Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 03.09.2014


В новый учебный год с новым диском "КонсультантПлюс: Высшая школа"

Новый осенний выпуск диска "КонсультантПлюс: Высшая школа" для студентов! Диск содержит все необходимое для учебы, в том числе современные учебники. Новое на диске - "Азбука права" с ответами на повседневные правовые вопросы.

Подробнее

КонсультантПлюс

Facebook VK Twitter
Новые документы для бухгалтера от 03.09.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. ФНС: штраф за неподачу декларации взыскивается и при отсутствии суммы налога к уплате

2. Разъяснен порядок регистрации счетов-фактур, выставленных после окончания периода отгрузки

3. Если скидка сделана до выставления счета-фактуры, его можно составить с учетом новой цены

4. Правительство РФ перенесло в 2015 г. два выходных дня

Комментарии

1. Минфин: оплата жилья иностранному работнику облагается НДФЛ

2. Для учета недостачи товара в магазине самообслуживания нужен документ уполномоченного органа

3. Налоговые последствия возврата экспортног! о товара по причине брака

Новости

1. ФНС: штраф за неподачу декларации взыскивается и при отсутствии суммы налога к уплате

Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692

ФНС России в рассматриваемом Письме высказала позицию относительно применения отдельных пунктов Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ" (далее - Постановление). Ряд вопросов, поднятых в данном документе, освещены в выпусках обзора от 04.09.2013 и 25.09.2013.

В частности, налоговое! ведомство обращает внимание на п. 18 Постановления, в котором разъясняется вопрос привлечения к ответственности за непредставление декларации, если у налогоплательщика отсутствует недоимка или сумма налога к уплате, т.е. нет неуплаченной суммы налога. Напомним, что согласно п. 1 ст. 119 НК РФ, если налогоплательщик не подал в срок декларацию, с него взыскивается штраф в размере 5 процентов не уплаченной в срок суммы налога, которая должна быть перечислена в бюджет на основании этой декларации, за каждый полный (неполный) месяц, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.

По мнению Пленума ВАС РФ, лицо не освобождается от ответственности и в ситуации, когда неуплаченная сумма налога отсутствует: с налогоплательщика взыскивается штраф в минимальном размере - 1000 руб. Как отметила ФНС России, Пленум ВАС РФ указывает на необходимость формального подхода к определению факта совершения данного правонарушения. В качестве одного из возможных случаев привлечения к ответственности в виде минимального штрафа налоговое ведомство приводит ситуацию, когда неуплаченная сумма налога отс утствует на момент истечения срока, в который согласно положениям Нало! гового кодекса РФ налог должен быть перечислен в бюджет. Следовательно, если налогоплательщик не представил декларацию в срок, то он должен быть привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 119 НК РФ независимо от факта своевременной уплаты налога.

Отметим, что ранее компетентные органы высказывали мнение, согласно которому взыскание минимального штрафа является правомерным и в том случае, когда в срок не представлена "нулевая" декларация, т.е. декларация с нулевыми показателями налога к уплате. Аналогичной точки зрения придерживались многие арбитражные суды, в том ч! исле Президиум ВАС РФ. Подборку официальных разъяснений и судебных акто в по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Некоторые другие вопросы, рассмотренные ФНС России в комментируемом Письме, будут освещены в следующем выпуске обзора.

2. Разъяснен порядок регистрации счетов-фактур, выставленных после окончания периода отгрузки

Письмо ФНС России от 28.07.2014 N ЕД-4-2/14546

В рассматриваемом Письме ФНС России, в частности, разъяснено: если товар отгружен в последний день квартала, а файл со счетом-фактурой отправлен оператору электронного документооборота в следующем налоговом периоде, то такой документ регистрируется в книге продаж за период отгрузки. При этом в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур информация о данном документе отражается уже в следующем квартале, т.е. в периоде отправки соответствующего файла оператору.

Налоговое ведомство, обосновывая свою позицию, сослалось на Прави! ла ведения книги продаж и журнал! а учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденные Поста новлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Так, в силу п. 2 Правил ведения книги продаж регистрация в ней счетов-фактур производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. В журнале учета счета-фактуры фиксируются на основании п. 3 Правил ведения журнала учета в хронологическом порядке по дате выставления. Эта дата согласно пп. "б" п. 7 названных Правил определяется как день поступления соответствующего файла оператору электронного документооборота.

По вопросам выставления счетов-фактур, а также ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета см. Практическое пособие по НДС.

3. Если скидка сделана до выставления счета-фактуры, его можно составить с учетом новой цены

Письмо ФНС России от 27.08.2014 N СА-4-3/16721@

Если счет-фактура выставлен не позднее пяти календарных дней считая с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) с учетом изменения их цены или количества, это не противоречит Налоговому кодексу РФ. Такой вывод содержится в указанном Письме ФНС России, которым ведомство доводит до сведения разъяснения Минфина России от 13.08.2014 N 03-07-15/40302. Рассмотрена ситуация, когда после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) изменяется их цена и (или) уточняется количество, а счет-фактура еще не выставлялся. Минфин России уже высказывался по данному вопросу (Письмо от 18.06.2014 N 03-07-РЗ/29089).

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), в том числе в результате изменения их цены и (или) ! уточнения количества, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру. Он оформляется не позднее пяти календарных дней считая с даты составления договора, иного первичного документа, подтверждающего, что покупатель согласен на корректировку стоимости или уведомлен об этом. Такие документы перечислены в п. 10 ст. 172 НК РФ. Как следует из позиций ФНС России и Минфина России, указанный порядок применяется только в ситуации, когда счет-фактуру успели выставить.

Соответственно, если в подобной ситуации счет-фактура е ще не выставлялся, то его можно составить с учетом измененной цены и н! е оформлять корректировочный счет-фактуру. Это допускается, если цена была изменена до истечения пяти календарных дней считая с даты отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Такая возможность позволяет сократить количество оформляемых документов, что выгодно для налогоплательщиков.

Отметим, что в данном случае сведения, которые указаны в первичном документе (например, в накладной), оформленном при отгрузке товаров, будут расходиться с информацией, содержащейся в счете-фактуре. Это может вызвать претензии налоговых органов. В Письме ФНС России от 11.04.2012 N ЕД-4-3/6103@ разъяснено, что в части наименования товаров, их количества, цены и стоимости счет-фактура должен соответствовать отгрузочному документу, на основании которого выставлен. В связи с этим к оформленному при отгрузке первичному документу необходимо прилагать документ, составленный при изменении цены отгруженных товаров.

О том, в каких случаях выставляется корректировочный счет-фактура, см. Практическое пособие по НДС.

4. Правительство РФ перенесло в 2015 г. два выходных дня

Постановление Правительства РФ от 27.08.2014 N 860 "О переносе выходных дней в 2015 году"

1 сентяб! ря 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru размещено Постановление Правительства РФ от 27.08.2014 N 860, согласно которому в 2015 г. будут перенесены два выходных дня:

- с субботы 3 января на пятницу 9 января;

- с воскресенья 4 января на понедельник 4 мая.

Напомним, что ! перечень нерабочих праздничных дней предусмотрен в ст. 112 ТК РФ. Согласно положениям данной статьи по общему правилу, если нерабочий праздничный день совпадает с выходным, то последний переносится на следующий рабочий день. Таким образом, в 2015 г. на праздничные даты будут приходиться следующие нерабочие дни:

- Новый год и Рождество Христово - с 1 по 11 января (11 дней);

- День защитника Отечества - с 21 по 23 февраля (3 дня);

- Международный женский день - с 7 по 9 марта (3 дня);

- Праздник Весны и Труда - с ! 1 по 4 мая (4 дня);

- День Победы - с 9 по 11 мая (3 дня);

- День России - с 12 по 14 июня (3 дня);

- День народного единства - 4 ноября (1 день).

Комментарии

1. Минфин: оплата жилья иностранному работнику облагается НДФЛ

Название документа:

Письмо Минфина России от 13.08.2014 N 03-04! -06/40543

Комментарий:

Минфин России высказал точку зрения, согласно которой оплата организацией-работодателем за своего сотрудника-иностранца стоимости его проживания признается доходом физлица в натуральной форме и облагается НДФЛ. Подобный вывод содержится также в Письмах от 13.06.2012 N 03-04-06/6-168, от 18.05.2012 N 03-03-06/1/255, от 31.12.2008 N 03-04-06-01/396 и др. В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается, в частности, на пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, согласно которому к доходам физлица, полученным в натуральной форме, относится полная или частичная оплата за него организацией или предпринимателем товаров, работ, услуг или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Необходимо, однако, об! ратить внимание, что работодатель при приглашении иностранного работника обязан обеспечить его жильем. Это следует из п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и пп. "г" п. 3 Положения о представлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 N 167). Соответственно, оплата за иностранного сотрудника стоимости аренды жилого помещения либо возмещение данных расходов физлица являются компенсационной выплатой, установленной в законодательстве РФ и связанной с бесплатным предоставлением жилья. Таким образом, данные суммы не облагаются НДФЛ на основании абз. 3 п. 3 ст. 217 НК РФ. Подобный подход поддерживают и арбитражные суды (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 29.07.2011 N А40-94667/10-13-439, ФАС Поволжского округа от 15.05.2009 N А65-6772/2008, ФАС Центрального округа от 11.12.2007 N А48-717/07-2 (Определением ВАС РФ от 23.04.2008 N 4623/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Кроме того, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 N А64-6731/2012 содержится следующий вывод: произведенные работодателем расходы по оплате аренды жилья иностранным работникам не связаны с системой опла! ты труда и произведены в интересах самого работодателя, соответственно, не облагаются НДФЛ.

Таким образом, работодатель вправе не исчислять и не удерживать НДФЛ с сумм оплаты жилья иностранному работнику. Однако в этом случае возможны претензии со стороны налоговых органов и свою позицию работодателю - налоговому агенту, вероятно, придется отстаивать в суде.

По вопросу обложения НДФЛ стоимости бесплатно предоставляемого (компенсации оплаты) жилья работникам-иностранцам, временно пребывающим на основании визы, см. Практическое пособие по НДФЛ.

2. Для учета недостачи товара в магазине самообслуживания нужен документ уполномоченного органа

Название документа:

Письмо Минфина России от 09.06.2014 N 03-03-06/1/27629

Комментарий:

Финансовое ведомство разъяснило, что в целях ! налогообложения прибыли убытки в виде недостачи товаров в торговых залах магазинов самообслуживания в случае отсутствия виновных лиц (далее - спорные убытки) признаются внереализационным расходом при наличии подтверждающих документов, которые выданы уполномоченными органами государственной власти.

Ранее Минфин России признавал таким подтверждающим документом копию постановления о прекращении уголовного дела или о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Эта позиция отражена, в частности, в Письме от 06.12.2012 N 03-03-06/1/630 о спорных убытках, учитываемых в целях исчисления налога на прибыль на основании пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ. Конституционность пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ проверялась Конституционным Судом РФ, который установил, что данная норма не содержит указаний на то, какие документы подтверждают факт отсутствия виновных лиц при недостаче материальных ценностей (Определение Конституционного суда РФ от 24.09.2012 N 1543-О). Этот вывод также учитывался Высшим Арбитражным Судом РФ при вынесении им Решения ! от 04.12.2013 N ВАС-13048/13 (далее - Решение) об отмене указанного письма Минфина России в части, предписывающей магазинам самообслуживания учитывать в составе расходов спорные убытки только при наличии постановления следователя ОВД РФ о приостановлении или о прекращении уголовного дела. Подробнее об учете таких убытков см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

Из Решения следует, что спорные убытки не могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль на основании пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ. Однако это не и сключает возможности применения п. 2 ст. 265 НК РФ, поскольку данная норма содержит открытый перечень. При этом подтверждающие документы, выданные уполномоченными органами, требуются только в случае, который предусмотрен в пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ. Отметим, что ранее финансовое ведомство, основываясь на Решении, признавало возможность учета спорных убытков на основании п. 2 ст. 265 НК РФ при условии их соответствия критериям обоснованности и документальной подтвержденности (Письмо от 07.04.2014 N 03-03-10/15517). Вопрос о том, какими именно документами можно подтвердить понесенные убытки, не раскрывался. Позиция суда, отраженная в Решении, дает основания полагать, что спорные убытки можно учесть в том числе на основании инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей в зале самообслуживания (подробнее об учете убытков от хище! ний в целях налогообложения прибыли см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль). Для налогоплательщика предоставить такое подтверждение несложно. Однако с выпуском комментируемого Письма возможность признания инспекцией правомерности описанного подхода на практике во внесудебном порядке представляется сомнительной. Финансовое ведомство указывает, что суд в Решении не опроверг необходимость подтверждать отсутствие виновных лиц при признании расходов в виде недостач товаров другими документами, выданными уполномоченными органами государственной власти. Отметим, что в Письме содержится ссылка только на пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, а не на весь п. 2 названной статьи. Это позволяет сделать следующий вывод: по мнению Минфина России, спорный убыток можно признать п! о пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, т.е. при наличии подтверждающих документов уполномоченного органа государственной власти. Полагаем, что при их отсутствии инспекция, руководствуясь мнением финансового органа, откажет налогоплательщику в учете спорных убытков и доначислит налог на прибыль. Отстаивать свою позицию организации, скорее всего, придется в суде.

3. Налоговые последствия возврата экспортного товара по причине брака

На! звание документа:

Письмо ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15780

Комментарий:

ФНС России рассмотрела ситуацию корректировки экспортером налоговых обязательств по НДС в связи с возвратом по причине брака товаров, вывозившихся за рубеж. При этом возвращенный товар планируется реализовать в России . Соответствующее разъяснение содержится в п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 N ГД-4-3/15780.

Ведомство указывает, что в данной ситуации налогоплательщику следует изменить величину налоговой базы по операциям реализации товаров, применительно к которым ранее была подтверждена обоснованность применения нулевой ставки НДС. Одновременно экспортер должен откорректировать (восстановить) размер налоговых вычетов в отношени! и возвращенного товара.

Эти изменения, по мнен ию ФНС России, следует отразить в декларации по НДС, представляемой за налоговый период, в котором налогоплательщик признал возврат товаров.

3.1. Налоговый период корректировки

ФНС России считает, что корректировку нужно произвести за период, в котором экспортер признал возврат товаров. При этом налоговое ведомство никак не обосновывает свое мнение. Отметим, что такая позиция не следует напрямую из норм Налогового кодекса РФ.

Можно предположить иные периоды к! орректировки.

Во-первых, это может быть период, в котором была определена налоговая база по экспортной операции. Существует точка зрения, согласно которой в случае отгрузки бракованного, некачественного товара реализации не происходит (Постановление ФАС Московского округа от 07.12.2012 по делу N А40-54535/12-116-118). Иными словами, отгрузка бракованного товара не привела к переходу права собственности от продавца к покупателю. Следовательно, объект обложения НДС не появлялся, поэтому не нужно было и определять налоговую базу. Таким образом, существует возможность корректировать налоговые обязательства этого периода (п. 1 ст. 39,! п. 1 ст. 54, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Кроме того, ранее ФНС России указывала, что налогоплательщик в данной ситуации должен уточнить величину налоговой базы, в отн! ошении которой ранее была подтверждена обоснованность применения нулево й ставки. Ему необходимо представить корректирующую налоговую декларацию за период, в котором была определена налоговая база по экспортной операции (Письмо ФНС России от 09.08.2006 N ШТ-6-03/786@).

Во-вторых, это может быть период фа! ктического возврата бракованного товара при условии отражения в учете операций по корректировке в связи с данными обстоятельствами. В качестве обоснования можно привести следующее. В Налоговом кодексе РФ предусмотрен порядок применения вычета НДС, уплаченного при реализации, в случае возврата товара (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ). При экспорте применяется нулевая ставка НДС. Соответственно, у экспортера, подтвердившего такую ставку, нет сумм уплаченного налога, которые можно принять к вычету. Однако правила об определении периода корректировки налоговых обязательств, на наш взгляд, можно использовать и в этой ситуации. Напомним, что согласно п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты производятся в полном объеме после отражения в учете операций ! по корректировке в связи с возвратом товаров, но не позднее одного года с момента возврата. Отметим, что возможность применения данной нормы в отношении возврата экспортированного товара подтверждается, например, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 07.10.2010 N А43-40137/2009 (Определением ВАС РФ от 14.04.2011 N ВАС-17800/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).

3.2. Вычет восстановленного НДС

В рассматриваемом Письме ФНС России сообщает о том, что нужно восстановить НДС, принятый к вычету в отношении эксп! ортированных товаров, которые возвращены в связи с браком. При этом ведомством не учитывается, что экспортер планирует реализовать возвращенные товары в России. Если исходить из того, что такая операция облагается НДС, то возникает вопрос о вычете восстановленного налога. ФНС России не комментирует этот момент.

По нашему мнению, экспортер вправе принять к вычету восстановленный НДС, поскольку соблюдены все необходимые условия: имеются счета-фактуры, товары приняты на учет, их планируется использовать в облагаемых НДС операциях ( п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Следует отметить, что приведенные в данном комментарии выводы являются спорными. Их применение может повлечь претензии контролирующих органов.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное