Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 07.11.2011


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 07.11.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 06.11.2011 N 296-ФЗ "О внесении изменений в статью 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статью 35 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"


∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 576273-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2011 N 5973-5 ГД)

Законопроект разработан в целях усовершенствования норм, регламентирующих особый порядок оплаты труда гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Так, уточняется, что срочный служебный контракт заключается в случае замещения на срок от одного года до четырех лет должности гражданской службы, оплата труда по которой производится в особом порядке в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Особый порядок труда будет устанавливаться по решению руководителя государственного органа по отдельным должностям гражданской службы категорий "руководители" и "специалисты", отнесенным к высшей и главной группам должностей гражданской службы. Перечень таких должностей будет утверждаться правовым актом государственного органа.

Отдельные изменения направлены на исключение необходимости установления Президентом РФ и Правительством РФ обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общих для государственных органов и гражданских служащих. Такие показатели планируется определять в срочном служебном контракте с учетом задач и функций государственного органа. При этом порядок установления и оценки достижения показателей результативности данной деятельности будет утверждаться правовым актом государственного органа на основе правил установления таких показателей и методики оценки результатов профессиональной служебной деятельности указанных гражданских служащих, утверждаемых Правительством РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Предусматривается закрепление следующих принципов установления показателей результативности:

- прямая зависимость показателей результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих от должностных обязанностей конкретного гражданского служащего;

- четкость показателей;

- возможность оценки показателей.

Кроме того, законопроектом устанавливается, что правила исчисления денежного содержания гражданских служащих, оплата труда которых производится в особом порядке, утверждаются Правительством РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке, определяемом Правительством РФ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в государственных органах также будет устанавливаться предельный объем использования средств фонда оплаты труда гражданских служащих на осуществление оплаты труда в особом порядке. По решению Правительства РФ может быть установлен единый для органов исполнительной власти размер указанного предельного объема использования фонда оплаты труда.

Проект Федерального закона N 583016-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2011 N 5974-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на установление правовых основ механизма ротации государственных служащих, повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.

С этой целью планируется внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, а также в Федеральные законы от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

В частности, ротация позиционируется авторами проекта в качестве особого института, обеспечивающего формирование кадрового состава государственной службы, а также одной из целей создания системы управления государственной службой.

Согласно проекту ротация может проводиться не по всем должностям федеральной гражданской службы, а лишь по тем, которые определены в соответствующем перечне, утверждаемом руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти. В данный перечень предлагается включать должности гражданской службы категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

В этом случае нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в вышеуказанном перечне будет являться существенным условием заключаемого служебного контракта, а сам служебный контракт будет носить срочный характер.

Помимо перечня должностей гражданской службы, руководитель федерального органа исполнительной власти утверждает план проведения ротации.

Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации будет утверждаться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации

Разработчиками проекта предлагается также установить следующие правила ротации:

- проведение ротации в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих;

- замещение должностей гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих производится на срок от трех до пяти лет;

- назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы;

- предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия служебного контракта осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации.

Законопроект предоставляет гражданским служащим право отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации в двух случаях:

- при наличии заболевания, при котором замещение соответствующей должности гражданской службы противопоказано по состоянию здоровья на основании медицинского заключения;

- при осуществлении постоянного ухода за супругом (супругой), детьми, а также отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, и при условии, что они не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства гражданского служащего в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

В случае реализации гражданским служащим своего права на отказ от должности ему должна быть предложена иная должность гражданской службы в том же или в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности. Такое предложение дается в письменной форме и не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта.

В случае повторного отказа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. При этом ему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания без выплаты выходного пособия.

Особое внимание в законопроекте уделено государственным гарантиям гражданских служащих в связи с проведением ротации. Так, например, при необходимости переезда гражданского служащего в другую местность ему и проживающим совместно с ним членам семьи гарантируется возмещение расходов, связанных с переездом, за счет средств государственного органа, в который он направляется, а также (после окончания срочного служебного контракта) органа, в котором он замещал последнюю должность гражданской службы. Кроме того, в случае переезда предусматривается обеспечение гражданского служащего служебным жилым помещением, а при отсутствии такого помещения по новому месту службы - возмещение расходов за наем (поднаем) жилого помещения.

Помимо этого, важной гарантией права гражданского служащего на жилище служит положение проекта, согласно которому договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим по прежнему месту службы не может быть расторгнут по инициативе наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации. Соответствующее изъятие делается и из общего правила о прекращении правоотношений по договору социального найма в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства, предусмотренного в ЖК РФ.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 304493-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.Д. Валенчуком, М.Л. Шаккумом; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2011 N 5978-5 ГД)

В целях устранения некоторых недостатков законодательства в области регулирования порядка изъятия земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд разработчиками проекта предусматривается ряд изменений в следующие нормативные правовые акты:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первую) от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ;

- Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ;

- Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В частности, предлагается определить:

- органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные рассматривать ходатайства об изъятии земельных участков для соответственно государственных или муниципальных нужд;

- требования к содержанию и обоснованию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также состав прилагаемых к нему документов;

- порядок рассмотрения ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также сроки принятия решения об изъятии земельных участков, основания для отказа в удовлетворении ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- порядок выявления собственников недвижимого имущества, подлежащего изъятию, в случае если сведения о нем отсутствуют в ЕГРП и не представлены копии правоустанавливающих документов. Данный порядок сводится к выявлению заинтересованных лиц через опубликование сообщений о предстоящем изъятии и установлению срока, в течение которого данные лица вправе подать заявление о наличии у них прав на изымаемую недвижимость, которые должны быть учтены при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

- порядок извещения собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд путем опубликования и направления извещений для связи по адресам правообладателей, имеющихся в сведениях государственного кадастра недвижимости, а в случаях изъятия жилых помещений - также и по адресам данных жилых помещений;

- документы, устанавливающие местоположение земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд; среди прочего, такими документами названы документы по планировке территории и документы территориального планирования;

- перечень прав, которые возможно прекратить в ходе изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также права правообладателей изымаемой недвижимости до регистрации прекращения их прав.

Наряду с этим земельное законодательство предлагается дополнить нормами, устанавливающими обязанности лиц, осуществляющих изъятие, заблаговременно уведомить лиц, права которых на землю подлежат прекращению, об условиях и сроках прекращения прав на землю.

Законопроектом также закрепляются дополнительные гарантии равноценного и предварительного возмещения за изъятое недвижимое имущество.

Так, предлагается установить порядок признания нерыночных прав на их рыночный эквивалент, например право постоянного (бессрочного) пользования приравнять для граждан к праву собственности в связи с изъятием.

Кроме того, планируется ввести порядок предоставления земельных участков взамен изымаемых; разрешить возмещение иным объектом недвижимости (квартиру вместо изъятого участка и наоборот); установить право собственника требовать предоставления равноценного земельного участка взамен изымаемого при изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, являющийся единственным жильем собственника изымаемого земельного участка; разрешить предоставление большего по стоимости имущества при условии оплаты разницы в цене.

Инициаторами проекта уточняется порядок проведения рыночной оценки изымаемого имущества и расчета убытков в связи с изъятием земельного участка и предлагаются правила, позволяющие устранить колебания в рыночной цене (в большую или меньшую сторону) в связи с предстоящим изъятием.

Реализация данного законопроекта, по мнению его авторов, восполнит существующие пробелы и установит более простой порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одновременно повысив уровень и качество гарантий лицам, чьи права подлежат прекращению в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Проект Федерального закона N 545863-5
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.П. Денисовым, А.Н. Хайруллиным, Н.И. Борцовым, А.П. Берестовым, А.П. Езубовым, С.Г. Иткуловым, А.Ф. Кнорром, Г.В. Куликом, В.Л. Нефедовым, В.И. Тараниным, Л.М. Цветовой, Н.В. Школкиной, А.А. Соловьевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы ФС РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.10.2011 N 5995-5 ГД)

Предлагаемый законопроект разработан в целях обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, преодоления дезинтеграционных процессов в системе потребительской кооперации, укрепления ее материально-технической базы, пресечения случаев незаконного отчуждения имущества и злоупотреблений должностных лиц потребительских обществ и союзов потребительских обществ путем усиления контроля сохранности кооперативной собственности, совершенствования механизма контрольно-ревизионных проверок в системе потребительской кооперации.

Для достижения указанных целей предусматриваются некоторые уточнения и дополнения понятийного аппарата Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".

Так, в новой редакции излагается понятие "потребительская кооперация", под которой понимается система потребительских обществ и их союзов разных уровней, а также организаций, единственными учредителями которых являются потребительские общества и (или) союзы потребительских обществ. Также вводятся такие понятия, как "система союзов" и "членский взнос".

Наряду с этим проектом Закона предлагается внести изменения в статью 6 Закона РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", закрепляющую нормы об особенностях трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах. В частности, предусматривается, что в случае отстранения от должности председателя совета потребительского общества или союза союз потребительских обществ обязан назначить исполняющего обязанности председателя совета потребительского общества или союза из числа пайщиков потребительского общества или представителей потребительских обществ союза и в срок, не превышающий двух месяцев, созвать и провести под председательством своего представителя внеочередное общее собрание потребительского общества или союза.

Кроме того, указанная статья дополняется нормой, согласно которой председатель совета или председатель правления потребительского общества или союза, отстраненный от должности советом союза, не вправе занимать руководящие должности в органах управления потребительского общества или союза в течение 5 лет.

Также инициаторами проекта предлагается ввести некоторые дополнения, касающиеся порядка принятия решений общим собранием пайщиков потребительского общества, общим собранием уполномоченных потребительского общества, собранием пайщиков кооперативного участка потребительского общества. Так, закрепляется положение о том, что решение общего собрания потребительского общества по вопросам отчуждения недвижимого имущества потребительского общества правомочно, если:

- вопрос включен в повестку дня не позднее 7 дней до даты проведения данного собрания;

- на общем собрании потребительского общества (общем собрании уполномоченных потребительского общества) за него проголосовало не менее трех четвертей от числа пайщиков (уполномоченных) потребительского общества, присутствующих на собрании;

- на данном собрании заслушана информация регионального союза или центрального союза, членом которого является данное потребительское общество, о целесообразности такого отчуждения.

Помимо этого, в новой редакции излагается статья 27, в которой устанавливается порядок ведения документов потребительского общества. Закрепляется перечень документов, которые обязано вести потребительское общество, а также сведения, необходимые для включения в реестр членов потребительского общества.

Законопроектом вносятся уточнения в определенную Законом трехуровневую систему союзов потребительских обществ, предусматривающую создание и функционирование:

- районного союза, членами которого являются потребительские общества района;

- регионального (окружного, областного, краевого и республиканского) союза, членами которого являются потребительские общества и (или) районные союзы округа, области, края или республики;

- центрального союза России, членами которого являются потребительские общества и (или) региональные союзы.

Законодательно закрепляются функции и полномочия регионального и центрального союза.

Законопроектом планируется дополнить Закон статьей 38.1, в которой устанавливается порядок проведения контрольно-ревизионных проверок и принятия мер по результатам этих проверок.

Для реализации союзом потребительских обществ контрольно-ревизионных функций в отношении организаций потребительской кооперации предлагается законодательно определить их следующий перечень:

- контроль деятельности в части соблюдения проверяемыми организациями норм Закона от 19.06.1992 N 3085-1, иных федеральных законов, исполнения решений органов управления союза, положений учредительных документов и условий членства в союзе, достоверности бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, наличия нарушений, влекущих ухудшение результатов их финансово-хозяйственной деятельности и (или) их несостоятельность (банкротство);

- ревизия финансово-хозяйственной деятельности;

- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.

Также предлагается наделить союз по результатам проведенной им ревизионной проверки правом применить к проверяемым организациям и их выборным или назначаемым руководителям следующие меры:

- вынесение предписания, обязывающего устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

- рекомендация потребительскому обществу или союзу в предусмотренном их уставами порядке применить меры дисциплинарного взыскания к лицу, являющемуся выборным или назначаемым руководителем в данном союзе или потребительском обществе;

- отстранение от исполнения полномочий председателя совета, членов совета или председателя правления проверяемого потребительского общества или союза.

∙ СЕМЬЯ

Проект Федерального закона N 587070-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2011 N 5976-5 ГД)

Законопроект разработан в целях обеспечения более тщательного отбора кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также обеспечения прав детей в замещающих семьях.

В связи с этим разработчиками подготовлены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ, предусматривающие введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Главной целью подготовки является оказание психолого-педагогической помощи, позволяющей обеспечить максимально комфортное протекание периода адаптации ребенка, помещенного в семью.

Таким образом, согласно изменениям усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями, приемными родителями могут быть лица, прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку.

Исключение предусматривается для трех категорий граждан:

1) для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают;

2) для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей - близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей. При этом под "близкими" родственниками детей для целей настоящего законопроекта понимаются лица, перечень которых определен абзацем третьим статьи 14 СК РФ;

3) для лиц, которые уже были усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые были опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Указанные граждане имеют практический опыт воспитания приемных детей, в связи с чем освобождаются от необходимости прохождения обязательной подготовки.

Кроме этого, проектом дополняется перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении (статья 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ), документом, подтверждающим прохождение подготовки лицом, желающим усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Законопроектом предусматривается, что иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено примерной программой, указанной в абзаце втором пункта 4 статьи 127 СК РФ.

Проектом Закона предлагается дополнить СК РФ нормой, устанавливающей, что требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также форма свидетельства о прохождении указанной подготовки утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут утверждаться непосредственно программа и порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории субъекта Российской Федерации. При этом согласно проекту осуществлять подготовку граждан смогут как органы опеки и попечительства, так и организации, указанные в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит снизить риск возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, обеспечит права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 428765-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ С.Н. Шишкаревым, М.Л. Шаккумом, А.Н. Ткачевым, В.Я. Пекаревым, М.В. Бабичем, В.П. Гладилиным, О.В. Жолобовым, В.В. Клименко, В.Г. Гридиным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.10.2011 N 5994-5 ГД)

Законопроект разработан в целях установления запрета на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации, а также в целях приведения национального законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года.

Поправками к Конвенции, принятыми Организацией Объединенных Наций 28 сентября 2004 года и вступившими в силу 28 марта 2006 года, ранее обозначавшая составы транспортных средств категория "E" в новой редакции Конвенции представлена тремя отдельными категориями "BE", "CE", "DE".

Конвенцией также предусматривается возможность введения на национальном уровне новых категорий, а также подкатегорий транспортных средств ("A1", "B1", "C1", "D1", "C1E" и "D1E") в рамках существующих категорий ("A", "B", "C", "D", "BE", "CE" и "DE"). Решение о введении новых категорий и подкатегорий может быть принято на уровне национального законодательства.

Введение вышеуказанных подкатегорий обусловлено расширением парка различных типов и модификаций эксплуатируемых транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.

В целях повышения безопасности дорожного движения законопроектом предусматривается отнести мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, к подкатегории "A1" (легкие мотоциклы), трехколесные и четырехколесные транспортные средства (трициклы и квадроциклы) - к подкатегории "B1", автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3500 кг и до 7500 кг - к подкатегории "C1", автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя, но не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя, - к подкатегории "D1".

Также законопроектом предусматривается возможность сдачи квалификационных экзаменов как на транспортных средствах с механической трансмиссией, так и на транспортных средствах, оборудованных автоматической трансмиссией. При этом лицам, изъявившим желание и сдавшим квалификационные экзамены на транспортных средствах с автоматической трансмиссией, будет предоставлено право на управление транспортными средствами соответствующей категории или подкатегории только с автоматической трансмиссией.

Помимо этого, проектом Закона исключается ранее действующая норма, допускающая самостоятельную подготовку водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "A" и "B" в объеме соответствующих программ.

Разработчиками предлагается отнести к ведению Правительства РФ определение порядка подготовки и переподготовки водителей транспортных средств, а также требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений и организаций, осуществляющих такую подготовку.

Из Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" исключается норма, допускающая с семнадцатилетнего возраста к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "B" и категории "C" лиц, прошедших соответствующую подготовку в специализированных юношеских автомобильных школах, в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации такой организационно-правовой формы учреждения, как "специализированная юношеская автомобильная школа".

При этом исключением из этого правила будут составлять общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также иные организации, осуществляющие подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов, учащиеся которых после соответствующей подготовки будут допускаться с семнадцатилетнего возраста к сдаче квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами категории "B", "C" и подкатегории "C1".

Законопроектом предусматривается введение механизма аккредитации образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, на право участия в проверке теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых при проведении квалификационных экзаменов, а также порядок установления требований к учебно-материальной базе образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей транспортных средств, а также порядок установления требований к техническим средствам контроля, предназначенным для проведения квалификационных экзаменов, и условия их применения.

Проектом Закона предусматривается внесение изменений в отдельные статьи главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Данные изменения направлены на повышение ответственности водителей мопедов и приравненных к ним транспортных средств за нарушения Правил дорожного движения, что обусловлено введением в законопроекте соответствующей категории транспортных средств в целях повышения безопасности дорожного движения.

В связи с предлагаемым установлением запрета на допуск к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, КоАП РФ предлагается дополнить новой статьей, устанавливающей ответственность должностных лиц за нарушение данной нормы Закона.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 497961-5
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2011 N 5972-5 ГД)

Рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ статьей 173.1, устанавливающей ответственность за образование коммерческой организации в целях совершения преступлений.

Объективной стороной данного состава преступления является совершение действий, заключающихся в образовании коммерческой организации в целях ее использования для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом.

При этом под участием в деятельности коммерческой организации, образованной в целях ее использования для совершения одного или нескольких преступлений, предполагается понимать совершение любого действия учредителем, руководителем, иным сотрудником этой организации в рамках ее деятельности в преступных целях, сопряженных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом.

Кроме того, законопроектом вводится уголовная ответственность за приобретение документа, удостоверяющего личность, а также за склонение к предоставлению такого документа для образования (создания, реорганизации) коммерческой организации в целях совершения одного или нескольких преступлений, связанных с финансовыми операциями, другими сделками с денежными средствами или иным имуществом.

В связи с этими нововведениями также подготовлены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, относящие предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 173.1 УК, к подследственности следователя органов внутренних дел либо органа, выявившего данное преступление.

Проект Федерального закона N 572517-5
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.А. Васильевым, М.И. Гришанковым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, С.Н. Шишкаревым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 19.10.2011 N 5996-5 ГД)

В связи с тем что в настоящее время участились случаи попыток ослепления лазерными лучами пилотов воздушных судов, заходящих на посадку или осуществляющих движение, что представляет повышенную опасность для жизни и здоровья пассажиров и лиц, управляющих транспортными средствами, разработан проект Закона, дополняющий Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ статьей 213.1.

Так, инициаторы законопроекта предлагают установить уголовную ответственность за действия, совершаемые из хулиганских побуждений, угрожающие безопасности эксплуатации транспортных средств.

В качестве квалифицирующих признаков данного состава преступления выделяются действия, совершаемые из хулиганских побуждений, угрожающие безопасности эксплуатации воздушных судов, а также действия, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Учитывая повышенную общественную опасность вышеуказанных действий, проектом предлагается снизить до четырнадцати лет возраст, с которого подлежат уголовной ответственности лица, совершившие преступления с квалифицирующими признаками.

Также законопроектом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ, определяющие подследственность указанной категории дел дознавателям органов внутренних дел Российской Федерации и следователям Следственного комитета РФ, а также подсудность районным судам.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального конституционного закона N 446365-5
"О внесении изменений в Федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"
(внесен Высшим Арбитражным Судом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.10.2011 N 6051-5 ГД)

Данный законопроект подготовлен в целях установления основ правового статуса Суда по интеллектуальным правам в качестве специализированного федерального суда и предусматривает внесение соответствующих изменений в Федеральные конституционные законы от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

В частности, предлагается расширить компетенцию специализированных федеральных судов, наделив их правом рассматривать экономические споры, что потребует создания указанных органов правосудия не только в системе судов общей юрисдикции, но и в системе арбитражного судопроизводства.

Так, устанавливается, что Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции будет рассматривать:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрета производства (ноу-хау), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

- об установлении патентообладателя;

- о признании недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

- о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

Указанные дела будут рассматриваться Судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

В качестве суда кассационной инстанции Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

Постановление, принятое Судом по интеллектуальным правам в кассационном порядке, будет подлежать пересмотру в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Помимо этого, для реализации своих функций Суд по интеллектуальным правам наделяется полномочиями по обращению в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; изучению и обобщению судебной практики; подготовке предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; анализу судебной статистики.

В структуре Суда по интеллектуальным правам образуются судебные коллегии, которые осуществляют полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов, и судебные составы, формируемые из числа судей этого суда с учетом их специализации.

Общее руководство аппаратом Суда по интеллектуальным правам будет осуществляться председателем, полномочия которого в случае его отсутствия возлагаются на одного из заместителей. Кроме того, для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, предусматривается формирование в его аппарате группы советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации суда.

Проект Федерального закона N 446381-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"
(внесен Высшим Арбитражным Судом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20.10.2011 N 6052-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование судебной системы Российской Федерации путем создания в системе арбитражных судов специализированного арбитражного суда - Суда по интеллектуальным правам.

В связи с этим предлагается внести соответствующие изменения в:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертую) от 18.12.2006 N 230-ФЗ;

- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ;

- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

В частности, предлагаемые изменения в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают в отношении судей специализированных арбитражных судов установление требований в отношении возраста, стажа и порядка назначения на должность, предъявляемых к судьям федеральных арбитражных судов округов.

Учитывая, что специализированные арбитражные суды создаются для рассмотрения споров, возникающих из особых правоотношений, требующих специальных познаний и подготовки, проект закрепляет правило, в соответствии с которым при объявлении конкурса на должность судьи специализированного арбитражного суда может отдаваться предпочтение кандидату, имеющему дополнительную специальность и обладающему квалификацией, соответствующей специализации суда.

Кроме того, проектом расширяется специальная подведомственность арбитражных судов в сфере интеллектуальной собственности путем отнесения к ней споров о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Помимо этого, изменяется подсудность арбитражных судов первой инстанции в части исключения из нее дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам, в том числе подсудность Высшего Арбитражного Суда РФ, из которой исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере интеллектуальной собственности.

Расширяется круг участников арбитражного процесса посредством включения в него специалиста, который будет привлекаться к рассмотрению дел в случае необходимости выяснения мнения лица, обладающего специальными познаниями в специфических сферах, для оказания независимой помощи суду в уяснении тех или иных обстоятельств дела. Форма участия такого специалиста исключительно устная.

Специализированный арбитражный суд с целью получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями, наделяется правом направлять запросы.

Наряду с этим устанавливается порядок обжалования решений Суда по интеллектуальным правам. Жалоба на определение суда, вынесенное им в качестве суда первой инстанции, может быть подана в президиум этого суда для рассмотрения в кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения, если иные порядок и сроки не установлены АПК РФ. Кроме того, в соответствии с проектом Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции вправе рассматривать дела, рассмотренные им по первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, и арбитражными апелляционными судами.

Инициаторами проекта также предлагается установить правило, в соответствии с которым заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования должны будут подаваться не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в арбитражный суд.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное