Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 16.10.2012


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 16.10.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Подпишитесь на бесплатную рассылку КонсультантПлюс!

"Правовые новости. Коротко о важном"
Анализ важнейших изменений в законодательстве: финансы, экономика, социальная сфера, государство. Полезная информация - оперативно и достоверно!
Достаточно перейти по ссылке и ввести свой e-mail.
http://my.consultant.ru/cabinet/#rev_nw


∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 101510-6
"О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.09.2012 N 839-6 ГД)

Проект Федерального закона N 101513-6
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.09.2012 N 840-6 ГД)

Законопроект N 101510-6 направлен на реализацию идеи формирования Совета Федерации ФС РФ на основе волеизъявления избирателей субъектов Российской Федерации.

Проектом предусматривается формирование Совета Федерации ФС РФ по непартийному принципу, а также запрет на создание его членами фракций и партийных объединений.

Согласно законопроекту кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ может быть гражданин Российской Федерации:

- достигший возраста 21 года;

- имеющий безупречную репутацию;

- постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих его выдвижению.

Требование постоянного проживания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации не распространяется на кандидата, который на день голосования:

- является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы ФС РФ;

- замещает государственную должность, должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению.

Разработчиками проекта предлагаются две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ: для представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и для представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с первой процедурой кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение данного органа его председателем, фракцией или группой депутатов численностью не менее одной пятой от их общего числа.

При этом председатель, фракция, группа депутатов вправе внести не более одной кандидатуры. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ конкретного кандидата принимается большинством голосов от общего числа депутатов в течение одного месяца со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва.

Согласно второй процедуре кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляются при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) кандидатом на данную должность. Каждый кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры. Затем кандидат, избранный высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не позднее чем на следующий день после вступления в должность принимает решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ одной из представленных им кандидатур.

Обязательным условием для наделения полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ является представление кандидатом следующих документов:

- сведений о размере и источниках своих доходов, а также доходов своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за год, предшествующий году, в котором он может быть наделен полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ;

- сведений об имуществе, принадлежащем ему, а также его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности;

- заявления с обязательством в случае наделения полномочиями члена Совета Федерации ФС РФ прекратить деятельность, несовместимую со статусом члена Совета Федерации ФС РФ.

Законопроектом также определяется порядок начала и прекращения полномочий члена Совета Федерации ФС РФ, а также предусматривается возможность досрочного прекращения его полномочий по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В связи с закреплением нового порядка формирования Совета Федерации ФС РФ законопроектом N 101513-6 исключается возможность досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации ФС РФ по инициативе избравших (назначивших) их органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 96146-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"
(внесен членом Совета Федерации ФС РФ Л.Н. Боковой, депутатами Государственной Думы ФС РФ А.Н. Дегтяревым, И.И. Гильмутдиновым, И.В. Мануйловой, Е.И. Кузьмичевой, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, Г.А. Балыхиным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 28.09.2012 N 903-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации путем создания дополнительных условий для их обучения в Российской Федерации.

Так, предлагается установить некоторые дополнительные возможности для привлечения иностранных учащихся и студентов к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Например, дополнительно устанавливается, что для получения разрешения на работу в Российской Федерации иностранным учащимся или студентом, обучающимся в России, могут быть представлены трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации.

Кроме того, разрешения на работу в Российской Федерации иностранным учащимся и студентам предлагается выдавать (и при необходимости продлевать) на бесквотной основе, в ускоренном порядке и с представлением минимального перечня документов.

Одновременно с этим российские работодатели и заказчики работ (услуг) будут иметь возможность привлекать иностранных студентов к трудовой деятельности в России без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Для реализации указанного порядка допуска к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации проект определяет минимальный перечень документов, который данные иностранные граждане должны будут представить в соответствующее территориальное подразделение ФМС России.

В случае продления в установленном порядке ранее запланированного срока обучения иностранного учащегося или студента в Российской Федерации на соответствующий срок по его желанию может быть продлен и срок действия его разрешения на работу.

Также предлагается закрепить дополнительные гарантии безусловной обязательности выдачи или продления разрешения на работу в Российской Федерации иностранному учащемуся или студенту - без каких-либо не предусмотренных требований - в случае, если иностранный учащийся или студент представил все необходимые для этого документы.

Законопроектом предусматривается зафиксировать в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" нормы, допускающие, с одной стороны, возможность осуществления иностранным гражданином, пребывающим в Российской Федерации на основании обыкновенной учебной визы, трудовой деятельности на территории нашей страны без оформления в установленном порядке изменения цели его въезда в Российскую Федерацию, а с другой стороны, возможности осуществления иностранным гражданином, пребывающим в Российской Федерации на основании обыкновенной трудовой визы, обучения в образова! тельном учреждении на территории Российской Федерации.

Помимо этого, законопроектом закрепляется норма, согласно которой федеральными законами или международными договорами Российской Федерации могут устанавливаться особенности для въезда в Российскую Федерацию, пребывания на ее территории и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на учебу в образовательные учреждения Российской Федерации в соответствии с межгосударственными или межправительственными договорами Российской Федерации, предусматривающими привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства для обучения в России.

Наряду с этим предлагается закрепить в соответствии с международными (межгосударственными и межправительственными) договорами Российской Федерации возможность обучения соотечественников в образовательных учреждениях Российской Федерации на бюджетной основе путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит создать дополнительные законодательные основы для обеспечения долговременных интересов российского общества в целом и стратегических интересов Российской Федерации в гуманитарной, духовной, культурной и политической сферах.

∙ СЕМЬЯ

Проект Федерального закона N 42197-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.09.2012 N 859-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в части обеспечения эффективной организации органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранению ребенку его родной семьи.

Инициаторами проекта подготовлены изменения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ и Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Изменениями, вносимыми в пункт 1 статьи 34 части первой ГК РФ, устанавливается, что к органам опеки и попечительства относятся также органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке полномочиями по опеке и попечительству. Соответствующие поправки вносятся также в статью 121 СК РФ и в ст! атью 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Согласно изменениям, предлагаемым в пункт 1 статьи 77 СК РФ, уточняются полномочия органов опеки и попечительства. Так, орган опеки и попечительства на основании изданного им акта вправе отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", к семьям, находящимся в социально опасном положении? предлагается отнести семьи, где родители или иные законные представители несовершеннолетних создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие их нормальному воспитанию и развитию.

Также разработчиками законопроекта предлагается введение такой новой формы индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (законными представителями), осуществляемой органами опеки и попечительства, как социальный патронат. Социальным патронатом, согласно проекту, признается индивидуальная профилактическая деятельность, осуществляемая органом опеки и попечительства, направленная на предотвращение утраты родительского попечения путем оказания семье, находящейся в социально опасном положении, социально-педагогической, медико-психологической помо! щи, помощи в воспитании, развитии, реализации и защите прав несовершеннолетнего.

Устанавливаться социальный патронат может органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение. При этом предусматривается, что установление социального патроната возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Кроме того, социальный патронат может быть установлен судом, при рассмотрении дел об ограничении или лишении родительских прав, если нет достаточных оснований для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит обеспечить эффективную государственную защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона N 85840-6
"О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.09.2012 N 814-6 ГД)

Данный законопроект разработан с целью создания единых условий пенсионного обеспечения лиц, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

В настоящее время лица, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, проходившие военную и приравненную к ней службу по контракту и не имеющие достаточной выслуги лет, в отличие от иных категорий инвалидов вследствие военной травмы, не имеют права на получение одновременно двух пенсий.

В проекте предлагается устранить данные различия условий пенсионного обеспечения. Для этого предполагается установить по достижении инвалидом пенсионного возраста надбавку к пенсии по инвалидности в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, установленного статьей 46 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, что составляет фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит обеспечить единство условий пенсионного обеспечения инвалидов вследствие военной травмы.

Проект Федерального закона N 85076-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 28.09.2012 N 911-6 ГД)

Настоящий законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ от 27.01.2010 N Пр-192 и направлен на введение института государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта.

В этих целях предлагается внесение ряда изменений в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Так, социальным контрактом, согласно проекту, является соглашение, заключаемое между малоимущим гражданином и органом социальной защиты населения по месту его жительства или пребывания, в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин обязуется выполнить мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. В качестве существенных условий социального контракта указываются предмет контракта, права и обязанности сторон, виды и размер оказываемой государственной социальной помощи, а также порядок ее предоставления. Социальный контракт должен содержать также срок действия и условия его изменения либо прекращения.

Законопроектом устанавливается, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, разработанная уполномоченным органом совместно с гражданином и включающая комплекс мер по преодолению гражданином трудной жизненной ситуации.

К мероприятиям, предусмотренным программой социальной адаптации, которые получатели государственной социальной помощи обязаны выполнять, могут относиться: поиск работы, профессиональное обучение, ведение личного подсобного хозяйства, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью. Перечень мероприятий является открытым.

Согласно законопроекту данный вид социальной помощи назначается на основании заявления гражданина с указанием сведений о доходах, о принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности и о мерах социальной поддержки, предоставляемых гражданину и членам его семьи.

Разработчиками предлагается установить период оказания государственной социальной помощи от 3 месяцев до 1 года с учетом содержания программы социальной адаптации с возможностью продления срока органами социальной защиты населения.

Кроме того, устанавливается, что оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта не влечет прекращения или отказа в назначении государственной социальной помощи, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" без заключения социального контракта.

Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта планируется осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Предусматривается осуществление уполномоченным органом мониторинга оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта будет утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ.

В связи с указанными изменениями уточняются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи.

∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Проект Федерального закона N 96537-6
"О государственной поддержке производителей моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 28.09.2012 N 898-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях установления порядка компенсации потерь участников инвестиционного режима "промышленной сборки" автомобилей и автокомпонентов, возникающих с 1 июля 2018 года.

Для этого законопроектом устанавливаются правовые основания государственной поддержки юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих на территории Российской Федерации производство моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов товарных позиций 8701 - 8705 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в случае повышения ставок ввозных пошлин на данные товары.

В соответствии с законопроектом условия, размер, сроки и порядок предоставления субсидий будут устанавливаться Правительством РФ.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 139314-5
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.09.2012 N 842-6 ГД)

Законопроект подготовлен на основании анализа деятельности органов федеральной службы безопасности по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 275, 276 и 283 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, в целях совершенствования уголовного законодательства в сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств и повышения эффективности обеспечения безопасности Российской Федерации.

Так, в целях исключения неоднозначной трактовки предмета доказывания по делам о шпионаже применительно к статьям 275 и 276 УК РФ вносится ряд редакционных изменений в диспозиции указанных статей УК РФ.

Правоприменительная практика органов федеральной службы безопасности показывает, что имеют место случаи, когда иностранный гражданин в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную тайну, на законных основаниях и разглашает ее. Однако в силу статьи 283 УК РФ разглашение иностранным гражданином, допущенным к сведениям, составляющим государственную тайну, указанных сведений в настоящее время не относится к числу уголовно наказуемых деяний. Учитывая это обстоятельство, соответствующие изменения вносятся в диспозицию части первой статьи 283 УК РФ.

Помимо этого, УК РФ дополняется статьей 283.1, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа.

Корреспондирующие изменения подготовлены в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, поскольку необходимо определить подследственность преступления, ответственность за совершение которого предлагается установить в статье 283.1 УК РФ. Данное деяние предлагается отнести к прямой подследственности следователей органов федеральной службы безопасности.

Проект Федерального закона N 627764-5
"О внесении изменений в статью 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 397 и 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен членом Совета Федерации А.Г. Лысковым, депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, А.Б. Выборным, а также Н.И. Шаклеиным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.09.2012 N 843-6 ГД)

Целью принятия данного законопроекта является приведение отдельных норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ в соответствие с положениями Постановления Конституционного Су! да РФ от 26.11.2002 N 16-П, Определений от 18.11.2004 N 363-О и от 20.10.2005 N 388-О.

В проекте предусматривается, что осужденный, а также его законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об изменении вида исправительного учреждения. Это ходатайство осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

По мнению разработчиков, принятие данного законопроекта будет способствовать реализации закрепленного в Конституции РФ права осужденного за преступление просить о смягчении наказания.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное