Приказ Минфина
РФ от 5 мая 2008 г. N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации
по налогу на прибыль организаций и Порядка ее
заполнения" Утверждена новая форма налоговой декларации по
налогу на прибыль организаций, а также определен порядок ее заполнения. В
новой форме нашли отражение изменения в Налоговом кодексе РФ, которые вступили в
действие с 1 января 2008 года. При этом структура декларации осталась
прежней. Скорректировано формирование показателей по расчету налога на
прибыль с доходов в виде дивидендов, облагаемых по нулевой ставке, а также
распределение авансовых платежей организациями, имеющими обособленные
подразделения за границей. Также внесены изменения в разделы, посвященные
списанию убытков прошлых лет. Добавились новые коды и строки для расшифровки
конкретных доходов и расходов. Так, появились строки, отражающие расходы на
приобретение предприятия как имущественного комплекса, а также расходы на
покупку прав на приобретение земельного участка. Из декларации исключены строки,
касающиеся сумм налога, учитываемых со времен переходного периода
2002 года, когда была введена глава НК РФ о налоге на прибыль. Приказ
вступает в силу с 1 июля 2008 года. Зарегистрировано в Минюсте РФ 2
июня 2008 г. Регистрационный N 11790
Приказ
Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. N ММ-3-2/152@ "Об
утверждении форм заявления о регистрации контрольно-кассовой техники, книги
учета контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой
техники" Контрольно-кассовая техника, применяемая организациями
и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых
органах по месту учета организации (индивидуального предпринимателя). Для
регистрации ККТ организация (предприниматель) представляет в налоговый орган
заявление. Регистрация ККТ осуществляется путем внесения сведений о ней в книгу
учета контрольно-кассовой техники. Одновременно с регистрацией налоговый орган
выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой
техники. Утверждены новые формы заявления о регистрации ККТ, книги учета
контрольно-кассовой техники и карточки регистрации контрольно-кассовой техники.
В заявлении о регистрации ККТ указываются следующие сведения о ККТ: модель,
заводской номер, год выпуска, адрес и место установки в организации, номер
паспорта ККТ, организация, осуществляющая техническую поддержку ККТ. Не
требуется указывать показания счетчиков ККТ. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30
мая 2008 г. Регистрационный N 11787
Банковская деятельность
Указание ЦБР
от 30 апреля 2008 г. N 2005-У "Об оценке экономического положения
банков" Порядок оценки экономического положения банков
разработан в целях обеспечения единства подходов к оценке деятельности банков,
осуществляемой Банком России в рамках надзора, с подходами, используемыми при
оценке банков на соответствие требованиям к участию в системе страхования
вкладов. По сравнению с действующим в настоящее время порядком определения
финансового состояния кредитных организаций (Указание ЦБР от 31.03.2000 г.
N 766-У) новый порядок отменяет деление банков на категории ("финансово
стабильные" и "проблемные"). Кроме того, с 4 до 5 увеличено количество
классификационных групп, а также изменена периодичность классификации банков -
вместо ежемесячной ежеквартальная. Уточнена методология оценки качества
управления банка. Так, выделена в самостоятельный компонент оценка прозрачности
структуры собственности банка. Перечень показателей оценки качества управления
банком дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления
стратегическим риском. Данный показатель определяет, насколько развитие
деятельности кредитной организации носит плановый характер, устанавливают ли
акционеры банка целевые ориентиры его деятельности, контролируется ли их
выполнение советом директоров. Информация об отнесении банка к
классификационной группе и о выявленных недостатках в его деятельности
направляется единоличному исполнительному органу банка в срок не позднее пятого
числа второго месяца квартала, следующего за отчетным. Далее указанную
информацию рекомендуется доводить до членов совета директоров (наблюдательного
совета) и коллегиального исполнительного органа банка. Разглашение информации
третьим лицам не допускается. Данное правило также является одним из
новшеств. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его
официального опубликования в "Вестнике Банка России". При этом следует иметь в
виду, что в отношении небанковских кредитных организаций оценка финансового
состояния будет осуществляться по-прежнему в соответствии с Указанием
N 766-У. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2008 г.
Регистрационный N 11755
Положение ЦБР
от 24 апреля 2008 г. N 318-П "О порядке ведения кассовых
операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот
и монеты Банка России в кредитных организациях
на территории Российской Федерации" Установлен новый
порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами, хранения, перевозки и
инкассации наличных денег в кредитных организациях на
территории РФ. Кредитные организации, их филиалы и внутренние
структурные подразделения вправе осуществлять операции по приему, выдаче,
размену, обмену, обработке наличных денег. Своим распорядительным документом
кредитная организация должна определить сумму минимального остатка хранения
наличных денег и сообщить об этом в территориальное учреждение ЦБР. При
проведении кассовых операций контролируется уровень радиоактивности денежных
знаков. Закреплены обязанности инкассаторов, кассиров и лиц, отвечающих за
сохранность ценностей. Определен порядок действий указанных сотрудников при
выполнении отдельных кассовых операций, завершении рабочего дня, перевозке и
инкассации наличных денег, при работе с сомнительными, неплатежеспособными и
имеющими признаки подделки денежными знаками. Также установлены требования к
оборудованию рабочих мест и помещений для совершения операций с ценностями,
правила применения программно-технических средств, банкоматов и кассовых
терминалов, автоматических сейфов, а также правила формирования и хранения
кассовых документов, ревизии наличных денег. Положение вступает в силу с 1
сентября 2008 г., за исключением правила о том, что банкноты, выдаваемые
клиентам в упаковке кредитных организаций (внутренних структурных подразделений)
должны быть обработаны с использованием счетно-сортировальных машин с функцией
распознавания машиночитаемых защитных признаков банкнот ЦБР. Это правило
вступает в силу с 1 января 2009 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая
2008 г. Регистрационный N 11751
Информация
ЦБР от 9 июня 2008 г. С 10 июня 2008 года в очередной раз
повышаются ставка рефинансирования Банка России и, как следствие, процентные
ставки по операциям, проводимым Банком России. Ставка рефинансирования ЦБР с
10 июня 2008 года составляет 10,75% годовых (вместо прежних 10,5%). По
кредиту овернайт процентная ставка повышена с 10,5% до 10,75% годовых, по
кредитам, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам
организаций или поручительствами кредитных организаций - с 7,5% до 7,75% (на
срок до 90 календарных дней) и с 8,5% до 8,75% (на срок от 91 до 180 календарных
дней). В аналогичном объеме увеличены процентные ставки по кредитам Банка
России, обеспеченным активами, предоставляемым на срок до 30 календарных дней
включительно, ломбардным кредитам Банка России, депозитным операциям, сделкам
"валютный своп", операциям прямого РЕПО, операциям предоставления ликвидности на
открытом рынке. Установлено, что изменение процентных ставок не меняет
величины процентных ставок по кредитам Банка России, предоставленным по
состоянию на 10 июня 2008 года.
Валютное регулирование и валютный
контроль
Постановление
Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П "По делу о проверке
конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса
Российской Федерации в связи с жалобой гражданки
М.А. Асламазян" КС РФ признал неконституционной норму УК РФ
о контрабанде в части ее применения к ввозу РФ иностранной валюты и (или) валюты
РФ. Оспариваемое положение предусматривает уголовную ответственность за ввоз
(вывоз) валюты в крупном размере, т.е. превышающем в эквиваленте 250 тыс.
руб. Как указал КС РФ, указанная норма не соответствует Конституции РФ в той
мере, в которой она позволяет не учитывать сумму, которую закон разрешает
перемещать через границу РФ без письменного декларирования. Указанное
уголовно-правовое регулирование не учитывает специфику валюты как предмета
таможенных правоотношений, не согласуется с законодательством о валютном
регулировании и валютном контроле и в условиях "плавающего" курса валют не
позволяет лицу четко предвидеть последствия своего поведения, связанного с
ввозом валюты. Кроме того, допуская признание размера недекларированной или
недостоверно декларированной валюты как крупного исходя из всей ввозимой суммы,
включая разрешенную к ввозу без декларирования сумму, оно создает возможность
расширительного толкования уголовного закона. В результате даже несущественное
превышение суммы, разрешенной для ввоза без декларирования, может повлечь
уголовную ответственность. Сумма наличной ввозимой в РФ валюты, превышение
которой требует обязательной подачи письменной таможенной декларации, определена
законодательно. Административная ответственность за недекларирование или
недостоверное декларирование валюты при перемещении через границу возможна,
только если общая ее сумма превышает в эквиваленте 10 тыс.долл. США.
Однако, как отметил КС РФ, в силу оспариваемой нормы УК если в день ввоза валюты
курс доллара составляет 25 руб. или более, то любой недекларируемый ввоз
валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс.долл. США, будет означать
контрабанду. Таким образом, даже при незначительном превышении законодательно
допустимой суммы данное административное деяние образует одновременно состав
контрабанды. В связи с этим оспариваемое положение УК РФ, признанное
неконституционным применительно к ввозу в РФ валюты, утрачивает силу и не
подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат
пересмотру.
Ценные бумаги, рынок ценных бумаг
Письмо
Федеральной службы по финансовым рынкам от 27 мая 2008 г.
N 08-ВМ-03/10748 "Об особенностях распределения акций акционерных обществ,
создаваемых в результате реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России" 1
июля 2008 года завершится реорганизация РАО "ЕЭС России". Из него будут
выделены ключевые электроэнергетические компании, которые были созданы в ходе
государственной реформы электроэнергетики. Само РАО "ЕЭС России" присоединится к
ОАО "ФСК ЕЭС"и прекратит свое существование как юридическое лицо. Вместе с
ликвидацией компании будут погашены и акции РАО "ЕЭС России". Взамен акционеры
РАО "ЕЭС России"получат акции выделяемых энергокомпаний. Акции будут
распределяться среди акционеров РАО "ЕЭС России"на основании списка, который
будет составлен 6 июня 2008 года, и в тот же день акции будут
конвертированы в дополнительные акции выделяемых компаний. Акции,
приобретенные после 6 июня 2008 года, будут конвертированы в дополнительные
акции ОАО "ФСК ЕЭС". Условия конвертирования определяются решением о
реорганизации.
Приказ
Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 апреля 2008 г.
N 08-18/пз-н "Об утверждении Положения о порядке учета имущества,
переданного в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного
фонда" Управляющая компания паевого инвестиционного фонда
обязана вести учет имущества, переданного в оплату инвестиционных паев этого
фонда. Установлен порядок ведения учета денежных средств, ценных бумаг и иного
имущества каждого лица, передавшего указанное имущество в оплату инвестиционных
паев паевого инвестиционного фонда. Информация о денежных средствах и ином
имуществе, переданном в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного
фонда, регистрируется в регистрах учета. Регистры учета открываются по каждому
виду переданного в оплату паев имущества. Регламентирован порядок ведения
регистров учета, приведен перечень документов учета имущества, переданного в
оплату инвестиционных паев. Так называемый внутренний учет ведется в целях
формирования и обобщения информации о денежных средствах и ином имуществе,
подлежащем включению в состав паевого инвестиционного фонда. Учет имущества,
переданного в оплату инвестиционных паев, позволяет установить основания
включения такого имущества в состав паевого инвестиционного фонда. На основании
данных внутреннего учета оформляется распоряжение лицу, ведущему реестр
владельцев инвестиционных паев, о выдаче инвестиционных паев или документов,
подтверждающих включение имущества, переданного в оплату инвестиционных паев, в
состав паевого инвестиционного фонда. Внутренний учет осуществляется отдельно
по каждому паевому инвестиционному фонду в электронной
форме. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 мая 2008 г. Регистрационный
N 11753
Таможенное право, внешнеэкономическая
деятельность
Постановление
Правительства РФ от 4 июня 2008 г. N 428 "О временных ставках
ввозных таможенных пошлин в отношении кур домашних и отдельных видов яиц
домашней птицы" Сроком на 9 месяцев устанавливаются нулевые
ставки ввозных таможенных пошлин в отношении живых домашних кур массой не более
185 гр. и отдельных видов яиц домашней птицы. При этом для беспошлинного ввоза
указанных видов яиц необходимо подтверждение Россельхознадзором их целевого
назначения. В настоящее время импорт указанного товара облагается по ставке
5% и 15% от таможенной пошлины, соответственно. Постановление вступает в силу
по истечении одного месяца с даты его официального опубликования.
Приказ
Федеральной таможенной службы от 6 мая 2008 г. N 532 "Об
утверждении Порядка таможенного оформления товаров, незаконно ввезенных на
таможенную территорию Российской Федерации" Таможенные органы
при обнаружении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу РФ, у
лиц, которые приобрели их на таможенной территории РФ в связи с осуществлением
предпринимательской деятельности, налагают арест на такие товары либо изымают их
и помещают на временное хранение. Указанные лица вправе уплатить таможенные
платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в
упрощенном порядке. Если таможенные платежи уплачиваются либо обеспечивается их
уплата, товары не изымаются. Определен упрощенный порядок таможенного
оформления товаров, незаконно ввезенных в РФ. Так, установлены правила
временного хранения и идентификации указанных товаров, а также утвержден порядок
их декларирования. Таможенная декларация на незаконно ввезенные товары может
быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные
декларации, по выбору владельца незаконно ввезенных товаров. Приведен перечень
документов, необходимых при декларировании незаконно ввезенных товаров в
соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего
потребления. Незаконно ввезенные товары подлежат декларированию путем подачи
таможенной декларации на сброшюрованных в комплекты бланках "Грузовая таможенная
декларация/Транзитная декларация (ТДЗ)", "Добавочный лист к грузовой таможенной
декларации/Транзитной декларации (ТД4)" (далее - ГТД). Проверка принятой ГТД
проводится в возможно короткие сроки, не превышающие срока выпуска
товаров. Данный порядок не распространяется на товары, запрещенные к ввозу в
РФ, товары, оборот которых запрещен, а также товары, в отношении которых
установлены количественные ограничения при их ввозе в целях защиты экономических
интересов РФ при осуществлении внешней торговли. Приказ вступает в силу по
истечении 90 дней со дня его официального опубликования. Зарегистрировано в
Минюсте РФ 5 июня 2008 г. Регистрационный N 11800
Приказ
Федеральной таможенной службы от 14 мая 2008 г. N 578 "Об утверждении
порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла,
перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми
судами" Установлен новый порядок совершения таможенных операций
в отношении российских рыбопромысловых судов, пересекающих таможенную
границу РФ, и в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через
таможенную границу РФ этими судами. Заход (отход) судов, а также ввоз
(вывоз) продукции морского промысла оформляются в уведомительном порядке. При
этом проводится выборочный таможенный контроль. Закреплены правила
осуществления таможенных операций при: прибытии на таможенную территорию РФ
(убытии с таможенной территории РФ) судов; при декларировании продукции морского
промысла, ввозимой на таможенную территорию РФ и добытой за пределами этой
территории в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе
РФ; при декларировании продукции морского промысла, вывозимой судами с
таможенной территории РФ; при декларировании товаров, перемещаемых на судах в
качестве судовых припасов. Определены сведения, которые должны быть заявлены
таможенному органу при декларировании. Суда, доставляющие в морские порты
продукцию морского промысла, оформляются в первоочередном порядке.
Преимущественным правом очередности пользуются суда с уловом свежих или
охлажденных водных биоресурсов. Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2008 г.
Регистрационный N 11773
Иные вопросы хозяйственной
деятельности
Постановление
Фонда социального страхования РФ от 7 апреля 2008 г. N 82 "Об
утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения
документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
и принятия мер по их результатам" ФСС России осуществляет
контроль за полнотой и своевременностью уплаты организациями-страхователями
взносов на социальное страхование. Данный контроль осуществляется путем
проведения выездных проверок. На основании этого регламентирован порядок
проведения отделениями и филиалами ФСС России проверок страхователей по
обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также вынесения решений по результатам
рассмотрения материалов проверок. Проверка может быть проведена, в частности,
при наличии задолженности по уплате страховых взносов, значительных расходов на
страхование, а также в случае нерегулярного представления страхователем
расчетной ведомости по средствам ФСС России. Срок проверки составляет один
месяц, однако он может быть продлен. Перед проведением непосредственной
проверки в течение двух дней проверяются данные о деятельности страхователя,
сведения о выплатах в пользу работников, на которые начисляются страховые
взносы. По результатам проверки составляется акт, в котором должна быть
указана информация о проверяемой организации, основания и цель проверки,
сведения о лицах, осуществляющих проверку, о выявленных нарушениях либо об
отсутствии таковых. К акту прилагаются сопутствующие документы. По
результатам рассмотрения всех представленных документов принимается решение о
привлечении (непривлечении) страхователя к ответственности. Так, при привлечении
к ответственности страхователю направляется требование, в частности, об уплате
недоимки по страховым взносам. Данное требование должно быть исполнено в
10-дневный срок с момента его получения. В случае неисполнения требования в
добровольном порядке, взыскание недоимки производится в принудительном порядке
путем обращения взыскания на денежные средства на счетах страхователя в банках,
а при их недостаточности - за счет имущества страхователя. Зарегистрировано в
Минюсте РФ 2 июня 2008 г. Регистрационный N 11789
Здравоохранение, образование, наука, культура,
спорт и туризм
Постановление
Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 424 "О внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации об ученых степенях и ученых
званиях" Подтверждение ученых званий и степеней производится на
основании документов об их присуждении. По общему правилу, таковыми являются
дипломы и аттестаты. Внесенными изменениями установлено, что ученая степень
(звание), присужденная за рубежом, может быть признана в РФ не только на
основании дипломов и аттестатов. При этом документы о присуждении ученой степени
(звания) должны быть признаны эквивалентными соответствующим дипломам и
аттестатам государственного образца. Для признания эквивалентности гражданину
необходимо обратиться в Минобрнауки России с заявлением и оплатить все
необходимые расходы.
Уголовное, уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное право
Постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной
практике по делам о контрабанде" Подготовлены разъяснения по
наиболее спорным вопросам, связанным с квалификацией контрабанды, разграничением
данного состава преступления от таможенных правонарушений, а также рассмотрением
судами данной категории дел. Так, согласно разъяснениям, предметом
контрабанды может являться любое перемещаемое через таможенную границу движимое
имущество, признаваемое товаром в силу ТК РФ и ФЗ "Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности". Кроме того, предметом такого
преступления может быть транспорт, который ГК РФ относит к недвижимым вещам, а
также иные не являющиеся товарами предметы, для которых установлен специальный
порядок перемещения через таможенную границу РФ (например, транспорт для
международных перевозок). При определении размера контрабанды Пленум ВС РФ
рекомендует исходить из регулируемых государством цен на товары, а в случае
отсутствия таких цен - из их фактической (рыночной) стоимости. При отсутствии
сведений о цене товара его стоимость может быть установлена по заключению
экспертов. Рассмотрены отдельные способы контрабанды. Так, в частности,
указывается, что контрабанда может совершаться с использованием международных
почтовых отправлений, трубопроводного транспорта, линий электропередач.
Отмечено, что при определении момента окончания контрабанды следует учитывать
этапы перемещения, установленные ТК РФ. Особо внимание судов обращается на то,
что для каждой процедуры перемещения через границу товаров ТК РФ предусмотрен
исчерпывающий перечень документов и сведений, подлежащих представлению
таможенному органу. Поэтому непредставление дополнительных, не предусмотренных
указанными перечнями документов и сведений не может рассматриваться как
незаконные действия. При контрабанде валюты и валютных ценностей Пленум ВС
РФ, как и КС РФ (см. постановление от 27.05.2008 г. N 8-П), указывает
на необходимость учитывать, что законом определена сумма, в пределах которой
единовременно ввозимая или вывозимая иностранная валюта не подлежит
декларированию. Контрабанда любых товаров или иных предметов, за исключением
указанных в ч. 2 ст. 188 УК РФ (наркотические средства, культурные
ценности и т.д.), должна квалифицироваться по ч. 1 ст. 188 УК РФ (если
нет признаков ч. 3 и ч. 4 данной статьи). Размер перемещаемых через
границу предметов контрабанды, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, не
является обязательным признаком контрабанды. Признается не действующим на
территории РФ ранее принятое по аналогичным вопросам постановление Пленума ВС
СССР от 3 февраля 1978 г. N 2.
Согласно п. 5 ст. 1235
ГК РФ (Гражданский кодекс РФ) по лицензионному договору
лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение,
ЕСЛИ ДОГОВОРОМ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ИНОЕ.
Таким образом, из содержания вышеуказанной нормы следует, что лицензионный
договор может быть как возмездным, так и безвозмездным. По общему правилу
лицензионный договор признается возмездным… Читать дальше
>>>