Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 08.05.2014


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Письмо Минтруда России от 04.04.2014 N 17-3/В-138 <О штрафах за нарушения при подаче РСВ-1>

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 08.05.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Доптарифы взносов по результатам спецоценки применяются с даты утверждения отчета

2. ФНС у! казала размер штрафа при подаче декларации на бумаге в срок, а по ТКС с опозданием

3. ФНС направила разъяснения по вопросу вычета НДС при приобретении товаров для нескольких принципалов

4. Компенсация проезда и проживания подрядчика не облагается взносами

5. Установлены особенности применения налогового законодательства в Крыму до 2015 г.

Комментарии

1. Минтруд: компенсация питания "разъездным" работникам облагается взносами

2. Минфин: штраф за простой транспо! ртного средства включается в базу по НДС

Новости

1. Доптарифы взносов по результатам спецоценки применяются с даты утверждения отчета

Письмо Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113

Минтруд России разъяснил, что дополнительные тарифы страховых взносов, определенные в соответствии с результатами спецоценки условий труда, применяются с даты утверждения отчета о ее проведении. При этом в месяце утверждения отчета указанные доптарифы используются только для выплат, начисленных за период со дня его утверждения до конца месяца.

Данный вывод ведомство обосновало следующим. В ч. 2.1 ст. 58 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены доптарифы страховых взносов, размер которых зависит от класса условий труда, присвоенного рабочему месту по результатам спецоценки. Отчет о проведенной спецоценке составляется специализированной организацией, затем его подписывают члены комиссии и утверждает председатель (ч. ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Таким образом, как указал Минтруд России, датой завершения спецоценки считается дата утверждения отчета.

В Письме прив! едены и иные разъяснения о применении результатов аттестации рабочих мест, а также начислении страховых взносов по доптарифам в зависимости от занятости сотрудника на работах с вредными и (или) опасным условиями труда.

Напомним, что с 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда. Подробнее об этом и о дополнительных тарифах страховых взносов см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. Об уплате страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 г. с учетом данных изменений см. Практическ ое пособие по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

2. ФНС указала размер штрафа при подаче декларации на бумаге в срок, а по ТКС с опозданием

Письмо ФНС России от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831

Если налогоплательщик, обязанный представлять декларацию по НДС в электронной форме, своевременно подает ее в бумажном, а затем - несвоевременно - в электронном виде, то к ответственности за непредставление декларации по ст. 119 НК РФ его привлечь нельзя. В этом случае! он должен будет лишь уплатить штраф в размере 200 руб. за нарушение порядка представления декларации по ст. 119.1 НК РФ. Отметим, что величина штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ, ! определяется исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, но не может быть меньше 1000 руб.

Делая такой вывод, ФНС России основывалась на том, что ст. 119 НК РФ предусматривает ответственность за непредставление декларации в установленный срок. Следовательно, если декларация подана своевременно, но не в электронном, а в бумажном виде, то санкции, предусмотренные данной статьей, не применяются. Ответственность за нарушение установленного способа представления декларации отдельно закреплена в ст. 119.1 НК РФ.

Налоговая служба дала указанные разъяснения в связи с тем, что с 1 января 2014 г. вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие обязанность плательщиков НДС представлять декларацию в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 г.). Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. Представляется, что сделанный ФНС России вывод можно распространить и на другие случаи, в которых налогоплательщики должны представлять декларацию в электронной форме.

Ранее ФНС России в п. 3 письма от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@! разъясняла, что ст. 119.1 НК РФ применяется, если нарушен лишь способ представления декларации. А применение одновременно ст. ст. 119 и 119.1 НК РФ возможно только при нарушении и срока, и способа представления налоговой декларации.

Судебная практика, сложившаяся до включения в Налоговый кодекс РФ ст. 119.1 НК РФ, исходит из того, что представление декларации в бумажном виде вместо электронного не влечет ответственности по ст. 119 НК РФ. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

3. ФНС направила разъяснения по ! вопросу вычета НДС при приобретении товаров для нескольких принципалов

Письмо ФНС России от 18.04.2014 N ГД-4-3/7473@

ФНС России направила налоговым органам и налогоплательщикам письмо Минфина России от 14.03.2014 N 03-07-15/11221.

В указанном письме рассмотрена ситуация, когда агент приобретал товары сразу для нескольких принципалов. В связи с этим в счете-фактуре, который он выставлял каждому из них, было указано меньшее количество товаров, чем в счете-фактуре, выставляемом ему продавцом. Министерство разъ яснило, что данное обстоятельство не должно являться основанием для от! каза принципалу в вычете НДС в том размере, который указан в счете-фактуре, выставленном ему агентом. Ранее финансовое ведомство уже давало такие разъяснения в Письме от 02.08.2013 N 03-07-11/31045. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 28.08.2013.

Документ был размещен на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами".

4. Компенсация проезда и проживания подрядчика не облагается взносами

Письмо Минтруда России от 26.02.2014 N 17-3/В-80

Минтруд России сообщил, что если организация-заказчик возмещает физлицам, привлеченным на основании договора подряда, затраты на проезд к месту выполнения работ и проживание, то суммы компенсаций не облагаются страховыми взносами.

В обоснование своей позиции ведомство сослалось на Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон о взносах). В соответствии с ч. 1 ст. 7 указанного Закона страховыми взносами облагаются все выплаты и иные вознаграждения физлицам, произведенные в рамках, в частности, договоров подряда или возмездного оказания услуг. Исключение составляют суммы, перечисленные в ст. 9 Закона о взносах, в том числе установленные законодательством РФ компенсационные выплаты, связанные с расходами физлица при выполнении работ или оказании услуг (пп. "ж" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о взносах). Кроме того, в силу п. 2 ст. 709 ГК РФ цена работ, которая устанавливается в договоре подряда, включает компен! сацию издержек подрядчика и его вознаграждение. Как указал Минтруд России, возмещение таких затрат направлено на погашение расходов, произведенных подрядчиком и необходимых для выполнения предусмотренных договором работ.

Таким образом, компенсация расходов подрядчика, в частности, на проезд к месту выполнения работ и проживание установлена законодательно и поэтому не облагается страховыми взносами.

5. Установлены особенности применения налогового законодательства в Крыму до 2015 г.

Письмо ФНС России от 16.04.2014 N ГД-4-3/7267@

ФНС России направила налогоплательщикам и налоговым органам Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период, утвержденное Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14 (далее - Положение).

Положением, в частности, установлены ставки НДС для ввоза товаров в Крым до 1 января 2015 г. (п. п. 2 - 5 Положения) и регламентирован порядок учета НДС, предъявленного плательщиками Украины с 1 марта по 31 декабря 2014 г., при исчислении налога на прибыль (п. п. 15 - 16 Положения). Кроме того, Положение затрагивает следующие вопросы:

- какие суммы не признаются задолженностью налогоплательщика перед бюджетом и задолженностью бюджета по возмещения налогового кредита (п. п. 11 - 13 Положения);

- какие лица признаются налоговыми резидентами РФ (п. 17 Положения);

- как перерасчитываются суммы излишне уплаченных налогов (п. 19 Положения);

- за какие периоды можно подавать уточненные декларации (п. 20 Положения);

- к каким лицам и в отношении каких налогов применяется российское законодательство о налогах и сборах в переходный период (п. 21 Положения).

Напомним, что переходный период до 2015 г. действует в Республике Крым в соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ. Подробнее см. выпуск обзора от 2 апреля 2014 года.

Комментарии

1. Минтруд: компенсация питания "разъездным" работникам облагается взносами

Название документа:

Письмо Минтруда России от 11.03.2014 N 17-3/В-100

Комментарий:

В рассматриваемом Письме Минтруд России в числе прочего указал, что компенсация работодателем питания сотрудника, постоянная работа которого носит разъездной характер, облагается страховыми взносами. Делая такой вывод, ведомство исходило из следующего. Страховые взносы начисляются на все ! выплаты в пользу физлица, произведенные в том числе в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах). Исключение составляют, в частности, установленные законодательством РФ компенсации, связанные с выполнением физлицом трудовых обязанностей (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах). В ст. 168.1 ТК РФ установлен перечень расходов, возмещаемых работодателем сотрудникам, постоянная работа которых носит разъездной характер. Оплата питания данной нормой не предусмотрена, и, значит, она не является законодательно установленной компенсаци! ей.

Однако возможен и иной подход. В перечне затрат, возмещаемых в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, указаны, помимо прочего, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. В ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ предусмотрено, что порядок и размеры возмещения затрат устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом и (или) трудовым договором. Следовательно, при надлежащем документальном подтверждении и закреплении соответствующих положений в указанных документах возмещение питания сотрудникам, работа которых носит разъездной характер, может быть признано компенсационной выплатой, установленной законодательно. Значит, такие суммы не облагаются взносами на основании пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 N А11-6212/2012.

Необходимо обратить внимание, что если плательщик взносов решит придерживаться позиции, противоречащей разъяснениям Минтруда Рос! сии, свою точку зрения ему, скорее всего, придется отстаивать в суде. П ри этом отметим следующее. Президиум ВАС РФ неоднократно в своих Постановлениях (например, от 03.12.2013 N 10905/13, от 14.05.2013 N 17744/12) приходил к выводу, что не относятся к оплате труда работников выплаты социального характера, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации сотрудника, сложности, качества, конкретных условий выполнения самой работы. Такие выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами по смыслу ч. 1 ст. 7 Закона о страховых взносах. Выплатами социального характера Президиум ВАС РФ называл, в частности, установленные коллективным договором единовременные выплаты сотрудникам в связи с выходом на пенсию, материальную помощь одиноким матерям (отцам) и стипендии по ученическим договорам. В свою очередь суды кассационной инстанции к выплатам социального характера, не облагаемым страховыми взносами, относили в том числе оплату работодателем аренды помещений для приглашенных из другой местности сотрудников, компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении, оплату санаторно-курортных путевок работников, а также предоставление бесплатного питания сотрудникам.

Таким образом, если в коллективном договоре организации будет закреплена компенсация затрат на питание сотрудников, постоянная работа которых носит разъездной характер, и на данные выплаты не будут начисляться страховые взносы, то весьма вероятно, что суд признает такие действия правомерными.

Подробнее о том, какие компенсации за разъездной характер работы облагаются взносами! , см. в Практическом пособии по страховым взносам на обязательное социальное страхование.

2. Минфин: штраф за простой транспортного средства включается в базу по НДС

Название документа:

Письмо Минфина России от 01.04.2014 N 03-08-05/14440

Комментарий:

По мнению Минфина России, суммы штрафа за сверхнормативный простой транспортного средства, которые получает налогоплательщик, оказывающий услуги по перевозке грузов, связаны с оплатой этих услуг. В связи с этим такие суммы на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ включаются в базу по НДС. Отметим, что это не первое подобное разъяснение финансового ведомства.

Однако арбитражные суды приходят к другим выводам. Так, по мнению некоторых из них, если соглашение предусматривает ответственность за нарушен! ие сроков исполнения обязательств (т.е. за сверхнормативный простой транспорта, вагонов или оборудования по зависящим от контрагента причинам) в виде штрафа либо неустойки, то эти суммы не облагаются НДС. При этом суды ссылаются на ст. ст. 330, 329 ГК РФ и на правовую позицию Президиума ВАС РФ, согласно которой суммы неустойки не связаны с оплатой товаров (работ, услуг) и не должны включаться в базу по НДС (Постановление от 05.02.2008 N 11144/07). Такой подход содержится, в частности, в Постанов! лении ФАС Московского округа от 25.04.2012 N А40-71490/11-107-305. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Следует, однако, обратить внимание, что если оплата простоя оборудования входит в общую стоимость работ, то принятие покупателем к вычету НДС в отношении данной суммы может быть признано правомерным. Это имеет место, например, когда заказчик оплачивает простой оборудования подрядчика, связанный с отсутствием распоряжений или плохими метеоусловиями, а подрядчик во время простоя ! обеспечивает готовность оборудования и работников.

Дополнительные материалы по вопросу обложения НДС сумм штрафных санкций см. в Практическом пособии по НДС и Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное