Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 10.12.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 10.12.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Практический журнал для бухгалтера и руководителя

Журнал "Главная книга" поможет вам сэкономить время при составлении отчетности, подскажет, как платить вовремя все налоги, даст практические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, позволит избежать споров с налоговой, прокомментирует последние изменения в законодательстве и многое другое.


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Новые ставки акцизов, новый порядок их уплаты и новые правила установления ставок транспортного налога

2. Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остались прежними

3. Утвержден новый порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг)

4. Новые льготы по НДС для управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов

5. Перечень расходов при применении ЕСХН расширен

6. Коэффициент-дефлятор, установленный для расчета ЕНВД, не перемножается

Комментарии

1. Новые изменения в НК РФ, связанные с налогом на прибыль, НДФЛ и НДС. Ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок, а также иные поправки, важные для всех

2. В налоговое законодательство внесены поправки, касающиеся земельного налога, налога на имущество организаций, транспортного налога и налога на имущество физических лиц

3. По какой ставке НДС облагается реализация комплекта товаров из журнала и CD-диска?

Судебное решение недели

Предоставление отступного по соглашению, подписанному неуполномоченным лицом, не погашает обязательства перед контрагентом

Новости

1. Новые ставки акцизов, новый порядок их уплаты и новые правила установления ставок транспортного налога

Федеральный закон от 28.11.2009 N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 1 января 2010 г. вступят в силу изменения в ст. 193 НК РФ. В среднем на 20 процентов повысятся ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно. А ставки на табак, сигары и сигариллы вырастут на 40 процентов. Изменится фиксированная часть ставки на сигареты и папиросы. Также увеличится ставка на моторные масла и автомобильный бензин. Но самое значительное повышение ставок произойдет в отношении пив! а с объемной долей спирта от 0,5 до 8,6 процента - ставки возрастут почти в три раза.

Также рассматриваемым Законом внесено дополнение в п. 2 ст. 200 НК РФ, которое ограничивает вычет акциза при производстве алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта более 9 процентов: вычет будет исчисляться в пределах суммы акциза на этиловый спирт (независимо от того, какой вид сырья использовался для производства крепкой алкогольной продукции).

В соответствии с п. 3 ст. 204 НК РФ акциз при реализации (передаче) произведенных подакцизных товаров уплачивается равным долями не позднее 25-го числа первого месяца и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. С 1 января 2010 г. данный порядок изменится. Акциз необходимо будет уплатить в полном объеме не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговом периодом.

Данный Закон также внес поправки в порядок установления ставок по транспортному налогу. Напомним, что в соответствии с действующей ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога утверждаются законами субъектов РФ в предусмотренных НК РФ размерах. При этом региональным властям предоставлено право увеличить или уменьшить установленную в Кодексе ставку, но не более чем в пять раз. Отметим, что изначально законопроект предполагал увеличение в два раза ставок налога, указанных в п. 1 ст. 361 НК РФ. А региональным властям предоставлялось право увеличивать ставки не более чем в пять раз и уменьшать их, но не более чем в 10 раз. Однако данная редакция законопроекта была отклонена Советом Федерации. В результате законодатели решили оставить ставки налога, перечисленные в Кодексе, без изменения. Но внесли в п. 2 ст. 361 НК РФ поправки, которые с 1 января 2010 г. предоставляют субъектам РФ ! право увеличивать или уменьшать ставки налога не более чем в 10 раз.

В соответствии с п. 3 ст. 361 НК РФ ставка налога может дифференцироваться в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства. Рассматриваемым Законом внесены изменения в данный пункт. Такое основание для разграничения ставок, как срок полезного использования автомобиля, будет исключено. Однако с 1 января 2010 г. законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.

2. Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний остались прежними

Федеральный закон от 28.11.2009 N 297-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"

Федеральным законом от 28.11.2009 N 297-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы в 2010 г. будут уплачиваться по тарифам, которые были установлены на 2006 г. Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ. Таким образом, тарифы не меняются уже в течение пяти лет. Отметим, что размер страхового взноса зависит от того, к какому классу профессионального риска отнесен основной вид деятельности страхователя, который необходимо ежегодно подтверждать (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55). Также указанным Законом, который вступит в силу с 1 января 2010 г., предусмотрено сохранить такие же тарифы и в 2011 - 2012 гг.

3. Утвержден новый порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг)

Приказ Минпромторга России N 807, Роскосмоса N 138, Госкорпорации "Росатом" N 686 от 06.10.2009 "Об утверждении порядка выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (работ, услуг)"

В соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ производитель не уплачивает НДС с предоплаты в счет предстоящих поставок товаров длительного производственного цикла (более шести месяцев). В п. 13 ст. 167 НК РФ перечислены условия, при соблюдении которых можно применить это правило. Одним из них является представление в налоговый орган документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров.

6 октября 2009 г. был утвержден новый порядок выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла товаров (Приказ Минпромторга России N 807, Роскосмоса N 138, Госкорпорации "Росатом" N 686 от 06.10.2009). В целом в нем повторяются положения прежнего порядка, который был утвержден Приказом Минпромэнерго России N 265, Росатома N 508, Роскосмоса N 124 от 26.10.2006. Основные отличия заключаются в следующем.

Во-первых, с двух недель до одного месяца увеличен срок, в течение которого Минпромторг выдает документ, подтверждающий длительность производственного цикла (п. 2 порядка, утвержденного рассматриваемым Приказом).

Во-вторых, комплект документов, представляемых для получения подтверждения, дополнен копией приказа об учетной политике изготовителя для целей налогообложения, обоснованием присвоения кода ОКП (ОКВЭД) на изготовляемый товар и копией устава организации-изготовителя (пп. "д", "е", "ж" п. 2 порядка, утвержденного Приказом Минпромторга России N 807, Роскосмоса N 138, Госкорпорации "Росатом" N 686 от 06.10.2009).

В-третьих, отмечено, что при отказе в выдаче подтверждения длительного производственного цикла товаров комплект документов возвращается заявителю с указанием причины отказа (п. 6 порядка, утвержденного рассматриваемым Приказом).

Новый порядок вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования указанного Приказа.

4. Новые льготы по НДС для управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов

Федеральный закон от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

В 2007 г. было принято Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, которое, в частности, разрешило проблему, связанную с обложением НДС сумм, пост! упающих ТСЖ от его членов. ВАС РФ указал, что товарищества собственников жилья не уплачивают НДС по операциям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома. Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

С 1 января 2010 г. выводы ВАС РФ будут закреплены в Налоговом кодексе РФ. Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ в ст. 149 НК РФ внесены изменения, которыми введены две новые льготы. Так, согласно пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождается реализация коммунальных услуг. А в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не облагаются НДС услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонт такого имущества. При этом законодатель расширил перечень организаций, которые смогут воспользоваться новыми льготами. Если ВАС РФ сформулировал свою позицию только в отношении ТСЖ, то в соответствии с внесенными поправками применить льготу смо! гут также управляющие организации, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, созданные для удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.

При этом следует отметить, что применить льготу можно будет только при соблюдении двух условий:

- во-первых, оказывать услуги должны именно те организации, которые перечислены в норме. Другими словами, если коммунальные услуги жильцам оказывает напрямую какая-либо снабжающая организация, то льготу применить она не сможет;

- во-вторых, данные услуги должны приобретаться перечисленными ранее компаниями непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у компаний и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонтные работы.

Напомним, что налогоплательщики могут отказаться от применения этих льгот в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 149 НК РФ.

Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ также введен новый п. 3 ст. 162 НК РФ. Согласно поправкам средства, поступающие указанным организациям на формирование резерва для проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не будут включаться в базу по НДС.

5. Перечень расходов при применении ЕСХН расширен

Федеральный закон от 25.11.2009 N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

С 2010 г. организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, смогут учитывать в расходах большее количество затрат. Так, плательщики ЕСХН вправе будут списывать потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением и ликвидацией последствий (пп. 44 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Потери от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в случае стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций учитываются не в пределах утвержденных Правительством РФ норм, а полностью (новая редакция пп. 42 п. 2 ст. 346.5 Кодекса).

Кроме того, уточнены переходные положения для организаций, перешедших на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения и применявших метод начисления. Затраты на приобретение квот (долей) по добыче (вылову) водных биоресурсов, которые были фактически оплачены до перехода на ЕСХН и не признаны в расходах, включаются в налоговую базу по ЕСХН на дату перехода (пп. 7 п. 6 ст. 346.6 НК РФ). Это положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января ! 2009 г. (п. 2 ст. 2 рассматриваемого Закона), то есть учесть данные расходы смогут те налогоплательщики, которые перешли на ЕСХН начиная с 01.01.2009.

6. Коэффициент-дефлятор, установленный для расчета ЕНВД, не перемножается

Письмо Минфина России от 27.11.2009 N 03-11-11/216

Приказом Минэкономразвития России от 13.11.2009 N 465, о котором мы упоминали в одном из предыдущих выпусков обзора, был установлен коэффициент-дефлятор для целей ЕНВД на 2010 г., который равен 1,295.

На данный коэффициент умножается базовая доходность (п. 4 ст. 346.29 НК РФ), то есть от его размера напрямую зависит уплачиваемая сумма налога. В ст. 346.27 Кодекса установлено, что коэффициент К1 рассчитывается как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. В связи с данной формулировкой возникает вопрос: как именно определяется итоговое значение коэффициента? Следует ли налогоплательщикам самостоятельно перемножать коэффициенты, установленные на текущий и прошлые годы, или же то значение К1, которое утверждено Минэкономразвития России на текущий год, и является итоговым?

Минфин разъяснил, что размер коэффициента-дефлятора К1 на 2010 г. рассчитан уже с перемножением на коэффициент за 2009 г. Поэтому при расчете ЕНВД в 2010 г. налогоплательщикам следует применять только данный коэффициент, равный 1,295. Дополнительно умножать его на коэффициент за 2009 г. не нужно.

Комментарии

1. Новые изменения в НК РФ, связанные с налогом на прибыль, НДФЛ и НДС. Ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок, а также иные поправки, важные для всех

Название документа:

Федеральный закон от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий:

25 ноября 2009 г. Президент России подписал очередной закон с большим количеством изменений и поправок в Налоговый кодекс РФ. Сразу отметим, что большая их часть связана с налогообложением операций с ценными бумагами и финансовыми результатами срочных сделок, и данные новшества будут актуальны далеко не всем организациям, а в первую очередь профессиональным участникам рынка ценных бумаг и биржевой торговли. Соответствующие изменения вносятся также и в ряд законов, например Закон РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Однако р! яд поправок, малозаметных на общем фоне, касается практически всех нал огоплательщиков. В данном выпуске обзора мы в первую очередь рассмотрим именно такие изменения в налоговое законодательство, а о поправках, актуальных для участников биржевой торговли и профессиональных участников рынка ценных бумаг, расскажем обзорно.

За исключением специально оговоренных случаев, все рассматриваемые изменения в НК РФ вступят в силу с 1 января 2010 года.

1.1. Налогообложение при получении некоммерческими

организациями имущества в безвозмездное пользование

на ведение уставной деятельности

Не будут облагаться НДС услуги по передаче некоммерческим организациям в безвозмездное пользование для ведения ими уставной деятельности государственного или муниципального имущества, которое не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляет государственную казну РФ, субъекта РФ или муниципальную казну (пп. 10 п. 2 ст. 146 НК РФ).

При получении по решению органов госвласти или органов местного самоуправления некоммерческими организациями государственного или муниципального имущества для ведения уставной деятельности у некоммерческих организаций не возникает дохода в виде безвозмездно полученных имущественных прав (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

1.2. Переуступка требований по договору займа

или кредитному договору освобождается от НДС

С 2008 г. согласно пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются:

- уступка (приобретение) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договора займа (в денежной форме) или кредитного договора;

- исполнение заемщиком обязательств перед новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки.

Минфин России разъяснял в этой связи (Письмо от 12.01.2009 N 03-07-11/1), что согласно формулировке нормы это освобождение может применяться только первоначальным кредитором при уступке указанных прав (требований), а также при исполнении заемщиком обязательств перед новым кредитором. При приобретении денежного требования у третьих лиц действует п. 4 ст. 155 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется как сумма превышения доходов, полученных от должника или при последующей переуступке, над расходами по приобретению данного требования. Дальнейшая переуступка прав (требований) по договору займа или кредита, таким образом, под освобождение не подпадала.

В соответствии с поправками в пп. 26 п. 3 ст. 149 НК РФ с 2010 г. под освобождение подпадает и переуступка прав требования, вытекающих из договора займа или кредита, а также исполнение заемщиком обязательств перед теми кредиторами, к которым в результате переуступки перешло это требование.

1.3. При получении или выдаче авансов в иностранной валюте

курсовые разницы не возникают

У организации, которая получила либо выдала авансы в иностранной валюте, не возникает ни доходов, ни расходов в виде положительной или отрицательной курсовой разницы. Такие уточнения внесены в п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ. Ранее при получении или перечислении предоплаты в иностранной валюте эти разницы у организаций появлялись, как указывал Минфин России (Письмо от 04.08.2009 N 03-03-06/1/516).

Отметим, что данные изменения касаются именно курсовых разниц, а не суммовых, о которых идет речь в п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 Кодекса. В то же время есть разъяснения финансового ведомства, согласно которым у организации, применяющей метод начисления, суммовые разницы при получении аванса не возникают (Письма от 24.04.2008 N 03-03-06/1/292, от 04.09.2008 N 03-03-06/1/508).

1.4. Доходы от реализации МПЗ, выявленных в ходе

инвентаризации, можно уменьшить на стоимость имущества

Поправки в п. 2 ст. 254 и в пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ закрепляют право компаний уменьшить доходы от реализации выявленного в ходе инвентаризации имущества, которое не является амортизируемым, на его стоимость.

Ранее по правилам пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества можно было уменьшить на цену его приобретения или создания, которой у имущества, выявленного в ходе инвентаризации, нет. Теперь в данную норму внесено уточнение: доходы уменьшаются также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

В самом же абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса отмечено, что стоимость МПЗ и прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, или имущества, которое получено при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (либо при ремонте ОС), определяется как сумма дохода, учтенного согласно п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ. Ранее устанавливалось, что стоимость данного имущества равна сумме налога с такого дохода.

Таким образом, теперь доходы от реализации МПЗ и прочего неамортизируемого имущества уменьшаются на рыночную стоимость.

Возможность амортизации выявленных при инвентаризации амортизируемых основных средств была предусмотрена поправками в НК РФ, которые были внесены Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ и вступили в силу с 1 января 2009 г. Подробнее об этом см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2009 года.

1.5. Уточнен порядок амортизации арендатором неотделимых

улучшений арендованного имущества

Порядок амортизации арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства установлен в абз. 6 п. 1 ст. 258 НК РФ. Они должны амортизироваться в течение срока действия договора аренды. Однако суммы амортизации распределяются в соответствии со сроком полезного использования, который предусмотрен для арендованного имущества Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Согласно поправкам суммы амортизации должны будут распределяться в соответствии со сроком полезного использования не самого основного средства, а капитального вложения, если этот срок можно будет установить в соответствии с Классификацией. Если же капитальное вложение в Классификации не упомянуто, применяется прежний порядок и ежемесячные суммы амортизационных платежей рассчитываются исходя из сроков полезного использования самого арендованного основного средства.

Такие же правила предусмотрены и в отношении неотделимых улучшений арендованного имущества, полученного по договору ссуды, которые амортизирует ссудополучатель (абз. 9 п. 1 ст. 258 НК РФ).

1.6. Проценты по договору займа включаются

в доходы (расходы) на последнее число месяца

Доходы или расходы в виде процентов по займу, которые ранее при применении метода начисления учитывались на конец отчетного периода, теперь должны признаваться организациями в конце каждого месяца. Такие изменения внесены в п. 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ.

1.7. Уточнен порядок расчета суммы налога по дивидендам,

которую удерживает налоговый агент

В п. 2 ст. 275 НК РФ приведена формула, по которой налоговый агент (организация, выплачивающая дивиденды) определяет сумму налога для удержания из доходов конкретного налогоплательщика - получателя дивидендов. Выглядит она следующим образом:

Н = К x Сн x (д - Д),

где:

Н - сумма налога к удержанию;

К - отношение суммы дивидендов, распределяемых в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, распределяемых налоговым агентом;

Сн - соответствующая налоговая ставка;

д - общая сумма дивидендов, распределяемая налоговым агентом в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов;

Д - общая сумма дивидендов, полученных самим агентом в текущем и предыдущем отчетных (налоговых) периодах, если ранее эти суммы не участвовали в расчете облагаемого дохода.

Изменения в абз. 9 п. 2 ст. 275 НК РФ, которые вносятся Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ, касаются показателя "д", то есть общей суммы дивидендов, распределяемой налоговым агентом. Ранее при расчете этого показателя учитывались только те дивиденды, которые распределялись в пользу плательщиков налога на прибыль и НДФЛ, и исключались дивиденды, с которых эти налоги не уплачиваются. На это неоднократно указывал Минфин России (Письма от 25.11.2008 N 03-03-06/2/159, от 30.10.2008 N 03-03-06/2/148, от 01.10.2008 N 03-03-06/1/556, от 04.09.2008 N 03-03-06/2/114 (п. 1), от 06.02.2008 N 03-03-06/1/82, от 19.02.2008 N 03-03-06/1/114).

Теперь же показатель "д" - это общая сумма дивидендов, подлежащая распределению налоговым агентом в пользу всех получателей, независимо от того, являются они плательщиками налога на прибыль и НДФЛ или нет.

Кроме того, уточнен порядок налогообложения дивидендов по имуществу, переданному в доверительное управление (п. 2.1 ст. 275 НК РФ). Получателем таких доходов признается учредитель доверительного управления (выгодоприобретатель). Если доверительным управляющим является российская организация, а учредителем (выгодоприобретателем) - иностранное лицо, то доверительный управляющий признается налоговым агентом в отношении дивидендов, по которым у источника в! ыплаты дивидендов налоговым агентом налог удержан не был или же был удержан в меньшей сумме, чем сумма налога, исчисленная с дивидендов для указанной иностранной организации.

1.8. Изменения порядка налогообложения

операций с ценными бумагами

Во-первых, уточнены условия, при которых ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Одно из этих условий - по ним должна рассчитываться рыночная котировка, когда это предусмотрено соответствующим национальным законодательством (пп. 3 п. 3 ст. 280 НК РФ). С 2010 г. указанное условие будет выглядеть следующим образом: необходимо, чтобы рыночная котировка по данным ценным бумагам рассчитывалась в течение последних ! трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, если это предусмотрено применимым законодательством.

При этом применимое законодательство - это законодательство того государства, на территории которого обращаются ценные бумаги (т.е. налогоплательщик заключает сделки, влекущие переход права собственности на ценные бумаги). Теперь в абз. 5 п. 3 ст. 280 НК РФ предусмотрено, что при невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне ОРЦБ (включая сделки, заключаемые посредством электронных торго! вых систем), организация вправе самостоятельно выбрать такое государство в зависимости от места нахождения продавца или покупателя ценных бумаг. Механизм данного выбора должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.

Также уточнено понятие рыночной котировки ценной бумаги. Это средневзвешенная цена ценной бумаги по сделкам, совершенным в течение торгового дня через российского организатора торговли на РЦБ, включая фондовую биржу, - для ценных бумаг, допущенных к торгам такого организатора торговли на РЦБ, такой фондовой биржи. Если ценные бумаги допущены к торгам на иностранной фондовой бирже, то рыночной котировкой считается цена закрытия по ценной бумаге, рассчитываемая иностранной фондовой биржей по сделкам, совершенным в течение торгового дня через такую биржу (п. 4 ст. 280 НК РФ).

Во-вторых, дополнены правила определения рыночной цены ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ. Прямо предусмотрено, что в случае реализации ценной бумаги на организованном рынке по цене выше максимальной при определении финансового результата принимается именно максимальная цена сделки на ОРЦБ (абз. 5 п. 5 ст. 280 НК РФ). Ранее данного правила в ст. 280 НК РФ не было, что позволяло Минфину России требовать включать в таком случае в доходы не максимальную, а фактическую стоимость реализации ценных бумаг (Письма от 23.11.2007 N 03-02-07/1-452, от 17.04.2007 N 03-03-06/2/74! , от 21.03.2006 N 03-03-04/1/269). Правила об ограничении финансового результата минимальными и максимальными ценами применяются не только при реализации, но и при приобретен! ии ценных бумаг.

При отсутствии информации об интервале цен у организаторов торговли на РЦБ на дату совершения сделки организация принимает интервал цен по данным организаторов торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся со дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних трех месяцев, а не 12, как это было ранее (абз. 3 п. 5 ст. 280 НК РФ).

В третьих, изменены и упрощены правила определения цены реализации ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ (п. 6 ст. 280 НК РФ). Для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки, если она находится в интервале между минимальной и максимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен (которое установлено в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены). Если ценные бу! маги реализуются по цене ниже минимальной или выше максимальной, учитывается, соответственно, минимальная или максимальная цена (определенные исходя из расчетной цены и предельного отклонения цен).

Порядок определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, должен быть установлен ФСФР России по согласованию с Минфином (абз. 4 п. 6 ст. 280 НК РФ). Однако действие данной нормы в 2010 г. будет приостановлено (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ), и в этот период расчетная цена ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ, будет устанавливаться организацией самостоятельно или с привлечением оценщика. Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг, номинированных в рублях, может использоваться ставка рефинансирования ЦБ РФ. Порядок определения расчетной цены и методы ее оценки (если оценка осуществляется организацией самостоятельно) должны быть закреплены в учетной политике (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).

В-четвертых, из числа методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг исключен метод ЛИФО (отменен пп. 2 п. 9 ст. 280 НК РФ).

Помимо этих важных изменений в п. 2 ст. 280 НК РФ теперь также уточнено, что ценные бумаги признаются реализованными (приобретенными) в том числе путем зачета встречных однородных требований (в частности, в случае прекращения таких обязательств при осуществлении клиринга). В п. 3 ст. 271 и пп. 7 п. 7 ст. 272 Кодекса внесены дополнения, согласно которым датой реализации ценных бумаг также может признаваться дата прекращения обязательств по передаче ценных! бумаг зачетом встречных однородных требований, а расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываются в том числе и на дату такого зачета. Однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда. Зачет должен подтверждаться соответствующими документами (отчетами клиринговой организации, лиц, ведущих брокерскую деятельность, или управляющих, которые оказывают организации клиринговые, брокерские услуги или осуществляют доверительное управление) (абз. 4 п. 3 ст. 271 НК РФ).

В п. п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ установлены правила определения фактической цены сделки при операциях с инвестиционными паями ПИФов.

1.9. НДФЛ: ценные бумаги, финансовые инструменты

срочных сделок, операции РЕПО

В новой редакции изложена ст. 214.1 НК РФ, которая регулирует особенности налогообложения по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ФИСС). Данные правила во многом дополнены и прописаны более подробно. Основное новшество - возможность переноса на будущее убытков от операций с ценными бумагами, обращающимися на ОРЦБ, и с ФИСС, обращающимися на организованном рынке. Правила переноса убытков на будущее уста! новлены в п. 16 ст. 214.1 и в новой ст. 220.1 Кодекса. В частности, суммы уб ытков, перенесенные на будущие периоды, могут уменьшать налоговую базу только по таким же операциям; перенос производится в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, когда убыток получен. Убытки прошлых лет принимаются в уменьшение налоговой базы через предоставление налоговых вычетов (ст. 220.1 НК РФ). Для получения вычета необходимо представить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего периода на суммы ранее по! лученных убытков (п. 4 ст. 220.1 НК РФ). Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, которое подается вместе с налоговой декларацией по итогам года (п. 5 ст. 220.1 НК РФ). Перенос осуществляется только в отношении убытков, полученных начиная с 2010 года (п. 6 ст. 13 Закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).

Ряд уточняющих изменений, касающихся операций с финансовыми инструментами срочных сделок, вносится в действующую редакцию ст. 214.1 НК РФ. Согласно п. п. 2 и 5 ст. 17 Закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ они вступают в силу с момента подпис! ания Закона и их действие распространяется на период с 1 января 2008 г . по 1 января 2010 г.

Согласно изменениям в пп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ, у налогоплательщика возникает доход в виде материальной выгоды не только от приобретения ценных бумаг, но и от приобретения финансовых результатов срочных сделок. В этой связи внесены уточнения в п. 4 ст. 212, где говорится о том, как рассчитать налоговую базу по данной материальной выгоде. В частности, установлено, что является рыночной ценой ценных бумаг как обращающихся, так и не обращающихся на ОРЦБ, рыночной ценой ФИСС, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, расчетной ценой и рыночной стоимостью инвестиционных паев ПИФов. В 2010 году рыночная цена ценной бумаги, обращающейся на ОРЦБ, будет определяться по правилам, установленным в п. 2 ст. 14 Закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ.

В новой ст. 214.3 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. Данная статья вступит в силу с 1 января 2011 года (п. 2 ст. 17 Закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ). Правила определения налоговой базы по НДФЛ при совершении операций займа ценными бумагами прописаны в ст. 214.4 НК РФ.

1.10. Операции РЕПО и займы ценными бумагами

Операции РЕПО (включая денежные суммы, которые должны быть уплачены за предоставление ценных бумаг по таким операциям), а также займы ценными бумагами освобождаются от обложения НДС (пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ). Для целей налогообложения прибыли полностью переработана ст. 282 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, а также ст. 333 Кодекса, где перечислены особенности ведения налогового учета доходов ! (расходов) по операциям РЕПО. Кроме того, в НК РФ включена новая ст. 282.1, где закреплены особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами. В п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 установлены переходные положения по операциям РЕПО, дата исполнения первой части которых наступила в 2009 году, а вторая часть исполняется в 2010 году, а также по операциям займа ценными бумагами, дата начала которых наступила в 2009 году или ранее, а дата окончания займа наступает с 1 января 2010 года. Налогообложение этих операций производится по правилам, действующим в 2009 году.

1.11. Операции с финансовыми инструментами срочных сделок

Уточнено, что освобождение от обложения НДС, предусмотренное в пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ, не распространяется на реализацию базисного актива финансовых инструментов срочных сделок (ФИСС), подлежащего налогообложению НДС. Пункт 6 ст. 154 НК РФ дополнен правилами определения налоговой базы по НДС при реализации ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, а также базисного актива финансовых инструментов (отдельно - для реализации базисного актива опционных договоров (контрактов)), обращающихся на организованном рынке и предполагающих поставку базисного актива. В п. 4 ст. 170 Кодекса уточнен порядок расчета пропорции для раздельного учета сумм входящего НДС в отношении ФИСС.

Серьезно переработаны или изложены в новой редакции статьи НК РФ, касающиеся особенностей:

- налогообложения срочных сделок (ст. 301);

- формирования доходов и расходов по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке (ст. 303);

- определения налоговой базы по операциям с ФИСС (ст. 304);

- оценки для целей налогообложения операций с ФИСС (ст. 305). При этом в 2010 году будут применяться правила определения расчетной стоимости ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, которые установлены в п. 2 ст. 16 Закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ;

- порядка ведения налогового учета по срочным сделкам с применением метода начисления (ст. 326).

Переходные положения в отношении операций с финансовыми результатами срочных сделок установлены в п. п. 2, 3, 4, 5, 7 ст. 13 Закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ.

1.12. Изменения в особенности налогообложения

для организаций, осуществляющих клиринговую

и дилерскую деятельность

В новых ст. ст. 299.1 (п. 2) и 299.2 (п. 2) перечислены доходы и расходы, которые клиринговые организации не учитывают при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Также для клиринговых организаций в п. 4 ст. 170 НК РФ установлены особенности расчета пропорции входящего НДС при раздельном учете. Уточнены правила формирования резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников РЦБ, осуществляющих дилерскую деятельность (изменения в ст. 300 НК РФ).

1.13. Ввоз на территорию РФ

ряда культурных ценностей не облагается НДС

Не облагается НДС ввоз на таможенную территорию РФ следующих культурных ценностей (пп. 4 ст. 150 НК РФ):

- приобретенных за счет средств бюджетов;

- полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, государственными и муниципальными архивами;

- передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ.

Ранее согласно пп. 4 ст. 150 Кодекса освобождение предоставлялось только при ввозе художественных ценностей, передаваемых в дар учреждениям, отнесенным к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ.

1.14. Реализация космической техники военного и двойного

назначения облагается НДС по нулевой ставке

Нулевая ставка НДС в отношении товаров (работ, услуг) в космической деятельности применяется также при реализации космической техники (включая космические объекты и объекты космической инфраструктуры) военного и двойного назначения (пп. 5 п. 1 ст. 164 НК РФ). Подтверждать правомерность применения нулевой ставки НДС в таком случае будет не сертификат, а удостоверение (либо его копия), выданное военным представительством Минобороны России (пп. 4 п. 7 ст. 165 НК РФ). Действие данных норм распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2008 г. (п. 6 ст. 17 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ).

Применение документа (выводы):

- услуги по передаче имущества в безвозмездное пользование для ведения некоммерческими организациями уставной деятельности государственного или муниципального имущества, которое составляет государственную или муниципальную казну, НДС не облагаются;

- некоммерческие организации не должны учитывать для целей налогообложения прибыли доход при получении ими государственного или муниципального имущества для ведения уставной деятельности;

- переуступка требований по договору займа или кредитному договору, а также исполнение заемщиком обязательств перед теми кредиторами, к которым это требование перешло в результате переуступки, освобождается от обложения НДС;

- при получении или выдаче авансов в иностранной валюте организация не должна учитывать в доходах или расходах положительные или отрицательные курсовые разницы;

- при реализации МПЗ и прочего имущества, не являющегося амортизируемым, которое выявлено в ходе инвентаризации, доходы от его продажи можно уменьшить на рыночную стоимость имущества;

- арендатор при амортизации капитальных вложений в арендованное имущество может определить сумму ежемесячных амортизационных платежей исходя из срока полезного использования самого неотделимого улучшения, если этот срок можно установить в соответствии с Классификацией;

- проценты по договору займа включаются организацией в доходы (расходы) на последнее число каждого месяца;

- организация, выплачивающая дивиденды, при определении суммы налога для удержания из доходов конкретного получателя дивидендов рассчитывает показатель "д" как общую сумму дивидендов, распределяемую в пользу всех получателей;

- организация обязана определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами с учетом изменений, внесенных в ст. 280 НК РФ (в частности, при списании на расходы стоимости ценных бумаг не использовать больше метод ЛИФО; при реализации ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, по цене выше максимальной учитывать именно максимальную цену, а не фактическую; применять новые правила определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ).

2. В налоговое законодательство внесены поправки, касающиеся земельного налога, налога на имущество организаций, транспортного налога и налога на имущество физических лиц

Название документа:

Федеральный закон от 28.11.2009 N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий:

Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ внесены изменения в налоговое законодательство. Поправки затронули земельный, транспортный налог, налог на имущество организаций и на имущество физических лиц. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2010 г. в части, касающейся налогов. В комментарии рассмотрены наиболее существенные изменения.

2.1. Установлен период, за который физические

лица, своевременно не получившие налоговые уведомления

по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество,

обязаны уплатить соответствующий налог

В НК РФ прямо не предусмотрен срок давности для взыскания задолженности по налогу. Судебная практика исходит из того, что данный срок равен трем годам (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07). Это означает, что налоговый орган не может взыскать недоимку по налогу, если с момента ее образования прошло три года.

Теперь в налоговом законодательстве будет прямо установлено ограничение на взыскание задолженности, возникшей более трех лет назад. Однако это изменение касается только физических лиц и лишь в отношении тех налогов, обязанность по уплате которых возникает с момента получения налогового уведомления (налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налог). Напомним, что согласно п. 4 ст. 57 НК РФ если расчет базы соответствующего налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возник! ает не ранее даты получения такого уведомления. Согласно внесенным в п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ и ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" изменениям инспекция может направить налогоплательщику уведомления об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц только за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Также установлена обязанность данных физлиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомления. Следует отметить, что налоговым периодом по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц является календ! арный год. Таким образом, если физлицо в 2010 г. получит налоговое уведомление об уплате одного из этих налогов, который нужно было перечислить более трех лет назад, то такое уведомление можно проигнорировать. Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ).

2.2. Транспортные средства и имущество,

принадлежащие на праве хозяйственного ведения госорганам,

где предусмотрена военная служба, облагаются соответственно

транспортным налогом и налогом на имущество организаций

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ транспортным налогом не облагаются транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба. А в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ не облагается налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее этим же органам, если оно используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 N 317 утвержден Перечень федеральных органов власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ним служба. Это Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба исполнения наказаний и Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В указанные нормы комментируемым Законом внесены изменения. С 1 января 2010 г. транспортные средства и имущество, принадлежащие данным органам государственной власти на праве хозяйственного ведения, будут облагаться соответствующими налогами. Транспортные средства и имущество, принадлежащие этим органам на праве оперативного управления, как и раньше, облагаться указанными налогами не будут.

2.3. Организации и физлица, которые владеют земельными

участками, не признаваемыми объектами налогообложения,

не являются плательщиками земельного налога

Поправки также внесены в п. 1 ст. 388 НК РФ. С 1 января 2010 г. плательщиками земельного налога будут являться организации и физлица, обладающие земельными участками, которые признаются объектами налогообложения, на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Напомним, что не облагаемые налогом участки перечислены в п. 5 ст. 389 НК РФ. Ими, в частности, являются земли из состава лесного фонда и некоторые участки, ограниченные или изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. Таким образом, с 1 января 2010 г. организации и физлица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только такие земельные участки. Следовательно, эти лица не будут подавать декларации по земельному налогу, так как представление деклараций является обязанностью налогоплательщиков (п. 1 ст. 398 НК РФ).

2.4. Установлен порядок определения

кадастровой стоимости земельного участка,

образованного в течение налогового периода

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определить налоговую базу по участку, если он был образован в течение налогового периода, Кодекс не разъяснял. С 1 января 2010 г. данная неясность будет устранена. Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, будет определяться как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.

2.5. Новые правила исчисления земельного налога

и представления декларации по данному

налогу для предпринимателей

В соответствии с действующими положениями НК РФ предприниматели - плательщики земельного налога самостоятельно определяют налоговую базу, исчисляют подлежащую уплате сумму налога и представляют соответствующие декларации (расчеты) только в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1, 2 ст. 398 НК РФ). Если предприниматель не использует участок в своей деятельности, то земельный налог уплачивается им на основании налоговых уведомлений, направляемых ему инспекцией (п. 4 ст. 397 НК РФ). Налоговую декларацию (расчет авансовых платежей) по таким участкам он также не представляет.

С 1 января 2010 г. данный порядок будет изменен. Комментируемым Законом внесены поправки в п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ. Теперь предприниматели будут самостоятельно определять налоговую базу, исчислять сумму налога и представлять декларацию (расчеты) по земельным участкам, предназначенным для использования в предпринимательской деятельности, независимо от фактического использования их в такой деятельности.

2.6. Организации, имеющие в собственности

земельные участки, предназначенные для индивидуального

жилищного строительства, уплачивают земельный

налог в повышенном размере

В соответствии с действующим п. 15 ст. 396 НК РФ физические и юридические лица по земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, уплачивают земельный налог в повышенном размере. В течение трех лет - в двойном размере, а за период строительства, превышающий данный срок, - в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Данное правило не применяется, если участок приобретен для инд! ивидуального жилищного строительства.

С 1 января 2010 г. это исключение будет уточнено: повышающие коэффициенты не будут применяться, только если индивидуальное жилищное строительство ведется физическими лицами. Соответствующие поправки внесены в п. 15 ст. 396 НК РФ. Значит, организации, у которых в собственности есть предназначенные для индивидуального жилищного строительства участки, также будут уплачивать налог в повышенном размере.

2.7. Срок для перечисления авансовых платежей

по транспортному налогу не может быть установлен ранее

последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему устанавливаются законами субъектов РФ. При этом указано, что для организаций срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363, п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Подобного ограничения в отношении срока уплаты авансовых платежей гл. 28 НК РФ не предусмотрено.

В соответствии с поправками, внесенными в п. 1 ст. 363 НК РФ, с 1 января 2010 г. утверждаемый законами субъектов РФ срок для уплаты авансовых платежей не может быть установлен ранее последнего дня месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом.

2.8. Изменения, касающиеся налога

на имущество физических лиц

Уплата налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1. Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ в него внесены следующие поправки.

Во-первых, доля в праве общей собственности на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения, сооружения будет признаваться отдельным объектом налогообложения (новый п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). С принятием данной поправки разрешается проблема определения суммы налога на имущество, которое находится в общей собственности. Например, на коммунальную квартиру, которую жильцы приватизировали в долевую собственность. Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Поэтому при расчете суммы налога на имущество, подлежащей уплате таким совладельцем, учитывалась инвентаризационная стоимость всей квартиры, а не доли отдельного собственника. Минфин России объяснял правомерность такого подхода тем, что ставка налога устанавливается применительно к инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - коммунальной квартиры, доля же не является таким объектом (Письма от 16.09.2009 N 03-05-04-01/78, от 14.09.2009 N 03-05-06-01/190, от 14.09.2009 N 03-05 - 06-01/189). А так как ставки налога на имущество повышаются в зависимости от величины стоимости объекта, то и рассчитанная на основании инвентаризационной стоимости всей квартиры сумма налога у долевого собственника получалась выше суммы, рассчитанной только со стоимости его доли.

Теперь в соответствии с внесенными поправками инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности будет определяться как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). А инвентаризационная стоимость имущества, которое находится в общей совместной собственности нескольких лиц, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу его собственников. При этом налог обязан ! уплачивать каждый из собственников, в отличие от пока еще действующего порядка, согласно которому налог на имущество, находящееся в общей совместной собственности нескольких лиц, может перечислить одно из них по общей договоренности (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). Данные изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., при этом положения нового п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ). А это означает, что налог на имущество физических лиц за 2009 г. будет уплачиваться по новым правилам.

Во-вторых, законодатель внес небольшие изменения относительно ставок налога (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). Напомним, что ставки устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в предусмотренных законом пределах. При этом органы местного самоуправления могут определить различные ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования имущества и по иным критериям. Например, в зависимости от вида помещения ! (жилое или нежилое), цели использования (личные или коммерческие) и т.п. С 1 января 2010 г. дифференциация ставок может быть установлена только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования. Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления применять не смогут.

Применение документа (выводы):

Общие выводы:

- при несвоевременном получении налоговых уведомлений об уплате транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц, в которых указан к уплате налог за прошлые налоговые периоды, обязательный платеж перечисляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомления;

- федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, признаются плательщиками транспортного налога и налога на имущество организаций в отношении соответственно транспорта и имущества, принадлежащего им на праве хозяйственного ведения.

Земельный налог:

- организации и физические лица, у которых есть только не признаваемые объектами обложения земельным налогом участки, не являются налогоплательщиками. Декларации по данному налогу они не представляют;

- налоговая база в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на кадастровый учет;

- предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу и исчисляют сумму налога в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, независимо от того, используются ли они фактически;

- организации, у которых в собственности находятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства, уплачивают налог с учетом повышающих коэффициентов.

Транспортный налог:

- срок для перечисления авансовых платежей по налогу устанавливается законами субъектов РФ, но не ранее последнего числа следующего месяца по окончании отчетного периода.

Налог на имущество физических лиц:

- доля в праве собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения признается отдельным объектом налогообложения;

- инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли;

- налог на имущество, принадлежащее на праве общей совместной собственности нескольким лицам, уплачивается каждым из собственников.

3. По какой ставке НДС облагается реализация комплекта товаров из журнала и CD-диска?

Название документа:

Письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-07-11/297

Комментарий:

Иногда для привлечения внимания покупателей и увеличения числа продаж налогоплательщики реализуют печатные издания вместе с каким-либо диском. В этом случае у них может возникнуть следующий вопрос: какую ставку НДС применять в данном случае?

В рассматриваемом Письме Минфин разъяснил, что реализация журнала с вложенным в него компьютерным диском, распространяемым в рекламных целях, облагается НДС по ставке 18 процентов. Обоснована данная точка зрения таким образом. Товары, при продаже которых применяется ставка НДС 10 процентов, перечислены в п. 2 ст. 164 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ применять такую ставку можно и к периодическим печатным изданиям (за исключением изданий рекламного и эротического характера). А в соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. При этом финансовое ведомство отмечает, что комплекты из журнала и диска не поименованы ни в п. 2 ст. 164, ни в ст. 149 < /a> НК РФ. Следовательно, реализация журнала с вложенным в него в рекламных целях диском облагается НДС по ставке 18 процентов. Получается, что Минфин рассматривает такой комплект как единый товар. Ранее финансовое ведомство также указывало, что при реализации комплектов, состоящих из книги и записи на магнитном носителе, применяется ставка НДС 18 процентов (Письмо от 13.04.2005 N 03-04-05/11). Подробнее об этом см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС.

Однако такая точка зрения не является единственно возможной. Продажу журнала с вложенным в него диском следует рассматривать как реализацию печатного издания и CD-диска по отдельности, так как согласно п. 1 ст. 479 ГК РФ комплектом признается определенный набор товаров. Следовательно, продажа журнала будет облагаться НДС по ставке 10 процентов (пп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ). Следует отметить, что при решении вопроса о налогообложении передачи диска нужно исходить из следующего. Если расходы на приобретение одного диска не превышают 100 руб., то его передача в рекламных целях не облагается НДС (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Значит, в соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен вести раздельный учет по реализации журналов и компакт-дисков. При превышении же установленного лимита стоимости одного диска его передача будет облагаться НДС по ставке 18 процентов. Тогда налогоп! лательщик должен будет отдельно определять налоговую базу в отношении реализации журнала и в отношении передачи диска, что следует из абз. 4 п. 1 ст. 153 НК РФ.

Таким образом, продажа журнала с вложенным в него в рекламных целях диском рассматривается как отдельная реализация печатного издания, облагаемая НДС по ставке 10 процентов, и реализация компакт-диска, которая облагается по ставке 18 процентов, если стоимость диска превышает 100 руб. Но правомерность такой точки зрения придется отстаивать в суде.

Судебное решение недели

Предоставление отступного по соглашению, подписанному неуполномоченным лицом, не погашает обязательства перед контрагентом

(Постановление ФАС Западно-Сиби! рского округа от 20.11.2009 N А27-6626/2009)

Компании были оказаны услуги. По соглашению сторон обязательство по их оплате было погашено предоставлением отступного, а именно: организация передала контрагенту собственные простые векселя в счет кредиторской задолженности. После заключения соглашения об отступном контрагент был ликвидирован, а векселя оказались у третьих лиц. В результате проверки налоговый орган доначислил налог на прибыль, пени и взыскал штраф. Инспекция сочла, что налогоплательщик нарушил п. 18 ст. 250! НК РФ, так как не включил кредиторскую задолженность по ликвидированному контрагенту во внереализационные доходы. Компания не согласилась с таким решением и обратилась в суд за защитой своих прав.

ФАС признал решение налогового органа правомерным. В ходе судебного разбирательства было установлено, что соглашение об отступном было подписано руководителем контрагента после того, как полномочия по управлению делами в организации перешли к ликвидационной комиссии. А собственный вексель налогоплательщика не является платежным средством. Следовательно, данное соглашение не может подтверждать прекращение обязательств компании по погашению кредиторской задолженности. Кроме того, суд учел тот факт, что векселя после наступления срока платежа по ним так и не были оплачены. Значит, датой прекращения обязательства перед контрагентом является дата его ликвидации. Таким образом, суд пришел к выводу, что налогоплательщик неправомерно не учел в доходах кредиторскую задолженность в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ, получив необоснованную налоговую выгоду.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

КонсультантПлюс рекомендует БУХГАЛТЕРУ подписаться на следующие рассылки:



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. +7(495)956-8283, +7(495)787-9292
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное