Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 02.02.2012


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 02.02.2012

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг"


 

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

 

Содержание обзора

 

Новости

1. В 2012 г. применяются новые КБК по НДФЛ

2. ФНС России дала рекомендации по заполнению декларации по транспортному налогу за 2011 г.

3. Если сотрудник не представил в течение прошедших налоговых периодов документы, подтверждающие право на стандартный вычет на ребенка, то для его получения за указанные периоды необходимо обращаться в инспекцию

4. При утере посадочного талона расходы на приобретение электронного авиабилета можно подтвердить справкой от перевозчика

5. При поставке оборудования частями НДС исчисляется на дату отгрузки последней составной части

 

Комментарии

1. Доходы работника-белоруса: по какой ставке удерживать НДФЛ, если на конец года 183 дня еще не истекли?

2. Как рассчитать сумму ЕНВД, если у налогоплательщика, ведущего розничную торговлю, кроме торговых есть еще и складские помещения?

 

Судебное решение недели

Президиум ВАС РФ разъяснил, как соотносятся положения международных договоров и нормы ст. 269 НК РФ о контролируемой задолженности

 
 
 

Новости

 

1. В 2012 г. применяются новые КБК по НДФЛ

Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"

Приказ Минфина России от 18.01.2012 N 10н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации"

 

Начиная с 1 января 2012 г. при заполнении платежных документов по НДФЛ применяются следующие КБК (независимо от того, за какой период перечисляется налог):

1) НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением тех, в отношении которых исчисление и уплата налога производятся в соответствии со ст. ст. 227, 227.1, 228 НК РФ, - 182 1 01 02010 01 1000 110;

2) НДФЛ с доходов, которые получены предпринимателями от ведения предпринимательской деятельности, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты и другими лицами, предусмотренными ст. 227 НК РФ, - 182 1 01 02020 01 1000 110;

3) НДФЛ с доходов, которые получены физлицами в случаях, описанных в ст. 228 НК РФ (например, при продаже имущества, при получении резидентами РФ доходов от источников за пределами России), - 182 1 01 02030 01 1000 110;

4) НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных иностранными гражданами от работы по найму у физических лиц на основании патента согласно ст. 227.1 НК РФ, - 182 1 01 02040 01 1000 110.

Необходимо обратить внимание, что 14 - 17 разряд КБК отражает код подвида доходов бюджетов и имеет различные значения в зависимости от вида платежа:

- 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в том числе по отмененному);

- 2000 - пени и проценты по платежу;

- 3000 - суммы штрафов по платежу.

 

2. ФНС России дала рекомендации по заполнению декларации по транспортному налогу за 2011 г.

Информация ФНС России "О налоговой декларации по транспортному налогу за 2011 год"

 

С 1 января 2011 г. вступила в силу редакция ст. 80 НК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Теперь форма налоговой декларации и порядок ее заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. В связи с этим ФНС России проводит работу по внесению изменений в форму декларации по транспортному налогу, о чем ведомство известило налогоплательщиков, выпустив соответствующую Информацию. Изменения в бланке декларации позволят учитывать суммы уплаченных авансовых платежей.

Напомним, что с 1 января 2011 г. организациям - плательщикам транспортного налога не нужно подавать в налоговую инспекцию расчеты авансовых платежей. Такие изменения были внесены в ст. 363.1 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ. Однако обязанность уплачивать ежеквартальные авансовые платежи у налогоплательщиков сохраняется (п. 2.1 ст. 362, п. 2 ст. 363 НК РФ).

Сложность заполнения декларации заключается в том, что в действующей форме, утвержденной Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, не предусмотрено отражение суммы уплаченных авансовых платежей. На данный момент в бланке есть только строка 040 "Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет в течение налогового периода (руб.)". Поэтому во избежание спорных ситуаций ФНС России рекомендует в декларации за 2011 г. строку 040 не заполнять, а сумму транспортного налога по строке 030 "Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет" в полной сумме повторить по строке 050 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода".

 

3. Если сотрудник не представил в течение прошедших налоговых периодов документы, подтверждающие право на стандартный вычет на ребенка, то для его получения за указанные периоды необходимо обращаться в инспекцию

Письмо ФНС России от 23.01.2012 N ЕД-4-3/781@ "О направлении письма Минфина России" (вместе с Письмами Минфина России от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230, от 18.01.2012 N 03-04-08/8-5)

 

В выпуске обзора "Новые документы для бухгалтера" от 18.01.2012 было рассмотрено Письмо Минфина России от 23.12.2011 N 03-04-08/8-230, в котором разъяснялось, что переплату по НДФЛ, возникшую в 2011 г. у работника в связи с увеличением стандартного вычета на ребенка, по письменному заявлению возвращает работодатель.

Напомним, что налоговый агент вправе предоставить стандартный вычет только при наличии соответствующего заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих его право на вычет (п. 3 ст. 218 НК РФ). Таким образом, если сотрудник в 2011 или предыдущих годах не подавал заявления или необходимых документов, то работодатель не должен предоставлять данный вычет при исчислении НДФЛ в отношении этого работника, независим! о от увеличения суммы вычетов на ребенка в связи с изменением законодательства.

Для того чтобы получить стандартные вычеты, сотруднику необходимо в 2012 г. обратиться в налоговую инспекцию, предоставив вместе с декларацией по НДФЛ подтверждающие документы (п. 4 ст. 218 НК РФ). Такое разъяснение содержится в Письме Минфина России от 18.01.2012 N 03-04-08/8-5.

Следует отменить, что указанные письма финансового ведомства ФНС России направила для сведения нижестоящим налоговым органам.

 

4. При утере посадочного талона расходы на приобретение электронного авиабилета можно подтвердить справкой от перевозчика

Письмо Минфина России от 13.01.2012 N 03-03-06/1/11

 

В Минфин России обратилась организация с запросом о порядке документального подтверждения расходов на приобретение авиабилета в случае, когда работником утерян посадочный талон. В частности, налогоплательщик интересовался, можно ли в такой ситуации косвенно подтвердить расходы на перелет другими документами, удостоверяющими факт пребывания работника в командировке (приказом о направлении работника в командировку, командировочным удостоверением, копией загранпаспорта, счетом гостиницы и т.д.). Ведомство дало по этому вопросу следующие разъяснения.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами по налогу на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В случае оформления проезда электронными билетами необходимо учитывать, что согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного билета и багажной квитанции является документом строгой отчетности и применяется для наличных и безналичных расчетов. Таким образом, документами, подтверждающими расходы на приобретение электронного билета, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция на бумажном носителе и посадочный талон.

Минфин указал, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком. Поэтому в случае его утери в качестве документа, подтверждающего расходы на приобретение авиабилета, может быть принята справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем.

По данному вопросу есть альтернативная позиция. Минфин России, а также УФНС России по г. Москве в своих разъяснениях указывали, что если посадочный талон утерян, то стоимость полета определяется по маршрут/квитанции на бумажном носителе, а факт перелета можно косвенно подтвердить приказом о направлении работника в командировку, счетами гостиницы, отметками таможенного органа о пересечении границы РФ (Письмо Минфина России от 07.09.2007 N 03-03-06/1/649; Письма УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 N 16-15/059203@, от 20.06.2011 N 16-15/059203@).

Более подробно с документами, касающимися подтверждения командировочных расходов в случае приобретения авиабилета в электронном виде, можно ознакомиться в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

5. При поставке оборудования частями НДС исчисляется на дату отгрузки последней составной части

Письмо Минфина России от 13.01.2012 N 03-07-11/08

 

По общему правилу НДС исчисляется продавцом на дату отгрузки товара или на дату получения предоплаты в зависимости от того, какое из событий произошло раньше (п. 1 ст. 167 НК РФ). Дата отгрузки определяется на основании первичных документов, которыми оформляются проводимые организацией хозяйственные операции. При этом она соответствует дате составления первого из таких документов, оформленного на покупателя или на пе! ревозчика для доставки покупателю.

Когда необходимо исчислять НДС, если из-за большого веса и объема промышленное оборудование отгружается частями?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что датой отгрузки в таком случае следует считать дату составления первичного документа, оформленного на покупателя или перевозчика при отгрузке последней части оборудования. При этом финансовое! ведомство подчеркивает, что особенности перехода права собственности на поставляемое оборудование не имеют значения.

 
 
 

Комментарии

 

1. Доходы работника-белоруса: по какой ставке удерживать НДФЛ, если на конец года 183 дня еще не истекли?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-05-05-02/67

 

Комментарий:

Организация, планировавшая в конце 2011 г. принять на работу гражданина Республики Беларусь по трудовому договору на срок более 183 дней, обратилась с запросом в Минфин России. Работодателя интересовала ставка НДФЛ, по которой нужно облагать доходы такого работника за 2011 г.

Ведомство обратилось к Протоколу от 24.01.2006 "К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года" (далее - Протокол). Согласно п. 1 ст. 1 этого документа вознаграждение, получаемое физлицом с постоянным местожительством в Белоруссии в отношении работы по найму, осуществляемой в РФ в течение не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение данного срока, начавшегося в предшествующем календарном году и оканчивающегося в текущем, может облагаться! НДФЛ по ставке, предусмотренной для доходов российских резидентов, - 13 процентов. В силу п. 2 ст. 1 Протокола указанный налоговый режим применяется со дня начала работы, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней. Таким образом, как указал Минфин России, если между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматр! ивающий нахождение сотрудника на территории РФ не менее 183 дней, его доходы, полученные от источников в России, облагаются по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму. При этом по итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физлица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за данный период. Таким образом, если в течение 2011 г. указанный сотрудник находился в России менее 183 дней, условие п. 1 ст. 1 Протокола считается несоблюденным и НДФЛ с его доходов должен быть доудержан налоговым агентом исходя из ставки 30 процентов.

Такая точка зрения высказывалась Минфином России и ранее (см., например, Письма от 14.04.2011 N 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 N 03-04-05/6-112).

С позицией ведомства можно поспорить, принимая во внимание следующие обстоятельства.

Установленные Налоговым кодексом РФ ставки НДФЛ зависят от статуса физлица (резидент или нерезидент РФ). Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Вместе с тем согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ, то! применяются правила и нормы международных договоров.

Из системного анализа изложенных норм можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации доходы гражданина Белоруссии облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов, если он заключает в России трудовой договор на 183 дня и более. Никаких дополнительных условий применения такой налоговой ставки - в том числе установления окончательного налогового статуса по итогам года - Протоколом не предусмотрено. В соответствии с Протоколом удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней (п. 5 Протокола). И даже тогда обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно - налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

К похожим выводам приходило и УФНС России по г. Москве: по мнению Управления, для начала налогообложения по ставке 13 процентов не требуется истечения 183 дней - необходимо только наличие трудового договора, заключенного на указанный срок (Письма УФНС России по г. Москве от 22.06.2009 N 20-14/3/062806, от 22.06.2009 N 20-14/3/062806, от 21.05.2010 N 20-20/3/1222 и др.). Судеб! ная практика также подтверждает эту точку зрения (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2010 N А56-6424/2010, ФАС Центрального округа от 13.10.2011 N А62-439/2011).

Таким образом, компания, заключившая трудовой договор с гражданином Республики Беларусь на срок 183 дня или более, удерживает НДФЛ из его доходов по ставке 13 процентов вне зависимости от того, сколько дней он фактически провел в России на момент окончания налогового периода. Однако свою позицию налоговому агенту, возможно, придется доказывать в суде.

 

2. Как рассчитать сумму ЕНВД, если у налогоплательщика, ведущего розничную торговлю, кроме торговых есть еще и складские помещения?

 

Название документа:

Письмо Минфина России от 26.12.2011 N 03-11-11/320

 

Комментарий:

В Минфин России с вопросом о расчете суммы ЕНВД обратился предприниматель, ведущий розничную торговлю непосредственно в арендуемом складском помещении. Налогоплательщик отметил, что демонстрация его товара, обслуживание покупателей и расчеты с ними производятся в киоске, расположенном внутри этого склада.

Финансовое ведомство разъяснило, что такая деятельность относится к розничной торговле, осуществляемой через стационарную торговую сеть, которая не имеет торговых залов (абз. 15 ст. 346.27 НК РФ). Следовательно, при расчете суммы единого налога необходимо применять физический показатель "площадь торгового места" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Минфин России в комментируемом Письме не дает ч еткого ответа на вопрос о том, нужно ли при расчете ЕНВД учитывать пло! щадь склада. Однако ведомство подчеркивает, что Налоговым кодексом РФ возможность уменьшения площади торгового места на площадь, используемую для хранения товаров, не предусмотрена.

Следует отметить, что в ряде случаев складское помещение можно признать объектом, имеющим торговый зал. Это возможно, если в соответствии с инвентаризационными документами (техническим паспортом и экспликацией) арендуемое помещение состоит из двух частей, одна из которых предназначена для ведения торговли, а другая - для складирования товара. При этом покупатели не должны иметь доступ на склад. Демонстрация продаваемых товаров, обслуживание клиентов и расчеты с ними также должны осуществляться в отдельной части арендуемого объекта.

Если указанные условия соблюдаются, то при определении суммы ЕНВД применяется физический показатель "площадь торгового зала" (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Площадь помещений для хранения товаров в расчет не включается (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ).

Такой подход к квалификации указанного торгового объекта содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.06.2011 N 417/11. Нижестоящие суды придерживаются аналогичной позиции (см., например, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 N А35-8380/2011).

До принятия указанного Постановления Президиума ВАС РФ при рассмотрении споров о сумме ЕНВД в отношении ведения торговли в подобных помещениях суды не решали вопроса о правильности выбора физического показателя. Значение имел только факт использования складских помещений исключительно для хранения товара, без возможности доступа в них покупателей. В этом случае определение площади торгового места без учета помещения для хранения товара суды, как правило, признавали правомерным (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 29.11.2010 N А79-2678/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2010 N А67-1985/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.08.2011 N А53-22636/2010). Однако были и противоположные выводы (см. Постановления ФАС Центрального округа от 11.03.2011 N А62-4419/2010, ФАС Поволжского округа от 09.02.2010 N А12-16000/2009).

 
 
 

Судебное решение недели

 

Президиум ВАС РФ разъяснил, как соотносятся положения международных договоров и нормы ст. 269 НК РФ о контролируемой задолженности

(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 8654/11 N А27-7455/2010)

 

Компания-налогоплательщик в качестве заемщика заключила договор займа с российской организацией. Позднее заимодавец уступил право требования по договору займа компании - резиденту Швейцарии, владеющей более чем 20 процентами уставного капитала налогоплательщика. Последняя, в свою очередь, уступила все права по договору займа компании - резиденту Люксембурга.

Налогоплательщик регулярно начислял проценты за пользование займом, однако фактически денежные средства в погашение задолженности по процентам не перечислял. Кроме того, были заключены договоры займа с организацией, которая являлась аффилированным лицом кипрской компании, владеющей косвенно более чем 20 процентами доли в уставном капитале компании-налогоплательщика. По последним договорам задолженность была погашена. Проценты по всем указанным договорам были включены в расходы по налогу на прибыль.

Инспекция отметила, что налогоплательщик имеет непогашенную задолженность перед упомянутыми организациями, более чем в три раза превышающую разницу между суммой его активов и величиной обязательств на последнее число периода. На этом основании налоговый орган признал задолженность по названным договорам контролируемой и отказал налогоплательщику во включении процентов по таким сделкам в расходы по налогу на прибыль.

Суды трех инстанций признали решение налогового органа неправомерным, указав, что в данном случае приоритет имеют нормы международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения участников этих сделок. Рассмотрев положения Соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенных Российской Федерацией со Швейцарской Конфедерацией и Республикой Кипр соответственно, суды пришли к выводу, что формирование расходов налогоплательщика должно производиться с учетом требований данных соглашений. В частности, суды приняли во внимание положения статей 24 этих Соглашений, а именно: российское предприятие, капитал которого принадлежит или контролируется резидентами другого договаривающегося государства, не должно подвергаться в РФ налогообложению, иному или более обременительному, чем то, которому подвергаются или могут подвергаться подобные российские предприятия.

Однако Президиум ВАС РФ, рассматривавший данный спор в порядке надзора, не согласился с такой позицией в силу следующего. Согласно п. 2 ст. 269 НК РФ если российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной компанией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами ее уставного капитала, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой! аффилированным лицом указанной иностранной компании, и размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика на последнее число периода, то при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, применяются правила, установленные данным пунктом. То есть в силу п. 2 ст. 269 НК РФ налогоплательщик был обязан на последнее число каждого отчетного (налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов по контролируемой задолженности. Эта величина выводится путем деления суммы процентов, начисленных им в каждом периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего периода.

Относительно международных договоров, на которые ссылались суды, Президиум ВАС РФ отметил следующие обстоятельства. Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором РФ, содержащим положения о налогообложении, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ, то применяются правила и нормы международных договоров. Таким образом, международные договоры, в частности соглашения об избежании двойного налогообложения, применяются в случаях, когда национальное законодательство вступает в противоречие с международными правовыми актами и устанавливает иное правовое регулирование тех или иных вопросов налогообложения резидентов договаривающихся государств. При проведении выездной проверки инспекция не ставила вопросы, которые регулировались бы этими соглашениями. Положения упомянутых международных договоров направлены на устранение дискриминации при налогообложении национальных лиц одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве, включая гарантию на равные условия налогообложения, и не исключают возможности установления специальных правил налогообложения на уровне национального законодательства как средства борьбы с минимизацией! налогообложения. К числу этих правил относятся в том числе и нормы п. 2 ст. 269 НК РФ, которыми введены ограничения для налогоплательщиков при учете ими процентов по долговым обязательствам перед компаниями, доминирующими в различных формах в деятельности налогоплательщика. Указанное ограничение по учету процентов вводится при таком построении бизнеса российской организации, когда имеют место высокая доля долга, аффилированность заемщика и кредитора, в ли це которого выступает не только иностранная компания, но и российская ! организация, аффилированная с иностранной компанией, отсутствие факта погашения долгового обязательства.

Что касается статей 24 Соглашений, на которые ссылались суды, то Президиум ВАС РФ указал, что ко всем без исключения российским организациям, подпадающим под действие п. 2 ст. 269 НК РФ, применяется порядок, установленный данными статьями. Правила, направленные на противодействие злоупотреблениям в налоговых правоотношениях, нельзя рассматривать в качестве дискриминационных по отношению к российским организациям с ! существенным иностранным капиталом при наличии у них контролируемой задолженности перед иностранной компанией.

Аналогичной судебной практики нет.

Высказанный в данном Постановлении подход Президиума ВАС РФ является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрени! и нижестоящими судами аналогичных дел.

 
 


Все права защищены © 2012 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное