Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 06.12.2013


 

В КонсультантПлюс - новый "Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок"

Путеводитель поможет разобраться в новых правилах проведения госзакупок с 1 января 2014 г. в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В нем - пошаговые инструкции, образцы документов, практические примеры, сроки по всем этапам госзакупок.

Подробнее… 

Обзор законопроектов от 17.12.2013

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 293364-6
"О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 15.11.2013 N 3195-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия.

В связи с этим разработчиками проекта предлагается установить возможность осуществления богослужений, других религиозных обрядов и церемоний без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в следующих местах:

- в культовых и иных зданиях (помещениях) и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним территориях;

- на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;

- в местах паломничества;

- на территории организаций, созданных религиозными организациями;

- на кладбищах и в крематориях;

- в жилых помещениях.

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, включая молитвенные и религиозные собрания, проводимые открыто, в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан, будут осуществляться в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

Проект Федерального закона N 379328-6
"О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона "О Государственном гимне Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.11.2013 N 3317-6 ГД)

Законопроект разработан в целях реализации принципов государственной политики в сфере образования.

Для этого предлагается внести изменения в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" и статью 3 Федерального конституционного закона от 25.! 12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации".

Законопроектом планируется обязать общеобразовательные организации независимо от форм собственности:

- вывешивать на зданиях, устанавливать на их территории, поднимать (устанавливать) во время массовых мероприятий, проводимых этими организациями, Государственный флаг Российской Федерации;

- исполнять Государственный гимн Российской Федерации перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам. Это положение также предлагается распространить и на профессиональные образовательные организации независимо от их форм собственности.

Кроме того, предусматривается обязательное исполнение Государственного гимна Российской Федерации при открытии памятников и памятных знаков, установленных по решению государственных органов и органов местного самоуправления, а также при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 310244-6
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.И. Лысаковым, В.В. Климовым, О.В. Тимофеевой, Е.А. Вторыгиной, А.Б. Выборным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.11.2013 N 3319-6 ГД)

Представленный законопроект подготовлен в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств и средств отдельных видов юридических лиц с государственным участием.

Разработчиками предлагается внести дополнения в статью 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и часть 2 статьи 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Проектом устанавливается запрет на закупку (в том числе заключение договора аренды) легкового автомобиля, цена которого превышает три миллиона рублей. Данное ограничение не распространяется на легковые автомобили, к которым предъявляются особые технические требования, связанные с целями их использования.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 342094-6
"О внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 13.11.2013 N 3164-6 ГД)

Законопроект разработан в целях реализации правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П, которым положение части 8 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

В этой связи проектом предоставляется право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно всем работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от источника финансирования работодателя.

Помимо этого, разработчиками планируется внесение редакционных поправок в статью 325 ТК РФ для приведения терминологии ее положений в соответствие с действующим законодательством.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона N 364062-6
"О страховых пенсиях"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3226-6 ГД)

Проект Федерального закона N 364069-6
"О накопительной пенсии"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3227-6 ГД)

Проект Федерального закона N 364074-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3228-6 ГД)

В целях совершенствования пенсионной системы Российской Федерации и обеспечения ее долгосрочной сбалансированности в рамках Стратегии, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р, подготовлен ряд законопроектов, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с возникновением и реализацией права застрахованных лиц на страховую и накопительную пенсии.

Рассматриваемый проект N 364062-6 направлен на защиту права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в виде страховой пенсии, удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров.

В соответствии с проектом страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата, компенсирующая застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности или иных обстоятельств, определенных проектом.

Проектом закрепляются виды страховых пенсий, условия для их назначения, а также специально оговаривается, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, будет устанавливаться одна пенсия по их выбору.

Отдельные главы законопроекта посвящены правилам исчисления страхового стажа и определения размеров страховых пенсий, вопросам установления, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии. Также определяются категории граждан, которые сохраняют право на досрочное назначение страховой пенсии.

Законопроект N 364069-6 разработан в целях совершенствования накопительной составляющей пенсионной системы.

Согласно проекту накопительная пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату, призванную компенсировать заработную плату, иные выплаты и вознаграждения застрахованному лицу в связи с наступлением его нетрудоспособности вследствие старости.

Определяется круг субъектов, имеющих право на накопительную пенсию. К ним относятся граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иные категории иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Условием для назначения накопительной пенсии будет являться наличие средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица.

Кроме того, проектом устанавливаются правила исчисления накопительной пенсии.

Так, размер накопительной пенсии будет рассчитываться как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных на его счете, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии.

При этом с 1 августа каждого года размер накопительной пенсии будет подлежать корректировке, для целей которой будут учитываться:

- суммы страховых взносов на накопительную пенсию;

- дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию;

- взносы работодателя;

- взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной пенсии при ее назначении или предыдущей корректировке. Проектом определяется порядок проведения указанной корректировки.

Важно отметить, что по задумке авторов проекта установление и выплата накопительной пенсии будут производиться независимо от получения страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячного пожизненного содержания, а также от факта осуществления работы и иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. При этом обращаться за назначением накопительной пенсии можно будет в любое время после возникновения права на указанную пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Оба рассматриваемых законопроекта содержат положения, касающиеся сроков назначения, выплаты и доставки пенсии, закрепляют правила приостановления и возобновления, прекращения и восстановления выплаты пенсии, особенности ее выплаты застрахованным лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, а также ответственности за достоверность сведений, необходимых для ее назначения, выплаты и доставки.

В связи с разработкой и принятием рассмотренных выше проектов подготовлен законопроект N 364074-6, согласно которому вносится ряд изменений технического характера, вытекающих из положений новых пенсионных законов.

В частности, корректировкам подвергаются Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральные законы от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и ряд иных законодательных актов.

Проект Федерального закона N 363990-6
"О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3229-6 ГД)

Рассматриваемым законопроектом в целях уточнения периодов, засчитываемых в страховой стаж, предлагается увеличить период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет. В общей сложности этот период теперь будет составлять не более четырех с половиной лет.

Указанное изменение, по мнению разработчиков проекта, будет способствовать повышению уровня рождаемости и социальной защищенности многодетных родителей, а также улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.

Проект Федерального закона N 359133-6
"О внесении изменений в Федеральные законы "О негосударственных пенсионных фондах" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3230-6 ГД)

Законопроект направлен на минимизацию рисков, возникающих при смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Для этого проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Ф! едерации".

Разработчиками проекта предлагается установить периодичность выбора застрахованными лицами страховщиков по обязательному пенсионному страхованию раз в пять лет.

При этом в случае реорганизации негосударственного пенсионного фонда застрахованные лица вправе осуществить переход в другой фонд или Пенсионный фонд РФ без учета необходимости истечения пятилетнего срока.

Кроме того, проектом закрепляются дополнительные требования к застрахованным лицам, желающим заключить новый договор об обязательном пенсионном страховании с другим фондом или подать заявление о переходе в Пенсионный фонд РФ.

Предусматривается, что воспользоваться данным правом могут застрахованные лица, не достигшие возраста, на пять лет меньшего, чем возраст, дающий право на установление трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также не подавшие заявление об установлении накопительной части трудовой пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты.

В связи с указанными изменениями проектом уточняется порядок подачи застрахованным лицом заявления о переходе в фонд, из фонда в фонд, в Пенсионный фонд РФ, а также порядок рассмотрения Пенсионным фондом РФ соответствующих заявлений.

По мнению разработчиков проекта, его принятие обеспечит условия для формирования негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями долгосрочных инвестиционных стратегий, позволяющих получать более высокий доход от инвестирования средств пенсионных накоплений.

Проект Федерального закона N 360878-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3231-6 ГД)

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью законодательного закрепления механизма защиты прав граждан на получение пенсионных выплат и повышения ответственности негосударственных пенсионных фондов.

Для этого проектом вносятся изменения в Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", которыми предусматривается:

- закрепление полномочий Правительства РФ и Банка России по установлению правил (порядка) формирования, учета и исполнения обязательств негосударственного пенсионного фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;

- усиление требований к величине денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и обязанности фонда ее поддерживать;

- определение дополнительных требований в части обеспечения контроля за инвестиционными рисками и рисками, связанными со смертностью и половозрастной структурой участников и застрахованных лиц;

- уточнение требований к руководителю исполнительного органа фонда и главного бухгалтера фонда, а также к обязанностям фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев;

- корректирование требований к содержанию актуарного заключения;

- установление дополнительных требований к раскрытию и распространению информации о деятельности фондов.

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит повысить подконтрольность и прозрачность деятельности негосударственных пенсионных фондов и обеспечит государственные гарантии граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат в соответствии с нормами их предоставления.

Проект Федерального закона N 359479-6
"О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3233-6 ГД)

Проект Федерального закона N 359535-6
"О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.11.2013 N 3235-6 ГД)

Законопроект N 359479-6 подготовлен в соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и устанавливает организационные, правовые и финансово-экономические основы создания и функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осущ! ествлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Обеспечение функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц, включая управление общенациональным фондом гарантирования пенсионных накоплений, в соответствии с законопроектом предлагается возложить на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство). Законопроектом также предусматривается наделение Агентства функцией конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, являющихся негосударств! енными пенсионными фондами.

Проектом Закона устанавливается, какие случаи признаются гарантийными, закрепляются права и обязанности страховщиков по обязательному пенсионному страхованию в системе гарантирования прав застрахованных лиц, права застрахованных лиц, а также порядок действий страховщика по обязательному пенсионному страхованию при наступлении гарантийного случая.

Отдельной главой регламентируются правовые основы взаимодействия участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, в частности основы взаимодействия Агентства и Банка России.

Кроме того, проектом устанавливается правовой статус Фонда гарантирования пенсионных накоплений, закрепляются источники его формирования, порядок исчисления и уплаты гарантийных взносов, особенности инвестирования средств Фонда.

В связи с принятием указанного выше проекта Закона также разработан законопроект N 359535-6, целью которого является освобождение от налога на прибыль гарантийных взносов страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных накоплений.

Гарантийные взносы предлагается освободить от налога на прибыль ввиду того, что указанные средства относятся к средствам целевого финансирования. Аналогичная норма предусматривается для страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 320426-6
"О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 12.11.2013 N 3149-6 ГД)

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью законодательного закрепления процедур, связанных с регистрацией (аккредитацией) представительств иностранных банков на территории Российской Федерации.

Для этого проектом вносятся дополнения в статью 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", которыми предусматривается:

- аккредитация представительств иностранных банков на территории Российской Федерации и возложение на Банк России полномочий по их аккредитации в установленном им порядке;

- право Банка России на обработку в установленном им порядке персональных данных руководителя и заместителя руководителя представительства иностранной кредитной организации, открытого на территории Российской Федерации, и кандидатов на эти должности.

Наряду с этим подготовлены изменения в Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", исключающие из сферы действия указанного Закона отношения, определяющие порядок создания и прекращения деятельности на территории Российской Федерации представительств иностранных банков и иных иностранных кредитных организаций.

По мнению разработчиков проекта, его принятие послужит восполнению правовых пробелов и созданию нормативных условий, необходимых для правового регулирования отношений, связанных с процедурой регистрации (аккредитации) представительств иностранных банков и, в конечном счете, приведет к активизации притока иностранных инвестиций в банковский сектор.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 319967-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 12.11.2013 N 3151-6 ГД)

Законопроект подготовлен в целях совершенствования рыночных механизмов на железнодорожном транспорте.

В связи с этим разработчиками проекта предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

В частности, изменениями предлагается регламентировать особенности перевозок порожних грузовых вагонов. При этом закрепляется, что положения Устава, регулирующие отношения, связанные с перевозкой грузов, применяются к отношениям, связанным с перевозкой не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов и контейнеров, если иное не установлено Уставом.

На федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта возлагается обязанность разработать и утвердить правила перевозок порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Проектом регулируются особенности согласования перевозки и доставки порожних грузовых вагонов.

В целях стимулирования пользователей железнодорожного транспорта своевременно убирать порожние грузовые вагоны с железнодорожных путей общего пользования предусматривается два вида платы владельцу инфраструктуры за простой вагонов: в перевозочном процессе и вне перевозочного процесса.

Разработчиками проекта предлагается предусмотреть взимание платы за простой вагонов вне перевозочного процесса в пятикратном размере за каждые последующие сутки после третьих суток с момента выгрузки грузов (контейнеров) в случае, если владелец вагонов не обеспечил уборку вагонов из мест общего пользования или не обеспечил в установленном порядке предъявление таких вагонов для перевозки.

Определяются случаи освобождения от плат, связанных с нахождением вагонов на железнодорожных путях, для грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами.

Корректируются основания для возникновения ответственности грузоотправителя за полное или частичное невыполнение принятой заявки, предусмотренные статьей 94 Устава.

Помимо этого, проектом предлагается внести изменения в статью 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", уточнив понятие оператора.

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и его адаптации под изменившуюся структуру железнодорожного транспорта.

Проект Федерального закона N 329293-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О навигационной деятельности"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2013 N 3264-6 ГД)

Законопроект разработан в целях регламентации механизмов информационного взаимодействия органов государственной власти и организаций при создании и мониторинге государственных навигационных карт и цифровых навигационных карт пользователей системы ГЛОНАСС.

Проектом предусматривается исчерпывающая классификация государственных навигационных карт, в соответствии с которой выделяются:

- государственные аэронавигационные карты;

- государственные морские навигационные карты;

- государственные навигационные карты внутренних водных путей;

- навигационные карты для решения задач в сфере обороны и безопасности Российской Федерации.

Согласно проекту создание и обновление государственных навигационных карт обеспечиваются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.

Помимо этого, законопроектом предусматривается создание информационной системы автодорожной навигации, обеспечивающей доступ к сведениям, содержащимся в государственных информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных системах и необходимым для создания юридическими и физическими лицами автодорожных навигационных карт. Проектом закрепляется перечень сведений, доступ к которым обеспечит система автодорожной навигации.

Предполагается также, что Положение о системе автодорожной навигации, в том числе порядок доступа к ее информации, будут установлены Правительством РФ.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 321865-6
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2013 N 3262-6 ГД)

Представленный проект Закона разработан в целях совершенствования особого порядка судебного разбирательства и расширения перечня преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в указанном порядке.

Так, предлагается часть первую статьи 222 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ дополнить положением, в соответствии с которым потерпевший будет уведомляться о ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства, что, по мнению разработчиков, позволит потерпевшему до начала судебного разбирательства получить необходимые юридические консультации и сформировать свою позицию относительно ходатайства обвиняемого.

Также проектом на прокурора возлагается обязанность незамедлительно уведомить потерпевшего, не участвующего в предварительном слушании, о заявленном в нем ходатайстве обвиняемого о применении особого порядка судебного разбирательства. Уведомление осуществляется по окончании предварительного слушания.

Кроме того, новой редакцией части первой статьи 314 УПК РФ расширяется перечень преступлений, дела о которых могут быть рассмотрены в особом порядке судебного разбирательства. Перечень изменяется в связи с тем, что действующие нормы УПК РФ допускают возможность в указанном порядке рассматривать все категории дел, включая уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве.

Изменениями конкретизируются основания применения особого порядка принятия судебного решения. В частности, предлагается в эти основания включить не только согласие обвиняемого с предъявленным обвинением и признание вины, но и согласие с размером причиненного преступлением вреда, за исключением признания размера денежной компенсации морального вреда.

По мнению разработчиков проекта, его реализация без ущерба целям правосудия снизит расходы средств федерального бюджета, связанные с рассмотрением дела по существу и вызовами в суд участников уголовного судопроизводства, значительно сократит сроки рассмотрения уголовных дел судом.

Проект Федерального закона N 344516-6
"О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2013 N 3263-6 ГД)

Рассматриваемый проект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 21.05.2013 N 10-П, которым положения частей второй и четвертой статьи 443 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ признан! ы не соответствующими Конституции РФ (ее статьям 19 (части 1 и 2), 21, 41 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 52 и 123 (часть 3)) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они исключают для суда возможность назначить принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих.

Также Конституционный Суд РФ указал на противоречие диспозиции части второй статьи 443 УПК РФ, предусматривающей прекращение уголовного дела в отношении лица, совершившего в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, без решения вопроса о назначении принудительных мер медицинского характера, статье 97 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ, предусматривающей отказ в применении принудительных мер м! едицинского характера только в том случае, если лицо вследствие улучшения психического состояния утратило опасность для себя и окружающих.

В связи с этим разработчиками проекта предлагается в части второй статьи 443 УПК РФ исключить положение, обязывающее суд выносить постановление о прекращении уголовного дела без применения принудительных мер медицинского характера только на том основании, что лицом в состоянии невменяемости совершено запрещенное уголовным законом деяние небольшой тяжести.

Принятие предлагаемых изменений, по мнению инициаторов проекта, предоставит суду возможность назначать принудительные меры медицинского характера лицу, совершившему в состоянии невменяемости запрещенное уголовным законом деяние, отнесенное к преступлениям небольшой тяжести, и при этом по своему психическому состоянию представляющему опасность для себя или окружающих, и тем самым обеспечит защиту прав указанного лица, а также других лиц, включая потерпевшего.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 306504-6
"О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2013 N 3261-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на создание механизмов судебно-экспертной деятельности, способствующих сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающих потребностям современного судопроизводства, на обеспечение доступа к профессии судебного эксперта профессионалов и контроля качества экспертного производства и его методического обеспечения.

Для этого законопроектом определяются правовая основа, принципы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и порядок ее осуществления в конституционном, гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.

Законопроектом определяются основные понятия, устанавливаются положения о лицах, которым не может поручаться судебная экспертиза, вводятся новые единые требования, предъявляемые к судебно-экспертным организациям, независимо от форм собственности.

Помимо этого, унифицируются понятия судебного эксперта и требования, предъявляемые к нему, а также механизмы сертификации его компетентности, которые являются обязательными для государственных судебных экспертов и добровольными для лиц, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций (подразделений).

Кроме того, законопроектом определяются механизмы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений).

Предлагается наделить федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности, созданные для организации и производства судебной экспертизы, правом создания специализированных экспертных организаций и экспертных подразделений.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное