Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Законодательство в интерактивной технологии!
Подключите на выгодных условиях блок «Законодательство в схемах»


Удобное и наглядное представление информации экономит время
и позволяет легко разобраться в сложных вопросах

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 9 мая 2009 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Международные отношения


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
От обложения НДФЛ освобождены суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении.
Компенсация предоставляется родителям (законным представителям) детей, посещающих государственные или муниципальные дошкольные учреждения. На первого ребенка компенсация составляет 20% от фактически взимаемой платы, на второго - 50%, на третьего ребенка и последующих детей - 70%.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
Установлен перечень технологического оборудования, не производимого в РФ, ввоз которого в РФ не облагается НДС.
В перечень, в частности, включены котлы паровые для судового оборудования, двигатели внутреннего сгорания судовые, насосы и компрессоры для гражданской авиации, ряд оборудования для медицинской промышленности, комбайны виноградоуборочные, оборудование для сахарной и пивоваренной промышленности, печатные машины, станки ткацкие, трубопрокатные станы, печи с инфракрасным излучением.
Следует отметить, что льгота по НДС при ввозе указанного оборудования начинает действовать с 1-го числа очередного налогового периода по НДС, следующего за периодом вступления в силу данного постановления. При этом от обложения НДС освобождается оборудование, ввезенное для любых производственных и иных целей (а не только в качестве вклада в уставный капитал российских организаций, как было ранее).
Постановление Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 806 об освобождении от обложения НДС технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, признано утратившим силу.

Приказ Минфина РФ от 10 марта 2009 г. N 19н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации"
Установлена процедура исполнения территориальными налоговыми органами функции по регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ). ККТ регистрируется по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Если ККТ применяется обособленным подразделением, то ее регистрируют по месту нахождения этого подразделения.
Для регистрации представляется заявление, паспорт ККТ и договор о технической поддержке. Определены основания для отказа в исполнении государственной функции. В согласованное время проводится осмотр ККТ, ее фискализация и регистрация.
Во время осмотра обращается внимание на целостность корпуса и наличие специальных знаков. Затем осуществляется фискализация и подписывается акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины.
Сведения о регистрации ККТ вносятся в книгу учета. В паспорте ККТ делается отметка. Одновременно сотрудник налогового органа выдает карточку регистрации ККТ и возвращает документы, приложенные к заявлению о регистрации. Плата за регистрацию не взимается.
Закреплен порядок перерегистрации и снятия с регистрации ККТ, осуществления контроля за исполнением функции, обжалования действий (бездействия) и решений налоговых органов.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2009 г. Регистрационный N 13829.


Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"
Установлен новый порядок доступа качественных иностранных ценных бумаг.
Напомним, что ранее ценные бумаги иностранных эмитентов (кроме ценных бумаг международных финансовых организаций) допускались к размещению и публичному обращению в России на основании международного договора или при наличии соглашения о взаимодействии между ФСФР России и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента. Однако подобные международные договоры отсутствуют.
Иностранные ценные бумаги должны быть квалифицированы в качестве ценных бумаг со стороны ФСФР России. Эмитент иностранных ценных бумаг должен быть учрежден в одной из стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).
Упрощен порядок доступа ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на иностранной фондовой бирже, включенной в список ФСФР России. Соответствующее решение принимает российская фондовая биржа по заявлению брокера, осуществляющего предложение иностранных ценных бумаг и представившего их проспект. При непрохождении указанной процедуры иностранные ценные бумаги допускаются к публичному обращению (размещению) только по решению ФСФР России, принятому по заявлению российской биржи. При этом оценивается уровень риска, связанного с приобретением таких иностранных ценных бумаг, и их ликвидности. При положительной оценке регистрируется проспект ценных бумаг, и они допускаются к обращению (размещению) на российском рынке.
Определены категории ценных бумаг, обращение (размещение) которых не является публичным. Это ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов; бумаги, обращающиеся (размещающиеся) на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 379 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов"
На постоянной основе устанавливается нулевая ставка ввозной таможенной пошлины в отношении гражданских самолетов с массой пустого снаряженного аппарата не более 20000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек.
Изначально при ввозе всех гражданских самолетов с количеством посадочных мест не более чем на 200 человек пошлина составляла 20 % от таможенной стоимости. Затем в отношении ввоза гражданских самолетов с массой пустого снаряженного аппарата не более 20000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек пошлина снижалась дважды. С 16 октября 2007 г. пошлина составляла 10 % в течение 9 месяцев, а с 16 июля 2008 г. - 0 %. Нулевая ставка была утверждена сроком на 9 месяцев (до 16 апреля 2009 г.).
Импорт гражданских самолетов с количеством посадочных мест более чем на 19 человек, но не более чем на 200 человек, будут и далее облагаться пошлиной по ставке 20 % от таможенной стоимости.
Постановление вступает в силу с 16 апреля 2009 г.


Гражданское право, приватизация

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 61-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ приведен в соответствие с законодательством об ипотеке (залоге недвижимости).
Ипотека судов внутреннего плавания осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", который не предусматривает нотариального удостоверения договора ипотеки. В то же время прежняя редакция Кодекса внутреннего водного транспорта РФ содержала такое требование.
Принятый закон устранил данную правовую коллизию. Согласно поправкам договор ипотеки судна подлежит лишь обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно.


Стандартизация, сертификация, качество продукции, защита прав потребителя

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 373 "Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности"
С 1 мая 2009 года вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
В целях применения этого Технического регламента МЧС России наделено полномочиями по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.
Аккредитация будет проводиться в целях подтверждения компетентности указанных органов и лабораторий (центров), обеспечения доверия изготовителей, продавцов и покупателей к их деятельности и создания условий для признания результатов этой деятельности.

Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2009 г. N 370 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации"
Из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, исключена соковая продукция из фруктов и (или) овощей. Изменения обусловлены введением в действие с 24 апреля 2009 г. Технического регламента на данную продукцию.
Соответствие соковой продукции требованиям, установленным регламентом, может оцениваться либо в форме обязательной сертификации, либо путем декларирования соответствия (по выбору заявителя).
Постановление вступает в силу с 29 апреля 2009 г.


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 62-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Установлено, что ведение реестра саморегулируемых организаций осуществляет уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти. Ранее в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" было прямо указано, что данные полномочия осуществляет орган власти, регистрирующий некоммерческие организации.
Государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков вела Росрегистрация, подведомственная Минюсту России. Однако в результате реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти за Министерством осталась лишь функция по регистрации некоммерческих организаций. Росрегистрация переподчинена Минэкономразвития России.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Согласно вносимым поправкам Правительство РФ, также как и Президент РФ, теперь вправе определять единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту. Это исключает проведение конкурса.
Однако воспользоваться данным правом Правительство РФ сможет только в случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральный закон направлен на защиту интересов кредиторов при банкротстве организаций.
Согласно поправкам конкурсная масса должника увеличивается за счет введения института конкурсного оспаривания сделок должника по отчуждению имущества или принятию имущественных обязательств. Закон расширяет возможности оспаривания подозрительных сделок должника и сделок с предпочтительным предоставлением. Оспаривание подозрительной сделки возможно как на основании объективного критерия - неравноценность встречного исполнения, так и на основании субъективного критерия - намерение должника умалить возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований за счет имущества должника. Уточняется перечень сделок, которые могут быть отнесены к сделкам с предпочтительным предоставлением.
Предусмотрена возможность оспаривания не только сделок, но и действий должника по исполнению обязательств, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным, налоговым, таможенным и процессуальным законодательством (например, оплата платежного поручения, признание обязательства по возмещению убытков, предоставление работнику имущественных благ).
Закон обязывает руководителя должника при возникновении признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества обратиться в арбитражный суд с заявлением должника. Невыполнение указанной обязанности влечет за собой субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после появления признаков банкротства (недостаточности имущества). К субсидиарной ответственности по обязательствам должника привлекаются контролирующие должника лица, а также руководитель должника в случае ненадлежащего ведения бухгалтерской отчетности.
Ужесточена ответственность руководителей и учредителей банков в случае банкротства. Контролирующие банк лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, не вправе в течение 10 последующих лет приобретать более 5% акций других банков.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
С 1 июля на 1 мая 2009 г. перенесено вступление в силу закона о защите прав организаций и ИП при проверках.
Вместе с тем ряд положений закона по-прежнему должны будут вступить в силу с 1 июля 2009 г. Речь идет о нормах, касающихся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; экспертов и аккредитованных экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверок. До конца 2009 г. приостановлено применение закона в отношении арбитражных управляющих.
Кроме того, из сферы применения закона исключен контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Вид, предмет, основания и сроки проведения проверок в рамках государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса могут устанавливаться другими федеральными законами. В остальном при проведении таких проверок должен применяться вышеуказанный закон.

Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2009 г. N 368 "О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации"
С 1 мая 2009 года вступил в силу ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Этот закон установил порядок организации и проведения проверок юридических лиц и предпринимателей государственными и муниципальными органами власти. Так, проверки должны проводиться на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Проведение внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства необходимо согласовать с органом прокуратуры. По результатам проверки должностные лица, проводящие проверку, составляют акт. Юридические лица и предприниматели обязаны вести журнал учета проверок, куда проверяющие должностные лица смогут вносить записи о проведенных проверках.
Минэкономразвития России уполномочено утверждать типовые формы вышеуказанных документов - распоряжения или приказа органа контроля о проведении проверки; заявления о согласовании органом контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки; акта проверки и журнала учета проверок. Кроме того, это Министерство будет готовить и представлять в Правительство РФ ежегодный сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.


Основы государственно-правового устройства

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях" в связи с поэтапным снижением минимальной численности членов политических партий"
Федеральный закон предусматривает поэтапное снижение минимальной численности членов политических партий и введение ротации руководителей коллегиальных руководящих органов политической партии. Это позволит оптимизировать деятельность политических партий и демократизировать внутрипартийную жизнь.
В настоящее время в политической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов. При этом более чем в половине субъектов Российской Федерации она должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, численность остальных региональных отделений должна быть не менее 250 человек.
С 1 января 2010 г. минимальная численность членов политической партии и ее региональных отделений снижается до 45 тыс., 450 и 200 членов соответственно, а с 1 января 2012 г. - до 40 тыс., 400 и 150 членов.
Согласно принятому закону уставом политической партии должна предусматриваться ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов партии и ее региональных отделений.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 29 апреля 2009 г. N 474 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1873 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений"
Установлено, что Государственный герб РФ помещается и на печатях органов муниципальных районов, используемых при совершении нотариальных действий, если на территории района отсутствует нотариус.
Ранее это предусматривалось только в отношении печатей органов местного самоуправления поселений. Указ вступает в силу со дня его подписания.


Бюджетная система

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Поправки связаны с уточнением прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 г. и с необходимостью реализации программы антикризисных мер Правительства РФ. Согласно новой редакции Бюджетного кодекса РФ закон о федеральном бюджете может быть признан утратившим силу в части планового периода, если в текущем году ненефтегазовые доходы снижаются более чем на 15 %. В 2009 г. такие доходы сократятся на 25,3 %.
С учетом этого положения о плановом периоде 2010 и 2011 гг. утрачивают силу. Соответственно, изменения касаются только показателей федерального бюджета на 2009 г. Предполагаемый уровень инфляции повышен с 8,5 до 13 %. Прогнозируемый объем ВВП уменьшен с 51 475 до 40 420 млрд. руб. Доходы федерального бюджета сокращаются с 10 927 137 до 6 713 821 млн. руб., но расходы увеличиваются с 9 024 654 до 9 692 219 млн. руб. Таким образом, бюджет на 2009 г. будет не профицитным, а дефицитным. Дефицит составляет 2 978 398 млн. руб.
Дополнительные средства направляются, в частности, на увеличение социальных выплат, на поддержку рынка труда, отдельных отраслей экономики, банковского сектора, предоставление финансовой помощи субъектам РФ и государственным внебюджетным фондам.
Правительство РФ сможет реструктурировать в 2009 г. задолженность стратегических организаций, исполняющих оборонный заказ, а также направить до 280 000 млн. руб. на поддержку банковской системы. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Положения, устанавливающие новый размер материнского капитала, более высокий размер индексации пособий гражданам, имеющим детей, и индексации ежегодных выплат почетным донорам, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
В связи с переходом к однолетнему бюджетному планированию, а также уточнением прогноза социально-экономического развития России, скорректированы основные характеристики бюджета ФСС России.
Так, в 2009 г. сокращается фонд оплаты труда. Уменьшаются поступления от ЕСН, страховых взносов, налогов на совокупный доход. Общий объем планируемых доходов Фонда в 2009 г. составляет 415 008,3 млн руб. (ранее - 445 133,6 млн руб.), а расходов - 414 063,9 млн руб. (ранее - 447 188,6 млн руб.). Трансферты из федерального бюджета увеличены с 70 568,4 до 94 291,4 млн руб. Таким образом, бюджет ФСС России на 2009 г. формируется с профицитом (по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Расходы ФСС России по одним направлениям увеличены, а по другим - уменьшены.
Исходя из прогнозируемого уровня инфляции (13%) увеличены размеры некоторых пособий, а также сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с 56,2 до 58,5 тыс руб.); максимальный размер ежемесячной страховой выплаты (с 43,23 до 45,02 тыс. руб.).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 77-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Внесение изменений в бюджет Пенсионного фонда РФ обусловлено уточнением прогноза социально-экономического развития РФ на 2009 г., а также необходимостью повышения пенсий, пособий и социальных выплат в связи с ростом инфляции. Отменены положения, касающиеся планового периода (2010-2011 гг.).
Ожидаемое сокращение доходов Фонда в 2009 г. из-за снижения налоговых поступлений будет компенсировано увеличением трансфертов из федерального бюджета (на 374 911 794,9 тыс. руб.).
С учетом повышения прогнозного показателя уровня инфляции на 2009 г. (с 8,5% до 13%) предусматривается повышение размеров трудовых пенсий. С 1 декабря 2009 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличится с 1950 руб. до 2562 руб. С 1 августа предполагается внеплановая индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5% с учетом ожидаемого индекса роста потребительских цен за первое полугодие 2009 г.
В результате этого средний размер трудовой пенсии на конец 2009 г. должен составить 6280 руб. и увеличиться на 1628 руб. или 35% (напомним, что на конец 2008 г. средний размер трудовой пенсии составил 4652 руб.). Средний размер социальной пенсии на конец 2009 г. составит 4294 руб. (или 101% к величине прожиточного уровня пенсионера, определенного на 2009 г. в сумме 4245 руб.).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Из бюджета ФФОМС исключены показатели, касающиеся планового периода 2010-2011 гг. (в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ). Что касается 2009 г., то доходы и расходы Фонда за этот период сокращены со 119 313,2 до 119 070,2 млн руб. Это связано с уточнением прогноза социально-экономического развития России.
Сокращение коснется расходов на содержание аппарата Фонда (на 8 млн руб.) и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на 235 млн руб. в связи с уточнением численности таких детей).
В 2009 г. также ожидается уменьшение фонда оплаты труда, что повлечет недополучение налоговых доходов ФФОМС. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета. В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2009 г. увеличатся с 8 650,8 до 25 545,4 млн руб. Отменено положение о ежемесячном размере дотаций, перечисляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС (1/12). Это позволит устанавливать объем дотаций исходя из фактического исполнения бюджетов ТФОМС.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"
В связи с уточнением прогноза уровня инфляции на 2009 г. (13% против первоначального прогноза 8,5%) с 1 декабря 2009 г. увеличивается размер базовой части трудовой пенсии по старости до 2 562 руб. в месяц (ранее планировалось увеличить базовую часть пенсии до 2 460 руб.). Одновременно пропорционально увеличиваются базовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также выплаты, размеры которых определяются в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии.
С 1 апреля 2009 г. проиндексированы на 13% размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, лицам, подвергшимся воздействию радиации, Героям СССР, России, Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы. Также с 1 апреля 2009 г. повышается на 13% (с 615 до 641 руб. в месяц) стоимость предоставляемого льготным категориям граждан набора социальных услуг (обеспечение лекарствами, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте). С 465 до 480 руб. в месяц увеличен норматив затрат на 2009 г. на обеспечение льготников лекарственными средствами по рецептам врача. Согласно принятому закону лицам, получившим сертификат на материнский (семейный) капитал, полагается единовременная выплата в размере 12 000 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала. Сроки обращения за указанной выплатой ограничены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Приказ МВД РФ от 25 марта 2009 г. N 234 "О дополнительных выплатах отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"
Упорядочена система ежемесячных надбавок сотрудникам отрядов милиции особого назначения (ОМОН) и отрядов милиции специального назначения (ОМСН).
Ранее при стаже службы от 3 до 5 лет сотрудникам ОМСН полагалась надбавка в размере 30 % оклада. При таком же стаже службы сотрудники ОМОН надбавку не получали. Теперь такая надбавка предусмотрена как для сотрудников ОМСН, так и для сотрудников ОМОН.
Как и прежде, при стаже работы от 5 до 7 лет, от 7 до 10 лет, от 10 лет и более сотрудникам ОМОН и ОМСН предусмотрены одинаковые надбавки, размер которых не изменился. Командиру отряда заместителю командира ОМСН главных управлений МВД России по федеральным округам полагается надбавка в размере 130 %, а по другим должностям - в размере 110 %.
Также определены размеры надбавок для сотрудников ОМОН, ОМСН МВД, ГУВД и УВД по субъектам РФ, сотрудников ОМОН "Зубр" и ОМСН "Рысь". Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 апреля 2009 г. Регистрационный N 13825.


Семейное право

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Согласно изменениям несовершеннолетним лицам запрещено находиться в ночное время (с 22 до 6 часов местного времени) в общественных местах без сопровождения взрослых, а также в винных магазинах, барах и ресторанах, иных местах, предназначенных для реализации алкоголя.
Региональным властям предоставлены полномочия создавать благоприятные условия для деятельности организаций, предназначенных для образования, воспитания, оздоровления и развлечения детей, для детского и семейного отдыха. Кроме того, они вправе сокращать период ночного времени, в течение которого детям запрещено находиться в определенных общественных местах без сопровождения взрослых, а также устанавливать административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей.
К административной ответственности могут привлекаться родители (лиц, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, охране здоровья, социальной защите детей, а также организации и ИП.
Места, нахождение детей в которых не допускается или ограничивается, могут определять органы местного самоуправления.

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 356 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 654"
Скорректирован порядок деятельности иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории России через свои представительства.
Для получения разрешения на открытие представительства в Минобрнауки России представляется копия лицензии, выданной компетентным иностранным органом и подтверждающей полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей. Установлено, что такая лицензия должна быть выдана на срок не менее 1 года. Ранее лицензия считалась действительной в течение 1 года с даты ее выдачи. Кроме того, для получения вышеуказанного разрешения больше не требуется заключения Роспотребнадзора о возможности осуществления представительством соответствующей иностранной организации деятельности по усыновлению. В то же время более детально прописана процедура подготовки подобных заключений Минюстом России, МВД России и МИДом России.
В случае принятия решения о прекращении действия либо об отказе в выдаче разрешения на открытие представительства повторное рассмотрение вопроса о выдаче разрешения может состоятся не ранее 12 месяцев (до этого - не ранее 6 месяцев). При этом повторная выдача разрешения запрещена, если имело место грубое или систематическое нарушение соответствующей иностранной организацией и (или) ее представительством российского законодательства; были представлены недостоверные сведения о деятельности по усыновлению детей; не устранены выявленные в ходе контрольных мероприятий Минобрнауки России нарушения.
На иностранные представительства, занимающиеся усыновлением российских детей, возложена обязанность информировать о любых действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей и (или) нанесших ущерб их интересам. Такая информация представляется в Минобрнауки России и региональный орган власти в течение 5 рабочих дней с момента случившегося.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2009 г. N 364 "О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования"
С 1 января 2009 года увеличен размер специальных государственных стипендий Правительства РФ, которые выплачиваются аспирантам и студентам очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности. Стипендия аспирантам федеральных государственных вузов теперь составляет 3600 руб. (ранее - 3 000 руб.), студентам федеральных государственных вузов - 1440 руб. (ранее - 1200 руб.), студентам федеральных государственных техникумов и колледжей - 840 руб. (ранее - 700 руб.).
Кандидаты на получение стипендий выдвигаются учеными (педагогическими) советами указанных образовательных учреждений. Назначение стипендий производится ежегодно Рособразованием.
Постановление Правительства РФ, установившее размеры указанных стипендий с 1 января 2006 года, признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"
Определен порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ. Приоритетные направления и перечень критических технологий формируются и корректируются каждые 4 года. Они должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Сначала Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, научных организаций, вузов и госкорпораций подготавливает долгосрочный прогноз научно-технологического развития РФ и анализирует тенденции научно-технического и технологического развития РФ и зарубежных стран. Указанные органы и организации направляют в Минобрнауки России предложения по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий, а также результаты реализации критических технологий. Предложения и результаты проходят в Министерстве экспертизу. К проведению экспертизы привлекаются ученые и специалисты научных организаций, вузов, представители промышленных предприятий, бизнес-сообщества и других организаций. Созданная в Минобрнауки России межведомственная рабочая группа готовит предложения по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Приоритетные направления и перечень критических технологий реализуются в рамках программ и проектов по развитию высокотехнологичных секторов экономики, финансируемых за счет средств федерального бюджета и из внебюджетных источников. Минобрнауки России с участием заинтересованных органов власти, академий наук и госкорпораций проводит мониторинг результатов, полученных при реализации критических технологий.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 апреля 2009 г. N 198н "О нормативах затрат на проведение в 2009 году диспансеризации одного ребенка"
Определен норматив затрат на диспансеризацию в 2009 г. пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На проведение диспансеризации одного ребенка в возрасте от 0 до 4 лет включительно указанный норматив составляет 1877,5 руб., от 5 до 17 лет включительно - 2377,6 руб. (Для справки: в 2008 г. норматив составлял 1237,5 и 1532,0 руб. соответственно).
Норматив применяется для расчета размера субсидий, выделяемых Федеральным фондом ОМС территориальным фондам ОМС на диспансеризацию указанных детей. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2009 г. Регистрационный N 13868.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания"
На работах с особо вредными условиями труда бесплатно предоставляются лечебно-профилактическое питание и витаминные препараты.
Утвержден перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на получение такого питания. В перечень входят работники химических, электро- и радиотехнических производств, производств ртутных термометров, металлургической, пищевой промышленности, лица, выполняющие работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и др.
Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы при условии занятости не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания с временной утратой трудоспособности без госпитализации. Лечебно-профилактическое питание также положено сотрудникам, признанным инвалидами вследствие профессионального заболевания, вызванного характером выполняемой работы; женщинам на период отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, имевшим право на получение питания до наступления указанного отпуска и некоторым другим категориям работников.
Лечебно-профилактическое питание выдается перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов, а в отдельных случаях - в обеденный перерыв. Выдаются, в частности, молоко, мясо, рыба, бобовые, яйцо, витамины А, С, сахар.
Приготовление и выдача питания и витаминных препаратов производятся в пределах рационов (приведены в приложении). Составляются недельные меню-раскладки на каждый рабочий день и картотека блюд.
Помещения, где организуется выдача лечебно-профилактического питания и витаминных препаратов, должны соответствовать действующим санитарным нормам. Выплата компенсаций вместо получения питания не допускается. Молоко и другие равноценные продукты работникам, получающим лечебно-профилактическое питание, не выдаются. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2009 г. Регистрационный N 13796.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ "О признании утратившим силу абзаца третьего пункта "а" части первой статьи 53 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
Федеральный закон касается сроков назначения пенсий бывшим военнослужащим и лицам, служившим в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах наркоконтроля, в уголовно-исполнительной системе.
Признана утратившей силу норма, согласно которой при увольнении со службы в связи с лишением свободы пенсия назначается со дня обращения за ней после освобождения. Дело в том, что указанная норма взаимосвязана с положением, согласно которому в случае лишения пенсионера свободы выплата пенсии приостанавливается. Однако оно было признано не соответствующим Конституции РФ и с 1 января 2008 г. утратило силу.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Расширен перечень категорий лиц, подлежащих воинскому учету.
К ним отнесены граждане, уволенные с альтернативной гражданской службы, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретшие российское гражданство, а также женщины, получившие военно-учетную специальность.
Военнослужащие, отчисленные из военных образовательных учреждений, не достигшие 18 лет, увольняются со службы и подлежат постановке на учет и призыву на общих основаниях.
Ранее такие военнослужащие направлялись в военный комиссариат для постановки на учет и в дальнейшем призывались. Первоначально граждане подлежат воинскому учету при достижении ими 17 лет. В то же время в военные образовательные учреждения могут поступать 16-летние граждане. Таким образом, при отчислении они не могли быть поставлены на учет.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2009 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина И.Н. Куашева"
Оспаривалась конституционность нормы, в силу которой "военнослужащий-срочник" не подлежит исключению из списков личного состава воинской части в день истечения срока его службы по призыву в случае, если он находится под следствием.
КС РФ признал данную норму неконституционной в той мере, в которой она допускает оставлять на службе всех "военнослужащих-срочников", срок службы по призыву которых истек, если в отношении них возбуждено уголовное дело.
Как пояснил КС РФ, такое ограничение должно распространяться лишь на тех военнослужащих, к которым применены уголовно-процессуальные меры пресечения, реализуемые командованием воинской части (наблюдение командования воинской части, заключение под стражу с содержанием на гауптвахте). В этом случае на командование воинской части возлагается обязанность по исполнению этих мер. Соответственно, для реализации мер командование и наделяется правомочием не исключать военнослужащего из списков личного состава в день истечения срока его службы. В остальных случаях применение оспариваемого положения не может рассматриваться как соразмерное ограничение прав военнослужащих.
До внесения федеральным законодателем соответствующих изменений и дополнений оспариваемая норма может применяться только в случаях, когда в отношении военнослужащего избрана мера пресечения, в реализации которой участвует командование воинской части. В отношении военнослужащих, не исключенных из списков личного состава в связи с их уголовным преследованием, органы уголовного судопроизводства должны решить вопрос о возможности применения к ним указанных меры пресечения. Командование воинской части в случае, если такая мера не будет назначена, обязано принять решение об исключении военнослужащего из списков воинской части.

Приказ МВД РФ от 11 января 2009 г. N 8 "О внесении изменения в Инструкцию по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288"
Верховный Суд РФ (решение от 17 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1077) признал незаконным правило, обязывающее граждан хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту пребывания в запираемых на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Соответствующие изменения внесены в Инструкцию МВД России по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории России.
Изменения действуют со дня вступления решения суда в законную силу - с 7 октября 2008 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2009 г. Регистрационный N 13845.


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статью 186 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Устанавливается уголовная ответственность за хранение и перевозку в целях сбыта заведомо поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в российской и иностранной валюте либо иностранной валюты.
Виновные лица будут наказываться лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Ранее уголовная ответственность предусматривалась только за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в статьи 215 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Установлено: если обвиняемый, не содержащийся под стражей, и его защитник являются для ознакомления с материалами уголовного дела, но явно затягивают время ознакомления, суд вправе его ограничить.
Ранее суд мог ограничить время для ознакомления с материалами уголовных дел только для обвиняемых, содержащихся под стражей, и их адвокатов.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания"
Подготовлены новые разъяснения, касающиеся условно-досрочного освобождения (УДО), а также замены неотбытой части наказания более мягким его видом. К каждому осужденному нужно подходить индивидуально.
Указано, что следует учитывать, если: наказание смягчено в результате амнистии или помилования; лицо осуждено по совокупности преступлений различной тяжести или по совокупности приговоров; осужденный является несовершеннолетним; было назначено дополнительное наказание; речь идет об иностранных гражданах, не имеющих постоянного места жительства в РФ и т.д.
Отмена УДО сама по себе не является препятствием для повторного применения УДО. Особое внимание уделено основаниям для УДО или замены неотбытой части наказания (для отказа в этом). Основания для отказа предусмотрены законом. К ним не относятся наличие судимости, мягкость наказания, непризнание вины, кратковременность пребывания в одном из исправительных учреждений.
Суд не вправе заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением, сокращать неотбытый срок наказания. Отмечены наиболее важные моменты, связанные с освобождением от отбывания наказания по болезни, с отсрочкой отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.
По просьбе осужденного ему обеспечивается личное участие в судебном заседании (либо применение видеоконференц-связи). Признанно не действующим на территории РФ постановление Пленума ВС СССР, посвященное практике УДО и замены неотбытой части наказания более мягким.


Международные отношения

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 64-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о внесении изменения в Договор аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.
Ратифицирован Протокол, которым вносятся изменения в договор аренды комплекса "Байконур", заключенный между Правительствами России и Казахстана.
Протокол уточняет, какие лица подпадают под юрисдикцию России в случае совершения противоправных действий против РФ и ее граждан, воинских преступлений и правонарушений в связи с исполнением обязанностей военной службы вне пределов комплекса "Байконур" на территории Казахстана. К таким лицам отнесены российские граждане из числа персонала космодрома, сотрудников правоохранительных органов и органов государственной власти РФ, работающих на комплексе "Байконур", а также члены их семей. Ранее в указанных случаях Россия могла осуществлять юрисдикцию только в отношении персонала космодрома и членов их семей.
Также Протокол предусматривает, что вопросы юрисдикции и взаимодействия правоохранительных органов государств сторон при применении их законодательства на территории комплекса "Байконур" будут определяться отдельным соглашением. Ранее отдельным соглашением планировалось урегулировать только конкретные вопросы взаимодействия правоохранительных органов сторон при применении законодательства.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 63-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике"
Ратифицированное соглашение подписано сторонами в г. Светлогорске 4 декабря 2007 г. Оно создает правовую основу российско-литовского сотрудничества в области внутреннего водного транспорта. Соглашением регулируется порядок плавания судов обеих стран по внутренним водным путям в Калининградской области и в Литве в межгосударственном сообщении, а также плавания российских судов через водные пути Литвы в Балтийское море и обратно.
Соглашение устанавливает иной порядок плавания литовских судов по внутренним водным путям Калининградской области, чем предусмотрено Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, - без получения разрешения Правительства РФ.

Приказ Минтранса РФ от 19 декабря 2008 г. N 214 "Об утверждении Порядка оформления, выдачи и ведения мореходной книжки"
С 1 января 2009 г. морякам выдается мореходная книжка - документ, содержащий сведения о работе моряка в качестве члена экипажа морского судна. Такая книжка должна быть у каждого члена экипажа судна, плавающего под флагом РФ, при выходе на судне в море. Мореходная книжка подтверждает занятие определенной должности на борту судна. Книжка выдается зарегистрированными в РФ судовладельцами (при заключении трудового договора о работе на судне), а также администрациями морских портов и бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Курсантам учебных заведений, направляемым на судно для прохождения практики, мореходную книжку выдают учебные заведения морского и речного транспорта.
Установлен перечень документов, необходимых для получения мореходной книжки. Книжка оформляется в течение 3 дней с момента представления документов. В мореходной книжке указываются: фамилия, имя, отчество владельца; гражданство; дата и место рождения; наименование организации, должность, фамилия и инициалы лица, выдавшего книжку; дата выдачи книжки; сведения о работе моряка на судне. В книжку вклеивается фотография владельца. Также ставится подпись владельца. Регламентирован порядок заполнения книжек.
Срок действия мореходной книжки не ограничен. Книжка должна находиться у моряка. С письменного согласия моряка она может храниться у капитана судна. Следует иметь в виду, что мореходная книжка не является удостоверением личности моряка и не заменяет трудовую книжку. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2009 г. Регистрационный N 13809.

Приказ Минтранса РФ от 19 декабря 2008 г. N 213 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения об удостоверении личности моряка"
Удостоверение личности моряка удостоверяет личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река-море) плавания, используемых для целей торгового мореплавания. Удостоверение выдается гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики. Удостоверение выдается Росморречфлотом, а также находящимися в его ведении ФГУ и капитанами морских портов. Срок действия удостоверения личности моряка - 5 лет. Приведены формы документов, используемых в процессе выдачи удостоверений (анкета-заявление о выдаче удостоверения; представление российского судовладельца и организации по найму и трудоустройству моряков, подтверждающего работу заявителя на судне; заключение о результатах проверки оснований для оформления и выдачи удостоверения; уведомление об отказе в выдаче удостоверения и др.).
Установлен порядок заполнения бланка удостоверения.
Определены меры по обеспечению безопасности при изготовлении, доставке, обработке данных, оформлении и хранении удостоверения личности моряка. Описана процедура административного обжалования отказа в выдаче удостоверения личности моряка и решения об его изъятии.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2009 г. Регистрационный N 13808.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги от 12.05.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Арбитражное правосудие в России" и "Вестники арбитражных судов"



Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное