Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 24.08.2006


КонсультантПлюс

Аналитический обзор: документ недели

Выпуск от 24.08.2006


Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 01.08.2006 N ГКПИ06-735
"ПРИЗНАНА НЕДЕЙСТВУЮЩЕЙ НОРМА, НАРУШАЮЩАЯ ПРАВА ГРАЖДАН
ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА ЧЕРЕЗ СВОЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ"

Основание для рассмотрения дела

Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим абзаца 1 пункта 3 в части содержащегося в нем слова "заявителем" после слов "представляется в регистрирующий орган непосредственно" Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (далее - Требования), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

По мнению заявителя, оспариваемое положение нарушает его право на подачу документов на регистрацию через представителя, что не соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Позиция Правительства РФ

Представители Правительства РФ с заявленными требованиями не согласились, указав при этом, что пункт 3 Требований соответствует положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и прав заявителя на подачу документов в регистрирующий орган через своего представителя не ограничивает.

По их мнению, представить документы на регистрацию юридического лица вправе любое лицо, а не только сам заявитель, о чем и дано разъяснение в соответствующем письме Федеральной налоговой службы от 01.02.2005 N 14-1-04/253@. Таким образом, неправильное применение оспариваемого пункта Требований отдельными должностными лицами не может служить основанием к признанию его незаконным.

Позиция Верховного Суда РФ

Проверив обоснованность доводов сторон, Верховный Суд РФ пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" были утверждены Требования, пунктом 3 которых предусмотрено, что заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона и издаваемых с соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Из содержания пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что документы на регистрацию представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы могут быть определены Правительством РФ.

Оспариваемый пункт Требований не устанавливает фактически иного способа подачи документов, а разъясняет уже установленный и при этом определяет необходимость подачи документов на регистрацию не только по месту нахождения регистрирующего органа, как указано в Законе, но и возлагает эту обязанность непосредственно на заявителя, чего не следует из приведенного выше Федерального закона N 129-ФЗ.

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, то есть принимаемые им правовые акты не должны противоречить Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ.

Следовательно, применительно к данному случаю, Правительство РФ не вправе было ограничивать, по сравнению с Федеральным законом, права граждан по представлению документов в регистрирующий орган непосредственно ими самими, исключив при этом их право на осуществление таких действий через своего представителя или любого другого лица.

Учитывая, что содержание оспариваемого пункта Требований и сложившаяся правоприменительная практика фактически ограничивают права граждан по осуществлению действий, связанных с представлением документов на государственную регистрацию юридического лица, в частности, через своего представителя, Верховный Суд РФ Решением от 01.08.2006 N ГКПИ06-735 признал абзац 1 пункта 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, в части содержащегося в нем после слов "представляется в регистрирующий орган непосредственно" слова "заявителем" недействующим со дня вступления решения в законную силу.


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное