Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 28.08.2013


КонсультантПлюс: "горячие" документы
Приказ Росфинмониторинга от 23.08.2013 N 231 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 мая 2009 г. N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок"

Посмотреть все "горячие" документы

Новые документы для бухгалтера от 28.08.2013

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. Суммы налогов (сборов), уплаченные по законодательству иностранного государства, можно учесть в расходах

2. При заполнении справки о сумме заработной платы можно изменить размер шрифта или добавить дополнительные строки

3. Принятие НДС к вычету принципалом, если агент приобретает товары (услуги) для нескольких покупателей-принципалов

4. Если контролируемые сделки совершены через посредника, то уведомление о них представляет лицо, которое должно уплатить налоги в связи с получением доходов по данным сделкам

5. Компенсация командировочных расходов дистанционного работника учитывается в прочих расходах

 

Комментарии

1. Вправе ли налоговый агент принять к вычету НДС с уплаченного продавцу аванса?

2. Должна ли быть нотариально заверена доверенность представителя индивидуального предпринимателя?

 
 
 

Новости

 

1. Суммы налогов (сборов), уплаченные по законодательству иностранного государства, можно учесть в расходах

Письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-10/32521

 

Минфин России изменил свою позицию относительно учета для целей налога на прибыль сумм налогов, уплаченных на территории иностранных государств. В первую очередь данные разъяснения касаются НДС, уплаченного за рубежом, а также других "иностранных" налогов и сборов. Указанные суммы можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такой позиции придерживались ФНС России (Письмо от 01.09.2011 N ЕД-20-3/1087) и некоторые арбитражные суды. Однако ранее финансовое ведомство долгое время давало другие разъяснения: НДС, уплаченный на территории иностранного государства, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается. Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Вывод, сделанный в рассматриваемом Письме, Минфин России обосновал следующим образом. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ в расходах учитываются суммы налогов и сборов, которые начислены только в порядке, установленном законодательством РФ. Однако перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. При этом в ст. 270 НК РФ, в которой названы не учитываемые в целях налогообложения расходы, нет нормы, указывающей, что налоги (сборы), уплаченные в иностранных государствах, нельзя признать в качестве расходов. Соответственно, такие суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ критериев признания расходов.

Вместе с тем, как отметил Минфин России, если в Налоговом кодексе РФ прямо предусмотрено устранение двойного налогообложения путем зачета налога, уплаченного на территории иностранного государства, при уплате соответствующего налога в России, то в расходах "иностранный" налог не учитывается. Например, специальные положения об устранении двойного налогообложения есть в ст. 311 НК РФ (гл. 25 "Налог на прибыль организаций") и ст. 386.1 НК РФ (гл. 30 "Налог на имущество организаций").

 

2. При заполнении справки о сумме заработной платы можно изменить размер шрифта или добавить дополнительные строки

Письмо ФСС РФ от 24.07.2013 N 15-02-01/12-5174л

 

Форма справки о сумме заработной платы и порядок ее выдачи утверждены Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н. Как пояснил ФСС РФ, при заполнении данной справки страхователь вправе в случае необходимости добавить дополнительные строки или изменить размер шрифта. Это может потребоваться для отражения полной информации о страхователе либо застрахованном лице. Подобные изменения не влияют на сумму пособия, подлежащего выплате. Примеры внесения информации при изменении размера шрифта и добавлении строк приведены в Приложении к рассматриваемому Письму.

Напомним, что работодатель должен выдать застрахованному лицу при его увольнении или после такового (по заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших году прекращения работы или обращения за получением справки, и за текущий календарный год. При увольнении сотрудника эта справка выдается в день прекращения работы, а в случае обращения бывшего работника к страхователю - не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления. Соответствующая обязанность работодателя установлена п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Согласно ст. 13 и ч. 1 ст. 14 указанного Закона справка о сумме заработной платы необходима для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

 

3. Принятие НДС к вычету принципалом, если агент приобретает товары (услуги) для нескольких покупателей-принципалов

Письмо Минфина России от 02.08.2013 N 03-07-11/31045

 

При приобретении для принципала товаров (услуг) агент вместе со счетом-фактурой, выставляемым принципалу, предоставляет принципалу заверенную в установленном порядке копию счета-фактуры, который получен агентом от продавца. Данный порядок предусмотрен п. 15 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Нередко агент приобретает товары (услуги) для нескольких покупателей-принципалов одновременно. Продавец выставляет ему один счет-фактуру с указанием в графе 3 общего количества (объема) товаров (услуг). Поэтому в счете-фактуре, который агент составляет для одного из покупателей-принципалов, количество (объем) будет меньше, чем в копии счета-фактуры, выставленного агенту продавцом. Следовательно, и сумма НДС, указанная агентом в его счете-фактуре, будет составлять часть суммы налога, отраженной в счете-фактуре, который получен агентом от продавца. Может ли принципал в таком случае принять налог к вычету?

В рассматриваемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что в данной ситуации нет оснований для отказа в принятии принципалом сумм налога к вычету. Принципал вправе применить налоговый вычет в общем порядке, то есть при соблюдении условий, установленных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.

 

4. Если контролируемые сделки совершены через посредника, то уведомление о них представляет лицо, которое должно уплатить налоги в связи с получением доходов по данным сделкам

Письмо Минфина России от 06.08.2013 N 03-01-18/31681

 

Согласно п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять инспекции о контролируемых сделках, совершенных в течение календарного года. Напомним, что уведомления о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым были учтены в 2012 г., направляются в налоговые органы не позднее 20 ноября 2013 г. (ч. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). По общему правилу уведомление о контролируемых сделках, совершенных на протяжении календарного года, необходимо направить не позднее 20 мая года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

В рассматриваемом Письме разъяснено, кто должен представить уведомление, если агент (комиссионер), являясь взаимозависимым с принципалом (комитентом) лицом, заключает контролируемые сделки с лицами, которые также взаимозависимы с принципалом (комитентом).

Финансовое ведомство обратило внимание, что согласно п. 1 ст. 105.16 НК РФ данные уведомления направляют налогоплательщики. Статьей 19 НК РФ установлено, что ими являются физические лица и организации, на которые возложена обязанность уплачивать налоги. Проанализировав названные нормы, Минфин России указал, что уведомить инспекцию о совершенных в течение календарного года контролируемых сделках должно лицо, которое в соответствии с Налоговым кодексом РФ уплачивает налоги в связи с получением доходов по таким сделкам. Аналогичные выводы содержатся в Письмах Минфина России от 31.05.2013 N 03-01-18/19976, от 15.10.2012 N 03-01-18/7-141.

 

5. Компенсация командировочных расходов дистанционного работника учитывается в прочих расходах

Письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/1/31945;

Письмо Минфина России от 01.08.2013 N 03-03-06/1/30978

 

Минфин России рассмотрел вопрос налогообложения компенсаций командировочных расходов сотрудника, работающего дистанционно.

Согласно ч. 1 ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Минфин России указал, что исходя из положений ст. 312.1 ТК РФ местом постоянной работы сотрудника, выполняющего свои обязанности дистанционно, является его местонахождение. На этом основании финансовое ведомство пришло к выводу, что поездка такого работника в место нахождения работодателя является командировкой. Следовательно, на него распространяются все гарантии, установленные ст. 167 ТК РФ.

Согласно данной норме за направленным в командировку сотрудником сохраняется место работы и средний заработок. Кроме того, ему компенсируются все связанные с поездкой затраты. К последним относятся, в частности, расходы по проезду к месту командирования и обратно, по найму жилого помещения и суточные (ч. 1 ст. 168 ТК РФ). На основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы возмещения упомянутых затрат работодатель вправе учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Расходы на командировку дистанционного сотрудника, как разъяснило финансовое ведомство, организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли.

Что касается вопроса исчисления НДФЛ в отношении доходов работника в виде полученных сумм компенсаций командировочных расходов, Минфин России указал на следующее. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ данным налогом не облагаются предусмотренные законодательством РФ компенсационные выплаты (в пределах установленных норм), включая возмещение затрат, связанных с поездкой для выполнения служебного поручения. Следовательно, если работодатель направляет дистанционного работника в такую поездку вне места его постоянной работы, определенного в трудовом договоре, то суммы возмещения понесенных этим работником командировочных расходов освобождаются от НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.

 
 
 

Комментарии

 

1. Вправе ли налоговый агент принять к вычету НДС с уплаченного продавцу аванса?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 21.06.2013 N 03-07-08/23545

 

Комментарий:

Минфин России указал, что российская организация - налоговый агент вправе принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет при перечислении иностранному лицу сумм предварительной оплаты в счет выполнения работ, местом реализации которых признается Россия, только в периоде принятия таких работ к учету. Финансовое ведомство сослалось на п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которому вычет налога производится на основании счетов-фактур, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС, после принятия товаров (работ, услуг) на учет. Аналогичным образом ранее высказалась ФНС России (см. Письмо от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@). К такому же выводу пришел и ФАС Поволжского округа (Постановление от 22.04.2013 N А55-20302/2012). Следует отметить, что судом рассматривался спор о применении налоговым агентом вычетов НДС с сумм предоплаты при аренде муниципального имущества.

Однако эта точка зрения спорна. Согласно п. 12 ст. 171 НК РФ перечисливший аванс налогоплательщик вправе принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом товаров, работ, услуг или имущественных прав. Указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав (п. 9 ст. 172 НК РФ). Таким образом, обязательными условиями для применения налогоплательщиком вычета НДС с сумм аванса являются фактическая уплата налога в бюджет и наличие соответствующих счетов-фактур, выставленных продавцом.

Если иностранная организация, не состоящая в России на учете в инспекции в качестве налогоплательщика, реализует товары (работы, услуги) и местом их реализации признается РФ, то база по НДС определяется как сумма дохода от такой реализации с учетом налога (ст. 161 НК РФ). В этом случае российский покупатель, признаваемый налоговым агентом, обязан удержать НДС и перечислить его в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранной компании (п. 4 ст. 174 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 24 НК РФ по общему правилу налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

В п. 3 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогового агента принять к вычету уплаченные им суммы НДС. Иностранный продавец выставить счет-фактуру не может. Соответствующая обязанность лежит на покупателе - налоговом агенте (п. 3 ст. 168 НК РФ). Следовательно, при наличии документов, подтверждающих уплату НДС в бюджет, а также счета-фактуры, выставленного налоговым агентом при перечислении иностранной организации сумм предварительной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), этот налоговый агент вправе принять суммы перечисленного налога к вычету независимо от того, в каком периоде указанные товары, работы, услуги будут приняты им на учет. Необходимо, однако, отметить, что такую позицию ему, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

 

2. Должна ли быть нотариально заверена доверенность представителя индивидуального предпринимателя?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 01.08.2013 N 03-02-08/30900

 

Комментарий:

В ст. 26 НК РФ установлено право налогоплательщика участвовать в налоговых правоотношениях через уполномоченного представителя. В п. 3 ст. 29 НК РФ предусмотрено, что полномочия представителя организации подтверждаются доверенностью, выданной в установленном гражданским законодательством РФ порядке, а полномочия представителя физлица - нотариально удостоверенной (приравненной к ней) доверенностью. Однако в Налоговом кодексе РФ прямо не указано, какая форма доверенности должна быть у представителя индивидуального предпринимателя.

В рассматриваемом Письме Минфин России в очередной раз отметил, что доверенность представителя индивидуального предпринимателя должна быть заверена нотариально (должна быть приравненной к таковой). Финансовое ведомство исходит из того, что в отношении предпринимателя применяются положения, установленные для физлиц. Следует отметить, что подобное мнение уже неоднократно высказывалось компетентным органом (см., например, Письма Минфина России от 15.11.2012 N 03-02-08/99, от 17.11.2009 N 03-02-07/1-508, от 09.10.2009 N 03-02-07/2-166). Некоторые суды также разделяют эту позицию (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2011 N А21-7618/2010 (Определением ВАС РФ от 27.09.2011 N ВАС-12487/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 N А06-2334/07).

Однако возможен и другой подход к решению данного вопроса. Налоговый кодекс РФ не содержит норм, напрямую относящих индивидуальных предпринимателей к категории физических или юридических лиц. Согласно гражданскому законодательству на них распространяются правила, регулирующие деятельность юрлиц, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа отношений (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Порядок выдачи доверенностей регулируется ст. 185 ГК РФ. В соответствии с п. 5 указанной статьи доверенность от имени юрлица выдается за подписью его руководителя или иного уполномоченного учредительными документами лица с приложением печати этой организации. В п. 2 ст. 185 ГК РФ установлено, что нотариальное удостоверение по общему правилу требуется только в отношении доверенностей на совершение сделок, для которых требуется нотариальная форма. Таким образом, доверенность, подтверждающая полномочия представителя налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, может быть выдана в простой письменной форме, то есть она не требует нотариального удостоверения. Такую точку зрения высказала ФНС России в Письме от 10.08.2009 N ШС-22-6/627@. К аналогичным выводам пришел и ФАС Дальневосточного округа (Постановление от 07.06.2011 N А73-8365/2010).

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в Письме от 21.11.2012 N ЕД-4-3/19597@ ФНС России указала на следующее. Индивидуальный предприниматель вправе составить доверенность в простой письменной форме (без нотариального удостоверения) только тогда, когда она заверена печатью этого лица. Иначе такая доверенность будет противоречить нормам гражданского законодательства РФ.

Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное