Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
======================================================================== Подпишитесь на рассылку "Перечень новых документов, включаемых в СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф" и вам будет предоставлена достоверная информация обо всех новых документах (нормативных актах, правовых актах разъяснительного характера и правоприменительных актах), включаемых ежедневно в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Эта и другие рассылки на сервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ. Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consprof ======================================================================== АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 21 июня 2004 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Эмиссия и обращение государственных сберегательных облигаций Постановлением Правительства РФ от 02.06.2004 N 262 изложены в новой редакции "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", ранее утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.11.2001 N 771. Государственные сберегательные облигации -- один из видов федеральных государственных ценных бумаг, генеральные условия эмиссии и обращения которых утверждаются Правительством РФ на основании Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Изменения, внесенные в "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций", касаются некоторых предусмотренных законом и обязательных для включения в этот нормативный правовой акт условий: а) срочности данного вида ценных бумаг; б) особенностей исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента; в) ограничения круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве. Кроме среднесрочных и долгосрочных, теперь могут выпускаться также и краткосрочные государственные сберегательные облигации (далее -- "облигации"), т.е., по принятой Минфином РФ классификации, со сроком погашения до одного года. Владельцами облигаций могут быть только определенные юридические лица -- резиденты Российской Федерации. Генеральные условия содержат их исчерпывающий перечень, из которого Постановлением N 262 исключены управляющие компании паевых инвестиционных фондов и включены Пенсионный фонд РФ и "иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации" -- с оговоркой о том, что инвестирование средств этих фондов в государственные ценные бумаги должно быть предусмотрено законодательством Российской Федерации. Можно отметить, что инвестирование в государственные ценные бумаги предусмотрено Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и действующими нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В Генеральные условия внесена норма, прямо предоставляющая управляющим компаниям негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда РФ, осуществляющим доверительное управление средствами пенсионных накоплений, право размещать указанные средства в облигации. В отношении управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами акционерных инвестиционных фондов, внесено уточнение -- они вправе приобретать облигации в случае соответствия этих фондов требованиям к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также можно отметить, что требования к составу и структуре активов акционерных инвестиционных фондов, в т.ч. к количеству входящих в активы фонда государственных ценных бумаг, в настоящее время установлены Постановлением ФКЦБ РФ от 14.08.2002 N 31/пс. Минфину предоставлено право размещать облигации не только на аукционе, заключая соответствующие соглашения с организатором торговли на рынке ценных бумаг, но и по закрытой подписке -- по установленной им цене и также через организатора торговли на рынке ценных бумаг. Владельцы и управляющие компании получили право предъявлять облигации к обмену на другие федеральные государственные ценные бумаги, в порядке, предусмотренном условиями эмиссии и обращения облигаций, в объемах и в сроки, определенные решением о выпуске облигаций. Генеральные условия дополнены пунктом, содержащим перечень случаев, в которых Минфин РФ может выкупать облигации независимо от сроков, определенных решением о выпуске облигаций, и к которым относятся: а) приостановление действия или аннулирование соответствующих лицензий, имеющихся у владельцев облигаций; б) применение к владельцам облигаций процедуры банкротства; в) ликвидация организации -- владельца облигаций или его реорганизация (в случае, если созданное юридическое лицо не имеет права приобретать облигации). О выдаче разрешений на использование счетов в банках за пределами России 18 июня 2004 года вступило в силу Положение Банка России от 28.04.2004 N 256-П "О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам -- резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации". Документ регулирует условия и порядок выдачи юридическим лицам -- резидентам разрешений на открытие и использование счетов в банках за рубежом. Разрешение выдается территориальными учреждениями Банка России по месту государственной регистрации резидента, а федеральным и региональным органам государственной власти разрешения выдаются Департаментом валютного регулирования и валютного контроля Банка России. Для получения разрешения необходимо направить в Банк России заявление, указав в нем сведения, которые приведены в Приложении 1, и комплект требуемых документов, приведенных в Приложении 2. Помимо этого, возможно направление дополнительных документов, содержащих обоснования необходимости открытия счета. Обязанностью Банка России является проверка полноты, правильности оформления, соответствия представленных документов установленным требованиям. Разрешение может быть выдано на открытие как одного, так и нескольких счетов. Положением определены сроки выдачи разрешений, дополнений к ним, отказов, запросов и предоставления дополнительных документов. Так, не позднее двух месяцев с даты подачи резидентом заявления Банк России обязан выдать разрешение либо направить мотивированный отказ. Резидент обязан в соответствии с условиями выданного разрешения представлять отчет о движении средств по счету. В случае изменения условий, содержащихся в разрешении, резиденту по его ходатайству Банком России выдается документ, изменяющий или дополняющий условия ранее выданного разрешения. Дополнение к разрешению является неотъемлемой его частью. Положением установлены основания для отказа в выдаче разрешения. В частности, нарушение порядка обращения за разрешением, наличие в документах противоречащих друг другу сведений, непредставление требуемых дополнительных документов являются причиной отказа. Банк России может не выдать разрешение и в том случае, если из представленного заявления и документов будет усмотрена возможность осуществления резидентом валютных операций с использованием счета в уполномоченном банке. Резидент имеет право повторно обратиться за получением разрешения после устранения причин отказа. Срок действия разрешения указывается в самом разрешении. Следует отметить, что разрешения, выданные Банком России до вступления в силу рассматриваемого Положения, действуют до окончания указанного в них срока. В случае необходимости внесения изменений и дополнений в разрешение, выданное до вступления в силу Положения, резидент обязан обратиться за новым разрешением. О частичной компенсации затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая 26 июня 2004 года вступает в силу Приказ Минсельхоза России от 26.05.2004 N 298 "Об утверждении Правил предоставления в 2004 году субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур". Документ предусматривает 50-процентную компенсацию уплаченного страхового взноса по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, заключенному сельскохозяйственными товаропроизводителями со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение данного вида страхования. Субсидии на компенсацию части затрат на страхование урожая сельскохозяйственных культур будут предоставляться сельскохозяйственным товаропроизводителям -- юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам. Заинтересованные в субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители должны заключить с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответствующее соглашение. Для получения субсидии вновь изданный Приказ устанавливает ряд условий. Во-первых, субсидии предоставляются на страхование урожая таких культур, как озимые зерновые, яровые зерновые и зернобобовые, масличные, сахарная свекла, рис, соя, лен-долгунец. Во-вторых, при страховании случаев гибели и повреждения сельскохозяйственных культур в результате опасных для сельскохозяйственного производства гидрометеорологических явлений (засуха атмосферная или почвенная, заморозки, вымерзание, выпревание, переувлажнение почвы, пыльные (песчаные) бури, град, продолжительные сильные дожди, очень сильные дожди и ливни, весеннее половодье и дождевые паводки, сильный ветер). В-третьих, страховая стоимость урожая сельскохозяйственных культур должна быть определена исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и расчетных прогнозируемых цен по каждой культуре на соответствующий год. При отсутствии данных для определения средней урожайности сельскохозяйственных культур за предшествующие 5 лет принимается средняя урожайность сельскохозяйственной культуры за указанный период по соответствующему административно-территориальному образованию субъекта Российской Федерации. Расчетные прогнозируемые цены сельскохозяйственных культур определяются исходя из средних сложившихся по субъекту Российской Федерации цен реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственных культур за 2003 год с учетом уровня инфляции. В-четвертых, договор страхования должен быть заключен до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур. Наконец, страховая сумма должна быть определена в размере страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур. Для получения субсидии сельскохозяйственные товаропроизводители представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации справку-расчет для получения субсидий, копии договоров страхования и платежных поручений по уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями страхового взноса по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур соответствующего года, включая договоры страхования озимых культур, посеянных в предшествующем году. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Закон Саратовской области "О земле" 25 мая 2004 года вступил в силу Закон Саратовской области от 21.05.2004 N 23-ЗСО "О земле" (далее -- Закон). Закон разграничивает полномочия по регулированию земельных отношений между областной Думой и Правительством области, определяет компетенцию органов местного самоуправления в сфере земельных отношений, определяет случаи бесплатного предоставления земельных участков, устанавливает предельные размеры земельных участков, а также регулирует ряд других вопросов, связанных с землей, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъекта России. В собственность граждан бесплатно однократно предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства в сельской местности, для крестьянского (фермерского) хозяйства; бесплатно передаются в собственность предоставленные до 1 января 1992 года участки для садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, а также земельные участки в иных случаях, определенных федеральным или областным законодательством. Органы местного самоуправления наделены правом преимущественной покупки при продаже земельного участка, а также при некоторых других условиях, доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением случаев продажи земельных участков с публичных торгов и продажи искусственно орошаемых участков пашни. Установлены минимальные размеры вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размер земельных участков, занятых пашнями, должен составлять не менее 5 гектаров. Минимальный размер участков, занятых орошаемыми пашнями, -- 20, 40, 400 гектаров в зависимости от способа орошения земель. Для иных участков минимальные размеры не установлены. Общая площадь земельных участков, которые расположены на территории одного административно-территориального образования и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его супруга и близких родственников, а также юридических лиц, в которых указанные физические лица имеют право распоряжаться более чем 50% голосов в соответствии с принадлежащей им долей в капитале, не может превышать 30% общей площади всех сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории административно-территориального образования. Размер общей площади земельных участков, которые могут одновременно находиться на праве собственности и ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может превышать 2 гектара. Закон Саратовской области от 17 ноября 1997 г. N 57-ЗСО "О земле" признан утратившим силу. О приватизации государственного имущества Новосибирской области 6 июня 2004 года вступил в силу Закон Новосибирской области от 20.05.2004 N 181-ОЗ "О приватизации государственного имущества Новосибирской области" (далее -- Закон). Закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Новосибирской области, и связанные с ними отношения по управлению областным имуществом. Действие Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении отдельных видов областного имущества: природных ресурсов, объектов жилищного фонда, областного резерва и др. В Законе определены полномочия органов законодательной и исполнительной власти Новосибирской области в сфере приватизации областного имущества. Специально уполномоченным органом власти в сфере приватизации областного имущества является департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области (далее -- Департамент). Продажу областного имущества осуществляет Государственное унитарное предприятие Новосибирской области "Фонд имущества Новосибирской области". В Новосибирской области ежегодно разрабатывается и утверждается в качестве приложения к закону об областном бюджете Новосибирской области прогнозный план приватизации областного имущества. Отчет о выполнении плана представляется в областной Совет депутатов не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. В Законе предусмотрено 10 способов приватизации областного имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; продажа имущества посредством публичного предложения; продажа имущества без объявления цены; внесение областного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Решение об условиях приватизации, принимаемое Департаментом, должно содержать следующие сведения: наименование и характеристики имущества; способ приватизации; нормативная цена; срок рассрочки платежа (если предоставляется рассрочка); иные необходимые для приватизации сведения. Определены особенности приватизации отдельных видов областного имущества: имущественного комплекса унитарного предприятия; земельных участков, занимаемых приватизируемыми объектами недвижимости; объектов культурного наследия; объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Определены особенности создания и правового положения акционерного общества, акции которого находятся в собственности Новосибирской области. Администрация Новосибирской области в целях защиты нравственности, здоровья, права и законных интересов граждан, проживающих на территории области, вправе принять решение об использовании специального права ("золотая акция") на участие в управлении акционерным обществом, которое позволяет представителям Новосибирской области налагать вето на решения общего собрания акционеров: о внесении изменений и дополнений в устав общества; об утверждении устава в новой редакции; о реорганизации и ликвидации общества; об изменении уставного капитала общества; о совершении акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Закон предусматривает сохранение размера доли Новосибирской области в уставном капитале акционерного общества при увеличении уставного капитала общества путем дополнительного выпуска акций в случаях, если в областной собственности находятся акции, составляющие более 25% голосов на общем собрании акционеров. Оплата дополнительно выпускаемых акций производится путем внесения в уставный капитал областного имущества либо средств областного бюджета. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Об исчислении непрерывного трудового стажа при назначении пособий по государственному социальному страхованию Конституционный Суд России вынес Определение от 4 марта 2004 г. N 138-О, связанное с вопросами исчисления непрерывного трудового стажа при назначении пособий по государственному социальному страхованию. Заявитель оспаривал конституционность подпункта "и" пункта 7 "Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года N 252) и абзаца второго пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года N 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве". Оспариваемыми нормами установлено, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособий по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном увольнении по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев. По мнению заявителя, это противоречит Конституции РФ, так как препятствует свободному выбору места работы и существенно, почти в два раза, уменьшает размер пособия по временной нетрудоспособности. Как отметил Конституционный Суд, статьей статья 183 Трудового кодекса РФ предусматривается выплата работнику пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Такой закон до настоящего времени не принят, поэтому согласно пункту 2 раздела второго Заключительных и переходных положений Конституции правовые акты, действовавшие до ее вступления в силу, могут применяются, но лишь в части, ей не противоречащей. Следовательно, сохраняющие свое действие нормы, на основании которых исчисляется непрерывный трудовой стаж при назначении пособий по временной нетрудоспособности и определяется их размер, даже если они содержатся в акте, по форме не отвечающем требованиям Конституции РФ, могут применяться, но лишь при условии, что они не противоречат Конституции РФ по содержанию. Что же касается оспариваемых норм, то они были установлены в условиях социалистической системы хозяйствования и преследовали цель формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины. Сохранение такого правового регулирования является нарушением закрепленных Конституцией свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и противоречит целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права. Оспариваемое правила также не согласуются с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, ставится в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного работника, его трудового (страхового) стажа. Применение оспариваемого правила существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляется работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Этим нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку ограничение права застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному оспариваемым нормативным положением, несовместимо с целями, для достижения которых Конституция РФ допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Исходя из изложенного, Конституционный Суд определил, что оспариваемое положение, содержащееся в подпункте "и" пункта 7 "Правил исчисления непрерывного трудового стажа" и абзаце втором пункта 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС N 1117, не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как противоречащее Конституции РФ. Определение Конституционного Суда РФ окончательно и обжалованию не подлежит. ЗАКОНОПРОЕКТЫ О Жилищном кодексе Российской Федерации 10 июня 2004 года в первом чтении принят проект Жилищного кодекса Российской Федерации (Постановление N 672-IV ГД). Законопроект предусматривает существенное изменение законодательства о жилье -- приведение его в соответствие с экономическими и социальными реалиями. Наиболее радикальные изменения затрагивают положения, регламентирующие предоставление жилых помещений по договору социального найма. Вопросы, посвященные договору социального найма жилого помещения, в отличие от действующего ЖК РСФСР, выделены в отдельную главу. Учитывая ч. 3 ст. 40 Конституции, проект сохраняет право на бесплатное предоставление жилого помещения только за гражданами, которые относятся к категории малоимущих и при этом нуждаются в улучшении жилищных условий. Проект предусматривает, что определять имущественное положение граждан в каждом конкретном случае будут органы местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге -- органы исполнительной власти. Принимая решение, органы местного самоуправления обязаны учитывать доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в их собственности. Порядок определения гражданина малоимущим должен быть установлен законами субъектов Российской Федерации. Условием предоставления жилого помещения по договору социального найма является нуждаемость таких граждан (малоимущих и иных категорий граждан, определенных федеральным законом) в улучшении жилищных условий. Другой важный момент связан с очередностью предоставления жилых помещений по договору социального найма. Проект Кодекса исключил возможность первоочередного предоставления жилых помещений. Предполагается, что жилые помещения будут предоставляться в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет и включения в списки на предоставление жилых помещений по договору социального найма. Исключение из этого правила составляют случаи, обусловленные стихийным бедствием или другой чрезвычайной ситуацией, аварийным состоянием жилого помещения. Проектом Кодекса урегулированы отношения между собственником жилого помещения и бывшими членами его семьи. Так, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшими членами семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Однако если у бывшего члена семьи отсутствуют основания или возможность решить жилищный вопрос, решением суда за ним может быть сохранено право пользования жилым помещением, но не более чем на один год. Впервые в Жилищном кодексе будут предусмотрены специальные главы, посвященные переводу жилых помещений в нежилые и соответственно нежилых помещений в жилые. В ЖК РСФСР данному вопросу посвящена единственная статья (ст. 9 "Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые"), которая к тому же не регламентирует перевод нежилых помещений в жилые. Еще одна новелла -- переустройство и перепланировка жилого помещения. В настоящее время в ЖК РСФСР данному вопросу также посвящена единственная статья (см. ст. 84 "Переустройство и перепланировка жилого помещения" в главе 2 "Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда"). Подробно урегулированы вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений в маневренном фонде для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом, утратой жилого помещения в результате обращения на него взыскания, приобретенного за счет кредита банка или иной кредитной организации. В проекте Кодекса вопросы, связанные с платой за жилье и коммунальные услуги, выделены в отдельный раздел. В этом разделе урегулированы вопросы, связанные со структурой платежей как за жилые помещения, предоставленные по договору социального найма, так и за жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, с определением мер социальной защиты граждан. Это связано с предоставлением субсидий, а также компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг. В проекте Кодекса четко сформулирован момент возникновения обязательств по внесению платы за жилье и коммунальные услуги для различных категорий граждан, а также указываются лица, обязанные вносить таковую плату до момента заселения жилого помещения в установленном порядке, либо приобретения жилого помещения в собственность. В законе о введении в действие проекта Кодекса предлагается урегулировать вопрос, связанный с приватизацией жилых помещений, сохранив право на приватизацию жилого помещения за гражданами, которым были предоставлены занимаемые жилые помещения до принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, и кто, соответственно, данным правом не воспользовался ранее.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||