Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 27.06.2011


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 27.06.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 538195-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части уточнения требований к голосованию вне помещения для голосования"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Г.П. Ивлиевым, И.В. Лебедевым, А.П. Москалец, В.Н. Плигиным, С.Н. Решульским, М.В. Емельяновым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 31.05.2011 N 5383-5 ГД)

В целях установления дополнительных гарантий обеспечения свободных выборов при тайном голосовании при проведении голосования вне помещения для голосования предусматриваются некоторые изменения в федеральные законы:

- от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";

- от 18.05.2005 N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Так, инициаторами законопроекта предлагается учитывать потребности избирателей (участников референдума), являющихся инвалидами в связи с нарушением функций зрения или статодинамических функций, а также избирателей (участников референдума) старше 80 лет. В целях обеспечения возможности реализации избирательных прав указанных категорий граждан предусматривается представление органами социальной защиты по месту жительства в соответствующую комиссию сведений о таких избирателях, а в случае необходимости - увеличение количества переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования.

Также законопроектом уточняется, что заявления о желании избирателя (участника референдума) проголосовать вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования подаются заблаговременно, но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования, в противном случае такое заявление не будет удовлетворено.

Предлагается регламентировать максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке (участке референдума) пропорционально числу избирателей (участников референдума), зарегистрированных на территории избирательного участка (участка референдума).

Помимо этого, проектом устанавливается, что общее число полученных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) избирателей (участников референдума) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит повысить гарантии общественного контроля при проведении голосования вне помещения для голосования при сохранении учета потребности некоторых категорий граждан в таком голосовании и исключить недостатки правового регулирования в данной сфере.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 506954-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ М.Л. Шаккумом, И.Н. Руденским, Х.М. Салиховым, Р.А. Исаевым, В.В. Пановым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 15.06.2011 N 5468-5 ГД)

Законопроект направлен на создание условий, стимулирующих освоение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В этих целях инициаторами проекта предлагается сократить с 3 до 1 года срок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, которые находятся в федеральной собственности и в отношении которых Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства принято решение о целесообразности такой передачи полномочий в целях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". По мнению разработчиков, эта мера простимулирует более оперативное принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений по передаче земельных участков застройщикам для организации и осуществления жилищного и иного строительства.

Кроме того, законопроектом предусматривается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, правом устанавливать при проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства, в том числе для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, требования к параметрам и характеристикам планируемого развития территории этих земельных участков, предусмотренные частью 1 статьи 16.1 Закона N 161-ФЗ.

Также законопроектом предусматривается наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительным полномочием по переводу из одной категории в другую земель, находящихся в федеральной собственности, в отношении которых указанным органам переданы полномочия Российской Федерации, для сокращения существующей в настоящее время процедуры перевода таких земель до двух месяцев.

По мнению разработчиков проекта, его принятие будет способствовать скорейшему вовлечению в оборот в целях жилищного и иного строительства земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения потребности населения муниципальных образований в жилье.

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Проект Федерального закона N 534829-5
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 31.05.2011 N 5371-5 ГД)

Данный законопроект разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи и предлагается как базовый нормативный акт для всей сферы здравоохранения Российской Федерации, устанавливающий правовые основы ее регулирования.

Необходимость его принятия обусловлена тем, что в действующем законодательстве, регулирующем сферу здравоохранения, возник ряд правовых пробелов, а в некоторых случаях и явные нормативные противоречия и коллизии, требующие выработки новых подходов и принципов к их регулированию и решению именно на законодательном уровне.

Действующие на сегодняшний день Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, нуждаются в комплексной актуализации и переработке в связи с тем, что за последние годы было принято большое количество законодательных актов, в том числе в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи.

Предлагаемый проект Закона содержит новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Одной из таких новелл является введение законопроектом дефинитивного аппарата, характеризующего наиболее общие и значимые для всей сферы понятия и определения, которые требуют однозначного толкования в целях формирования единой правоприменительной практики. К примеру, в проекте закрепляются такие понятия, как "медицинская помощь", "медицинская услуга", "медицинское вмешательство", "профилактика", "диагностика", "лечение", "пациент", "заболевание" и др.

Законопроектом, по сравнению с действующей редакцией Основ, детализируются и раскрываются основные принципы охраны здоровья граждан, а также закрепляются новые принципы.

Предлагается уточнить полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и закрепить за федеральными органами исполнительной власти (без передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации) полномочий по организации и осуществлению контроля за соответствием качества и безопасности оказываемой медицинской помощи, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, донорской крови и ее компонентов установленным порядкам, стандартам и техническим регламентам.

Еще одной из новаций законопроекта является закрепление прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья в отдельной главе.

Законопроектом также предусматривается обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи, в частности определены условия (плановая, экстренная, неотложная) и формы (вне медицинской организации, амбулаторно, стационарно) оказания медицинской помощи, на которых основывается характеристика видов медицинской помощи.

В новой редакции Основ предлагается урегулировать вопросы, касающиеся редких (орфанных) заболеваний и организации медицинских мероприятий по паллиативной помощи.

Наряду с этим закрепляются основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и (или) тканей человека, а также устраняются противоречия с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в части волеизъявления умершего, содержащего согласие или несогласие на изъятие органов и (или) тканей из его тела.

Кроме того, в законопроекте детально регламентируется деятельность врачебных комиссий и консилиумов врачей, на которые возлагается решение вопросов в наиболее сложных и конфликтных случаях при оказании медицинской помощи гражданам. В частности, закрепляется порядок их создания и формирования, функции и вопросы, в пределах которых комиссии и консилиумы принимают решения, и порядок принятия решений.

В целях гармонизации российского законодательства с международным вводятся нормы, регламентирующие, в частности, обращение медицинских изделий.

Существенным новшеством проекта является закрепление на законодательном уровне вопросов репродукции человека.

Так, законопроектом предусматриваются следующие права граждан в области вспомогательных репродуктивных технологий:

- право граждан на применение вспомогательных репродуктивных технологий;

- право на криоконсервацию и хранение половых клеток и эмбрионов в случаях риска потери способности к воспроизводству в связи с заболеванием и (или) профессиональной деятельностью;

- право на получение информации о данных медицинского, медико-генетического обследования донора и его национальности.

В новой редакции Основ предлагается закрепить порядок определения момента смерти и рождения человека. Медицинским мероприятиям, осуществляемым в связи со смертью человека, посвящается специальная глава законопроекта. Отдельно освещен вопрос об использовании тела, органов и тканей умершего человека в медицинских, научных и учебных целях.

Существенные изменения вносятся законопроектом в институт медицинских и фармацевтических работников с точки зрения усиления требований к претендентам на занятие соответственно медицинской и фармацевтической деятельностью. Законопроектом вводятся нормы, устанавливающие ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Устанавливаются права и обязанности медицинских организаций. В частности, закрепляются обязанности медицинских организаций по соблюдению порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности, технических регламентов о безопасности медицинских изделий, санитарного законодательства, ведению медицинской документации в установленном порядке и др. Особой новеллой здесь является обязанность медицинских организаций страховать ответственность перед пациентами.

Наряду с этим уточняются основные требования к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В целях обеспечения защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, разграничения порядков предоставления платных медицинских услуг и бесплатной медицинской помощи в законопроект вводится статья "Платные медицинские услуги", в которой конкретизируется порядок оказания платных медицинских услуг гражданам.

В проекте Закона закрепляется инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья граждан, заключающийся в сочетании государственного регулирования и самоуправления, установлении системы управления качеством и безопасностью деятельности, введении новых форм государственного контроля качества и безопасности услуг в этой сфере.

Одним из элементов управления качеством и безопасностью деятельности в сфере охраны здоровья граждан будет являться информационная система, призванная обеспечить учет деятельности в сфере охраны здоровья граждан, в том числе персонифицированный учет оказанных услуг.

Принятие законопроекта, по мнению его авторов, будет способствовать конкретизации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и закреплению гарантий и механизмов их реализации в современных условиях в рамках сложившейся структуры системы здравоохранения.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 522325-5
"О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 31.05.2011 N 5379-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях оптимизации правового регулирования вопросов обеспечения безопасности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации (далее - ТЭК) и направлен на создание основ устойчивого и безопасного функционирования объектов ТЭК, защиту интересов личности, общества и государства в сфере ТЭК от актов незаконного вмешательства.

В этой связи проектом устанавливаются организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК (за исключением объектов атомной энергетики) от противоправных деяний, в том числе террористических актов; определяются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.

Разработчиками предлагается законодательно определить такие понятия, как "акт незаконного вмешательства", "объект топливно-энергетического комплекса", "безопасность объектов топливно-энергетического комплекса" и иные. Кроме того, деятельность по обеспечению безопасности объектов ТЭК предлагается осуществлять на основе ряда принципов и задач, закрепленных проектом.

Одним из ключевых положений законопроекта является введение категорирования объектов ТЭК в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования будут устанавливаться Правительством РФ. При этом будут учитываться критическая важность объекта для инфраструктуры и жизнеобеспечения ТЭК; масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте; наличие критических элементов объекта; наличие потенциально опасных участков объекта; наличие на объекте уязвимых мест.

С учетом указанных факторов устанавливаются три категории опасности объектов: высокая, средняя и низкая.

По итогам категорирования объекты включаются в реестр объектов ТЭК, порядок формирования и ведения которого будет определяться Правительством РФ.

Согласно проекту обеспечение безопасности объектов ТЭК высокой категории опасности осуществляют исключительно юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, владеющие таким объектом на праве собственности или ином законном праве. При этом указанным субъектам запрещается передача в аренду или иное пользование зданий, строений, сооружений, их частей, входящих в состав объектов ТЭК, а также земельных участков, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также такие субъекты обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте ТЭК, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.

По результатам работ по категорированию и на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах составляется паспорт безопасности объекта ТЭК, в котором отражаются характеристика объекта, возможные последствия в случае осуществления акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, содержатся соответствующие выводы и рекомендации. Кроме того, паспорт содержит план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемый субъектами ТЭК самостоятельно либо совместно с органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления. Важно также отметить, что сведения, содержащиеся в паспорте, являются информацией ограниченного доступа.

Помимо этого, законопроектом вводится понятие "система физической защиты объектов ТЭК", под которой понимается совокупность организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны, а также действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства, направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства. Для объектов высокой категории опасности обеспечение физической защиты должно начинаться на этапе строительства.

Проектом предъявляется ряд требований к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов ТЭК.

Наряду с этим предусматриваются особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов ТЭК, которые заключатся в осуществлении комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций на стадиях их проектирования, строительства и эксплуатации.

Проект Федерального закона N 539159-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.06.2011 N 5394-5 ГД)

Данный законопроект подготовлен в целях приведения отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", устранения пробелов в правовом регулировании противодействия коррупции, а также усиления ответственности за коррупционные правонарушения.

Разработчиками проекта предлагается внести изменения в Федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также в часть вторую Налогового кодекса от 05.08.2000 N 117-ФЗ, согласно которым банки и иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы обязаны в соответствии с законодательством о противодействии коррупции представлять руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (включая справки по операциям, счетам и вкладам) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, должности судьи, государств! енных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, руководящих должностей в государственной корпорации, фонде или иной организации, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона, отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора, в организациях, учреждениях и на предприятиях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами; лиц, замещающих названные должности; супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан и лиц.

Наряду с этим планируется внести изменения в Федеральные законы от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другие федеральные законы. В соответствии с предложенными изменениями на членов Совета Федерации ФС РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, членов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе, будут налагаться соответствующие ограничения, а также возложе! на обязанность ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В целях совершенствования механизма антикоррупционной экспертизы предусматривается ряд изменений в Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

В частности, уточняются полномочия Минюста РФ по проведению антикоррупционной экспертизы проектов поправок Правительства РФ к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, а также по аккредитации независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Вводится порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами и организациями.

Кроме того, инициаторы проекта предлагают дополнить Федеральные законы от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" положениями, определяющими виды взысканий, которые могут быть применены к государственному гражданскому и муниципальному служащим в связи с совершением ими коррупционных правонарушений, и порядок наложения указанных взысканий.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное