Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 21 июня 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


========================================================================    

     Подпишитесь на рассылку "Перечень новых  документов,  включаемых  в
СПС КонсультантПлюс:ВерсияПроф" и вам  будет  предоставлена  достоверная
информация обо всех новых документах (нормативных актах, правовых  актах
разъяснительного  характера  и  правоприменительных  актах),  включаемых
ежедневно в систему КонсультантПлюс:ВерсияПроф. Эта и другие рассылки на
сервере www.consultant.ru. ЛУЧШЕ ЗНАТЬ, ЧЕМ ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consprof
========================================================================
    ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ
    
    Выпуск 21 июня 2004 года
    
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА N 54268-4
    "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен Президентом Российской Федерации; принят в первом
    чтении -- Постановление ГД ФС РФ от 02 июня 2004 года N 612-IV ГД)
    
    Проектом  закона  предлагается  регламентировать  порядок  вынесения
вопросов  на  референдум  и  расширить  круг  вопросов,  не   подлежащих
вынесению. Устанавливаются новые обстоятельства, исключающие  назначение
и   проведение   референдума.   Отдельно   закрепляется    использование
Государственной   автоматизированной   системы   Российской    Федерации
"Выборы".
    Изменяется порядок осуществления инициативы проведения  референдума.
Так, к субъектам,  обладающим  указанным  правом,  предлагается  отнести
федеральные  органы  государственной   власти,   в   случаях   когда   в
соответствии  с  международным  договором  Российской  Федерации  вопрос
государственного  значения  или  проект   нормативного   акта   подлежат
вынесению на референдум.
    Структура инициативной группы, создаваемой при реализации гражданами
инициативы проведения референдума, должна будет состоять из региональных
групп, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.
При этом количество членов каждой  из  них  должно  быть  не  менее  100
граждан, обладающих соответствующим правом. Сбор  подписей  в  поддержку
референдума региональными группами возможно будет осуществлять только  в
пределах своих территорий.
    Соответствующая глава посвящена регулированию деятельности  комиссий
референдума. В ней закрепляется система и статус  комиссий,  порядок  их
формирования, организация деятельности, статус их членов и разграничение
полномочий   Центризбиркома,   избирательной   комиссии   субъекта   РФ,
территориальной и специальной территориальной комиссий.
    Относительно порядка финансового обеспечения подготовки и проведения
референдума   предлагается   закрепить   состав   фондов    референдума,
осуществление контроля за расходованием средств  контрольно-ревизионными
службами, обязанность возврата неизрасходованных финансовых средств.
    Проект подробно регламентирует вопросы  информационного  обеспечения
референдума. Устанавливаются  требования  к  информационным  материалам,
касающимся  референдума,  результатам  опросов   общественного   мнения,
порядок использования средств массовой  информации  для  информационного
обеспечения референдума. В  целях  осуществления  агитации  по  вопросам
референдума законопроектом предлагается законодательно закрепить порядок
создания  инициативной  агитационной  группы,  установить   агитационный
период, условия выпуска и распространения  печатных,  аудиовизуальных  и
иных агитационных материалов, порядок проведения агитации на телевидении
и радио, через периодические печатные издания.
    В целях наиболее полного обеспечения  права  граждан  на  участие  в
референдуме впервые предусматривается возможность проведения  повторного
голосования.  Оно  проводится  в  случае,  если  результаты  референдума
признаны  недействительными  в  связи  с  допущенными   при   проведении
голосования или подсчете голосов нарушениями,  которые  не  позволяют  с
достоверностью  определить  волеизъявление  участников  референдума,  не
позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения  о  признании
результатов референдума недействительными.
    Принятие  данного   законопроекта   повлечет   отмену   Федерального
конституционного  закона  от  10.10.1995  N  2-ФКЗ  "О   референдуме   в
Российской Федерации".
    
    ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
    
    ПРОЕКТ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  N  22586-4  "О  ВНЕСЕНИЕ  ИЗМЕНЕНИЙ  И
ДОПОЛНЕНИЙ
    В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
    (внесен    депутатами    Государственной    Думы    Жуковым    А.М.,
Крашенинниковым П.В.,
    Плигиным В.Н., принят в первом чтении -- Постановление ГД ФС  РФ  от
04.06.2004
    N 634-IV ГД)
    
    Данный законопроект  направлен  на  гуманизацию  уголовной  политики
государства. В соответствии с вносимыми изменениями неосторожные деяния,
в результате которых произошло причинение средней тяжести вреда здоровью
человека, перестали быть уголовно наказуемыми.
    Это положение распространено также  на  случаи,  когда  неосторожное
причинение средней тяжести вреда здоровью вызвано нарушением специальных
требований  при  осуществлении  определенных  видов  деятельности   либо
произошло в  результате  нарушения  установленных  правил  управления  и
эксплуатации  механизмов,  представляющих   повышенную   опасность   для
человека.
    В результате уголовная ответственность по части  первой  статьи  264
"Нарушение  правил  дорожного  движения  и   эксплуатации   транспортных
средств" Уголовного кодекса Российской Федерации наступает, только  если
в результате нарушения здоровью пострадавшего будет нанесен тяжкий вред.
    В связи с этим разработчики проекта считают целесообразным  изложить
статью  12.24  "Нарушение   Правил   дорожного   движения   или   правил
эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого  вреда
здоровью потерпевшего" Кодекса Российской Федерации об  административных
правонарушениях в новой редакции.
    Так, проект закона, дополняя данную статью  пунктом  вторым,  вводит
административную ответственность за нарушение правил дорожного  движения
или правил  эксплуатации  транспортного  средства,  в  случае  если  они
повлекут причинение не только легкого вреда здоровью, но и вреда средней
тяжести.
    
    ЖИЛИЩЕ
    
    ПРОЕКТ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА   N   51679-4   "ОБ   ОБЩИХ   ПРИНЦИПАХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
    ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА"
    (внесен депутатами Государственной Думы Грызловым Б.В., Боосом Г.В.,
    Богомоловым В.Н., Богомольным Е.И., Бурыкиной Н.В., Волковым Ю.Н.,
    Володиным В.В., Габдрахмановым И.Н., Драгановым В.Г., Зубовым В.М.,
    Крашенинниковым П.В., Куликом Г.В., Пехтиным В.А., Тягуновым А.А.,
    Хованской Г.П., Чилингаровым А.Н., Шелищем П.Б., принят в первом
    чтении -- Постановление ГД ФС РФ от 10.06.2004 N 696-IV ГД)
    
    Данный  законопроект  направлен  на  унификацию  тарифной   политики
государства в коммунальном комплексе  и  защиту  интересов  потребителей
товаров (услуг) от монопольной ренты в  секторе  естественных  локальных
монополий.
    Проект закона включает в себя 7 глав и состоит в общей сложности  из
17 статей.
    Первая  глава  посвящена  общим  положениям  в  сфере  регулирования
тарифов в коммунальном хозяйстве. Так,  устанавливается,  что  предметом
данного законопроекта являются основы регулирования тарифов на продукцию
(товары,   работы,   услуги)   организаций   коммунального    комплекса,
обеспечивающих электро-, тепло-, газо- и  водоснабжение,  водоотведение,
утилизацию и переработку бытовых отходов, а также тарифов на подключение
новых потребителей к системам коммунальной инфраструктуры.
    Глава вторая закрепляет разграничение полномочий между  федеральными
органами  исполнительной  власти   Российской   Федерации   и   органами
исполнительной  власти  ее  субъектов,   а   также   органами   местного
самоуправления. Так, к полномочиям  федерального  уровня  власти  должно
относится  создание  единой  методологической  базы  для   регулирования
тарифов  на  федеральном,  региональном  и  муниципальном  уровнях.   На
муниципальный уровень передается регулирование тарифов всех естественных
локальных  монополий,  действующих  на  данном  локальном  муниципальном
рынке, а не только тарифов для муниципальных предприятий.
    Регулированию  тарифов  на  продукцию   (товары,   работы,   услуги)
организаций   коммунального   комплекса    посвящена    глава    третья,
устанавливающая методы и порядок регулирования тарифов и  основания  для
пересмотра  тарифов  организаций  коммунального  комплекса.   Одним   из
оснований  пересмотра  тарифов   организаций   коммунального   комплекса
является нарушение данной организацией утвержденной производственной или
инвестиционной программы, а также объективное изменение  по  независящим
от регулируемой организации причинам условий ее  деятельности,  влияющее
на стоимость производимой ей продукции (товаров,  работ  и  услуг).  Под
объективным изменением условий  деятельности  организаций  коммунального
комплекса, влияющими на стоимость продукции (товаров,  работ  и  услуг),
проект закона понимает  изменение  действующего  законодательства,  рост
инфляции, превышающей  запланированный  уровень,  изменение  тарифов  на
топливно-энергетические ресурсы в размере,  превышающем  запланированный
уровень, а также иные условия, определяемые  уполномоченным  федеральным
органом исполнительной власти.  Таким  образом,  законопроект  оставляет
данный перечень открытым.
    Непосредственное   регулирование   тарифов   осуществляют    органы,
созданные соответствующими  органами  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии
с  типовым  положением  об  органах  регулирования  тарифов  организаций
коммунального  комплекса.  Последние  создаются  в   структуре   органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  или   местного
администрации  (исполнительно-распорядительного  органа   муниципального
образования)  в  виде  постоянно  действующих  профессиональных  органов
(глава 4 законопроекта).
    Главы 5, 6 и 7 данного законопроекта посвящены соответственно защите
прав потребителей и  субъектов  регулирования,  мониторингу  организаций
коммунального комплекса и контролю  в  сфере  тарифов  на  их  продукцию
(работы, товары и услуги).
    
    ПРОЕКТ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  N  51667-4  "О   ЖИЛИЩНО-НАКОПИТЕЛЬНЫХ
КООПЕРАТИВАХ
    И ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАКОПЛЕНИЙ ГРАЖДАН"
    (внесен депутатами Государственной Думы Российской Федерации Внесен
    депутатами Государственной Думы ФС РФ Б.В. Грызловым, Г.В. Боосом,
    А.Г. Аксаковым, В.Н. Богомоловым, Е.И. Богомольным, Н.В. Бурыкиной,
    Ю.Н. Волковым, В.В. Володиным, И.Н. Габдрахмановым, В.Г. Драгановым,
    В.М. Зубовым, П.В. Крашенинниковым, Г.В. Куликом, А.М. Макаровым,
    В.А. Пехтиным, В.М. Резником, А.А. Тягуновым, А.Н. Чилингаровым,
    М.Л. Шаккумом, П.Б. Шелищем; принят в первом чтении -- постановление
    ГД ФС РФ от 10.06.2004 N 698-IV ГД)
    
    Представленный проект закона разработан с  целью  создания  правовых
условий  для  совместного  использования  накоплений  граждан  в   целях
приобретения жилых помещений.
    Под жилищно-накопительной деятельностью проект понимает деятельность
по  привлечению  и   использованию   накоплений   физических   лиц   для
приобретения или строительства жилых помещений в многоквартирных домах и
индивидуальных  жилых   домов   на   территории   Российской   Федерации
потребительскими кооперативами.
    Проект  закона  закрепляет   такую   организационно-правовую   форму
юридического   лица   как    жилищно-накопительный    кооператив.    Это
некоммерческая  организация,  созданная  в   форме   специализированного
потребительского   кооператива   и   организованная   как   добровольное
объединение физических лиц на основе  членства  в  целях  удовлетворения
потребностей членов кооператива в приобретении или  строительстве  жилых
помещений, а также их содержания и управления ими  до  момента  перехода
этого  недвижимого  имущества  в   собственность   членов   кооператива.
Соответствующая  глава  законопроекта   регулирует   вопросы   создания,
реорганизации и ликвидации  кооперативов.  Особо  проработана  структура
управления жилищно-накопительным кооперативом.
    Вопросы  членства   жилищно-накопительного   кооператива,   прав   и
обязанностей членов, их  ответственность  перед  кооперативом,  а  также
случаи прекращения членства установлены в главе I законопроекта.
    Отдельная     глава     посвящена     регулированию     деятельности
жилищно-накопительного  кооператива.  В  целях  обеспечения   финансовой
устойчивости жилищно-накопительных кооперативов проектом устанавливаются
следующие требования при осуществлении указанной деятельности:
    --  целевое  использование  привлеченных  средств  для   организации
строительства  жилых  помещений,  приобретения  жилья  на  первичном   и
вторичном рынках для членов кооператива;
    -- ограничение способа размещения временно свободных средств;
    -- обязательность сбалансированности активов и пассивов;
    --     установление     нормативов      финансовой      устойчивости
жилищно-накопительных кооперативов.
    В  законопроекте  закреплен  порядок,  в  соответствии   с   которым
жилищно-накопительные кооперативы должны быть  членами  саморегулируемых
организаций в обязательном порядке.  Последние  должны  разрабатывать  и
контролировать   выполнение   правил   и   стандартов   деятельности   и
профессиональной этики, обязательных для ее  членов.  Это  соответствует
требованиям законопроекта "О саморегулируемых организациях".
    По мнению разработчиков,  принятие  данного  законопроекта  позволит
сформировать  целостную  систему  правовых  норм,  определяющих   основы
регулирования    жилищно-накопительной    деятельности,     предотвратит
распространение   на   рынке   жилищного    строительства    рискованных
жилищно-накопительных  проектов,  установит   дополнительные   механизмы
обеспечения  ответственности  жилищно-накопительных  кооперативов  перед
гражданами, будет способствовать установлению и  поддержанию  стандартов
профессиональной  деятельности  и  деловой  этики  в  сфере  привлечения
жилищных накоплений граждан на цели приобретения жилья.
    
    ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    
    ПРОЕКТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 51711-4
    (внесен депутатами Государственной Думы Грызловым Б. В.,  Боосом  Г.
В.,
    Богомоловым В. Н., Богомольным Е. И., Бурыкиной Н. В.,  Волковым  Ю.
Н.,
    Володиным В. В., Габдрахмановым И. Н., Драгановым В. Г., Зубовым  В.
М.,
    Крашенинниковым П. В., Куликом Г. В., Макаровым А. М.,  Пехтиным  В.
А.,
    Плескачевским В. С., Резником В. М., Тягуновым А.  А.,  Чилингаровым
А. Н.,
    Шелищем П. Б., одобрен в первом чтении -- постановление ГД ФС РФ  от
10.06.2004
    N 693-IV ГД).
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 51731-4 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
    ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен депутатами Государственной Думы Грызловым Б. В.,  Боосом  Г.
В.,
    Богомоловым В. Н.,
    Богомольным Е. И., Бурыкиной Н. В., Волковым Ю. Н., Володиным В. В.,
    Габдрахмановым  И.  Н.,   Драгановым   В.   Г.,   Зубовым   В.   М.,
Крашенинниковым П. В.,
    Куликом Г. В., Макаровым А. М., Пехтиным В. А., Плескачевским В. С.,
    Резником В. М., Тягуновым А. А., Чилингаровым А. Н., Шелищем П. Б.,
    одобрен в первом чтении -- Постановление ГД ФС РФ  от  10.06.2004  N
694-IV ГД).
    
    Данный  законопроект  предлагает  принять  новый   Градостроительный
кодекс Российской Федерации.
    Новый Градостроительный кодекс (далее Кодекс) состоит из 11  глав  и
57 статей. Первая глава приводит общие положения и закрепляет понятийный
аппарат,   используемый   в   Кодексе,   а   также   основные   принципы
градостроительного законодательства. Законопроект закрепляет  ряд  новых
понятий, например, под правовыми  актами  территориального  планирования
понимаются правовые акты органов  государственной  власти  или  правовые
акты органов местного  самоуправления,  устанавливающие  в  пределах  их
компетенции положения о развитии  территорий,  границах  территориальных
зон, местах размещения  объектов  для  государственных  и  муниципальных
нужд.
    Глава вторая Кодекса закрепляет полномочия  органов  государственной
власти и органов местного самоуправления, при  этом  полномочия  органов
местного  самоуправления  закреплены   применительно   к   новым   типам
муниципальных образований, установленным ФЗ от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации  местного  самоуправления  в  Российской
Федерации". Так, например, к полномочиям органов местного самоуправления
городского округа в  области  градостроительной  деятельности  относятся
принятие   актов    по    вопросам    градостроительной    деятельности,
осуществляемой на территории городского  округа,  согласование  правовых
актов территориального планирования Российской Федерации, субъекта РФ  в
части соблюдения  интересов  городского  округа,  принятие  генерального
плана городского округа, выдача  разрешений  на  строительство  и  актов
приемки  построенных,  реконструированных  объектов  в  эксплуатацию   и
другие.
    Новый Кодекс регулирует участие общественности  в  подготовке  актов
территориального  планирования  с  помощью  публичных  слушаний.  Кодекс
определяет круг вопросов, которые могут выносится на публичные слушания.
К ним относятся размещение объектов, зоны вредного  воздействия  которых
распространяются   на   территорию    соответствующего    муниципального
образования   и   изменение   административных   границ   муниципального
образования,
    Обязательное   проведение   публичных   слушаний   проводятся    при
рассмотрении проектов генеральных планов поселений,  городских  округов,
предложений по внесению в генеральные планы изменений и дополнений.
    В области регулирования подготовки проектной  документации,  которым
посвящена  шестая  глава   проекта   Кодекса,   изменяется   нормативное
регулирование   проведения    государственной    экспертизы    проектной
документации.  Согласно  Кодексу  государственная  экспертиза  проектной
документации  проводится  только  при   строительстве   особо   опасных,
технически сложных и уникальных объектов в виде проверки на соответствие
техническим  регламентам,  а  в  отношении  уникальных  объектов  --  на
допустимость  реализации  объекта  в  условиях  отсутствия   технических
регламентов.  В   иных   случаях   экспертиза   проектной   документации
выполняется аккредитованными организациями.
    В главе 9 проекта Кодекса приводится  исчерпывающий  перечень  видов
контроля за осуществлением градостроительной деятельности:
    -- государственный контроль;
    -- муниципальный контроль;
    -- общественный контроль;
    -- производственны контроль.
    При этом  Кодекс  детально  регулирует  формы  проведения  контроля.
Кодекс  устанавливает  четкий  механизм  ответственности  за   нарушение
градостроительного законодательства, при этом приоритет  при  применении
мер ответственности отдан возмещению вреда жизни и здоровью.
    Заключительная  глава  Кодекса  посвящена   регулированию   вопросов
градостроительства  в  городах  федерального  значения   --   Москве   и
Санкт-Петербургу.  Кодекс  устанавливает,   что   наделение   отдельными
полномочиями в области  градостроительной  деятельности  внутригородских
муниципальных   образований    осуществляется    законами    Москвы    и
Санкт-Петербурга.
    Законопроект  "О  введении  в  действие  Градостроительного  кодекса
Российской   Федерации"устанавливает,   что   в   течение   года   после
опубликования Кодекса должны быть разработаны и  приняты  правовые  акты
территориального  планирования  РФ,   субъектов   РФ   и   муниципальных
образований, в течение трех лет должны быть приняты концепции  правового
зонирования, в течение пяти лет -- правила землепользования и застройки,
а генеральные планы в течение семи лет со дня вступления Кодекса в силу.
    
    ПРАВОСУДИЕ
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 28156-4
    "О ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом
    чтении -- Постановление ГД ФС РФ от 4 июня 2004 г. N 633-IV ГД).
    
    Данный законопроект устанавливает основы рассмотрения уголовных  дел
судами первой инстанции с участием присяжных заседателей. В соответствии
с нормами проекта присяжными заседателями могут быть только граждане РФ,
включенные в списки присяжных заседателей и призванные  в  установленном
порядке к участию в рассмотрении уголовного дела судом.  Кроме  того,  в
статье 3 проекта приводится исчерпывающий перечень  из  семи  оснований,
препятствующих участию граждан в судебном процессе в качестве присяжных.
К таким основаниям, в частности, относятся недостижение возраста 25 лет,
наличие  непогашенной  или   неснятой   судимости,   невладение   языком
судопроизводства.
    Проект устанавливает требования к  спискам  кандидатов  в  присяжные
заседатели. Обязанность по их  составлению  возложена  на  высший  орган
исполнительной власти субъекта РФ с периодичностью раз  в  четыре  года.
Причем составляются как общий, так и  запасной  списки  кандидатов.  Оба
списка  подлежат  опубликованию  в  местной   печати.   Проектом   также
закрепляются сроки и процедура составления таких списков.  В  частности,
председатель суда не позднее, чем  за  три  месяца  до  истечения  срока
полномочий кандидатов в присяжные заседатели  представляет  руководителю
высшего  органа  субъекта  РФ  необходимое  количество   кандидатов   на
следующие четыре года. Однако это количество не  может  превышать  более
чем на 10 процентов  количество  кандидатов  в  присяжные  заседатели  в
предыдущем периоде.
    Граждане исключаются из списка кандидатов в присяжные заседатели при
выявлении одного из семи оснований, перечисленных в  части  2  статьи  7
проекта. Среди них названы достижение лицом 65 лет,  невладение  языком,
на котором ведется судопроизводство, неспособность исполнять обязанности
присяжного   заседателя   по   состоянию   здоровья,   поступление    на
государственную службу или занятие выборной должности в органах местного
самоуправления и ряд других.
    Кроме того, проект закрепляет порядок и срок исполнения  гражданином
обязанностей   присяжного   заседателя,   гарантии   его   материального
обеспечения, а также независимости и неприкосновенности.
    
    

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное