Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 11.06.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 11.06.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 Купить систему КонсультантПлюс

По статистике пользователь КонсультантПлюс тратит на поиск нужной ему информации от нескольких десятков секунд до 1 минуты - за это время можно открыть систему и найти нужный документ или описание интересующей вас ситуации.

Доставка и работа по установке БЕСПЛАТНО.

 


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Расширен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ

2. Снижена ставка рефинансирования ЦБ РФ

3. Утверждены новые формы для представления сведений в налоговые органы

4. При несвоевременном представлении декларации по налогу на прибыль за отчетный период налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ

5. Стоимость проезда командированного сотрудника на такси можно включить в расходы по налогу на прибыль

6. Супруг матери ребенка может получить стандартный вычет на ребенка независимо от факта усыновления


Комментарии

1. Предоставляется ли стандартный вычет на ребенка разведенному родителю, который уплачивает алименты?

2. Как определить физический показатель при оказании услуг на платных автостоянках для целей ЕНВД?


Судебное решение недели

Инспекция не вправе в ходе выездной проверки взыскать недоимку, по которой уже было принято решение о взыскании при проведении камеральной проверки



Новости


1. Расширен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ

Федеральный закон от 03.06.2009 N 117-ФЗ "О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Федеральный закон от 03.06.2009 N 120-ФЗ "О внесении изменения в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Федеральным законом от 03.06.2009 N 117-ФЗ расширен перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ. Так, не облагаются данным налогом доходы, которые получены:

- в натуральной форме в качестве оплаты труда от сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Причем для такого освобождения необходимо соблюдение следующих условий: доход от реализации товаров (работ, услуг) указанных организаций и хозяйств за предыдущий календарный год не должен превышать 100 млн. руб., а сумма полученного дохода должна составлять менее 4300 руб. и соответствовать ограничению, которое установлено в Трудовом кодексе РФ. Напомним, что согласно ст. 131 ТК РФ доля зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов зарплаты, начисленной за месяц. Следовательно, если доход в натуральной форме составляет менее 4300 руб., но превышает ограничение, установленное трудовым законодательством, то НДФЛ в данном случае не облагается только та часть зарплаты, выплачиваемой в неденежной форме, которая не превышает 20 процентов от месячной зарплаты. Такое освобождение применяется к отношениям, возникающим с 1 января 2009 г. по 1 января 2016 г.;

- в натуральной форме в виде обеспечения питанием сотрудников, привлекаемых к сезонным полевым работам (действует с начала 2009 г.);

- в денежной или натуральной форме в виде оплаты лицам, не достигшим 18 лет, проезда до места обучения в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях и обратно. Освобождение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года;

- в натуральной форме налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств, в виде оказанных в их интересах образовательных, медицинских, санаторно-курортных услуг. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с начала 2004 г.

Важное дополнение внесено в пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ: социальный налоговый вычет может получить наряду с родителями, опекунами и попечителями налогоплательщик, являющийся братом или сестрой студента в возрасте до 24 лет, который учится на дневном отделении в образовательном учреждении на платной основе (Федеральный закон от 03.06.2009 N 120-ФЗ). Изменение вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Закона и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января текущего года. Отметим, что ранее вычет на оплату обучения брата (сестры) предоставлялся брату или сестре, только если он или она являлись опекуном либо попечителем данного ребенка.


2. Снижена ставка рефинансирования ЦБ РФ

Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 N 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"


Ставка рефинансирования ЦБ РФ оставалась на уровне 12 процентов годовых менее месяца. Такой размер был установлен с 14 мая текущего года, а уже с 5 июня ставка была снова понижена. На данный момент размер ставки рефинансирования составляет 11,5 процента годовых.


3. Утверждены новые формы для представления сведений в налоговые органы

Приказ ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации"


Налогоплательщики обязаны уведомлять инспекцию об открытии или закрытии счетов, о случаях участия в российских и иностранных организациях, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, а также о реорганизации или ликвидации организации (п. п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ). В силу п. 7 указанной статьи данные сведения представляются в налоговый орган по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Федеральная налоговая служба утвердила соответствующие формы бланков, которые будут применяться с 14 июня текущего года. С этого же момента утрачивает силу Приказ ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@, которым ранее были установлены такие формы.

Во все четыре формы бланков добавлены поля, в которых указывается лицо, ответственное за достоверность и полноту сведений. Кроме того, в некоторые из бланков включены новые разделы. Так, в форму N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)" вместо раздела, в котором отражались сведения о любом счете, введены три следующих раздела: для указания сведений об открываемом или закрываемом счете в банке, а также о лицевом счете в органе Федерального казначейс! тва и счете в банке, открытом органу Федерального казначейства или иному уполномоченному органу. В форме N С-09-3, в которую вносится информация об открытии и закрытии обособленных подразделений, теперь нужно отражать сведения о самом подразделении, а также о внесении в ЕГРЮЛ записи о создании филиала или представительства.


4. При несвоевременном представлении декларации по налогу на прибыль за отчетный период налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ

Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228


Финансовое ведомство отметило, что налоговая декларация и расчет авансового платежа представляют собой два разных документа. При этом ст. 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление в определенный срок декларации по конкретному налогу, а ответственность за нарушение срока подачи расчета данной статьей не предусмотрена. Соответственно, налогоплательщик, который несвоевременно представил в инспекцию декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев года, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ. Однако в данном случае организация ! может быть оштрафована за непредставление документов в налоговый орган (50 руб. за каждый документ).

В обоснование своей позиции Минфин сослался на Информационное письмо Президиума ВАС России от 17.03.2003 N 71.


5. Стоимость проезда командированного сотрудника на такси можно включить в расходы по налогу на прибыль

Письмо Минфина России от 22.05.2009 N 03-03-06/1/339


Минфин рассмотрел вопрос о правомерности отнесения на расходы по налогу на прибыль стоимости проезда командированного работника на такси (например, до аэропорта или вокзала при направлении в командировку и от аэропорта по возвращении из нее) и пришел к следующим выводам. В силу п. 1 ст. 252 НК РФ к расходам по налогу на прибыль относятся экономически оправданные и документально подтвержденные затраты. Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект, а понятие экономической целесообразности н! е используется в налоговом законодательстве. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик вправе учитывать расходы по проезду командированного сотрудника на такси, если эти расходы документально подтверждены. При этом он не должен доказывать их экономическую обоснованность, так как проверять ее обязаны налоговые органы.

Судебная практика подтверждает позицию Минфина, однако в более ранних письмах финансовое ведомство высказывало и противоположную точку зрения. Более подробно данный вопрос освещен в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.


6. Супруг матери ребенка может получить стандартный вычет на ребенка независимо от факта усыновления

Письмо Минфина России от 18.05.2009 N 03-04-05-01/299


С 1 января 2009 г. вычет по НДФЛ в размере 1000 руб. может быть предоставлен каждому из налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом родителя (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Минфин отметил, что исходя из положений данной нормы одним из условий применения вычета является факт обеспечения ребенка родителем или его супругом. Таким образом, если ребенок проживает совместно с матерью и ее супругом, не являющимся родителем ребенка, вычет может быть предоставлен и матери, и ее супругу, обеспечивающим ребенка.




Комментарии


1. Предоставляется ли стандартный вычет на ребенка разведенному родителю, который уплачивает алименты?


Название документа:

Письмо Минфина России от 21.05.2009 N 03-04-06-01/117


Комментарий:

В текущем году финансовое ведомство неоднократно давало разъяснения о порядке предоставления стандартного налогового вычета на несовершеннолетних детей в связи с изменениями, внесенными с 2009 г. в ст. 218 НК РФ. В комментируемом Письме рассматривается вопрос о праве на получение вычета на ребенка разведенного родителя, выплачивающего алименты. Минфин указал, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ родителю, на обеспечении которого находится ребенок, предоставляется вычет в однократном размере независимо от того, состоит он в браке или нет. При этом выплата родителем алиментов не означает, что ребенок находится на его содержании, поскольку размер алиментов может быть незначительным, что не позволит обеспечить ребенка необходимыми средствами к существованию. Из данного разъяснения следует, что не каждый разведенный родитель, выплачивающий алименты, может получить вычет на ребенка. Кроме того, в Письме отмечается, что если родитель не выполняет соглашение между родителями о содержании своих несовершеннолетних детей или судебное решение о взыскании алиментов, то это также не означает, что ребенок находится на его обеспечении.

Однако подобные разъяснения финансового ведомства не вносят ясности в ситуации, которые не урегулированы налоговым законодательством, а вызывают еще больше вопросов. Так, в данном случае непонятно, кто будет оценивать, является ли размер алиментов достаточным для обеспечения ребенка.

Действительно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 1000 руб. вправе получать родители или супруг (супруга) родителя на каждого ребенка, на обеспечении которых находится ребенок. Согласно положениям Семейного кодекса РФ алименты представляют собой способ исполнения родителем обязанности по содержанию своего несовершеннолетнего ребенка (ст. 24, п. 2 ст. 60, п. 1 ст. 80). При этом размер алиментов определяется сторонами в соглашении об уплате алиментов (ст. 103 Семейного кодекса РФ), а в его отсутствие - решением суда в порядке, установленном ст. 81 Семейного кодекса РФ. Следовательно, в соответствии с законодательством родители обязаны добровольно или по решению суда обеспечивать своих детей всем необходимым. Предоставление вычета на ребенка в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ не ставится в зависимость от количества денежных средств, которые родитель тратит на содержание, обучение, воспитание своего ребенка. Поэтому является невер! ным вывод финансового ведомства о том, что при предоставлении стандарт н ого вычета на ребенка родителю, который уплачивает алименты, работодатель должен определить, достаточен ли размер алиментов для обеспечения ребенка необходимыми средствами к существованию или нет.

Таким образом, разведенный родитель, который участвует в обеспечении ребенка, уплачивая алименты, вправе получить стандартный налоговый вычет на этого ребенка. Следует отметить, что предоставляется вычет до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 280 000 руб.


2. Как определить физический показатель при оказании услуг на платных автостоянках для целей ЕНВД?


Название документа:

Письмо Минфина России от 19.05.2009 N 03-11-06/3/140


Комментарий:

В отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок), применяется ЕНВД (пп. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), если такой спецрежим для отдельных видов деятельности введен на соответствующей территории (ст. 346.26 НК РФ). Финансовое ведомство обратилось к вопросу о том, как определить физический показатель для расчета суммы ЕНВД при хранении автотранспортных средств на многоуровневых (многоэтажных) платных автостоянках. В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках применяется физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)". По мнению Минфина, это означает, что ! при использовании одноуровневых стоянок налогоплательщик должен учитыв ать площадь земельного участка, на котором размещена платная стоянка, а при использовании многоуровневых (многоэтажных) автостоянок - общую площадь стоянки (подземную и надземную ее части), определяемую на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов. При этом никакие площади из общей площади стоянки не исключаются. Аналогичная позиция содержится в Письме Минфина РФ от 15.05.2009 N 03-11-11/81.

В комментируемом Письме можно выделить два момента.

Во-первых, действительно, при оказании услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках для расчета налога применяется физический показатель "общая площадь стоянки (в квадратных метрах)" с использованием базовой доходности в месяц в сумме 50 руб. за 1 кв. м (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому разъяснение финансового ведомства о том, что при определении физического показателя при оказании услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств на многоуровневой (многоэтажной) платной стоянке следует учитывать ее общую площад! ь (включая подземные и надземные части), представляется верным. Однако согласно ст. 346.27 НК РФ под платными автостоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также хранению автотранспортных средств (за исключением штрафных стоянок). Площадь стоянки - это определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов общая площадь земельного участка, на котором размещена платная стоянка. Следовательно, если толковать указанные положен! ия буквально, то физический показатель платной многоуровневой стоянки определяется как общая площадь земельного участка, на котором находятся предоставляемые в пользование места для стоянки автомобилей, независимо от количества этажей (уровней) стоянки. Однако в данном случае гарантированы претензии со стороны контролирующих органов.

Во-вторых, как уже отмечалось, под платными стоянками следует понимать площади, используемые в качестве мест для оказания платных услуг по стоянке автотранспорта (ст. 346.27 НК РФ). Поэтому мнение Минфина о том, что какие-либо площади не исключаются из общей площади стоянки, является спорным. С 2008 г. в ст. 346.27 НК РФ введено понятие "площадь стоянки". Однако ФАС Поволжского округа, признавая недействительным решение налогового органа о доначислении налога по декларации по ЕНВД за I квартал 2008 г., указал, что из общей площади земельного участка исключается площадь, которая не может быть использована под платную автостоянку (Постановление от 23.04.2009 N А55-14259/2008).! Следовательно, физический показатель должен определяться исходя из пл ощади, фактически используемой для оказания услуг по предоставлению в пользование мест для стоянки автотранспортных средств, а не только из площади согласно правоустанавливающим документам. Отметим, что, действуя подобным образом, налогоплательщику не удастся избежать споров с налоговыми органами.




Судебное решение недели


Инспекция не вправе в ходе выездной проверки взыскать недоимку, по которой уже было принято решение о взыскании при проведении камеральной проверки

(Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2009 N А33-15871/07-Ф02-1583/09, А33-15871/07-Ф02-1762/09)


При проведении камеральной проверки организация подала декларацию, в которой НДС был заявлен к возмещению по экспортным операциям. Впоследствии налогоплательщик не смог подтвердить право на применение нулевой ставки НДС, из-за чего инспекция отказала в возмещении, доначислила налог и штраф. Проводя выездную проверку по тому же периоду, налоговый орган установил, что организация не уплатила в бюджет ранее доначисленные суммы, поэтому он вынес решение о взыскании с компании суммы недоимки.

Суд признал действия инспекции неправомерными по следующим основаниям. Спорную сумму, доначисленную решением налогового органа по итогам камеральной проверки, необходимо было взыскать за счет средств на счетах налогоплательщика или иного его имущества (ст. ст. 46 и 47 НК РФ). Поскольку решение инспекции не отменено и не признано в установленном порядке незаконным, налоговый орган по итогам выездной проверки не вправе требовать уплаты указанных сумм повторно. Так как налоговым законодательством не предусмотрено многократное взыскание одной и той же недоимки, кассационная инстанция пришла к выводу о том, что доначисление НДС и привлечение организации к ответственности неправомерно.

Аналогичной судебной практики нет.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Новое: юридическая пресса, комментарии и книги
Еженедельные обзоры комментариев, книг, экспертных статей и монографий. Все самое важное и нужное - в одном письме.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное