Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 15.01.2014


 

Новое в закупках - актуальный обзор на сайте КонсультантПлюс

1 января вступил в силу новый закон о контрактной системе N 44-ФЗ. Подпишитесь на наш новый обзор "Новое в закупках" на сайте КонсультантПлюс и вы будете первыми узнавать о важном в этой сфере: новых подзаконных актах, ведомственных разъяснениях и правоприменительной практике.
См. обзор

Новые документы для бухгалтера от 15.01.2014

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Уточнены условия применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов

2. В ближайшее время начнут действовать новые правила проведения лотерей

3. Утверждены новые указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения

Комментарии

1. Новые изменения налогового законодательства: налог на прибыль, НДС, НДФЛ

2. С 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда и установлены новые дополнительные тарифы на пенсионные взносы для работников вредных и опасных производств

Новости

1. Уточнены условия применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов

Федеральный закон от 28.12.2013 N 428-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физлицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), применяют пониженные тарифы страховых взносов. Согласно ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) они уплачивают 8 процентов в ПФР, 2 процента в ФСС и 4 процента в ФФОМС. Для использования пониженных тарифов указанным организациям необходимо соответствовать требованиям, установленным в ч. 2.1, 2.2, 2.3 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ:

1) наличие документа о государственной аккредитации организации;

2) доля дохода от деятельности в области информационных технологий не менее 90 процентов от общей суммы доходов;

3) средняя численность работников не ниже минимального установленного размера.

Последние два показателя определяются по итогам девяти месяцев года, предшествующего году начала применения пониженных тарифов (п. п. 2, 3 ч. 2.1 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Вновь созданные IT-компании условия об уровне доходов и среднесписочной численности сотрудников должны выполнить по итогам первого отчетного (расчетного) периода (п. п. 2, 3 ч. 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).

Рассмотренные условия скорректированы Федеральным законом от 28.12.2013 N 428-ФЗ. Так, с 1 января 2014 г. в целях применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов снижен порог средней численности работников для действующих организаций (среднесписочной ! - для вновь созданных). Теперь он составляет не менее семи человек (п. 3 ч. 2.1, п. 3 ч. 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Ранее переход на уплату взносов в пониженных размерах допускался, если данный показатель был не менее 30 человек.

Кроме того, с 1 января 2014 г. при определении доли доходов от деятельности в области информационных технологий в общем объеме доходов организации не нужно учитывать суммы:

- положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся при отклонении курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту (п. 2 ч. 2 ст. 250 НК РФ);

- положительной курсовой разницы, возникающей при переоценке валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного ЦБ РФ (п. 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Вследствие принятия рассмотренных поправок увеличится количество IT-организаций, которые могут использовать пониженные тарифы страховых взносов.

2. В ближайшее время начнут действовать новые правила проведения лотерей

Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

30 января 2014 г. вступит в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 416-ФЗ). Данный Закон принят в целях исключения возможности проведения азартных игр под видом лотерей, а также совершенствования государственного правового регулирования лотерейной деятельнос! ти.

С 30 января 2014 г. в России будут установлены следующие виды лотереи (ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" в редакции, действующей с 30 января 2014 г., далее - Закон N 138-ФЗ):

1. В зависимости от способа проведения:

- тиражная лотерея (абз. 2 ч. 2 ст. 3 Закона N 138-ФЗ).

Это лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи;

- бестиражная лотерея (абз. 4 ч. 2 ст. 3 Закона N 138-ФЗ).

Это лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.

2. В зависимости от территории проведения:

- международная лотерея (абз. 2 ч. 4 ст. 3 Закона N 138-ФЗ).

Это лотерея, которая проводится в двух и более государствах, включая Россию, на основании международного договора РФ;

- всероссийская государственная лотерея (абз. 3 ч. 4 ст. 3 Закона N 138-ФЗ).

Это лотерея, которая проводится на всей территории РФ.

Кроме того, организатором лотереи теперь будет только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи после заключения с ним контракта (п. 6 ст. 2 Закона N 138-ФЗ).

Согласно п. 9 ст. 2 Закона N 138-ФЗ оператором является зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ юрлицо, заключившее с организатором лотереи контракт на проведение лотереи.

Законом N 416-ФЗ предусмотрены переходные положения. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона N 416-ФЗ проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей будет прекращено к 1 июля 2014 г.

В части налогообложения отметим следующее. В гл. 21 НК РФ предусмотрены следующие льготы по НДС, которые касаются лотерей:

- не облагается НДС реализация лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа (подп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- не облагается НДС проведение лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов (подп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ).

В данные нормы поправок пока не внесено. Однако начиная с 1 июля 2014 г. уточнение о том, что данные льготы применяются в отношении лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, не будет иметь смысла, поскольку по новым правилам все лотереи будут проводиться по решению Правительства РФ (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона N 138-ФЗ).

3. Утверждены новые указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения

Приказ Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации"

Приказ Росстата от 18.12.2013 N 485 "О внесении изменений в Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденные приказом Росстата от 28 октября 2013 г. N 428"

С января 2014 г. Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428 введены в действие Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансо! вом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации" (далее - Указания). Они заменят указания, утвержденные Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435. При внесении сведений в перечисленные формы федерального статистического наблюдения организации должны руководствоваться новыми Указаниями, которые несколько отличаются от прежнего документа, но в основном дублируют его положения.

Согласно п. 7 Указаний полномочия по сдаче статистической отчетности от имени юридического лица могут быть делегированы обособленному подразделению. В этом случае в кодовой части формы указывается ОКПО (для филиала) или идентификационный номер (для обособленного подразделения, не имеющего статуса филиала), который устанавливается территориальным органом Росстата по месту расположения обособленного подразделения.

При заполнении формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" следует учитывать, что в объем платных услуг населению не включается оплата услуг через терминалы (п. 35 Указаний). Пункт 41 Указаний предусматривает отражение в строке "Всего" графы 4 сведений об обороте розничной торговли. При этом в составе показателя отдельно приводятся данные о товарах, проданных через Интернет (с кодом ОКПД 52.61.20.120) или по почте (с кодом ОКПД 52.61.1). Кроме того, в п. 41 Указаний появились определения понятий "интернет-магазин" и "интернет торговля".

В отношении формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" новшеством стало то, что начисленные работникам за весь период отпуска суммы включаются в фонд заработной платы отчетного месяца (п. 85.2 Указаний). Необходимо отметить, что в соответствии с Приказом Росстата от 18.12.2013 N 485 в указания по заполнению данной формы внесены поправки, которые применяются с отчета за январь 2014 г. Например, в число расходов, не учитываемых в фонде заработной платы и выплатах социального характера, включены вознаграждения членам совета директоров акционерного общества, учредителям (подп. "е" п. 91 Указаний). Следовательно, эти суммы не отражаются в отчете по форме N П-4.

Некоторые уточнения касаются заполнения форм N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации". В числе прочего изменения затронули внесение данных об инвестициях в нефинансовые активы и об источниках инвестиций в форме N П-2, а также отражение сведений об активах организации в форме N П-3.

Кроме того, внесены коррективы в приложения к Указаниям.

Комментарии

1. Новые изменения налогового законодательства: налог на прибыль, НДС, НДФЛ

Название документа:

Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий:

30 декабря 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru был размещен Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ (далее - ! Закон N 420-ФЗ). Данный закон внес многочисленные поправки в Налоговый кодекс РФ. Некоторые из них вступили в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ). Основная масса поправок затронула гл. 25 НК РФ, пос вященную налогу на прибыль. Так, с 1 января 2015 г. будут действовать ! в новой редакции ст. ст. 280, 276 НК РФ, которые регулируют особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом соответственно. С 2015 г. будут установлены особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок (ст. 299.5 НК РФ). С указанной даты будут внесены изменения и в ст. 279 НК РФ, в которой разъяснены вопросы определения налоговой базы при уступке права требования. Кроме того, уже с 1 января 2014 г. вступили в силу изменения в ст. 282 НК РФ, которая устанавливает особенности формирования налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, а также в ст. 301 НК РФ, регулирующую особенности налогообложения срочных сделок. Рассмотрим некоторые другие изменения.

1.1. Налог на прибыль

1.1.1. Урегулирован вопрос учета

в доходах и расходах процентов в том случае,

когда их выплата происходит не ежемесячно,

а в иной предусмотренный договором срок

Законом N 420-ФЗ изложен в новой редакции п. 6 ст. 271 НК РФ и п. 8 ст. 272 НК РФ. Изменения вступили в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ). Данные пункты регулируют порядок признания процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам в доходах и расходах.

Теперь непосредственно в Налоговом кодексе РФ предусмотрено, что по договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчетный или налоговый период, проценты включаются в доходы на конец каждого месяца соответствующего отчетного или налогового периода независимо от даты или сроков их выплаты, предусмотренных договором (абз. 1 п. 6 ст. 271 НК Р! Ф). Аналогичные положения, касающиеся расходов, содержатся в абз. 1 п. 8 ст. 272 НК РФ.

В случае прекращения действия договора в течение календарного месяца доход признается полученным (расход признается осуществленным) и включается в состав соответствующих доходов (расходов) на дату прекращения действия договора (абз. 3 п. 6 ст. 271, абз. 3 п. 8 ст. 272 НК РФ).

В отношении договоров, согласно которым исполнение обязательства зависит от стоимости или иного значения базового актива с начислением в период действия договора фиксированной процентной ставки, в абз. 2 п. 6 ст. 271 НК РФ указано следующее:

- доходы, начисленные исходя из фиксированной ставки, признаются на последнее число каждого месяца соответствующего отчетного или налогового периода;

- доходы, фактически полученные на основании сложившейся стоимости или иного значения базового актива, признаются на дату исполнения обязательства по этому договору.

Аналогичное правило предусмотрено и для расходов (абз. 2 п. 8 ст. 272 НК РФ).

В новой редакции также изложен п. 4 ст. 328 НК РФ, устанавливающей порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов.

Напомним, что Минфин России и до внесения упомянутых изменений отмечал, что проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных доходов (расходов) равномерно в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами. См., например, Письма от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29175, от 23.07.2013 N 03-03-06/2/28977, от 12.07.2013 N 03-03-06 /1/27251.

С позицией ФНС России по этому вопросу, аналогичной подходу финансового ведомства, и противоречивой судебной практикой можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

1.1.2. В Налоговом кодексе РФ закреплено, что убытки

можно переносить на конец отчетного периода

Законом N 420-ФЗ уточнены положения п. 1 ст. 283 НК РФ, регулирующей порядок переноса убытков на будущее. Изменения вступили в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Зак! она N 420-ФЗ). До указанной даты в данном пункте было предусмотрено, что налогоплательщики, понесшие убыток в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или ее часть. В связи с этой формулировкой у налогоплательщиков возникал вопрос о том, можно ли перенести убыток на конец отчетного, а не налогового периода. Минфин России разрешал пост упать таким образом (см., например, Письма от 16.01.2013 N 03-03-06/2/3, от 19.04.2010 N 03-03-06/1/276). С дополнительными материалами по данному вопросу, в том числе с позицией ФНС России, аналогичной позиции финансового ведомства, можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

С 1 января 2014 г. возможность перенесения убытка на конец отчетного периода закреплена в п. 1 ст. 283 НК РФ.

Следует обратить внимание и на другую поправку, внесенную в п. 1 ст. 283 НК РФ и также вступившую в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ). Речь идет об аб! з. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ, в котором ранее было предусмотрено, что положения п. 1 ст. 283 НК РФ не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком в период налогообложения его доходов по ставке 0 процентов. Напомним, что этот абзац вступил в силу 1 января 2011 г. и в связи с его неудачной формулировкой у налогоплательщиков возник ряд вопросов при применении положений названного пункта. См. Практическое пособие по налогу на прибыль.

С 1 января 2014 г. абз. 2 п. 1 ст. 283 НК РФ действует в новой редакции. Теперь в нем указано, что положения п. 1 ст. 283 НК РФ не распространяются на убытки, которые получены налогоплательщиком в период налогообложения его прибыли по ставке 0 процентов в случаях, установленных п. п. 1.1, 1.3, 5, 5.1 ст. 284 НК РФ. Также упомянутые положения не распространяются на убытки, полученные налогоплательщиком от реализации или иного выбытия указанных в ст. 284.2 НК РФ акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций.

1.1.3. Доходы, полученные при уменьшении

уставного капитала, в пределах вклада

не учитываются в целях налога на прибыль

Комментируемым Законом в подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ внесены положения, согласно которым при определении налоговой базы в доходах не учитывается имущество, имущественные права, которые получены в пределах вклада (взноса) участником хозяйственного общества или товарищества (его правопреемником или наследником) при уменьшении уставного капитала в соответствии с законодательством РФ. Изменения вступили в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Напомним, что до указанной даты в подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ было предусмотрено, что эти доходы не учитываются при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества либо при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками. Обратим внимание, что Минфин России в Письме от 29.07.2013 N 03-03-07/30021 разъяснял следующее. В ст. 251 НК РФ не содержится нормы, позволяющей освободить от налога на прибыль суммы, полученные акционером (участником) от уменьшения уставного капитала. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

1.1.4. Скорректирован порядок определения цены

приобретения имущественных прав в целях уменьшения

дохода от их реализации

В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ организация вправе уменьшить доход от реализации имущественных прав на цену их приобретения и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

С 1 января 2014 г. в указанном подпункте содержится специальное правило определения цены приобретения акций, долей в ситуации, когда до реализации имущественных прав произошло уменьшение уставного капитала хозяйственного общества (товарищества) путем уменьшения номинальной стоимости акций, долей в пределах первоначального вклада (взноса) в этот уставный! капитал. В таком случае цена приобретения акций, долей уменьшается на стоимость имущества (имущественных прав), ранее полученного участником хозяйственного общества (товарищества) при уменьшении данного уставного капитала в соответствии с законодательством РФ в пределах первоначального вклада (взноса). При этом в новом абз. 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ предусмотрено, что данное правило не распростра! няется на случаи, когда хозяйственное общество (товарищество) обязано уменьшить свой уставный капитал согласно требованиям законодательства РФ. Повторимся, что соответствующее положение вступило в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

1.1.5. Урегулирован вопрос о порядке

налогообложения процентов, начисляемых на сумму требований

конкурсного кредитора в соответствии с законодательством

о несостоятельности (банкротстве)

Комментируемый закон дополняет подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ новым абзацем 5, согласно которому проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве, учитываются в доходах на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Изменения вступили в силу 1 января 2014 ! г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Соответствующие расходы будут признаваться на дату перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика (абз. 4 подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона N 420-ФЗ действие указанных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Отметим, что по нормам законодательства, действовавшим до внесения рассматриваемых поправок, такие проценты следовало учитывать в доходах с даты открытия конкурсного производства. Данной позиции придерживался Минфин России (см., например, Письма от 01.04.2013 N 03-03-06/2/10287, от 09.04.2012 N 03-03-06/1/190, от 01.04.2011 N 03-03-06/2/60).

1.1.6. С 2015 г. изменится порядок учета процентов

по долговым обязательствам

В подп. 5 п. 1.2 ч. 1 раздела II Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов указывалось, что в ближайшее время будет пересмотрен подход к отнесению процентов по долговым обязательствам на расходы в целях налога на прибыль. Это связано с тем, что действующий порядок контроля за предельными суммами процентов, признаваемыми расходами для целей налогообложения, я! вляется трудоемким и обременительным для налогоплательщиков.

В целях реализации данного направления налоговой политики внесены изменения в ст. 269 НК РФ. Они вступят в силу 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Согласно общему правилу проценты по долговым обязательствам любого вида будут признаваться доходом (расходом) исходя из фактической ставки (абз. 2 п. 1 ст. 269 НК РФ). Если же долговое обязательство возникло в результате совершения контролируемых сделок, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положе! ний раздела V.1 НК РФ о контролируемых сделках. Исключение из этого правила установлено п. 1.1 ст. 269 НК РФ.

Согласно упомянутому пункту по долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, одной из сторон которой является банк, налогоплательщик вправе:

- признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ;

- признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного п. 1.2 ст. 269 НК РФ.

Если данные условия не соблюдаются, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ о контролируемых сделках.

Пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ будут установлены интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам в зависимости от того, в какой валюте они оформлены. Так, например, согласно подп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ на период с 1 января по 31 декабря 2015 г. по долговому обязательству, оформленному в рублях, установлен интервал от 75 до 180 процентов ставки рефинансирования ЦБ РФ.

1.1.7. Урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг

при погашении их номинальной стоимости частями

Комментируемый закон дополняет Налоговый кодекс РФ положениями, регулирующими порядок налогообложения ценных бумаг в случае частичного погашения их номинальной стоимости в период их обращения. Соответствующие изменения будут внесены в п. 3 ст. 271, подп. 7 п. 7 ст. 272, ст. 280 НК РФ. Поправки вступят в силу 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Согласно новому абз. 5 п. 3 ст. 271 НК РФ датой реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг будет признаваться дата фактического получения налогоплательщиком сумм частичного погашения номинальной стоимости ценной бумаги в период ее обращения, предусмотренного условиями выпуска. В соответствии с новой редакцией подп. 7 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов будет признаваться в том числе дата частичного погашения номинальной стоимости ценной бумаги в период ее обращения, предусмотренного условиями выпуска. При этом суммы, уплаченные налогоплательщиком при приобретении ценных бумаг, будут признаваться расходами пропорционально доле выплат, фактически полученных при частичном погашении номинальной стоимост! и. Данное правило будет содержаться в п. 6 новой редакции ст. 280 НК РФ.

Следует отметить, что внесенные поправки соответствуют позиции Минфина России, которую он занимает в настоящее время по вопросу определения налоговой базы при частичном погашении номинальной стоимости ценных бумаг (см. Письма от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30012, от 04.03.2013 N 03-03-06/2/6367).

Частью 6 ст. 5 Закона N 420-ФЗ установлены переходные правила, связанные с налогообложением операций с ценными бумагами, по которым осуществлено частичное погашение их номинальной стоимости до 1 января 2015 г. Суть их заключается в следующем. В период до полной реализации (выбытия) таких ценных бумаг налогоплательщиком применяется порядок ! определения налоговой базы, который применялся им в период до дня вступления в силу Закона N 420-ФЗ. Перерасчет налоговой базы за прошедшие налоговые периоды не производится.

1.1.8. Расходы по погашению собственных

эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся

на ОРЦБ, учитываются частично

В соответствии с комментируемым законом п. 1 ст. 265 НК РФ будет дополнен подп. 3.1. На основании новой нормы эмитенты смогут учитывать расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в сумме разницы между стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью. Изменения вступят в сил! у 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Напомним, что согласно п. 12 ст. 270 НК РФ не учитываются расходы, которые направлены на погашение долговых ценных бумаг.

1.2. НДС

1.2.1. С 1 января 2014 г. по льготным операциям

счета-фактуры выставлять не нужно

С 1 января 2014 г. при совершении операций, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ, не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Изменения внесены в п. 5 ст. 168 НК РФ и п. 3 ст. 169 НК РФ. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ поправки вступили в силу 1 января 2014 г. Упомянутые обязанности сохранились для налогоплательщиков, которые применяют освобождение согласно ст. 145 НК РФ. Напомним, что такие лица оформляют расчетные документы, первичные учетные документы и выставляют счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Следует обратить внимание на то, что утратил силу п. 4 ст. 169 НК РФ. В нем были перечислены лица, которые не выставляли счета-фактуры при осуществлении операций, подпадающих под действие льгот ст. 149 НК РФ.

1.2.2. Введены новые налоговые льготы

С 1 января 2014 г. дополнен перечень льгот по НДС. Так, с указанной даты освобождается от налогообложения:

- реализация услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (подп. 29 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от налогообложения согласно подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данная льгота предусмотрена новым подп. 30 п. 2 ст. 149 НК РФ. Напомним, что согласно подп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ в целях НДС под реализацией финансового инструмента срочной сделки понимается реализация ее базисного актива, а также уплата сумм премий по контракту, сумм вариационной маржи, иные периодические или разовые выплаты сторон финансового инструмента срочной сделки, не являющиеся в соответствии с условиями ФИСС оплатой базисного актива;

- операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности (подп. 15.2 п. 3 ст. 149 НК РФ):

а) передача (возврат) имущества, предназначенного для коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения;

б) выплата процентов, начисленных на средства гарантийного фонда, который формируется за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения, которые уплачиваются клиринговой организацией участникам клиринга и иным лицам.

Отметим, что от льгот, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик вправе отказаться (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, в новой редакции изложен абз. 12 подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. Теперь не будет облагаться НДС получение банком от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком не только по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и! выгодоприобретателем, но и по иным договорам страхования и иным видам страхования, в которых банк является страхователем. Примером может быть договор страхования имущества, которое служит обеспечением обязательств заемщика (залогом).

Все упомянутые изменения вступили в силу 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

1.2.3. Установлены особенности расчета пропорции

при осуществлении операций, как облагаемых НДС,

так и освобожденных от налогообложения

Налогоплательщики, которые осуществляют операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от обложения указанным налогом в целях применения вычета, должны определять специальную пропорцию, которая упомянута в п. 4 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с Законом N 420-ФЗ названный пункт изложен в новой редакции. Изменения вступят в силу 1 апреля 2014 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ). Согласно абз. 8 п. 4! ст. 170 НК РФ при расчете пропорции эмитенты российских депозитарных расписок не учитывают:

- сделки по размещению и (или) погашению российских депозитарных расписок;

- сделки по приобретению и реализации представляемых ценных бумаг, которые связаны с размещением и (или) погашением российских депозитарных расписок.

Кроме того, в новом п. 4.1 ст. 170 НК РФ установлены особенности расчета указанной пропорции. Этот пункт также вступит в силу 1 апреля 2014 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Согласно упомянутому подпункту при определении стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами или ценными бумагами и по сделкам РЕПО, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде (месяце).

В соответствии с подп. 5 п. 4.1 ст. 170 НК РФ при определении стоимости ценных бумаг, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения:

- учитывается сумма дохода от такой реализации, которая представляет собой совокупную разницу между ценой реализованных ценных бумаг, определяемой с учетом положений ст. 280 НК РФ, и расходами на приобретение и (или) реализацию этих ценных бумаг, определяемыми также с учетом положений указанной статьи, при условии что такая разница является положительной. Отрицательная разница не учитывается при определении суммы чистого дохода;

- не учитываются операции по погашению депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг и операции по передаче представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги.

1.2.4. Расширен перечень организаций, которые вправе

включать в затраты "входной" НДС

Согласно п. 5 ст. 170 НК РФ некоторые организации имеют право включать в затраты по налогу на прибыль суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). Этими организациями, в частности, являются банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды.

С 1 апреля 2014 г. данным правом также будут наделены:

- организаторы торговли (в том числе биржи);

- клиринговые организации;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Соответствующие дополнения внесены в п. 5 ст. 170 НК РФ. Изменения вступят в силу 1 апреля 2014 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Напомним, что вся сумма НДС, которая получена такими организациями по операциям, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет (п. 5 ст. 170 НК РФ).

1.3. НДФЛ

1.3.1. Установлены особенности определения

налоговой базы по операциям, учитываемым

на индивидуальном инвестиционном счете

Как было указано в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, в условиях действующего законодательства инвестиции в ценные бумаги являются менее привлекательными с налоговой точки зрения, чем другие виды инвестиций (например, приобретение жилой недвижимости). См. подп. 1.1.3 п. 1.1 ч. 1 раздела II Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и на пла! новый период 2015 и 2016 годов.

В целях выравнивания налоговых условий для инвестиций физлиц в различные виды активов в данном документе предлагалось, в частности, следующее:

- включить в законодательство о ценных бумагах понятие "индивидуальный инвестиционный счет", а также требования к осуществлению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов;

- ввести инвестиционный налоговый вычет.

Например, с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" будет дополнен ст. 10.3 "Особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов" (п. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ). Согласно п. 1 названной ст. 10.3 под индивидуальным инвестиционным счетом понимается счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента-физлица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента. Данный счет открывает и ведет брокер или управляющий на основании договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, в котором предусматривается открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета.

Комментируемым Законом в абз. 3 п. 12 ст. 214.1 НК РФ будут внесены поправки, согласно которым финансовый результат по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, определяется отдельно от финансового результата по иным операциям. Изменения вступят в силу 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ). Налоговая база по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, также будет определяться отдельно. Соответствующие изменения будут внесены в абз. 2 п. 14 ст. 214.1 НК РФ.

Кроме того, в ст. 214.1 НК РФ будет введен п. 20, согласно которому налоговую базу по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами, по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, и по операциям займа ценными бумагами будет определять налоговый агент по окончании налогового периода. Иной порядок может быть установлен ст. 214.1 или ст. 226.1 НК РФ. В последнюю из перечисленных статей также внесены дополнения.

В частности, согласно новому п. 9.1 ст. 226.1 НК РФ суммы налога по операциям с ценными бумагами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, исчисляет, удерживает и уплачивает налоговый агент на дату прекращения договора на ведение такого счета. Исключения из этого правила содержатся в указанном же пункте.

В соответствии с новым п. 15 ст. 226.1 НК РФ налоговый агент, являющийся источником дохода по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете, обязан будет сообщать об открытии или о закрытии такого счета в налоговый орган по месту своего нахождения. Сделать это необходимо будет в течение трех рабочих дней со дня соответствую! щего события в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Формы и форматы соответствующих сообщений предстоит утвердить ФНС России.

1.3.2. Введены инвестиционные налоговые вычеты

С 1 января 2015 г. Налоговый кодекс РФ будет дополнен ст. 219.1 "Инвестиционные налоговые вычеты". Согласно п. 1 ст. 219.1 НК РФ налогоплательщик вправе будет пол! учить следующие инвестиционные налоговые вычеты:

1) в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подп. 1 и 2 п. 3 ст. 214.1 НК РФ, при условии что они находились в собственности налогоплательщика более трех лет. В упомянутых пунктах названы:

- ценные бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже;

- инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов, управление которыми осуществляют российские управляющие компании.

Данный вычет предусмотрен подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ;

2) в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет (подп. 2 п. 1 ст. 219.1 НК РФ);

3) в сумме доходов, полученных по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (подп. 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ).

Особенности предоставления этих вычетов определены в п. п. 2, 3, 4 ст. 219.1 НК РФ.

Следует отметить, что инвестиционный налоговый вычет, установленный в подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ, применяется к доходам, полученным при реализации (погашении) ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 г. (ч. 1 ст. 5 Закона N 420-ФЗ). Вычеты, предусмотренные подп. 2 и 3 п. 1 ст. 219.1 НК РФ, применяются при зачислении денежных средств и (или) получении доходов по индивидуальным инвестиционным счетам, договоры на ведение которых заключены после дня вступления в силу Закона N 420-ФЗ (ч. 2 ст. 5 Закона N 420-ФЗ). Данный закон вступил в силу 1 января 2014 г., за исключением положений, которые вступают в силу в иные сроки (ч. 1 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

1.3.3. Уточнен перечень доходов, полученных

от источников за пределами РФ

Рассматриваемым Законом N 420-ФЗ внесены дополнения в подп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ, в котором указано, что к доходам, полученным от источников за пределами России, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранных организаций (за некоторым исключением, которое содержится в подп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Изменения вступят в силу 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

С этой даты в подп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ также будут предусмотрены выплаты по представляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок.

1.3.4. Установлены особенности определения налоговой

базы по операциям с депозитарными расписками

и представляемыми ценными бумагами

В целях Налогового кодекса РФ под депозитарными расписками понимаются российские депозитарные расписки, а также ценные бумаги иностранных эмитентов, удостоверяющие права на ценные бумаги российских и (или) иностранных эмитентов. Представляемые ценные бумаги определяются как ценные бумаги, права на которые удостоверяются депозитарными расписками. Такие понятия будут ! содержаться в п. 6.1 ст. 214.1 НК РФ. Данный пункт вступит в силу 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 6 Закона N 420-ФЗ).

Кроме того, в этом пункте будет указано, что в целях НДФЛ не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг:

- погашение депозитарных расписок при получении представляемых ценных бумаг;

- передача представляемых ценных бумаг при размещении депозитарных расписок, удостоверяющих права на представляемые ценные бумаги.

Пункт 13 ст. 214.1 НК РФ, в котором устанавливаются особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, с 1 января 2015 г. будет дополнен положениями, касающимися определения расходов налогоплательщика при реализации или ином выбытии:

- представляемых ценных бумаг, полученных при погашении депозитарных расписок;

- депозитарных расписок, полученных в результате их размещения.

Применение документа (выводы):

Налог на прибыль

С 1 января 2014 г.:

- урегулирован вопрос учета в доходах и расходах процентов в случае, когда их выплата происходит не ежемесячно, а в иной предусмотренный договором срок (п. 6 ст. 271, п. 8 ст. 272, п. 4 ст. 328 НК РФ);

- в Налоговом кодексе РФ закреплено, что убытки можно переносить на конец отчетного периода (п. 1 ст. 283 НК РФ);

- установлено, что доходы, полученные при уменьшении уставного капитала, в пределах вклада не учитываются в целях налога на прибыль (подп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ);

- скорректирован порядок определения цены приобретения имущественных прав в целях уменьшения дохода от их реализации (подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ);

- урегулирован вопрос о порядке налогообложения процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о банкротстве (подп. 2 п. 4 ст. 271, подп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ).

С 1 января 2015 г.:

- изменится порядок учета процентов по долговым обязательствам (п. п. 1, 1.1, 1.2 ст. 269 НК РФ);

- будет урегулирован вопрос о налогообложении ценных бумаг при погашении их номинальной стоимости частями (п. 3 ст. 271, подп. 7 п. 7 ст. 272, п. 6 ст. 280 НК РФ);

- расходы по погашению собственных эмиссионных долговых ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, можно будет учитывать в части (подп. 3.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

НДС

С 1 января 2014 г.:

- по льготным операциям счета-фактуры выставлять не нужно (п. 5 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ);

- введены новые налоговые льготы (подп. 29, 30 п. 2, подп. 15.2 п. 3 ст. 149 НК РФ).

С 1 апреля 2014 г.:

- установлены особенности расчета пропорции при осуществлении как облагаемых НДС операций, так и освобожденных от налогообложения (п. п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ);

- расширен перечень организаций, которые вправе включать в затраты "входной" НДС (п. 5 ст. 170 НК РФ).

НДФЛ

С 1 января 2015 г.:

- установлены особенности определения налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете (п. п. 12, 14, 20 ст. 214.1, п. п. 9.1, 15 ст. 226.1 НК РФ);

- введены инвестиционные налоговые вычеты (ст. 219.1 НК РФ);

- уточнен перечень доходов, полученных от источников за пределами РФ (подп. 1 п. 3 ст. 208 НК РФ);

- установлены особенности определения налоговой базы по операциям с депозитарными расписками и представляемыми ценными бумагами (п. п. 6.1, 13 ст. 214.1 НК РФ).

2. С 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда и установлены новые дополнительные тарифы на пенсионные взносы для работников вредных и опасных производств

Название документа:

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"

Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"

Комментарий:

30 декабря 2013 г. на интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) размещен ряд федеральных законов, устанавливающих в том числе положения о признании условий труда вредными и опасными. Принятие Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) потребовало корректировки норм! некоторых правовых актов, касающихся, в частности, порядка уплаты взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Такие нововведения содержит Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ). Одни поправки носят технический ! характер, другие касаются формирования бюджетов ПФР и ФСС РФ и расходования соответствующих средств. Однако есть и изменения, затрагивающие более широкий круг лиц, в частности работодателей. Рассмотрим их подробнее.

2.1. Аттестация рабочих мест заменена

специальной оценкой условий труда

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Законом N 426-ФЗ. Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Согласно внесенным изменениям ч. 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ утратила силу (подп. "г" п. 4 ст. 13 Закона N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Закона N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия име! ющихся на день вступления в силу Закона N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. ! 15 Закона N 421-ФЗ).

2.2. Изменены дополнительные тарифы взносов

на солидарную часть пенсии в отношении выплат

и вознаграждений физлицам для назначения досрочной

трудовой пенсии в случае проведения специальной

оценки условий труда

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ с 1 января 2013 г. устанавливались дополнительные тарифы страховых взносов для лиц, выплачивающих вознаграждения физлицам, которые заняты на определенных видах работ, в связи с чем имеют право на досрочную пенсию по старости согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года. Частью 4 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ было предусмотрено освобождение работодателя от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда.

С 1 января 2014 г. утратила силу ч. 4 и была введена ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов на солидарную часть пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий ! труда. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами и 4 соответственно), то работодатели в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0 процентов, т.е. по сути работодатель будет освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Следует отметить, что тарифы, предусмотренные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются вместо упомянутых дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи.

Аналогичные изменения внесены и в ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2.3. Новый порядок расчета предельной величины

базы для начисления страховых взносов

Статья 8 Закона N 212-ФЗ была дополнена ч. 5.1 и 5.2, согласно которым с 2015 г. устанавливается новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов для страхователей, выплачивающих вознаграждения и производящих иные выплаты физлицам. Так, на период с 2015 по 2021 гг. ее будет утверждать Правительство РФ с учетом размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и повышающего коэффициента, величина которого на каждый год названного периода предусмотрена в ч. 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Значение данного коэффициента будет постепенно повышаться (с 1,7 в 2015 г. до 2,3 в 2021 г.). В дальнейшем, т.е. с 2022 г., предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленная на предыдущий год, будет индексироваться (ч. 5.2 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Прежним остается порядок округления: сумма от 500 руб. округляется до полной тысячи, сумма менее 500 руб. отбрасывается (ч. 5, абз. 3 ч. 5.1, ч. 5.2 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Напомним, что предельная величина базы для начисления страховых взносов на 2014 г. установлена Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 и составляет 624 тыс. руб. (подробнее см. выпуск обзора от 11.12.2013).

2.4. Смягчена ответственность страхователей

за непредставление (представление недостоверных)

сведений персонифицированного учета

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая редакция ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Согласно внесенным изменениям смягчена ответственность страхователя за непредставление либо представление неполных и (или) недостоверных сведений персонифицированного учета. Теперь размер санкции составляет 5 процентов от суммы ! страховых взносов, начисленных к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены (представлены неполные или недостоверные) сведения. Напомним, что ранее со страхователя взыскивали 10 процентов от суммы платежей в ПФР, причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год.

2.5. Форма и порядок расчета по взносам

утверждается контролирующим органом

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган ПФР расчет по начисле! нным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В настоящее время форма такого расчета и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 28.12.2012 N 639н. С 1 января 2014 г. форму расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам будет устанавливать контролирующий орган, т.е. Пенсионный фонд РФ, по согласованию с Минтрудом России. Соответствующие изменения внесены в названный п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ.

2.6. Расширены основания для переквалификации отношений

по гражданско-правовым договорам в трудовые

Согласно ст. 12 Закона N 421-ФЗ внесен ряд изменений в Трудовой кодекс РФ. В частности, с 1 января 2014 г. в новой редакции изложены ч. 4 ст. 11, ст. ст. 15 и 16 ТК РФ, а также введена новая ст. 19.1 ТК РФ. Все поправки касаются порядка признания трудовыми отношений по заключенным гражда нско-правовым договорам (далее - ГПД). В случае переквалификации на та! кие отношения распространяются нормы трудового законодательства.

Напомним, что ранее в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ лишь суд мог признать отношения, возникшие из ГПД, трудовыми.

Теперь в силу ч. 1 ст. 19.1 ТК РФ это может сделать:

- заказчик - по ГПД на основании письменного заявления физлица-исполнителя и (или) не обжалованного в суд предписания госинспектора труда;

- суд - по обращению физлица-исполнителя либо на основании соответствующих материалов, направленных госинпекцией труда или иными уполномоченными органами (лицами).

Исключительно судебный порядок переквалификации гражданско-правовых отношений в трудовые сохраняется в случаях, когда такие отношения уже прекращены (ч. 2 ст. 19.1 ТК РФ).

В силу ч. 3 ст. 19.1 ТК РФ все неустранимые сомнения при разрешении споров по данному вопросу трактуются в пользу существования трудовых, а не гражданско-правовых отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что в подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ и п. 4 ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрены одинаковые положения: в случае переквалификации сделки налоговый орган (орган контроля за уплатой взносов) взыскивает недоимку исключительно в судебном порядке. Однако в отношении налоговой недоимки Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16.07.2013 N 3372/13 отметил следующее: если решение о привлечении к ответственности, на основании которого вынесено решение о взыскании налога, оспорено в суде и признано законным, то инспекция вправе взыскать налог во внесуде бном порядке. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.


- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2014 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное