Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 27.02.2012


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 27.02.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.10.2011 N 1212н "О внесении изменений в Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006 г. N 55"


∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 617780-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 07.02.2012 N 74-6 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование системы государственного регулирования и обеспечения безопасности эксплуатации внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта в Российской Федерации.

С этой целью предполагается внесение изменений в ряд нормативных правовых актов: "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ, Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а также "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ и Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В частности, предлагается изменить порядок государственного надзора в области внутреннего водного транспорта в части государственного портового контроля, наделив полномочиями по его осуществлению администрации речных бассейнов (далее - АРБ), а также определив права и обязанности должностных лиц органа государственного надзора и АРБ, являющихся государственными транспортными инспекторами. Также уточняются функции АРБ.

В целях повышения уровня обеспечения безопасности предлагается введение института капитана речного бассейна - заместителя руководителя АРБ по безопасности.

Изменяется порядок осуществления государственного портового контроля. Так, закрепляется основание для проверки судов и иных плавучих объектов в процессе их эксплуатации и право должностного лица принимать решение о временном задержании судна или иного плавучего объекта до устранения выявленных нарушений, создающих угрозу их безопасной эксплуатации и безопасности судоходства.

Кроме того, перераспределяется ряд функций между Ространснадзором и АРБ: за первым органом предлагается закрепить контроль за соблюдением законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, контроль за деятельностью лоцманских служб и другие функции по контролю и надзору на внутреннем водном транспорте; в ведение АРБ планируется передать государственную регистрацию судов в судовых реестрах Российской Федерации и реестре арендованных судов, государственную регистрацию спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов.

Также ряд вносимых изменений направлен на совершенствование процедуры государственной регистрации судов, уточнение порядка подъема затонувшего имущества. Устанавливается обязательная регистрация договоров аренды (фрахтования) судов без экипажа: все сделки аренды отныне будут подлежать государственной регистрации с внесением в реестр арендованных судов.

Помимо этого, авторы проекта предлагают ввести систему управления безопасностью судоходных компаний, сделав ее обязательным условием для осуществления перевозок, и установить ответственность судовладельца за вред, причиненный имуществу юридических и физических лиц, инфраструктуре речного порта, морского порта и инфраструктуре внутренних водных путей (в том числе загрязнением с судна нефтью и нефтепродуктами).

В дополнение к изменениям в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, касающимся совершенствования системы обеспечения безопасности на внутреннем водном транспорте, предлагается также внести аналогичные поправки в основополагающие нормативные правовые акты в области железнодорожного и автомобильного транспорта, направленные на формирование целостной системы государственного контроля (надзора), обеспечение ее эффективности, прозрачности для хозяйствующих субъектов, а также реализацию мер по защите прав и интересов граждан; закрепление на законодательном уровне права проведения контрольных мероприятий (проверок - плановых и внеплановых) в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по перевозке автомобильным транспортом.

Наряду с рассмотренными выше изменениями разработчиками проекта предлагается ужесточить административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), скорректировав соответствующие положения КоАП РФ.

Так, например, на недобросовестное лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, может быть наложен не только штраф, но и наказание в виде административного приостановления его деятельности на срок до девяноста суток.

Также предлагаемые изменения в КоАП РФ предусматривают увеличение действующих административных штрафов.

Изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" заключаются в расширении перечня видов деятельности, о начале осуществления которых (отдельных работ и услуг в их составе) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять соответствующее уведомление.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 604029-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования государственной регистрации актов гражданского состояния"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Н.В. Герасимовой, А.В. Кузьминой, И.И. Гильмутдиновым, К.Н. Новиковой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 10.02.2012 N 98-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования государственной регистрации актов гражданского состояния с учетом проблем, выявленных правоприменительной практикой органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Проектом Закона уточняется место получения супругами свидетельства о расторжении брака. Так, предполагается статью 25 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ привести в соответствие со статьей 32 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", установив, что свидетельство можно получить в органе записи актов гражданского состояния не только по месту жительства любого из супругов, но и по месту заключения брака.

Также предлагается предусмотреть обязанность суда информировать органы ЗАГС о восстановлении в родительских правах либо об отмене ограничения родительских прав путем направления выписки из соответствующего решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

В целях установления единой правоприменительной практики и обеспечения правильного применения законодательства об актах гражданского состояния законопроектом предусматриваются изменения Федерального закона "Об актах гражданского состояния", а именно:

- наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочием по разъяснению вопросов, касающихся применения законодательства об актах гражданского состояния;

- наделение органов ЗАГС правом выдачи гражданам Российской Федерации документа, подтверждающего отсутствие сведений о государственной регистрации заключения брака заявителя в органе ЗАГС по месту жительства;

- расширение перечня обстоятельств, при наличии которых гражданин вправе обратиться в орган ЗАГС для получения повторного свидетельства или иного документа о государственной регистрации акта гражданского состояния;

- закрепление полномочия по проставлению апостиля на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Кроме того, в ряде случаев Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" установлена необходимость нотариального удостоверения подписи лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, на заявлениях о регистрации актов гражданского состояния. Как правило, лица, находящиеся под стражей или отбывающие наказание в местах лишения свободы, не всегда могут оплатить услуги нотариуса. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" положениями, позволяющими начальникам соответствующих учреждений свидетельствовать на заявлениях о государственной регистрации актов гражданского состояния подлинность подписи лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в местах лишения свободы (в случаях, установленных Федеральным законом).

Также предлагается ввести обязанность органа ЗАГС и консульского учреждения сообщать о регистрации расторжения брака в орган ЗАГС по месту регистрации заключения брака, что позволит оказать гражданам помощь при получении свидетельства о расторжении брака.

Законопроектом изменяется действующий в настоящее время порядок хранения записей актов гражданского состояния консульскими учреждениями в целях обеспечения сохранности актовых записей. Так, устанавливается, что первые экземпляры актовых записей вместе с документами, послужившими основанием для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются в органы ЗАГС на территории Российской Федерации по истечении календарного года, вторые экземпляры актовых записей - ежемесячно.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 349956-5
"О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
(внесен Верховным Советом Республики Хакасия; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 07.02.2012 N 75-6 ГД)

Представленный проект Закона разработан с целью облегчения деятельности индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Законопроектом устанавливается, что указанная группа индивидуальных предпринимателей может осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

С точки зрения разработчиков, внесение указанных изменений будет способствовать развитию существующих и созданию новых субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 528836-5
"О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства"
(внесен Высшим Арбитражным Судом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.02.2012 N 83-6 ГД)

Законопроект разработан в целях совершенствования порядка упрощенного производства дел в арбитражном судопроизводстве, а также приведения российского законодательства в соответствие с положениями Директивы Европейского союза о процедуре рассмотрения малых исков.

Для этого, в частности, предлагается внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ, изложив Главу 29 "Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства" в новой редакции.

Так, предполагается, что в порядке упрощенного производства будут подлежать рассмотрению, в частности, дела, цена иска по которым не превышает установленных законом пределов, и дела, требования по которым, вне зависимости от их размера, подтверждаются представленными истцом документами, но не оспариваются ответчиком. При этом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

Также законопроектом закрепляется механизм перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства по инициативе истца и при согласии ответчика, то есть при волеизъявлении обоих лиц, по любым другим категориям дел.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела законопроектом предусмотрен механизм перехода от упрощенного к обычному производству в случае возникновения осложняющих рассмотрение дела факторов.

Помимо этого, предлагается установить, что рассмотрение дел в порядке упрощенного производства будет осуществляться без вызова сторон и с активным использованием информационных технологий, а решение будет приниматься судом на основе доказательств, представленных сторонами в установленный судом срок.

Законопроектом предусматривается установление по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, срока представления доказательств в арбитражный суд, а также срока для представления в суд документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, обоснование позиции стороны. Причем в целях воспрепятствования злоупотреблению правами и реализации принципа равенства сторон такие документы не должны содержать ссылок на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.

Проектом закона закрепляется доступ сторон к размещенным в сети Интернет на сайте арбитражного суда всех документов по делу в целях сокращения периода времени, необходимого для ознакомления с такими документами, а следовательно, и срока рассмотрения дела.

Также законопроектом устанавливаются особенности рассмотрения дел в порядке упрощенного производства судом апелляционной инстанции. Такие дела предлагается рассматривать судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам. Дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции приниматься не будут.

При этом предполагается, что решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, будут подлежать немедленному исполнению, а срок на апелляционное обжалование таких решений будет сокращен до 10 дней.

Также предлагается закрепить возможность кассационного обжалования дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, только по безусловным основаниям. Для таких дел предполагается сохранить в полном объеме действующую процедуру пересмотра судебных актов в порядке надзора.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит установить доступную и быструю процедуру рассмотрения несложных и незначительных по размерам требований дел, что будет способствовать эффективной реализации задач судопроизводства в арбитражных судах и снижению судебной нагрузки.



Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное