Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 01.09.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 01.09.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

"Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Особенности применения нулевой ставки НДС при международной перевозке товаров и оказании транспортно-экспедиционных услуг

2. Представление в электронном виде декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения

3. Переплату по налогу на прибыль, за возвратом которой налогоплательщик не обратился в инспекцию в течение трех лет со дня ее возникновения, нельзя учесть в расходах

4. Организация вправе применять амортизационную премию при каждой модернизации основного средства

5. При розничной продаже пива и пивных напитков плательщики ЕНВД могут не применять ККТ

Комментарии

1. Включаются ли в первоначальную стоимость пошлины, уплата которых связана с созданием или приобретением амортизируемого имущества?

2. Является ли российская организация налоговым агентом в отношении арендных выплат в пользу физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?

Судебное решение недели

При корректировке обязательств организации по налогу на прибыль учитываются не только доходы, но и расходы

Новости

1. Особенности применения нулевой ставки НДС при международной перевозке товаров и оказании транспортно-экспедиционных услуг

 Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-15/72)">Письмо ФНС России от 12.08.2011 N АС-4-3/13133@ "О направлении письма Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72" (вместе с Письмом Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72)

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для использования в работе разъяснения Минфина России о некоторых особенностях применения нулевой ставки НДС. В частности, рассмотрены вопросы, связанные с международной перевозкой товаров, а также с оказанием транспортно-экспедиционных услуг при организации этой перевозки.

Итак, наиболее интересны следующие разъяснения финансового ведомства.

1. В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ международная перевозка товаров облагается НДС по нулевой ставке. Международной перевозкой товаров признается перевозка, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами России.

На практике перевозка товаров может осуществляться двумя видами транспорта. Например, товар перевозится железнодорожным транспортом от находящегося в РФ пункта отправления до российского морского порта (при этом перевозчик не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте), затем - морским судном до пункта назначения в иностранном государстве. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются с вопросом: применяется ли нулевая ставка НДС к перевозке от пункта отправления до пункта перегрузки на другой вид транспорта?

По мнению Минфина России, если товары вывозятся за пределы РФ несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, нулевая ставка применяется только в отношении услуг, оказанных на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Перевозка между пунктами, находящимися в РФ, облагается НДС по ставке 18 процентов. Тот факт, что пункт назначения товаров находится в иностранном государстве, не влияет на ставку налога.

2. В абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ перечислены виды транспортно-экспедиционных услуг, которые облагаются НДС по нулевой ставке. Однако в указанной норме эти виды услуг не конкретизированы.

Например, к транспортно-экспедиционным услугам относятся, в частности, услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов. Какие именно услуги включаются в данную группу?

Минфин России разъяснил, что в целях применения нулевой ставки НДС транспортно-экспедиционные услуги должны соответствовать Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст). Так, к услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относится (п. 3.1.2 ГОСТ Р 52298-2004):

- оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т.п. документации и комплекта перевозочных документов;

- оформление переадресовки грузов;

- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;

- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;

- выдача грузов на станциях (в портах) назначения.

Напомним, что транспортно-экспедиционные услуги должны быть оказаны на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Минфин России подчеркивает, что данный договор должен соответствовать гл. 41 ГК РФ "Транспортная экспедиция" и Федеральному закону от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

При соблюдении указанных условий нулевая ставка НДС применяется, несмотря на то что международная перевозка осуществляется с использованием нескольких видов транспорта.

Также в рассматриваемом  Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-15/72)">Письме финансовое ведомство обращает внимание на следующее. Экспедиторские документы (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка) являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554).

По мнению Минфина России, нарушения в оформлении, а также отсутствие данных документов в случае, если согласно действующему законодательству их составление обязательно, может явиться основанием для отказа в применении нулевой ставки (при наличии иных неправомерных действий налогоплательщика).

В рамках договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки могут оказываться услуги, не перечисленные в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Финансовое ведомство разъясняет, что такие услуги облагаются НДС по нулевой ставке, только если они предусмотрены другими подпунктами п. 1 ст. 164 НК РФ. Например, предоставление железнодорожного подвижного состава и контейнеров указано в абз. 4 подп. 2.1, подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ.

2. Представление в электронном виде декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения

Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/1/464

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации в электронном виде (абз. 2 п. 3 ст. 80 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны подавать декларации по налогу на прибыль по месту нахождения как головной организации, так и каждого обособленного подразделения. На практике налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает указанный предел, сталкиваются со следующим вопросом: необходимо ли в электронном виде представлять декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения, если среднесписочная численность работников такого подразделения не превышает 100 человек?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в указанной ситуации организация обязана представлять в электронном виде декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения. Тот факт, что среднесписочная численность работников данного подразделения не превышает 100 человек, не имеет значения - при решении вопроса о необходимости представления декларации в электронном виде учитывается этот показатель в целом по организации.

Аналогичное разъяснение содержится в Письме Минфина России от 29.12.2006 N 03-02-07/1-364.

3. Переплату по налогу на прибыль, за возвратом которой налогоплательщик не обратился в инспекцию в течение трех лет со дня ее возникновения, нельзя учесть в расходах

Письмо Минфина России от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457

Переплату по налогу можно вернуть или зачесть в течение трех лет со дня ее возникновения (п. 7 ст. 78 НК РФ). Для этого необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление. Организация, выявившая переплату по налогу на прибыль позже указанного срока, обратилась в Минфин России с вопросом, можно ли учесть излишне перечисленные суммы в расходах.

Финансовое ведомство разъяснило, что переплату по налогу на прибыль нельзя учесть в расходах. Данная сумма не является дебиторской задолженностью, поскольку налогоплательщик не обратился в инспекцию за возвратом переплаты в течение трех лет со дня ее возникновения. По той же причине эта сумма не признается безнадежным долгом. Минфин России также обращает внимание на то, что налог на прибыль вообще не учитывается в расходах (п. 4 ст. 270 НК РФ).

4. Организация вправе применять амортизационную премию при каждой модернизации основного средства

Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/1/462

Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ организация вправе единовременно списать в расходах текущего отчетного (налогового) периода не более 10 процентов затрат на модернизацию основных средств (не более 30 процентов в отношении объектов, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам). В течение срока полезного использования основное средство может быть модернизировано несколько раз. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются с вопросом: можно ли применять амортизационную пр! емию при каждой модернизации одного и того же основного средства?

Минфин России в Письме от 09.08.2011 N 03-03-06/1/462 разъяснил, что амортизационная премия по расходам на модернизацию основных средств может применяться каждый раз, когда модернизируется одно и то же основное средство.

5. При розничной продаже пива и пивных напитков плательщики ЕНВД могут не применять ККТ

Письмо ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-2/13461@ "О направлении разъяснений в связи с принятием Федерального закона N 218-ФЗ"

Организации и предприниматели, уплачивающие ЕНВД, могут не применять ККТ, если по требованию покупателя выдают документ, подтверждающий прием денежных средств (например, товарный чек или квитанцию). Об этом говорится в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. По мнению ФНС России, данным правом налогоплательщики могут воспользоваться и при розничной продаже пива и пивных напитков.

Соответствующее разъяснение ФНС России дала в связи с тем, что 22 июля 2011 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).

Напомним, теперь в абз. 3 п. 6 ст. 16 Закона указано, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральными законами. Пока данные правила действуют в отношении реализации пив! а и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта более пяти процентов. С 1 января 2013 г. эта норма будет применяться и в отношении продажи остальной пивоваренной продукции (то есть в том числе и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта пять и менее процентов).

Комментарии

1. Включаются ли в первоначальную стоимость пошлины, уплата которых связана с созданием или приобретением амортизируемого имущества?

Название документа:

Письмо Минфина России от 12.08.2011 N 03-03-06/1/481

Комментарий:

Первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, пригодного для использования (п. 1, 3 ст. 257 НК РФ). Зачастую в процессе создания или приобретения амортизируемого имущества организация платит предусмотренные законодательством пошлины. Например, при регистрации прав на недвижимое имущество взимается госпошлина (ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), а при с! овершении юридически значимых действий с подлежащими патентованию нематериальными активами - патентные и иные пошлины (ст. 1249 ГК РФ).

Минфин России разъяснил, что суммы предусмотренных законодательством пошлин включаются в первоначальную стоимость амортизируемого имущества, если уплата этих пошлин обусловлена созданием или приобретением указанного имущества. В иных случаях расходы на уплату пошлин учитываются единовременно (подп. 1 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

По мнению финансового ведомства, госпошлина, взимаемая за регистрацию прав на недвижимое имущество, является расходом, непосредственно связанным с приобретением недвижимости и возможностью ее использования. Следовательно, такая пошлина на основании п. 1 ст. 257 НК РФ включается в первоначальную стоимость имущества. Ранее Минфин России уже излагал аналогичное мнение (Письма от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113, от 19.05.2009 N 03-05-05-01/26).

Касательно патентных и иных пошлин, связанных с созданием или приобретением нематериальных активов (НМА), в рассматриваемом письме указано, что данные платежи формируют первоначальную стоимость НМА в соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ.

Следует отметить, что Минфин России подтверждал включение в первоначальную стоимость амортизируемого имущества и иных пошлин. Например, в отношении госпошлины за регистрацию транспортных средств такой вывод министерство сделало в Письме от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61, касательно таможенной пошлины за ввоз основных средств - в Письме от 08.07.2011 N 03-03-06/1/413.

Однако точка зрения Минфина России представляется спорной.

Так, суммы уплаченной госпошлины можно признать в расходах единовременно. Дело в том, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ налоги и сборы, начисленные в законодательно установленном порядке, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Такой же позиции придерживался Минфин России в более ранних разъяснениях (Письма от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, от 30.06.2005 N 03-03-04/2/14), а также ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 11.01.2008 N А56-8598/2007. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

В отношении вывода финансового ведомства о том, что на основании п. 3 ст. 257 НК РФ в первоначальную стоимость НМА включаются патентные и иные пошлины, необходимо отметить следующее. В абз. 11 указанной нормы действительно предусмотрено, что патентные пошлины формируют стоимость нематериальных активов - но только тех, которые создаются самой организацией. О других пошлинах, которые следует учитывать в первоначальной стоимости при создании НМА, в п. 3 ст. 257 НК РФ не говорится. Поэтому затраты на уплату иных пошлин, кроме па! тентных, при создании НМА, а также всех предусмотренных законодательством пошлин при приобретении НМА налогоплательщики могут списывать единовременно на основании подп. 1 или 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщики могут поступить с пошлинами, уплата которых связана с созданием или приобретением амортизируемого имущества, следующим образом:

- включить их в первоначальную стоимость основных средств или нематериальных активов (это согласуется с подходом Минфина России);

- списать их единовременно (в этом случае организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде).

2. Является ли российская организация налоговым агентом в отношении арендных выплат в пользу физлица, не являющегося индивидуальным предпринимателем?

Название документа:

Письмо Минфина России от 05.08.2011 N 03-04-06/3-179

Комментарий:

Физлицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем (далее - физлицо), при сдаче в аренду имущества должно уплатить НДФЛ с доходов, полученных от арендатора, поскольку такие доходы признаются объектом налогообложения (подп. 4 п. 1 ст. 208, ст. 209 НК РФ). Должна ли российская организация - арендатор в качестве налогового агента удерживать НДФЛ с арендной платы при выплате ее физлицу?

На данный вопрос Минфин России в комментируемом Письме ответил положительно. Свою позицию министерство обосновало следующими нормами. При выплате физлицу доходов российская организация обязана удержать и перечислить с них НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Исключения, то есть ситуации, когда налогоплательщик самостоятельно уплачивает НДФЛ, перечислены в п. 2 ст. 226 НК РФ. Проанализировав эти исключения, Минфин России пришел к выводу, что в рассматриваемом случае российская комп ания - арендатор признается налоговым агентом и должна удержать НДФЛ с! доходов физлица - арендодателя.

Аналогичное заключение отражено в других разъяснениях Минфина России (Письма от 01.06.2011 N 03-04-06/3-127, от 16.08.2010 N 03-04-05/3-462), а также в судебных решениях (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.05.2010 N А66-9581/2009 (Определением ВАС РФ от 22.10.2010 N ВАС-11825/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Однако этот вывод финансового ведомства не является однозначным.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ физлица самостоятельно перечисляют в бюджет НДФЛ с платежей, полученных от организации-арендатора, которая не является налоговым агентом, на основании заключенных договоров аренды. Доходы, с которых НДФЛ рассчитывается согласно указанной норме, входят в перечень доходов, в отношении которых источник выплаты не признается налоговым агентом (п. 2 ст. 226 НК РФ). Соответственно, если в договоре аренды есть условие о том, что российская организация не удерживает НДФЛ с выплат в пользу физлица-арендодателя, то компания-арендатор налоговым агентом не является. Данная точка зрения отражена в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 18.05.2009 N А12-16391/2008 (Определением ВАС РФ от 21.07.2009 N ВАС-8842/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 N 07АП-2247/11.

Таким образом, если в договоре указано, что физлицо - арендодатель самостоятельно перечисляет налог, российская организация-арендатор может не удерживать НДФЛ с арендных платежей. Однако в данном случае налоговый орган может привлечь арендодателя к ответственности за невыполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ), и тогда правомерность своих действий организации придется доказывать в суде.

Судебное решение недели

При корректировке обязательств организации по налогу на прибыль учитываются не только доходы, но и расходы

(Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.08.2011 N А27-14687/2010)

Налоговый орган по итогам выездной проверки доначислил организации обязательные платежи, в том числе налог на прибыль и земельный налог. При этом базу по налогу на прибыль инспекция пересчитала только в сторону увеличения доходов. По мнению компании, необходимо было скорректировать и расходы, сумма которых увеличилась из-за доначисления земельного налога. Однако инспекция сочла, что организация должна была сама учесть доначисленные суммы земельного налога в расходах путем подачи уточненной декларации.

Суды всех трех инстанций пришли к выводу, что инспекция была обязана пересчитать расходы по налогу на прибыль с учетом доначисленного земельного налога, который относится к прочим расходам (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Суды указали, что при проведении проверки инспекция должна корректировать доначисленный налог на прибыль исходя из всех положений гл. 25 НК РФ, то есть на основании данных не только о доходах, но и о расходах компании.

В арбитражной практике есть аналогичные решения (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09, ФАС Московского округа от 17.05.2011 N КА-А40/4226-11, ФАС Уральского округа от 02.02.2009 N Ф09-26/09-С3 (Определением ВАС РФ от 22.05.2009 N ВАС-6125/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). В зависимости от обстоятельств того или иного дела рассматривались различные виды расходов (на приобретение сырья, на ремонт сдаваемого в аренду имущества и др.), но вывод суды делали одинаковый: при доначислении налога на прибыль инспекция должна принимать во внимание выявленные при проверке расходы.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное