Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 09.03.2006


Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Постановление Правительства РФ от 28.02.2006 N 109 "Об особенностях применения отдельных положений Правил дорожного движения РФ"


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОТ 9 МАРТА 2006 ГОДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 17.01.2006 N 9512/05 "ПРИ НАРУШЕНИИ ОБЩЕГО СРОКА ДОСТАВКИ ГРУЗОВ В ПРЯМОМ СМЕШАННОМ СООБЩЕНИИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСЕТ ПЕРЕВОЗЧИК СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВИДА ТРАНСПОРТА, ВЫДАВШИЙ ГРУЗ"

Суть спора

В адрес предпринимателя без образования юридического лица с задержкой на 22 дня прибыл на станцию назначения контейнер с мебелью, следовавший в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. Предприниматель направил железной дороге как лицу, выдавшему груз, претензию с требованием уплаты пеней за просрочку доставки груза. Железная дорога, в свою очередь, переадресовала данную претензию морскому пароходству, которое ее удовлетворило частично - в сумме 5135 рублей, то есть в размере фрахта. Поскольку претензия не была удовлетворена в полном объеме, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с железной дороги 27423 рублей пеней за просрочку доставки груза. Морское пароходство было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с решением суда первой инстанции, удовлетворившим исковое требование

Отменяя вынесенное решение, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 170 Кодекса торгового мореплавания РФ, ответственность морского перевозчика за просрочку доставки груза ограничена и не может превышать размера фрахта. Таким образом, пени за просрочку доставки груза не могут превышать 5135 рублей, которые и были выплачены истцу морским пароходством в добровольном порядке.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Согласно статье 793 Гражданского кодекса РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Спорная перевозка осуществлялась в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, при этом железнодорожная станция являлась конечным пунктом перевозки.

Исходя из статьи 122 Устава железнодорожного транспорта (Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ) претензии, возникшие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, в случае, когда конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция, предъявляются к железной дороге назначения.

В соответствии со статьями 75 и 97 Устава железнодорожного транспорта, при нарушении общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении ответственность несет перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, в виде уплаты пеней в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера.

По мнению Президиума ВАС РФ, суд первой инстанции правильно применил нормы Устава железнодорожного транспорта, предусматривающие ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в прямом смешанном сообщении, и взыскал сумму пеней, исходя из общего размера провозной платы.

С учетом изложенного, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением от 17.01.2006 N 9512/05 отменил судебные акты, вынесенные апелляционной и кассационной инстанциями, а решение суда первой инстанции оставил без изменения.


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции



Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.


В избранное