Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 11.05.2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Постановление Правительства РФ от 30.04.2005 N 273 "Об утверждении Правил выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан РФ в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"


ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ

Выпуск 11 мая 2005 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 137932-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ В.М. Асеевым, С.А. Глотовым, С.П. Горячевой, В.А. Казаковцевым, О.И. Ковалевым, А.Б. Курдюмовым, В.В. Рязанским, членами Совета Федерации ФС РФ В.Ф. Кулаковым, А.Н. Калитой, В.Б. Малкиным, Н.Ф. Пожитковым, Н.П. Тулаевым, О.Е. Пантелеевым; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1765-IV ГД).

Данный законопроект направлен на приведение положений Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 08.05.1994 N 3-ФЗ в соответствие с нормами трудового и избирательного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.

Проект закона предлагает изложить в новой редакции часть 1 статьи 8 "Взаимоотношения депутата Государственной Думы с избирателями", в которой установлен порядок направления депутатов, избранных по федеральному избирательному округу, в регионы для работы с избирателями. Так, распределение депутатов Государственной Думы по субъектам Российской Федерации осуществляется фракциями в соответствии с порядком, который определяется Регламентом Государственной Думы.

Кроме того, предлагается установить новые подходы к финансированию деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. С этой целью в статью 27 "Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий", дополнив ее частью 3.1, устанавливающей возможность выплаты члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы наличных средств на оплату некоторых видов расходов, которые будут определяться ежегодно каждой из палат Федерального Собрания в пределах сметы расходов на текущий год в соответствии с регламентами палат. Также предлагается исключить из указанной статьи положение о ежемесячном возмещении членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы дополнительных расходов в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, изменения вносятся в статью 31 "Использование членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы средств связи". Предлагается предоставить право устанавливать порядок пользования услугами связи палатам Федерального Собрания. Так, палаты могут принять решение о введении лимита времени на междугородные телефонные переговоры, о количестве телефонных номеров, с которых осуществляются междугородные переговоры, оплачиваемые из федерального бюджета, и т.д.

Одновременно проект закона вносит изменения и дополнения в статьи 32 "Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на транспортное обслуживание", 34 "Право члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на обеспечение жилым помещением в городе Москве", 37 "Помощники члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", 38 "Прием на работу и увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", 39 "Права и обязанности помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы" и статью 40 "Условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту)".

Таким образом, предполагается уточнить порядок оплаты служебного жилья, предоставляемого члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы на срок исполнения ими своих полномочий, порядок проживания в гостинице, также предлагается увеличить месячный фонд оплаты труда помощников членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы исходя из предполагаемого увеличения ежемесячного денежного содержания государственных служащих.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

ПРОЕКТ N 136492-4 ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22 апреля 2005 г. N 1784-IV ГД).

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 136504-4 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22 апреля 2005 г. N 1786-IV ГД).

Проект новой редакции Водного кодекса РФ направлен на совершенствование правового регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, а также на реализацию положения, закрепленного частью 1 статьи 9 Конституции РФ и предусматривающего использование и охрану природных ресурсов в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с указанными целями, законопроект предусматривает ряд новаций.

Так, все водные объекты, за исключением обособленных водных объектов, отнесены к собственности Российской Федерации. Это вызвано тем, что бассейн водного объекта, как правило, располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации и в соответствии с законодательством должен быть отнесен к федеральной собственности. Исключением из общего правила являются крайне немногочисленные водные объекты в ряде субъектов Российской Федерации, по территории которых протекают небольшие реки, впадающие в море, чьи бассейны полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, фактически в настоящее время большинство водных объектов, формирующих запасы водных ресурсов государства, находятся в собственности Российской Федерации.

Также законопроект предполагает установление иного относительно действующего Водного кодекса порядка заключения договора для получения права на специальное водопользование. Указанный порядок предусматривает, что водопользователь направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) в установленной форме заявление о своем желании заключить договор водопользования. После принятия уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти положительного решения с водопользователем заключается договор водопользования с указанием условий водопользования, включая разрешенный объем изъятия водных ресурсов, их стоимость, обязательства по охране водного объекта и др.

Кроме того, в законопроекте предусмотрено, что право пользования водным объектом в целях судоходства, содержания и эксплуатации внутренних водных путей Российской Федерации, а также в целях вылова (добычи) и разведения водных биологических ресурсов с применением сооружений, технических средств или устройств без изъятия воды из водного объекта возникает по основаниям, установленным проектом Кодекса, и не требует заключения договора водопользования. При пользовании водными объектами в указанных целях на водопользователей возлагаются обязанности по охране и восстановлению водных объектов, установленные законопроектом.

Принимая во внимание, что основным принципом экономического регулирования использования и охраны водных объектов является платность водопользования, стимулирующая рациональное использование и охрану водных ресурсов, проект устанавливает, что плата по договору водопользования (за право пользования водными объектами) как неналоговый доход зачисляется в бюджет Российской Федерации. При этом ставки договорной платы (тарифа) за пользование водными объектами для различных категорий водопользователей, порядок расчета и уплаты неналоговых платежей, возникающих при осуществлении договорных отношений при использовании водных объектов, устанавливаются федеральным законом.

Законопроектом предусматривается финансирование мероприятий по использованию, охране и восстановлению водных объектов и предупреждению вредного воздействия вод, ответственность водопользователей за причинение вреда в области водных отношений.

В свою очередь, проект Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" направлен на установление порядка перехода к новым отношениям в сфере водопользования и охраны водных объектов.

Одно из таких переходных положений предусматривает сохранение прав действующих водопользователей на прежних условиях на весь срок ранее выданных лицензий. Однако проект не исключает возможности обращения таких водопользователей в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) с заявлением о заключении договора водопользования или о принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование. При этом условия и сроки пользования водными объектами могут быть пересмотрены только по инициативе водопользователя.

Законопроект устанавливает сроки действия лицензий, выданных до вступления в силу новой редакции Кодекса. Так, срок действия лицензии прекращается со дня заключения договора водопользования или со дня принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, или со дня истечения срока действия лицензии, или в случае аннулирования лицензии в порядке, установленном законодательством.

В соответствии с проектом закона, для обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственном водном реестре, в течение шести месяцев со дня вступления в силу новой редакции Водного кодекса РФ должен быть открыт специальный сайт в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а адрес этого сайта опубликован в "Российской газете".

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 136515-4 "ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22 апреля 2005 г. N 1787-IV ГД).

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 136524-4 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЛЕСНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22 апреля 2005 г. N 1788-IV ГД).

Проект федерального закона N 136515-4 предлагает изложить Лесной кодекс Российской Федерации в новой редакции. Так, изменения коснутся объектов правового регулирования, прав пользования лесными участками, форм собственности на лесные участки, регулирования рационального лесопользования и лесоводства, системы государственного управления лесами.

Объектом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков. В сферу его регулирования включаются леса, произрастающие на землях любых категорий, определенные как природный объект, неотделимо связанный с землей, участки земель лесного фонда как объект недвижимости, права пользования ими.

Субъектами отношений, обозначенных проектом, являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Указанные изменения направлены в первую очередь на приведение лесного законодательства в соответствие с земельным и гражданским.

Кроме того, в целях повышения эффективности лесопользования в законопроекте предусматривается процедура предоставления прав пользования лесными участками. Основным элементом указанной системы является договор аренды лесных участков, заключаемый на срок до 99 лет в основном по результатам аукциона. Лесные участки предоставляются в аренду для осуществления всех видов лесопользования, кроме запрещенных. Предусмотрено целевое предоставление лесных участков для научно-исследовательских, образовательных целей и учреждений системы исполнения уголовных наказаний.

В целях ограничения излишнего администрирования и вмешательства государства в деятельность лесопользователей после предоставления лесных участков в пользование в законопроекте существенно изменены нормы, регулирующие осуществление лесопользования. Все условия пользования лесным участком определяются до выставления лесного участка на аукцион. Особенности лесопользования для лесов различных групп и категорий защитности установлены непосредственно в законопроекте. Предусмотрен переход на заявительный порядок осуществления лесопользования (лесная декларация), исключены положения о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда, а также об обязательной сертификации лесных ресурсов за исключением лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Законопроект также закрепляет осуществление функций собственника земель лесного фонда за органами государственной власти и предусматривается возможность передавать функции по распоряжению земельными участками лесного фонда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по основаниям, установленным Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Проект закона в рамках проводимой в стране административной реформы исключает возможность дублирования функций федеральных органов исполнительной власти, а также исходит из недопустимости совмещения функций органов государственной власти по принятию нормативных правовых актов с функциями управления лесами и функциями по контролю и надзору за соблюдением лесного законодательства. Так, предусматривается изъятие из сферы ведения органов государственного управления функции ведения лесного хозяйства. Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов, доверительных управляющих лесных участков и их собственников. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по управлению лесным фондом организует ведение лесного хозяйства лишь на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, не переданных в аренду и доверительное управление гражданам и юридическим лицам, с возложением на них обязанности вести лесное хозяйство.

Кроме того, предусматривается принятие проекта Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", основными задачами которого является установление порядка перехода к новым отношениям в сфере лесопользования, охраны и воспроизводства лесов, в том числе:

прав действующих лесопользователей заключить договор аренды лесных участков на основаниях, предусмотренных новой редакцией Лесного кодекса Российской Федерации;

правил применения норм, регулирующих лесопользование и лесное хозяйство на переходный период до принятия соответствующих технических регламентов и формирования новой системы государственного управления;

внесение изменений в действующее законодательство, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 120079-4 "О РЕКЛАМЕ"
(внесен депутатами ГД РФ Ю.Н. Волковым, В.Р. Мединским, В.Я. Комиссаровым, В.Г. Драгановым, Ю.Г. Медведевым А.А. Кармеевым, М.Н. Гасановым, А.В. Скочем; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1769-IV ГД).

Практика применения Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" дала определенные положительные результаты, стабилизировав обстановку на рекламном рынке. Однако формирование и развитие системы общественных отношений в сфере рекламной деятельности, в том числе появление новых способов распространения рекламы, требуют адекватного правового регулирования.

Законопроект представляет собой новую редакцию Федерального закона "О рекламе". Предложенная структура законопроекта последовательно раскрывает общие требования, предъявляемые к рекламе, определяет особенности способов распространения рекламы, выделяет требования к рекламе отдельных товаров, аспекты саморегулирования рекламы, а также государственного контроля соблюдения рекламного законодательства.

Проектом уточняются понятия, используемые в рекламном законодательстве: "социальная реклама", "антимонопольный орган" и др.; вводятся новые: "объект рекламирования", "товар".

Одним из нововведений является распространение специальных требований и ограничений в отношении рекламы отдельных видов товаров на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их продавцов и изготовителей.

Законопроектом расширено понятие недостоверной рекламы. К таковой впервые отнесена реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения об ассортименте и комплектации товара, гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, представлении дополнительных прав, преимуществ или возможностей приобретателю рекламируемого товара, правилах и сроках проведения стимулирующих мероприятий и лотерей, изготовителе или продавце рекламируемого товара. Запрещается использовать ссылки на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами, либо их должностными лицам, поскольку это может оказывать негативное воздействие на конкурентные отношения.

Разработчики законопроекта посчитали целесообразным отказаться от закрепления в законе понятия неэтичной рекламы, поскольку отношения в сфере этики и морали не могут регулироваться в административном порядке.

Впервые законопроектом установлены требования к рекламе товаров при дистанционных способах их продажи, а также рекламы с использованием стимулирующих мероприятий.

Вторая глава законопроекта посвящена способам распространения рекламы. Здесь конкретизируются требования, предъявляемые к рекламе на телевидении и радио, уточняется порядок прерывания и совмещения теле- и радиопрограмм с рекламой, объем рекламы, устанавливаются особенности распространения рекламы в детских и образовательных передачах, а также при трансляции спортивных мероприятий. Предусматривается необходимость принятия технического регламента, определяющего параметры соотношения уровня звука рекламы и прерываемой передачи.

Отдельная статья посвящена порядку распространения наружной рекламы (определены органы, выдающие разрешение на установку рекламных конструкций, основания для отказа в такой установке, а также порядок демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, предусмотрен судебный порядок урегулирования споров, связанных с установкой наружной рекламы). Законопроектом установлен срок, на который выдается разрешение на установку рекламной конструкции - он не может превышать пяти лет, а продлеваться может неограниченное число раз.

Кроме того, законопроектом впервые урегулировано распространение рекламы по сетям общего пользования.

Третья глава законопроекта содержит требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров.

Как и прежде реклама алкогольных напитков, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна распространяться на телевидении и на радио (а для пива установлено временное ограничение - с 7 до 22 часов местного времени).

Значительно расширен круг требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Такая реклама не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению; создавать впечатления ненужности обращения к врачу; реклама должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях к применению препарата; особые требования предусмотрены в отношении рекламы биологически активных добавок и детского питания.

Впервые специальные требования установлены к рекламе лотерей, игр и пари, а также рекламе услуг по договору пожизненной ренты.

Нововведением является регламентация порядка саморегулирования в области рекламы. Пятая глава законопроекта определяет понятие саморегулируемой организации, устанавливает систему ее прав. Основной задачей саморегулируемых организаций в области рекламы является разработка добровольных этических требований к рекламе и обеспечение контроля за их исполнением.

Шестая глава законопроекта регулирует порядок осуществления государственного контроля в области рекламы (возложенного на антимонопольный орган), а также общие подходы к ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе.

Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства о рекламе, допущенные физическими и юридическими лицами; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих законодательству о рекламе. Законопроектом установлен порядок обжалования решений антимонопольного органа.

По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит существенно повысить эффективность правового регулирования рекламной деятельности, поскольку проект учитывает специфику и особенности современного состояния рекламного рынка и содержит действенные механизмы противодействия ненадлежащей рекламе.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 108088-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 16 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" И СТАТЬЮ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
(внесен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1775-IV ГД).

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 113522-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" В ЧАСТИ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
(внесен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1776-IV ГД).

Представленными законопроектами предлагается внести ряд изменений в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании" и в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленных на приведение указанных правовых актов в соответствие с реально сложившимися в сфере образования отношениями. Также предлагается расширить круг лиц, имеющих право на прием в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вне конкурса.

Так, законопроектом "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" дополнительно устанавливается преимущество при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования для детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы при условии успешной сдачи экзаменов. В настоящее время эта льгота существует только при поступлении указанных лиц в военные учебные образовательные учреждения.

Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части начального профессионального и среднего профессионального образования" вводит в систему образования Российской Федерации общественные объединения и объединения юридических лиц.

Реализацию общеобразовательных программ предлагается осуществлять не только в учреждениях общего образования, но и в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

Исчерпывающий перечень образовательных учреждений, в которых может быть получена профессиональная подготовка, предлагается заменить общим понятием учреждений данной категории. Это обусловлено тем, что действующие положения статьи 21 Закона Российской Федерации "Об образовании" не содержат сведений об учреждениях среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования, что ограничивает возможности образовательных учреждений и не соответствует образовательной практике.

Получение начального профессионального образования предлагается осуществлять не только на базе основного общего, но и среднего (полного) общего образования.

Отдельно вводится норма о получении гражданами, имеющими начальное профессиональное образование соответствующего профиля, среднего профессионального образования по сокращенной программе.


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.consproject
Отписаться

В избранное