ЭФФЕКТИВНАЯ ДОГОВОРНАЯ И ПРЕТЕНЗИОННАЯ РАБОТА. ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРА
(С.-Петербург, 19-20 декабря 2006г.)
Семинар проводит Карапетов А.Г. - к.ю.н., руководитель Юридического института "М-Логос". На семинаре разбираются актуальные вопросы защиты прав контрагента при заключении, исполнении и нарушении договора, анализируется судебная практика и даются рекомендации по устранению ошибок.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 26.09.2006
N 7362/06 "В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ИСКА О ПРИЗНАНИИ ДОГОВОРА
АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ОТКАЗАНО ПРАВОМЕРНО, ПОСКОЛЬКУ
НА МОМЕНТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОСПАРИВАЕМОГО ДОГОВОРА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ
И МЕСТНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ НЕ СОДЕРЖАЛИ ТРЕБОВАНИЙ
ОБ ОСОБОМ ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ
КРЕСТЬЯНСКИМ (ФЕРМЕРСКИМ) ХОЗЯЙСТВАМ"
Суть спора
Комитет по управлению имуществом муниципального образования обратился в арбитражный суд с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству о признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией города и крестьянским хозяйством.
Постановлением администрации города физическому лицу было разрешено организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, для чего был предоставлен в
аренду на 49 лет земельный участок площадью 11 га из фонда перераспределения земель. Распоряжением администрации в постановление были внесены изменения в части уточнения площади земельного участка, размер которого был определен в 6,8465 га.
Затем администрацией города (арендодателем) и главой крестьянского хозяйства (арендатором) был подписан договор аренды указанного земельного участка, который был зарегистрирован 17.12.2002 учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним.
Решения судов разных инстанций
Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен, оспариваемый договор признан недействительным. Признавая договор аренды недействительным, суд первой инстанции указал на нарушение статьи 34 Земельного кодекса РФ в части несоблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков: обеспечение заблаговременной публикации о предоставлении земельного участка в аренду крестьянскому хозяйству, проведение
торгов или конкурса по реализации права на заключение договора аренды указанного земельного участка.
Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено, в иске о признании договора аренды недействительным отказано. Суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что обязанность соблюдения требования по обеспечению принципов публичности и открытости при предоставлении в аренду земельных участков возложена законодательством на
исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а не на арендаторов.
ФАС округа постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе, согласившись с его доводами.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции крестьянское хозяйство просило их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального
права.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, постановление суда апелляционной инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в
соответствии с Земельным кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно статье 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, и порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. В пунктах 2 - 6 данной статьи содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не
связанных со строительством объектов.
Закон Российской Федерации от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, действовавшей в указанное время) не содержал норм о порядке предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", установивший обязательный порядок проведения торгов или конкурса при предоставлении в аренду
земель сельскохозяйственного назначения, в период предоставления спорного земельного участка еще не действовал.
Постановление городского Совета народных депутатов о правилах предоставления земельных участков в городе, действовавшее в период предоставления спорного земельного участка, не содержало норм, регламентировавших порядок предоставления земель крестьянским (фермерским) хозяйствам.
Таким образом, в указанный период порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства регламентирован не был.
Между тем крестьянское хозяйство представило суду доказательства выполнения им требований администрации города в части совершения действий по землеустройству, предписанных ему администрацией, и по оформлению документов, необходимых для передачи спорного участка в арендное пользование.
При таких обстоятельствах и с учетом отсутствия в указанный период в федеральных и местных нормативных актах требований об особом порядке предоставления земель
крестьянским (фермерским) хозяйствам вывод судов первой и кассационной инстанций о заключении договора аренды с нарушением норм действующего законодательства неправомерен.
Учитывая изложенное, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил решение арбитражного суда первой инстанции и постановление Федерального арбитражного суда округа отменить, постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.