ВАЖНЕЙШИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ
(23 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА - 7 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА)
ПАЕВЫЕ И АКЦИОНЕРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ
Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов
функционирования экономической системы. Разумная инвестиционная
политика, формирующая развитый фондовый рынок, способна оградить
общество от многих социальных потрясений. Поэтому роль государства
заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя
уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость.
На современном этапе особенность российской экономики
заключается в хронической нехватке инвестиционных ресурсов,
необходимых для развития ее наиболее перспективных отраслей.
Примечательно, что проблема состоит не столько в отсутствии
денежных средств (по оценкам экспертов, только "под подушками" у
населения находится от 30 до 40 млрд. долл.), сколько в
недостаточно благоприятных условиях для инвестирования.
Именно поэтому в числе приоритетных мер программы социально -
экономического развития нашей страны на 2002 - 2004 годы
Правительством Российской Федерации было названо создание правовой
основы деятельности акционерных инвестиционных фондов и паевых
инвестиционных фондов (Распоряжение от 10.07.2001 N 910-р).
Необходимо отметить, что правовая база деятельности названных
финансово - экономических институтов начала зарождаться еще в
начале 90-х годов и к последнему времени успела сложиться в весьма
разветвленную, но не вполне согласованную систему подзаконных
нормативных правовых актов, центральное место в которой занимали
Указы Президента Российской Федерации от 26.07.95 N 765 "О
дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной
политики Российской Федерации" и от 23.02.98 N 193 "О дальнейшем
развитии деятельности инвестиционных фондов".
Вступивший в силу 4 декабря текущего года Федеральный закон от
29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон)
призван максимально приблизить экономику нашей страны к
перспективам, намеченным правительственной программой
социально - экономического развития.
Закон полно и детально определил статус паевых инвестиционных
фондов и обозначил основные особенности акционерных инвестиционных
фондов.
Паевой инвестиционный фонд - это удобный финансовый
инструмент, с помощью которого непрофессиональные частные
инвесторы могут вложить деньги в ценные бумаги.
Как и прежде, паевой инвестиционный фонд не является
юридическим лицом. Он представляет собой обособленный
имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного
учредителями в доверительное управление управляющей компании, и
имущества, полученного в процессе такого управления.
Наряду с известными ранее разновидностями паевых
инвестиционных фондов (открытым и интервальным) Закон называет
закрытый паевой инвестиционный фонд. Разграничительная черта между
названными видами проводится по объему и содержанию прав
учредителей этих фондов.
При этом некоторые недостатки нового вида паевого
инвестиционного фонда, связанные с ограничением возможности
требовать от управляющей компании прекращения договора
доверительного управления паевым инвестиционным фондом до
истечения срока его действия, сполна компенсируются рядом
достоинств, таких как право участвовать в общем собрании
владельцев инвестиционных паев, а в соответствующих случаях -
право на получение дохода от доверительного управления имуществом.
Последнее обстоятельство фактически снимает существовавший
ранее запрет на выплату доходов, связанных с использованием
имущества паевых инвестиционных фондов, и максимально сближает
правовую природу их новой разновидности с акционерным
инвестиционным фондом, сохраняя при этом ряд преимуществ, общих
для всех паевых фондов. Достаточно сказать, что паевыми
инвестиционными фондами управляют профессиональные участники рынка
ценных бумаг, четырехзвенная система управления и контроля
(управляющая компания - аудитор - депозитарий - регистратор)
повышает надежность паевого фонда, а прибыль, полученная им, не
облагается налогом на прибыль.
Более того, отмеченное ограничение прав владельцев
инвестиционных паев имеет обратную сторону: закрытому фонду не
нужно постоянно держать в резерве какую-либо часть активов для
выкупа паев, то есть он может максимально использовать средства
пайщиков в хозяйственной деятельности.
Закон окончательно отказался от чуждой для российской правовой
системы концепции доверительной собственности, устранив тем самым
противоречия между ранее действовавшим законодательством и
Гражданским кодексом Российской Федерации. По-видимому, это внесет
коррективы в принципы распределения рисков случайной гибели либо
повреждения объекта доверительного управления, которые теперь
будет нести не управляющая компания, а собственники имущества -
владельцы инвестиционных паев, если самим договором доверительного
управления не будут установлены исключения из общего правила
статьи 211 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Что касается акционерных инвестиционных фондов, то они
по-прежнему создаются в форме открытых акционерных обществ, то
есть находятся в сфере действия законодательства, регулирующего
правовое положение юридических лиц. Это позволило значительно
сократить объем Закона, ограничившись лишь отличительными
особенностями акционерных инвестиционных фондов. В основном эти
особенности сводятся к повышенным требованиям, предъявляемым к
участникам инвестиционного процесса.
Немаловажным достоинством Закона, особенно в условиях развития
отечественной экономики, возникших в первые годы экономических
преобразований и усугубившихся в августе 1998 года, является
защита прав акционеров и владельцев инвестиционных паев.
Закон установил систему мер, направленных как против явных
злоупотреблений на фондовом рынке, так и на предотвращение
неоправданных предпринимательских рисков. К основным элементам
этой системы относятся независимая оценка активов, аудит
хозяйственной деятельности, контроль со стороны уполномоченных
государственных органов.
Представляется, что с принятием Закона сформирована основа для
одной из разновидностей коллективного инвестирования. В то же
время некоторую сложность вызывают вопросы, возникающие на стыке
Закона с действовавшим до его принятия законодательством. Поэтому
для полноценного функционирования рассмотренной сферы экономики,
безусловно, потребуется ее дальнейшее подзаконное регулирование.
КонсультантПлюс
АНДРЮКИН Ю.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.