Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 07.11.2006


КонсультантПлюс

Обзор законопроектов

Выпуск от 07.11.2006


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

∙ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 332114-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ"
(внесен депутатами ГД ФС РФ В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, Е.Ф. Лаховой, Ю.М. Коневым, Л.А. Коршуновым, С.М. Шоршоровым, Н.С. Максимовой, В.Н. Басыгысовым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 13.10.2006 N 3597-4 ГД)

Законопроектом предусматривается внесение изменений в федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений, как здравоохранение, образование, культура, занятость населения.

Изменения, которые предлагается внести в Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", направлены на уточнение контрольных полномочий в сфере здравоохранения. В частности, упраздняется аккредитация медицинских учреждений в системе обязательного медицинского страхования как дублирующая существующие механизмы лицензионного контроля и контроля качества медицинской помощи.

Кроме того, законопроектом предполагается изменить Закон Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов". Так, вводится понятие "служба крови" - система самостоятельных государственных организаций здравоохранения, а также входящих в состав государственных и муниципальных организаций здравоохранения структур (отделений переливания крови), деятельность которых направлена на осуществление заготовки, переработки, хранения крови и ее компонентов. Отдельные полномочия по контролю за качеством крови и ее компонентов делегируются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также законопроектом корректируются Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1. Изменения направлены на систематизацию полномочий в области охраны здоровья населения и передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных контрольных полномочий в области здравоохранения, а также на сокращение в указанной сфере контрольных полномочий органов местного самоуправления.

Законопроект предлагает упразднить контроль за качеством оказания медицинской помощи частнопрактикующими врачами как самостоятельной формы проверки медицинской помощи.

В Законе Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" закрепляются положения, предусматривающие передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации части федеральных полномочий по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальными органами, осуществляющими управление в области образования.

Соответствующие изменения, касающиеся установления дополнительных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предлагается внести также в Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Законопроектом уточняются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Такие изменения вносятся в Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1. Перечень полномочий органов местного самоуправления в области культуры дополнен обеспечением сохранности библиотечных фондов. Соответствующие изменения вносятся также и в Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Законопроект предлагает дополнительно передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации такие полномочия Российской Федерации, как организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, организация и проведения специальных мероприятий по профилированию безработных граждан. Также предполагается уточнить ранее переданные полномочия: реализацию территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, информирование о положении на рынке труда и иные полномочия. Данные изменения затрагивают статью 1 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, закрепляющие возможность совершения органами местного самоуправления поселения отдельных нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса; в Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и др.

Законопроект содержит переходные положения, определяющие порядок финансирования переданных полномочий, а также формы и особенности реорганизации (в т.ч. передачи имущества) территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти при передаче полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 321847-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОРЯДКА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 11.10.2006 N 3583-4 ГД)

Данный законопроект призван регулировать земельно-правовые отношения в части резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Предлагается внести изменения и дополнения в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Вводимые нормы направлены на регулирование таких вопросов, как порядок, сроки резервирования земель; полномочия государственных органов при принятии решений, связанных с резервированием земель; юридическая защита и гарантии возмещения убытков правообладателей земельных участков.

Так, Земельный кодекс РФ дополняется главой VI.1 "Резервирование земельных участков", в которой определены задачи резервирования, органы, его осуществляющие, порядок принятия решения о резервировании, а также ограничения прав на земельные участки в связи с их резервированием. Кроме того, данной главой установлен перечень оснований прекращения действия решения о резервировании.

Соответствующие изменения вносятся также в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Реализация законопроекта, по мнению разработчиков, восполнит пробел в земельном законодательстве по вопросам регулирования земельно-правовых отношений в части резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также позволит получить положительный эффект в виде сокращения затрат бюджетов всех уровней бюджетной системы для проведения процедур, связанных с резервированием земель, установления правового механизма резервирования земель и правового обеспечения интересов обладателей земельных участков.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 335245-4 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОСОБИЯМИ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 13.10.2006 N 3598-4 ГД)

Данный законопроект направлен на упорядочение правового регулирования в части обеспечения пособиями по временной трудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В соответствии с действующим законодательством при определении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица. Проектом предлагается установить зависимость размера пособия по временной нетрудоспособности от продолжительности общего трудового стажа:

1) 100 процентов среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж 8 и более лет;

2) 80 процентов среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж от 5 до 8 лет;

3) 60 процентов среднего заработка - застрахованному лицу, имеющему общий трудовой стаж до 5 лет.

При этом предлагается гражданам, поступившим на работу до 1 января 2007 года и имевшим до 1 января 2007 года право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, который предполагается установить, пособие по временной нетрудоспособности назначать и выплачивать в прежнем, более высоком размере.

В общий трудовой стаж предлагается включать периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, а также периоды иной деятельности, которая выполнялась на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались налоги и (или) страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Законопроектом определяются общие требования к порядку исчисления общего трудового стажа.

Законопроектом предусматривается выплачивать застрахованной женщине пособие по беременности и родам в размере 100 процентов ее среднего заработка. Застрахованным лицам, имеющим общий трудовой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам предлагается выплачивать в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда. В настоящее время такое ограничение применяется в отношении работников, которые в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением отпуска по беременности и родам проработали фактически менее 3 месяцев.

Максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам предлагается установить в 15 000 рублей за полный календарный месяц, а в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, - с учетом таких коэффициентов.

Законопроект также содержит положения о случаях обеспечения застрахованных лиц пособиями по временной нетрудоспособности, основаниях для снижения размера и отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, сроках обращения за пособиями, порядке назначения и продолжительности выплаты пособий.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести норму, согласно которой в отношении работников, занятых у нескольких работодателей, закрепляется правило о выплате пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам каждым работодателем.

Датой вступления в силу законопроекта в случае его принятия предлагается определить 1 января 2007 года.

По мнению разработчиков, принятие проекта будет являться первым этапом в формировании необходимой законодательной базы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

∙ ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 330901-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2006 N 3619-4 ГД)

Данный законопроект направлен на устранение внутренних противоречий и отдельных пробелов в регулировании землеустройства.

Проект Закона вносит изменения в первую очередь в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве". Изменения, предлагаемые законопроектом, основаны на разделении понятий землеустройства в отношении земли как природного ресурса и землеустройства в отношении земельных участков, частей земельных участков и зон с особыми условиями использования территорий.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" нормами о территориальном землеустройстве, устанавливая случаи его проведения. Такое землеустройство проводится, в частности, при формировании земельных участков; установлении, изменении, восстановлении границ зон с особыми условиями использования территории; установлении, изменении, восстановлении административных границ.

Законопроект определяет виды работ по формированию земельных участков, а также содержание таких работ. Согласно рассматриваемому проекту работы по формированию земельных участков включают в себя разработку проекта границ земельных участков, его согласование и утверждение, межевание земельных участков, оформление землеустроительного дела по межеванию и (или) документов, необходимых для государственного кадастрового учета.

Кроме того, предусматривается, что заказчик работ по землеустройству может самостоятельно выбирать способ описания земельного участка: на стадии разработки проекта его границ либо при проведении межевания.

Законопроект детально определяет порядок и особенности разработки проекта границ земельных участков, а также случаи, когда такой проект не разрабатывается, устанавливает процедуру согласования как проектной документации (проектов границ земельных участков, проектов границ правовых зон, проектов административных границ), так и положения границ на местности.

Законопроектом уточняются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, касающиеся принятия решения о проведении землеустройства, утверждения проекта границ земельного участка, принятия решения о его представлении. Наделяя указанные органы такими полномочиями, проект Закона ограничивает участие Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в проведении землеустройства. В частности, предлагается исключить нормы об утверждении агентством и его территориальными органами карт и материалов межевания объектов землеустройства.

Разработчики проекта полагают, что внесение изменений в Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" позволит установить соответствие между нормами, регулирующими порядок проведения землеустройства, и нормами, регулирующими проведение государственного кадастрового учета земельных участков.

Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", Федеральные законы от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости) ", от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ряд других нормативных правовых актов. Все эти изменения направлены на приведение норм указанных федеральных законов в соответствие с новой редакцией Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве".

По мнению разработчиков данного законопроекта, внесение изменений в федеральные законы позволит устранить противоречия в законодательстве о землеустройстве.

∙ ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 341574-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2006 N 3621-4 ГД)

Данный законопроект направлен на урегулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности и реализации государственной научно-технической политики.

Так, проект предусматривает изменение некоторых формулировок действующей в настоящее время редакции Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". В частности, все имеющие статус государственных академии наук предлагается переименовать в государственные академии наук.

Также проект предлагает внести дополнение в указанный закон, которым высшим органом управления государственной академии наук признается формируемое в соответствии с уставом государственной академии наук общее собрание. Общее собрание государственной академии наук принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум, а также президента государственной академии наук в порядке, предусмотренном уставом государственной академии наук.

Кроме того, устанавливается, что устав Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук, а президент Российской академии наук избирается общим собранием Российской академии наук из числа действительных членов Российской академии наук и утверждается в должности Президентом Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.

Наряду с этим законопроект содержит положение, в соответствии с которым избранные до вступления в силу вносимых изменений президенты и президиумы академий наук, имеющих государственный статус, осуществляют свои полномочия до избрания президентов и президиумов государственных академий наук в порядке, предусмотренном уставами государственных академий наук, утвержденными Правительством Российской Федерации.

∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 337597-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.10.2006 N 3622-4 ГД)

Данный законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).

В частности, законопроект изменяет понятийный аппарат, используемый в Законе. Среди основных понятий - туризм, туристская деятельность, туристский продукт. Так, туризмом признаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Туристской деятельностью проект предлагает признавать туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий. Туристский продукт, в свою очередь, определен как комплекс услуг, включающий не менее чем две услуги из таких, как перевозка, размещение, экскурсионной обслуживание, и (или) иные услуги, которые не являются дополнительными в отношении перевозки и размещения, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Также законопроектом определены такие понятия, как внутренний и международный туризм, туристская индустрия, туроператорская и турагентская деятельность, экскурсант и др.

Законопроект предлагает новые методы государственного регулирования туристской деятельности. Порядок оказания услуг турагентами должен определяется Правительством РФ. В то же время деятельность туроператоров должна регулироваться новыми положениями Закона. Так, согласно законопроекту осуществление туроператорской деятельности допускается при наличии у туроператора предусмотренной Законом финансовой гарантии. Под финансовой гарантией понимается документально подтвержденное обязательство третьего лица возместить убытки, которые могут быть причинены вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператора, возникающих на основании договора о реализации туристского продукта. В качестве финансовых гарантий применяются банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности. Законопроект устанавливает размер финансовой гарантии:

- для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, - 10 млн. рублей;

- для туроператоров в сфере внутреннего туризма, - 1 млн. рублей;

- для туроператоров в сфере внутреннего и международного туризма, - 10 млн. рублей.

Сведения о туроператоре, имеющем финансовую гарантию, вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров. Законопроект определяет порядок внесения сведений в данный реестр, а также устанавливает перечень информации, вносимой в реестр.

Согласно вносимым изменениям руководитель юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, должен иметь стаж работы в сфере туризма не менее трех лет, а также высшее или среднее профессиональное образование. Также ряд изменений коснется условий формирования, продвижения и реализации туристского продукта.


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное