Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 12 апреля 2004 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


    
========================================================================    
     Вы можете подписаться на рассылку "Список измененных документов"  и
Вам будет представлен перечень документов. Все документы, упоминаемые  в
перечне,  включены  в  систему   КонсультантПлюс:ВерсияПроф   с   учетом
внесенных в них изменений и дополнений. Эта и другие рассылки на cервере
www.consultant.ru.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consdocchange
========================================================================    
    ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ
    
    Выпуск 12 апреля 2004 года
    
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  N  196488-3  "О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  И
ДОПОЛНЕНИЙ
    В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен  депутатами  Государственной  Думы  С.П.   Горячевой,   Н.А.
Останиной,
    В.Ф. Рашкиным и депутатами Государственной Думы третьего созыва
    З.И. Воронцовой, Ф.Г. Зиятдиновой, В.А, Лекаревой, В.В. Крутовой,
    Е.А. Костериным, А.Н. Томовым; принят в первом чтении
    -- постановление ГД ФС РФ от 24.03.2004 N 252-IV ГД).
    
    В данном законопроекте предлагается внести изменения и дополнения  в
ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской  Федерации"  от  24
июля 1998г. N 124-ФЗ (далее -- Закон).
    Необходимость   принятия   данного   законопроекта   обусловливается
отсутствием  нормативно-правового   регулирования   системы   отдыха   и
оздоровления детей.
    Согласно законопроекту, действующий  Закон  дополняется  нормами  об
отдыхе  и  оздоровлении  детей.  Так,  отдыхом  и  оздоровлением   детей
признается  комплекс  условий  и  мероприятий,  обеспечивающих  у  детей
развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление  здоровья,
профилактику  заболеваний,  закаливание  организма,  занятия  физической
культурой, спортом и туризмом,  формирование  навыков  здорового  образа
жизни, режим питания и жизнедеятельности  в  экологически  благоприятной
среде, при  соблюдении  санитарно-гигиенических  и  противоэпидемических
требований.
    Организациями  отдыха  и  оздоровления  детей   признаются   детские
оздоровительные      лагеря,      спортивно-оздоровительные      лагеря,
оборонно-спортивные   лагеря,   лагеря   труда   и    отдыха,    детские
оздоровительные центры, базы и  комплексы,  а  также  иные  организации,
независимо  от  форм  собственности,   основная   деятельность   которых
направлена на обеспечение отдыха и оздоровления детей.
    Предлагается также внести изменения в ряд статей Закона. Например, в
определение социальной инфраструктуры  для  детей,  данном  в  статье  1
Закона, вносятся изменения, дополняющие цели ее создания  --  социальная
инфраструктура будет  создаваться  помимо  прочего  не  только  с  целью
воспитания, но и отдыха  и  оздоровления  детей.  Аналогичные  изменения
вносятся в статьи 4, 8, 13 и 18 Закона.
    По мнению  разработчиков  законопроекта,  внесение  таких  изменений
позволит законодательно закрепить систему организаций в  сфере  детского
отдыха и оздоровления.
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 320661-3 "О СОБРАНИЯХ, МИТИНГАХ,
    ДЕМОСТРАЦИЯХ, ШЕСТВИЯХ И ПИКЕТИРОВАНИЯХ"
    (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом  чтении
--
    постановление ГД ФС РФ от 31 марта 2004 г. N 296-IV ГД).
    
    Целью данного законопроекта в соответствии с его преамбулой является
обеспечение реализации  права  граждан  собираться  мирно,  без  оружия,
проводить собрания,  митинги,  демонстрации,  шествия  и  пикетирования,
закрепленного в статье 31 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993
года.
    Структура проекта включает  три  главы,  первая  из  которых  вводит
понятийный аппарат указанной сферы  общественных  отношений,  определяет
уровень  их  возможного  нормативно-правового  регулирования,  а   также
закрепляет принципы проведения публичного мероприятия. В проекте названы
два таких принципа -- законность и добровольность участия  в  собраниях,
митингах,  демонстрациях,  шествиях  и  пикетированиях.  Статьей  первой
данной главы определено,  что  регулирование  общественных  отношений  в
указанной сфере находится в исключительном ведении Российской  Федерации
и может осуществляться только на уровне федерального закона.
    Глава вторая проекта устанавливает порядок организации и  проведения
публичного  мероприятия.  В  соответствии   с   нормами   данной   главы
определяется  перечень  действий,  совершаемых  в  целях  подготовки   и
проведения  публичного  мероприятия,  квалифицируемых  как   организация
собрания,  митинги,  демонстрации,  шествия  и   пикетирования.   Проект
содержит исчерпывающий перечень  требований  к  организаторам  публичных
мероприятий,  а  также  определяет  их  правовой  статус.  В  частности,
организаторы  публичного  мероприятия   вправе   вести   предварительную
агитацию в поддержку целей мероприятия, осуществлять  сбор  добровольных
пожертвований,  подписей  под  резолюциями,   требованиями   и   другими
обращениями  граждан.  Наряду  с  этим,  в   обязанность   организаторам
вменяется уведомлять орган  исполнительной  власти  или  орган  местного
самоуправления  о  проведении  публичного  мероприятия  и  предоставлять
письменное  обязательство  по  его  проведению,  а  также  предоставлять
информацию о принятии или непринятии предложения об изменении места  или
времени его проведения и ряд других. В соответствии с частью 5 статьи  5
проекта  уведомительный  характер  проведения   публичного   мероприятия
предполагает возможность его проведения только  в  случае  своевременной
подачи уведомления в орган  исполнительной  власти  или  орган  местного
самоуправления,  а  также  при  условии  принятия  его   соответствующим
органом.
    Наряду со  статусом  организатора  публичного  мероприятия  проектом
определяется правовое положение его участников. В статье  6  представлен
закрытый  перечень  прав  и  обязанностей,   а   также   законодательных
требований к  участникам  такого  мероприятия.  Кроме  того,  отдельными
статьями проекта закрепляется  круг  полномочий  органов  исполнительной
власти  или  местного  самоуправления,   уполномоченных   представителей
указанных  органов,  а  также   уполномоченного   представителя   органа
внутренних дел.
    Нормами данной главы устанавливается  порядок  и  сроки  направления
уведомления  о  проведении   публичного   мероприятия   и   закрепляются
обязательные требования к его содержанию и форме. В частности, статьей 7
проекта предусматривается обязательное указание в  уведомлении  формы  и
методов   гарантированного   обеспечения   организатором   общественного
порядка, организации медицинской помощи, использование  звукоусиливающей
аппаратуры при проведении публичного мероприятия. Отдельными положениями
проекта устанавливаются специальные требования к месту проведения такого
мероприятия. Исчерпывающий перечень  мест,  запрещенных  для  проведения
собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, приводится  в
части второй статьи 8 и состоит из восьми позиций.
    Также ряд требований предъявляется к определению времени  проведения
публичного мероприятия, допустимым формам  предварительной  агитации,  к
его материально-техническому и организационному обеспечению. Кроме того,
статьей  15  регламентируется  основания   и   порядок   приостановления
публичного мероприятия, а статьями 16 и 17 -- основания  и  порядок  его
прекращения.
    Третья  глава  законопроекта  содержит  положения,   провозглашающие
гарантии  реализации   гражданами   права   на   проведение   публичного
мероприятия и порядок  обжалования  решений  и  действий  (бездействий),
нарушающих это право.
    
    ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 328535-3 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ        
    В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
    (внесен депутатом Государственной Думы -- членом Комитета
    Государственной Думы по делам национальностей К.А. Бичелдеем;
    принят в первом чтении -- постановление ГД ФС  РФ  от  26.03.2004  N
278-IV ГД)
    
    Представленный проект закона разработан с целью устранения пробела в
российском законодательстве в части определения правового статуса  общин
коренных малочисленных народов Российской Федерации.
    Согласно федеральному закону "Об общих принципах  организации  общин
коренных малочисленных народов Севера, Сибири  и  Дальнего  Востока"  от
20.07.2000   N   104-ФЗ   общины   малочисленных   народов   --    формы
самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и  объединяемых
по кровнородственному (семья,  род)  и  (или)  территориально-соседскому
признакам, создаваемые  в  целях  защиты  их  исконной  среды  обитания,
сохранения  и  развития  традиционных  образа   жизни,   хозяйствования,
промыслов и культуры.
    Указанным федеральным законом определены общие принципы  организации
и деятельности общин коренных  малочисленных  народов,  правовые  основы
общинной   формы   самоуправления   и   государственные   гарантии   его
осуществления. При этом  в  статье  8  закона  закреплено  положение  об
обязательной государственной регистрации  общин  малочисленных  народов,
после осуществления которой эти общины  приобретают  права  юридического
лица. В то же время правовой статус общин действующим  законодательством
не определен.
    Законопроектом предлагается отнести  общины  коренных  малочисленных
народов  Российской  Федерации  к   одному   из   видов   некоммерческих
организаций. Это позволит определить статус общин малочисленных  народов
как юридических лиц и обеспечить последним право выступать полноправными
участниками гражданских и иных правоотношений.
    По  мнению  разработчика,  принятие  данного   законопроекта   будет
способствовать  решению  проблемы   занятости   коренных   малочисленных
народов, сохранению и развитию традиционного хозяйствования и промыслов.
    
    ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 399027-3 "ОБ АРХИВНОМ ДЕЛЕ
    В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом
    чтении -- постановление ГД ФС РФ от 19 марта 2004 г. N 222-IV ГД).
    
    Данный законопроект направлен на  регулирование  отношений  в  сфере
хранения, комплектования, учета  и  использования  документов  Архивного
фонда РФ и других архивных документов всех форм собственности на них.
    В статье 3 проекта содержится значительно расширенный, по  сравнению
с действующими в настоящее время  Основами  законодательства  Российской
Федерации об архивном фонде и архивах от 7 июля  1993  года,  понятийный
аппарат. Так, в указанной статье даны  определения  различных  категорий
документов (по личному составу, особо ценные  и  уникальные  документы),
что позволяет учитывать особенности каждой категории при  предоставлении
им правового регулирования.
    Необходимо также отметить, что вводятся понятия  государственного  и
муниципального  архивов.  В  целях  четкого  разграничения   компетенции
Российской Федерации, субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных
образований в области архивного дела в проекте приводится  исчерпывающий
перечень полномочий каждого из указанных видов публичных  образований  в
данной сфере. В частности к полномочиям  Российской  Федерации  отнесено
хранение,  комплектование,  учет  и  использование  архивов  и  архивных
документов органов прокуратуры, Центральной избирательной  комиссии  РФ,
Счетной  палаты  и  Центрального  банка,  государственных   внебюджетных
фондов,   а   также   федеральных   унитарных   предприятий.    Проектом
устанавливается,  что  органу  местного  самоуправления  законом   могут
передаваться   отдельные   государственные   полномочия   по   хранению,
комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к
государственной собственности и находящихся на территории муниципального
образования,   с   передачей   необходимых    для    их    осуществления
материально-технических и финансовых средств.
    Отдельная  глава  проекта  посвящена  Архивному   фонду   Российской
Федерации. В ней определяется состав фонда и основания включения в  него
документов, закрепляется компетенция уполномоченного федерального органа
исполнительной власти в области архивного  дела,  а  также  определяется
правовой режим деятельности экспертно-проверочных  комиссий  федеральных
государственных  архивов  и  порядка  проведения   экспертизы   ценности
документов.
    Кроме того, статьями 7 -- 9 данной главы  вводятся  четкие  критерии
отнесения архивных документов к федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности, а
также определяются особенности правового положения  архивных  документов
различных форм собственности.
    Статьей 11 определяются особенности гражданского оборота  документов
Архивного фонда РФ, находящихся в частной собственности, а статьей 12 --
правовой режим защиты права собственности на архивные документы.
    Отдельными   главами   проекта   вводится   регулирование   вопросов
управления, финансового и материально-технического обеспечения архивного
дела, хранения и учета архивных документов,  том  числе  по  определению
обязанностей органов всех уровней власти в сфере обеспечения сохранности
архивных  документов,  а   также   определения   источников   и   сроков
комплектования архивов.
    Условия  доступа  к   архивным   документам   и   их   использования
устанавливаются в статьях 24-26 проекта.
    Отдельными положениями проекта регулируются  вопросы  международного
сотрудничества в области архивного дела, в частности, возможности вывоза
с территории Российской  Федерации  и  ввоза  на  территорию  Российской
Федерации архивных документов и их копий.
    
    УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
    
    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО  ЗАКОНА  N  323021-3  "О  ВНЕСЕНИИ  ИЗМЕНЕНИЙ  И
ДОПОЛНЕНИЙ
    В УГОЛОВНЫЙ  КОДЕКС  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ,  УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС
    РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ   И   КОДЕКС    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ    ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ
    ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
    (внесен депутатом В.В. Гребенниковым; принят в первом чтении --
    постановление ГД ФС РФ от 26.03.2004 N 290-IV ГД)
    
    Данный законопроект  предлагает  внести  изменения  и  дополнения  в
Уголовный кодекс Российской  Федерации,  Уголовно-процессуальный  кодекс
Российской Федерации и в Кодекс об  административных  правонарушениях  в
целях унификации правовых норм в сфере установления  ответственности  за
незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации.
    Изменения,  вносимые  в  Уголовный  кодекс   Российской   Федерации,
затрагивают Главу 32 "Преступления против порядка  управления",  которую
предлагается дополнить двумя новыми составами преступлений (ст. 322.1  и
ст. 322.2).
    Статья 322.1 устанавливает ответственность за создание и  участие  в
деятельности организованной группы в целях незаконной миграции.
    Статьей 322.2 устанавливается ответственность за злостное  нарушение
законодательства Российской Федерации в области  защиты  Государственной
границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных
граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
    Кроме того, предлагается, в  целях  установления  единого  правового
режима Государственной  границы  Российской  Федерации,  из  статьи  322
исключить слово "охраняемой", тем самым устанавливая ответственность для
лиц, незаконно пересекающих Государственную границу Российской Федерации
на неохраняемом участке.
    Изменения и дополнения Уголовно-процессуального  кодекса  Российской
Федерации  затрагивают  Главу   21   "Общие   условия   предварительного
расследования",   а   именно   вопросы    проведения    предварительного
расследования и подследственность, по вновь вводимых в Уголовный  кодекс
Российской Федерации новым составам преступлений.
    Проект  закона   предполагает   внесение   изменений   в   Главу   2
"Административные  правонарушения  и  административная  ответственность"
Кодекса  об  административных  правонарушениях,  а  также  в   Главу   3
"Административное наказание" и Главу 18 "Административные правонарушения
в  области  защиты  государственной  границы  Российской   Федерации   и
обеспечение режима пребывания иностранных граждан и лиц без  гражданства
на территории Российской Федерации".
    Так, статью 3.10 "Административное выдворение за пределы  Российской
Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" законопроект
предлагает дополнить часть 3, возлагающей  на  Правительство  Российской
Федерации установление порядка выдворения иностранных  граждан  или  лиц
без  гражданства  за  пределы  Российской  Федерации,  а  также  порядка
осуществления контроля за самостоятельным выездом указанных лиц.
    Абзац второй части 3 статьи 18.1 "Нарушение  режима  Государственной
границы Российской Федерации" предлагается изложить  в  новой  редакции,
тем самым усиливая ответственность за нарушение  режима  Государственной
границы Российской Федерации. Вместе с тем,  излагая  в  новой  редакции
абзац второй части 1 данной  статьи,  регулируется  только  максимальный
размер  административного  штрафа  для  граждан,  без  установления  его
нижнего предела.
    В связи с изменением статьи 18.1  предлагается  дополнить  Главу  23
"Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать  дела  об
административных правонарушениях" соответствующими статьями 23.1 и  23.3
 .
    Проект закона предлагает изложить второй абзац часть 1 статьи  18.10
в новой редакции, тем самым дифференцировав размер  штрафа,  налагаемого
за нарушение правил привлечения и использования в  Российской  Федерации
иностранной рабочей силы, для граждан, должностных лиц и для юридических
лиц.  Также  предполагается   дополнить   данную   статью   примечанием,
распространяющим ее действие на лиц, содействующих иностранным гражданам
или лицам  без  гражданства,  не  зарегистрировавшимся  в  установленном
порядке в  качестве  индивидуального  предпринимателя,  в  осуществлении
предпринимательской деятельности.
    В  законопроекте  статья  18.11  "Нарушение   миграционных   правил"
излагается  в  новой  редакции,  расширяющие  основания  привлечения   к
ответственности за нарушения иммиграционных правил.
    Название  статьи  18.12  излагается  в  новой  редакции:  "Нарушение
беженцами или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания)  в
Российской Федерации",  и  дополняется  частью  второй,  устанавливающей
ответственность указанных лиц  за  нарушение  обязательных  условий  или
ограничений,  связанных  с  пребыванием  (проживанием)   на   территории
Российской Федерации.
    Также проект закона  предлагает  дополнить  частью  2  статью  18.14
Кодекса    об    административных    правонарушениях,    устанавливающую
ответственность  транспортной  или  иной   организации,   осуществляющей
международные перевозки, за доставку в Российскую Федерацию  иностранных
граждан или лиц без гражданства без установленных  документов  на  право
въезда на территорию Российской Федерации. Дополнительно в данную статью
вводится примечание, по которому обязанность отправки указанных  лиц,  а
также фактические расходы на  их  содержание  и  выдворение  за  пределы
Российской Федерации возлагаются на данную транспортную организацию.
    
    

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное