Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 21.11.2011


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 21.11.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Отчет Рабочей группы по вступлению России в ВТО


∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 462911-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Н. Плигиным, А.П. Москалец, М.В. Бабичем, М.Л. Шаккумом; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2011 N 6115-5 ГД)

Проект разработан в целях защиты интересов лиц, имевших гражданство СССР и прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР.

Законопроект направлен на усовершенствование порядка приобретения гражданства Российской Федерации такими лицами, получившими до 1 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, но не прошедшими необходимых процедур по приобретению гражданства Российской Федерации, предусмотренных Законом Российской Федерации от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", а позднее Федеральным законом от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Предлагается установить, что указанные выше лица считаются приобретшими право на получение гражданства Российской Федерации с даты выдачи указанного паспорта или иного документа и в связи с этим являются гражданами Российской Федерации. Моментом приобретения гражданства в таком случае будет дата вступления в силу предусмотренных законопроектом изменений, кроме отдельных ситуаций.

Согласно проекту исключением из общего правила являются лишь случаи, когда данные нарушения связаны с противоправными и виновными действиями собственно этих лиц, направленными на неправомерное получение ими гражданства нашей страны и подтверждающих это документов. При этом предусматривается, что такая вина должна быть доказана в судебном порядке, а соответствующий судебный приговор или соответствующее решение суда должны вступить в законную силу.

К дополнительным обстоятельствам, препятствующим приобретению российского гражданства указанными лицами в упомянутой ситуации, законопроект относит выражение ими в установленном порядке добровольного волеизъявления о выходе из гражданства Российской Федерации либо прекращение их российского гражданства по другим основаниям, а также приобретение ими в установленном порядке гражданства Российской Федерации по иным основаниям.

При этом не исключается возможность проведения уполномоченными должностными лицами территориальных органов ФМС РФ проверок правомерности приобретения российского гражданства. Но принимаемые по результатам таких проверок административные заключения (решения) о признании лиц не приобретшими гражданства Российской Федерации подлежат обязательному подтверждению в судебном порядке, и судами должны быть установлены факты совершения упомянутыми лицами противоправных и (или) виновных действий, направленных на получение гражданства России и (или) подтверждающих его документов.

По мнению разработчиков, принятие проекта позволит установить дополнительные защитные и охранительные механизмы в отношении института российского гражданства, обеспечит соблюдение прав и законных интересов лиц, установивших устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, послужит становлению в нашей стране гражданского общества и в целом обеспечит дальнейшее развитие в России демократических институтов правового государства.

Проект Федерального закона N 572957-5
"О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"
(внесен Законодательным собранием Ямало-Ненецкого автономного округа; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2011 N 6116-5 ГД)

Действующая редакция Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает общий порядок регистрационного учета по месту жительства граждан Российской Федерации, в соответствии с которым регистрация граждан по месту жительства осуществляется только в жилом помещении.

Однако к особой категории относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающие на территории 29 субъектов Российской Федерации, ведущие кочевой образ жизни, обусловленный особенностями их хозяйствования (выпас оленей). Указанные лица не обладают постоянным местом жительства, проживают в переносных видах жилища (чум, юрта, яранга и др.).

На практике сложилась ситуация, когда названная категория лиц остается вне сферы действия указанного Закона, что приводит к ущемлению некоторых конституционных прав и способствует затруднению получения ими большинства муниципальных и государственных услуг и гарантий.

В связи с этим подготовлены изменения в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", предлагающие осуществлять регистрационный учет граждан, принадлежащих к коренным малочисленным народам, ведущих кочевой образ жизни и не имеющих постоянного места жительства, по населенному пункту в пределах муниципального района либо городского округа с учетом Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит законодательно установить специальный порядок регистрации названной категории лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации, отражающий особенности их традиционного образа жизни, а также будет гарантировать право на получение ими ряда государственных услуг, адресной социальной помощи и социальных пособий, гарантированных Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" и другими федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

Проект Федерального закона N 615872-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен членом Совета Федерации ФС РФ Б.И. Шпигелем, депутатом Государственной Думы ФС РФ С.А. Поповым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 02.11.2011 N 6151-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях повышения эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и направлен на регулирование общественных отношений, возникающих при формировании общественных наблюдательных комиссий, при осуществлении ими своих полномочий по защите прав человека в местах принудительного содержания.

В частности, предусматривается расширение перечня принципов осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, за счет включения в него таких принципов, как приоритет прав человека, добровольность, равноправие и объективность. Также до сорока человек увеличивается максимальное число членов наблюдательных комиссий.

Проектом на Общественную палату РФ возлагается полномочие по утверждению Кодекса этики членов общественных наблюдательных комиссий, которым они должны руководствоваться в своей деятельности, и предоставляется право оказывать содействие деятельности наблюдательных комиссий в различных формах. Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации".

Законопроектом уточняются полномочия членов наблюдательной комиссии и основания их прекращения, а также вопросы, касающиеся порядка посещения ими мест принудительного содержания и ограничения деятельности члена общественной наблюдательной комиссии.

Помимо этого, отдельно предлагается выделить полномочие членов общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением права на охрану здоровья лиц, находящихся в местах принудительного содержания, а также при временном их помещении в медицинские учреждения. Для реализации своего полномочия члены комиссий наделяются правом знакомиться с медицинской документацией при наличии согласия лица, находящего в медицинском учреждении или его законного представителя. Также проект предоставляет им право беседовать по вопросам оказания медицинской помощи с указанными лицами, устно или в письменной форме информировать о результатах контроля медицинский персонал, администрацию места принудительного содержания, общественную наблюдательную комиссию. Однако при этом они не вправе назначать или отменять назначенное лечение или прием лекарственных средств, давать указания медицинскому персоналу, выдавать справки или иные медицинские документы, а также разглашать сведения о состо! янии здоровья больных, ставшие им известными в связи с осуществлением контроля за обеспечением права на охрану здоровья, без их согласия.

Также в структуру действующего Закона предлагается ввести нормы:

- закрепляющие право социально ориентированных некоммерческих организаций оказывать содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

- предоставляющие органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления право оказывать поддержку деятельности общественных наблюдательных комиссий (соответствующие дополнения вносятся и в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- устанавливающие порядок рассмотрения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами заключений, предложений и обращений общественной наблюдательной комиссии.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие повысит уровень объективности работы общественных наблюдательных комиссий, а материалы проверок, проведенных комиссиями, будут способствовать выработке обоснованной уголовно-исполнительной политики, что позволит эффективнее обеспечивать соблюдение прав человека в местах принудительного содержания.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 594840-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 02.11.2011 N 6146-5 ГД)

Законопроект разработан в целях устранения недостатков Федерального закона от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", выявленных практикой его применения, приведения его в соответствие с международной практикой выпуска ипотечных ценных бумаг, а также обеспечения более полного учета интересов инвесторов и эмитентов облигаций с ипотечным покрытием.

Инициаторами проекта предлагается расширить правоспособность ипотечного агента, установленную статьей 8 Закона, предоставив ему право привлекать кредиты и займы для обеспечения своей уставной деятельности.

В целях обеспечения большей гибкости при осуществлении эмиссии облигаций с ипотечным покрытием уточняются нормы Закона, регламентирующие закрепление в учредительных документах ипотечного агента общего количества выпусков облигаций с ипотечным покрытием, для эмиссии которых он создается.

Так, предусматривается, что в уставе ипотечного агента будет указываться максимальное количество выпусков облигаций с ипотечным покрытием, для эмиссии которых создается ипотечный агент, а решение о его ликвидации может быть принято после исполнения обязательств по всем размещенным (находящимся в обращении) облигациям с ипотечным покрытием этого ипотечного агента.

Изменяется требование об обязательной выплате процентов по облигациям с ипотечным покрытием: его предлагается оставить только для облигаций старшего транша, исполнение обязательств по которым осуществляется в первую очередь (преимущественно перед всеми иными выпусками облигаций с тем же ипотечным покрытием).

В целях приведения структуры сделок секьюритизации в соответствие с общепринятой международной практикой отменяется требование к размеру ипотечного покрытия для младшего транша облигаций.

В настоящее время в соответствии с Законом размер (сумма) обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80 процентов непогашенной номинальной стоимости облигаций. В случае снижения размера ипотечного покрытия ниже 80 процентов эмитент обязан в срок не более трех месяцев восстановить предписанное соотношение.

Поскольку на практике соблюдение этого требования вынуждает эмитентов осуществлять досрочное погашение облигаций существенно раньше, чем это экономически оправдано, разработчиками законопроекта предлагается его отменить.

Кроме того, проектом предлагается внести изменения в статью 16 Закона, регламентирующую процедуру погашения облигаций с ипотечным покрытием по требованию их владельцев. Так, предусматривается, что, если право требовать досрочного погашения облигаций с ипотечным покрытием возникает в связи с нарушением требований к размеру ипотечного покрытия облигаций и (или) нарушением условий, обеспечивающих надлежащее исполнение обязательств по облигациям с ипотечным покрытием, которые установлены статьей 13 Закона, указанное право прекращается после устранения этих нарушений.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 529791-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2011 N 6108-5 ГД)

Целью рассматриваемого законопроекта является урегулирование общественных отношений, вытекающих из нормативных правовых актов Российской Федерации, использующих термин "маломерное судно". В частности, проект направлен на обеспечение единообразного толкования термина "маломерное судно" при изложении норм законодательства Российской Федерации.

В этих целях предлагается внести изменения в:

- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ;

- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

- часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Планируется закрепить, что под маломерным судном понимается любое судно, наибольшая длина которого не более 20 метров, с допустимым количеством людей на борту не более 12 человек.

Соответствующие изменения вносятся в нормы, регулирующие отношения, связанные с использованием данной категории судов.

В этой связи предусмотрено уточнение полномочий органов морского транспорта, органов внутреннего водного транспорта и органов государственной инспекции по маломерным судам.

Принятие законопроекта, с точки зрения его разработчиков, будет способствовать единообразному пониманию гражданами, эксплуатирующими маломерные суда, а также надзорными органами термина "маломерное судно".

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 602755-5
"О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2011 N 6113-5 ГД)

Инициаторами законопроекта подготовлены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ в целях совершенствования уголовного судопроизводства.

Так, предлагается установить, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ) могут служить только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Также закрепляется, что при рассмотрении в судебном заседании уголовного дела о преступлениях в сфере экономической деятельности на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

Проект Федерального закона N 610726-5
"О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2011 N 6114-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование порядка проведения квалификационных экзаменов на должность судьи. С этой целью предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ.

Так, в целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, проектом предусматривается образование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее - экзаменационные комиссии). Такие комиссии формируются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Вместе с тем проект содержит оговорку о том, что экзаменационные комиссии не подотчетны за принятые решения избравшим их органам.

Расширяется перечень органов судейского сообщества Российской Федерации за счет включения в него Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена (далее - ВЭК) на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. При этом изменяется порядок формирования экзаменационных комиссий: члены ВЭК (21 человек) избираются Всероссийским съездом судей по установленным нормам представительства.

Региональные комиссии формируются конференциями судей субъектов Российской Федерации. При этом прекращается соответствующее полномочие квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации по формированию экзаменационных комиссий.

Кроме того, предполагается формировать экзаменационные комиссии из числа судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридическим наукам, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе. Причем педагогическим и научным работникам возмещаются расходы, связанные с их командированием для участия в работе экзаменационных комиссий, и выплачивается вознаграждение за такое участие.

Также устанавливается, что число судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии.

Авторы проекта предлагают унифицировать срок полномочий для всех выборных органов судейского сообщества, установив его продолжительность в четыре года.

Законопроект детально регламентирует вопросы компетенции экзаменационных комиссий и порядка проведения экзамена. Так, проект разграничивает полномочия ВЭК и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации на прием экзаменов у кандидатов на должность судьи в зависимости от того, кто дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность. В том случае, если это делает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, прием экзаменов осуществляет ВЭК; если квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации - региональная экзаменационная комиссия.

Сам экзамен проводится по экзаменационным билетам, разрабатываемым ВЭК по согласованию с Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, и согласно процедуре, утвержденной регламентами экзаменационных комиссий.

Согласно проекту экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда и должны содержать три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела.

По итогам экзамена экзаменационная комиссия выдает сдавшему его лицу удостоверение о результатах сдачи с проставленной оценкой. Результаты квалификационного экзамена на должность судьи будут действительны в течение трех лет со дня его сдачи. Кандидат, не сдавший квалификационный экзамен на должность судьи, может повторно обратиться в экзаменационную комиссию с заявлением о допуске к сдаче экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения предыдущего экзамена.

Разработчики проекта также предусмотрели возможность обжалования решений экзаменационной комиссии в течение десяти дней со дня получения удостоверения о результатах сдачи квалификационного экзамена. При этом решения ВЭК подлежат обжалованию в Верховном Суде РФ, решения региональных комиссий - в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области и судах автономных округов соответственно. Соответствующие изменения вносятся также и в нормы ГПК РФ о подсудности дел указанным судебным органам.

Однако проект ограничивает право обжалования решений, касающихся оценки знаний кандидатов, указывая в качестве единственного основания нарушения процедуры их вынесения либо нарушения иных требований к порядку проведения экзамена.

По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать минимизации коррупционных рисков, повышению уровня профессионализма судей и качества отправления правосудия.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное