Суть спора заключается в том, учитываются ли расходы,
произведенные налогоплательщиком на выкуп земли, на которой находится
приватизированное предприятие, при расчете налога на прибыль.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, соответствие
затрат налогоплательщика, связанных с приобретением земельных участков,
критериям, установленным в ст. 252 НК РФ, не может служить единственным
основанием для их включения в расходы, учитываемые при исчислении налога на
прибыль, без сопоставления понесенных затрат с иными нормами гл. 25 НК
РФ.
В отношении объектов основных средств предусмотрено включение
понесенных затрат по их приобретению в расходы, связанные с производством и
реализацией, только путем начисления сумм амортизации. Поскольку земля относится
к объектам, не подлежащим амортизации, следовательно, ее стоимость не
переносится на производимую организацией продукцию. В связи с этим
подчеркивается, что отсутствие в гл. 25 НК РФ норм об учете в составе
расходов затрат на приобретение земельных участков путем начисления сумм
амортизации лишает налогоплательщика возможности уменьшить налоговую базу по
налогу на прибыль на соответствующие суммы.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил порядок
взыскания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование. Так, при взыскании в судебном порядке недоимки
необходимо учитывать обстоятельства исключительного характера, которые не
позволили предпринимателю вовремя обратиться с заявлением о государственной
регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При наличии таких
обстоятельств недоимка за тот период, когда предпринимательская деятельность
фактически не осуществлялась, может не взыскиваться.
Индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше
обязаны уплачивать в качестве страховых взносов только часть фиксированного
платежа, которая направляется для финансирования страховой части трудовой
пенсии. Не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае
неосуществления предпринимательской деятельности в периоды, не засчитываемые в
страховой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации".
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщил практику
рассмотрения споров, связанных с взысканием ЕСН.
Предметом выработанных рекомендаций стали споры, касающиеся
налогообложения ЕСН компенсационных выплат, начисляемых работнику в соответствии
с Трудовым Кодексом РФ; выплат, производимых работодателем на обучение
работников; суточных и др.
Разъяснено, что выплаты, осуществляемые на основании п. 2
ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" в пользу членов
совета директоров АО, т.е. те выплаты, которые связаны с выполнением ими
управленческих функций, являются объектом обложения ЕСН. При рассмотрении дел,
касающихся правильности определения налоговой базы по ЕСН, необходимо иметь в
виду, что п. 3 ст. 236 НК РФ не предоставляет налогоплательщику права
выбора, по какому налогу (единому социальному налогу или налогу на прибыль)
уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат.
Подчеркивается, что законодательством РФ не установлена
ответственность за непредставление или несвоевременное представление декларации
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Это объясняется
тем, что ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Закона о пенсионном
страховании, установлена за неправомерное несообщение лицом сведений, которые в
соответствии с этим Законом лицо должно было сообщить в орган ПФ РФ. Между тем
декларация по страховым взносам в соответствии с п. 6 ст. 24 Закона о
пенсионном страховании представляется не в орган ПФ РФ, а в налоговый
орган.
В целях определения размера резерва расчетные величины
сгруппированы в пять категорий качества (ранее - пять категорий рисков), размеры
расчетных резервов, определяемые в процентах от величины элементы расчетной
базы, остались без изменений. Расчетные величины классифицируются на основании
профессионального суждения.
Устанавливается, что при изменении остатков на соответствующих
счетах в иностранной валюте, связанном с проведением их переоценки,
регулирование размера ранее сформированного резерва производится не реже одного
раза в месяц на отчетную дату.
С целью исключения дублирования форм отчетности, представляемой
в Банк России, устанавливается, что сведения о резервах по форме 0409155
"Сведения о резервах на возможные потери" представляются по форме, установленной
Указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У. Также исключается
раздел, связанный с бухгалтерским учетом резервов на возможные потери (этот
порядок определен в Положении Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П).
Положением вводится порядок оценки кредитного риска по портфелю
однородных требований (условных обязательств кредитного характера). Также
определены правила списания безнадежной для взыскания задолженности.
Положение вступает в силу с 1 июня 2006 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7741.
В пять раз повышен размер ссуд, которые в целях применения
Положения Банка России от 26 марта 2004 г. N 254-П признаются незначительными, и
по которым кредитные организации могли формировать резерв по портфелю однородных
ссуд. Признаки незначительности величины ссуд по-прежнему определяются кредитной
организацией самостоятельно в пределах до 0,5% (ранее до 0,1%) от величины
собственных средств (капитала).
К обеспечению I категории качества отнесен размещенный в
кредитной организации-кредиторе депозит (вклад) юридического лица, которое имеет
перед кредитной организацией неисполненные денежные обязательства либо
обязательства, возникшие (которые могут возникнуть) в результате исполнения
кредитной организацией принятого на себя условного обязательства кредитного
характера, а также размещенный в кредитной организации-кредиторе депозит (вклад)
юридического лица, которое имеет перед кредитной организацией по договору
поручительства либо в силу банковской гарантии обязательства по обеспечению
надлежащего исполнения основных обязательств, при одновременном выполнении ряда
условий.
Указание вступает в силу с 1 июня 2006 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2006 г. Регистрационный
N 7728.
Устанавливаются новые правила выпуска и государственной
регистрации акций, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг кредитными
организациями на территории Российской Федерации.
По сравнению с ранее действовавшими правилами, установленными
инструкцией Банка России от 22 июля 2002 г. N 102-И, в новую инструкцию введены
положения, отражающие изменения порядка выпуска и регистрации ценных бумаг,
установленные федеральным законодательством. В частности, создаются условия для
публичного размещения ценных бумаг (IPO), вводятся положения об уплате
государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной
регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг. Также отменяются требования об
обязательном подписании проспекта ценных бумаг финансовым консультантом, а для
резидентов исключается возможность оплаты ценных бумаг иностранной валютой (за
исключением оплаты акций кредитной организации - эмитента, являющейся
уполномоченным банком, другим уполномоченным банком от своего имени и за свой
счет).
В инструкцию включены положения, определяющие процедуру выпуска
и регистрации ипотечных ценных бумаг кредитными организациями - эмитентами в
соответствии с требованиями Федерального закона "Об ипотечных ценных
бумагах".
Процедура эмиссии ценных бумаг и регистрации выпусков ценных
бумаг унифицирована с нормативными актами ФСФР.
Минимальный объем выпусков ценных бумаг, подлежащих регистрации
в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных
организаций, увеличивается с 700 млн. руб. для выпуска акций и с 200 млн. рублей
для выпуска облигаций до 1 млрд. руб.
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее
официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 апреля 2006 г. Регистрационный
N 7687.
Определяется новый порядок установления и опубликования Банком
России официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю. В отличие от
ранее действовавшего порядка, исключается положение об обязанности Банка России
устанавливать официальные курсы основных валют, используемых в РФ при
осуществлении внешнеэкономических расчетов, каждый рабочий день не позднее 13
часов по московскому времени.
Официальный курс доллара США по отношению к рублю
рассчитывается и устанавливается Банком России только на основе котировок
межбанковского внутреннего валютного рынка по операциям "доллар США -
рубль". Ранее указанный курс устанавливался на основе котировок текущего
рабочего дня биржевого и внебиржевого сегментов внутреннего валютного рынка.
Новым является правило о том, что если официальный курс
иностранной валюты по отношению к рублю равен или превышает 100 рублей за
единицу иностранной валюты, числовое значение официального курса иностранной
валюты по отношению к рублю может содержать более шести значащих цифр, при этом
четыре из них должны являться десятичными знаками.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня
его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Устанавливаются критерии ликвидности ценных бумаг, на основании
соответствия которым ценные бумаги могут приниматься в качестве обеспечения
обязательств клиентов по предоставленным займам для совершения маржинальных
сделок, в качестве обеспечения обязательств клиента при расчете уровня маржи, а
также могут быть проданы в результате совершения брокером необеспеченных сделок
с ценными бумагами. Установлено, что ценная бумага должна быть включена в
котировальный список хотя бы одной фондовой биржи, а итоговый удельный вес
ценной бумаги по результатам торгов на фондовой бирже за последний отчетный
квартал должен превышать 10%.
Предусмотрено ежеквартальное составление списка ликвидных
ценных бумаг организаторами торговли на рынке ценных бумаг. Список ликвидных
ценных бумаг приобретает обязательный характер с 15 рабочего дня, следующего за
отчетным кварталом.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2006 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 апреля
2006 г.Регистрационный N 7707.
Устанавливаются единые требования к осуществлению брокерской
деятельности при совершении сделок купли-продажи ценных бумаг, расчет по которым
производится с использованием денежных средств или ценных бумаг, предоставленных
брокером в заем клиенту (маржинальные сделки), и при купле-продаже ценных бумаг
(за исключением срочных сделок, заключенных на фондовой бирже), заключенных на
условиях исполнения обязательств по сделкам в день их заключения, в случае, если
в момент заключения сделок суммы денежных средств, учитываемой по счету
внутреннего учета расчетов с клиентом по денежным средствам, либо количества
ценных бумаг, с учетом прав требования и обязательств по уплате денежных средств
и поставке ценных бумаг по ранее заключенным сделкам, недостаточно для
исполнения обязательств по такой сделке (необеспеченная сделка).
Приказ вступает в силу с 1 мая 2006 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 апреля 2006
г.Регистрационный N 7706.
В связи с внесением изменений в ФЗ "Об общественных
объединениях" и в ФЗ "О некоммерческих организациях" Правительство РФ
утверждает: формы документов, необходимых для государственной регистрации
некоммерческой организации; перечень и формы документов, необходимых для
внесения изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с
внесением изменений в учредительные документы; формы документов, содержащих
отчет о деятельности некоммерческой организации, сведения о персональном составе
ее руководящих органов, а также документов, содержащих сведения о расходовании
денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от
международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без
гражданства; формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых
общественным объединением от международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества,
целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании
или использовании; формы документов, содержащих информацию об объеме получаемых
структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной
организации денежных средств и иного имущества, их распределении, целях
расходования или использования, фактическом расходовании или использовании,
расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных
средств и использовании предоставленного им иного имущества, а также о
предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах.
Постановлением определяется, какие документы и в какой срок
должны ежегодно представляться некоммерческой организацией, общественным
объединением и структурным подразделением иностранной некоммерческой
неправительственной организации в регистрирующие органы для осуществления
контроля за их деятельностью и внесения необходимых изменений в регистрационные
данные.
Постановление утверждает Правила передачи сведений о
некоммерческих организациях, которые были зарегистрированы до вступления в силу
Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации". ФНС России и Федеральной
регистрационной службе предписано в срок до 1 января 2008 г. обеспечить передачу
и прием регистрационных данных о названных некоммерческих организациях.
В связи с включением в ФЗ "О некоммерческих организациях"
положений о порядке утверждения форм документов, необходимых для государственной
регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных
организаций, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации,
соответствующие изменения вносятся и в постановление Правительства РФ от 19 июня
2002 г. N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов,
используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Также признается утратившим силу постановление Правительства РФ
от 19 июня 2002 г. N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять
государственную регистрацию юридических лиц".
Предусмотрено, что оценка финансовой устойчивости деятельности
застройщика производится по трем нормативам: нормативу обеспеченности
обязательств, нормативу целевого использования средств и нормативу
безубыточности. Установлен общий порядок расчета этих нормативов.
Предусмотрено также, что минимальный размер собственных
денежных средств застройщика, привлекающего денежные средства участников
долевого строительства, должен составлять 7% средств, привлеченных на основании
договоров участия в долевом строительстве.
Расчет размера собственных денежных средств и нормативов оценки
финансовой устойчивости деятельности застройщика производится самим застройщиком
в соответствии с инструкцией, утверждаемой ФСФР России по согласованию с
Минфином России. Оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика по
нормативу безубыточности осуществляется ежегодно, по другим нормативам -
ежеквартально. Расчет размера собственных денежных средств застройщика
осуществляется также ежеквартально.
Застройщик несет ответственность за несоблюдение требований,
предъявляемых к размеру собственных денежных средств, а также установленных
нормативов оценки финансовой устойчивости его деятельности. В частности,
деятельность застройщика по привлечению денежных средств участников долевого
строительства может быть приостановлена, если размер собственных средств
застройщика ниже установленных минимальных значений.
Указанные нормативы и минимальный размер собственных денежных
средств вступают в силу с 1 января 2007 г.
Вводится новый порядок управления средствами Стабилизационного
фонда РФ, который предусматривает два способа управления этими: приобретение
иностранной валюты (в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов) и ее
размещение на счетах в Банке России; приобретение долговых обязательств
иностранных государств.
За пользование денежными средствами на счетах по учету средств
Стабилизационного фонда Банк России будет уплачивать проценты, установленные
договором банковского счета. Это не предусмотрено действующими в настоящее время
Правилами управления средствами Стабилизационного фонда, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 508. Согласно этим
Правилам управление средствами Стабилизационного фонда осуществляется путем
совершения Банком России на международном финансовом рынке сделок с иностранной
валютой и долговыми обязательствами, включенными в инвестиционный портфель,
сформированный по поручению Минфина России.
Уточнены требования к долговым обязательствам иностранных
государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда.
Перечень иностранных государств, в долговые обязательства которых могут
размещаться средства фонда, не изменился. Могут приобретаться ценные бумаги
правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии,
Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и
США.
Утратило силу постановление Правительства РФ от 30 сентября
2004 г. N 508 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда
Российской Федерации".
Уголовное, уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное право
В ознаменование 100-летия учреждения Государственной Думы в
России Государственная Дума приняла решение об освобождении от уголовного
наказания отдельных категорий лиц.
В частности, освобождаются от наказания лица, осужденные за
преступления, совершенные до 18 лет, а также осужденные за преступления средней
тяжести и ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях беременные
женщины и женщины, имеющие несовершеннолетних детей, женщины старше 55 лет и
мужчины старше 60 лет. Также освобождаются от наказания осужденные к наказаниям,
не связанным с лишением свободы, и осужденные женщины, отбывание наказания
которым отсрочено.
Кроме того, прекращаются находящиеся в производстве дела о
преступлениях средней тяжести, совершенных до дня вступления в силу
постановления об амнистии, в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений в несовершеннолетнем возрасте, женщин, имеющих несовершеннолетних
детей, беременных женщин, женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.
Действие постановления не распространяется на осужденных,
злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, осужденных, вновь
совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы, осужденных,
совершивших преступления при особо опасном рецидиве, а также на лиц, осужденных
за умышленные убийства, грабежи, разбои, терроризм, экстремизм, захват
заложников, бандитизм и другие тяжкие и особо тяжкие преступления.
Постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования и подлежит исполнению в течение шести месяцев.
Государственная Дума определяет порядок освобождения отдельных
категорий лиц из мест лишения свободы и порядок прекращения уголовных дел в
отношении данных лиц в связи с объявлением амнистии, приуроченной к 100-летию со
дня учреждения Государственной Думы.
Постановлением установлено, что под действие амнистии подпадают
лица, совершившие преступления до вступления постановления об амнистии в силу, и
осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.
Амнистируется довольно узкая категория граждан, включая: несовершеннолетних лиц;
совершеннолетних лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет; беременных
женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей; женщин старше 55 и мужчин
старше 60 лет. Постановление уточняет порядок отнесения осужденных,
подозреваемых и обвиняемых лиц к названным категориям.
При этом применение амнистии исключается в отношении лиц,
осужденных за умышленные убийства, грабежи, разбои, терроризм, бандитизм, захват
заложников и другие тяжкие и особо тяжкие преступления, а также в отношении
некоторых лиц, являющихся злостными нарушителями режима отбывания наказания, и
лиц, совершивших преступления в местах лишения свободы.
Решение об амнистии каждого конкретного лица принимается
индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение
вопроса о применении акта амнистии откладывается до получения дополнительных
документов.
Проектом распределяются обязанности по осуществлению амнистии,
которые возлагаются: на исправительные учреждения и следственные изоляторы - в
отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в
законную силу; на органы дознания и органы предварительного следствия - в
отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых
находятся в производстве этих органов; на суды; на уголовно-исполнительные
инспекции - в отношении лиц, отбывающих обязательные работы, исправительные
работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.
Постановление определяет особенности порядка применения
амнистии к отдельным группам осужденных, обвиняемых и подозреваемых лиц.
Осуществить исполнение амнистии предполагается в течение 6
месяцев.
Постановление вступает в силу со дня его официального
опубликования.