Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 03.12.2014


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Заключение Комитета ГД РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по проекту Федерального закона N 47538-6/9 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (второе чтение)

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 03.12.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

1. С 1 января 2015 г. МРОТ возрастет на 7,4% и составит 5965 руб. в месяц

2. Затраты фирм по оплате изготовления зарплатных карт для работников не включаются в расходы

3. В 2015 г. размер индексации пособий гражданам, имеющим детей, составит 1,055

4. Установлены особенности регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства

5. Письменное согласие на несоставление счетов-фактур можно оформить в электронном виде

6. Отрицательную суммовую разницу по займам можно учесть в полном объеме в некоторых случаях

7. На выплаты временно пребывающим в РФ иностранцам нужно будет начислять взносы в ФСС

8. О налогообложении с 2015 г. дохода иностранца, работающего в компании на основании патента

9. Условия применения ставки 0% по прибыли образовательными организациями, возможно, смягчат

10. С 2015 г. применяется новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

1. С 1 января 2015 г. МРОТ возрастет на 7,4% и составит 5965 руб. в месяц

Федеральный закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

2. Затраты фирм по оплате изготовления зарплатных карт для работников не включаются в расходы

Письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-03-06/1/56590

Суммы оплаты организацией услуг банка по изготовлению банковских карт для сотрудников нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль. Такой вывод следует из анализируемого Письма, в котором рассмотрен вопрос об открытии банковских карт, предназначенных для перечисления заработной платы работников организации.

Финансовое ведомство обосновывает свою позицию, в частности, тем, что договор с банком на открытие и обслуживание счета с использованием банковской карты заключает работник, он же является клиентом банка и держателем банковской карты. В связи с этим соответствующие затраты организации рассматриваются в качестве расходов на оплату товаров для личного потребления сотрудников. Данные расходы нельзя учесть в целях налогообложения прибыли (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Отметим, что ФАС Московского округа, рассмотрев аналогичную ситуацию, в Постановлении от 24.02.2010 N А40-36080/08-14-130 (Определением ВАС РФ от 19.04.2010 N ВАС-4861/10 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ) указал на недоказанность условий применения п. 29 ст. 270 НК РФ: в связи с оплатой банковских услуг работники не получали каких бы то ни было имущественных благ, например имущественных прав требования к банку.

Разъяснения компетентных органов и судебную практику по этому вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

В Письме также рассмотрен вопрос об учете в расходах по налогу на прибыль комиссионного вознаграждения банку за проведение операций по счетам работников фирмы с использованием зарплатных карт.

3. В 2015 г. размер индексации пособий гражданам, имеющим детей, составит 1,055

Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

В 2015 г. размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, составит 1,055. Такое изменение содержится в ч. 2 ст. 8 рассматриваемого закона (далее - Закон о бюджете), который был размещен на сайте www.pravo.gov.ru 3 декабря 2014 г.

Напомним, что порядок этой индексации установлен Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ. В силу ст. 4.2 данного Закона названные пособия подлежат индексации в размерах и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.

Отметим, что в Письме ФСС РФ от 28.12.2011 N 14-03-18/05-16244 разъясняется следующее. Сумма пособия не округляется до целых рублей. Его величину с учетом прошлогодней индексации необходимо умножить на новый коэффициент.

Таким образом, согласно Закону о бюджете в 2015 г. размер пособий составит:

- единовременное пособие при рождении ребенка - 14 497 руб. 80 коп. (13 741,99 x 1,055);

- пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности - 543 руб. 67 коп. (515,33 x 1,055).

Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до полутора лет составит 2 718 руб. 34 коп. (2 576,63 x 1,055), за вторым и последующими детьми - 5 436 руб. 67 коп. (5 153,24 x 1,055).

О размерах указанных пособий, которые были установлены для предыдущих лет, см. справочную информацию "Индексация пособий гражданам, имеющим детей".

4. Установлены особенности регулирования труда иностранцев и лиц без гражданства

Федеральный закон от 01.12.2014 N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства"

2 декабря 2014 г. на сайте www.pravo.gov.ru был размещен Закон, в соответствии с которым, в частности, добавлена в Трудовой кодекс РФ гл. 50.1, посвященная особенностям регулирования труда работников - иностранных граждан и лиц без гражданства. Этот Закон вступит в силу 13 декабря 2014 г.

В соответствии с новым Законом при заключении трудового договора иностранный гражданин (лицо без гражданства) помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю и некоторые другие. Так, лицо, постоянно проживающее в РФ, должно представить вид на жительство, а лицо, временно проживающее в РФ, - разрешение на временное проживание (кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Иностранному гражданину (лицу без гражданства), временно пребывающему в РФ, по общему правилу необходимо предъявить разрешение на работу или патент, а также договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории России. Работник может не представлять такой договор (полис), если, например, работодатель заключит с медицинской организацией договор о предоставлении работнику платных медицинских услуг. Кроме того, разрешение на работу может быть представлено после заключения трудового договора, если последний необходим для получения такого разрешения. В Законе особо оговаривается, что иностранным гражданам (лицам без гражданства) по общему правилу не нужно предъявлять работодателю документы воинского учета. Указанные положения предусмотрены ст. 327.3 ТК РФ.

В ст. 327.7 ТК РФ установлено дополнительное основание для выплаты работникам - иностранным гражданам (лицам без гражданства) выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Таким основанием является расторжение трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого работнику было выдано разрешение на работу. Напомним, что общие основания для выплаты названного пособия перечислены в ч. 3 ст. 178 ТК РФ.

Рассматриваемым Законом вносятся и другие изменения. Подробнее о порядке привлечения и использования иностранной рабочей силы см. Путеводитель по кадровым вопросам.

О замене разрешений на работу для трудовых мигрантов из "безвизовых" стран на патенты см. выпуск от 28.11.2014 в рубрике "Правовые новости. Коротко о важном" (http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-11-28.html).

5. Письменное согласие на несоставление счетов-фактур можно оформить в электронном виде

Письмо Минфина России от 21.10.2014 N 03-07-09/52963

Письменное согласие на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур стороны сделки могут оформить в электронном виде. При этом оно должно быть подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи. Такое разъяснение Минфин России дал, сославшись на ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Напомним, что электронная подпись может быть простой и усиленной (квалифицированной и неквалифицированной) (ч. 1 ст. 5 Закона об электронной подписи). Полагаем, что в данном случае может использоваться любая из этих подписей. Однако для использования в качестве собственноручной подписи простой или неквалифицированной электронной подписи участникам электронного документооборота нужно будет закрепить эту возможность в соглашении. Такое требование следует из ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи.

Применение иных аналогов собственноручной подписи при оформлении письменного согласия в электронном виде, по нашему мнению, стороны могут согласовать самостоятельно. Дело в том, что упомянутая норма Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусматривает обмен электронными сообщениями, в том числе подписанными аналогом собственноручной подписи, в порядке, который установлен федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон. Однако нормативные правовые акты не содержат такого порядка на случай оформления в электронном виде письменного согласия на несоставление счетов-фактур.

Рассматриваемое письменное согласие необходимо для того, чтобы налогоплательщики НДС могли не выставлять счета-фактуры по операциям реализации лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и лицам, освобожденным от исчисления и уплаты этого налога (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Так, при наличии указанного согласия можно не выставлять счета-фактуры при реализации, например, лицам, применяющим УСН (п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), лицам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в порядке ст. ст. 145, 145.1 НК РФ. Такая возможность появилась у налогоплательщиков НДС с 1 октября 2014 г. См. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

Подробнее о несоставлении счетов-фактур на основании письменного согласия сторон см. Практическое пособие по НДС.

6. Отрицательную суммовую разницу по займам можно учесть в полном объеме в некоторых случаях

Письмо Минфина России от 05.11.2014 N 03-03-06/1/55665

Возникшая в связи с изменением курса валюты отрицательная суммовая разница в виде разницы между суммами денежных средств в рублях, полученных и возвращенных по займу, учитывается в полном объеме. Исключением является ситуация, когда отсутствуют долговые обязательства, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях. В этом случае суммовые разницы вместе с процентами нормируются согласно ст. 269 НК РФ. Данный вывод следует из анализируемого Письма. Аналогичного мнения придерживается ФНС России (см. выпуск обзора от 21.05.2014).

В обоснование своей позиции финансовое ведомство сослалось в том числе на Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7423/12, в котором отражено следующее. В случае если заемщик при возврате займа, выраженного в условных единицах, выплачивает сумму в рублях в размере большем, чем он фактически получил, образовавшуюся отрицательную разницу надлежит рассматривать как суммовую. При этом ограничения, установленные ст. 269 НК РФ в отношении учета процентов по долговым обязательствам, не распространяются на отрицательные суммовые разницы по основному долгу.

Ранее Минфин России придерживался иной позиции, отмечая, что в целях налогообложения прибыли отрицательную суммовую разницу следует учитывать в соответствии с положениями ст. 269 НК РФ. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Напомним, что с 1 января 2015 г. утратят силу специальные правила учета суммовых разниц. Они будут относиться к курсовым и учитываться по единым с ними правилам. Это нововведение затронет сделки, заключенные не ранее указанной даты. Подробнее об изменении порядка налогового учета курсовых и суммовых разниц см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

7. На выплаты временно пребывающим в РФ иностранцам нужно будет начислять взносы в ФСС

Федеральный закон от 01.12.2014 N 407-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

С выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (кроме высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности в РФ на основании Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ), надлежит уплачивать взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Такая обязанность будет возложена на лиц, производящих названные выплаты, в соответствии с анализируемым Федеральным законом (далее - Закон N 407-ФЗ). Этот документ был размещен на сайте www.pravo.gov.ru 2 декабря 2014 г.

Отметим, что в настоящее время указанные взносы начисляются в определенных случаях в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ временно или постоянно. С 1 января 2015 г. действие данной нормы будет распространено и на временно пребывающих в России иностранных граждан и лиц без гражданства (ч. 1 ст. 2 Закона о страховании на случай нетрудоспособности в редакции Закона N 407-ФЗ). С указанной даты эти лица подлежат обязательному социальному страхованию. Они приобретут право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности в случае, если страхователи уплачивали соответствующие взносы за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (ч. 4.1 ст. 2 Закона о страховании на случай нетрудоспособности в редакции Закона N 407-ФЗ).

Тариф страховых взносов в ФСС РФ по выплатам и иным вознаграждениям в пользу таких лиц установлен в размере 1,8 процента (п. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Закона о страховых взносах в редакции Закона N 407-ФЗ).

Напомним, что временно пребывающим в РФ иностранным гражданином является лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, который не требует ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. О привлечении и использовании иностранной рабочей силы см. Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работники.

8. О налогообложении с 2015 г. дохода иностранца, работающего в компании на основании патента

Федеральный закон от 24.11.2014 N 368-ФЗ "О внесении изменений в статьи 226 и 227.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2015 г. вступят в силу правила, по которым будут облагаться НДФЛ доходы иностранных граждан, работающих на основании патента в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатский кабинет). Рассматриваемым законом соответствующие изменения внесены в ст. ст. 226, 227.1 НК РФ.

Нововведения связаны с тем, что с указанной даты такие работодатели (заказчики работ, услуг) получат право привлекать к трудовой деятельности "безвизовых" иностранцев на основании патента (п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в редакции, действующей с 1 января 2015 г.). О замене разрешений на работу для трудовых мигрантов из "безвизовых" стран на патенты см. выпуск от 28.11.2014 в рубрике "Правовые новости. Коротко о важном" (http://www.consultant.ru/law/review/fed/nw2014-11-28.html).

Названные работодатели должны будут уменьшать сумму НДФЛ, исчисленную с доходов таких работников за налоговый период, на размер фиксированных авансовых платежей, которые работники внесли за период действия патента, относящегося к этому налоговому периоду. Данная обязанность возникнет у налоговых агентов после того, как они получат от иностранных работников заявление и документы, удостоверяющие внесение платежей, а от налогового органа - уведомление о подтверждении права на упомянутое уменьшение. Инспекция направит его на основании заявления налогового агента, если у нее будет поступившая от территориального органа ФМС России информация о выдаче патента налогоплательщику, а также о заключении им трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг) с налоговым агентом. Применительно к налоговому периоду данное уведомление в отношении конкретного налогоплательщика может направляться только один раз (п. 6 ст. 227.1 НК РФ в редакции комментируемого закона).

Об иностранных гражданах, временно пребывающих на территории РФ в порядке, согласно которому не требуется получать визу, см. Путеводитель по кадровым вопросам.

9. Условия применения ставки 0% по прибыли образовательными организациями, возможно, смягчат

Проект Федерального закона N 663130-6 "О внесении изменения в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

27 ноября 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект, направленный на то, чтобы организация, которая осуществляет образовательную деятельность, смогла при расчете доли доходов, позволяющей ей применять нулевую ставку по налогу на прибыль, учитывать в том числе доходы от деятельности по присмотру и уходу за детьми. Для этого предлагается скорректировать положения пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ.

Напомним, что организация, осуществляющая образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль при соблюдении некоторых условий (п. п. 1, 3 ст. 284.1 НК РФ). Согласно одному из них у такой компании не менее 90 процентов доходов за налоговый период, учитываемых в целях налогообложения прибыли, должны составлять доходы от образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от НИОКР (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ в действующей редакции). Рассматриваемым проектом предлагается дополнить перечень доходов, учитываемых при расчете упомянутой доли, доходами от деятельности по присмотру и уходу за детьми (пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ в редакции проекта).

Как следует из пояснительной записки к проекту, это обусловлено тем, что многие образовательные организации наряду с образовательной деятельностью могут осуществлять деятельность по присмотру и уходу за детьми, а также получать от нее доходы. Однако в настоящее время налоговое законодательство не позволяет учитывать эти доходы в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль.

Можно предположить, что изменение коснется организаций, которые осуществляют деятельность по присмотру и уходу за детьми наряду с образовательной, а также организаций, совмещающих эти виды деятельности с медицинской деятельностью. Связано это с тем, что пп. 2 п. 3 ст. 284.1 НК РФ (в редакции проекта) не предписывает учитывать доход от деятельности по присмотру и уходу за детьми только при осуществлении исключительно образовательной деятельности. На возможность суммирования доходов, полученных от образовательной и медицинской деятельности, в целях применения нулевой ставки указывал Минфин России. Так, если организация одновременно осуществляет и ту и другую деятельность, то для определения процентного соотношения доходов выручка, полученная от обоих видов деятельности, должна суммироваться (см., например, Письмо Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-10/9, направленное Письмом ФНС России от 21.02.2012 N ЕД-4-3/2858@).

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте: http://asozd2.duma.gov.ru (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=663130-6&02).

10. С 2015 г. применяется новый формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Приказ ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@ "Об утверждении формата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика"


- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное