

Как организациям, осуществляющим функции оператора товарных поставок, получить аккредитацию?
Регламентировано, как ФСФР России оказывает госуслугу по аккредитации организаций, осуществляющих функции оператора товарных поставок.
Обратиться за предоставлением госуслуги вправе коммерческая организация, созданная в соответствии с российским законодательством (претендент), а также юрлицо, имеющее аккредитацию на осуществление функции оператора товарных поставок (аккредитованное лицо).
В результате оказания госуслуги направляется уведомление об аккредитации (об отказе в этом) организаций, осуществляющих функции оператора товарных поставок; принимается решение о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице.
Кроме того, можно получить уведомление об отзыве аккредитации (по заявлению аккредитованного лица).
Перечислены документы, которые должен представить заявитель. Приведены требования к их оформлению. В частности, претендент заявление об аккредитации с комплектом документов направляет в адрес центрального аппарата ФСФР России или передает в экспедицию Службы.
На аккредитацию организаций для осуществления функции оператора товарных поставок отводится 30 рабочих дней с даты поступления документов в центральный аппарат ФСФР России.
Изменения в сведения об аккредитованном лице вносятся в течение 15 рабочих дней с даты регистрации документов в системе электронного документооборота центрального аппарата ФСФР России. Такой же срок установлен для отзыва аккредитации.
Плата за предоставление госуслуги не взимается.
Кроме того, определены состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения. Уделено внимание контролю за исполнением регламента. Закреплен досудебный (внесудебный) порядок обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный N 28408.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

 

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования"

При использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должно быть безопасно!
Определен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
Приведены требования к организации безопасного использования и содержания газового оборудования. Последние обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг).
Во-первых, техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Закреплен минимальный перечень соответствующих работ (услуг).
Во-вторых, аварийно-диспетчерское обеспечение. В-третьих, техническое диагностирование газового оборудования. В-четвертых, замена оборудования.
Обязательным условием безопасного использования газового оборудования является надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов жилых помещений и многоквартирных домов.
Прописаны порядок и условия заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в т. ч. права, обязанности и ответственность сторон, а также порядок расчетов по договору.
Определены порядок и условия приостановления подачи газа. Прописаны случаи, когда исполнитель обязан приостановить подачу газа, а когда вправе это сделать по собственному усмотрению (как с предварительным уведомлением заказчика, так и без такового).
Кроме того, внесены коррективы в ряд актов Правительства РФ. Это правила содержания общего имущества в многоквартирном доме; поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан; предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 марта 2013 г. N 147 "Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

ЕГРП: обновлены формы выписок, справок и уведомлений.
Утверждены новые формы документов, в виде которых предоставляются сведения из ЕГРП.
Их состав не изменился. К указанным документам по-прежнему относятся справки (о содержании правоустанавливающих документов, о лицах, получивших сведения об объекте недвижимости), уведомления (об отсутствии в реестре запрашиваемой информации, об отсутствии сведений о вышеназванных лицах), сообщение об отказе в предоставлении сведений из реестра, а также выписки. Последние могут быть обычными либо содержать строго определенную информацию (о переходе прав на объект, о правах отдельного лица на имеющиеся/имевшиеся (имеющиеся) у него объекты, о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным).
Содержание документов не претерпело существенных изменений.
Так, дополнительно указывается, что сведения, приведенные в документе, являются актуальными (действительными) на дату получения запроса регистрирующим органом.
В справке о содержании правоустанавливающих документов, помимо прочего, отражается дата закрытия раздела ЕГРП. Это необходимо, если в реестр внесена запись о ликвидации (преобразовании) объекта в связи с прекращением его существования.
Если лицо, запросившее названную справку, не указало конкретный документ, то в ней отражаются реквизиты и содержание материалов, на основании которых внесены актуальные записи о госрегистрации права или о его ограничении (обременении).
Прежние формы документов утратили силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2013 г. Регистрационный N 28427.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

 

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2013 г. N 432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления водопользования в охранных зонах гидроэнергетических объектов"

Водопользование в охранных зонах гидроэнергетических объектов: установлены некоторые особенности.
Расширен перечень документов, необходимых для осуществления водопользования в охранных зонах гидроэнергетических объектов.
Речь идет о водопользовании в следующих целях: строительство причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, создание стационарных и (или) плавучих платформ, искусственных островов на землях, покрытых поверхностными водами, разведка и добыча полезных ископаемых, подъем затонувших судов, организованный отдых граждан, сплав древесины в плотах и с применением кошелей. Это также работы по изменению дна и берегов водных объектов, за исключением работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.
Установлено, что такое водопользование должно быть письменно согласовано с организацией, которая владеет гидроэнергетическим оборудованием (гидротурбиной) эксплуатируемого (строящегося) гидроэнергетического объекта либо имеет проектную документацию на такой объект.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

 

Указ Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 467 "О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР"

Уточнено, как производятся ежемесячные доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в органах госвласти и управления СССР и РСФСР.
Скорректирован порядок доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности в органах госвласти и управления СССР и РСФСР.
Так, уточнено, что выплата ежемесячной доплаты приостанавливается в период прохождения указанными лицами государственной или муниципальной службы на постоянной основе. После увольнения со службы и освобождения соответствующих должностей она возобновляется. Дополнено, что выплата ежемесячной доплаты к пенсии может также устанавливаться заново по заявлению названных лиц. Перерасчет осуществляется со дня увеличения (индексации) в централизованном порядке месячного денежного вознаграждения по госдолжностям.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 23 мая 2013 г. N 431 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820"

Уточнено, когда недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию и списываются.
Скорректированы особенности признания безнадежными к взысканию и списания недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженностей по начисленным пеням и штрафам.
Дополнены случаи, в которых недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками взносов, и задолженность признаются безнадежными и списываются. Это исключение юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ, а также принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания указанных сумм в связи с истечением срока их взыскания (в т. ч. если вынесено определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд).
Если суммы страховых взносов, пеней и штрафов списаны со счета в банке, но не перечислены в бюджеты государственных внебюджетных фондов, то они также могут быть признаны безнадежными к взысканию и списаны. Условие - на день принятия решения об этом банк должен быть ликвидирован.
Указанные факты должны быть подтверждены документально.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2013 г. N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения"

Обновлена форма 4 ФСС.
Заново утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным взносам на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (4 ФСС) и порядок ее заполнения.
В частности, появилась таблица "Сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медосмотрам работников на начало года". В ней отражаются данные об общем количестве рабочих мест, подлежащих аттестации, и о тех, где она проведена, о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры, и др.
Дополнительно приведены справочники дополнительных шифров для лиц, применяющих специальные режимы налогообложения, а также для казенных и бюджетных учреждений.
Приказ применяется при представлении расчета по начисленным и уплаченным взносам, а также по расходам на выплату страхового обеспечения начиная с I полугодия 2013 г.
Приказ об утверждении прежних формы и порядка признан утратившим силу.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 мая 2013 г. Регистрационный N 28466.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. N 35/н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению и выплате дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности"

Территориальный орган ПФР может организовывать выездной прием граждан по вопросам установления ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей и работникам угольной промышленности.
ПФР через свои территориальные органы устанавливает и предоставляет ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, отдельным категориям работников угольной промышленности.
Утвержден административный регламент, закрепляющий, как предоставляется эта госуслуга.
За установлением доплаты можно обратиться в любое время после возникновения права на нее.
Перечислены документы, необходимые для предоставления госуслуги.
Некоторые документы запрашиваются территориальным органом ПФР в рамках межведомственного взаимодействия. Заявитель вправе представить их по собственной инициативе. Документы (сведения), находящиеся в распоряжении федеральных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по каналам межведомственного взаимодействия после 1 января 2014 г.
Максимальное время ожидания в очереди не должно превышать 50 минут.
Гражданин вправе воспользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций). Предусмотрена возможность выездного приема заявителей должностным лицом территориального органа ПФР. В отдельных случаях сотрудник сам приходит (выезжает) к гражданину.
Установлено, как регистрируются и рассматриваются документы, принимается решение о результате предоставления госуслуги, производится доплата. В случае отказа гражданина должны уведомить об этом.
Определены формы контроля за исполнением административного регламента.
Решения и действия (бездействие) ПФР и его территориальных органов можно обжаловать во внесудебном порядке.
Приведены формы необходимых документов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2013 г. Регистрационный N 28429.

Семейное право

 

Обзор практики рассмотрения в 2012 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 мая 2013 г.)

ВС РФ обобщил судебную практику по делам о международном усыновлении.
На основании практики рассмотрения судами дел о международном усыновлении детей сделаны следующие выводы.
Судам следует в каждом конкретном случае обсуждать вопрос о необходимости привлечения к участию в деле родственников ребенка, с тем чтобы максимально полно исследовать вопрос о невозможности устройства ребенка в семьи его родственников.
К обязательным условиям усыновления, в том числе и иностранными гражданами, относится получение согласия родителей ребенка или лиц, их заменяющих, самого ребенка, достигшего возраста 10 лет, супруга усыновителя. Суды должны проверять, имеется ли согласие указанных лиц на усыновление ребенка.
При рассмотрении дел об усыновлении необходимо выяснять финансовое, материальное положение усыновителей, их жилищные условия, а также оценивать личностные качества.
При решении вопроса об отсутствии у заявителей заболеваний, препятствующих усыновлению ими ребенка, следует руководствоваться Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью.
Имеются случаи, когда при оценке состояния здоровья заявителей суды принимают во внимание медицинские заключения, выданные семейным врачом или врачом общей практики, признавая их в качестве допустимых и достаточных доказательств подтверждения состояния здоровья усыновителей.
Однако лицензированные врачи общей практики вправе ставить лишь предварительные диагнозы, а окончательные - только специалисты в определенной области медицины.
При рассмотрении дел об усыновлении суды обязаны исследовать иностранное законодательство государства, гражданином которого является усыновитель.
В случае усыновления ребенка одиноким лицом суду необходимо в каждом конкретном случае установить, соответствует ли интересам ребенка передача его в неполную семью, сможет ли одинокий родитель осуществлять должное содержание и воспитание ребенка.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

 

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2013 г. N 438 "О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам"

Есть ли у образовательной организации госаккредитация, можно будет узнать с помощью специального реестра на сайте Рособрнадзора.
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу основная часть положений нового Закона об образовании. В числе прочего он предусматривает формирование государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам".
Создать такую информационную систему (ИС) поручено Рособрнадзору. Регламентирован порядок ее формирования и ведения.
ИС содержит данные о госаккредитации образовательной деятельности следующих лиц: образовательных организаций; организаций, осуществляющих обучение; индивидуальных предпринимателей (кроме занимающихся образовательной деятельностью непосредственно). Определен состав включаемой в ИС информации.
Данные в ИС заносятся аккредитационными органами (Рособрнадзором и уполномоченными региональными властями). Прописаны полномочия Службы по ведению ИС и процедура включения в нее сведений.
ИС открыта и общедоступна на официальном сайте Рособрнадзора.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2013 г. N 437 "Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства"

Каких специалистов в сфере обороны, внутренних дел, энергетики, безопасности, транспорта и связи готовят в учреждениях среднего профессионального образования?
Заново установлен перечень специальностей среднего профессионального образования для подготовки специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Так, по сравнению с предыдущим перечнем в новом появились специальности "Правоохранительная деятельность и судебная экспертиза", "Информационная безопасность вычислительных, автоматизированных и телекоммуникационных систем", "Маркшейдерское дело" и др.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 марта 2013 г. N 160н "О внесении изменения в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N 158н"

Тарифы на оплату медпомощи по ОМС можно устанавливать на 3 года.
Скорректированы правила обязательного медицинского страхования.
Предусмотрена возможность устанавливать медорганизациям тарифы на оплату медпомощи по ОМС на срок до 3 лет и индексировать их. Условие - участие указанных организаций в ОМС в этом периоде.
Напомним, что указанные тарифы определяются соглашением между уполномоченным региональным органом власти, ТФОМС, представителями страховых медорганизаций, профессиональных медассоциаций и профсоюзов медработников. В расчет тарифов включаются затраты на оказание медпомощи (медуслуги) и на обеспечение деятельности медорганизации в целом.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2013 г. Регистрационный N 28480.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2013 г. N 296 "О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров"

Какие вузы смогут повысить свою конкурентоспособность с помощью государства?
Российские вузы, прошедшие конкурсный отбор, получают господдержку в виде субсидий для повышения своей конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Так, в 2013 г. на эти цели выделяется 9 млрд руб.
Установлены требования, которым должны отвечать вузы для участия в таком отборе.
В частности, необходимо, чтобы учебное заведение занимало не ниже 500-й позиции по рейтингу ARWU либо 400-й по THE, либо "601+" по QS.
Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых на бюджетное очное обучение по программам бакалавриата и специалитета, должен составлять не менее 64. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в расчете на 1 научно-педагогического работника - от 220 тыс. руб. На 100 таких работников должно быть не менее 5 публикаций в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографических базах научного цитирования Web of Science или Scopus.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2013 г. Регистрационный N 28433.

Приказ Министерства культуры РФ от 3 декабря 2012 г. N 1488 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями"

Как классифицируются гостиницы, горнолыжные трассы и пляжи?
В 2012 г. обновлена структура федеральных органов исполнительной власти. Так, Минспорттуризм России преобразован в Минспорт России. Его функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений госрегулирования туристской деятельности в нашей стране переданы Минкультуры России.
Последним определен порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями. По сравнению с тем, который утвердил Минспорттуризм России, больших изменений не произошло.
Собственник объекта туристской индустрии (эксплуатирующее его лицо) представляет в аккредитованную организацию заявление и необходимые документы. На их рассмотрение отведено 10 календарных дней. С заявителем заключается договор о проведении классификации и последующем подтверждении присвоенной категории.
На основании результатов оценки объект получает категорию. Оформляется соответствующее свидетельство. Присвоенную категорию нужно подтверждать 1 раз в 2 года.
Соответственно, вместо Минспорттуризма России идет речь о Минкультуры России. Так, в последнее аккредитованная организация направляет информацию и копию свидетельства о присвоении категории объекту туристской индустрии.
Минкультуры России формирует перечень объектов, прошедших классификацию, и размещает его на своем сайте. В Комиссию по апелляциям, создаваемую Министерством, можно подавать апелляцию.
По-прежнему гостиницам и иным средствам размещения присваиваются категории "5 звезд", "4 звезды", "3 звезды", "2 звезды", "1 звезда", "мини-отель". Оценка средства размещения категории базируется на совокупности требований и критериев балльной оценки.
Горнолыжные трассы могут получить следующие категории: "зеленая" (для начинающих), "синяя" (низкой степени сложности), "красная" (среднего уровня сложности), "черная" (высокого уровня сложности).
Пляжи классифицируются по категориям I, II и III. Высшая категория - I, низшая - III.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 мая 2013 г. Регистрационный N 28400.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

 

Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права за апрель 2013 года (правовые позиции ВАС РФ)

Обзор судебной практики ВАС РФ по вопросам частного права за  апрель 2013 г.
Обзор Постановлений Президиума ВАС РФ по актуальным вопросам частного права включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте ВАС РФ в апреле 2013 г.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 21 мая 2013 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Первова и запросом мирового судьи судебного участка N 43 города Кургана"

КС РФ разрешил отправлять душевнобольных, представляющих опасность для окружающих, на принудительное лечение, даже если они совершили преступление небольшой тяжести.
Предметом рассмотрения стали отдельные положения УПК РФ, согласно которым в отношении лица, совершившего преступление в состоянии невменяемости, суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, если преступление относится к категории небольшой тяжести.
Заявители указывают, что данное положение допускает отказ от принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством и совершившего преступление в состоянии невменяемости, несмотря на сохраняющуюся общественную опасность этого лица.
КС РФ пояснил следующее.
Согласно УК РФ отказ в применении принудительных мер медицинского характера допускается только в том случае, если лицо вследствие улучшения психического состояния утратило опасность для себя и окружающих.
Такое условие для отказа от применения принудительных мер медицинского характера, как совершение деяния небольшой тяжести, не предусмотрено.
Несогласованность оспариваемого положения с нормами УК РФ, а также положениями самого УПК РФ порождают неопределенность, которая создает противоречивую правоприменительную практику, что приводит к нарушению конституционного принципа равенства, ставит под угрозу неприкосновенность личности, ее честь и достоинство, право на жизнь и охрану здоровья.
С учетом изложенного оспариваемое положение признано неконституционным.
Законодателю предписано внести необходимые изменения в правовое регулирование производства о применении принудительных мер медицинского характера.

 


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность, 3 июня 2013

Организация выполняет модернизацию систем и оборудования объектов основных средств (кроме зданий и сооружений). По завершении последнего этапа работ модернизируемого объекта ОС достаточно ли составления формы N ОС-3 для увеличения балансовой стоимости? Обязательно ли наличие приказа о начале и завершении проведения модернизации основного средства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:По нашему мнению, датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная актом по форме N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных...


 

 

Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


  Работодателей могут обязать индексировать зарплату сотрудников ежегодно
  Для ряда должников могут снять ограничения на выезд за границу
  Самые важные документы недели

 

CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел


Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


 

СОБЫТИЯ

12-16 июня 2013 г., Сочи, IV-й Всероссийский практический семинар-круглый стол "Развитие российской электроэнергетики в 2013 г. Новые перспективы. Ключевые изменения законодательства. Практика работы в новых условиях". Подробнее

17 - 18 июня 2013 г., Москва, ГК "Открытый Диалог" проведет конференцию руководителей учреждений социальной защиты. Подробнее

19-21 июня 2013 г, Москва, НОУ "Школа "ПравоТЭК" проведет Бухучет и налогообложение горнодобывающих компаний. Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2013. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное