Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


IV Всероссийский профессиональный Конкурс
"ПРАВОВАЯ РОССИЯ"



ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Антикризисные меры | Горячие документы | Гарант-видео | Форум юристов


Версия от 21 февраля 2009 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Тарифы и цены
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Выборы, избирательная система, референдум
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Письмо Федеральной налоговой службы от 17 февраля 2009 г. N ВЕ-22-3/140@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за январь 2009 года"
С 1 января 2007 г. ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 руб. за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).
Приводятся данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти за январь 2009 г. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 42,28 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 31,5232 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 3,2948 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 3,1801). Значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи с некоторым ростом цен на нефть и повышением курса доллара ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась. Данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 г., приведены в письме ФНС России от 16 января 2009 г. N ШС-22-3/27.

Письмо Федеральной налоговой службы от 21 января 2009 г. N МН-22-6/50@ "О порядке учета в налоговых органах индивидуальных предпринимателей в связи с внесением изменений в статью 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации" вместе с приложением "Правила заполнения машинно-ориентированных форм документов, используемых при учете организаций и физических лиц, представленных на бумажном носителе"
С 1 января 2009 г. изменился порядок применения УСН индивидуальными предпринимателями (ИП) на основе патента. В связи с этим даны разъяснения по вопросу учета в налоговых органах таких ИП.
Если ИП, состоящий на налоговом учете в одном субъекте Российской Федерации, желает применять УСН на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации, то он обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации. Заявления подаются в налоговый орган по месту осуществления деятельности, на которую выдается патент. Срок подачи - не позднее чем за один месяц до начала применения УСН на основе патента. Рекомендуемая форма заявления о постановке на учет утверждена приказом ФНС России от 31.12.2008 N ММ-3-6/700@. Приведены правила оформления заявления. Заявление может быть подано как самим ИП, так и через представителя. В последнем случае представителю необходимо представить копию доверенности на подписание заявления от имени ИП.
Датой постановки на налоговый учет считается дата начала действия патента. О постановке на учет предпринимателю направляется уведомление вместе с патентом. Снятие с учета осуществляется в течение пяти рабочих дней по истечении срока действия патента. При этом подавать заявление о снятии с учета не нужно. Датой снятия с учета является дата окончания действия патента.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет (снятие с учета), обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующих сведений в ЕГРН, сообщить об этом в налоговый орган по месту жительства ИП.


Банковская деятельность

Указание ЦБР от 9 февраля 2009 г. N 2179-У "О размере процентных ставок по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами"
Установлены процентные ставки по кредитам, обеспеченным активами или поручительствами (вместо ставок по кредитам, обеспеченным только поручительствами). Это связано с тем, что теперь кредиты ЦБР для кредитных организаций (кроме внутридневных кредитов и кредитов овернайт) могут быть обеспечены не только активами, но и поручительствами банков. Новая ставка по кредитам на срок до 90 календарных дней составляет 12% годовых (прежняя ставка по кредитам, обеспеченным поручительствами - 11,25%), на срок от 91 до 180 дней - 12,5% (прежняя - 12%). По кредитам на срок от 181 до 365 дней ставка, как и ранее, равна 13%.
Указание вступает в силу с 10 февраля 2009 г.

Указание ЦБР от 9 февраля 2009 г. N 2178-У "О размере процентных ставок по ломбардным кредитам Банка России"
С 10 февраля 2009 г. возросли процентные ставки по ломбардным кредитам Банка России.
Процентная ставка составляет 12% годовых при предоставлении кредита на любой из предусмотренных сроков: 1, 7 или 30 календарных дней.
Ранее ставка равнялась 11% годовых. При выдаче кредита на 7 дней указанная ставка применялась, если последние два ломбардных кредитных аукциона на срок две недели (14 календарных дней) признаны несостоявшимися. Теперь такого условия нет.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Указание ЦБР от 9 февраля 2009 г. N 2177-У "О размере процентных ставок по депозитным операциям Банка России"
С 10 февраля 2009 г. действуют повышенные фиксированные процентные ставки по депозитным операциям Банка России.
Так, ставка по депозитным операциям на стандартных условиях "том-некст", "спот-некст" и "до востребования" составляет 7,75% годовых; на стандартных условиях "одна неделя" и "спот-неделя" - 8,25% годовых.
Ранее (а именно с 1 декабря 2008 г.) применялись ставки 6,75% и 7,25% годовых соответственно.
Указание вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Письмо ЦБР от 4 февраля 2009 г. N 13-Т
С 5 февраля 2009 г. Банк России заключает с кредитными организациями договоры корреспондентского счета с открытием счетов в Первом операционном управлении ЦБР в долларах США и евро по новой форме.
Приведена новая типовая форма договора корреспондентских счетов. Изменился режим счетов. Так, согласно новым правилам денежные средства зачисляются на основании сообщения банка-корреспондента ЦБР о переводе денежных средств в пользу корреспондента (формат SWIFT MT 202) или на основании указанного сообщения и подтверждения банка-корреспондента ЦБР об их поступлении на корреспондентский счет ЦБР в пользу корреспондента (формат SWIFT МT 910 или 940, 950). Списание денежных средств производится на основании распоряжений корреспондента (формат SWIFT MТ 202).
Для проведения операций по счетам используются действующие RMA авторизации. Обмен RMA авторизациями осуществляется в соответствии с требованиями, установленными SWIFT. ЦБР и корреспондент могут направлять друг другу запросы по системе SWIFT (формат SWIFT МТn9n).
ЦБР вправе списывать со счетов в безакцептном порядке комиссии за исполнение распоряжений корреспондента. Введена дополнительная обязанность Банка России направлять корреспонденту почтой выписки из счетов по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным. Расширены и обязанности корреспондента. Так, он должен направлять не позднее даты валютирования сообщения о поступлении средств на счета (формат SWIFT MT 210), представлять в ЦБР подтверждение остатков по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Договоры корреспондентского счета, заключенные в целях предоставления российским кредитным организациям кредитов без обеспечения, должны быть приведены в соответствие с новой типовой формой.


Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 23 октября 2008 г. N 08-41/пз-н "Об утверждении Положения о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов"
Установлен новый порядок расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. Размер собственных средств организации определяется как разница между стоимостью активов и суммой пассивов организации.
Так, основные средства включаются в состав активов в оценке по данным бухгалтерского учета (за вычетом начисленной амортизации). Незавершенное строительство учитывается в составе активов в части затрат на приобретение земельных участков и строительство объектов основных средств при условии, что стоимость объекта незавершенного строительства согласно отчету оценщика больше или равна стоимости этого объекта по данным бухучета.
В состав активов включены используемые организацией для профессиональной или управленческой деятельности программы ЭВМ и базы данных, а также затраты на их приобретение (при условии, что срок службы программ и баз данных - не менее 1 года); отложенные налоговые активы; прошедшие процедуру листинга иностранные финансовые инструменты, квалифицированные как ценные бумаги; доли в уставных капиталах организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Уточнен состав включаемой в активы дебиторской задолженности, порядок оценки ценных бумаг, учитываемых в составе финансовых вложений. Не включаются в состав финансовых вложений акции закрытых акционерных обществ (кроме акций инфраструктурных организаций). Стоимость активов организации корректируется на коэффициенты. В состав пассивов не включаются суммы выданных брокером поручительств, обеспечивающих исполнение обязательств по сделкам, совершенным на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Установленный порядок расчета собственных средств не распространяется на кредитные организации. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании обязаны обеспечить соответствие размера собственных средств, рассчитанного по новым правилам, установленному нормативу достаточности собственных средств до 1 июля 2009 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2009 г. Регистрационный N 13265.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2009 г. N 99 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов труб"
В Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации включена новая подсубпозиция для обозначения труб из черных металлов диаметром более 406,4 мм для нефте- и газопроводов с утяжеляющей бетонной оболочкой. Этому товару присвоен код 7305 11 000 4. В течение 9 месяцев при ввозе в Россию указанного товара будет действовать нулевая ставка таможенной пошлины.
Трубы с бетонным покрытием необходимы, прежде всего, для строительства газопровода Nord Stream ("Северный поток"), который предполагается проложить из России в Германию по дну Балтийского моря.
При этом прочим прямошовным трубам большого диаметра для нефте- и газопроводов присвоен новый код ТН ВЭД - 7305 11 000 8 (вместо 7305 11 000 9). Соответствующие изменения вносятся в постановление Правительства РФ, которое предусматривает меры по защите российских производителей труб большого диаметра. При ввозе этого товара (с новым кодом ТН ВЭД) в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления будет и далее уплачиваться антидемпинговая пошлина (8 %) вплоть до 20 декабря 2009 г.
Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

Приказ Федеральной таможенной службы от 25 декабря 2008 г. N 1670 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 4 сентября 2007 г. N 1057"
Изменения направлены на усовершенствование порядка декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, заявляются в одной ГТД (ранее это можно было сделать путем одновременной подачи нескольких ГТД). Предоставляется возможность применять периодическое декларирование при перемещении через таможенную границу Российской Федерации валюты (выручки и разменной валюты в виде банкнот и монет) в связи с реализацией товаров на железнодорожном и иных видах транспорта (ранее - только на воздушном транспорте).
При декларировании юрлицами ценных бумаг в ГТД (графа 22) указывается их номинальная стоимость. Ранее в этом случае графа 22 не заполнялась. При декларировании наличной валюты следует указывать сумму перемещаемой валюты.
К дополнительной информации, указываемой в графе 44 под номером 9.3, отнесены сведения о декларировании продуктов переработки, отходов и остатков товаров. Определены новые особенности заполнения ГТД при вывозе товаров.
Если у декларанта отсутствуют сведения о стране назначения, в графе 17 ГТД указывается "Неизвестна". Это правило распространяется на случаи подачи неполных таможенных деклараций, если недостающие сведения будут представлены дополнительно в течение 45 дней, или подачи временных таможенных деклараций, если указанные сведения будут заявлены в полных декларациях. Указанная норма действует и при декларировании вывозимых товаров, помещаемых под таможенный режим таможенного склада, а также специальные таможенные режимы беспошлинной торговли и перемещения припасов.
Установлены порядки заполнения графы 18 "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении" комплекта ТД1; графы 18 "Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии" комплекта ТД3; графы 26 "Вид транспорта внутри страны".
Приказ вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования.


Тарифы и цены

Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. N 98 "Об утверждении Правил осуществления контроля за применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы"
Применение территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, контролируется органом власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В рамках контроля проводятся выездные проверки, а также проверки по месту нахождения органа регулирования (в том числе с привлечением независимых экспертов). Основание - приказ (распоряжение) органа регулирования.
В ходе проверки анализируются представленные от организаций документы и информация.
Плановая проверка проводится, как правило, 1 раз в 3 года в течение месяца. При наличии большого объема проверяемой информации срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отдельных случаях может проводиться внеплановая проверка. Определены права и обязанности проверяющих должностных лиц.
По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о проверяемой организации, предмет проверки, перечень проведенных мероприятий и др.
Один экземпляр акта направляется проверяемой организации, другой остается в органе регулирования.


Транспорт и связь

Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности"
Установлены правовые основы навигационной деятельности в РФ - деятельности, связанной с определением и использованием координатно-временных параметров объектов. Транспортные и технические средства, перечень которых определяют уполномоченные органы, должны быть оснащены средствами навигации, работающими через российские навигационные системы. Это необходимо для обеспечения обороны и безопасности, повышения эффективности управления движением транспорта, безопасности перевозок, проведения геодезических и кадастровых работ.
Закреплено право собственности РФ на космические аппараты и объекты наземной космической инфраструктуры, относящиеся к спутниковым навигационным системам и создаваемые за счет федерального бюджета. Эти средства и объекты изымаются из оборота и не подлежат отчуждению.
Граждане и юридические лица могут оказывать услуги в сфере навигационной деятельности на всей территории РФ без ограничения точности определения координат объектов, кроме территорий и объектов с особым режимом.
Навигационные сигналы с открытым доступом предоставляются безвозмездно и без ограничений.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме требований об оснащении некоторых средств и систем средствами навигации, функционирующих через российские навигационные системы (вступают в силу с 1 января 2011 г.).


Иные вопросы хозяйственной деятельности

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64 "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации"
Начиная с 31 декабря 2008 г., в ЕГРЮЛ вносятся записи о нахождении юрлиц в процессе реорганизации.
Юрлицо обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в течение трех рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В случае участия в реорганизации двух и более юрлиц уведомление направляется юрлицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. Приведена рекомендуемая форма письменного уведомления о начале процедуры реорганизации. К уведомлению должно прилагаться решение о реорганизации.
Уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юрлица, принявшего решение о реорганизации, либо юрлица, последним принявшего решение о реорганизации или определенного решением о реорганизации. Уведомление может быть представлено непосредственно или направлено почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.
Запись в ЕГРЮЛ о том, что юрлицо находиться в процессе реорганизации, вносится в срок не более трех рабочих дней со дня представления письменного уведомления. Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи, лист записи и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о внесенной записи, оформляются в отношении каждого реорганизуемого юридического лица.
Кроме того, юрлицо обязано дважды разместить в Вестнике государственной регистрации сообщение о своей реорганизации. Первый раз - после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, второй - не ранее чем по истечении одного месяца со дня размещения первого сообщения.
На юрлиц, решения о реорганизации которых приняты до 31 декабря 2008 г., вышеуказанные правила не распространяются.


Основы государственно-правового устройства

Приказ Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 12 декабря 2008 г. N 658 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Госкорпорации "Росатом", признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
Вместо Федерального агентства по атомной энергии образована Госкорпорация "Росатом". На Госкорпорацию возложены полномочия по изданию актов, регулирующих ее сферу деятельности.
Эти акты, за исключением составляющих гостайну или конфиденциальные сведения, публикуются на официальном интернет-сайте Госкорпорации и вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если не установлен иной срок и/или порядок вступления в силу.
Опубликование актов, не нуждающихся в госрегистрации Минюстом России, на интернет-сайте "Росатома"считается их официальной публикацией. Порядок официального опубликования и вступления в силу актов Федерального агентства по атомной энергии признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2009 г. Регистрационный N 13264.

Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности частей 1, 2, 3 и 4 статьи 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"и пунктов 2 и 4 части 2 статьи 13 Закона Псковской области "О государственной гражданской службе Псковской области"в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов"
Оспаривалась конституционность норм Федерального закона, предусматривающих случаи, при которых для замещения должности государственной гражданской службы конкурс не проводится.
Также предметом проверки КС РФ стали нормы регионального закона, устанавливающие "собственные" (не предусмотренные федеральным законодателем) основания для поступления на государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации без конкурса.
КС РФ счел, что нормы Федерального закона соответствуют Конституции РФ, положения регионального закона - нет.
Как пояснил КС РФ, к числу основных принципов гражданской службы относятся единство правовых и организационных основ, равный доступ граждан к ее прохождению. Федеральный закон, нормы которого оспариваются, устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации порядок замещения должностей - по результатам конкурса, а также предусматривает исключения из этого общего правила. Конкурсный порядок замещения должности, с одной стороны, позволяет расширить круг претендентов на эту должность, выбрать наиболее способных и подготовленных, а с другой - минимизирует субъективность в оценке конкретного лица. Институт конкурсного подбора для замещения должностей госслужбы позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.
Вместе с тем федеральный законодатель вправе предусматривать исключения из этого общего правила, определяя случаи, в которых конкурс на замещение должностей госслужбы не проводится.
С учетом этого, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе выходить за рамки оснований, предусмотренных Федеральным законом, и расширять круг предусмотренных этим законом исключений из общего правила о конкурсном поступлении на гражданскую госслужбу.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"
Приведены виды решений и действий, которые могут быть обжалованы в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Так, отмечено, что к числу обжалуемых решений могут быть отнесены не только письменные, но и устные решения. При этом обжалуемое письменное решение может быть принято как в установленной, так и в произвольной форме (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Разъясняется, что следует понимать для целей обжалования под действием или бездействием. Так, действие - властное волеизъявление соответствующих органов власти и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К бездействию относится неисполнение органом власти, должностным лицом, служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Определены категории должностных лиц, решения или действия которых подлежат обжалованию в указанном порядке. В таком порядке могут оспариваться и решения, действия (бездействие) юрлиц и предпринимателей, принятых или совершенных при осуществлении ими переданных конкретных государственно-властных полномочий (к примеру, при выполнении работ по сертификации).
В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций - не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы госвласти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для них решения, действия. Приведены некоторые моменты, касающиеся оформления заявления об оспаривании, а также прилагаемых к нему документов.
Затронуты отдельные вопросы определения подведомственности по такого рода делам. Так, при отказе в госрегистрации редакции СМИ подведомственность определяется в зависимости от организационно-правовой формы юрлица, в которой организуется редакция. Указаны категории дел, которые не могут рассматриваться в указанном порядке. Разъяснены некоторые вопросы, связанные с определением вида судопроизводства, подсудности дел, с подготовкой дел к рассмотрению, с оформлением итоговых решений суда.
Внесены соответствующие изменения в ранее подготовленное постановление Пленума ВС РФ по вопросам применения ГПК РФ.


Бюджетная система

Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. N 139-р О распределении дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета
Российским кредитным организациям, которые в 2009 г. выдадут кредиты гражданам на покупку отечественных автомобилей стоимостью до 350 тыс. руб., предполагается оказание господдержки.
В 2009 г. им планируется предоставлять субсидии на возмещение выпадающих доходов по этим кредитам исходя из двух третьих ставки рефинансирования ЦБР. Всего на указанные цели из федерального бюджета будет выделено 2 млрд руб.
Кроме того, на 12,5 млрд руб. увеличены ассигнования из федерального бюджета, направляемые на закупку отдельными федеральными органами исполнительной власти в 2009 г. российской автомобильной техники. Дополнительные средства распределены между Минобороны России (4 млрд руб.), МВД России (2,43 млрд руб.), МЧС России (1,99 млрд руб.), ФТС России (0,09 млрд руб.), Минздравсоцразвития России (3,76 млрд руб.), ФСКН России (0,21 млрд руб.), СВР России (0,03 млрд руб.).


Выборы, избирательная система, референдум

Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
Согласно Федеральному закону члены Совета Федерации избираются только из числа региональных и муниципальных депутатов.
Сокращен перечень требований, предъявляемых к кандидату для избрания в качестве представителя верхней палаты парламента (отменен "ценз оседлости" - проживание в субъекте Российской Федерации в совокупности 10 лет).
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня его избрания (назначения) соответствующим органом власти субъекта Российской Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации приступает к осуществлению своих полномочий со дня подтверждения получения Советом Федерации необходимых документов. Расширен перечень документов, представляемых кандидатом для избрания.
Упрощена процедура досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации: он может быть отозван тем органом, который его избрал. Для этого достаточно уведомить телеграммой Совет Федерации. Ранее требовалось представление Председателя Совета Федерации.
Член Совета Федерации, избранный (назначенный) до дня вступления в силу Федерального закона, продолжает осуществлять свои полномочия до избрания (назначения) нового члена Совета Федерации - представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Прежние изменения в порядок формирования Совета Федерации признаны утратившими силу.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.


Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 94 "О порядке определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии"
Установлен порядок определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии (за исключением участков недр, предоставляемых на праве краткосрочного пользования - до 1 года).
Размер разового платежа рассчитывается Федеральным агентством по недропользованию и устанавливается в лицензии на пользование недрами.
Приведены особенности расчета размера разового платежа с учетом всех случаев, когда участки недр предоставляются без конкурсов и аукционов.
Так, определены условия, при которых разовый платеж устанавливается в минимальном размере. В основе формулы для расчета минимального размера разового платежа лежит размер налога на добычу полезных ископаемых, помноженный на коэффициент 0,1 (минимальный процент расчета величины налога в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации). Указанная мощность (среднегодовая планируемая добыча полезного ископаемого) определяется Роснедрами.

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2009 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой гражданки Л.Г. Погодиной"
КС РФ не нашел оснований для признания неконституционными норм, регулирующих процедуру выделения участков в счет долей в праве общей собственности на землю с/х назначения. Так, согласно этой процедуре, месторасположение выделяемого земельного участка определяется заинтересованным в выделе сособственником в соответствии с решением общего собрания всех сособственников. Указанным решением должно быть утверждено местоположение части "общего" земельного участка, которая предназначена для выделения в счет долей. При этом решение собрания считается принятым, если за него проголосовали участники, владеющие более чем 50% долей.
По мнению заявителя, такая процедура позволяет сособственникам, имеющим большинство голосов, использовать превосходство в своем имущественном положении для осуществления своих прав.
КС РФ разъяснил, что специфика указанной процедуры обусловлена одним из принципов регулирования оборота земель с/х назначения - сохранением целевого использования этих земель. С учетом этого, общему собранию сособственников предоставлено право утверждать границы (местоположение) части участка, предназначенной для выделения. Вместе с тем общее собрание не вправе определить границы части этого "общего" участка в меньшем размере, чем это необходимо для удовлетворения требований всех сособственников, которые хотят выделить свои доли.
Кроме того, КС РФ пояснил, что сособственник вправе реализовать свое право на выделение участка в счет доли посредством предварительной публикации в СМИ, включая и тот случай, когда общее собрание не проводилось вообще. Перед этим заинтересованным сособственником должны быть предприняты все необходимые действия по созыву такого собрания. Если же имеется хотя бы одно возражение относительно местоположения выделяемого участка, то спор разрешается с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектами Российской Федерации.
Также, если собрание по вопросу об определении части участка, предназначенного для выделения, не проводилось (хотя заинтересованный сособственник принял все возможные меры для его проведения), не исключается возможность проведения собрания по вопросу о выделении конкретного участка отдельному сособственнику. Решение в этом случае принимается большинством голосов, определяемым по числу долей, принадлежащих присутствующим на этом собрании участников. При этом такое решение может быть оспорено не согласными с ним сособственниками в судебном порядке.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 19-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Федеральный закон предоставляет возможность призерам Олимпийских, Паралимпийских поступать в образовательные учреждения для обучения по спортивным специальностям без вступительных экзаменов.
Ранее таким правом пользовались только Чемпионы этих игр.
Внесение изменений обусловлено принятием ФЗ от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ, в соответствии с которым победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам принимаются без вступительных испытаний в образовательные учреждения, высшие учебные заведения и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием.
Устранены ошибки, допущенные при использовании олимпийской терминологии.

Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 25-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Испания о деятельности культурных центров от 15 ноября 2001 г."
Ратифицированный Протокол создает взаимовыгодные налоговые условия и гарантии для деятельности культурных центров Сторон Соглашения - Российского центра науки и культуры в Мадриде и Института имени Сервантеса в Москве.
Так, уточнен гражданско-правовой статус указанных центров. Они рассматриваются Сторонами Соглашения в качестве образовательных и культурных учреждений. Культурные центры освобождены от обязанности получения лицензии (разрешения) на образовательную деятельность и уплаты налогов, за исключением НДС, к которому применяется законодательство государства пребывания. При этом Стороны на взаимной основе отказываются от предъявления налоговых претензий, связанных с деятельностью их центров до вступления в силу данного Протокола.
Культурным центрам предоставлено право заключать соглашения с государственными учреждениями, органами местного самоуправления, творческими союзами, общественными и частными организациями принимающей Стороны.

Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов"
Регламентирован порядок формирования и деятельности федеральных и национальных исследовательских университетов.
Федеральные университеты, являясь ведущим научно-методическим центром в области своей деятельности, выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивая интеграцию науки, образования и производства путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения. Категорию "национальный исследовательский университет" устанавливают на 10 лет по результатам конкурсного отбора университетам, одинаково эффективно реализующим образовательные программы высшего и послевузовского профобразования и выполняющим научные исследования по широкому спектру наук. Федеральные и национальные исследовательские университеты вправе реализовывать образовательные программы на основе собственных образовательных стандартов и требований.
Федеральные университеты создаются Правительством РФ на основании решения Президента РФ в форме автономного учреждения, как правило, на базе федеральных государственных вузов и научных организаций, государственных академий наук и их региональных отделений.
Установлен особый порядок управления федеральными университетами. Ректор федерального университета назначается Правительством РФ на срок до 5 лет. Предусмотрено обязательное формирование попечительских советов и учреждение должности президента федерального университета.
Уточнен порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профобразования.
Деятельность ранее созданных федеральных университетов должна быть приведена в соответствие с принятым Федеральным законом до 1 января 2010 г. За образованными ранее национальными исследовательскими университетами данная категория сохраняется до истечения срока действия программ их создания и развития.

Распоряжение Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 132-р Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
Утверждена Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на 2009-2025 гг.
Устойчивое развитие коренных малочисленных народов предполагает укрепление их социально-экономического потенциала, сохранение исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей. В основе этого должна лежать целевая поддержка государства.
Так, в рамках господдержки планируется создать новые кочевые школы, фактории, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Предполагается развивать инновационные формы дистанционного образования, мобильные формы оказания медицинской помощи и телемедицины; обеспечить доступ к сети Интернет и мобильной связи. Также необходимо создать условия для занятости представителей коренных малочисленных народов в этнотуризме и экологическом туризме, в лесовосстановительных, землеустроительных и природоохранных работах, в мониторинге состояния окружающей природной среды.
Предусматривается увеличение субсидий из федерального бюджета на поддержку северного оленеводства и племенного животноводства с одновременным снижением платы за единицу площади лесных участков для ведения северного оленеводства. Кроме того, в целях увеличения охотничьих ресурсов, повышения занятости местного населения и обеспечения продовольственной безопасности районов Крайнего Севера планируется проведение мер господдержки по расселению овцебыков.
В результате реализации Концепции к 2025 г. предполагается достигнуть среднероссийских показателей качества жизни коренных малочисленных народов России.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 24-ФЗ "О создании Красносулинского районного суда Ростовской области и упразднении некоторых районных судов Ростовской области"
Создан Красносулинский районный суд Ростовской области. В его юрисдикцию передаются вопросы осуществления правосудия, относящиеся к ведению Зверевского и Красносулинского городских судов области. Названные городские суды упраздняются.
Кроме того, упраздняются Кагальницкий и Константиновский районные суды, а также Каменский городской суд области. Относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию близлежащих районных судов.
Цель таких преобразований - упразднение малосоставных судов (со штатной численностью 3-4 судьи) и объединение небольших по численности населения судебных районов. Это необходимо по следующей причине. Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого рассматриваются в первой инстанции коллегией из трех судей. Малосоставные суды не всегда могут обеспечить коллегиальное рассмотрение дел, а введение дополнительных штатных единиц судей нецелесообразно.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.


Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

Федеральный закон от 14 февраля 2009 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Установлены фиксированные размеры денежных средств, которые могут быть использованы осужденными на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (помимо заработанных в период отбывания наказания средств, получаемых пенсий и пособий).
Указанные денежные средства теперь будут исчисляться не в МРОТ, а в твердых суммах. Так, осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях общего режима, смогут тратить на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости до 3 тыс. руб. (ранее - 3 МРОТ), в исправительных колониях строгого режима - до 2 тыс. руб. (вместо 2 МРОТ), в исправительных колониях особого режима - до 1 тыс. руб. (ранее - 1 МРОТ), в тюрьмах на общем режиме - до 800 руб. (вместо 1 МРОТ). В качестве меры поощрения осужденным может быть разрешено дополнительно расходовать на указанные цели до 500 руб.
Таким образом, установленные в твердой денежной сумме размеры разрешенных к расходованию средств превышают размеры, исчисленные в МРОТ. Это позволит удовлетворить основные потребности осужденных в продуктах питания и предметах первой необходимости.

Федеральный закон от 13 февраля 2009 г. N 20-ФЗ "О внесении изменения в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Ужесточена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения водителями, находящимися в состоянии опьянения.
Так, если в результате ДТП по вине пьяного водителя причинен тяжкий вред здоровью человека, водитель может быть лишен свободы на срок до 3 лет с лишением права управлять транспортным средством на такой же срок. Ранее в указанном случае максимально строгим наказанием было лишение свободы на срок до 2 лет с лишением водительских прав на срок до 3 лет или без такового.
Если в результате ДТП по вине пьяного водителя погиб человек, срок лишения свободы может составить до 7 лет плюс лишение водительских прав на срок до 3 лет (ранее - лишение свободы до 5 лет c лишением прав на срок до 3 лет). Если же погибло двое и более лиц, таких водителей будут лишать свободы на срок до 9 лет с лишением водительских прав на срок до 3 лет (ранее - лишение свободы до 7 лет с лишением прав на срок до 3 лет).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Разъяснены некоторые вопросы, связанные с рассмотрением судами жалоб на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора.
Рассмотрение такого рода жалоб производится в порядке состязательного судопроизводства. При этом судья в процессе рассмотрения не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом разбирательства по существу уголовного дела. В частности, судья не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния.
Приведены примеры решений и действий (бездействия), которые могут быть обжалованы в таком порядке. Так, к ним могут быть отнесены постановления о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица; о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному; об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении мер процессуального принуждения. Также может быть обжалован отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений и т.д. Кроме того, в суд могут быть обжалованы соответствующие решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Вместе с тем не подлежат обжалованию в указанном порядке решения и действия должностных лиц, полномочия которых не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве (например, прокурора, поддерживающего гособвинение в суде, начальника СИЗО). Не рассматриваются судом жалобы на решения и действия должностных лиц органов прокуратуры, связанные с рассмотрением надзорных жалоб на вступившие в законную силу судебные решения. Жалобу в суд на процессуальные решения и действия могут подавать не только любые участники уголовного судопроизводства, но и иные лица в той части, в которой эти действия и решения затрагивают их интересы.
Также даны некоторые рекомендации судам по досудебной подготовке такого рода дел. В частности, на стадии подготовки судам необходимо выяснить, не обжалуется ли решение или действие во внесудебном порядке и не завершено ли предварительное расследование по уголовному делу. Отмечены некоторые особенности рассмотрения жалоб в зависимости от категорий решений, которые обжалуются. Выделены некоторые особенности рассмотрения жалоб в случаях, когда заявителями выступают лица, содержащиеся под стражей либо отбывающие наказания в виде лишения свободы.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность от 24.02.2009

Главные новости:

Подписка на журналы "Законодательство", "Арбитражное правосудие в России" и "Вестники арбитражных судов"


Сдаем годовой отчет-2008!
Акция "Глобальная поддержка бухгалтера
на выгодных условиях"


Воспользуйтесь услугами, помогающими подготовить
бухгалтерскую и налоговую отчетность.

Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2009.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное