Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели от 04.01.2013


ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 04.01.2013
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов


 

Версия от 4 января 2013 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Интеллектуальные права
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Строительство, градостроительство и архитектура
Основы государственно-правового устройства
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

 

Постановление Конституционного Суда России от 25 декабря 2012 г. №33-П

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения: что облагать НДФЛ?
Внимание КС РФ привлек вопрос, касающийся применения НДФЛ к договорам негосударственного пенсионного обеспечения.
Дело в том, что с 01.01.2005 был изменен общий принцип налогообложения, применяемый к таким договорам.
До указанной даты НДФЛ облагались суммы взносов по этим договорам, которые за сотрудников платили их работодатели (за исключением случаев, когда речь шла о добровольном пенсионном страховании с общей суммой платежей (взносов) не выше 5 тыс. руб. в год на одного работника).
При этом сами выплаты не облагались налогом.
С 01.01.2005 порядок определения базы по НДФЛ для таких договоров был изменен.
Так, налогом, наоборот, стали облагаться выплаты, а взносы - нет.
КС РФ пришел к выводу о том, что подобный порядок неконституционен по следующей причине.
На практике эти правила приводят к определенной ситуации.
Так, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами после 01.01.2005 суммы пенсий включаются в базу для исчисления НДФЛ, притом что до этого пенсионные взносы, уплачиваемые из средств работодателей, также облагались налогом.
Т. е. фактически НДФЛ взимается и с пенсионных взносов (уплаченных до 01.01.2005), и с пенсионных выплат (произведенных после этой даты).
В то же время реальный доход в виде сумм пенсионных выплат физлицо получает лишь один раз.
С учетом этого оспариваемые нормы признаются неконституционными в той мере, в которой они допускают подобное.
Федеральный законодатель должен внести соответствующие изменения.
До этого момента не должен удерживаться и уплачиваться НДФЛ с пенсионных выплат физлицам по подобным договорам (пенсионные взносы по которым были внесены в НПФ из средств работодателей до 01.01.2005 с удержанием и уплатой такого налога).
Следует отметить, что ранее (летом 2012 г.) КС РФ пришел к схожим выводам относительно применения НДФЛ к договорам добровольного долгосрочного страхования жизни работников.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 278-ФЗ “О внесении изменений в статьи 336 и 337 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Метан угольных пластов не является объектом обложения НДПИ, а взимание платы за проезд большегрузов по федеральным автодорогам отложено.
Уточнен перечень полезных ископаемых, не признаваемых объектом обложения НДПИ. Отныне в их числе - метан угольных пластов.
Данная мера стимулирует интерес угледобывающих компаний в освоении неперспективных (метанообильных, взрывоопасных) угольных месторождений. Она применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2013 г.
С 1 января 2013 г. планировалось ввести плату за проезд по федеральным автодорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Она должна вноситься в федеральный бюджет по нормативу 100%. За уклонение от ее уплаты установлена административная ответственность.
Законом уточняется, что данная плата вводится с 1 ноября 2014 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения"

Утверждены Книга учета доходов ИП, применяющих патентную систему, и новая Книга учета доходов и расходов организаций и ИП, использующих УСН.
Заново утверждены форма Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, и порядок ее заполнения. Это связано с изменениями в налоговом законодательстве.
В частности, в НК РФ были закреплены новые категории расходов, уменьшающие сумму налога (авансовых платежей). Это взносы во внебюджетные госфонды, пособия по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) за счет работодателя, платежи (взносы) по договорам добровольного личного страхования. Для данных расходов в новой форме предусмотрен отдельный раздел.
С 01.01.2013 вместо УСН на основе патента вводится патентная система налогообложения. Утверждены форма Книги учета доходов ИП, применяющих данную систему, и порядок ее заполнения.
Приказ об утверждении прежней формы Книги учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, а также формы Книги учета доходов ИП, использующих УСН на основе патента, признан утратившим силу.
Приказ вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 декабря 2012 г. Регистрационный № 26233.

Ценные бумаги, фондовый рынок

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 281-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»

С 1 января 2013 г. облигации с ипотечным покрытием выпускаются по новым правилам.
В соответствии со стратегией развития ипотечного жилищного кредитования в России до 2030 г. внесены поправки в Закон об ипотечных ценных бумагах.
Так, ипотечный агент наделен правом привлекать займы и кредиты в целях приобретения требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и (или) закладных, а также для оплаты расходов, связанных с подготовкой и размещением выпусков облигаций с ипотечным покрытием.
В уставе ипотечного агента должно быть отражено максимальное количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием, для эмиссии которых он создается. При этом добровольная ликвидация ипотечного агента возможна только после погашения всех размещенных (находящихся в обращении) облигаций с ипотечным покрытием такового.
Относительно процентов по облигациям с ипотечным покрытием установлено следующее. По общему правилу они по-прежнему выплачиваются не реже 1 раза в год. Однако в случае эмиссии облигаций с одним ипотечным покрытием 2 и более выпусков, в отношении которых установлена различная очередность исполнения обязательств, срок выплаты процентов может превышать 1 год. Речь идет об облигациях, обязательства по которым исполняются не в первую очередь.
Предусмотрено, что в состав ипотечного покрытия ипотечных сертификатов участия может входить и недвижимость. Условие - такое имущество должно быть приобретено (оставлено за собой) в результате обращения на него взыскания в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обеспеченных ипотекой обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие.
Кроме того, уточнены требования к ипотечному покрытию. В частности, доля требований, обеспеченных залогом недвижимого имущества, строительство которого не завершено, не должна превышать 10% ипотечного покрытия.
Пересмотрены сроки досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием по требованию их владельцев. Новый порядок применяется с 1 апреля 2013 г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 303 “О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов машин вычислительных, а также в некоторые Решения Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии”

ТН ВЭД ТС: поправки по вычислительным машинам.
Скорректированы ТН ВЭД и ЕТТ ТС.
Изменения коснулись позиции 8471 "Вычислительные машины и их блоки; магнитные или оптические считывающие устройства, машины для переноса данных на носители информации в кодированной форме и машины для обработки подобной информации, в другом месте не поименованные или не включенные".
Из нее исключена субпозиция 8471 41 000 0 - машины вычислительные прочие, содержащие в одном корпусе, по крайней мере, центральный блок обработки данных и устройство ввода и вывода. Ставка ввозной пошлины по ней составляла 0%.
Взамен введена одноименная строка с кодом 8471 41 000. Он включает в себя 2 подсубпозиции: 8471 41 000 1 - машины стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза более 3 000 долл. США за 1 шт. (ставка 0%) и 8471 41 000 9 - машины прочие (ставка 10%).
Поправки вступают в силу по истечении 30 дней с даты их официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 289 “О применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза”

Возросший импорт зерноуборочной техники внушает опасения: с 25 февраля по 5 июля 2013 г. действует специальная защитная мера.
По 5 июля 2013 г. включительно вводится предварительная специальная пошлина в отношении ввозимых в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей, состоящих по крайней мере из молотильно-сепарирующего устройства, оснащенного молотильным барабаном или без такового, системы очистки и двигателя, находящихся на несущем основании или раме-шасси, предусматривающих установку мостов, колес или гусениц (коды 8433 51 000 1, 8433 51 000 9 и 8433 90 000 0 ТН ВЭД ТС).
Данная пошлина составляет 27,5% от таможенной стоимости.
Она не распространяется на товар, происходящий из развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ТС, за исключением КНР.
Напомним, что данная защитная мера может вводиться в период расследования, когда возросший импорт соответствующего товара нанес ущерб или угрожает экономике стран-участников ТС. Предварительная специальная пошлина взимается независимо от ввозной.
Решение вступает в силу с 25 февраля 2013 г.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 288 “О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза”

В отношении индийских графитированных электродов на 5 лет вводится антидемпинговая пошлина.
На 5 лет вводится антидемпинговая пошлина в отношении некоторых индийских товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза (ТС). Речь идет о графитированных электродах, используемых в печах, круглого сечения диаметром более 520 мм, но не более 650 мм или иного поперечного сечения площадью более 2 700 см2, но не более 3 300 см2 (код 8545 11 002 0 ТН ВЭД ТС).
Для компании HEG Limited пошлина составляет 16,04% от таможенной стоимости. Для фирмы Graphite India Limited и прочих индийских производителей - 32,83%.
Антидемпинговая пошлина взимается независимо от ввозной.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 287 “О применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в отношении ванн чугунных эмалированных, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза”

Ввоз китайских чугунных эмалированных ванн обложат предварительной антидемпинговой пошлиной.
На 4 месяца вводится предварительная антидемпинговая пошлина в отношении ввозимых в ТС чугунных эмалированных ванн, происходящих из Китайской Народной Республики (код 7324 21 000 0 ТН ВЭД ТС). Ее размер составляет 51,87% от таможенной стоимости.
Напомним, что предварительная антидемпинговая пошлина устанавливается до завершения расследования факта наличия демпингового импорта. Она взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. Если по результатам расследования не будет найдено оснований для введения антидемпинговой меры, суммы предварительной антидемпинговой пошлины возвращаются плательщику. При введении таких мер они зачитываются в счет уплаты антидемпинговой пошлины.
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Гражданское право, приватизация

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Модернизированы некоторые общие положения ГК РФ.
Это лишь часть масштабных изменений, которые должны затронуть почти все разделы Кодекса (кроме наследственного права). Напомним, что в первом чтении Государственной Думой РФ принимался единый проект. Но в связи со значительным количеством поправок к нему было решено разделить его положения на самостоятельные законопроекты.
Закрепляется, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно поправкам гражданское законодательство регулирует в т. ч. отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения).
Одним из источников гражданского права взамен обычаев делового оборота признаются обычаи.
В отношении зарегистрированного права в госреестре можно сделать отметку о возражении лица, право которого было зарегистрировано ранее. Если в течение 3 месяцев данное лицо не оспорило зарегистрированное право в суде, то ее аннулируют. В этом случае нельзя повторно внести отметку о возражении данного лица. Тот, кто оспаривает зарегистрированное право в суде, может потребовать внести в госреестр отметку о наличии судебного спора. За счет казны возмещаются убытки, причиненные по вине регистрирующего органа неправомерным отказом в госрегистрации, уклонением от нее, внесением в реестр незаконных или недостоверных данных о праве.
ГК РФ предусматривает госрегистрацию как прав на недвижимость, так и сделок с ней. Речь идет о продаже жилых помещений, предприятия, о дарении и аренде недвижимости, об отчуждении последней под выплату ренты, об аренде предприятия. Правила о госрегистрации этих сделок не применяются к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 г. Тем самым исключается "двойная" госрегистрация.
Злоупотреблением правом признаются также действия в обход закона с противоправной целью. К способам защиты гражданских прав отнесено признание недействительным решения собрания.
Предусмотрена компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных и муниципальных органов, их должностных лиц.
Уточняются положения о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности физлица, об исполнении опекунами и попечителями своих обязанностей, о распоряжении имуществом подопечного. Некоторые из этих поправок направлены на то, чтобы привести отдельные нормы в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ. Ограниченно дееспособными можно признавать в т. ч. тех людей, которые ставят свои семьи в тяжелое материальное положение из-за пристрастия к азартным играм.
Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства, вправе создать крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) в качестве юрлица. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель.
Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2013 г., кроме положений, для которых установлены иные сроки.

Интеллектуальные права

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2012 г. № ВАС-13348/12

Полезные модели: условия патентоспособности.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на полезную модель.
ВАС РФ заявленные требования оставил без удовлетворения по следующим основаниям.
Установлено, что оспариваемые нормы связаны с понятием условия патентоспособности "новизна", а также касаются сведений, раскрывающих сущность полезной модели.
Доводы заявителя сводятся к тому, что оспоренные нормы правил противоречат нормативным актам большей юридической силы. При этом основное противоречие данных норм, по мнению заявителя, - это противоречие положениям ГК РФ.
Согласно ГК РФ полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники.
Аналогичное по содержанию определение содержится в правилах. Так, полезная модель считается соответствующей условию патентоспособности "новизна", если в уровне техники не известно средство того же назначения, которому присущи все приведенные в независимом пункте формулы полезной модели существенные признаки.
ГК РФ предусмотрено, что в качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству.
Определение в оспоренных нормах сущности полезной модели именно как технического решения соответствует определению полезной модели, данному в ГК РФ.
Довод заявителя, что оспоренными нормами ограничивается понятие "новизны" полезной модели введением такого критерия определения существенности признака, как достижение технического результата, необоснован.
Термин "технический результат" интерпретирован в правилах в соответствии с обычным, не узкоспециальным значением, как следствие, итог, результат, а не процесс решения определенной технической проблемы с использованием технических средств.
Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат ГК РФ, а лишь раскрывают его положения и не являются новыми, как утверждает заявитель, критериями патентоспособности, которые сужают объем правовой охраны.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 324-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Некоторые электро- и теплоснабжающие организации выведены из сектора госрегулирования.
Во-первых, это дочерние хозобщества субъектов естественных монополий и юрлиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Речь идет о тех обществах, у которых выручка от соответствующих видов деятельности за предшествующий год составляет не более 10% общей суммы выручки.
Во-вторых, это дочерние хозобщества субъектов естественных монополий и юрлиц, осуществляющих названные выше виды деятельности, у которых выручка от закупки товаров/работ/услуг основными организациями и их дочерними обществами составляет не более 5% выручки за предыдущие 4 квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 292-ФЗ “О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества «Белтрансгаз»

Ратифицировано Соглашение о покупке Газпромом акций Белтрансгаза.
Соглашение подписано в Москве 25 ноября 2011 г.
Оно предусматривает, что Газпром покупает пакет акций Белтрансгаза, в совокупности составляющий 50% уставного капитала, за 2,5 млрд долл. США. В итоге количество акций Белтрансгаза, принадлежащих Газпрому, должно равняться 100%.
Россия гарантирует поставки природного газа в объемах, достаточных, чтобы полностью удовлетворить внутреннюю потребность Беларуси, при условии полной и своевременной оплаты. Предусматривается минимальная наценка на газ для белорусских покупателей в размере 15,95 долл. США за 1 тыс. куб. м. Она ежегодно корректируется на величину долларовой инфляции. Данный порядок устанавливается до 2032 г.
Закрепляются условия и направления дальнейшей деятельности Белтрансгаза. Это поставка газа в Беларусь, его транспортировка, строительство и развитие газопроводов и связанных с ними объектов, а также объектов подземного хранения газа в указанной стране. На Белтрансгаз возлагаются функции оператора по эксплуатации газопровода Ямал-Европа в Беларуси.
Предусмотрены гарантии и стабилизационная оговорка в отношении инвестиций Газпрома.
Соглашение временно применяется с даты подписания. Оно вступает в силу одновременно с российско-белорусским межправительственным Соглашением о порядке формирования цен (тарифов) при поставке природного газа в Беларусь и его транспортировке по газопроводам, расположенным там.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 286-ФЗ “О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и статьи 5 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»

Перевозчикам этилового спирта и производителям пива дали полугодовую отсрочку.
На полгода (до 1 июля 2013 г.) отложено введение требования об обязательном наличии лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25%.
Напомним, что лицензирование указанных перевозок ввели с 1 июля 2012 г. До 1 января 2013 г. был установлен переходный период, в течение которого хозяйствующие субъекты могли перевозить этиловый спирт и нефасованную спиртосодержащую продукцию без получения специальной лицензии. Теперь его продлили. Перенос обусловлен техническими сложностями в организации лицензионного контроля. Лицензии, выданные с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г., действуют с 1 июля 2013 г.
Также на полгода (до 1 июля 2013 г.) перенесен срок введения требования об оснащении основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Кроме того, уточнены положения о порядке подачи уведомления о начале оборота на территории России алкогольной продукции. Этот порядок определит Правительство РФ. Ранее предполагалось принять соответствующий техрегламент.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2012 г. N ВАС-15315/12

Не противоречил ли закону прежний порядок расчета размера платы за присоединение к электросетям?
Проверена законность норм, касающихся порядка расчета размера платы за технологическое присоединение к электросетям.
Данные положения закрепляют формулу, по которой рассчитывается размер платы за такое присоединение посредством применения стандартизированных тарифных ставок.
По мнению заявителя, применение этой формулы позволяет сетевой организации получать дополнительную прибыль, а не компенсацию плановых экономически обоснованных расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта к электросетям.
ВАС РФ счел, что нормы не противоречат законодательству.
Как подчеркнул ВАС РФ, нет оснований для вывода о том, что данные положения содержат формулу расчета платы за присоединение не только объектов по производству электроэнергии, но и энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии.
Содержащиеся в формуле показатели ("a" - год, в котором утверждается плата за присоединение, и "b" - год планируемого ввода в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства) обеспечивают зависимость размера такой платы от продолжительности периода выполнения присоединения.
Если бы в формуле не было показателя (In), который учитывает ежегодное увеличение прогнозного индекса потребительских цен, то это лишило бы сетевую организацию возможности компенсировать обоснованные затраты на технологическое присоединение во всех случаях, когда срок проведения этих мероприятий превышает один год.
Таким образом, наличие в формуле подобного показателя (In) само по себе не может подтвердить ее несоответствие требованиям по определению размера платы за технологическое присоединение.
Следовательно, является необоснованным довод о том, что оспариваемые нормы не соответствуют предусмотренным Законом об электроэнергетике принципам, по которым устанавливается размер платы за технологическое присоединение.
Кроме того, акт, нормы которого оспариваются, уже не действует. Он утратил силу в связи с тем, что с 11.12.2012 были введены новые Методические указания по определению размера подобной платы.

Строительство, градостроительство и архитектура

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства получил право осуществлять строительный контроль.
Вносятся изменения в Законы о содействии развитию жилищного строительства, о введении в действие Земельного и Градостроительного кодексов РФ.
В частности, закрепляется, что Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства передает в безвозмездное срочное пользование земельные участки, предназначенные для строительства общежитий для обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, на срок строительства этих объектов. Безвозмездно передает в государственную или муниципальную собственность земельные участки Фонда, занятые государственными или муниципальными общежитиями, необходимыми для обеспечения образовательного процесса в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, либо предназначенные для размещения таких общежитий.
Фонд наделяется правом осуществлять строительный контроль.
Кооперативу, созданному для строительства жилья эконом-класса, может выделяться дополнительный земельный участок в границах населенного пункта, в котором находится ранее предоставленный ему участок. Граждане, имеющие 3 и более детей, включаются в списки лиц, которые вправе быть принятыми в члены такого кооператива.
Вводятся обязательные требования к участникам аукционов, проводимых Фондом. Речь идет об аукционах по продаже права заключить договоры аренды земельных участков Фонда для жилищного строительства, для размещения объектов по производству строительных материалов, изделий, конструкций для такого строительства. Об аукционах на право заключить договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками Фонда для строительства жилья эконом-класса, договоры их аренды для этих целей. В числе требований - опыт работы застройщиком не менее 3 лет. Наличие допуска к работам по организации строительства, реконструкции, капремонта объекта капитального строительства и т. д.
Создается реестр недобросовестных застройщиков. В него заносятся данные об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи, аренды земельных участков Фонда, безвозмездного срочного пользования ими. Сведения о лицах, с которыми такие договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением их условий.
Отдельные поправки касаются Московской области.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Сужается предмет регулирования Закона о тарифах организаций коммунального комплекса.
В Градостроительном кодексе РФ определяется содержание еще 2 понятий. Первое из них - программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа. Второе - система коммунальной инфраструктуры. Эти программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа. Региональные органы осуществляют мониторинг данных процессов. Требования к программам и порядок проведения мониторинга устанавливаются Правительством РФ. Программы разрабатываются и утверждаются в 6-месячный срок с даты принятия генпланов. Сельские поселения, чьи представительные органы решили, что нет необходимости готовить генплан, такие программы не разрабатывают.
Прежде понятия программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, а также систем коммунальной инфраструктуры определялись в Законе об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса. Соответствующие его положения утрачивают силу. Предмет регулирования закона сужается. Из него исключаются тарифы на товары данных организаций; надбавки к тарифам на эти товары и к ценам (тарифам) для потребителей указанных товаров; тарифы на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов к коммунальной инфраструктуре; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. В предмете регулирования остаются только тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг соответствующих организаций; надбавки к тарифам на эти услуги. Меняется понятие организации коммунального комплекса. Теперь это только юрлица или предприниматели, эксплуатирующие объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Отодвинут срок, после которого при отсутствии правил землепользования и застройки участки для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются. Применительно к муниципальным районам - на 30 июня 2013 г., к городским поселениям и округам - на 31 декабря 2013 г., к сельским поселениям - на 1 июня 2014 г.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования, а отдельные положения - со дня официального опубликования.

Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 327-ФЗ “О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Президент России может продлевать срок нахождения на госслужбе руководителей высшей группы до достижения ими 70 лет.
Поправками предусмотрена возможность продления срока нахождения высших чиновников на госслужбе до достижения ими 70 лет.
Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет. Он может быть продлен по решению представителя нанимателя до 65 лет, а помощникам (советникам) - до окончания срока их полномочий.
Поправками Президенту РФ дано право продлевать срок гражданской службы руководителям высшей группы, достигшим предельного возраста, с их согласия, но не более чем до 70 лет.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 326-ФЗ “О внесении изменений в статьи 26 и 28 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации

Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей поручено обеспечивать аппарату Общественной палаты РФ.
На аппарат Общественной палаты возложено организационное, правовое, аналитическое, информационное, документационное, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Соответственно, финансовое обеспечение содержания аппарата осуществляется в т. ч. в пределах расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности указанного Уполномоченного.
Также за аппаратом Общественной палаты закреплен статус федерального казенного учреждения.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 295-ФЗ “О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Госслужба: в состав конкурсной и аттестационной комиссий должны входить представители общественных советов.
При поступлении физлица на госслужбу проводится конкурс. Госслужащий аттестуется, чтобы определить его соответствие замещаемой должности. Для этого создаются конкурсная и аттестационная комиссии.
Установлено, что в состав указанных комиссий входят представители общественных советов, образованных при федеральных и региональных исполнительных органах. При этом общее число представителей такого совета и независимых экспертов должно составлять не менее 1/4 от количества всех членов комиссии.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 285-ФЗ “О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"

Увековечена память о российских воинах, погибших в Первой мировой войне.
В России введена новая памятная дата. 1 августа теперь считается Днем памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне (1914-1918 гг.).
1 августа 1914 г. Германия объявила войну России. Первая мировая война стала одной из самых масштабных и кровопролитных в истории человечества. Установление памятной даты направлено на увековечение памяти и заслуг российских воинов, погибших в ней.
Отметим, что в связи с памятными датами России по инициативе государственных организаций и общественных объединений могут проводиться публичные мероприятия.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г. 

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 18.9 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

За нарушение правил пребывания иностранцев в России пригласившая сторона ответит рублем.
Уточнена административная ответственность за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства.
Закреплено понятие приглашающей стороны. В ее качестве выступают любые органы, организации и физические лица, имеющие право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в нашу страну.
Приглашающая сторона обязана принимать меры по реализации гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения приглашенного иностранца (апатрида) в период его пребывания в России. Неисполнение этого требования влечет штраф (для должностных лиц - 40-50 тыс. руб., юрлиц - 400-500 тыс. руб.).
Также оштрафуют за предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в России иностранца (апатрида) при оформлении документов для его въезда.
Кроме того, приглашающая сторона несет ответственность за нарушение порядка оформления документов на право пребывания, проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в России и выезда за ее пределы иностранцев (апатридов).
Следует иметь в виду, что, если указанные нарушения имели место в отношении 2 и более иностранцев (апатридов), ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности.

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 298-ФЗ “О ратификации Соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров”

Борьба с незаконным оборотом наркотиков: страны СНГ будут передавать друг другу образцы наркотических средств для исследований.
Ратифицировано Соглашение о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Оно заключено в рамках СНГ в Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г.
В соглашении прописана процедура передачи образцов изъятых из оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров между компетентными органами стран СНГ. Цель - проведение оперативно-разыскных мероприятий, сравнительных криминалистических исследований для определения места и способа производства, возможных путей транспортировки. Образцы могут передаваться также в научных и учебных целях.
Реализация соглашения позволит повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2012 г. № ВАС-1937/12

В какой срок ТСЖ обязано предоставить сведения жильцам по их запросам?
ВАС РФ подтвердил законность норм, регулирующих порядок предоставления потребителям по их запросам информации организациями, управляющими многоквартирными домами.
Подобные сведения направляются по почте или выдаются лично в 20-дневный срок со дня поступления запроса.
По мнению заявителя, нормы в части указанного срока (для дачи ответа по письменному запросу) не соответствуют законам, регулирующим аналогичные правоотношения и устанавливающим 30-дневный период для этого.
Отклоняя этот довод, ВАС РФ разъяснил следующее.
В силу ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к определенным сведениям в соответствии со стандартом раскрытия информации.
С учетом этого был утвержден стандарт, нормы которого оспариваются. Он устанавливает требования к составу указанной информации, к порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности предоставления документов для ознакомления.
Ни ЖК РФ, ни Закон о введении в действие этого кодекса, ни ГК РФ не устанавливают сроков, в течение которых организации, управляющие многоквартирными домами, обязаны предоставить информацию по запросу потребителей.
Ссылки на Закон об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов также не принимаются во внимание.
Причина - данный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан лишь государственными, муниципальными органами и их должностными лицами.
Таким образом, оспариваемые нормы не противоречат законодательству.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 323-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Конкурсы на участки недр федерального значения ушли в прошлое.
Согласно поправкам торги на право пользования участками недр федерального значения могут проводиться исключительно в форме аукциона.
Ранее такие участки предоставляли в пользование также по результатам конкурса. Однако на практике они показали свою низкую эффективность и непрозрачность.
Отметим, что победитель аукциона определяется по размеру разового платежа за право пользования участком недр. На конкурсе же оцениваются научно-технический уровень программ геологоразведки и добычи, сроки их реализации, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды.
Напомним, что статус федеральных имеют месторождения урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы. Кроме того, к участкам недр федерального значения относятся крупные месторождения нефти, газа, золота и меди, а также участки недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа России.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 284-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в части совершенствования системы денежного содержания прокурорских работников”

С 1 января 2013 г. денежное содержание прокурорских работников вырастет.
Напомним, что оно состоит из должностного оклада и различных доплат.
Среди последних - доплата за особые условия службы. Ее размер постепенно увеличивается с 50% должностного оклада до 175%.
Так, с 1 января 2013 г. надбавка за особые условия службы составляет 100%, с 1 апреля 2013 г. - 125%, а с 1 октября 2013 г. - 175%.
С 1 января 2014 г. для лиц, замещающих некоторые должности, вводится ежемесячное денежное поощрение. Речь, в частности, идет о прокурорах субъектов Федерации, их заместителях, старших помощниках и др.
Предусмотрены размеры поощрения. Например, прокурорам районов и городов поощрение выплачивается в размере должностного оклада.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Соцгарантии сотрудникам ФСИН России, ГПС России, ФСКН России и ФТС России прописаны в отдельном законе.
С 1 января 2012 г. повышен уровень соцзащищенности сотрудников ОВД. С этой же даты существенно увеличен объем соцгарантий военнослужащим ВС РФ и внутренних войск МВД России, повышены пенсии бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
В связи с этим принят Закон о социальных гарантиях сотрудникам УИС (имеющим специальные звания), ГПС России, ФСКН и таможенных органов. Он аккумулирует новые и уже установленные законодательством гарантии.
В частности, им предусмотрено следующее.
Установлено, что денежное довольствие состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад и оклад по специальному званию), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Определено, что относится к таковым. Это, в частности, ежемесячные надбавки за стаж (выслугу лет), квалификационное звание (класс), особые условия службы, работу с гостайной, премии за особые достижения и др.
Предусмотрены конкретные размеры надбавок за стаж и квалификационное звание. Например, лицу, отработавшему от 5 до 10 лет, полагается 15% оклада, а специалисту 1-го класса - 20%.
Уделено внимание единовременному пособию, выплачиваемому при увольнении. Предусматривается следующее. Если сотрудник отработал 20 лет и более, размер пособия составляет 7 окладов денежного содержания. В остальных случаях - 2 оклада. Законом определено, когда данное пособие не выплачивается.
Урегулированы вопросы обеспечения сотрудников жильем. Например, лицам, отслужившим 10 лет, полагается единовременная выплата на покупку (строительство) жилья. Определены условия и порядок ее предоставления.
Урегулированы вопросы медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения.
Помимо самих сотрудников установлены гарантии для членов их семей. Определено, кто к ним относится.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г. Со дня его официального опубликования утрачивает силу положение о том, что с 1 января 2013 г. нормы о денежном довольствии сотрудников ОВД должны были распространяться на сотрудников УИС.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 276-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

В некоторых случаях больничный будет оплачивать территориальный орган ФСС РФ.
Поправки касаются выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также оплаты больничного.
Дело в том, что в России долгое время существовала следующая проблема. Если через суд устанавливалось, что страхователь не выплатил гражданам положенные суммы, решение суда не всегда можно было исполнить. Это было связано с тем, что страхователь к этому моменту уже прекращал свою деятельность, "исчезал" или становился банкротом (а на оплату соответствующих долгов не хватало средств).
Данная проблема решена следующим образом.
В указанных случаях пособия выплачивает территориальный орган ФСС РФ. При этом он не оплачивает больничный лист за первые 3 дня. Работникам организаций (ИП), для которых предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов, выплаты производят сами работодатели. Соответствующие суммы им перечисляются территориальным органом ФСС РФ.
Пособия выдаются через кредитную (иную) организацию или по почте (по выбору получателя).
Вместе с тем, если соответствующие выплаты произвел территориальный орган ФСС РФ, а у страхователя отпали основания, по которым он не начислял пособия, и он также выплатил их, устанавливается следующее. Страхователь должен перечислить в ФСС РФ страховые взносы, не уменьшая их на сумму выплаченных пособий. Это позволяет избежать двойного расходования средств ОСС.
Уточнен порядок расчета среднего дневного заработка.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 “О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Организуется совершенствование госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Даны поручения по совершенствованию госполитики в сфере защиты детей-сирот и детей без попечения родителей.
Правительству РФ необходимо до 15 февраля 2013 г. принять решения, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей. Здесь нужно предусмотреть снижение требований к нормативу площади жилья при устройстве детей на воспитание в семью, сокращение перечня представляемых гражданами документов и увеличение срока их действия, а также уменьшение объема отчетности, подаваемой опекунами (попечителями) и приемными родителями в органы опеки и попечительства.
Во-вторых, это контроль за качеством медосмотров, диспансеризации сирот и детей без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, а также за качеством последующего оказания им медпомощи.
В-третьих, это установление порядка медосвидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) сирот и детей без попечения родителей.
Также Правительству РФ необходимо до 1 марта 2013 г. внести в Государственную Думу законопроекты, обеспечивающие достижение ряда целей. В частности, к ним относятся следующие.
Во-первых, это предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка без попечения родителей, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей.
Во-вторых, это увеличение с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы до 8 704 руб. в месяц.
В-третьих, это увеличение с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.
Также до 15 февраля 2013 г. Правительство РФ должно представить ряд предложений. В частности, о доведении к 2018 г. средней зарплаты педработников образовательных, медорганизаций или организаций, оказывающих соцуслуги сиротам и детям без попечения родителей, до 100% от средней зарплаты в соответствующем регионе.
В перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных властей включена доля детей без попечения родителей.
Указ вступает в силу с 1 января 2013 г.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 329-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения учета изменений состояния здоровья отдельных категорий граждан, подвергшихся радиационному воздействию”

В России сформируют Национальный радиационно-эпидемиологический регистр.
Поправки касаются создания Национального радиационно-эпидемиологического регистра.
В него включаются сведения о состоянии здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, катастроф, инцидентов, ядерных испытаний, а также потомков этих лиц.
Цель формирования регистра - обеспечить пожизненный учет изменений состояния здоровья указанных лиц для оказания им адресной медицинской помощи и прогнозирования медицинских радиологических последствий (в том числе отдаленных).
Определены состав сведений, включаемых в регистр, и порядок его ведения. В частности, в него будут заносить паспортные данные лица, информацию о воздействии на него радиации, результаты обязательной диспансеризации. Формировать регистр поручено Минздраву России.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 305-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Какие наркотики и психотропные вещества могут уничтожать МУПы и муниципальные учреждения?
Некоторые вещества (в основном лекарства), признанные психотропными по международным нормам, не включены в соответствующий перечень в России. Это было обусловлено тем, что в отношении основных видов оборота психотропных веществ в нашей стране действует государственная монополия.
В связи с этим отменяется госмонополия на переработку (в целях получения веществ, не являющихся психотропными), распределение, уничтожение и ввоз (вывоз) ограниченных к обороту психотропных веществ, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III Перечня). Это позволяет в дальнейшем внести сильнодействующие вещества, находящиеся под международным контролем, в упомянутый выше список.
Кроме того, МУПам и муниципальным учреждениям здравоохранения разрешено самостоятельно уничтожать подконтрольные ограниченные к обороту наркотики и психотропные вещества. Это обусловлено тем, что именно в муниципальных медорганизациях накапливается большинство неиспользованных лекарств и они несут существенные затраты на их доставку до места уничтожения.
Изготавливать названные препараты разрешено не только МУПам, но и муниципальным учреждениям.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 296-ФЗ “О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

В госучреждениях появится сурдоперевод.
Поправки призваны облегчить жизнь инвалидам с нарушениями слуха и (или) речи.
За русским жестовым языком закрепляется статус языка общения, том числе в сферах устного использования государственного языка Российской Федерации. Перевод языка жестов (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) должны осуществлять специальные переводчики, имеющие соответствующие образование и квалификацию. Прописано требование об обеспечении подготовки таких специалистов. Порядок предоставления услуг по переводу определит Правительство РФ.
На органы власти возложена обязанность создать в подведомственных учреждениях условия для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.
Закреплено право инвалидов на бесплатное предоставление им при получении образования специальной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. По общему правилу такие меры соцподдержки должны финансировать регионы. Исключение - обучение инвалидов за счет федерального бюджета. Заботу о них возьмет на себя федеральный центр.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 274-ФЗ “О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2013 год”

Норматив затрат на бесплатное обеспечение лекарствами и медизделиями в 2013 г. повышен на 34 руб.
Некоторые категории граждан имеют право на дополнительную бесплатную медпомощь. В частности, речь идет об обеспечении лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Норматив затрат на 1 гражданина в месяц на оплату указанной помощи в 2013 г. составляет 638 руб. Это на 34 руб. больше, чем было установлено на 2012 г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва”

В России появится мобилизационный людской резерв.
Цель поправок - создать новую систему подготовки и накопления запаса Вооруженных Сил (ВС) РФ, других войск, воинских формирований и органов.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации включается создание запасов ВС РФ, СВР России, ФСБ России.
В составе запаса выделяется мобилизационный людской резерв. Это граждане, заключившие контракт о пребывании в таком резерве. Остальная часть запаса - это мобилизационный людской ресурс.
Установлено, какие дни считаются началом и окончанием военных сборов.
Общая продолжительность военных сборов, к которым гражданин привлекается за время пребывания в запасе, не должна превышать 12 месяцев. Призывать его на учебные сборы можно не чаще 1 раза в 3 года. Предусмотрено, что эти ограничения не распространяются на резервистов.
Определяется порядок поступления в резерв, пребывания в нем и исключения оттуда. В частности, условия и сроки контракта. Категории граждан, с которыми можно и нельзя его заключать. Основания исключения из резерва. При исключении по определенным основаниям гражданин должен возместить средства, затраченные на его подготовку, и некоторые выплаты, полученные при заключении контракта. Напр., в случае лишения воинского звания.
Закреплено, какие выплаты полагаются гражданам, призванным на военные сборы, и резервистам. В частности, последним устанавливаются месячный оклад, коэффициенты, процентная надбавка, единовременная выплата при заключении нового контракта. Резервистам предоставляется право на бесплатные подготовку, переподготовку и повышение квалификации в военных вузах. А гражданам, призванным на военные сборы, - на продовольственное и вещевое обеспечение.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 317-ФЗ “О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”

Уточняется, какие нормативные правовые акты оспариваются в арбитражных судах.
Цель поправок - разграничить подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, между арбитражными судами и судами общей юрисдикции.
Ранее АПК РФ устанавливал следующее. Арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов в определенных сферах (налогообложение; валютное регулирование и валютный контроль; таможенное, антимонопольное регулирование; естественные монополии; банковская, страховая, аудиторская, оценочная деятельность; рынок ценных бумаг и т. д.). А в случаях, определенных федеральным законом, - в иных областях. Причем неважно, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.
Приведенные нормы утрачивают силу. Теперь арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также уточняется, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если есть вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции (прежде - решение суда) по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 313-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации”

Осужденных к лишению свободы "пропишут" в колонии.
С 1 февраля 2013 г. вводится регистрационный и миграционный учет по месту пребывания осужденных к лишению свободы.
Администрация соответствующего следственного изолятора или исправительного учреждения обязана регистрировать и снимать с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к лишению свободы россиян, а также ставить на миграционный учет и снимать с него осужденных к лишению свободы иностранцев и лиц без гражданства. Это не касается лиц, содержащихся в транзитно-пересыльных пунктах или переведенных в СИЗО из исправительных учреждений для участия в следственных действиях.
С 1 января 2014 г. будет введен аналогичный учет в учреждениях уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде принудительных работ (т. е. с момента применения этого вида наказания на практике).
Регистрировать граждан России в указанных учреждениях по месту пребывания будут только после снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Данные меры будут способствовать более полному и объективному адресно-справочному учету россиян и иностранцев.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2013 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 310-ФЗ “О внесении изменения в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

За Генпрокурором России закреплены полномочия в сфере возбуждения уголовных дел в отношении депутатов Госдумы и членов Совфеда.
Уточнена процедура возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (привлечения их в качестве обвиняемых).
Такое решение принимает Председатель Следственного комитета РФ с согласия соответствующей палаты российского парламента. Закреплено, что данное согласие должно быть получено на основании представления Генерального прокурора РФ.
Тем самым УПК РФ приведен в соответствие с Конституцией РФ, где прописано, что вопрос о лишении названных лиц неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ “О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Введение принудительных работ отложено, а подлежащих депортации иностранцев пока по-прежнему будут содержать в помещениях ОВД.
На 1 год (до 1 января 2014 г.) отложено введение нового вида наказания - принудительных работ. Ранее планировалось их назначать с 1 января 2013 г. Перенос обусловлен неготовностью ФСИН России реализовывать этот вид наказания. Напомним, что принудительные работы рассматриваются как альтернатива лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также за совершенные впервые тяжкие преступления.
Также еще на год (до 1 января 2014 г.) продлено содержание иностранцев и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы России, в помещениях органов внутренних дел. Ранее предполагалось, что с 1 января 2013 г. начнут функционировать специально созданные региональными властями учреждения для содержания таких лиц.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 306-ФЗ “О внесении изменений в статьи 222 и 223 Уголовного кодекса Российской Федерации”

По каким статьям освобождается от ответственности лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие?
В соответствии с примечаниями к ст. 222 и 223 УК РФ лицо, добровольно сдавшее огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества или устройства, освобождается от уголовной ответственности. Ранее было предусмотрено условие - в его действиях не содержится иного состава преступления.
Содержание данной нормы понималось судами неоднозначно. Одни истолковывали ее таким образом, что лицо освобождается от уголовной ответственности по ст. 222, 223 УК РФ во всех случаях, вне зависимости от совершения каких-либо иных преступлений, включая и деяния, связанные с применением предметов, предусмотренных этими статьями. Другие суды полагали, что слова "если в его действиях не содержится иного состава преступления" исключают возможность освободить лицо от уголовной ответственности на основании примечаний к названным статьям, если этим лицом были совершены и иные преступления, связанные с применением оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Пленум ВС РФ разъяснил, что лицо освобождается от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 222 и 223 УК РФ, независимо от привлечения его к ответственности за иные преступления.
В связи с этим из примечаний к ст. 222 и 223 УК РФ исключены слова "если в его действиях не содержится иного состава преступления". Уточнено, что лицо освобождается от уголовной ответственности именно по данным статьям.

Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 316-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”

Отдельные положения КоАП РФ приводятся в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ.
Изменяется норма, закрепляющая, как исчисляются сроки давности привлечения к административной ответственности, если в возбуждении уголовного дела отказано или последнее прекращено. Речь идет о случаях, когда имеются признаки административного правонарушения. Согласно поправкам сроки исчисляются со дня совершения правонарушения (если оно длящееся - со дня его обнаружения), а не со дня, когда решено отказать в возбуждении уголовного дела или прекратить его.
Административный штраф за недекларирование товаров (кроме валюты) составляет от 1/2 до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами правонарушения. Предусматривается, что для граждан он исчисляется исходя из стоимости товаров для личного пользования, перемещаемых физлицами через границу Таможенного союза (ТС). При этом из нее исключается стоимость товаров, перемещаемых через границу ТС с освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством ТС.
Если государственные регулируемые цены не установлены, стоимость изъятых вещей определяется по их рыночной цене. Сделано исключение для товаров для личного пользования, перемещаемых физлицами через границу ТС. В отношении этих вещей используется таможенная стоимость.
Также закрепляется, что постановление по делу о нарушении законодательства о техническом регулировании не может быть вынесено по истечении 1 года со дня, когда совершено это деяние.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 314-ФЗ “О внесении изменений в статьи 3.7 и 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Незаконная рубка леса и иные правонарушения: запрет конфисковывать не принадлежащие виновнику технику и орудия прописали в КоАП РФ.
Поправки касаются конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Согласно прежней редакции КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан с применением техники карались штрафом с конфискацией орудий правонарушения. Однако Конституционный Суд РФ признал данную норму не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяла изымать орудия, не принадлежащие на праве собственности виновному лицу.
Поправки вводят запрет на конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за это правонарушение и не признанному судом виновным в его совершении (исключение - нарушение таможенных правил). Таким образом, суд должен выяснять, является ли правонарушитель собственником орудия.
Кроме того, конфискация закрепляется в качестве возможного (а не обязательного) дополнительного наказания за незаконную рубку.

Международные отношения

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 301-ФЗ “О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество”

Скорректировано российско-люксембургское Соглашение об избежании двойного налогообложения.
Ратифицирован Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Люксембургом об избежании двойного налогообложения. Он подписан в Москве 21 ноября 2011 г.
Цель поправок - повысить эффективность обмена информацией между налоговыми органами названных государств. Речь, в частности, идет о сведениях, находящихся в распоряжении кредитных организаций, номинальных держателей, агентов или доверительных управляющих. При этом информацией будут обмениваться по любым налогам.
Уточняется термин "лицо с постоянным местопребыванием". Наименования российских налогов, на которые распространяется соглашение, приведены в соответствие с НК РФ.
Минимальная ставка налогообложения дивидендов у источника снижена с 10% до 5%.
Прописан порядок налогообложения доходов, выплачиваемых по паям инвестиционных фондов, включая фонды недвижимости. Ранее они не облагались налогом на территории России, поскольку рассматривались как т. н. другие доходы.
Кроме того, на территории нашей страны будут облагать налогом доходы от отчуждения акций компаний, капитал которых на 50% и более представлен недвижимостью (с некоторыми принятыми в мировой практике исключениями).
Уточнен порядок устранения двойного налогообложения в Люксембурге.
Соглашение дополнено положениями, препятствующими его использованию в целях неправомерной минимизации налогообложения.
Компетентные органы России и Люксембурга согласились не требовать апостилирования любых документов, необходимых для применения соглашения, что повысит его эффективность.

Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”

Россия ответила США на "Закон Магнитского".
Определяются меры воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод российских граждан.
Это ответ на так называемый Закон Магнитского, подписанный Президентом США. Данный акт предусматривает санкции в отношении россиян, ответственных за задержание Сергея Магнитского, жестокое обращение с ним и его смерть, а также за другие серьезные нарушения прав человека в нашей стране. Речь идет о запрете въезжать в США и замораживании активов.
В качестве симметричной меры некоторым гражданам США запрещается въезжать в Россию. В частности, тем, кто причастен к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, осуществляет необоснованное юридическое преследование наших граждан. Также речь идет об американцах, которые совершили преступления в отношении россиян, находящихся за рубежом, или причастны к этому, и т. д.
МИД России уполномочен вести список лиц, подпадающих под указанную меру.
Российские активы граждан США, включенных в этот список, арестовываются. Запрещаются любые сделки с их собственностью и инвестициями, распоряжение имуществом, находящимся в нашей стране. Приостанавливается деятельность в России юрлиц, контролируемых этими гражданами США.
Американцы не смогут усыновлять (удочерять) российских детей. В нашей стране запрещается деятельность, нацеленная на подбор и передачу детей гражданам США.
Приостанавливается работа некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности в России и безвозмездно получают деньги от граждан (организаций) США или реализуют у нас проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, угрожающую интересам страны. Россиянин с гражданством США не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, участвующей в политической деятельности России, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации. Если запрет нарушен, то деятельность организации (подразделения) приостанавливается.
Приостановление деятельности приводит, во-первых, к приостановлению прав в качестве учредителя СМИ. Во-вторых, к запрету проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады (кроме некоторых расчетов).
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
 

 


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение, 28 декабря 2012

Организация покупает оборудование (линию) для собственного производства, которое будет разливать бытовую химию, наклеивать этикетки на канистры и закручивать крышки на таре. К какой амортизационной группе и коду по ОКОФ надо отнести данное оборудование? Как правильно учесть в бухгалтерском и налоговом учете?
В отношении приобретения и постановки на бухгалтерский и налоговый учёт указанного в вопросе объекта основных средств необходимо отметить следующее.Бухгалтерский учетПорядок учета на балансе организаций объектов основных средств (далее - ОС) регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методическими...


Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


 "Гарант" – IT-компания года 2012!
 Для нарушителей на стадионах может быть пожизненно закрыт вход
 Важные изменения в российском законодательстве

 

VIII Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"


Победителям - ценные призы
Открыта РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


 

(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2012. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное