Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 09.06.2011


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 09.06.2011

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Федеральный закон от 07.06.2011 N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ"


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимо бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Утвержден порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде

2. С 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4 611 руб.

3. Предоставление отсрочки на перечисление обязательного платежа после получения требования об уплате налога

4. Учет в расходах лицензионных платежей за право на использование товарного знака

Комментарии

1. Как для целей НДС отражаются отрицательные суммовые разницы, возникшие либо у поставщика, либо у покупателя?

2. Обязан ли предприниматель, применяющий УСН, платить НДФЛ с дохода, полученного от деятельности, не указанной в ЕГРИП?

Судебное решение недели

Редакция ст. 119 НК РФ, смягчающая ответственность за просрочку подачи декларации, имеет обратную силу

Новости

1. Утвержден порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде

Приказ Минфина России от 25.04.2011 N 50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи"

Счета-фактуры можно выставлять в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки. При этом стороны должны иметь совместимые технические средства и возможности для приема и обработки данных счетов-фактур. Такие изменения в п. 1 ст. 169 НК РФ еще в 2010 г. были внесены Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 169 НК РФ порядок обмена электронными счетами-фактурами устанавливает Минфин России, а формат счета-фактуры - ФНС России. Форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде должна утвердить также ФНС России.

Во исполнение изложенных положений Налогового кодекса РФ, введенных Законом N 229-ФЗ, Минфин России определил Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи (далее - Порядок). Выделим несколько основных правил применения утвержденного Порядка.

Если стороны сделки договорились выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде, то делать это они могут только через специализированного оператора, который обеспечивает обмен информацией по телекоммуникационным каналам связи (п. 1.3 Порядка). При этом необходимо:

- подписывать счет-фактуру электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП), принадлежащей уполномоченному лицу участника электронного обмена (п. 1.5 Порядка);

- использовать сертифицированные средства криптографической защиты информации. Они должны быть совместимы с аналогичными средствами, используемыми ФНС России (п. 1.6 Порядка).

Согласно п. 2.1 Порядка покупателю и продавцу (включая налоговых агентов, указанных в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, а также комиссионера, агента, действующего в интересах принципала от своего имени) для участия в электронном документообороте необходимо:

- получить сертификаты ключей ЭЦП руководителя организации (либо иных уполномоченных лиц), индивидуального предпринимателя в соответствии с действующим законодательством;

- подать оператору заявление об участии в электронном документообороте счетов-фактур. В этом заявлении должны быть указаны наименование организации (Ф.И.О. предпринимателя), место нахождения (жительства), ИНН, сведения о владельцах полученных сертификатов ключа ЭЦП, реквизиты этих сертификатов, контактные данные организации (предпринимателя), а также сведения об инспекции, в которой организация (предприниматель) состоит на учете;

- получить у оператора идентификатор участника электронного документооборота, реквизиты доступа и другие необходимые данные.

Выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи можно как в зашифрованном, так и в незашифрованном виде (п. 1.7 Порядка). Какую дату считать датой выставления и получения электронного счета-фактуры, определено в п. п. 1.10 и 1.11 Порядка. Процедура действий каждого участника электронного документооборота (продавца, покупателя и оператора) при выставлении и получении счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи подробно прописана в ра! зд. II Порядка.

Порядок вступает в силу с момента его официального опубликования (п. 2 Приказа Минфина России от 25.04.2011 N 50н). Однако еще раз отметим, что воспользоваться предоставленной возможностью налогоплательщики смогут после утверждения ФНС России форматов счетов-фактур, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в электронном виде (абз. 2 п. 9 ст. 169 НК РФ).

2. С 1 июня 2011 года МРОТ составляет 4 611 руб.

Федеральный закон от 01.06.2011 N 106-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"

С 1 июня 2011 года минимальный размер оплаты труда составляет 4611 руб. в месяц. Напомним, ранее МРОТ был равен 4330 руб. Таким образом, он повысился на 281 руб. Это первое изменение МРОТ после 1 января 2009 г.

3. Предоставление отсрочки на перечисление обязательного платежа после получения требования об уплате налога

Письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-02-07/2-49

Если налог не уплачен в установленный срок, инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате (п. 1 ст. 69 НК РФ). В нем, в частности, указывается срок, в течение которого необходимо исполнить данное требование (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Если налогоплательщик находится в затруднительном финансовом положении, он вправе получить отсрочку или рассрочку на перечисление налогов (подп. 4 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 64 НК РФ). Можно ли воспользоваться данным правом, если получено требование о погашении недоимки?

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что в этой ситуации налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении указанного в требовании срока уплаты налога. При этом отсрочка или рассрочка на перечисление обязательного платежа может предоставляться не более чем на один год со дня истечения срока исполнения требования.

Отметим, что изменить установленный срок уплаты обязательного платежа возможно только в случаях, перечисленных в п. 2 ст. 64 НК РФ. В частности, один из таких случаев - причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия и иных обстоятельств непреодолимой силы.

4. Учет в расходах лицензионных платежей за право на использование товарного знака

Письмо Минфина России от 19.05.2011 N 03-03-06/1/301

Российская организация заключила лицензионный договор, по которому ей было предоставлено право на использование товарного знака иностранной компании. Размер роялти составляет определенный процент выручки от проданного в розницу товара. Возник вопрос: как учесть затраты в виде лицензионных платежей?

Минфин России разъяснил, что данные платежи включаются в расходы на основании подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ. Напомним, что согласно указанной норме учитываются, в частности, периодические платежи за пользование средствами индивидуализации товаров, к которым относятся товарные знаки. Финансовое ведомство подчеркивает: сумма роялти не включается в стоимость приобретаемых товаров.

Комментарии

1. Как для целей НДС отражаются отрицательные суммовые разницы, возникшие либо у поставщика, либо у покупателя?

Название документа:

Письмо Минфина России от 16.05.2011 N 03-07-11/127

Комментарий:

Финансовое ведомство обратилось к вопросу о порядке учета суммовых разниц в целях НДС. Такие разницы образуются, если цена товаров (работ, услуг) по договору выражена в иностранной валюте или условных единицах (далее - у.е.), а оплата производится в рублях в эквивалентной сумме. Если товары (работы, услуги) оплачиваются позже отгрузки и при этом курс валюты меняется, то и у поставщика, и у покупателя возникают вопросы по корректировке соответственно базы по НДС и налогового вычета. Ситуацию, когда у одной из сторон договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) образовались отрицательные суммовые разницы, Минфин России рассмотрел в Письме от 16.05.2011 N 03-07-11/127.

1.1. Корректировка на отрицательные суммовые разницы налоговой базы по НДС поставщика

Минфин России считает, что если отгрузка товаров (работ, услуг) и их оплата приходятся на разные налоговые периоды, то нет оснований уменьшать сумму налога, исчисленную в периоде отгрузки, на отрицательные суммовые разницы, возникшие в периоде оплаты. Такой вывод сделан на основании п. 4 ст. 166 НК РФ. Согласно указанной норме сумма НДС определяется по итогам каждого налогового периода с учетом всех изменений этого периода, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу. Ранее финансовое ведомство уже высказывало анало! гичную позицию (Письмо от 01.07.2010 N 03-07-11/278). Некоторые арбитражные суды ее поддерживают (Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2009 N КА-А41/12582-08 (Определением ВАС РФ от 27.05.2009 N ВАС-5817/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Однако к решению данного вопроса есть и иной подход: поставщик вправе уменьшить базу по НДС периода отгрузки товаров на отрицательную суммовую разницу, возникшую в периоде получения оплаты. Дело в том, что налоговая база по НДС формируется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), указанной сторонами сделки (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 154 НК РФ). Если цена товара (работы, услуги) установлена в иностранной валюте (у.е.), а оплачивается он в рублях, то сумма оплаты определяется по официальному курсу валюты (у.е.) на день платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ). То есть окончательная стоимость товаров (работ, услуг), из которой должна формироваться налоговая б! аза по НДС, может быть установлена только на дату платежа. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.02.2009 N 9181/08 указал, что налоговая база, рассчитанная на дату отгрузки, носит условный характер. Подборку решений федеральных арбитражных судов см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

Следовательно, продавец для корректировки налоговой базы на отрицательные суммовые разницы может подать уточненную декларацию за период, в котором был отгружен товар. Однако в этом случае вероятны споры с налоговыми органами.

1.2. Корректировка на отрицательные суммовые разницы "входного" НДС покупателем

Принятый к вычету НДС по оприходованным товарам (работам, услугам), счета-фактуры по которым оформлены в иностранной валюте (у.е.), покупатель не может пересчитать после перечисления оплаты в рублях. Так считает Минфин России, обосновывая свою позицию следующим образом.

Право на вычет возникает после того, как покупатель принял на учет товары (работы, услуги), на которые имеются счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату постановки товаров (работ, услуг) на учет. После оплаты в рублях пересчет принятого к вычету налога по счету-фактуре в иностранной валюте гл. 21 НК РФ не предусмотрен. Такой же позиции придерживаются и московские налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 10.02.2010 N 16-15/013804.1).

В то же время точка зрения финансового ведомства по этому вопросу является спорной. В соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на момент реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления соответствующих расходов. Окончательная стоимость товаров (работ, услуг), как указывалось, формируется на дату платежа. Поэтому покупатель может принять к вычету НДС в той сумме, которую уплатил с учетом корректировки. Д! ля этого он должен подать уточненную налоговую декларацию. ФАС Уральского округа признал, что налогоплательщик правомерно скорректировал сумму вычета, которая образовалась при пересчете показателей счетов-фактур в иностранной валюте на день фактической оплаты товара и не была включена в налоговые вычеты на день его оприходования (Постановление от 11.04.2005 N Ф09-1259/05-АК). Подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Таким образом, покупатель после перечисления оплаты товаров (работ, услуг) может скорректировать сумму НДС, принятую к вычету по счетам-фактурам в иностранной валюте (у.е.) в период оприходования товаров (работ, услуг). Однако возможны претензии со стороны проверяющих инспекторов.

2. Обязан ли предприниматель, применяющий УСН, платить НДФЛ с дохода, полученного от деятельности, не указанной в ЕГРИП?

Название документа:

Письмо Минфина России от 19.05.2011 N 03-11-11/131

Комментарий:

При регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налогоплательщик указывает виды экономической деятельности, которые он планирует осуществлять. Данные сведения вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - ЕГРИП (пп. "о" п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Однако нередко предприниматели осуществляют виды деятельности, которые не внесены в госреестр. Если такие налогоплательщики применяют УСН, то о! ни могут столкнуться с вопросом: распространяется ли спецрежим на виды деятельности, не указанные в ЕГРИП?

Минфин России считает, что нет. Доход, полученный в результате осуществления деятельности, код которой не содержится в ЕГРИП, облагается НДФЛ. Это связано с тем, что предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДФЛ с дохода, полученного от предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). При этом, по мнению министерства, в целях налогообложения доходом от предпринимательской деятельности признается доход от того вида деятельности, код которой указан в госреестре. Аналогичную точку зрения официаль! ные органы принимали уже не раз (см. Письма Минфина России от 12.08.2010 N 03-04-05/3-453, от 10.08.2010 N 03-11- 11/218, от 23.07.2010 N 03-11-11/208, от 01.06.2010 N 03-11-10/67, от 09.04.2010 N 03-11-11/96, ФНС России от 19.08.2009 N 3-5-04/1290@, УФНС России по г. Москве от 14.04.2010 N 20-14/2/039137@).

Однако данный подход представляется спорным. Дело в том, что понятие предпринимательской деятельности в Налоговом кодексе РФ не содержится. А согласно гражданскому законодательству такой деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из этого определения видно, что признание той или иной деятельности предпринимательской не связано с внесением соответствующего кода в госреестр. Значит, если деятельность налогоплательщика подпадает под указанные выше признаки, она является предпринимательской. При этом, как указал Конституционный Суд РФ, ! упрощенная система налогообложения применяется в отношении всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком. Исключение составляет лишь деятельность, облагаемая ЕНВД (см. Определение от 16.10.2007 N 667-О-О). Таким образом, предприниматель, применяющий УСН, уплачивает единый налог в отношении всех доходов, по лученных от осуществления предпринимательской деятельности. При этом н! е имеет значения, указан ли соответствующий код деятельности в ЕГРИП. Есть примеры судебных решений, которые подтверждают подобный вывод (см. Постановления ФАС Московского округа от 08.09.2010 N КА-А40/10174-10, ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2006, 21.06.2006 N Ф03-А59/06-2/1674).

Таким образом, применяющий УСН предприниматель не обязан перечислять НДФЛ с дохода, полученного от деятельности, код которой не содержится в ЕГРИП. Однако в этом случае возможны споры с налоговой инспекцией.

Судебное решение недели

Редакция ст. 119 НК РФ, смягчающая ответственность за просрочку подачи декларации, имеет обратную силу

(Постановление ФАС Московского округа от 12.05.2011 N КА-А40/4050-11)

Налогоплательщик подал декларацию по налогу на прибыль за январь 2010 г., пропустив установленный срок, в связи с чем компания была привлечена к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ. Редакция данной статьи, действовавшая в момент совершения правонарушения, предусматривала в качестве санкции взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате по несвоевременно представленной декларации. Однако Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ! (далее - Закон N 229-ФЗ) в ст. 119 НК РФ внесены изменения, которые вступили в силу с 3 сентября 2010 г. Согласно новой редакции указанной нормы за непредставление декларации в установленный срок предусматривается штраф в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога. Налогоплательщик счел, что ответственность к нему должна была применяться по новым правилам, и оспорил решение инспекции в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону налогоплательщика, обосновав свое решение следующим. Действительно, в соответствии с новой редакцией ст. 119 НК РФ базой для исчисления штрафа является неуплаченная сумма налога, которую необходимо уплатить по несвоевременно поданной налоговой декларации. При этом сумму налога организация перечислила в бюджет до того, как подала налоговую декларацию, и инспекция вынесла оспариваемое решение. Соответственно, у налогового органа не было оснований для начисления спорного штра! фа.

Довод инспекции о том, что Закон N 229-ФЗ применить нельзя, так как он не действовал на момент, когда инспекция вынесла решение и выставила требование, был отклонен в связи со следующим. В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. Новая редакция п. 1 ст. 119 НК РФ установила более мягкую ответственность за правонарушение, совершенное налогоплательщиком. Таким образом, к возникшей спорной правовой ситуации применяется ст. 119 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ. Аналогичной судебной практики нет.



Все права защищены © 2011 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное