Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: новые документы для бухгалтера Выпуск от 22.01.2009


КонсультантПлюс Новые документы для бухгалтера
Выпуск от 22.01.2009

Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться

 КонсультантПлюс: "горячие" документы

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 N 2043-р <Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года>


В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора


Новости

1. Изменена пропорция, по которой организация распределяет между бюджетами подлежащую уплате сумму налога на прибыль

2. Работодатель обязан оповещать службу занятости об изменении режима рабочего времени и приостановке производства

3. Утвержден перечень НИОКР, расходы по которым учитываются единовременно и с применением повышающего коэффициента 1,5

4. В случае смерти одного из родителей второй признается единственным

5. При приеме на работу лиц, уволенных с муниципальной или государственной службы, новый работодатель должен уведомить представителя предыдущего

6. Утверждена форма статистического наблюдения за неполной занятостью и движением работников


Комментарии

1. Ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов, установленное для организаций в целях применения УСН, распространяется и на индивидуальных предпринимателей - позиция Минфина России

2. Может ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, включать в расходы суммы добровольно уплаченных пенсионных взносов?


Судебное решение недели

Расходы на приобретение программных продуктов признаются единовременно



Новости


1. Изменена пропорция, по которой организация распределяет между бюджетами подлежащую уплате сумму налога на прибыль

Федеральный закон от 30.12.2008 N 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


С 1 января текущего года ставка по налогу на прибыль снижена с 24 до 20 процентов (Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ). При этом изначально законодатель планировал, что налогоплательщик будет распределять уплачиваемые суммы налога следующим образом: 17,5 процента - в бюджет субъекта РФ и 2,5 процента - в федеральный бюджет. Однако Федеральным законом от 30.12.2008 N 305-ФЗ указанная пропорция была изменена, поэтому в федеральный бюджет необходимо перечислять 2 процента из 20, а в бюджет субъекта - оставшиеся 18 процентов.


2. Работодатель обязан оповещать службу занятости об изменении режима рабочего времени и приостановке производства

Федеральный закон от 25.12.2008 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"


В п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения перечислены обстоятельства, о которых работодатель обязан оповещать службу занятости. С начала текущего года этот перечень пополнился: теперь при введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, а также в случае приостановки производства необходимо направить уведомление в компетентный орган. Уведомление в службу занятости представляется в течение трех дней с момента принятия решения о введении одного из указанных изменений.

Поправки вступили в силу с 1 января текущего года.


3. Утвержден перечень НИОКР, расходы по которым учитываются единовременно и с применением повышающего коэффициента 1,5

Постановление Правительства России от 24.12.2008 N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5"


В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ расходы налогоплательщика на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата) соответственно перечню, установленному Правительством РФ, единовременно включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5. Данная норма начала действовать с 1 января текущего года. Правительство России в Постановлении от 24.12.2008 N 988 установило перечень, который содержит 32 вида разнообразных технологий с исследованиями по каждому из них. Постановление вступило в силу с 1 января 2009 г., поэтому налогоплательщики, приобретающие НИОКР, уже могут единовременно признавать расходы по ним с повышающим коэффициентом, даже если оплаченные работы не принесли результата (п. 2 ст. 262 НК РФ).


4. В случае смерти одного из родителей второй признается единственным

Письмо Минфина России от 17.12.2008 N 03-04-06-01/374


Финансовое ведомство в очередной раз дало разъяснения по вопросу о том, в каких случаях родитель признается единственным. С 1 января 2009 г. именно такой родитель имеет право на получение стандартного налогового вычета на детей в двойном размере, установленного пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Напомним, что в указанной норме Федеральным законом от 22.07.2008 N 121-ФЗ понятие "одинокий родитель" заменено на "единственный родитель". В рассматриваемом Письме содержится следующее пояснение: если один из родителей умер, то второй является единственным. При этом отмечается, что с месяца, следующего за вступлением единственного родителя в брак, удвоенный вычет не предоставляется независимо от факта усыновления (удочерения) ребенка. В Письме от 25.11.2008 N 03-04-05-01/443 Минфин России отметил, что если брак между родителями расторгнут или ребенок рожден у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке, то налоговый вычет в двойном размере не предоставляется (см. обзор "Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 17.12.2008").


5. При приеме на работу лиц, уволенных с муниципальной или государственной службы, новый работодатель должен уведомить представителя предыдущего

Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции"


На уровне международного права и в федеральном законодательстве РФ был принят ряд антикоррупционных мер. Для приведения имеющейся нормативной базы в соответствие с данными мерами принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ, согласно которому внесены изменения во многие нормативно-правовые акты, касающиеся сотрудников силовых структур (органы внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности и т.д.), а также государственных и муниципальных служащих. Кроме того, в Трудовой кодекс РФ были внесены поправки, вступившие в силу с 10 января 2009 г. В рамках борьбы с коррупцией на работодателей возложена следующая обязанность: при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после их увольнения необходимо в десятидневный срок сообщить о подписании такого договора представителю нанимателя служащего по последнему месту работы (ст. 64.1 ТК РФ). Причем такие лица при заключении трудовых договоров в течение двух лет должны сами известить работодателя о последнем месте службы.

Если работодатель не уведомит уполномоченные органы о приеме на работу указанных граждан, трудовой договор прекращается в силу положений ст. 84 ТК РФ, в которую также были внесены изменения. Согласно новой редакции данной статьи нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы, является основанием для прекращения действия договора.


6. Утверждена форма статистического наблюдения за неполной занятостью и движением работников

Приказ Росстата от 25.12.2008 N 325 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения за неполной занятостью и движением работников"


В условиях экономического кризиса возникла необходимость оперативного получения уполномоченными органами информации о неполной занятости работников и высвобождении сотрудников по собственному желанию. Росстат опубликовал форму, по которой работодатели должны представлять такие данные в органы статистического наблюдения за каждый месяц начиная с декабря 2008 г. Сведения подаются до 3-го числа месяца, следующего за отчетным (исключение - январь 2009 г., срок для отчета за декабрь был продлен до 13-го числа текущего месяца). Обязанность по представлению указанной информации возложена на компании, работающие в следующих сферах: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовая деятельность. Отчитываться по рассматриваемой форме должны организации, средняя численность сотрудников которых превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и гражданско-правовым договорам.




Комментарии


1. Ограничение по стоимости основных средств и нематериальных активов, установленное для организаций в целях применения УСН, распространяется и на индивидуальных предпринимателей - позиция Минфина России


Название документа:

Письмо Минфина России от 11.12.2008 N 03-11-05/296


Комментарий:

Налоговый кодекс РФ устанавливает ряд ограничений для налогоплательщиков, переходящих на УСН или применяющих данный спецрежим. Так, согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, составляет более 100 млн руб. Если указанный лимит превышен, то налогоплательщик утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Финансовое ведомство разъяснило, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, так же, как и организации, должны соблюдать ограничение по максимальному пределу остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов.

Точка зрения Минфина является спорной. Действительно, в п. 4 ст. 346.13 НК РФ для всех налогоплательщиков установлено следующее: неисполнение требований, содержащихся в гл. 26.2 НК РФ, в том числе превышение лимита остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (100 млн руб.), ведет к утрате права на применение УСН. Однако в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ придерживаться указанного предела обязаны только организации. Об индивидуальных предпринимателях в данной норме ничего не говорится, поэтому они вправе применять УСН, даже если остаточная стоимость их основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. руб.

Кроме того, в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ указано, что стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухучета. Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" вести учет основных средств и нематериальных активов должны только организации, применяющие УСН. Положениями по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) и "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) установлены правила формирования в бухучете информации об основных средствах и нематериальных активах исключительно для организаций. Следовательно, у индивидуальных предпринимателей отсутствует обязанность вести бухучет. Это подтверждает и финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 25.01.2008 N 03-11-05/14).

Таким образом, ограничение по размеру остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов для целей применения УСН на индивидуальных предпринимателей не распространяется.


2. Может ли индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, включать в расходы суммы добровольно уплаченных пенсионных взносов?


Название документа

Письмо Минфина России от 18.12.2008 N 03-11-05/305


Комментарий

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты уплачивают за себя взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. При этом индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН с объектом налогообложения "доходы", вправе уменьшить сумму единого налога на пенсионные взносы, уплаченные за этот же период (п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Однако помимо фиксированного платежа предприниматели могут добровольно уплачивать дополнительные суммы на обязательное пенсионное страхование (п. 3 ст. 29 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ). Налоговый кодекс РФ регламентирует только уменьшение базы по единому налогу на сумму обязательных взносов, по добровольным взносам никаких указаний нет, равно как и нет запрета на применение вычета по пенсионным взносам в части превышения суммы фиксированного платежа.

Минфин в своих разъяснениях указал, что для индивидуальных предпринимателей обязательны только страховые взносы в виде фиксированного платежа, поэтому взносы, уплаченные в ПФР добровольно, не уменьшают сумму налога. В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Информационное письмо Президиума ВАС России от 18.12.2007 N 123, в котором говорится, что к вычету можно принять только платежи, произведенные в обязательном порядке. Напомним, что Минфин уже высказывал подобную точку зрения (Письмо от 14.04.2008 N 03-04-05-01/112), также ее поддерживали некоторые суды (Постановления ФАС Уральского округа от 27.10.2008 N Ф09-7758/08-С3, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.04.2007 N Ф04-6426/2006(33285-А81-23)).

Однако данная позиция представляется спорной. Из буквального толкования формулировки п. 3 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что даже добровольное внесение платежей относится к отношениям по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, п. 3 ст. 346.21 НК РФ не ограничивает права уменьшать налог при УСН только на пенсионные взносы в части их фиксированного размера. Таким образом, предприниматель, применяющий УСН, вправе принять к вычету всю сумму уплаченных пенсионных взносов, даже если она превышает законодательно установленный фиксированный платеж. В судебной практике есть решения, подтверждающие данную позицию (Постановления ФАС Московского округа от 31.01.2006, 24.01.2006 N КА-А40/14087-05, ФАС Уральского округа от 28.09.2006 N Ф09-8579/06-С1). Следует иметь в виду, что в случае применения вычета на всю сумму добровольно уплаченных пенсионных взносов налогоплательщику придется доказывать свою правоту в суде. Однако, учитывая позицию ВАС России, шансы на выигрыш дела невелики.





Судебное решение недели


Расходы на приобретение программных продуктов признаются единовременно

(Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 N КА-А40/10120-08)


Налоговым законодательством не регламентируется порядок признания расходов в случае приобретения права на использование программного обеспечения. В п. 1 ст. 272 НК РФ отмечается, что расходы распределяются на несколько периодов, если договор предусматривает получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не содержит условия о поэтапной сдаче товаров. Однако в договоре может быть предусмотрена единовременная, а не поэтапная передача программного обеспечения. Кроме того, в абз. 2 п. 1 упомянутой статьи указано, что если по условиям сделки невозможно определить период признания расходов и связь между доходами и расходами устанавливается косвенным путем, то расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно. Однако налоговые органы, ссылаясь на сроки, предусмотренные договором для использования программных продуктов, нередко настаивают на распределении расходов на весь срок применения программ. Такая позиция была высказана, например, в Письме Минфина России от 17.03.2008 N 03-03-06/1/185.

В судебной практике появилось первое решение, касающееся данного вопроса. ФАС Московского округа рассматривал спор между налоговой инспекцией и организацией, единовременно списавшей расходы по договору на использование продуктов для ЭВМ, заключенному на три года. По условиям договора программное обеспечение передавалось налогоплательщику не поэтапно, оплата производилась непосредственно после подписания актов приемки-передачи, контрагент получил доход от данной операции в течение того отчетного периода, на который приходится подписание акта. Суд пришел к выводу, что, учитывая указанные обстоятельства, положения абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ, устанавливающего обязанность равномерно распределять расходы, неприменимы к спорной ситуации. Таким образом, если передача программного обеспечения и его оплата производятся в течение одного периода, налогоплательщик вправе признать расходы единовременно. Однако, учитывая позицию Минфина, это право, скорее всего, придется отстаивать в суде. Впрочем, ФАС Московского округа не принял во внимание ссылки инспекции на точку зрения, высказанную в письмах финансового ведомства.

По данному вопросу судебной практики на данный момент нет, однако есть решения, касающиеся признания расхода по договорам, которыми не определен срок использования программ. Минфин России считает, что при использовании программного обеспечения в течение неопределенного срока налогоплательщик должен распределять расходы самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо от 16.07.2008 N 03-03-06/1/406). Однако в другом Письме того же ведомства высказывается противоположная точка зрения: если из условий договора невозможно определить срок использования программного продукта, то расходы по нему признаются в момент их возникновения (Письмо Минфина России от 06.02.2006 N 03-03-04/1/92). Такого же мнения придерживаются суды (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.08.2007 N А43-33315/2006-37-925). Более подробно данная ситуация рассмотрена в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.


 Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ МИНФИНА
Каждый день! Все новые письма Минфина и налоговых органов с краткими аннотациями.



Все права защищены © 2009 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное