Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 11.10.2010


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 11.10.2010

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новости КонсультантПлюс

Новый продукт "КонсультантПлюс: Бюджетные организации": широкий спектр консультационных материалов по налогам и бухучету для специалистов-бюджетников. Консультации, схемы корреспонденции счетов, материалы прессы и книги, а также специальный инструмент работы с информацией - "Путеводитель по бюджетному учету и налогам". Подробнее на putevoditel.consultant.ru.


∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 271397-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования управления хозяйственными обществами"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.С. Плескачевским, В.Ф. Кузнецовым, Е.И. Богомольным, П.А. Гужвиным, Д.Н. Гасановым, Ю.Г. Медведевым, Ю.В. Коганом, А.М. Плахотниковым, М.С. Рохмистровым, Д.В. Саблиным, Е.Ю. Семеновой; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.09.2010 N 4135-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с распределением прибыли хозяйственных обществ между их участниками, в целях защиты прав и законных интересов добросовестных участников гражданского оборота, обеспечения их финансовой стабильности, а также содействия национальному экономическому развитию.

По мнению авторов проекта, в настоящее время сложилась ситуация, при которой хозяйственные общества, принявшие решение о распределении прибыли между их участниками, фактически не имеют возможности осуществить соответствующие выплаты из-за невыполнения акционерами (участниками) действий по получению причитающихся им денежных средств. В результате общества накапливают значительные денежные средства, правовой режим которых остается неопределенным.

В связи с необходимостью определения правового режима невостребованных дивидендов в акционерных обществах и распределенной между участниками чистой прибыли в обществах с ограниченной ответственностью предлагается внести в Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определенные изменения.

Так, например, предполагается установление единого предельного 60-дневного срока для распределения прибыли обществами с ограниченной ответственностью и выплаты дивидендов акционерными обществами. По истечении этого срока лицо, включенное в список лиц, имеющих право на получение дивидендов или части распределенной прибыли, в случае их невыплаты сможет в течение пяти лет обратиться к обществу с требованием об осуществлении соответствующих выплат.

Причем законопроектом предусматривается, что срок для обращения с требованием об указанных выплатах в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если лицо, имеющее право на их получение, не подавало указанное заявление под влиянием насилия или угрозы. По истечении указанного срока суммы начисленных и невостребованных дивидендов (части прибыли) будут признаны чистой прибылью общества, которой оно сможет распоряжаться по его усмотрению.

По мнению разработчиков законопроекта, установление подобного правового режима невостребованных дивидендов является наиболее прогрессивной моделью регулирования данных отношений с точки зрения сбалансированности интересов всех участников оборота и актуальной в современных условиях, а также полностью соответствует зарубежному опыту.

Проект Федерального закона N 391395-5
"О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2010 N 4148-5 ГД)

Проект Федерального закона N 391407-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2010 N 4149-5 ГД)

Законопроект N 391395-5 направлен на реализацию положений Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", касающихся предоставления религиозным организациям права на бесплатное получение в собственность или в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом.

В настоящее время аналогичные вопросы урегулированы Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490.

Согласно ст. 212 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

В связи с этим предлагается на законодательном уровне установить порядок передачи имущества религиозного назначения по обращениям религиозных организаций в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

Планируется впервые закрепить понятие имущества религиозного назначения, определить особенности передачи отдельных видов такого имущества.

В отличие от действующего сейчас Положения предусматривается месячный срок рассмотрения уполномоченным органом заявлений религиозных организаций. При этом устанавливается, что уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в передаче имущества по основаниям, перечень которых является закрытым.

Помимо этого, планируется придать передаче религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным (муниципальным) унитарным предприятиям или государственным (муниципальным) учреждениям, плановый характер. Согласно законопроекту план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения будет утверждаться либо Правительством РФ, либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо органом местного самоуправления.

Для рассмотрения возможных разногласий, а также обеспечения публичности передачи имущества религиозного назначения законопроектом предусмотрено создание специальных комиссий, а также обязанность опубликования в сети Интернет информации о передаче имущества религиозным организациям.

С целью унифицирования понятийного аппарата, используемого в сфере регулирования деятельности религиозных организаций, разработан проект Федерального закона N 391407-5.

Предлагается исключить из статей 21 и 22 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" положения о том, что имущество передается религиозным организациям для использования в функциональных целях и по функциональному назначению.

Также предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которым к памятникам религиозного назначения будут относиться только объекты, специально построенные для осуществления деятельности религиозных организаций.

В целях обеспечения гарантий граждан при передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества, относящегося к жилищному фонду, предлагается внести изменение в Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ в части предоставления гражданам по договорам социального найма вне очереди жилых помещений взамен передаваемых религиозным организациям.

По мнению разработчиков, принятие данных законопроектов позволит завершить создание правовой основы для передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также решения вопросов о передаче данного имущества при соблюдении интересов граждан, публично-правовых образований и религиозных организаций.

∙ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проект Федерального закона N 384482-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
(внесен депутатом Государственной Думы ФС РФ В.С. Плескачевским; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.09.2010 N 4134-5 ГД)

Законопроект разработан в целях законодательного закрепления понятия и видов экспертиз отчетов об оценке, минимальных требований к экспертам саморегулируемых организаций оценщиков, возможности саморегулируемой организации оценщиков устанавливать дополнительные требования к членам экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, требований о страховании ответственности эксперта, обязательных случаев проведения экспертизы.

Так, согласно проекту под экспертизой отчета об оценке саморегулируемой организацией оценщиков предлагается понимать действия эксперта (экспертов) саморегулируемой организации оценщиков - члена (членов) экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков, направленные на проведение любого из видов экспертиз, установленных законом или федеральными стандартами оценки.

В соответствии с законопроектом виды экспертизы, порядок ее проведения и требования к экспертному заключению будут устанавливаться федеральными стандартами оценки.

Также предлагается дополнить Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" статьей, устанавливающей требования к эксперту саморегулируемой организации оценщиков - члену экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков. В частности, таковым признается член саморегулируемой организации оценщиков, прошедший единый квалификационный экзамен по соответствующей категории и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков

В целях повышения качественного состава экспертных советов саморегулируемых организаций оценщиков законопроектом предполагается введение единого квалификационного экзамена, а также квалификационного аттестата.

Законопроектом предусматриваются положения, касающиеся установления солидарной ответственности саморегулируемой организации оценщиков за убытки, причиненные заказчику, или имущественный вред, причиненный третьим лицам, вследствие применения отчета об оценке или экспертного заключения о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.

Кроме того, планируется увеличение размеров единовременной компенсационной выплаты по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному оценщику по одному страховому случаю с шестисот тысяч до пяти миллионов рублей.

Наряду с этим предусматривается формирование программы разработки федеральных стандартов оценки, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, по согласованию с Национальным советом по оценочной деятельности.

По мнению авторов проекта, данные нововведения устранят недостатки предыдущей редакции Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и позволят повысить качество услуг, предоставляемых оценщиками, а также закрепить единообразную практику процедур проведения экспертизы отчетов об оценке.

∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Проект Федерального закона N 386069-5
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2010 N 4145-5 ГД)

Рассматриваемый законопроект направлен на закрепление на законодательном уровне запрета на использование зданий, сооружений и промышленных площадок на территориях размещения оружия массового поражения не в установленных целях.

В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".

Так, к объектам по хранению химического оружия предлагается приравнять в том числе территории, на которых проводилась разработка или производство химического оружия. Также уточняется определение объекта по уничтожению химического оружия. К таковым наряду с сооружениями предложено относить здания. Вводится новое понятие "промышленная площадка", под которой понимается производственная территория, включающая основные здания и сооружения, предназначенная для уничтожения химического оружия (химических боеприпасов), хранения, утилизации и захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.

Наряду с этим устанавливается запрет на использование зданий, сооружений, помещений и промышленных площадок на территории объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, на которых осуществляются хранение, перевозка и уничтожение химического оружия, его компонентов и технологий, в целях, не предусмотренных Федеральным законом "Об уничтожении химического оружия".

Согласно законопроекту вносится ряд изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в части установления ответственности за нарушение порядка использования зданий, сооружений, помещений и промышленных площадок на территории объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.

По мнению разработчиков, принятие проекта Федерального закона будет способствовать обеспечению безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении указанных работ на территории объектов по хранению и уничтожению химического оружия.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 402489-5
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2010 N 4143-5 ГД)

Данный законопроект подготовлен в целях совершенствования государственного контроля в сфере оборота гражданского оружия самообороны и спортивного пневматического оружия.

Для реализации указанных целей разработчиками проекта предусматривается внесение изменений в ряд нормативных актов, среди которых:

- Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии";

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

- Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях унификации понятийного аппарата Федерального закона "Об оружии" законопроектом дополнительно закрепляется ряд основных терминов, таких как "огнестрельное оружие ограниченного поражения", "патрон травматического действия", "патрон газового действия", "патрон светозвукового действия" и "патрон сигнального действия".

Так, вводится новая категория оружия - огнестрельное оружие ограниченного поражения, к которому отнесены пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные устройства отечественного производства, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Согласно проекту на территории Российской Федерации устанавливается запрет на оборот гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией 91 Дж и служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения с дульной энергией свыше 150 Дж.

Помимо этого, запрещается ношение и перевозка спортивного пневматического оружия в заряженном состоянии, а также его использование вне помещений и участков местности, специально приспособленных для спортивной стрельбы в соответствии с установленными требованиями.

Кроме того, планируется ввести запрет на продажу или передачу патронов к гражданскому оружию лицам, не имеющим в законном владении гражданского оружия, для которого сертифицированы продаваемые или передаваемые патроны, а также хранение патронов к гражданскому оружию данными лицами.

Приведенными в проекте дополнениями предлагается изменить порядок получения права на приобретение оружия гражданами Российской Федерации.

Устанавливается, что граждане, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты и револьверы или охотничье пневматическое оружие, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил и приобретения навыков безопасного обращения с оружием в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Наряду с этим предлагается ввести уголовную и административную ответственность за незаконный оборот огнестрельного оружия ограниченного поражения, а также ужесточить уголовную и административную ответственность за незаконный оборот и нарушение правил оборота гражданского оружия в Российской Федерации.

Вместе с тем исключается такой вид административного наказания, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом за совершение правонарушений в сфере оборота гражданского оружия предусматриваются административные наказания в виде лишения физических лиц специального права на приобретение и хранение или на хранение и ношение данного оружия, дисквалификация должностных лиц и приостановление деятельности юридических лиц.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит снизить количество преступлений и правонарушений в сфере оборота гражданского оружия, а также преступлений и правонарушений, совершаемых с использованием такого оружия, в том числе влекущих за собой причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевших лиц.

Проект Федерального закона N 408210-5
"О безопасности"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2010 N 4142-5 ГД)

Рассматриваемый проект Закона подготовлен взамен действующего в настоящее время Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" и направлен на уточнение основ и содержания деятельности по обеспечению безопасности, полномочий органов государственной власти в данной области, а также статуса Совета Безопасности РФ.

Так, законопроектом устанавливаются основные принципы обеспечения различных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, содержание деятельности по обеспечению безопасности, полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

Проектом нового Закона "О безопасности" систематизирован процесс формирования государственной политики в области обеспечения безопасности и контроля за ее реализацией.

В отдельной главе законопроекта определяется статус Совета Безопасности РФ.

В частности, предусматривается, что Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Также закрепляются основные задачи и функции Совета Безопасности РФ, его состав и порядок организации деятельности.

∙ ПРАВОСУДИЕ

Проект Федерального закона N 402468-5
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 24.09.2010 N 4173-5 ГД)

Разработка данного законопроекта обусловлена необходимостью повышения уровня судебной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, являющихся участниками уголовного судопроизводства, совершенствования процессуальных правил проверки законности и обоснованности судебных актов, принимаемых в порядке уголовного судопроизводства, а также правил их пересмотра.

В этих целях предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ ряд изменений и дополнений, непосредственно касающихся проверочных инстанций в уголовном судопроизводстве.

Законопроектом предлагается установить единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам, а кассационные инстанции преобразовать в апелляционные с сохранением существующей системы судоустройства судов общей юрисдикции.

В соответствии с предложенными изменениями суды апелляционной инстанции предлагается наделить рядом полномочий, такими как:

- проверка судебных актов по уголовным делам, не вступивших в законную силу, с точки зрения фактических и правовых оснований с вынесением нового судебного акта, полностью замещающего акты суда первой инстанции;

- исследование новых доказательств по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей производства в суде апелляционной инстанции;

- проверка производства по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных по данному делу в целях устранения возможных судебных ошибок;

- отмена судебных актов, принятых судом первой инстанции, с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд либо прокурору в случаях, когда невозможно либо затруднительно восстановить права, нарушенные в предыдущем производстве по делу.

Также разработчиками проекта предусматривается детальная регламентация процедуры обжалования судебного акта в апелляционном порядке и производства в суде апелляционной инстанции.

Наряду с этим планируется ввести новый кассационный порядок проверки судебных решений, вступивших в законную силу, основная цель которого заключается в проверке вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда исключительно по вопросам права.

Надзорное производство предусматривается в качестве исключительной процессуальной формы проверки судебных решений по уголовным делам. Полномочия по пересмотру судебных решений в порядке надзора предлагается сохранить только за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Помимо этого, планируется сократить количество уголовных дел, подсудных верховным судам республик, краевым, областным и равным им судам, посредством передачи этих дел в юрисдикцию районных, гарнизонных (военных) судов.

Законопроектом также предусматривается исключение из компетенции Верховного Суда Российской Федерации рассмотрения уголовных дел по первой инстанции.

В связи с предлагаемым изменением компетенции Верховного Суда Российской Федерации законопроектом предусматривается внести корреспондирующие изменения в Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

По мнению авторов проекта, предлагаемое перераспределение подсудности будет способствовать приближению правосудия к местам совершения преступлений и проживания участников процесса, с тем чтобы дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании. Также ожидается, что изменения будут способствовать сосредоточению потенциала судов второго звена на осуществлении проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей, а Верховного Суда Российской Федерации - на осуществлении своих конституционных полномочий в качестве суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанции и на развитии права через судебную практику.


 Купить систему КонсультантПлюс

В справочной правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация для бухгалтера и юриста. Благодаря постоянному обновлению информация в системе всегда актуальна.

Поэтому, приобретая систему КонсультантПлюс, вы экономите время, деньги и получаете надежного помощника.



Все права защищены © 2010 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное