Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 04.04.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Новости КонсультантПлюс |
"Горячие" документы: |
На правах рекламы |
Юридические семинары в Москве: "ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ: анализ практики применения и рассмотрения споров" (Москва, 21-22 апреля 2005г.) Семинар проводят: Жуйков В.М. - д.ю.н., зам. председателя Верховного суда РФ; Орловский Ю.П. - д.ю.н., зам. директора Института законодательства при Правительстве РФ (ИЗиСП); Нуртдинова А.Ф. - д.ю.н., зав. отделом ИЗиСП; Чиканова Л.А. - к.ю.н., ведущий научный сотрудник ИЗиСП и др. Тел. (095) 771-59-27, 244-77-88, 244-76-56 Http://www.m-logos.ru |
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШЕЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
от 4 апреля 2005 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Об административной ответственности
в области дорожного движения
21 марта 2005 года были подписаны Федеральные законы N 19-ФЗ и N 21-ФЗ, вносящие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Эти документы усиливают ответственность за нарушение некоторых требований Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090).
Один из документов внес изменения в статью 12.7 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность, во-первых, за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления транспортным средством, и во-вторых, за управление транспортным средством водителем, лишенным такого права (п. 2.1.1 ПДД РФ).
В первом случае наказание теперь составляет от 7 до 10 МРОТ, а во втором - от 10 до 15 МРОТ. Ранее штрафы варьировались в пределах от 3 до 5 МРОТ и от 5 до 8 МРОТ, соответственно. Названные изменения вступили в силу 3 апреля 2005 года.
Другой документ ужесточает наказание, установленное статьей 12.26 КоАП РФ за невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 2.3.2 ПДД РФ).
Начиная с 23 апреля текущего года в качестве наказания за отказ от медицинского освидетельствования будет применяться безальтернативная мера ответственности - лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. В настоящее время данное правонарушение наказывается штрафом либо лишением на один год права управления транспортными средствами.
Тем самым Закон устраняет несогласованность норм Кодекса, позволяющую, уклонившись от медицинского освидетельствования, избежать более серьезного наказания, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ в отношении лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения (лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет).
В этой связи следует обратить внимание, что Приказом МВД России от 09.02.2005 N 79 признан неприменяемым документ, который ранее устанавливал порядок использования индикаторных трубок "контроль трезвости" и освидетельствования водителей в медицинских учреждениях, - Инструкция от 29 июня 1983 года "О порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования".
Конечно, в последнее время целью освидетельствования с помощью упомянутой трубки было скорее проведение предварительной диагностики состояния водителя, нежели совершение процессуального действия. Во всяком случае, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ни о каких методах выявления состояния алкогольного опьянения у водителей помимо их медицинского освидетельствования не упоминает.
Что же касается той части утратившей силу Инструкции, которая регламентировала порядок освидетельствования водителей в медицинских учреждениях, то отказ от нее, по-видимому, обусловлен принятием на основании статьи 27.12 КоАП РФ Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2002 N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов".
Об усилении мер авиационной безопасности
на воздушном транспорте
Федеральным законом от 21 марта 2005 г. N 20-ФЗ в отдельные законодательные акты РФ внесен ряд изменений, направленных на усиление мер авиационной безопасности на воздушном транспорте.
Авиационная безопасность представляет собой состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства, которое может повлечь за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна. Безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, исключением возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов, обязательным досмотром пассажиров, в том числе вещей, находящихся при них, и багажа, а также охраной воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на них посторонних лиц.
С учетом изложенного в Воздушный кодекс РФ были внесены следующие изменения.
Во-первых, на должности авиационного персонала и в службы авиационной безопасности не должны приниматься лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Более того, в службы, обеспечивающие авиационную безопасность, не могут быть приняты граждане, грубо и систематически нарушавшие дисциплину за время работы в правоохранительных, судебных органах, прокуратуре или на государственной службе, а также совершившие порочащий честь проступок, повлекший за собой утрату доверия, и на этих основаниях уволенные досрочно. Однако следует иметь в виду, что указанные ограничения распространяются только на тех бывших служащих, у которых с момента увольнения по указанным обстоятельствам прошло менее трех лет.
Не могут обеспечивать авиационную безопасность лица, в отношении которых имеется отрицательное заключение органов внутренних дел о возможности их допуска к деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды, и уж тем более состоящие на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
Во-вторых, существенно расширены полномочия сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и МВД РФ при проведении контроля за обеспечением авиационной безопасности. Теперь при осуществлении проверок соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов они имеют право запрашивать, а должностные лица служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов, авиационных предприятий, подразделений ведомственной охраны, перевозчики и грузоотправители обязаны предоставлять им все необходимые документы и информацию, связанные с обеспечением безопасности. Помимо этого они могут задержать багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам, а также сопровождать воздушное судно во время полета при наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности.
В-третьих, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа, помимо применяемого ранее обязательного предполетного досмотра, теперь может осуществляться послеполетный досмотр, включающий в себя проверку воздушного судна, бортовых запасов, членов экипажа и пассажиров, а также багажа, грузов и почты. И предполетный и послеполетный досмотры могут проводиться уполномоченными лицами служб авиационной безопасности и сотрудниками милиции как в аэропорту, так и непосредственно в самолете.
Кстати, пассажирам, путешествующим на воздушном транспорте, следует иметь в виду, что в силу вновь введенной в Воздушный кодекс РФ статьи 85.1 их персональные данные, содержащиеся в перевозочных документах, в обязательном порядке будут передаваться перевозчиками в правоохранительные органы, создающие для этих целей соответствующие информационные базы.
Согласно изменениям, внесенным в Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", в обязанности сотрудников внутренних дел теперь входит и участие в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации.
Для выполнения возложенных на милицию обязанностей ей предоставлено право на проведение предполетного и послеполетного досмотров пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, а также членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты (в прежней редакции Закона сотрудники милиции могли осуществлять только личный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа).
Казалось бы, из общего контекста рассматриваемых изменений выпадает вновь введенный в статью 11 "Права милиции" пункт 24.1, согласно которому сотрудники внутренних дел вправе проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, а также производства, хранения, распространения и использования патронов, взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса. Однако в конечном итоге данная норма также направлена на соблюдение мер авиационной безопасности, так как по результатам проверок могут быть приостановлены ранее выданные разрешения на хранение, использование и перевозку указанных изделий и материалов, если условия их размещения, использования и перевозки угрожают жизни, здоровью или безопасности граждан.
В заключение следует отметить, что теперь - в соответствии с дополнением, внесенным в пункт 1 статьи 17 Закона РФ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - деятельность по обеспечению авиационной безопасности не может осуществляться без лицензирования.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О мерах социальной поддержки граждан, работающих
и проживающих в сельской местности на территории
Волгоградской области
11 марта 2005 года вступил в силу Закон Волгоградской области от 04.03.2005 N 1019-ОД "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области".
Закон устанавливает условия, порядок и размеры возмещения отдельным категориям граждан расходов на оплату жилья, его отопление и электроосвещение.
Социальная помощь будет оказываться работающим и проживающим в сельской местности педагогическим работникам, работникам библиотек образовательных учреждений; специалистам учреждений культуры и кинематографии; медицинским и фармацевтическим работникам; специалистам государственной ветеринарной службы, имеющим высшее или среднее специальное образование; специалистам физкультурно-спортивных учреждений, имеющим высшее или среднее педагогическое или физкультурное образование, а также специалистам по социальной работе.
Правом на возмещение расходов по оплате жилья, его отоплению и электроосвещению также обладают пенсионеры, которые не менее 10 лет посвящали себя названным видам трудовой деятельности в сельской местности или рабочих поселках Волгоградской области. При этом право на возмещение расходов сохраняется за пенсионером в случае его переезда на новое место жительства в сельскую местность либо в рабочий поселок (поселок городского типа), расположенный на территории области.
Совместно проживающие и зарегистрированные члены семей названных работников и пенсионеров (муж, жена, родители, дети в возрасте до 18 лет, а в случае учебы на дневной форме обучения - до 24 лет) пользуются правом на возмещение расходов только по оплате и отоплению жилья.
Расходы по оплате жилья, электроосвещения и отопления возмещаются при условии проживания в домах муниципального жилищного фонда или снятой внаем жилой площади. При этом расходы за наем жилой площади возмещаются в пределах цены за наем жилья в муниципальном и государственном жилищных фондах, которая устанавливается органом местного самоуправления.
В тех случаях, когда жилье принадлежит на праве собственности или оно является собственностью членов семьи гражданина, возмещаются только расходы по оплате электроосвещения и отопления жилья.
Гражданам, работающим в сельской местности или рабочих поселках, но проживающим в городах, расходы по оплате жилья, электроосвещения и отопления возмещаются лишь в том случае, если отсутствует возможность предоставления жилья по месту работы. Тогда как отказавшимся от проживания в сельской местности гражданам возмещаются исключительно расходы по оплате электроосвещения и отопления жилья в пределах областной социальной нормы площади жилья.
Возмещение расходов по оплате жилья, электроосвещения и отопления жилья работающим специалистам производится по месту работы, а пенсионерам - по месту жительства в муниципальных органах социальной защиты населения.
Лица, которые вправе рассчитывать на социальную поддержку, представляют паспорт гражданина Российской Федерации (иной документ, удостоверяющий личность), справку о составе семьи, заверенную нотариусом или муниципальной администрацией копию документа, удостоверяющего право пользования жилым помещением или право собственности на жилье, документы, подтверждающие соответствующие расходы. Пенсионеры, кроме того, представляют пенсионное удостоверение и трудовую книжку.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Законодательство, регулирующее деятельность
по ведению реестра акционеров, не предусматривает
возможности вмешательства акционера в договорные
отношения между эмитентом и реестродержателем
Акционер Закрытого акционерного общества - физическое лицо, обратился с иском к ЗАО и ОАО (регистратор) о признании действующим договора, заключенного между ними, на оказание услуг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, обязании регистратора осуществлять ведение реестра акционеров общества и запрете регистратору передавать иным лицам информацию и документы, составляющие систему ведения реестра, а также полномочия по ведению и хранению реестра.
По утверждению истца, регистратор уклонялся от ведения реестра акционеров, необоснованно и незаконно передавал третьим лицам информацию и документы, составляющие систему ведения реестра общества, чем нарушил положения Федеральных законов "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах" и нормы Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27.
Истец заявил, что действия ответчиков нарушают его права как акционера, поскольку общество утверждает, что истец никогда не являлся его работником, а регистратор не выдал ему выписку из реестра акционеров.
Общество отрицало факт заключения с регистратором договора на оказание услуг по ведению реестра акционеров, ссылаясь на то, что со стороны общества он подписан неуполномоченным лицом и скреплен поддельной печатью. Кроме того, регистратору не были переданы информация и документы, составляющие систему ведения реестра, и услуги регистратора не оплачивались. Ответчик указал также, что истец не доказал нарушения своего права и избрал способ защиты, не предусмотренный законом.
Решением суда иск был удовлетворен. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменения. Федеральный Арбитражный Суд округа также оставил в силе судебные акты.
Позиция суда по данному делу такова. Неисполнение регистратором обязательств по ведению реестра препятствовало акционеру осуществлять свои права. Спорный же договор являлся заключенным, поскольку документы, составляющие систему ведения реестра акционеров общества, находились у регистратора. Суд счел доказанность следующих обстоятельств: истец является акционером ЗАО, действия ответчиков лишали его возможности реализовать права акционера.
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС РФ) не согласился с судебными актами, вынесенными по данному делу, отменил их и в иске отказал своим Постановлением от 1 февраля 2005 г. N 12158/04.
По мнению ВАС РФ, выводы суда сделаны без учета положений закона, регулирующих отношения между сторонами по данному делу. В соответствии с пунктами 2 - 4 ст. 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами РФ с момента государственной регистрации общества.
Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (регистратор).
Общество, поручившее ведение и хранение реестра его акционеров регистратору, не освобождается от ответственности за эти действия.
В силу ст. 46 Федерального закона "Об акционерных обществах" держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества.
Пункт 3 ст. 8 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" предусматривает, что права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления деятельности по ведению реестра определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом.
В случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату действия договора.
В соответствии с абзацем вторым п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство может создавать права для третьих лиц в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Акционер не является стороной договора о ведении реестра. Характер и объем прав акционера в отношении регистратора определяются нормами Федерального закона "О рынке ценных бумаг", иными законами и подзаконными нормативными актами, регулирующими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также соглашением между эмитентом и регистратором. При нарушении указанных обязательств акционер вправе использовать в отношении регистратора и эмитента меры защиты нарушенного права, соответствующие характеру совершенного нарушения.
Согласно п. 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" при разрешении споров, возникающих в связи с исками акционеров" необходимо иметь в виду, что иски акционерами могут предъявляться только в случаях, предусмотренных законодательством.
Законодательство, регулирующее деятельность по ведению реестра акционеров, не предусматривает возможности вмешательства акционера в договорные отношения между эмитентом и реестродержателем в формах, избранных истцом. Кроме того, ВАС РФ указал, что суд не принял во внимание то, что заявленные требования не связаны с неисполнением конкретных обязательств ответчиками в отношении истца, носят общий и неопределенный характер, ограничивают право эмитента на самостоятельный выбор реестродержателя, приводят к запрету действий регистратора, обязанность совершения которых возлагается на него законом.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Проект Федерального закона "О внесении дополнений
в часть вторую Гражданского кодекса
Российской Федерации"
Принятие законопроекта обусловлено необходимостью определения правового режима обезличенных металлических счетов.
Драгоценные металлы являются активами кредитных организаций наряду с денежными средствами и ценными бумагами. В соответствии с принятой международной банковской практикой операции с драгоценными металлами осуществляются как в наличной, так и в безналичной формах. Для проведения операций с безналичными драгоценными металлами используются обезличенные металлические счета. Безналичные драгоценные металлы могут переводиться с металлического счета одного лица на металлический счет другого, а для организации переводов в другие банки кредитные организации могут устанавливать между собой корреспондентские отношения.
В связи с этим главу 45 ГК РФ "Банковский счет" предлагается дополнить статьей, устанавливающей понятие договора металлического счета, а также распространяющую правила, предусмотренные этой главой, к отношениям по договору металлического счета.
Кроме того, главу 44 ГК РФ "Банковский вклад" предлагается дополнить статьей, закрепляющей понятие договора банковского вклада драгоценных металлов, упомянутого в Законе РФ "О банках и банковской деятельности". В соответствии с предлагаемой статьей на данный вид договора распространяются общие правила, установленные указанной главой Кодекса к договорам банковского вклада, за исключением положений, касающихся обязательного страхования вклада.
Проект Федерального закона "О внесении
дополнений в статью 424 Гражданского кодекса
Российской Федерации"
Законопроект направлен на установление согласованности положений Гражданского кодекса РФ и других федеральных законов.
В настоящее время в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях при исполнении гражданско-правового договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. При этом, например, Федеральным законом 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Законопроект предусматривает возможность при исполнении гражданско-правовых договоров в предусмотренных законом случаях применять цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые не только уполномоченными государственными органами, но и органами местного самоуправления. В статью 424 Гражданского кодекса РФ предлагается внести соответствующее дополнение.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||