Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 11.06.2014


Новые документы для бухгалтера от 11.06.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Минфин разъяснил применяющим ЕНВД организациям, как платить налог на имущество

2. ФНС: о н! еисполнении банками поручений налогоплательщиков на перечисление налогов

3. ВАС вновь рассмотрит соответствие уведомления о контролируемых сделках Налоговому кодексу РФ

4. Дополнен перечень субъектов РФ, в которых можно реализовать региональный инвестпроект

5. До 2016 г. полеты в Крым и Севастополь облагаются НДС по нулевой ставке

6. Ошибка в дате получения дохода в регистрах налогового учета не влечет ответственности налогового агента

7. Подписан Договор о Евразийском экономическом союзе

Комментарии

1. Минфин: НДС со списанного аванса нужно восстановить

Новости

1. Минфин разъяснил применяющим ЕНВД организациям, как платить налог на имущество

Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-! 05-05-01/26195

Минфин России разъяснил порядок исчисления авансового платежа и суммы налога на имущество организаций за 2014 г. в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, организациями, уплачивающими ЕНВД.

Финансовое ведомство сообщает следующее:

- сумма авансового платежа по данному налогу за 9 месяцев 2014 г. исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку;

- сумма указанного налога за 2014 г. должна исчисляться за период с 1 июля 2014 по 31 декабря 2014 г. как 1/2 кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2014 г., являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку, за минусом исчисленной суммы авансового пл! атежа за 9 месяцев 2014 г.

Кроме того, Минфин России обращает внимание на то, что организации, применяющие систему налогообложения в виде ЕНВД, уплачивают налог на имущество в отношении объектов недвижимости, включенных соответствующим субъектом РФ в специальный перечень не позднее 1 января 2014 г.

Напомним, что уплата налога на имущество исходя из кадастровой стоимости некоторых объектов введена с 1 января 2014 г. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года и Практическое пособие по налогу на имущество организаций.

1 июля 2014 г. вступает в силу новая редакция п. 4 ст. 346.26 НК РФ, согласно которой освобождение от уплаты налога на имущество организаций не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по данному налогу определяется как кадастровая стоимость. Подробнее см. Практич! еский комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

Для плательщиков ЕНВД существует некоторая неопределенность по вопросу начала применения новой редакции п. 4 ст. 346.26 НК РФ. В частности, есть мнение, что налог на имущество упомянутые организации должны начать исчислять с 2015 г. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

2. ФНС: о неисполнении банками поручений налогоплательщиков на перечисление налогов

Письмо ФНС России от 22.05.2014 N СА-4-7! /9954

ФНС России рассмотрела такую ситуацию. Налогоплательщик предъявил в банк платежное поручение на уплату налогов. Денежные средства были списаны с расчетного счета, но в связи с отзывом у банка лицензии в бюджет не поступили. Признается ли в данном случае обязанность по уплате налогов исполненной?

Налоговое ведомство разъяснило следующее.

Во-первых, положениями Налогового кодекса РФ признание упомянутой обязанности исполненной не связывается с тем, перечислил ли банк денежные средства в бюджет. В приведенном ! случае правовое значение имеет добросовестное совершение плательщиком предусмотренных законом действий, которые направлены на исполнение обязанности по уплате налогов и взносов в бюджет.

Во-вторых, арбитражные суды признают эту обязанность налогоплательщика неисполненной только при наличии доказательств его недобросовестности при направлении платежных поручений в банк.

В-третьих, отзыв лицензии у банка сам по себе не является основанием для вывода о недобросовестности действий налогоплательщика и не свидетельствует о неисполнении им обязанности по уплате обязательных платежей.

В-четвертых, если банк не исполнил поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджет, то неперечисленные суммы взыскиваются с банка.

В-пятых, в случае если установлено, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду, преднамеренно использовав для перечисления обязательных платежей расчетные счета, открытые в "проблемном" банке, требование об их упла! те будет направлено налогоплательщику.

Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ и Практическом пособии по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов.

3. ВАС вновь рассмотрит соответствие уведомления о контролируемых сделках Налоговому кодексу РФ

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 18588/13

Налогоплательщики обязаны подавать в налоговый орган уведомление о совершенных в календарном году контролируемых сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ). Форма такого уведомления утверждена Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Хотя объем сведений, которые необходимо отразить в такой форме, превышает объем информации, предусмотренной п. 3 ст. 105.16 НК РФ для указания в уведомлении, ВАС РФ Решением от 16.09.2013 N 10012/13 признал данный приказ соответствующим Налоговому кодексу РФ. (Подробнее об этом решении см. выпуск обзора от 02.10.2013).

Тем не менее указанное противоречие стало предметом рассмотрения Президиумом ВАС РФ в порядке надзора. Он указал, что уведомление о контролируемых сделках предназначено для информирования налогового органа о таких сделках и не должно подменять все последующие этапы налогового контроля, предусмотренные гл. 14.5 НК РФ. Однако это не означает, как полагал заявитель, что сведения сообщаются в обобщенном виде без раскрытия информации, конкретизирующей предмет совершенных сделок.

По мнению Президиума ВАС РФ, суть уведомления о контролируемых сделках заключается в предоставлении информации, достаточной для первичного анализа. На основании этих данных налоговый орган может принять мотивированное решение о том, необходим ли углубленный контроль и истребование дополнительной документации, предусмотренной ст. 105.15 НК РФ. Именно с целью получения тако! й информации ФНС России, утверждая форму уведомления о контролируемых сделках, была вправе определить объем сведений, характеризующих предметы сделок (существенные условия). Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что ФНС России могла установить необходимость указывать в уведомлении достаточные сведения для проведения налоговой проверки цен контролируемой сделки без использования мероприятий налогового контроля, предусмотренных в гл. 14.5 НК РФ, является ошибочным. В связи с этим дело направлено на новое рассмотрение в ВАС РФ.

4. Дополнен перечень субъектов РФ, в которых можно реализовать региональный инвестпроект

Федеральный закон от 04.06.2014 N 139-ФЗ "О внесении изменения в статью 25.8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

С 4 июня 2014 г. Республика Хакасия и Красноярский край включены в перечень субъектов РФ, в которых можно реализовать региональный инвестпроект. Данные изменения внесены в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ в соответствии с рассматриваемым Законом.

Напомним, что с 1 января 2014 г. Налоговый кодекс РФ дополнен нормами, регулирующими налогообложение при осуществлении региональных инвестиционных проектов, цель которых - производство товаров. Помимо прочего, для организаций, реализующих такие проекты, предусмотрен ряд льгот по налогу на прибыль и НДПИ. Для применения новых положений среди прочего необходимо, чтобы в результате реализации инвестпроекта товары производились исключительно на территории упомянутых в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ субъектов РФ. Данное требование считается соблюденным, в частности, и в том случае, если региональный инвестиционный проект направлен на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти, природного газа и (или) газового конденсата) на участке недр, частично расположенном за пределами указанных в пп. 1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ субъектов РФ.

Подробнее об особенностях налогообложения при ре ализации региональных инвестиционных проектов см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года.

5. До 2016 г. полеты в Крым и Севастополь облагаются НДС по нулевой ставке

Федеральный закон от 04.06.2014 N 1 51-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Рассматриваемым Законом введены в действие нормы, которые должны применяться в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых с 18 марта 2014 г. до 1 января 2016 г. Так, услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, пункт отправления или пункт назначения которых расположен на территории Крыма или Севастополя, облагаются НДС по нулевой ставке (пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). В этом случае для подтверждения нулевой ставки необходимо представить реестр перевозочных документов, определяющих маршрут с указанием пунктов назначения и отправления (п. 6.1 ст. 165 НК РФ).

Кроме того, в соответствии с данным Законом внесено дополнение в ст. 150 НК РФ. С 1 октября 2014 г. от НДС освобождается ввоз в РФ расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в России. Перечень таких материалов и порядок освобождения от налогообложения утверждает Правительство РФ (пп. 17 ст. 150 НК РФ). В новой норме также определено, что понимается под названными расходными материалами.

6. Ошибка в дате получения дохода в регистрах налогового учета не влечет ответственности налогового агента

Письмо Минфина России от 18.04.2014 N 03-04-06/17867

Минфин России разъяснил, что некорректное указание даты получения дохода в виде оплаты труда в регистрах налогового учета не является основанием для привлечения налогового агента к ответственности за грубое нарушение правил учета.

Налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных физлицам доходов, предоставленных им вычетов, исчисленных и удержанных налогов (п. 1 ст. 230 НК РФ). Предназначенные для такого учета налоговые регистры по НДФЛ должны содержать, в частности, суммы дохода физлица, даты их выплаты, даты удержания и перечисления налога в бюджет. В силу п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде зарплаты признается последний день месяца, за который этот доход начислен. По итогам каждого месяца налоговый агент исчисляет НДФЛ с доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, нарастающим итогом с начала года с зачетом суммы налога, к! оторую он удержал в предыдущие месяцы текущего налогового периода (п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 226 НК РФ). То есть, как отметило финансовое ведомство, в регистрах налогового учета в качестве даты получения дохода нужно о тражать последнее число каждого месяца, за который начислена зарплата.! Но если налоговый агент в регистрах укажет дату фактического получения дохода, то оснований для его привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ, не будет.

Следует обратить внимание, что для целей данной статьи под грубым нарушением правил уче та понимается в том числе отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. Неверное указание даты к таким нарушениям не относится. Судебную практику по вопросу о привлечении налогового агента к ответственности по ст. 120 НК РФ за ошибки в оформлении документов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

7. Подписан Договор о Евразийском экономическом союзе

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.! 2014)

29 мая 2014 г.. между Беларусью, Казахстаном и Россией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор). Договор вступит в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур (ст. 113 Договора).

Согласно п. 1 ст. 72 Договора взимание косвенных налогов и контроль за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в порядке, предусмотренном в приложении N 18 к Договору. Данное приложение регулирует также уплату косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (п. 2 ст. 72 Договора).

Помимо этого, в п. 6 ст. 72 Договора указано, что косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена:

- товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;

- товаров, которые ввозятся физлицами не в целях предпринимательской деятельности;

- товаров, импорт которых с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юрлица.

С даты вступления Договора в силу прекращает действовать ряд международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза и Единого экономического! пространства (приложение N 33 к Договору), в частности:

- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";

- Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе";

- Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".

Комментарии

1. Минфин: НДС со списанного аванса нужно восстановить

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.04.2014 N 03-07-11/16527

Комментарий:

Организация перечислила подрядчику оплату в счет предстоящего выполнения работ и приняла к вычету НДС с этих сумм. Однако впоследствии подрядчик свои обязательства не выполнил, и организация-заказчик списала дебиторскую задолженность в виде уплаченного аванса. По мнению Минфина России, в периоде списания данной задолженности НДС необходимо восстановить.

Финансовое ведомство исходит из того, что согласно пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ НДС, принятый к вычету в случае перечисления покупателем сумм полной или частичной предоплаты, подлежит восстановлению. При этом покупатель восстанавливает налог в том периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) принимаются к вычету.

Однако данная позиция спорна. В пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика восстанов! ить НДС, ранее принятый к вычету по перечисленным авансам. Данная норма содержит закрытый перечень случаев такого восстановления:

- покупателем соблюдены все условия для вычета налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе согласно п. 1 ст. 172 НК РФ принятие их на учет;

- изменены условия или расторгнут соответствующий договор и возвращены суммы предоплаты.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, если заказчик (покупатель) обращается в суд с заявлением о взыскании с подрядчика (продавц а, исполнителя) перечисленных авансов и суд удовлетворяет данное требо! вание, признав договор подряда расторгнутым, у заказчика возникнет обязательство восстановить ранее принятый к вычету НДС. Одновременно подрядчик, уплативший указанный налог в бюджет, вправе обратиться в инспекцию за возвратом переплаты. Однако если договор не расторгается, а задолженность списывается, например, ввиду истечения срока исковой давности или ликвидации должника, то основания для восстановления НДС отсутствуют.

Кроме того, обязанность покупателя восстановить налог должна корреспондировать с правом продавца принять эти суммы к вычету. В своих разъяснениях Минфин России настаивает, что в случае если списана невостребованная кредиторская задолженность в виде авансов, должник не вправе произвести вычет НДС. Причем данное право не подтверждают и арбитражные суды (подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС).

Отметим, что если покупатель (заказчик) примет решение не восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по перечисленным авансам, то в случае их списания в связи с неисполнением продавцом (подрядчиком, исполнителем) своих обязанностей весьма вероятно, что ему придется отстаивать свою позицию в суде. Арбитражная практика на уровне судов кассационной инстанции по данному вопросу не сложилась.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное