Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 22.11.2010


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 22.11.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 350637-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Ф. Звагельским, Н.В. Пугачевой, В.Р. Мединским, П.А. Зыряновым, Д.Ф. Вяткиным, Н.Ф. Герасименко, В.С. Груздевым, Т.В. Яковлевой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.11.2010 N 4369-5 ГД)

Принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью создания правовых основ производства и оборота пива в Российской Федерации.

Так, предусматривается включить в сферу регулирования Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" производство и оборот пива и напитков, изготовленных на основе пива.

В частности, предлагается отнести пиво и напитки, изготовленные на основе пива, к алкогольной продукции. В связи с этим планируется уточнить и дополнить понятийный аппарат, используемый в указанном выше Законе, путем внесения изменений в определение понятия "алкогольная продукция", а также закрепления новых понятий - "пиво" и "напитки, изготовленные на основе пива".

Проектом Закона устанавливается требование по оснащению основного технологического оборудования для производства пива и напитков, изготовленных на его основе, автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

При этом требование по оснащению техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему не распространяется на учет объема производства, закупки, хранения и поставки пива и напитков, изготовленных на его основе.

Особое внимание в проекте Закона уделяется переходным положениям, касающимся лицензирования и учета объема производства и оборота пива и напитков, изготовленных на его основе, а также оформлению документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит усилить меры, принимаемые в борьбе с алкоголизмом, будет способствовать сохранению здоровья граждан и повышению уровня культуры населения, а также станет составной частью совместной стратегии Президента РФ, Правительства РФ и Государственной Думы ФС РФ по снижению потребления алкоголя.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 427405-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.А. Головневым, И.М. Гималетдиновым, Х.М. Салиховым, М.Л. Шаккумом; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.11.2010 N 4368-5 ГД)

Данный законопроект подготовлен в целях совершенствования правового режима государственных корпораций и компаний.

В связи с этим предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

В частности, предусматривается обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности государственных корпораций (компаний) независимой аудиторской организацией, отобранной на конкурсной основе наблюдательным советом.

Закрепляются положения о формировании совета директоров или наблюдательного совета (далее - высший орган управления) государственной корпорации (компании).

Предлагается установить возможность включения в состав наблюдательных советов членов, не являющихся государственными гражданскими служащими, а также возможность создания высшим органом управления комитетов по вопросам, отнесенным к его компетенции, для предварительного рассмотрения и проработки. При этом порядок деятельности таких комитетов и их персональный состав должны будут утверждаться соответствующим органом управления корпорации (компании).

В проекте определяется порядок совершения крупной сделки государственной корпорацией.

Также планируется дополнить Федеральный закон "О некоммерческих организациях" нормами, закрепляющими правовой статус работников государственной корпорации (компании). На данную категорию работников будут распространяться большинство ограничений и запретов, установленных для государственных гражданских служащих.

Счетной палате Российской Федерации и иным государственным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно законопроекту будет предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций (компаний).

В целях приведения в соответствие рассматриваемого законопроекта с федеральными законами, регулирующими деятельность государственных корпораций (компаний), предполагается внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, а также в федеральные законы, регулирующие деятельность государственных корпораций и государственной компании, за исключением ГК "Роснанотех".

Принятие данного законопроекта, по мнению его инициаторов, обеспечит повышение прозрачности и эффективности деятельности государственных корпораций (компаний), сохраняющих свою организационно-правовую форму.

Проект Федерального закона N 435917-5
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2010 N 4329-5 ГД)

Рассматриваемый проект Федерального закона направлен на защиту интересов пассажиров путем обеспечения гарантированного возмещения им вреда, причиненного при перевозке, независимо от вида транспорта и характера перевозки, а также на создание единых условий возмещения причиненного вреда и установление процедуры его получения.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с заключением, изменением, исполнением и прекращением договора обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, с деятельностью профессионального объединения страховых организаций по гарантированию выплат по обязательному страхованию ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам, а также отношения, возникающие в связи с ведением гражданами и организациями деятельности по перевозке пассажиров.

Законопроектом устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозке на всех видах транспорта, для которых действует соответствующий транспортный устав или кодекс, а также при перевозке на скоростном внеуличном транспорте, в том числе на метрополитене.

Между тем положения законопроекта не применяются к перевозкам легковыми такси.

Проектом Закона закрепляется обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность и информировать о ее исполнении. В случае неисполнения данной обязанности перевозчик будет отвечать за причиненный вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании. Дополнительно законопроектом предусматривается санкция в виде взыскания по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, суммы, неосновательно сбереженной перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него обязанности по страхованию.

Согласно законопроекту перевозчик вступает в отношения по страхованию посредством заключения договора обязательного страхования с организацией-страховщиком. Минимально предусмотренный срок договора обязательного страхования - один год.

В проекте Федерального закона детально урегулированы отношения, связанные со страховым возмещением.

В частности, предлагается установить гражданско-правовую ответственность страховщика за необоснованный отказ в выплате страхового возмещения, задержку в выплате страхового возмещения, а также исключить возможность уменьшать эту ответственность.

Кроме того, потерпевшим предоставляется возможность обращаться за выплатой страхового возмещения в профессиональное объединение страховых организаций, создаваемое в соответствии Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" с особенностями, установленными законопроектом, в случае если не удается получить страховое возмещение от страховщика.

Страховщику будет вменяться в обязанность при смерти потерпевшего или причинении тяжкого вреда здоровью по заявлению потерпевшего или выгодоприобретателя до полного определения размера подлежащего возмещению вреда осуществлять часть выплаты страхового возмещения (предварительную выплату).

Наряду с этим законопроектом устанавливается, что страховщик для принятия решения о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам может требовать от выгодоприобретателя предоставления только тех документов, которые включены в соответствующий перечень документов, утверждаемый Правительством РФ, который является исчерпывающим.

Разработчики законопроекта полагают, что введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, станет инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства Российской Федерации в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами и повысит общую безопасность на транспорте.

Проект Федерального закона N 436233-5
"О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой"
(внесен членами Совета Федерации ФС РФ Г.А. Горбуновым, И.Н. Егоровым, депутатами Государственной Думы ФС РФ В.П. Денисовым, Г.В. Куликом, В.М. Резником, Л.В. Пепеляевой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2010 N 4326-5 ГД)

Рассматриваемый проект Закона направлен на урегулирование отношений, возникающих между субъектами и участниками сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, по поводу сельскохозяйственного страхования и предоставления государственной поддержки на развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве.

Законопроектом устанавливаются правовые основы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, для предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям страховой защиты имущественных интересов, связанных с производством сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения финансовой устойчивости и экономической стабильности развития агропромышленного комплекса и устойчивого снабжения населения Российской Федерации отечественными продуктами питания.

Согласно законопроекту государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей будет осуществляться в форме перечисления страховщику уполномоченным органам 50 процентов от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета по договору сельскохозяйственного страхования. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут вправе дополнительно устанавливать формы и пределы поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям сверх государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Законопроектом предлагается расширить перечень объектов страхования с государственной поддержкой. Наряду с сельскохозяйственными культурами и многолетними насаждениями страхованию с государственной поддержкой подлежат и сельскохозяйственные животные.

Помимо этого, разработчиками проекта предлагается создать специальный фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций, за счет которого будут осуществляться выплаты значительных убытков в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций планируется формировать за счет перечисления страховщиками 10 процентов от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.

Порядок формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций будет определен профессиональным объединением страховщиков с учетом требований действующего законодательства и данного законопроекта.

Также проектом Закона устанавливаются процедуры уплаты страховой премии, контроля за ее уплатой, регламентируются отдельные вопросы в рамках договорных отношений, процесс урегулирования убытков.

Принятие данного законопроекта, как полагают его разработчики, позволит эффективно организовать процесс сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, а также будет способствовать становлению наиболее действенной системы сельскохозяйственного страхования в мире.

∙ ЖИЛИЩЕ

Проект Федерального закона N 427625-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Ю.А. Савенко, В.М. Заварзиным, М.В. Бабичем, М.Х. Манаровым, М.П. Ненашевым, И.Е. Пузановым, М.Л. Шаккумом, В.Я. Пекаревым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 02.11.2010 N 4345-5 ГД)

Представленный проект Закона направлен на расширение возможностей обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Действующая редакция Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не устанавливает для военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, механизма участия в ней при заключении новых контрактов о прохождении военной службы.

Кроме того, необходимо на законодательном уровне обеспечить равенство прав по использованию накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете, и средств, дополняющих указанные накопления, участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые при наступлении права на получение указанных средств могут использовать их для улучшения жилищных условий или иных целей, и членами семьи участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), для которых установлено право только на целевое использование средств.

С целью решения указанных проблем разработчиками проекта предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".

В частности, законопроектом устанавливаются основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ранее являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и исключенных из нее в связи с увольнением с военной службы, при заключении новых контрактов о прохождении военной службы.

Также исключается условие целевого использования накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете, и средств, дополняющих указанные накопления, членами семьи участников накопительно-ипотечной системы, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью (смертью), для обеспечения единого подхода в использовании указанных накоплений с участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые могут использовать эти средства для улучшения жилищных условий или иных целей.

С точки зрения инициаторов законопроекта, его принятие позволит обеспечить принцип единства системы правовой и социальной защиты военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, исключенных из списков личного состава воинской части в связи с гибелью или смертью, а также создать условия для усовершенствования механизмов решения жилищных проблем военнослужащих, защитить их права в сфере жилищного обеспечения.

∙ ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 408064-5
"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.10.2010 N 4299-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан с целью установления запрета на работу с детьми для лиц, которые имеют (имели) судимость, подвергаются (подвергались) уголовному преследованию (за исключение реабилитированных лиц) за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Во-первых, расширяется перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Устанавливается обязанность предъявить справку об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования (о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям), выданную органами внутренних дел, при поступлении на работу в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, а также культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Во-вторых, расширяется круг лиц, которые не допускаются к занятию педагогической деятельностью. Так, глава 55 "Особенности регулирования труда других категорий работников" ТК РФ дополняется статьей 351.1, устанавливающей запрет на допуск к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних лиц, имеющих (имевших) судимость, подвергающихся (подвергавшихся) уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, если они были совершены в отношении малолетних и несовершеннолетних, а также за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Помимо этого, проектом предлагается внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающие запрет на государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, намеренного осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сферах, связанных с образованием и воспитанием несовершеннолетних, если данное физическое лицо имеет (имело) судимость, подвергается (подвергалось) уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, истязание, если они были совершены в отношении малолетних и несовершеннолетних.

Проект Федерального закона N 418864-5
"Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 01.11.2010 N 4325-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект разработан в целях совершенствования правового регулирования трудовых отношений и дисциплины труда работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства (далее - эксплуатирующие организации) и объекты в области использования атомной энергии, а также в целях обеспечения безопасности таких производств и объектов, предотвращения несанкционированных действий в отношении ядерных установок, ядерных материалов, радиационных источников, радиоактивных веществ и пунктов их хранения.

Так, проектом устанавливаются повышенные требования к соблюдению дисциплины труда отдельных категорий работников эксплуатирующих организаций. В частности, предусматривается закрепление перечня дополнительных обязанностей, которые должны соблюдать работники таких организаций, а также запретов:

- на участие в организации и проведении на территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах несанкционированных общественных мероприятий;

- на организацию и проведение митингов и других общественных мероприятий вне территории указанных объектов, если при этом создается угроза безопасности населения и окружающей среды;

- проведение забастовок в эксплуатирующих организациях.

Кроме того, работникам данных организаций законопроектом предоставляется право не выполнять указания, которые противоречат нормам, правилам и инструкциям по безопасности в области использования атомной энергии, охране труда и пожарной безопасности. Отказ от выполнения таких указаний не повлечет применения мер дисциплинарного характера.

В дополнение к общим положениям Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ проектом предусматриваются особые виды поощрений для работников эксплуатирующих организаций в виде награждения ведомственными знаками отличия в труде, нагрудными знаками (ведомственными наградами) в порядке и на условиях, которые определяются органами управления использованием атомной энергии. Помимо этого, устанавливаются дополнительные виды дисциплинарных взысканий: строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; расторжение трудового договора за одно из нарушений, предусмотренных статьей 61 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасной работы эксплуатирующей организации и представляют опасность для жизни и здоровья граждан.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит повысить организованность работников и руководителей эксплуатирующих организаций при выполнении ими трудовых обязанностей, послужит гарантией устойчивой работы и обеспечит безопасное функционирование ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, а также ядерных материалов, что в итоге будет способствовать укреплению законности в сфере трудовых отношений.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 392729-5
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.10.2010 N 4311-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на введение в налоговое законодательство Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков с целью объединения налоговой базы по налогу на прибыль организаций для взаимозависимых организаций.

В связи с этим предлагается внесение ряда изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Так, под консолидированной группой налогоплательщиков разработчиками проекта предлагается понимать добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

На первом этапе введения указанного института в налоговое законодательство Российской Федерации предлагается ограничить круг организаций, которые могут входить в состав консолидированной группы налогоплательщиков. Такое право предоставляется российским организациям - плательщикам налога на прибыль организаций, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90 процентов, и для всех в совокупности участников группы выполняются предусмотренные НК РФ условия к объему выручки от продаж товаров (работ, услуг), к сумме активов и сумме уплаченных федеральных налогов.

Также предусматривается установить, что консолидированная группа налогоплательщиков создается на основании договора, который подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Проектом закрепляются обязательные условия такого договора, основания для отказа в его регистрации, а также порядок прекращения действия консолидированной группы.

Интересы всех участников консолидированной группы налогоплательщиков в налоговых правоотношениях представляет ответственный участник. Проектом регламентируются его права и обязанности, а также устанавливаются корреспондирующие обязанности остальных участников перед ним.

Законопроектом предусматривается, что участники консолидированной группы налогоплательщиков солидарно несут субсидиарную ответственность по исполнению обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, соответствующих пеней и штрафов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения таких обязанностей ответственным участником группы.

При этом устанавливается особый статус ответственного участника: в случае принятия налоговым органом решения о взыскании налога на прибыль организаций, соответствующих пеней, штрафа решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке должно приниматься в первую очередь именно в отношении счетов ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Взыскание недоимки, пеней и штрафа должно обращаться также в первую очередь на денежные средства на счетах в банках ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности денежных средств на счетах в банках ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков допускается обращение взыскания недоимки, пеней и штрафа на денежные средства на счетах в банках и иное имущество других участников консолидированной группы налогоплательщиков.

В целях исключения рисков проведения повторных выездных налоговых проверок и обеспечения комплексного анализа налоговой базы в ходе проверки законопроектом предусмотрено, что выездная налоговая проверка по вопросам своевременности и правильности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций участниками консолидированной группы налогоплательщиков должна проводиться в отношении всех участников этой группы одновременно.

Помимо этого, проектом предусматриваются особенности определения консолидированной расчетной базы по налогу на прибыль организаций. В частности, устанавливается, что при ее определении не учитывается финансовый результат (прибыль или убытки) от проведения хозяйственных операций между организациями - участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

По мнению разработчиков законопроекта, установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволит создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства.

Проект Федерального закона N 434342-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат"
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ В.М. Резником; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 03.11.2010 N 4362-5 ГД)

Разработка проекта осуществлена в рамках мер, направленных на формирование в России международного финансового центра, и отвечает целям поэтапной либерализации рынка федеральных государственных ценных бумаг, предполагающей расширение списка российских фондовых бирж, на которых будет возможно обращение федеральных государственных ценных бумаг.

Законопроектом упрощается порядок осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением путем установления на законодательном уровне обязанности депозитария по получению для своих депонентов выплат по таким ценным бумагам и с наделением депозитариев функциями налогового агента при получении указанных выплат.

Существующая сегодня схема выплаты по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и исполнение эмитентом функций налогового агента (в отношении владельцев, являющихся физическими лицами - резидентами, физическими и юридическими лицами - нерезидентами), по мнению авторов проекта, имеют ряд существенных недостатков, создает трудности и повышает издержки практически всех участников рынка ценных бумаг.

В связи с этим предлагается внести изменения:

- в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", которые закрепят за российскими депозитариями обязанность по получению доходов для своих депонентов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением;

- в статьи 226 и 310 части второй Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ, закрепляющие за депозитарием, осуществляющим фактическую выплату (перечисление) доходов владельцу эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, функции налогового агента.

Данные изменения направлены на снижение издержек как со стороны эмитента по обслуживанию выплат по облигациям, так и со стороны номинальных держателей, которые в конечном счете повышают расходы самого инвестора, а также на решение проблемы, которая в настоящее время может возникнуть с неполным или несвоевременным раскрытием списка владельцев облигаций.

Так, для инвесторов-нерезидентов, обслуживаемых кастодиальными депозитариями и имеющих освобождение от двойного налогообложения, теперь будет достаточно одного комплекта документов о его налоговом статусе, который хранится в обслуживающем депозитарии и при необходимости будет предъявляться налоговым органам.

Помимо этого, для эмитентов многократно уменьшится объем работы, связанный с удержанием налогов с доходов по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, номинальными держателями которых являются депозитарии, и, соответственно, с отчетностью перед налоговой инспекцией. Кроме этого, при проведении самих выплат уменьшится трудоемкость по переводу денежных средств, так как все доходы по ценным бумагам, держателем которых является номинальный держатель, будут направляться этому номинальному держателю.

Предлагаемые изменения также позволят депозитариям, особенно расчетным, обслуживающим фондовые биржи, избежать необходимости содержать штат специалистов, занятых перепиской по предоставлению документов по налоговому статусу и налоговым освобождениям депонентов, а также облегчат процедуру получения и сверки с эмитентом правильности произведенных платежей и удержания налогов, что приведет к ускорению получения денежных средств инвесторами.

К тому же предполагается закрепление за эмитентом субсидиарной ответственности с депозитарием, осуществляющим централизованное хранение ценных бумаг, за неисполнение или ненадлежащие исполнение последним своих обязанностей по передаче депонентам доходов по ценным бумагам.


 Бесплатная демонстрация системы КонсультантПлюс

Как быстро найти документ или получить ответ на вопрос по законодательству?

Установите и попробуйте бесплатную демонстрационную версию справочной правовой системы КонсультантПлюс.

 



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное