Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 09.11.2009


КонсультантПлюс Обзор законопроектов
Выпуск от 09.11.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Новшества для юристов в системе КонсультантПлюс

Компания "Консультант Плюс" представила новшества для юристов в системе КонсультантПлюс "Путеводитель по судебной практике (ГК РФ)" и "Путеводитель по корпоративным спорам". Новые аналитические материалы значительно облегчают работу с судебной практикой и полезны не только при подготовке к судебным разбирательствам, но и в текущей деятельности юриста.
Подробнее - pravo.consultant.ru


∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 249606-5
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ)"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.10.2009 N 2689-5 ГД)

Законопроект принят в целях создания условий для осуществления финансирования или рефинансирования активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск ценных бумаг на российском рынке капитала.

Проектом Закона предполагается внесение изменений в ряд законодательных актов. Наибольшее количество изменений планируется внести в:

- Гражданский кодекс РФ (части первую от 30.11.1994 N 51-ФЗ и вторую от 26.01.1996 N 14-ФЗ);

- Налоговый кодекс РФ (части первую от 31.07.1998 N 146-ФЗ и вторую от 05.08.2000 N 117-ФЗ);

- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Изменения, вносимые законопроектом в части первую и вторую Гражданского кодекса РФ, направлены на установление особенностей залога движимого имущества, обеспечивающего исполнение по отдельным видам обязательств, и совершенствование правового регулирования сделок, совершаемых в рамках заключения договора финансирования под уступку денежного требования.

В новой редакции предлагается изложить ряд статей, регулирующих особенности исполнения денежного требования должником финансовому агенту, возврата должнику сумм, полученных финансовым агентом, ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете.

Часть вторую Гражданского кодекса РФ также предлагается дополнить статьями, позволяющими банку открыть клиенту номинальный банковский счет для проведения операций с денежными средствами, не являющимися собственными денежными средствами клиента (владельца счета).

Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" предлагается дополнить новой главой 3.1, посвященной регулированию деятельности специализированного финансового общества. В данной главе определены предмет деятельности такого общества, предъявляемые к нему требования, особенности осуществления эмиссии облигаций специализированного финансового общества. Кроме того, законопроектом предлагается ввести нормы, предоставляющие возможность осуществления эмиссии облигаций двух или более выпусков с установлением разной очередности исполнения обязательств по таким выпускам.

В Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" законопроектом устанавливается обязанность кредитной организации передавать третьим лицам информацию по заключенным ею договорам финансирования под уступку денежного требования. Вводится перечень сведений, подлежащих раскрытию кредитной организацией.

Изменениями в Налоговый кодекс РФ предусматривается распространение ранее установленного специального порядка налогообложения прибыли у ипотечных агентов на все специализированные финансовые общества.

С целью устранения внутренних противоречий и дублирования правовых норм законопроектом также предлагается внести изменения в федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", от 11.11.2003 N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие будет способствовать созданию эффективного правового регулирования процесса финансирования и рефинансирования российских юридических лиц через выпуск ценных бумаг и обеспечит как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 249609-5
"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 21.10.2009 N 2690-5 ГД)

Целью разработки данного законопроекта является создание эффективных механизмов обеспечения исполнения финансовых обязательств.

Основная задача проекта - установление особенностей обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета. При этом под финансовыми обязательствами понимаются обязательства, одной из сторон которых является финансовая организация, а также обязательства, удостоверенные ценными бумагами либо связанные с исполнением обязательств по ценным бумагам.

Проектом предусматривается детальное регулирование вопросов, связанных с использованием на финансовом рынке института залога денежных требований, вытекающих из обязательств. Так, предусматривается возможность залога денежного требования, которое возникнет в будущем, в том числе которое возникнет в будущем из существующего обязательства или из будущего обязательства.

Устанавливаются требования к содержанию и учету договора о залоге денежных требований, определяется момент возникновения залога денежных требований, а также обязанности залогодателя и права залогодержателя при их залоге. Также вводятся специальные правила, связанные с уступкой залогодателем заложенного денежного требования залогодержателю и исполнением должником залогодателя его обязанности залогодержателю, закрепляются особенности обращения взыскания и реализации заложенного денежного требования.

Кроме того, определяются требования кредиторов, удовлетворяемые преимущественно перед требованиями залогодержателя, обеспеченными залогом денежных требований.

Законопроектом предусматривается возможность использования залога права (требования), вытекающего из договора банковского счета, в качестве инструмента обеспечения исполнения финансовых обязательств. При этом разработчики отмечают, что право на получение и перечисление денежных средств, вытекающее из договора банковского счета, может быть предметом залога, если соответствующий договор банковского счета заключен на условиях открытия и ведения банком клиенту специального залогового счета.

Вводимые законопроектом правила о порядке удовлетворения требований залогодержателя по договору предусматривают, что такие требования удовлетворяются путем списания банком денежных средств с залогового счета в безакцептном порядке на основании платежного требования залогодержателя, если иной порядок не предусмотрен договором о залоге.

Принятие проекта, по мнению разработчиков, позволит участникам финансового рынка использовать соответствующие способы обеспечения исполнения обязательств для управления и снижения своих кредитных рисков, а также создаст условия для финансирования и рефинансирования российских юридических лиц через выпуск ценных бумаг.

∙ ФИНАНСЫ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 223442-5
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ЗАЯВИТЕЛЬНОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ О.В. Морозовым, Ю.Н. Волковым, В.А. Пехтиным, В.В. Рязанским, А.Н. Чилингаровым, Т.В. Яковлевой, Ю.В. Васильевым, В.Г. Драгановым, Е.А. Федоровым, Г.Я. Хором, В.Б. Шубой, Г.В. Куликом, Н.В. Бурыкиной, Н.Н. Гончаром, Р.В. Кармазиной, В.В. Копыловым, Н.В. Пугачевой, Д.В. Савельевым, Е.А. Самойловым, В.В. Толстопятовым, С.В. Чижовым, А.М. Макаровым, В.В. Володиным, Н.С. Максимовой, членами Совета Федерации С.Ю. Орловой, Е.В. Бушминым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.10.2009 N 2718-5 ГД)

Представленный законопроект направлен на усовершенствование механизма возмещения налога на добавленную стоимость.

Так, предлагается дополнить часть вторую Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ статьей 176.1, а также внести изменения в отдельные статьи, связанные с данным дополнением.

В указанной статье закрепляется новый заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость, который предполагает осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной проверки и вынесения решения налоговым органом.

Определены категории налогоплательщиков, имеющие право применять ускоренную процедуру возмещения налога.

Согласно проекту данное право будет реализовываться налогоплательщиками путем подачи в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией соответствующего заявления, в котором будет указываться выбранный способ (зачет или возврат) возмещения заявленной суммы налога.

Наряду с этим разработчиками проекта четко регламентирован порядок действий налогового органа, получившего декларацию, а также установлены сроки возврата налога органами Казначейства РФ, при нарушении которых на сумму налога, подлежащего возврату, начисляются проценты за каждый день просрочки, начиная с 12-го дня после представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Кроме того, предусматривается, что в случае если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в заявительном порядке, превысит сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, то полученная разница будет отражаться в решении о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в привлечении как излишне возмещенная сумма налога и признаваться недоимкой по налогу.

Введение в налоговую систему Российской Федерации заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, с точки зрения разработчиков, позволит получать возмещение налога в более короткие сроки, а также создаст реальные предпосылки для сохранения оборотных средств налогоплательщиков.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 224549-5
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызловым, Ю.В. Васильевым, Е.А. Федоровым, П.В. Крашенинниковым, В.Н. Плигиным, В.М. Резником, Г.Я. Хором, А.М. Макаровым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 16.10.2009 N 2654-5 ГД)

Законопроект разработан в целях повышения эффективности применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Проектом Закона предусматривается внесение ряда взаимосвязанных изменений в:

- Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ;

- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ;

- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ;

- Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".

Единственным основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах предлагается признавать факт правонарушения, установленный решением налогового органа, вынесенным в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, и вступившим в законную силу. При этом лицо, в полном объеме выполнившее требование налогового органа об уплате недоимки, а также соответствующих пеней и штрафов, не подлежит уголовной ответственности, даже если размер недоимки предполагает возможность наличия признаков налогового преступления.

Поправки в Налоговый кодекс РФ направлены на более четкую формулировку условий и процедур передачи налоговыми органами материалов в органы внутренних дел.

Исключается возможность возбуждения уголовных дел только по формальному признаку наличия недоимки без установления факта совершения правонарушения, а также устраняется обязанность налогового органа направлять материалы в органы внутренних дел при уплате лицом недоимки, пеней и штрафов.

Изменения, вносимые в Уголовный кодекс РФ, призваны изменить условия привлечения к уголовной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства о налогах и сборах. Прежде всего повышаются суммы неуплаченных налогов и сборов, признаваемые крупным размером.

Кроме того, предлагается установить, что лицо, впервые привлекаемое к уголовной ответственности за совершение налогового преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно до окончания предварительного расследования по делу полностью возместило причиненный ущерб.

Предлагаемые изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ направлены на установление последовательности осуществления процессуальных действий и принятия процессуальных решений в рамках уголовного дела о налоговом преступлении, а также реализацию механизма освобождения от уголовной ответственности в случаях возмещения лицом налоговых недоимок.

Наряду с этим проектом Закона предлагается внести в Закон РФ "О милиции" норму, обязывающую органы внутренних дел при выявлении соответствующих обстоятельств направлять материалы в налоговый орган для установления факта налогового правонарушения и принятия соответствующего решения.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:

  • Новые документы для бухгалтера
  • Консультации по бухучету и налогообложению
  • Схемы корреспонденций счетов
  • НДС: Новости. Практика
  • НДФЛ, ЕСН, взносы: Новости. Практика
  • По страницам журнала "Главная книга"
  • и другие рассылки


Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное