Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 24.12.2014


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Информация Банка России от 24.12.2014 "О кредитах в иностранной валюте, обеспеченных залогом прав требования по кредитам в иностранной валюте"

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 24.12.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

1. Роспотребнадзор разъяснил, как указывать цены в условных денежных единицах

2. С 2015 г. изменится порядок обложения движимого имущества налогом на имущество организаций

3. Разъяснено, в каких случаях заполняются графа 7 книги покупок и графа 11 книги продаж

4. Об освобождении от ответственности при выявлении ошибок в ранее поданном расчете РСВ-1

5. Минфин России согласился с позицией ВАС РФ по вопросу определения понятия налоговой льготы

6. При осуществлении операций, освобождаемых от НДС, счета-фактуры составлять можно

7. Предоставляемая командированным работникам квартира не является амортизируемым имуществом

8. Долг от 500 тыс. руб. может повлечь банкротство физлица - такой проект принят Госдумой

9. Плательщики ЕНВД смогут проверить правильность заполнения новой налоговой декларации

1. Роспотребнадзор разъяснил, как указывать цены в условных денежных единицах

Информация Роспотребнадзора от 17.12.2014 "Об указании цены товара в условных единицах"

Роспотребнадзор разъяснил, что цену договора в рублях можно определять в порядке, предусмотренном в п. 2 ст. 317 ГК РФ.

Согласно этому порядку в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или условных денежных единицах. В таком случае подлежащая уплате в рублях сумма рассчитывается по официальному курсу соответствующей валюты (условных денежных единиц) на день платежа, если иной курс или иная дата не установлены законом или соглашением сторон.

Роспортебнадзор фактически разрешил применять п. 2 ст. 317 ГК РФ к отношениям, регулируемым Законом о защите прав потребителей. В то же время п. 2 ст. 10 этого Закона требует предоставлять информацию о цене товаров (работ, услуг) в рублях. Также ведомство обратило внимание на обязанность продавца обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары (п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

Напомним, что Закон о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие при приобретении товаров (работ, услуг) гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Полагаем, что на основании представленной Роспотребнадзором информации можно сделать следующий вывод. При реализации товаров (работ, услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, продавцы могут указывать на ценниках цены в иностранной валюте (условных денежных единицах), а также курс, по которому цены будут пересчитываться в рубли. Если курс на ценнике не определен, применяется официальный курс соответствующей валюты (условных денежных единиц) на день платежа. При этом оплата должна производиться в рублях.

2. С 2015 г. изменится порядок обложения движимого имущества налогом на имущество организаций

Федеральный закон от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Основные средства, включенные в соответствии с Классификацией основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) в первую или вторую амортизационную группу, с 1 января 2015 г. не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций. Данное положение закреплено в новой редакции пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Согласно указанной Классификации к первой и ко второй амортизационным группам относятся объекты основных средств со сроком полезного использования соответственно от одного до двух лет включительно и свыше двух лет до трех лет включительно.

Напомним, что до 2015 г. движимое имущество, которое с 1 января 2013 г. принято на учет в качестве основных средств, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций. Это касается в том числе транспортных средств, которые в соответствии с названной Классификацией относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно). Согласно разъяснениям Минфина России действующее до 2015 г. положение пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ распространяется как на бывшее в употреблении имущество, приобретенное и принятое на учет после 1 января 2013 г., так и на имущество, полученное при реорганизации, лизинговое имущество и т.д. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года, Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

В связи с внесенными изменениями с движимого имущества, не относящегося к первой или второй амортизационной группе, с 1 января 2015 г. необходимо уплачивать налог на имущество организаций. Однако это правило не распространяется на движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г., за исключением случаев, предусмотренных в п. 25 ст. 381 НК РФ. Указанная льгота не применяется, если принятие на учет произошло в результате реорганизации или ликвидации юридиче ских лиц. Также подлежит налогообложению движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в результате его передачи (включая приобретение) между лицами, признаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

О других вступающих в силу с 1 января 2015 г. нововведениях, касающихся Налогового кодекса РФ и законодательства о страховых взносах, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

3. Разъяснено, в каких случаях заполняются графа 7 книги покупок и графа 11 книги продаж

Письмо Минфина России от 26.11.2014 N 03-07-11/60221

Финансовое ведомство разъяснило отдельные вопросы применения положений Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 735) о правилах заполнения книг покупок и продаж.

Согласно анализируемому Письму реквизиты документов, которые подтверждают уплату сумм НДС, принимаемых к вычету после их фактической уплаты, отражаются в графе 7 книги покупок в случаях, предусмотренных ст. 172 НК РФ, в том числе при ввозе товаров в Россию. В Письме не рассмотрены другие ситуации. Полагаем, что к ним можно отнести случай, когда имущество в аренду сдают, в частности, органы государственной власти (п. 3 ст. 161, п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). В этой ситуации названные сведения в графе 7 книги покупок должен указывать налоговый агент - арендатор.

В графе 11 книги продаж, по мнению финансового ведомства, необходимо проставить номер и дату документа, подтверждающего оплату счета-фактуры, например, если продавцом получен аванс, НДС исчислен налоговыми агентами, поименованными в п. п. 2, 3 ст. 161 НК РФ, или получены средства, которые согласно п. 1 ст. 162 НК РФ увеличивают налоговую базу.

Информацию о порядке заполнения указанных граф см. в Практическом пособии по НДС.

Подробнее о дате начала применения Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 в редакции Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 735 см. в ыпуск обзора от 08.10.2014, а также Правовой календарь на III квартал 2014 года. О некоторых изменениях, внесенных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 N 735, см. выпуск обзора от 13.08.2014.

4. Об освобождении от ответственности при выявлении ошибок в ранее поданном расчете РСВ-1

Письмо ПФ РФ от 20.11.2014 N НП-30-26/14991

В рассматриваемом Письме ПФР дал разъяснение об отсутствии оснований привлечь к ответственности плательщика страховых взносов, который выявил ошибки в ранее представленных расчетах по форме РСВ-1 и отразил суммы доначисленных в связи с этим взносов в строке 120 разд. 1 и разд. 4 расчета за текущий период.

Напомним, что в Письме от 25.06.2014 N НП-30-26/7951 ПФР рекомендовал плательщикам страховых взносов исправлять такие ошибки, подавая уточненный расчет в течение двух месяцев с момента окончания отчетного периода, в котором были указаны неполные или недостоверные сведения. Если названный срок пропущен, рекомендовалось отразить исправления в расчете за текущий период в строке 120 разд. 1 и разд. 4. Подробнее об этом см. Выпуск обзора от 30.07.2014.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона о страховых взносах в данной ситуации предусмотрена возможность освободить от штрафа за неуплату (неполную уплату) страховых взносов только лиц, представивших уточненные расчеты. Страхователи, отразившие суммы доначисленных страховых взносов за предыдущие периоды в строке 120 разд. 1 и разд. 4 расчета РСВ-1 за текущий период, данным Законом от ответственности не освобождаются. В рассматриваемом Письме ПФР указал, что и в последнем случае оснований для наложения штрафа, предусмотренного в ч. 1 ст. 47 Закона о страховых взносах, нет.

5. Минфин России согласился с позицией ВАС РФ по вопросу определения понятия налоговой льготы

Письмо Минфина России от 03.12.2014 N 03-07-15/61906

Минфин России согласился с позицией Пленума ВАС РФ, что предусмотренное в п. 6 ст. 88 НК РФ полномочие инспекции при проведении камеральной проверки истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы, реализуется только в тех из перечисленных в ст. 149 НК РФ случаях, которые соотносятся с понятием налоговой льготы. Ранее финансовое ведомство по этому вопросу не высказывалось.

Напомним, что указанное понятие закреплено в п. 1 ст. 56 НК РФ. Согласно данному пункту льготами по налогам признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Рассматривая это определение, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 пришел к выводу, что законодательно предусмотрены, в частности, налоговые льготы в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ), религиозных организаций (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ), общественных организаций инвалидов (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ), коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (пп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Из названного судебного акта следует, что установленные в ст. 149 НК РФ специальные правила налогообложения операций не всегда признаются льготой. При проведении камеральной налоговой проверки документы по таким операциям не могут быть истребованы со ссылкой на п. 6 ст. 88 НК РФ, так же как и документы по операциям, которые в силу п. 2 ст. 146 НК РФ не являются объектом обложения НДС.

О позициях судов по рассматриваемому вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС. Подробнее о Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 см. выпуск обзора от 02.07.2014.

6. При осуществлении операций, освобождаемых от НДС, счета-фактуры составлять можно

Письмо Минфина России от 25.11.2014 N 03-07-09/59838

Финансовое ведомство разъяснило, что составление счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС согласно ст. 149 НК РФ, нормам Налогового кодекса РФ не противоречит. Полагаем, в данном случае составлять счета-фактуры можно, но НДС в них не выделяется.

Ведомство не сообщает, как заполнять счета-фактуры в этой ситуации. Налоговое законодательство не содержит требования о добавлении надписи (проставлении штампа) "Без налога (НДС)" при таких обстоятельствах. Напомним, что названное требование было предусмотрено в п. 5 ст. 168 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.), в частности, для случаев, когда фирма совершает операции, освобождаемые от налогообложения в силу ст. 149 НК РФ. Можно предположить, что добавление указанной надписи (штампа) снизит вероятность споров с контролирующими органами.

Дополнительно см. Практическое пособие по НДС.

7. Предоставляемая командированным работникам квартира не является амортизируемым имуществом

Письмо Минфина России от 24.11.2014 N 03-03-06/2/59534

Находящаяся в собственности организации служебная квартира, которая используется для проживания работников, направленных в командировку, не является основным средством, следовательно, она не относится к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода. В связи с этим амортизационные отчисления по ней не учитываются для целей налогообложения прибыли. Минфин России пришел к данному выводу, проанализировав п. 1 ст. 256 НК РФ и п. 1 ст. 257 НК РФ.

В то же время, как разъясняет финансовое ведомство, такая квартира может быть отнесена к обслуживающим производствам и хозяйствам и расходы на ее содержание могут быть включены в базу по налогу на прибыль с учетом положений ст. 275.1 НК РФ. Подробнее об особом порядке налогообложения для организаций, в состав которых входят подразделения, ведущие деятельность с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

Отметим, что в Письме от 25.03.2010 N 03-03-06/1/184 Минфин России указывал, что расходы организации на приобретение в собственность квартир для расселения работников из общежития не являются расходами на приобретение амортизируемого имущества и они не должны учитываться в целях налогообложения прибыли. При этом по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, к числу которых относится и жилой фонд, налоговая база определяется в соответствии с положениями ст. 275.1 НК РФ.

Дополнительные материалы по вопросу о том, относится ли к амортизируемому имуществу жилой фонд, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

8. Долг от 500 тыс. руб. может повлечь банкротство физлица - такой проект принят Госдумой

Проект Федерального закона N 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника"

С текстом проекта можно ознакомиться на сайте Госдумы (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=105976-6).

Скоро об этом документе на сайте www.consultant.ru в рубрике "Правовые новости. Коротко о важном".

9. Плательщики ЕНВД смогут проверить правильность заполнения новой налоговой декларации

Письмо ФНС России от 09.12.2014 N ГД-4-3/25464@ "О направлении контрольных соотношений показателей налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности"

О новой форме декларации по ЕНВД, применяемой начиная с представления отчетности за I квартал 2015 г., см. Практическое пособие по ЕНВД.


- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное