Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 12.03.2012


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 12.03.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Постановления Президиума ВАС РФ по вопросам частного права (на основе публикаций на сайте ВАС РФ в феврале 2012 г.)


∙ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 1471-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 28.02.2012 N 143-6 ГД)

Законопроект разработан в целях либерализации требований к созданию и деятельности политических партий.

В частности, предлагается закрепить, что с 1 января 2013 года в политической партии должно состоять не менее 500 членов. При этом предусматривается, что уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях.

Снижается необходимая при создании политической партии норма представительства делегатов учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию. Согласно изменениям данная норма устанавливается организационным комитетом из расчета не менее двух делегатов от каждого из региональных отделений, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Планируется ограничить случаи ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда. Так, с учетом предлагаемых изменений с 1 января 2013 года политическая партия не может быть ликвидирована в связи с недостаточной численностью членов политической партии в ее региональных отделениях.

Помимо этого, уточняется периодичность исполнения отдельных обязанностей политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений. В частности, политическая партия сможет один раз в три года представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и референдумах, а также копию сводного финансового отчета. Аналогичная периодичность устанавливается для представления сводного финансового отчета в Центризбирком РФ.

Также закрепляется, что уполномоченные органы, осуществляющие контроль за соблюдением политическими партиями законодательства Российской Федерации, вправе не чаще одного раза в три года знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии.

Проект Федерального закона N 1476-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 28.02.2012 N 144-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования избирательного законодательства Российской Федерации. Для этого подготовлены изменения в:

- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";

- Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Так, проектом предусматривается, что при проведении любых выборов, за исключением выборов Президента РФ, все политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей. Таким образом, только общественные объединения, не являющиеся политическими партиями и обладающие статусом избирательного объединения на выборах в органы местного самоуправления, должны собирать подписи в поддержку выдвинутых ими кандидатов.

При этом на выборах Президента РФ сохраняется действующее в настоящее время требование о сборе подписей избирателей политическими партиями, не представленными в Государственной Думе ФС РФ, законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем одной трети субъектов Российской Федерации. Однако число собираемых ими подписей существенно уменьшено.

С двух миллионов до 300 тысяч сокращается число подписей, которое необходимо собрать в свою поддержку кандидату, выдвинутому в порядке самовыдвижения.

Также сокращается число подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатов на региональных и местных выборах. Оно устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 0,5 процента (в настоящее время - 2 процента) от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 8434-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 28.02.2012 N 145-6 ГД)

Целью рассматриваемого законопроекта является установление особенностей и порядка проведения выборов и отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно изменениям, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Изменениями устанавливаются основные требования, которым должен отвечать кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В частности, им может быть избран гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Законопроект предусматривает, что кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выдвигаются политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Выдвижение политическими партиями своих кандидатов может осуществляться после консультаций с Президентом РФ, порядок проведения которых определяется Президентом РФ.

Разработчиками проекта предлагается избирать высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на срок, определяемый конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляемый со дня его вступления в должность, но не более пяти лет.

Также изменениями уточняется порядок вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Наряду с этим законопроект предусматривает основания отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В частности, отзыв предусматривается в случае:

- нарушения законодательства Российской Федерации и (или) законодательства субъекта Российской Федерации, факт совершения которого установлен соответствующим судом;

- неоднократное, без уважительных причин неисполнение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации своих обязанностей, установленное соответствующим судом.

Также, законопроектом устанавливается процедура отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Так, отзыв проводится по инициативе населения, проживающего на территории этого субъекта. Инициатива проведения голосования по отзыву избранного высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинута не ранее чем по истечении одного года со дня вступления его в должность. В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву собираются подписи избирателей, количество которых определяется законом субъекта Российской Федерации. Изменениями предусматривается процедура такого голосования. Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа участников голосования, включенных в списки для голосования.

Кроме того, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в ряд нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и т.д., в целях приведения их в соответствие предлагаемым изменениям.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона N 578296-5
"О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
(внесен Самарской Губернской Думой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 14.02.2012 N 114-6 ГД)

Законопроект разработан в целях приведения норм Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в соответствие с положением Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, предусматривающим утрату права родителей на государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей, в случае ограничения их родительских прав по решению суда.

В частности, предлагается не распространять действие указанного Федерального закона на граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без гражданства), ограниченных в родительских правах.

По мнению разработчиков данного законопроекта, его принятие позволит устранить внутренние противоречия в законодательстве Российской Федерации, регулирующем систему социального обеспечения граждан, имеющих детей.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 615865-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и иные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур банкротства кредитных и иных финансовых организаций, усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства" (в части расширения полномочий Агентства по страхованию вкладов при банкротстве кредитных организаций)
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 10.02.2012 N 96-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование системы мер финансовой поддержки кредитных организаций, находящихся в кризисном финансовом положении, в целях предотвращения их ликвидации, а также защиты прав и интересов вкладчиков.

Для достижения установленных целей разработчиками предлагается внесение изменений в ряд нормативных правовых актов:

- Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";

- Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

- Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

- Федеральный закон от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года";

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ;

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

В частности, в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" предлагается ввести нормы, устанавливающие особенности функционирования временной администрации, назначенной после отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, обладающей лицензией на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Среди таких особенностей следует отметить установление гарантий для клиентов кредитных организаций на возврат принадлежащего им имущества уже на стадии временной администрации.

Проектом уточняются некоторые последствия открытия конкурсного производства в отношении кредитной организации, а также существенно изменяется статья 50.33, отныне закрепляющая порядок распоряжения имуществом кредитной организации на указанной стадии банкротства.

Изменения вносятся и в положения, определяющие порядок расчетов с кредиторами в ходе конкурсного производства. Так, уточняются полномочия конкурсного управляющего, и порядок погашения требований кредиторов. Также вводятся нормы регламентирующие порядок распределения и передачи учредителям (участникам) кредитной организации имущества, оставшегося после завершения расчетов с ее кредиторами. Помимо этого, проектом устанавливаются особенности конкурсного производства в кредитной организации, в отношении которой осуществлялась процедура принудительной ликвидации, а также особенности установления размера и удовлетворения требований кредиторов после признания указанной кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Кроме вышеуказанных изменений, в целях обеспечения хранения информации об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" предлагается закрепить обязанность кредитной организации отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем за пять лет, предшествующих году, в котором последняя информация должна быть включена в базы данных, и ее воспроизведение на каждый операционный день.

Кроме того, авторы проекта предлагают внести изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", допускающие возможность оспаривания сделки (сделок), совершенных финансовой организацией - должником на сумму, превышающую 0,1% стоимости ее активов.

Одновременно вносится ряд уточнений и изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года". Так, например, уточняются вопросы передачи имущества и обязательств банков, совершенствования порядка получения Агентством информации о финансовом состоянии банков-должников, оспаривания сделок, совершенных банком в преддверии банкротства, привлечения к ответственности контролирующих банк лиц.

Законопроектом предлагается не ограничивать действие данного Закона во времени, а придать ему статус постоянно действующего. В связи с этим соответствующим образом планируется изменить наименование данного нормативного правового акта.

По мнению авторов проекта, его принятие позволит осуществить комплексное совершенствование процедур банкротства кредитных организаций.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

Проект Федерального закона N 617565-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, И.И. Гильмутдиновым, Г.П. Ивлиевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 14.02.2012 N 113-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", регулирующих деятельность в границах исторического поселения.

Проектом понятийный аппарат приводится в соответствие с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.

Прежде всего, уточняется понятие исторического поселения.

Согласно изменениям государственной охране в историческом поселении подлежат объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и исторически ценные градоформирующие объекты, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты, которые обозначаются в историко-культурном опорном плане.

Проектом устанавливается, что перечень исторических поселений утверждается федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а перечень исторически ценных градоформирующих объектов в границах исторического поселения - региональным органом охраны объектов культурного наследия. Информация о данных градоформирующих объектах подлежит размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Законопроектом также предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации утверждать перечни исторических поселений, имеющих важное значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

Помимо этого, планируется закрепить, что проекты правил землепользования и застройки, действие которых распространяется на территорию исторического поселения, подлежат согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия. Но до утверждения генерального плана и (или) правил землепользования и застройки документация по планировке территории исторического поселения подлежит согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

По мнению инициаторов, принятие данного законопроекта будет способствовать повышению эффективности мероприятий по сохранению исторического облика городов России.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 536586-5
"О внесении изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Т.Н. Москальковой, В.Н. Плигиным, Д.Ф. Вяткиным, М.Е. Старшиновым, И.А. Яровой, И.Б. Богуславским, И.И. Гильмутдиновым, а также В.С. Чернявским в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 10.02.2012 N 97-6 ГД)

Законопроект разработан в целях устранения правового пробела в реализации статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ, предусматривающей ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений.

Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 261 УК РФ была изложена в новой редакции и в настоящее время структурно состоит из четырех статей. Однако соответствующие изменения не были внесены в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ в части, касающейся определения формы расследования и подследственности по измененным составам преступлений.

Инициаторы проекта предлагают устранить данный пробел правового регулирования, определив, что по уголовным делам, предусмотренным частями первой и второй статьи 261 УК РФ (преступления небольшой и средней тяжести) производится дознание дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, по частям третьей и четвертой статьи 261 УК РФ (тяжкие преступления) - предварительное следствие следователями органов внутренних дел Российской Федерации.

∙ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 638252-5
"О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 15.02.2012 N 138-6 ГД)

Проект Федерального закона N 638260-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 15.02.2012 N 139-6 ГД)

Законопроект N 638252-5 разработан в связи с необходимостью в развитии и совершенствовании национального законодательства, регулирующего деятельность граждан и юридических лиц в Антарктике.

Предлагается установить правовые основы регулирования деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике в целях обеспечения соответствия этой деятельности международным договорам Российской Федерации.

В качестве принципов осуществления деятельности в Антарктике закрепляются:

- использование Антарктики исключительно в мирных целях;

- равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество в Антарктике;

- свобода научных исследований в Антарктике;

- охрана окружающей среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экологических систем.

Предусматривается закрытый перечень направлений государственного регулирования деятельности в Антарктике, а также особенности выдачи разрешений российским гражданам и юридическим лицам, планирующим осуществлять деятельность в Антарктике.

В соответствии с проектом определение основных направлений развития деятельности в Антарктике в интересах Российской Федерации и уполномоченных по обеспечению участия Российской Федерации в деятельности органов и организаций системы Договора об Антарктике федеральных органов исполнительной власти будет осуществляться Правительством РФ.

Законопроектом предлагается закрепить обязанности по обеспечению требований безопасности, а также положения по финансовому обеспечению деятельности в Антарктике.

Планируется установить порядок расследования происшествий при осуществлении деятельности в Антарктике, определить круг лиц, имеющих полномочия по расследованию происшествий, порядок осуществления поисковых и аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации последствий происшествий (чрезвычайных ситуаций) при проведении деятельности в Антарктике.

В связи с разработкой законопроекта N 638252-5 предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Так, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, предлагается исчислять с момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, по месту жительства лица, совершившего административное правонарушение. Кроме того, КоАП РФ дополняется новой статьей, регламентирующей ответственность за нарушение требований и правил деятельности в Антарктике.

Дополнительно уточняются некоторые положения Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", Гражданского кодекса Российской Федерации (части третьей) от 26.11.2001 N 146-ФЗ, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

По мнению разработчиков, принятие законопроектов будет способствовать эффективной реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации в соответствии с системой Договора об Антарктике, повышению международного престижа России как государства, четко выполняющего свои международно-правовые обязательства, укреплению международного авторитета России у государств - участников Договора об Антарктике.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное