Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 18.12.2012


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 18.12.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Проект Федерального закона N 190725-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ и признании утратившим силу пункта 53 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования"


∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 143912-6
"О государственном стратегическом планировании"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.11.2012 N 1229-6 ГД)

Законопроект вносится в целях создания единой законодательной основы для правового регулирования вопросов, связанных с разработкой и функционированием системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Предполагается, что основу этой системы будут составлять взаимосвязанные документы государственного стратегического планирования - документы государственного прогнозирования и документы программно-целевого, а также территориального планирования федерального, регионального и местного уровней.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие между участниками государственного стратегического планирования в процессе прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования, а также мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования, в том числе при разработке, утверждении и корректировке указанных документов.

Проектом определяются основные задачи системы государственного стратегического планирования, круг ее участников, а также полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями.

Наряду с этим закрепляется перечень документов государственного стратегического планирования, их правовая иерархия и общие положения процедур по их подготовке и утверждению, а также сроки действия некоторых из них.

Предусматривается, что оценка результативности и эффективности государственного стратегического планирования будет осуществляться посредством системы мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит создать условия для применения в соответствии с долгосрочными и среднесрочными приоритетами государственной политики обоснованных плановых механизмов, обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие и укрепление национальной безопасности страны, а также будет способствовать открытости деятельности органов государственной власти и повышению исполнительской дисциплины участников государственного стратегического планирования.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 116795-6
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2012 N 1290-6 ГД)

Законопроект разработан в целях создания правовой базы для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа и реализации отдельных мероприятий Программы.

В связи с этим разработчиками проекта предлагается предусмотреть формирование целевых статей и видов расходов бюджетов в соответствии с государственными (муниципальными) программами, а также включить государственные (муниципальные) программы в перечень сведений, необходимых для составления проектов бюджетов.

Кроме того, предусматривается утверждение законом (решением) о бюджете объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ.

Полномочия по определению порядка разработки, утверждения государственных (муниципальных) программ, а также по установлению сроков их исполнения предоставляются соответственно Правительству РФ, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования. Указанными органами также определяются порядок и критерии ежегодной оценки эффективности реализации соответствующих программ.

Проектом исключается возможность формирования долгосрочных государственных (муниципальных) программ.

В связи с переходом на программно-целевой принцип формирования бюджетов в Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ также вносятся изменения, касающиеся учета государственных (муниципальных) программ при рассмотрении и утверждении бюджетов, а также составления и ведения сводной бюджетной росписи.

При этом на Правительство РФ возлагается обязанность представления в Государственную Думу ФС РФ одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета сводного годового доклада о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Российской Федерации.

Разработчиками проекта предлагается также внести изменения в БК РФ, направленные на совершенствование классификации расходов бюджетов путем установления структуры кода вида расходов, а также единого для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечня групп, подгрупп и элементов видов расходов.

Также проектом регулируются основания и порядок предоставления бюджетных кредитов Российской Федерацией на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета.

Уточняется перечень источников финансирования дефицита бюджета, возникающих в результате проведения операций по управлению остатками средств на единых счетах бюджетов. При этом полномочия по проведению операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета предоставляются Казначейству России.

Предусматривается создание единого портала бюджетной системы Российской Федерации в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации о ней, организации бюджетного процесса, осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, а также взаимодействия участников бюджетного процесса.

Законопроектом также вносятся иные изменения, направленные на совершенствование бюджетного законодательства, в частности:

- уточняется порядок зачисления штрафов и иных сумм принудительного изъятия в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- расширяется перечень налоговых доходов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации;

- конкретизируются виды бюджетных ассигнований, в том числе бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ);

- уточняется порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями;

- устанавливается возможность осуществления муниципальных заимствований на внутреннем рынке в валюте Российской Федерации с одновременным запретом на осуществление муниципальных заимствований в валюте Российской Федерации за ее пределами;

- определяется особый порядок заимствований и гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в иностранной валюте, а также заимствований субъектов Российской Федерации в валюте Российской Федерации за ее пределами;

- предусматривается создание инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации;

- ликвидируется Федеральный фонд софинансирования расходов и Федеральный фонд компенсаций;

- конкретизируется распределение доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- уточняются бюджетные полномочия получателей бюджетных средств, связанные с ведением бюджетного учета, а также бюджетные полномочия Минфина России в части, касающейся ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, утверждения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, порядка бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Кроме того, проектом вносятся соответствующие изменения в некоторые федеральные законы:

- Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

- Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".

∙ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Проект Федерального закона N 136871-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения информационной открытости саморегулируемых организаций"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2012 N 1294-6 ГД)

Законопроект разработан в целях повышения информационной открытости саморегулируемых организаций.

Для этого проектом закрепляется обязанность саморегулируемых организаций иметь сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат непосредственно саморегулируемой организации. Предполагается, что на таком сайте саморегулируемая организация обязана будет размещать сведения о своей деятельности и реестр членов саморегулируемой организации.

Законопроектом уточняются требования к составу информации, включаемой в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, а также устанавливается порядок ведения реестра.

Помимо этого, инициаторами проекта подготовлен ряд изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающих специальные требования в области раскрытия саморегулируемыми организациями информации о результатах своей деятельности и деятельности своих членов, с целью их приведения в соответствие с положениями законопроекта.

Корреспондирующие изменения вносятся также в главу 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ с целью установления ответственности за неисполнение саморегулируемыми организациями с обязательным членством требований по раскрытию информации.

По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать упорядочению требований законодательства Российской Федерации в области саморегулирования и способствовать повышению информационной открытости саморегулируемых организаций.

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Проект Федерального закона N 142750-6
"О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2012 N 1289-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на создание единых правовых основ регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира ФИФА по футболу 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА по футболу 2017 года.

В этих целях проект, прежде всего, унифицирует терминологию и определяет правовое положение субъектов подготовки и проведения соревнований.

Организационную структуру соревнований составляет система трех субъектов, в которую входят:

- Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА);

- Оргкомитет "Россия-2018";

- региональный организационный комитет.

Согласно проекту ФИФА является единственным организатором соревнований и обладает в отношении них всеми правами. Отношения с иными субъектами подготовки и проведения Чемпионата мира и Кубка конфедераций ФИФА строит на основании соглашения о проведении соревнований, в котором определяются условия их подготовки и проведения, устанавливается статус, права и обязанности Оргкомитета "Россия-2018" как организации, отвечающей перед ФИФА за проведение Чемпионата мира и Кубка конфедераций.

Проект определяет правовое положение, структуру и полномочия Оргкомитета "Россия-2018", указывает на его организационно-правовую форму автономной некоммерческой организации, учреждаемой Российской Федерацией и Российским футбольным союзом (РФС). Так, Оргкомитет "Россия-2018" в соответствии со своим уставом отчитывается перед ФИФА о ходе финансового обеспечения подготовки и проведения мероприятий, а особенностью его правового положения является то, что он не может быть признан несостоятельным (банкротом). Помимо этого, на Оргкомитет "Россия-2018" возложены и полномочия по координации деятельности региональных организационных комитетов, статус и полномочия которых также определяются законопроектом.

Также авторами проекта предусматривается закрепление системы специальных норм, регламентирующих различные отношения, связанные с организацией и проведением соревнований. В частности, законопроектом определяются особенности:

- въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации, миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с подготовкой и проведением соревнований;

- осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением мероприятий;

- обеспечения безопасности в связи с подготовкой и проведением соревнований;

- осуществления валютных операций в связи с подготовкой и проведением мероприятий;

- передвижения автомобильным транспортом и железнодорожным транспортом общего пользования в период проведения соревнований;

- защиты и реализации коммерческих прав ФИФА в отношении мероприятий.

Наиболее интересные из указанных особенностей выражаются в следующих нововведениях.

Так, за выдачу виз и приглашений лицам, принимающим участие в организации мероприятий, не будет взиматься консульский сбор и какая-либо иная плата, а сами указанные лица наравне с участниками соревнований и представителями ФИФА не подлежат учету по месту пребывания в период подготовки и проведения соревнований.

Кроме того, для ФИФА, ее контрагентов и дочерних организаций, Оргкомитета "Россия-2018", конфедераций, национальных ассоциаций, РФС не потребуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Соответственно, и участники соревнований, и лица, принимающие участие в организации мероприятий, будут вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу. При этом ФИФА, Оргкомитет "Россия-2018", РФС и иные указанные выше субъекты наделяются правом устанавливать для своих работников режим ненормированного рабочего дня.

Проектом в отношении спортивных объектов закрепляется требование о необходимости их оборудования станциями автоматического контроля состояния атмосферного воздуха, включая его загрязнение.

Помимо этого, в период проведения соревнований лицам, имеющим входной билет на матч соревнований или иной документ, дающий право его посещения, гарантируется бесплатный проезд между населенными пунктами, в которых проводятся матчи. Указанные лица смогут воспользоваться услугами железнодорожного транспорта общего пользования (плацкартные и общие вагоны поездов дальнего следования) и пригородного сообщения, а также услугами автомобильного транспорта (кроме такси). В качестве проездного документа достаточно будет предъявить входной билет на матч или иной документ, дающий право его посещения.

При этом в проекте оговаривается, что право на бесплатный проезд возникает не ранее чем за восемнадцать часов до начала соответствующего матча соревнований и прекращается не позднее чем через восемнадцать часов после окончания соответствующего матча соревнований.

Наряду с этим вводятся положения, регламентирующие порядок проведения официальных церемоний, возмещения ущерба, устанавливаются особенности строительства и реконструкции стадионов для проведения соревнований, государственного регулирования цен на гостиничное обслуживание.

В связи с принятием данного законопроекта планируется также внести соответствующие изменения в ряд действующих нормативных правовых актов, в том числе:

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ;

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ;

- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

- Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе";

- Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие и реализация позволят обеспечить системное решение всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира и Кубка конфедераций по футболу.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 101708-6
"О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2012 N 1292-6 ГД)

Представленный законопроект разработан в целях уточнения порядка отбывания наказания в виде ограничения свободы.

Разработчиками проекта предлагается дополнить статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ исчерпывающим перечнем обстоятельств, при которых уголовно-исполнительная инспекция дает осужденному согласие на:

- уход с места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, посещение мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, а также выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования;

- изменение места постоянного проживания (пребывания) осужденного;

- изменение места работы и (или) обучения осужденного.

Наряду с этим планируется закрепить в статье 50 УИК РФ порядок и сроки принятия уголовно-исполнительной инспекцией данных решений.

В связи с указанными дополнениями УИК РФ соответствующие изменения предлагается внести в статью 53 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Проект Федерального закона N 146227-6
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.11.2012 N 1293-6 ГД)

Законопроект разработан в целях приведения положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 16.05.2007 N 6-П.

В этой связи разработчиками законопроекта предлагается внести дополнения в статью 237 УПК РФ, устанавливающие право суда по ходатайству одной из сторон возвращать уголовное дело прокурору, если после направления уголовного дела в суд возникли новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющиеся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления, а также в случае отмены приговора, определения или постановления суда в порядке, предусмотренном главой 49 УПК РФ.

Согласно изменениям, вносимым проектом в статью 413 УПК РФ, к новым обстоятельствам предлагается отнести также наступление в период рассмотрения уголовного дела судом или после вынесения судебного решения новых общественно опасных последствий инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для обвинения его в совершении более тяжкого преступления.

Кроме того, предлагается дополнить статью 418 УПК РФ пунктом 1.1, предусматривающим для суда возможность принимать решение об отмене приговора, определения, постановления и всех последующих судебных решений и возвращении уголовного дела прокурору по его ходатайству в случае выявления обстоятельств, указанных в части 1 и пункте 1 части 1.1 статьи 237 УПК РФ.

Наряду с этим проектом вносятся корреспондирующие изменения в ряд статей УПК РФ и статью 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит обеспечить соответствие положений УПК РФ о пересмотре судебных решений по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ, и обеспечить судебную защиту конституционных прав граждан Российской Федерации.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 159916-6
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2012 N 1191-6 ГД)

Данный законопроект разработан в целях совершенствования процедуры присвоения квалификационных классов судьям и увеличения количества квалификационных классов судей с существенной дифференциацией оплаты за каждый квалификационный класс.

Проектом предлагается увеличить количество квалификационных классов с шести до десяти, включая высший квалификационный класс, и усовершенствовать процедуру присвоения квалификационных классов путем определения порядка проведения квалификационной аттестации судей. Выплаты за квалификационный класс составят от 30 до 150% от должностного оклада.

Предполагается существенно изменить систему оплаты труда судей.

Так, взамен понятия "заработная плата" вводится понятие "ежемесячное денежное вознаграждение", которое будет состоять из месячного оклада судьи в соответствии с замещаемой им должностью и квалификационным классом, доплат за ученую степень, ученое звание, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", ежемесячного денежного поощрения и доплаты за выслугу лет. Помимо этого, законопроектом предусматривается возможность доплаты судьям Конституционного Суда РФ за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. Также законопроектом предусматривается выплата иных ежемесячных надбавок: за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за особые условия работы в Чеченской Республике, выплаты судьям военных судов, уволенным либо приостановившим военную службу.

Кроме того, в проекте устанавливается порядок выплаты ежеквартального денежного поощрения, не входящего в состав ежемесячного денежного вознаграждения и коэффициентов в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Впервые устанавливается порядок формирования фонда оплаты труда судей.

В соответствии с законопроектом выплата выходного пособия судьям при увольнении, ежемесячного пожизненного содержания судьям, уходящим в отставку, и 50-процентной ежемесячной надбавки судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но продолжающим работать, будет производиться из расчета ежемесячного денежного вознаграждения. Проектом учтено положение о пересмотре судьям, пребывающим в отставке на день вступления в силу законопроекта, выплат по ранее присвоенным квалификационным классам согласно таблице соответствия для работающих судей.

В целях систематизации законодательства проектом предполагается внести изменения в отдельные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также признать утратившими силу ряд нормативных правовых актов, в настоящее время определяющих порядок оплаты труда судей.

Проект Федерального закона N 133974-6
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части урегулирования порядка рассмотрения споров между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти, органами местного самоуправления)
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.И. Аршбой, М.Е. Старшиновым, Т.К. Агузаровым, М.М. Галимардановым, С.А. Поповым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.11.2012 N 1195-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования судебного рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений.

В связи с этим проектом вносятся изменения в часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ и в статью 27 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", закрепляющие право общественных объединений на обращение в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов общественного объединения в случае, если это предусмотрено его уставом.

Кроме того, общественные объединения потребителей наделяются правом обращаться в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей.

В целях упрощения рассмотрения судами идентичных исков законопроект дополняет ГПК РФ главой 22.2, регулирующей порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. В таком порядке предлагается рассматривать дела по спорам, затрагивающим интересы не менее чем двадцати лиц и возникающим, в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, охраны здоровья и оказания медицинской помощи, охраны окружающей среды, и иные дела при наличии ряда закрепленных проектом условий.

Лицо, обратившееся в суд с групповым заявлением, действует без доверенности и на основании документов о присоединении других лиц к групповому заявлению, выступая единым представителем группы лиц. Данное лицо пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца. Проектом предусматривается возможность прекращения судом полномочий данного лица и порядок его замены.

Помимо этого, главой 22.2 ГПК РФ определяются требования к исковому заявлению, заявлению, подаваемому в защиту прав и законных интересов группы лиц, а также порядок подготовки дел данной категории к судебному разбирательству.

Предполагается, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по рассмотренному групповому заявлению, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела по заявлению участника той же группы лиц, не присоединившегося ранее к групповому заявлению, к тому же ответчику.

В целях унификации процедур рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в арбитражном и гражданском процессе проектом также излагаются в новой редакции главы 23 - 25 подраздела III ГПК РФ.

Так, главой 23 ГПК РФ определяются общие положения производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и расширяется компетенция судов общей юрисдикции по рассмотрению дел данной категории.

В частности, к компетенции судов общей юрисдикции планируется отнести рассмотрение дел:

- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и организаций, не являющихся органами власти, но наделенных федеральным законом отдельными государственными и иными публичными полномочиями;

- по разрешению споров между органами государственной власти, переданных на рассмотрение в соответствии со статьей 85 Конституции РФ;

- об оспаривании отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций или уклонения от такой регистрации;

- действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, повлекшие за собой нарушение прав и свобод гражданина, организации, создание препятствий к осуществлению ими прав и свобод, незаконное возложение какой-либо обязанности после прекращения производства по делу;

- по заявлениям о взыскании обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемое действие (бездействие).

Проектом предусматривается новое полномочие суда истребовать по собственной инициативе доказательства, необходимые для рассмотрения дела, от органов и лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие), в случае непредставления доказательств указанными органами и лицами.

Кроме того, законопроектом исключается возможность применения правил заочного производства, установленных главой 22 ГПК РФ, при производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а явка в судебное заседание представителя органа власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть признана судом обязательной.

Законопроектом впервые устанавливается возможность примирения сторон по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Исключения из данного положения могут устанавливаться федеральным законом.

В части, касающейся порядка рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, предусматривается в качестве основного условия оспаривания применение или возможность применения нормативного правового акта в отношении гражданина или организации.

В соответствии с проектом решение суда о признании оспариваемого нормативного акта полностью или в части противоречащим нормативному правовому акту большей юридической силы и недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Основной новеллой, которая предусматривается проектом для процедуры, указанной в главе 25 ГПК РФ, является закрепление полномочия суда по приостановлению действия оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда по ходатайству заявителя или по собственной инициативе.

При этом решения суда по указанным делам подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в самом решении суда. Указанный акт или его отдельные положения не подлежат применению со дня принятия решения суда о признании недействующим ненормативного акта полностью или в части.

Законопроектом также вносятся изменения в ряд статей Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ, уточняющие порядок признания арбитражными судами нормативных правовых актов недействующими. Также предусматривается полномочие арбитражного суда привлекать по своей инициативе к участию в деле, рассматриваемом в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, в качестве заинтересованных лиц органы власти и должностных лиц.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное