Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 25.10.2010


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 25.10.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 414451-5
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 08.10.2010 N 4221-5 ГД)

Рассматриваемый проект Закона подготовлен взамен действующего в настоящее время Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и направлен на упорядочение и совершенствование системы лицензирования на территории Российской Федерации, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования.

Положения нового Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не будут распространяться на отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности кредитных организаций, биржевой деятельности, страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельности инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также деятельности по выполнению работ (оказанию услуг) по защите государственной тайны.

Проектом Закона предусматривается, что особенности осуществления лицензирования отдельных видов деятельности в области использования атомной энергии, оказания услуг связи, телевизионного вещания и радиовещания, частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности, образовательной деятельности по реализации основных и дополнительных образовательных программ различного уровня и направленности, а также по реализации программ профессиональной подготовки могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими отношения в указанных сферах деятельности.

Одним из важных положений законопроекта является дальнейшее сокращение перечня лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования. В частности, предлагается отменить лицензирование ряда видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности.

Также предлагается отменить лицензирование деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники с момента вступления в силу соответствующих технических регламентов.

С целью исключения возможности произвольного толкования составляющих содержание работ и услуг, подлежащих лицензированию, проектом Закона предусматривается новое определение наименований многих видов деятельности.

Предлагается ввести нормы, направленные на совершенствование процедур лицензирования. Так, в целях снижения финансовых и материальных издержек лицензиатов предлагается установить бессрочное действие лицензии.

Проектом также предусматривается уточнение и дополнение понятийного аппарата. В частности, вводится новое определение понятия "место осуществления лицензируемого вида деятельности", под которым понимается объект (здание, помещение, сооружение и иной объект), предназначенный для осуществления лицензируемого вида деятельности и используемый при осуществлении лицензируемого вида деятельности, соответствующий установленным лицензионным требованиям и принадлежащий соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности или ином законном основании, имеющий почтовый адрес. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В проекте Закона реализуется ряд положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части установления особенностей организации и проведения лицензионного контроля.

Проектом Закона установлен перечень прав и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, а также предусмотрено, что в случае несоблюдения своих обязанностей данные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Помимо этого, законопроектом предлагается проводить ежегодные мониторинги эффективности лицензионной деятельности органов государственной власти на основе единых показателей эффективности и методики их расчета.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит сократить масштабы административного влияния на предпринимательскую деятельность, связанного с лицензированием.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 394587-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 05.10.2010 N 4183-5 ГД)

Данный законопроект направлен на совершенствование российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с исполнением членами органов управления хозяйственных обществ своих обязанностей перед обществами, а также привлечением указанных лиц к гражданско-правовой ответственности.

Наиболее существенные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

В частности, предусматривается дополнение указанных федеральных законов статьями, устанавливающими:

- перечень прав и обязанностей членов органов управления общества, являющийся очень важным при определении оснований для привлечения их к ответственности;

- перечень лиц, которые не могут занимать должности в органах управления хозяйственных обществ, с целью снизить количество нарушений при исполнении членами органов управления своих функций;

- перечень оснований прекращения полномочий члена совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа общества;

- перечень случаев, когда лицо признается выбывшим, а также последствия прекращения полномочий таких лиц, что позволит решить часто встречающуюся на практике проблему легитимности членства лиц в органах управления хозяйственных обществ и связанную с этим проблему легитимности принимаемых такими органами решений.

Также планируется закрепить критерии неразумного и недобросовестного поведения, которые позволят более полно и точно определить, насколько руководители компании надлежаще исполняют свои обязанности по отношению к обществу и его акционерам (участникам). Для целей обеспечения более действенного механизма ответственности законопроектом также устанавливается обязанность члена органа управления информировать уполномоченный орган общества о наличии или возможности возникновения конфликта между его интересами и интересами общества, в том числе заинтересованности в совершении обществом сделки (сделок).

Помимо этого, в законодательство вводится широко используемое на практике понятие лица, исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа, а также устанавливаются требования к порядку его назначения, его ответственность и ряд иных требований, связанных с назначением такого лица.

Еще одно нововведение законопроекта состоит в установлении специальных положений об ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, представляющих интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Кроме того, законопроект устанавливает правовые основы для страхования ответственности членов органов управления хозяйственных обществ и обязанность одобрения существенных условий договора страхования ответственности общим собранием акционеров по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Наряду с этим планируется ввести обязанность заключения между обществом и членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, членами коллегиального исполнительного органа общества гражданско-правовых договоров, устанавливающих их права, обязанности и ответственность. Таким образом, подчеркивается гражданско-правовой характер указанных отношений. С этой же целью предусматривается изменение статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ, которое направлено на выведение отношений, возникающих между членами совета директоров, членами коллегиального исполнительного органа и обществом, из сферы регулирования трудового законодательства.

Еще один пробел законодательства Российской Федерации, который планируется устранить, состоит в отсутствии ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества, проголосовавших за утверждение проспекта ценных бумаг такого хозяйственного общества, в случае причинения владельцу ценных бумаг ущерба вследствие содержащейся в указанном проспекте недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации. В этих целях вносится ряд уточнений в Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Предлагается расширить круг лиц, которые могут требовать возмещения от лиц, утвердивших и (или) подписавших проспект ценных бумаг, ежеквартальный отчет эмитента, и установить момент, с которого начинает течь срок исковой давности для возмещения убытков, что позволит придать стабильность соответствующим правоотношениям.

Также законопроектом предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ, закрепляющие, что суд вправе возложить судебные расходы, понесенные истцом - акционером (участником) хозяйственного общества, на хозяйственное общество независимо от результатов рассмотрения дела. Такой порядок распределения судебных расходов, на взгляд авторов проекта, является более справедливым.

Как полагают разработчики, принятие и реализация предложенного законопроекта позволит устранить ряд существенных пробелов и противоречий действующего законодательства, будет способствовать конкретизации и эффективности ответственности соответствующих лиц.

Проект Федерального закона N 400715-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 05.10.2010 N 4184-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование правового регулирования благотворительной деятельности, создание благоприятных условий для функционирования соответствующих некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению и развития добровольчества в Российской Федерации.

В частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Так, законопроектом предусматривается расширение перечня целей благотворительной деятельности за счет включения в ее содержание таких направлений, как социальная реабилитация безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей; оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения; участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; содействие развитию научно-технического и художественного творчества, патриотическому и художественно-нравственному воспитанию детей и молодежи, а также поддержка общественно полезных молодежных инициатив, проектов, детских и молодежных движений и организаций; осуществление безвозмездной деятельности в отдельных общественных сферах.

Проект также детализирует правовое положение добровольцев как физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В частности, предполагается, что добровольцы будут осуществлять свою деятельность от своего имени на основании гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя. При этом императивное требование законодателя о письменной форме договора относится лишь к тем случаям, когда в договоре предусмотрено условие о возмещении расходов добровольца на наем жилого помещения, на проезд до места назначения и обратно, питание, оплату средств индивидуальной защиты, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование, связанное с рисками для здоровья добровольцев при осуществлении ими добровольческой деятельности.

Кроме того, органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется право осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Помимо вышеуказанных изменений, разработчиками законопроекта предлагается освободить от обложения страховыми взносами выплаты, производимые по договору между добровольцем и благополучателем и связанные с его исполнением, в связи с чем предусматривается внесение изменений в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

По мнению авторов проекта, его принятие позволит урегулировать вопрос обложения деятельности добровольцев взносами в государственные внебюджетные фонды, что будет способствовать развитию практики добровольчества и расширению масштабов осуществляемой добровольцами на безвозмездной основе общественно полезной деятельности, в том числе в области социальной защиты населения, охраны окружающей среды, содействия предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 405325-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.М. Резником, Ю.О. Исаевым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.10.2010 N 4201-5 ГД)

Законопроект разработан с целью создания правовых условий для развития института мобильных платежей и совершенствования информационных технологий их осуществления.

Так, предлагается часть 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" дополнить пунктом 10, согласно которому к банковским операциям будут отнесены и расчеты, осуществляемые кредитной организацией, в соответствии с банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота от своего имени по обязательствам физических лиц без открытия им банковских счетов.

Наряду с этим законопроектом устанавливается, что кредитная организация вправе заключить с оператором связи договор, по условиям которого кредитная организация осуществляет расчеты от своего имени по обязательствам физических лиц, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности, являющихся абонентами этого оператора связи, без открытия им банковских счетов, а оператор связи обеспечивает указанным физическим лицам на основе оказываемых услуг связи информационное взаимодействие с кредитной организацией, необходимое для осуществления указанных расчетов, а также осуществляет последующее перечисление кредитной организации денежных средств своих абонентов - физических лиц,

Также предлагается внести в статью 45 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" изменение, дополнив ее пунктом 6, определяющим полномочия оператора связи и порядок регулирования его отношений с его абонентом - физическим лицом.

Проект Федерального закона N 426552-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление от 06.10.2010 N 4198-5 ГД)

Данный законопроект разработан в целях приведения национального законодательства в области обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствие с Положением, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, регламентирующим порядок перемещения по таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.

В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в части наделения Президента РФ правом регулировать отношения в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их добычи, производства, использования и обращения путем определения особенностей порядка их ввоза (вывоза) на территорию Российской Федерации только из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС. Аналогичные изменения предлагается внести и в Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Кроме того, согласно проекту Президент РФ утратит право определения порядка перемещения с территории государств - участников Таможенного союза руд драгоценных металлов коренных месторождений, песков драгоценных металлов россыпных месторождений, руд и песков драгоценных металлов техногенных месторождений, концентратов драгоценных металлов, шлихового золота и платины, сплава Доре, драгоценных металлов в виде катодного металла и цинковых осадков, а также содержащих драгоценные металлы руд, песков, концентратов, золы цветных металлов и полупродуктов производства цветных металлов.

∙ ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Проект Федерального закона N 294048-5
"О внесении изменений в статьи 7, 24, 38 Федерального закона "О рекламе"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.Р. Мединским, В.Ф. Звагельским, Н.Ф. Герасименко, Т.В. Яковлевой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 05.10.2010 N 4179-5 ГД)

Данным законопроектом предлагается внести изменение в статью 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которому реклама оккультно-мистических услуг (в том числе колдовства, шаманства, ворожбы, спиритизма, ясновидения, гадания, магии и других) и лиц, их предоставляющих, не допускается.

Также планируется изменение статьи 24 указанного Закона, запрещающее рекламу лиц, занимающихся народной медициной (целительством), а также оказываемых ими услуг методами народной медицины, не получивших соответствующие разрешения согласно законодательству Российской Федерации.

Изменения, предлагаемые в статью 38, дополняют ответственность распространителей рекламы за нарушения требований законодательства, предусмотренных статьей 24 Федерального закона "О рекламе".

По мнению разработчиков проекта, внесение таких изменений оградит граждан от навязчивой рекламы разного рода лжеспециалистов и мошенников.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 384656-5
"О внесении изменения в статью 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 06.10.2010 N 4202-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 14-П, признающего не соответствующей Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 статью 7.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в части, допускающей привлечение находящегося в отставке судьи, полномочия которого были прекращены по истечении первоначального срока полномочий и который не был назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий, к осуществлению правосудия в качестве судьи федерального суда.

В связи с этим в новой редакции предлагается изложить пункт 1 статьи 7.1 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому к осуществлению правосудия в качестве судьи, кроме исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда РФ, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет (почетный судья), на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.


 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное