Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от


Информационный Канал Subscribe.Ru

Аналитический обзор: важнейшая правовая информация

========================================================================
     Если Вы хотите  одними  из  первых  узнавать  о  новостях  компании
"Консультант Плюс", ее новых программных продуктах, выходе новых версий,
проводимых акциях, скидках и  другую  полезную  информацию,  а  также  о
новостях  сервера  КонсультантПлюс,  подпишитесь  на  рассылку  "Новости
КонсультантПлюс". Эта и другие рассылки на cервере www.consultant.ru.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consnews
========================================================================
    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

                                Выпуск 19 апреля 2004 года

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Изменение порядка выплаты
дивидендов акционерным обществом

6 апреля 2004 года принят Федеральный закон N 17-ФЗ "О внесении изменения в статью
42 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Изменения касаются порядка выплаты акционерным обществом дивидендов по размещенным
акциям и направлены на защиту прав акционеров.
Ранее действовавшая редакция Закона устанавливала, что дивиденды выплачиваются
из чистой прибыли общества, а дивиденды по привилегированным акциям определенных
типов (привилегированные акции разных типов различаются вариантами предоставляемых
льгот) могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов
общества. Действующие законодательные акты не содержат определения понятия "чистая
прибыль" и это обстоятельство дает возможность произвольного определения ее размеров
и, соответственно, размеров дивидендов.
Закон от 06.04.2004 определил понятие "чистой прибыли" в качестве источника выплаты
дивидендов: чистой прибылью является определяемая по данным бухгалтерской отчетности
прибыль общества после налогообложения.
Кроме того, ограничена возможность "минимизации" дивидендов, выплачиваемых по
привилегированным акциям за счет предназначенных для этого и произвольно сформированных
специальных фондов общества - создавать новые фонды для этих целей будет нельзя.
Федеральный закон от 06.04.2004 N 17-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2004 года.

Изменения в Правилах внутреннего
распорядка исправительных учреждений

Приказом Министерства юстиции РФ от 23.03.2004 N 68 внесены изменения и дополнения
в "Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений" (далее - "Правила"),
утвержденные Приказом Минюста РФ от 30.07.2001 N 224. Приказ Минюстом зарегистрирован
02.04.2004 N 5711.
Изменения "Правил" связаны с внесением изменений в Уголовно-исполнительный кодекс
РФ Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ и представляют собой ряд норм,
как смягчающих внутренний распорядок исправительных учреждений, так и направленных
на его более жесткую регламентацию.
Так, перечень прав осужденных дополнен правом на психологическую помощь, оказываемую
сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами,
имеющими право на оказание такой помощи. Осужденные участвуют в мероприятиях,
связанных с оказанием психологической помощи, только по своему желанию.
Осужденные обязаны давать администрации учреждения письменные объяснения по фактам
нарушения установленного порядка отбывания наказания, но при этом из текста "Правил"
исключена формулировка, обязывавшая осужденных давать администрации письменные
объяснения также и по "другим основаниям".
Несколько смягчены условия предоставления осужденным длительного свидания с правом
совместного проживания - начальник исправительного учреждения вправе разрешить
такое свидание осужденного с лицом, не относящимся к перечисленным в "Правилах"
близким родственникам, в любом случае, а не только в "исключительном".
Осужденным, водворенным в штрафные изоляторы, разрешено брать с собой, кроме
других личных вещей, короткий перечень которых установлен "Правилами", также
выписанные ими журналы и газеты; им разрешено пользоваться печатными изданиями
из библиотеки учреждения.
К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа,
единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, по их просьбе приглашаются
священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке
религиозным объединениям, по выбору осужденных. В Уголовно-исполнительном кодексе
РФ эта норма существовала и ранее; Законом от 08.12.2003 из нее изъята оговорка
о возможности допуска священнослужителей в указанные помещения только при отсутствии
угрозы для их безопасности.
Несколько изменений внесено в порядок осуществления права осужденных на телефонные
разговоры.
Телефонные разговоры теперь могут оплачиваться осужденными не только за счет
собственных средств, но и за счет средств их родственников или иных лиц. Администрация,
в отличие от ранее действовавшего порядка, не обязана контролировать каждый телефонный
разговор, а в исключительных случаях с разрешения начальника исправительного
учреждения осужденному может быть разрешен телефонный разговор с родственником,
отбывающим наказание в виде лишения свободы.
В "Правила" внесено уточнение, воспроизводящее норму Уголовно-исполнительного
кодекса РФ, действовавшую и ранее, согласно которой продолжительность телефонного
разговора осужденного не может превышать 15 минут. Это ограничение, предположительно,
позволяет воспользоваться правом на телефонные разговоры большему числу осужденных.
В соответствии с изменением, внесенным в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, ограничена
также продолжительность свидания осужденного с адвокатом или иным лицом, имеющим
право на оказание юридической помощи, - свидание не может длиться более 4 часов;
из "Правил" изъято не противоречившее действовавшей ранее редакции Кодекса прямо
сформулированное уточнение, в соответствии с которым продолжительность свидания
с адвокатом не ограничивалась.
В "Правила" внесены и другие изменения, как принципиального, так и уточняющего
характера.
Перечень адресатов, переписка с которыми осужденного не подлежит цензуре, дополнен
уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации и Европейским
судом по правам человека, а перечень видов обращений осужденных дополнен понятием
"ходатайство" (эти изменения "Правил" соответствуют изменениям, внесенным в Уголовно-исполнительный
кодекс РФ). Перечень документов, которые осужденным разрешается иметь при себе
или получать, дополнен ответами соответствующих инстанций по результатам рассмотрения
предложений, заявлений, ходатайств и жалоб.

О порядке расходования средств обязательного
социального страхования страхователями-работодателями

24 апреля 2004 года вступит в силу Постановление Фонда социального страхования
Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке
учета и расходования средств обязательного социального страхования".
Документ, в частности, регулирует условия и порядок расходования средств Фонда
социального страхования страхователями-работодателями.
Постановление перечисляет направления использования средств Фонда. Это, во-первых,
пособие по временной нетрудоспособности. Во-вторых, это различные выплаты на
детей: пособие по беременности и родам, в связи с усыновлением ребенка, единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,
единовременное пособие по случаю рождения ребенка, ежемесячное пособие на период
отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, оплата дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте
до 18 лет; оплата путевок на оздоровление детей. В-третьих, - социальное пособие
на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению
специализированной службе по вопросам похоронного дела.
Работодатели вправе также осуществлять иные расходы, предусмотренные федеральным
законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год.
Страхователи-работодатели, которые являются плательщиками единого социального
налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет
начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд. В случаях,
когда суммы расходов по обязательному социальному страхованию превышают сумму
начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, а также
когда страхователи имеют налоговые льготы по пункту 1 статьи 239 НК РФ, средства
на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию
выделяются отделением Фонда.
Страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, осуществляют
расходы на выплату работникам пособия по временной нетрудоспособности в зависимости
от уплаты ими в Фонд страховых взносов на социальное страхование работников на
случай временной нетрудоспособности.
Так, если работодатель не уплачивает добровольно в Фонд страховые взносы, расходы
на выплату пособия по временной нетрудоспособности ограничиваются суммами, не
превышающими 1 МРОТ за полный календарный месяц, а также иными расходами по обязательному
социальному страхованию за счет средств, выделяемых отделением Фонда.
Если работодатель уплачивает добровольно в Фонд страховые взносы на социальное
страхование работников на случай временной нетрудоспособности, он выплачивает
пособия по временной нетрудоспособности в счет начисленных страховых взносов,
а также осуществляет иные расходы по обязательному социальному страхованию за
счет средств, выделяемых отделением Фонда. При этом если суммы расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности превышают сумму начисленных страховых
взносов на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности,
средства на осуществление (возмещение) этих расходов выделяются страхователю
отделением Фонда.
Страхователи-работодатели, являющиеся одновременно плательщиками единого социального
налога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и
ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности,
производят расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного
единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, только в отношении
тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты
единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется отделением Фонда
на основании письменного заявления страхователя; расчетной ведомости (форма 4-ФСС
РФ) или отчета по страховым взносам (форма 4а-ФСС РФ) за отчетный период или
промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный
месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;
копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого
социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального
налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной
системе налогообложения; заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих
обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
Страхователи-работодатели, применяющие специальные налоговые режимы, в том числе
и уплачивающие добровольно в Фонд страховые взносы на социальное страхование
работников, дополнительно представляют копии платежных поручений, подтверждающих
уплату указанных страховых взносов. Страхователи, имеющие налоговые льготы по
уплате единого социального налога, по требованию отделения Фонда представляют
также документы, подтверждающие наличие указанных льгот.
Если страхователь-работодатель имеет задолженность по уплате единого социального
налога и не может осуществлять выплату пособий по обязательному социальному страхованию
работникам вследствие отсутствия средств на своих банковских счетах, по заявлению
страхователя отделение Фонда может принять решение о выделении средств страхователю
на указанные цели либо о выплате пособий по обязательному социальному страхованию
отдельным работникам.
При этом страхователи дополнительно представляют в отделение Фонда выписки банков
об отсутствии средств на их банковских счетах.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

О территориальном общественном самоуправлении
в муниципальных образованиях Ивановской области

31 марта 2004 года вступил в силу Закон Ивановской области от 15.03.2004 N 36-ОЗ
"О территориальном общественном самоуправлении в муниципальных образованиях Ивановской
области" (далее - Закон). Закон устанавливает правовые основы организации и осуществления
территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Ивановской
области.
Территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - это самоорганизация
граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования
(территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов,
кварталов, улиц, дворов, групп жилых домов и других территориях) для самостоятельного
и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного
значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального
общественного самоуправления.
Территориями ТОС могут быть микрорайон, местечко, улица, квартал, сельское поселение,
часть территории поселения, группа жилых домов, а также дом, двор, подъезд и
другие территории. Территория ТОС не должна превышать 1/4 территории муниципального
образования. Территории, на которых действуют органы ТОС, устанавливаются по
предложению граждан соответствующим представительным органом муниципального образования
с учетом мнения жителей, а также исторических, культурных и архитектурных особенностей
муниципального образования.
Высшим органом ТОС как формой выражения непосредственной демократии является
общее собрание (сход), конференция граждан. Руководящим органом территориального
общественного самоуправления в период между собраниями (сходами), конференциями
является совет ТОС (сельские, квартальные, уличные, домовые комитеты и иные)
в составе председателя, заместителя и членов совета. Органы ТОС формируются на
выборной основе, а срок их полномочий устанавливает общее собрание (сход), конференция
граждан.
Органы ТОС представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях (сходах), конференциях
граждан. Они могут заниматься хозяйственной деятельностью, направленной на удовлетворение
социальных и бытовых потребностей жителей соответствующей территории; осуществлять
общественный земельный контроль; оказывать поддержку детским и молодежным общественным
объединениям на соответствующей территории. Кроме того, им принадлежит право
внесения в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов.
Представители органов ТОС вправе присутствовать на заседаниях представительных
органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления
при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.
Финансовые ресурсы органов ТОС состоят из собственных, заемных средств, грантов,
а также средств, передаваемых им представительными органами местного самоуправления
в соответствии с заключенными договорами или иными органами, определенными уставами
муниципальных образований. Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их
распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями, заключенными
с органами местного самоуправления договорами и программами социально-экономического
развития соответствующих территорий.
Основанием для прекращения деятельности ТОС и (или) его органов является нарушение
ими действующего законодательства, устава соответствующего муниципального образования,
устава данного ТОС.
Решение о прекращении деятельности ТОС и его органов может приниматься общим
собранием (сходом) или конференцией граждан, проживающих на соответствующей территории,
а также судом. Инициаторами обращения в суд по вопросу прекращения деятельности
ТОС могут выступать органы прокуратуры (в случаях нарушения действующего законодательства),
органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, граждане,
проживающие на территории данного ТОС.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации

17 марта 2004 года издано Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Постановление разъясняет отдельные вопросы подведомственности и подсудности трудовых
дел, особенности рассмотрения споров о заключении, изменении, расторжении трудового
договора, споры о дисциплинарных взысканиях, о заработной плате и т.д.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную
защиту. При этом Трудовой кодекс не содержит положений об обязательности предварительного
внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам.
Поэтому, как отмечает Верховный Суд, граждане по собственному усмотрению выбирают
способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально
обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются
непосредственно судом), либо сразу обратиться в суд.
Если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам
в десятидневный срок со дня подачи работником заявления, он вправе перенести
его рассмотрение в суд.
В силу пункта 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ и статей 382, 391 Трудового кодекса
дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей
юрисдикции. В этой связи Верховный Суд обращает внимание, что, принимая исковое
заявление, судья должен определить, вытекает ли спор из трудовых правоотношений.
Как известно, особенность трудовых отношений состоит в том, что они основаны
на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником
за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового
распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым
законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В зависимости от предмета спора трудовые дела могут быть подсудны как федеральному,
так и мировому судье.
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие
из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о
признании забастовки незаконной, независимо от цены иска.
При этом Верховный Суд разъяснил, что трудовой спор, возникший в связи с отказом
в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе. Этот спор
возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой
договор (часть вторая статьи 381, часть третья статьи 391 ТК РФ), а не между
работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях.
Мировому судье также подсудны дела по искам работников о признании перевода на
другую работу незаконным, поскольку в этом случае трудовые отношения между работником
и работодателем не прекращаются.
Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового
договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным
результатом испытания, подсудны районному суду. Дела по искам работников, трудовые
отношения с которыми прекращены, о признании увольнения незаконным и об изменении
формулировки причины увольнения также подлежат рассмотрению районным судом, поскольку
по существу предметом проверки в этом случае является законность увольнения.
Если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий
трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (например, о предоставлении
жилого помещения, о выплате работнику суммы на приобретение жилого помещения),
то, несмотря на то, что эти условия включены в содержание трудового договора,
они по своему характеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя.
Следовательно, вопрос о подсудности такого спора мировому либо федеральному судье
определяется исходя из общих правил подсудности.
В тех же случаях, когда между сторонами заключен договор гражданско-правового
характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим
договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем,
к таким отношениям в силу части третьей статьи 11 ТК РФ должны применяться положения
Трудового кодекса РФ.
Согласно части четвертой статьи 413 ТК РФ дела о признании забастовки незаконной
подсудны верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального
значения, судам автономной области и автономных округов.
Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный
срок. Срок исчисляется со дня вручения копии приказа об увольнении (выдачи трудовой
книжки), либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении
(трудовой книжки). Заявление о разрешении иного индивидуального трудового спора
- в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении
своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, пункт 6 части 1 статьи 23, статья
24 ГПК РФ).
Судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без
уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК
РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая
статьи 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является
препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым
спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока
на его предъявление.
В то же время, исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ,
а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским
делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос
о пропуске истцом срока обращения в суд может поставить ответчик.
Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает
решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических
обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). Признав причины
пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья
статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока Верховный Суд называет обстоятельства,
препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением
индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке,
невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления
ухода за тяжелобольными членами семьи).
Дела о восстановлении на работе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца
со дня поступления заявления в суд, а другие трудовые дела, подсудные мировому
судье, должны быть рассмотрены мировым судьей до истечения месяца со дня принятия
заявления к производству. В указанные сроки включается в том числе и время, необходимое
для подготовки дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ).
Вместе с тем в силу части 3 статьи 152 ГПК РФ по сложным делам с учетом мнения
сторон судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания,
выходящий за пределы указанных выше сроков.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О правовом регулировании отдыха и оздоровления детей

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена отсутствием в России
правового регулирования системы отдыха и оздоровления детей на уровне закона.
Единственный нормативный правовой акт в этой сфере - Положение о детском оздоровительном
лагере, принятое в 1990 году, значительно устарело.
Для решения проблемы предусматривается внесение изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля
1998 года N 124-ФЗ (далее - Закон).
Предлагается дополнить перечень основных понятий, используемых в Законе (статья
1), новыми - "отдых и оздоровление детей" и "организации отдыха и оздоровления
детей".
Так, отдых и оздоровление детей - это комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих
развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление здоровья, профилактику
заболеваний, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом,
формирование навыков здорового образа жизни, режим питания и жизнедеятельности
в экологически благоприятной среде, при соблюдении санитарно-гигиенических и
противоэпидемических требований.
Организациями отдыха и оздоровления детей признаются детские оздоровительные
лагеря, спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, лагеря
труда и отдыха, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, а также иные
организации, независимо от форм собственности, основная деятельность которых
направлена на обеспечение отдыха и оздоровления детей.
Изменения, касающиеся отдыха и оздоровления детей, вносятся и в другие статьи
Закона. Например, в статье 18 Закона предусматривается, что финансирование проектов
и программ общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций,
граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей,
в части создания учреждений социального обслуживания детей, а также обеспечения
отдыха и оздоровления детей, осуществляется на конкурсной основе.

Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное