Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 25.07.2011


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 25.07.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

<Письмо> Минрегиона РФ от 15.07.2011 N 18769-АП/08 <Об индексах изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексах изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ и иных индексах на III квартал 2011 года>


∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 557159-5
"О хозяйственных партнерствах"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 29.06.2011 N 5551-5 ГД)

Необходимость принятия данного проекта обусловлена отсутствием в настоящее время в российском законодательстве соответствующих специфическим требованиям участников инновационной (в том числе венчурной) деятельности организационно-правовых форм юридического лица, в достаточной мере учитывающих особенности реализации венчурных (особо рисковых) бизнес-проектов и сложившиеся международные стандарты их осуществления.

Как считают разработчики законопроекта, недостатки существующих организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц особенно негативно сказываются на малых и средних инновационных бизнес-проектах, которые лишены возможности привлекать заемные средства и развитие которых существенным образом зависит от договоренностей с соинвесторами.

При этом совершенствование имеющихся институтов юридических лиц для целей создания приемлемой организационно-правовой формы для осуществления венчурных (инновационных) бизнес-проектов не представляется возможным.

В связи с этим предлагается внедрить в российское законодательство новую разновидность коммерческого юридического лица - хозяйственное партнерство, занимающее промежуточное положение между хозяйственным товариществом и обществом и в максимальной степени удовлетворяющее важнейшим требованиям, которые российские и иностранные венчурные инвесторы и предприниматели предъявляют к организационно-правовым формам, используемым для реализации венчурных и в целом инновационных бизнес-проектов.

Согласно законопроекту хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства (партнеры), а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены в уставе и соглашении об управлении партнерством.

Основными характеристиками правового регулирования хозяйственного партнерства являются:

- возможность заключения гибкого всеобъемлющего соглашения, включающего в себя участников компании, а также (в случае необходимости) иных лиц, что позволяет принимать участие в управлении партнерством лицам, не являющимся его участниками;

- организация гибкого постадийного финансирования за счет наличия складочного капитала;

- ограничение ответственности всех участников по сделкам, совершаемым компанией.

Законопроектом предусматривается закрепить нормы, устанавливающие правовое положение хозяйственного партнерства, права и обязанности его участников, а также порядок его создания, реорганизации и ликвидации.

В частности, подробно регламентируются различные аспекты создания, функционирования и прекращения хозяйственных партнерств, что позволит в короткие сроки сформировать непротиворечивую судебную практику для его использования в инновационных правоотношениях.

Основным принципом нового правового регулирования хозяйственного партнерства является внедрение в его конструкцию максимального количества диспозитивных возможностей для участников устанавливать удобные для данного конкретного инновационного или иного бизнес-проекта или случая правила.

По мнению авторов проекта, его принятие позволит реализовать большинство важнейших условий, выдвигаемых участниками венчурной проектной деятельности, а также избежать нежелательных радикальных изменений в уже сложившемся российском законодательстве об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и товариществах на вере.

Проект Федерального закона N 557184-5
"Об инвестиционном товариществе"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 29.06.2011 N 5549-5 ГД)

Данный законопроект подготовлен в целях создания правовых условий для привлечения инвестиций в развитие экономики Российской Федерации, реализации инвестиционных проектов и осуществления иной совместной инвестиционной деятельности с использованием договора об инвестиционном товариществе.

Так, разработчиками определяется понятие совместной инвестиционной деятельности, под которой понимается деятельность товарищей по приобретению и (или) отчуждению акций (долей), облигаций хозяйственных обществ и товариществ, а также финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, осуществляемая ими совместно на основании договора инвестиционного товарищества.

Помимо этого, вводится правовая конструкция договора инвестиционного товарищества, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Сторонами такого договора согласно проекту могут выступать следующие субъекты, каждый из которых обязан внести вклад в общее имущество:

- коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям;

- физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- иностранные юридические лица или иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами по иностранному праву, с учетом особенностей правового положения этих лиц, установленных международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Договор инвестиционного товарищества, все изменения, дополнительные соглашения и приложения к нему подлежат нотариальному удостоверению в количестве экземпляров по числу управляющих товарищей и один экземпляр для хранения у нотариуса по месту нахождения (жительства) управляющего товарища, на которого возложено ведение общих дел.

Законопроектом определяются условия, которые должен содержать договор инвестиционного товарищества: размер, состав, срок и порядок внесения товарищами вкладов в общее дело, размер и порядок изменения долей каждого из товарищей в общем имуществе, ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов, совокупного размера вкладов, вносимых товарищами в общее дело.

Предусматривается, что данные условия не подлежат раскрытию и охраняются в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", за исключением случаев, когда существенные условия договора инвестиционного товарищества раскрываются для неограниченного круга лиц по общему согласию всех товарищей инвестиционного товарищества.

В соответствии с проектом договор инвестиционного товарищества должен быть заключен с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия. Срок действия договора инвестиционного товарищества не может превышать пятнадцати лет. В случае если срок действия договора инвестиционного товарищества не указан, то договор действует в течение пятнадцати лет.

Согласно законопроекту к ключевым особенностям правового регулирования договора об инвестиционном товариществе относятся:

- полная солидарная ответственность всех участников договора по общим внедоговорным обязательствам, а также по договорным обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;

- возможность создания товарищами инвестиционного комитета для целей коллективного участия в ведении общих дел;

- особый порядок выдела доли товарища по требованию его кредитора (введение возможности перевода на кредитора прав и обязанностей должника по договору инвестиционного товарищества);

- возможность определения в условиях договора широкого объема прав и обязанностей управляющих товарищей и обычных товарищей, различного порядка и условий приема новых товарищей, выхода старых, различных условий распределения прибыли и голосов при принятии решений в отношении осуществления совместной инвестиционной деятельности, а также иных условий, необходимых в связи с различными условиями реализации инвестиционных проектов;

- введение возможности полной или частичной уступки прав по договору инвестиционного товарищества, в том числе путем отчуждения права на получение прибыли по договору инвестиционного товарищества.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие будет способствовать созданию правовых условий для развития инновационной экономики, реализации бизнес-проектов в инновационной сфере, активизации коллективной инвестиционной деятельности российских и зарубежных инвесторов. Кроме того, это позволит создать специальную систему норм, соответствующих мировым стандартам осуществления коллективной инвестиционной деятельности в инновационной, в том числе венчурной, сфере, обеспечить возможности широкого использования договора инвестиционного товарищества, не препятствуя использованию имеющихся в гражданском законодательстве Российской Федерации альтернативных конструкций.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 484225-5
"О водоснабжении и канализовании"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.А. Пехтиным, М.Л. Шаккумом, Е.А. Туголуковым, А.Б. Чиркиным, К.Б. Шипуновым, Р.А. Исаевым, членами Совета Федерации ФС РФ Г.А. Горбуновым, С.Ю. Орловой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 29.06.2011 N 5546-5 ГД)

Рассматриваемый проект Закона разработан в целях создания правовой основы для эффективного функционирования и устойчивого развития отрасли водоснабжения и канализования в Российской Федерации и совершенствования системы государственного регулирования в данной сфере, направленного на обеспечение бесперебойного и качественного централизованного водоснабжения и канализования, защиты окружающей среды и улучшения здоровья и качества жизни населения.

Предметом правового регулирования рассматриваемого законопроекта являются отношения, возникающие при водоснабжении и (или) оказании услуг канализования с использованием централизованных и децентрализованных систем водоснабжения и канализования, созданием, функционированием и развитием таких систем, при этом положения проекта Федерального закона не распространяются на правоотношения в сфере снабжения абонентов горячей водой, а также отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

В законопроекте закрепляются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и канализования, права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов.

Отдельная глава проекта подробно регламентирует организацию водоснабжения и канализования. В частности, в данной главе большое внимание уделяется договорным отношениям в сфере водоснабжения и канализования, а также определяется перечень случаев, при возникновении которых организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе ввести ограничения водоснабжения и (или) приема сточных вод, прекратить или ограничить водоснабжение и (или) прием сточных вод, а также транспортировку воды и (или) сточных вод без предварительного уведомления.

В целях защиты здоровья, прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации разработчиками проекта предлагается ввести возможность ограничения в судебном порядке права владения и пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления объектами централизованной системы водоснабжения и (или) канализования на срок до 5 лет.

Также закрепляются нормы, регулирующие организацию коммерческого учета в сфере водоснабжения и канализования с использованием приборов учета.

Наряду с этим в проект Закона предусматривается включение положений, касающихся регулирования качества питьевой воды, в том числе государственного регулирования качества воды и производственного контроля, реализуемого организациями водопроводно-канализационного хозяйства, и регулирования сбросов сточных вод в водные объекты через централизованные системы канализования.

Одной из новаций законопроекта является введение института соглашения о регулировании тарифов. Основная идея данного института - обеспечение неизменности установленных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства тарифов, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, и обязательство такой организации выполнять мероприятия инвестиционной программы. Соглашением также определяются условия эксплуатации организациями водопроводно-канализационного хозяйства централизованных систем водоснабжения и канализования, в том числе: объем и качество услуг водоснабжения, состав и свойства сточных вод, порядок осуществления инвестиций.

С точки зрения инициаторов проекта, реализация его положений приведет к повышению надежности и качества водоснабжения и канализования, а также повышению качества питьевой воды; снижению антропогенного воздействия на водные объекты за счет создания эффективных механизмов финансирования мероприятий по строительству и модернизации очистных сооружений; модернизации отрасли водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе за счет привлечения в отрасль частных инвестиций и использования эффективных форм управления; снижению рисков ведения бизнеса в сфере водоснабжения и канализования за счет регламентации отношений организаций водопроводно-канализационного хозяйства с органами власти и абонентами; созданию отдельной отрасли законодательства о водоснабжении и канализовании, устранению недостаточности и фрагментарности в правовом регулировании данной сферы.

∙ ОБОРОНА

Проект Федерального закона N 548475-5
"О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.07.2011 N 5581-5 ГД)

Проект Закона подготовлен в целях усиления социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, ставших инвалидами вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), и членов их семей и семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, путем предоставления им права на ежемесячное возмещение вреда.

Конституционный Суд РФ в Определении от 11.07.2006 N 276-О указал на то, что конституционные права данной категории граждан нарушаются отсутствием надлежащего механизма возмещения вреда, сопоставимого по объему и характеру с существующими и применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению как по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ от 26.01.1996 N 14-ФЗ, так и специальным законом, в частности для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных катастроф (Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), и оценил это как создание законодателем необоснованной дифференциации возмещения вреда, причиненного здоровью человека.

Исходя из конституционных принципов справедливости и соразмерности, а также гарантирования равных прав всем военнослужащим, независимо от размера денежного довольствия, возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие военной травмы, предлагается установить по аналогии с гражданами, пострадавшими вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в твердых размерах, зависящих от группы инвалидности.

Помимо этого, законопроектом предлагается сохранить выплаты сумм возмещения вреда, установленные судебными решениями в больших размерах, чем предусмотрено законопроектом, до момента приобретения указанными лицами права на компенсации, установленные законопроектом в больших размерах, чем по судебным решениям.

Предусмотренное ГК РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право членов семей, находившихся на иждивении погибшего (умершего), на ежемесячные выплаты в возмещение вреда, предусматривается распространить на членов семьи военнослужащего, указанных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Так, в случае смерти (гибели) инвалида вследствие военной травмы каждому члену его семьи, указанному в названном пункте 2, выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) военнослужащего или гражданина, ставших инвалидами).

Кроме того, в целях установления единообразного порядка возмещения вреда законопроектом предлагается в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы (увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы), каждому члену его семьи, указанному в пункте 2 статьи 18, выплачивать ежемесячную денежную компенсацию, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной настоящим пунктом для инвалидов I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина).

Указанные выплаты предполагается осуществлять для военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (военные сборы), по месту получения пенсии; для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, - через ФМБА РФ.

Проект Федерального закона N 556556-5
"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.07.2011 N 5579-5 ГД)

Проект Федерального закона N 556510-5
"Об изменении и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.07.2011 N 5580-5 ГД)

Рассматриваемые законопроекты разработаны в целях формирования новой системы денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающей качественное и эффективное исполнение военнослужащими обязанностей военной службы, стимулирование их к постоянному совершенствованию в профессии.

Так, предлагается установить денежное довольствие военнослужащих и другие предоставляемые им выплаты с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Согласно проекту Федерального закона N 556556-5 денежное довольствие военнослужащих будет состоять из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, а также из девяти дополнительных выплат и надбавок.

Предусматривается упорядочить применение коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба (за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в воинских формированиях за границей Российской Федерации, за выполнение задач в ходе контртеррористических операций и т.д.).

Кроме того, вводится институт фонда денежного довольствия военнослужащих, порядок формирования которого будет определяться Правительством РФ.

Проектом N 556556-5 устанавливается порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих, пропавших без вести, попавших в плен, удерживаемых в заложниках, интернированных, находящихся в распоряжении командования.

Наряду с этим разработчиками проекта сохраняются полномочия Президента РФ и Правительства РФ по установлению дополнительных выплат и надбавок военнослужащим в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач.

Законопроектом закрепляются нормы, обеспечивающие недопущение ухудшения положения отдельных категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в связи с введением новой системы денежного довольствия.

Помимо этого, предусматривается исключить из состава денежного довольствия выплаты, не относящиеся непосредственно к оплате труда военнослужащих, и перевести их в категорию других выплат. К их числу отнесены:

- подъемное пособие и суточные за каждый день нахождения в пути;

- единовременное пособие при увольнении с военной службы;

- единовременное пособие в случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, на военных сборах, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов);

- единовременное пособие при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их непригодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.

В целях приведения отдельных законодательных актов в соответствие с новой системой денежного довольствия военнослужащих также подготовлен проект Федерального закона N 556510-5.

Указанным проектом предусматривается внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, которыми изменяются или отменяются действующие социальные гарантии военнослужащих. При этом увеличиваются размеры страховых сумм и единовременных выплат военнослужащим и военным пенсионерам, а также пенсии граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Принятие законопроектов N 556556-5 и N 556510-5, с точки зрения их инициаторов, позволит повысить размеры денежного довольствия военнослужащих, обеспечит повышение пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также страховых сумм и единовременных пособий военнослужащим и военным пенсионерам.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное