Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 15 декабря 2003 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


========================================================================
     Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее
важных документов регионального законодательства из базы  данных  по  79
субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве".  Эта
и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ  ЗНАТЬ,  ЧЕМ
ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion
========================================================================

    ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ

                                Выпуск 15 декабря 2003 года

    ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 369418-3
    "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен Президентом Российской Федерации; принят в первом чтении
    - постановление ГД  ФС РФ N 4543-III ГД от 19.11.2003)

    Представленный проект закона определяет правовые, организационные и
экономические основы государственной гражданской службы как одного из
видов государственной службы Российской Федерации, установленных Федеральным
законом "О системе государственной службы в Российской Федерации"
от 27.05.2003 N 58-ФЗ.
    В главе 1 законопроекта закрепляются общие положения гражданской службы
(принципы, правовая основа гражданской службы, взаимосвязь гражданской
службы с иными видами государственной службы Российской Федерации и
муниципальной службой).
    Глава 2 регламентирует  положения, касающиеся должностей государственной
службы. Помимо классификации государственных должностей, которая введена
Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации"
от 31.07.1995 N 119-ФЗ, и  подразделяющей должности государственной службы по
группам (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) и  разрядам (классные
чины) разработчик вводит новые категории должностей: руководители, помощники
(советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. В статье 12
устанавливаются квалификационные требования по должностям указанных категорий.
Отдельно закрепляются положения, касающиеся порядка ведения и утверждения
реестров должностей гражданской службы.
    В целях регламентации правового статуса государственного гражданского
служащего, в главе 3 дается определение государственного служащего, как
гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по
прохождению гражданской службы. В ней также закрепляются основные права и
обязанности государственного служащего, ограничения и запреты на гражданской
службе, а также требования к служебному поведению гражданского служащего. 
    В статье 19 законопроекта устанавливается порядок урегулирования конфликта
интересов на гражданской службе. Для соблюдения требований к служебному
поведению гражданских  служащих предусматривается создание в государственных
органах  комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского
служащего и урегулированию конфликта интересов с обязательным участием
независимых экспертов.
    В качестве элемента антикоррупционного механизма в статье 20 разработчик
предлагает закрепить обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе
и обязательствах имущественного характера не только при поступлении на
государственную службу, но и ежегодно при прохождении гражданской службы. 
    Глава 4 регулирует порядок поступления гражданина на государственную службу
и
замещение должности государственной службы как на конкурсной основе, так и
без проведения конкурса. 
    Понятие служебного контракта, его стороны, содержание, форма, срок действия
и
порядок заключения определены в главе 5. Регламентируются вопросы установления
испытания при поступлении на гражданскую службу, перевода на другую  должность
гражданской службы или перемещения, изменения существенных условий служебного
контракта, замещения должности государственной службы. 
    В главе 6 представлен исчерпывающий перечень оснований расторжения и
прекращения служебного контракта.
    Обязанности кадровой службы государственного органа по обработке, хранению
и
передаче персональных данных гражданского служащего, ведению личного дела
установлены в главе 7.
    Глава 8 регламентирует вопросы служебного времени и времени отдыха.
Предлагается  обеспечить единый подход к установлению продолжительности
отпусков на государственной гражданской службе в зависимости от замещаемой
должности, выслуги лет и условий прохождения государственной гражданской
службы.
    Порядок прохождения гражданской службы, проведения аттестации и 
квалификационного экзамена установлен в главе 9.
    Глава 10 регулирует вопросы оплаты труда и порядка формирования фонда
оплаты труда гражданских служащих. Устанавливаются составляющие денежного
содержания гражданского служащего (месячный должностной оклад по замещаемой
должности, месячный оклад за классный чин и дополнительные выплаты - за
выслугу лет, за особые условия, за работу со сведениями, составляющими
государственную тайну, премии). Одновременно вводится особый порядок
регулирования оплаты труда в зависимости от  показателей результативности
и эффективности профессиональной служебной деятельности для некоторых
категорий гражданских служащих.
    Государственные гарантии на гражданской службе закреплены в главе 11. Помимо
основных гарантий (право на прохождение гражданской службы в соответствии с
должностным регламентом, на своевременную выплату денежного содержания, на
отдых, на медицинское и социальное страхование) гражданским служащим
предлагается предоставлять и дополнительные (транспортное обслуживание,
единовременная субсидия на приобретение жилой площади).  Также устанавливаются
периоды, засчитываемые в стаж гражданской службы.
    Главой 12 регулируются вопросы поощрений и награждений за гражданскую службу,
соблюдения служебной дисциплины, применения и снятия дисциплинарных взысканий,
а также определяются условия  и  порядок проведения служебной проверки.
    Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской
службы, вопросы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения
квалификации и стажировки гражданских служащих, формирование кадрового резерва
установлены в главе 13 законопроекта. Переподготовку, повышение квалификации
и
стажировку государственных служащих предлагается осуществлять в соответствующих
образовательных учреждениях на основании государственного заказа.
    В главе 14 закрепляются источники финансирования гражданской службы и
осуществление программ развития гражданской службы.
Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль  за соблюдением
законодательства о гражданской службе, установлены в главе 15.  
    Глава 16 посвящена рассмотрению индивидуальных служебных споров.

    В заключительных положениях проект закона предусматривает признание утратившим
силу  Федерального закона "Об основах государственной службы Российской
Федерации".
    По мнению разработчика, принятие данного законопроекта  позволит повысить
эффективность  профессиональной служебной деятельности  гражданских служащих,
что будет содействовать также более эффективной работе  государственных
органов и обеспечению при этом законных прав и интересов граждан.

    СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 371345-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В
    СТАТЬИ 5 И 15 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
    ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ
АЭС"
    И В СТАТЬЮ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ
    РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС" (внесен Правительством
    Российской Федерации; принят в первом чтении - постановление ГД ФС РФ от
    28.11.2003 N 4586-III ГД )

    Данный законопроект разработан и внесен в Государственную Думу Правительством
РФ в связи с  реализацией   постановления Конституционного Суда РФ от
19.06.2002  N 11-П, признавшего некоторые положения ст. 5 и 15 Закона РФ от
15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС"  и ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 N
5-ФЗ
"О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан,
подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не соответствующими
Конституции РФ.
    Во-первых, изменения, вносимые в ч.3 ст.5 названного Закона РФ от 15.05.1991
N 1244-1,   устанавливают четкий порядок ежемесячных денежных выплат и
позволяют предусмотреть заранее - при формировании федерального бюджета
на очередной финансовый год - необходимые ассигнования с учетом прогнозов
темпов инфляции.
    Во-вторых, дополнение, предусмотренное законопроектом в п.11 ч. 1.ст.15,

устанавливает, что сохраняются ежемесячные денежные компенсации, назначенные
до вступления в силу Федерального Закона от 12.02. 2001 N 5-ФЗ в большем
размере (т.е. превышающие 250 руб.).
    В третьих, важные изменения и дополнения  вносятся в ст. 2  Федерального
Закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ. Законопроект упраздняет ограничение 
максимального размера  выплат (10 000 руб.), предусмотренные действующей
редакцией ч. 1 и 2 ст.2, и устанавливает правовое основание для сохранения
размеров ранее назначенных сумм в возмещение вреда участникам ликвидации
последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения,
трудоспособность которых в результате воздействия этой катастрофы снижена,
в том числе лицам, получающим свыше 10 000 руб. в месяц, исходя из норм и в
пределах, предусмотренных федеральным законом о бюджете Фонда социального
страхования РФ на соответствующий год.
    Новый критерий повышения сумм в возмещение вреда, предлагаемый законопроектом
в новой редакции ч.3 ст.2, распространяется на выплаты, предусмотренные ст.2
Федерального закона от 12.02.2001  N 5-ФЗ, и позволяет  устранить неопределенность
в применении  этой нормы, гарантируя  всем гражданам, на которых распространяется
указанная норма, равное право на повышение выплат в связи с инфляцией в порядке,
определяемом Правительством РФ.
    Предусмотренное  законопроектом дополнение  ч.4 ст.2 Федерального закона
от
12.02.2001  N 5-ФЗ носит уточняющий характер.  Данной поправкой учтено, что
право на возмещение вреда распространяется  на участников ликвидации
последствий  чернобыльской катастрофы, утративших трудоспособность без
установления инвалидности. 

    ФИНАНСЫ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 364858-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В
    НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИШИМ СИЛУ ЗАКОНА 
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

    (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом чтении -
    постановление ГД ФС РФ от  18 ноября 2003 г. N 4523-III ГД).           

    Данным законопроектом предполагается признать утратившим силу Закон
Российской Федерации от  27 декабря 1991 года  N 2118-1 "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" и внести соответствующие изменения в часть I
Налогового кодекса Российской Федерации от  31.07.1998 N 146-ФЗ, а также
отменить в ряде законов нормы, затрагивавшие сферу регулирования порядка
установления и сбора федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
    В Налоговом кодексе предполагается изложить в новой редакции статьи 12,
13, 14 и 15. В частности, предусматривается возможность установления
федеральных налогов и сборов не только Налоговым кодексом, но и иными актами,
если это предусмотрено Кодексом. Вносимыми изменениями определятся круг
полномочий  органов различных уровней власти в области установления, введения
в действие и отмены налогов и сборов соответствующего  уровня. 
    Пунктом 4 статьи 12 Кодекса предусматривается более детальное
регулирование  правового режима местных налогов. В связи с этим определено,
что  земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются,
наряду с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов
местного самоуправления поселений и городских округов и являются обязательными
к уплате  на территориях поселений, городских округов (межселенных территориях),
а  транспортный налог и торговый сбор - нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления муниципальных районов
(городских округов) и являются обязательными  к уплате на территориях
муниципальных районов (городских округов).
    Кроме того, в рассматриваемом законопроекте предусматривается
достаточно четкое разграничение налогов  и сборов и иных неналоговых
платежей. К последним, в частности, проектом отнесены платежи за негативное
воздействие на окружающую среду, за пользование лесным фондом, а также
таможенные пошлины и сборы. Их правовой режим предполагается регулировать
специальными федеральными законами.
    Данным проектом предусматривается также перераспределение  налоговых
платежей между бюджетами различных уровней и уточнение видов налогов и сборов.
    Так, значительно сокращено количество  федеральных и региональных налогов
за
счет отнесения части из них к неналоговым платежам, а также к ведению бюджетов
других уровней, конкретизировано понятие акциза как налогового сбора. 
    Представленный законопроект дает более расширенное определение понятию
специального налогового режима, а также впервые приводит исчерпывающий
перечень таких режимов. 
    Наряду с отменой Закона "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации"  предполагается признать утратившими силу ряд законодательных
актов в целях  достижения непротиворечивости нормативно-правового
регулирования в рассматриваемой области.

    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 362931-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В
    ЗАКОН  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ" 
    (внесен депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, Г.В. Куликом, О.В.
    Морозовым, В. Б. Шубой, В. Г. Драгановым, В. П. Никитиным; принят в первом
    чтении - постановление ГД ФС РФ от  28 ноября 2003 г. N 4594-III ГД).   
          
   
    Данным законопроектом предполагается внести в Закон Российской Федерации
от
21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" ряд изменений, направленных
главным образом на регламентацию порядка установления и применения тарифных
квот.
    С этой целью 36 статья указанного Закона излагается в новой редакции,
предполагающей, в первую очередь,  выделение института таможенных тарифных
квот в самостоятельный вид таможенного регулирования, не связанный с
преференциальным ввозом товаров, происходящих из государств, исчерпывающий
перечень которых приведен в данной статье. 
    Вносимые изменения предполагают, что для товаров, ввозимых из государств,
образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или
таможенный союз,  либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой
зоны или такого союза, а также товаров, происходящих из развивающихся стран,
пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, возможно
установление преференций по таможенному тарифу только в виде освобождения от
оплаты пошлины или снижении ставок пошлин. 
    В отношении тарифных квот, ограничивающих импорт (экспорт) товаров по их
количеству или стоимости, рассматриваемый законопроект предусматривает
возможность  снижения или повышения ставки таможенных пошлин в отношении
сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются,
выращиваются) в Российской Федерации.  Кроме того, такие квоты устанавливаются
в отношении указанных товаров, ввозимых на таможенную территорию России в
определенных количествах в течение одного года.
    Также рассматриваемый законопроект предполагает закрепление за Правительством
Российской Федерации обязанности по установлению и определению порядка
распределения тарифных квот.
    Наряду с этим предполагается исключение второго абзаца пункта 2 статьи 3
Закона, закрепляющего за Верховным Советом Российской Федерации  полномочия
по установлению предельных ставок ввозных таможенных пошлин, применяемые в
отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях
с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой
нации. Необходимость внесения соответствующих изменений возникает вследствие
введения новой редакции статьи 36 Закона. 

    ОБОРОНА

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 395392-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
    ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" 
    (внесен Президентом Российской Федерации; принят в первом чтении -
    постановление ГД ФС РФ от  28 ноября 2003 г. N 4593-III ГД).            
 

    Данный законопроект предусматривает внесение изменений в Закон
Российской Федерации от 21.01.1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях
и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях
государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах", в Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской
обязанности и военной службе" и в Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ
"О статусе военнослужащих" в сфере предоставления  льгот военнослужащим. 
    1) В  Законе "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим,
проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и
Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного
положения и при вооруженных конфликтах" предусматривается признать утратившей
силу статью 4, регулирующую порядок предоставления дополнительных отпусков
соответствующим категориям военнослужащих. 
    2) В Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"
предполагается внести следующие изменения: 
    Действие пункта 4 статьи, закрепляющего обязательность государственной
дактилоскопической регистрации,  предполагается распространить на иностранных
граждан. 
    Наряду с этим, данный Федеральный закон предполагается дополнить
статьей 341, устанавливающий правовые основы проведения испытания при
поступлении на военную службу. В рамках этого устанавливается исчерпывающий
перечень должностей, при приеме на которые может быть установлено такое
испытание,  и открытый перечень требований, которым должны соответствовать
кандидаты на эти должности. В этой же норме устанавливаются сроки и
особенности прохождения такого испытания, а также последствия  признания
кандидата не выдержавшим его. Соответствующее дополнение вносится в статью 51,
определяющую основания увольнения с военной службы.
    Вместе с тем, рассматриваемый законопроект  вносит ряд изменений в
порядок исчисления сроков прохождения военной службы. Так, исключается
пункт 2 статьи 38, устанавливавший, что военнослужащим, проходящим военную
службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач
в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных
учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных
во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два
дня военной службы по призыву.
    3)  В  Федеральном законе "О статусе военнослужащих" предполагается
закрепить ряд положений, касающихся предоставления дополнительных отпусков
военнослужащим. Так, отпуска для военнослужащих, исполняющих обязанности
военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных
конфликтах, предполагается засчитывать в счет основного отпуска.
Дополнительный отдых, предусмотренный пунктами 1 и 3 статьи 11, не
планируется предоставлять военнослужащим, проходящим военную службу
в соединениях и воинских частях постоянной готовности. Данной категории
военнослужащих предполагается дополнительно выплачивать дифференцированную
надбавку за особые условия боевой подготовки в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
    Аналогичным образом для этой категории военнослужащих не
планируется предоставлять ежегодный бесплатный проезд к месту использования
основного отпуска и обратно. Вместо этого им будет выплачиваться денежная
компенсация, порядок предоставления и размеры которой определяются
Правительством России. 

    ПРАВОСУДИЕ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 371610-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В
    УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен депутатом ГД ФС РФ Райковым Г.И.; принят в первом чтении -
    Постановление ГД ФС РФ от 28.11.2003 N 4590 - III ГД)

    Законопроект вносит поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, изменяющие
срок предъявления обвинения подозреваемому в совершении преступления
террористического характера. По мнению разработчиков законопроекта,
действующий в настоящее время при расследовании преступлений террористической
направленности 10-дневный срок предъявления обвинения подозреваемому,
установленный статьей 100 УПК РФ, не всегда достаточен.
    В проекте закона предлагается увеличить с 10 до 30 суток срок предъявления
обвинения подозреваемому в совершении преступления по таким статьям
Уголовного кодекса РФ, как "Терроризм", "Вовлечение в совершение преступлений
террористического характера или иное содействие их совершению",
"Захват заложника", "Организация незаконного вооруженного формирования или
участие в нем", "Бандитизм", "Посягательство на жизнь государственного или
общественного деятеля", "Насильственный захват власти или насильственное
удержание власти", "Вооруженный мятеж", "Диверсия", "Нападение на лиц или
учреждения, которые пользуются международной защитой".
    Также законопроектом предлагается распространить основания для избрания меры
пресечения, установленные статьей 97 УПК РФ, не только на обвиняемого, но и
на подозреваемого.













                                                                                        
        
        
        

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное