Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 02 июня 2003 года


Информационный Канал Subscribe.Ru


========================================================================
     Новости законодательства регионов. Ежемесячный обзор новых наиболее
важных документов регионального законодательства из базы  данных  по  79
субъектам РФ -- в рассылке "Новое в региональном законодательстве".  Эта
и  другие  рассылки  на  cервере  www.consultant.ru.  ЛУЧШЕ  ЗНАТЬ,  ЧЕМ
ПРЕДПОЛАГАТЬ.

Код рассылки в Subscribe.Ru: law.russia.review.consregion
========================================================================

    ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТОВ

                                      Выпуск 2 июня 2003 года

    ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 297386-3 "О ВНЕСЕНИИ
    ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГРАЖДАНСТВЕ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ Е.П. Ищенко,
    С.И. Загидуллиным, Н.В. Коломейцевым, А.А. Орголайненом,
    Н.В. Арефьевым; принят в первом чтении -- постановление ГД ФС
    РФ N 4028 -- III ГД от 15.05.2003)

    Проект  федерального   закона   устанавливает   упрощенный   порядок
получения гражданства Российской  Федерации.  Так,  право  на  получение
гражданства Российской Федерации (без пятилетнего  срока  проживания  на
территории Российской Федерации) имеют  --  лица,  которые  проживали  в
государствах, входивших в состав СССР, имели в прошлом гражданство СССР,
не  получили  гражданства  этих  государств  и   остались   лицами   без
гражданства.
    Уточняется, что  лица  родившиеся  на  территории  РСФСР  и  имевшие
гражданство СССР, вправе получить гражданство Российской Федерации после
проживания на территории Российской Федерации в течение одного года.
    Законопроектом  предлагается   включить   в   число   лиц,   которым
гражданство Российской Федерации предоставляется в  упрощенном  порядке:
лиц,  родившихся  на  территории  РСФСР,   имевших   гражданство   СССР,
проживавших в государствах, входивших  в  состав  СССР  и  прибывших  на
жительство  в  Российской  Федерации  до  момента  вступления   в   силу
Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Этой категории
гражданство  Российской   Федерации   предоставляется   без   соблюдения
требования об определенном сроке проживания в Российской Федерации.

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 310378-3 "О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ"
    (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении --
    постановление ГД ФС РФ от 23.05.2003 N 4086-III ГД)

    Правовой  институт  "коммерческая  тайна"  определен   статьей   139
Гражданского кодекса РФ, статья 151 Основ гражданского  законодательства
Союза ССР в действующей части определяет понятие  "секреты  производства
(ноу-хау)". Кроме того, действующие нормативные акты и  других  отраслей
права содержат  разрозненные  нормы,  касающиеся  вопросов  коммерческой
тайны. Так, ответственность за нарушение  прав  обладателя  коммерческой
тайны  установлена  Гражданским  кодексом  РФ,  Уголовным  кодексом  РФ,
Кодексом РФ об административных правонарушениях, Трудовым  кодексом  РФ.
Противоречивость этих  норм  права  создала  возможность  различного  их
толкования в правоприменительной практике.
    Отсутствие     законодательного     акта      прямого      действия,
систематизирующего  положения   действующего   законодательства   PT   и
регулирующего   отношения,   связанные   с   отнесением   информации   к
коммерческой   тайне,   оборотом   такой   информации   и   охраной   ее
конфиденциальности способствует оттоку  коммерчески  ценной  информации,
полученной в результате интеллектуального труда.
    Разработанный  Правительством  РФ  проект  федерального  закона   "О
коммерческой   тайне"   призван   систематизировать   и    урегулировать
правоотношения, связанные с коммерческой тайной.
    Законопроект   предусматривает   правовое   регулирование   основных
вопросов  отнесения  информации  к  коммерческой  тайне,  оборота  такой
информации и охраны ее конфиденциальности.
    Согласно статье 4 законопроекта, к  коммерческой  тайне  может  быть
отнесена    научно-техническая,    технологическая,     производственная
информация,   в    том    числе    секреты    производства    (ноу-хау),
финансово-экономическая и иная информация, которая имеет  действительную
или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее  третьим
лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране
конфиденциальности которой обладатель коммерческой  тайны  принял  меры,
предусмотренные законом.
    Статьей 5 законопроекта установлены законодательные  ограничения  на
отнесение информации к коммерческой тайне.
    Законопроектом закреплены права обладателя коммерческой тайны, в том
числе  право  на  использование  информации,  составляющей  коммерческую
тайну, для собственных нужд, на  разрешение  или  запрещение  доступа  к
информации, на ввод ее  в  гражданский  оборот,  на  судебную  защиту  и
некоторые другие (статья 7). Одновременно устанавливается обязательность
предоставления  органам  государственной  власти,  суда  и   прокуратуры
информации, составляющей коммерческую  тайну,  в  случаях  возникновения
необходимости выполнения данными органами  своих  функций  в  рамках  их
компетенции, установленной федеральными законами.
    Также   законопроектом   регулируются   отношения,    связанные    с
коммерческой тайной, полученной при выполнении  служебных  обязанностей,
при    выполнении    государственного    контракта    для    федеральных
государственных нужд и нужд субъекта РФ.
    Статьей  10  законопроекта   определены   имущественные   права   на
информацию, составляющую коммерческую тайну.
    Кроме того, законопроектом устанавливается режим коммерческой  тайны
(статья  11)  и  требования  к  охране  конфиденциальности   информации,
составляющей коммерческую тайну, в том  числе  при  трудовых  отношениях
(статья 12), в гражданско-правовых отношениях  (статья  13),  в  органах
государственной власти (статья 14).
    Законопроектом   предусмотрена    ответственность    за    нарушение
законодательства РФ о коммерческой тайне (статья 15). При этом закреплен
принцип полного возмещения причиненных убытков  обладателю  коммерческой
тайны лицом, нарушившим его права.

    ФИНАНСЫ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 292922-3 "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
    В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГЛАВА 29 "ВОДНЫЙ
    НАЛОГ"), ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ДРУГИЕ АКТЫ
    ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ
    УТРАТИВШИМ СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЛАТЕ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
    ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ"
    (внесен Правительством РФ; принят в первом чтении --
    постановление ГД ФС РФ N 4015-III ГД от 15.05.2003)

    Целью данного законопроекта является приведение  законодательства  о
плате за  пользование  водными  объектами  в  соответствие  с  Налоговым
кодексом РФ. Согласно проекту  закона,  НК  РФ  дополняется  главой  29,
которая структурно входит в раздел IX  "Региональные  налоги  и  сборы".
Плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом.
    Налогоплательщиками  водного   налога   признаются   организации   и
физические    лица,    осуществляющие    специальное    и(или)    особое
водопользование в соответствии с законодательством РФ.
    В  статье  2   законопроекта   перечислены   виды   водопользования,
признаваемые  объектами  налогообложения   водным   налогом,   а   также
определены    виды    водопользования,    не    являющиеся     объектами
налогообложения. В данном  перечне  отсутствует  такой  вид  пользования
водными объектами, как сброс сточных вод  в  водные  объекты.  Налоговая
база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении
каждого  водного  объекта,  каждого  вида   водопользования.   Налоговым
периодом признается квартал.
    Законопроектом устанавливаются твердые специфические  ставки  налога
по бассейнам рек,  озер,  морей  и  экономическим  районам,  исключаются
отдельные льготы, установленные действующим законодательством о плате за
пользование водными объектами.
    Сумма водного налога будет  в  полном  объеме  зачисляться  в  доход
бюджетов субъектов РФ.
    Законопроектом  сохранен  льготный  порядок  оплаты  за  пользование
водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения,
по минимальным ставкам. Ставка водного  налога  за  пользование  водными
объектами при заборе воды для водоснабжения населения устанавливается  в
размере 70 руб. за 1000 куб. м. воды, забранной из водного объекта,  при
средней ставке водного  налога  за  пользование  водными  объектами  при
заборе воды из поверхностных и подземных водных  объектов  270  руб.  за
1000 куб. м.
    В  связи  с  введением  водного  налога   предусматривается   отмена
Федерального закона "О плате за пользование водными объектами", а  также
Федеральных законов от 30 марта 1999 г. N 54-ФЗ и от 7 августа 2001 г. N
111-ФЗ, которыми были внесены соответствующие изменения и  дополнения  в
указанный Закон.
    Вносятся соответствующие дополнения в статью 48  Бюджетного  кодекса
Российской Федерации и в статью 19 Закона  Pоссийской  Федерации  от  27
декабря 1991 г. N 2118-1 "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации".

    ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 153828-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
    И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ
    РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,
    АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"
    (внесен Правительством Российской Федерации; принят в первом
    чтении -- постановление ГД ФС РФ N 4002-III ГД от
    14.05.2003)

    Представленный   проект   закона   разработан   в   целях   усиления
государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и
спиртосодержащей продукции, а также в связи с необходимостью  приведения
действующего законодательства в соответствие со второй частью Налогового
кодекса Российской Федерации.
    Наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий  законопроект
определяет дополнительные  меры,  направленные  на  дальнейшее  усиление
государственного  контроля  в  данной  сфере  экономики  и   планомерное
вытеснение теневого сектора.
    Предлагаемые изменения  и  дополнения  затрагивают  практически  все
статьи действующего  Федерального  закона  от  22.11.1995  N  171-ФЗ  "О
государственном регулировании производства и оборота  этилового  спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
    Так, расширяется  сфера  действия  настоящего  закона.  Закон  будет
распространяться на деятельность организаций, связанную с  изготовлением
и  оборотом  лекарственных,   лечебнопрофилактических,   диагностических
средств (включая гомеопатические препараты), в том  числе  изготовленных
по индивидуальным рецептам,  содержащих  этиловый  спирт  и  разлитых  в
емкости более 100  мл.  В  отношении  парфюмернокосметической  продукции
указанный закон будет применяться,  если  объем  емкости  изготовленного
спиртосодержащего средства будет более 270 мл.
    В закон предлагается ввести такие новые понятия как головная фракция
этилового спирта, квота использования, квота закупки, квота производства
и специальное разрешение на поставку.
    Предлагается  производить  оборот   спиртосодержащей   продукции   и
головной фракции этилового  спирта  только  в  пределах  квот  поставки,
закупки  или  использования,  установленных  на  федеральном  уровне.  В
отличие от предложенных изменений действующий  закон  регулирует  только
оборот этилового спирта.
    Вносятся изменения в  условия  производства  и  оборота  алкогольной
продукции. Готовая алкогольная продукция должна будет разливаться только
в  стеклянную  тару  определенной  емкости,  установленной  действующими
государственными  стандартами.  В  соответствии  с  введенной   системой
акцизных складов и региональных марок изменения статьи 12 законодательно
закрепляют использование марок и вводят их соответствующие определения.
    В связи с большими нарушениями, возникающими при экспорте товаров, и
возвратом НДС  предлагается  запретить  предприятиям  --  производителям
алкогольной продукции осуществлять экспорт иных  товаров  несобственного
производства помимо этилового спирта и алкогольной продукции.
    Вводятся дополнительные ограничения в области производства и оборота
этилового  спирта,  алкогольной  и  спиртосодержащей   продукции.   Так,
предлагается ввести запрет на следующие виды деятельности:
    --  производство  вин  без   оснащения   оборудования   контрольными
приборами учета готовой продукции;
    --   на   производство   спирта   этилового   денатурированного    и
спиртосодержащей продукции в едином технологическом цикле, минуя  стадию
производства и учета этилового спирта;
    -- на поставку этилового спирта  и  спиртосодержащей  продукции,  не
расфасованной в потребительскую тару и не предназначенной для поставки в
торговую сеть.

    ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 319322-3 "О КУРОРТНОМ РЕГИОНЕ
    КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ"
    (внесен депутатами ГД ФС РФ В.С. Катренко, В.В. Володиным,
    Н.Ф. Герасименко, О.В. Морозовым, В.А. Пехтиным, Г.И.
    Райковым, Л.К. Слиска, Б.Г. Кибиревым; принят в первом
    чтении -- постановление ГД ФС РФ от 15.05.2003 N 4014-III
    ГД)

    Данный проект закона внесен с целью регулирования основ  организации
и  функционирования  особо  охраняемого  курортного  региона  Кавказские
Минеральные Воды.
    В настоящее время отношения, касающиеся природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также особо  охраняемых
природных  территорий  регулируются  нормами  Федеральных   законов   от
23.02.1995    N     26ФЗ     "О     природных     лечебных     ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и от 14.03.1995  N  33-ФЗ
"Об особо  охраняемых  природных  территориях".  Указанный  законопроект
призван конкретизировать и развить положения  перечисленных  федеральных
законов в отношении курортного региона Кавказские Минеральные Воды.
    Законопроект является первым из ряда аналогичных  проектов  законов,
конкретизирующих порядок природопользования и охранных  мероприятий  для
особо охраняемых природных зон Российской Федерации.
    Прежде  всего,  в  законопроекте  определяются  статус   и   граница
Кавказских Минеральных Вод. Кроме  того,  проект  закрепляет  полномочия
органов государственной власти федерального и регионального  уровней,  а
также  органов  местного  самоуправления   по   управлению   Кавказскими
Минеральными Водами.
    В законопроекте урегулированы вопросы, касающиеся  земель,  лесов  и
недр данного курортного региона. Например, земельные участки, включенные
в  территорию   Кавказских   Минеральных   Вод,   являются   федеральной
собственностью, подлежат особой охране и не подлежат приватизации.

    ПРАВОСУДИЕ

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА N 298915-3 "О
    ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен Президентом РФ; принят в первом чтении --
    Постановление ГД ФС РФ от 15.05.2003 N 4008 -- III ГД)

    ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА N 298921-3 "О
    ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ
    ФЕДЕРАЦИИ"
    (внесен Президентом РФ; принят в первом чтении --
    Постановление ГД ФС РФ от 15.05.2003 N 4009 -- III ГД)

    Целью принятия указанных законопроектов является  усовершенствование
законодательства о судебной системе, и, в  частности,  развитие  системы
арбитражных судов в РФ.
    Проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений  и
дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных  судах  в
Российской федерации"  предлагает  образовать  до  1  января  2006  года
двадцать арбитражных  апелляционных  судов  с  использованием  окружного
принципа их образования. Арбитражные апелляционные суды  будут  являться
судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности
судебных актов арбитражных судов субъектов РФ,  принятых  ими  в  первой
инстанции, что позволит исключить положение, при котором  в  арбитражном
суде субъекта РФ не только принимается решение, но и осуществляется  его
проверка. При этом арбитражные суды субъектов РФ будут  рассматривать  в
апелляционной инстанции повторно  дела,  рассмотренные  в  этом  суде  в
первой   инстанции,   впредь   до   начала   деятельности    арбитражных
апелляционных судов.
    В законопроекте устанавливается, что арбитражный  апелляционный  суд
действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда  и  двух
судебных коллегий по рассмотрению споров, возникающих из  гражданских  и
иных  правоотношений  и  из  административных  правоотношений.  В  целях
приближения правосудия  к  месту  жительства  участвующих  в  деле  лиц,
проживающих  в  отдаленных  местностях,  а  также  с   учетом   большого
количества  дел,  рассматриваемых  арбитражными   судами   в   отдельных
местностях,  в  составе  арбитражного  апелляционного  суда  по  решению
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные
коллегии по рассмотрению отдельных категорий  дел,  а  также  постоянные
судебные присутствия, расположенные  вне  места  постоянного  пребывания
арбитражного апелляционного суда.
    Для   назначения   на    должности    председателей,    заместителей
председателей  и  судей  арбитражных  апелляционных  судов  законопроект
предлагает  установить  такой  же  порядок,  как  и  для  назначения  на
должности председателей, заместителей председателей и судей  федеральных
арбитражных судов  округов.  Должностные  оклады  председателя,  первого
заместителя   председателя,   заместителя   председателя,   председателя
судебного   состава   и   судей   арбитражного    апелляционного    суда
устанавливаются   в   размере   должностных    окладов    соответственно
председателя,    первого    заместителя    председателя,     заместителя
председателя,  председателя  судебного  состава  и  судей   федерального
арбитражного суда округа.
    В   законопроекте   предлагается    ограничить    срок    полномочий
председателей судебных составов тремя годами с возможностью  утверждения
на должность неоднократно. Также предлагается включать судей  в  составы
президиумов сроком на два года с возможностью последующего переизбрания.
В аппарате  арбитражного  суда  (ст.  45)  предложено  ввести  должность
администратора, что, по мнению разработчиков, поможет  повышению  уровня
организации деятельности арбитражных судов.
    Также в законопроекте содержится поручение Правительству  Российской
Федерации предусматривать в проектах федеральных  бюджетов  на  2004  --
2005 годы увеличение штатной численности судей  и  работников  аппаратов
арбитражных судов  и  выделение  Высшему  Арбитражному  Суду  Российской
Федерации дополнительных средств на финансирование расходов, связанных с
образованием  арбитражных  апелляционных  судов,   а   также   поручение
рассмотреть вопрос о внесении дополнений в Федеральную целевую программу
"Развитие   судебной   системы   России"   на   2002   --   2006   годы,
предусматривающих   увеличение   объемов   государственных   капитальных
вложений на строительство, реконструкцию  и  ремонт  зданий  арбитражных
судов, а также строительство (приобретение) жилья для судей и работников
аппаратов арбитражных судов.
    В связи с тем,  что  после  принятия  вышеуказанного  законопроекта,
потребуется   внесение   изменений   и    дополнений    в    Федеральный
конституционный  закон  "О  судебной  системе   Российской   Федерации",
Государственной   Думой   Федерального   Собрания   РФ   принят   проект
Федерального конституционного закона "О внесении изменений и  дополнений
в федеральный  конституционный  закон  "О  судебной  системе  Российской
Федерации".  Данным   законопроектом   предусматриваются   изменения   и
дополнения, которые  необходимо  внести  в  Федеральный  конституционный
закон "О судебной системе Российской Федерации" в связи  с  образованием
арбитражных апелляционных судов.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное