Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в системе КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства Выпуск от 12.07.2006


Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Решение ВАС РФ от 22.06.2006 N 4221/06 <О признании недействующим Приказа ФНС РФ от 25.11.2005 N САЭ-3-04/616@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц" в части включения в справку о доходах физического лица раздела 6 "Сведения о перечислении налога в бюджет">



Новое в системе "КомментарииЗаконодательства".

Выпуск от 12.07.2006

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

"ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ" (А.Н. Чертков, И.В. Плюгина) ("Право и политика", 2006, N 2)

В работе исследуется институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Особое внимание уделяется проблеме удержания и укрепления позиций России не только в мировых политических, но и социально-экономических процессах, содержащих новые требования к государственной власти. Рассматриваются положительные и отрицательные результаты деятельности полномочных представителей Президента РФ с начала 90-х годов XX века.

"ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫБОРНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ" (Е.С. Шугрина) ("Право и политика", 2006, N 3)

Дисциплинарная ответственность закреплена Трудовым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения. Однако нормы ТК РФ применимы далеко не ко всем работникам, в частности к должностным лицам. Поэтому автор поднимает вопрос о специальной дисциплинарной ответственности. Так, дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные различия. В обоих случаях основанием является дисциплинарный проступок, но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления отличается. Как следствие этого, вводятся и разные виды взысканий, отличается процедура привлечения к этому виду ответственности.

"ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА - СПЕКТАКЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА" (Л.Ю. Грудцына) ("Адвокат", 2006, N 5)

Автор изучает процесс создания Общественной палаты РФ, результаты деятельности и изменения, произошедшие в российском государстве и обществе с момента создания данной организации. Рассматриваются способы обеспечения взаимодействия граждан с федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для защиты собственных интересов и прав при проведении государственной политики; изучается порядок осуществления контроля за деятельности государственных органов исполнительной власти.

"ПРОФСОЮЗЫ АДВОКАТОВ": ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЛЕГИТИМНОСТИ" (И.С. Яртых) ("Адвокат", 2006, N 5)

В статье рассматриваются итоги судебной реформы, которая выработала эффективные формы организации адвокатской деятельности и самоорганизации адвокатского сообщества. Анализируются положения учредительных документов двух общероссийских профессиональных союзов правозащитников. Проведено научно-правовое исследование целей создания объединений адвокатов России.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

"АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ СЛУЖБ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ" (О.В. Панкова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В соответствии с основной концепцией реформирования системы федеральных органов исполнительной власти, федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью и общественной безопасности.

Для реализации указанных функций они наделяются весьма широкими и значительными по содержанию полномочиями, сущность которых выражается в проведении проверок деятельности юридических и физических лиц и осуществлении других мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений действующего законодательства и применение к виновным мер административной ответственности. Кроме того, общими для федеральных служб, равно как и для иных федеральных органов исполнительной власти, являются полномочия, связанные с получением необходимых сведений, привлечением организаций и ученых для проработки вопросов, относящихся к их ведению, созданием совещательных и экспертных органов. В остальном компетенционная характеристика этих органов имеет существенные различия, обусловленные тем, в чьем непосредственном подчинении - Президента РФ, Правительства РФ или федерального министерства - они находятся.

"НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ" (О.В. Панкова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В статье говорится о том, что до недавнего времени правовое регулирование общего статуса территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на правительственном уровне фактически отсутствовало. Не было единого нормативного правового акта, который бы определял общие принципы организации и деятельности данных органов. Однако сейчас ситуация изменилась, были приняты важные документы, создавшие предпосылки для повышения эффективности деятельности территориальных структур.

"КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД О НАЗНАЧЕНИИ ГУБЕРНАТОРОВ" (Ю.А. Дмитриев) ("Право и политика", 2006, N 3)

Автор статьи комментирует позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в Постановлении от 21 декабря 2005 г. N 13-П и заключающуюся в признании конституционным порядка назначения губернаторов, установленного новой редакцией Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В данный Закон 11 декабря 2004 г. были внесены изменения, в соответствии с которыми губернаторы назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации из числа единственного кандидата на эту должность, предложенного Президентом России.

"О ПРАВИЛАХ РЕГИСТРАЦИИ" (Г.Ф. Шешко) ("Жилищное право", 2006, N 5)

В работе говорится о правилах регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечне должностных лиц, ответственных за оформление необходимых документов. Рассматриваются порядок сдачи внаем жилого помещения собственниками этого помещения и установленные законом ограничения в реализации данного права.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

"СУДЕБНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ О КРИМИНАЛЬНОМ БАНКРОТСТВЕ" (М.Г. Порохов, Ш.Н. Хазиев) ("Адвокат", 2006, N 5)

Статья посвящена изучению правил проведения судебно-экономических экспертиз при расследовании дел, связанных с преступлениями в сфере коммерческой деятельности, а также по гражданским делам и хозяйственным спорам. Обращается внимание на порядок определения факторов, позволяющих установить финансовое состояние организаций, предвидеть наступление банкротства и характеризовать действия руководителей и собственников предприятий.

"ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ: СПЕЦИФИКА ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ" (Д. Григорьев) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 18)

В материале рассмотрены некоторые юридические особенности перехода прав на земельный участок при приобретении в собственность здания, строения либо сооружения, расположенных на данном участке. Специфика указанных отношений определяется в зависимости от того, переходят ли в собственность соответствующие объекты к одному лицу или одновременно к нескольким лицам. Основные сложности в процессе оформления прав на земельный участок связаны, таким образом, с проблемой установления его делимости.

"МЕЖ ДВУХ ОБЯЗАННОСТЕЙ" (И. Алещев) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 18)

Одним из условий договора аренды нежилого помещения является право арендатора осуществлять в нем перепланировку без согласия арендодателя. Допустима ли такая перепланировка без согласия третьего лица, которому указанное имущество на основании иного самостоятельного договора передано собственником в залог? Отвечая на этот вопрос, автор выделяет общий характер данных отношений, обусловленных наличием двух независимых обязательств: договора аренды и ипотеки, а также раскрывает особенности защиты их сторонами своих законных прав и интересов.

"ДЕЛО ОБ АВТОБУСНОМ БИЛЕТЕ" (А.Л. Горлатов) ("Адвокат", 2006, N 5)

В статье проведен анализ современного российского законодательства, раскрывающего содержание правил перевозки граждан автомобильным транспортом. Рассматривается процесс восстановления нарушенных прав пассажира пригородного автобуса. Исследуется порядок обращения гражданина г. Екатеринбурга в судебные органы с заявлением об отмене нормы, устанавливающей, что стоимость неиспользованных билетов на пригородные автобусы не возмещается.

ЖИЛИЩЕ

"О ПРАВИЛАХ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ" (А.О. Аполлонов, Э.Л. Страунинг) ("Жилищное право", 2006, N 5)

Авторами прокомментированы основные положения Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25. Рассматриваются отношения, затрагивающие вопросы владения и распоряжения жильем не только государственного и муниципального жилищных фондов, но и принадлежащим гражданам на праве собственности. Изучаются нормы российского законодательства, раскрывающие права и обязанности лиц, заключивших договор социального найма.

"УПРАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИИ" (С.Г. Иванов, З.В. Лифшиц) ("Жилищное право", 2006, N 5)

В статье проделан анализ деятельности зарубежных стран, использующих различные модели управления объектами коммунальной инфраструктуры. Изучаются три основных способа, которые отличаются друг от друга степенью участия и формами взаимодействия государственного и частного секторов. Рассматриваются их достоинства и недостатки, а также возможности применения в российских условиях.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

"ЖЕЛАНИЕ РАБОТНИКА - ЗАКОН" (В. Ванюхин) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 18)

Пункт 3 ст. 77 Трудового кодекса, предусматривающий в качестве одного из возможных оснований прекращения трудового договора инициативу работника, по мнению автора, сам по себе не соответствует общей конструкции правовой нормы, что в свою очередь, предполагает при оформлении увольнения использование ст. 80 Трудового кодекса, являющейся единственным возможным юридическим основанием расторжения трудового договора по инициативе работника.

ФИНАНСЫ

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23 "НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ" (А.Н. Борисов) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В данной работе автор комментирует нормы главы 23 "Налог на доходы физических лиц", введенной в действие с 1 января 2001 г. в числе первых четырех глав части второй Налогового кодекса РФ.

Раскрывается содержание используемых в ней основных понятий. Изучаются такие элементы налогообложения, как налогоплательщики, объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

Здесь приведены примеры судебной практики, рассматриваются разъяснения высших судебных органов - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - и правовые позиции федеральных органов исполнительной власти - Минфина РФ, ФНС РФ и прочих.

"ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 24 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ" (А.А. Ялбулганов, М.В. Давыдова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В представленном материале приводится постатейный комментарий к главе 24 Налогового кодекса РФ, определяющей правила исчисления и уплаты единого социального налога в Российской Федерации.

Непосредственному исследованию предшествует вступительная часть, где главным образом раскрываются основные тенденции развития правового регулирования ЕСН в настоящее время, общий характер и направленность изменений, последовательно вносимых законодателем в положения соответствующей главы Кодекса.

Исходя из смысла и содержания комментируемых статей, авторы затрагивают следующие вопросы: субъекты и объект налогообложения по ЕСН; особенности определения и расчета налоговой базы; лица, освобождаемые от уплаты ЕСН; размер налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков; правила уплаты налога для налогоплательщиков, как производящих, так и не производящих выплат в пользу физических лиц; особенности исчисления и уплаты ЕСН для отдельных категорий налогоплательщиков, в частности адвокатов.

"ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ" (М. Чеботарев) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 18)

Автор характеризует предстоящие законодательные изменения, призванные усовершенствовать правовое регулирование в области установления и уплаты земельного налога. Данные нововведения подразумевают, в частности, решение существующих проблем в области расчета налоговой базы для земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, определения начального момента применения повышенных коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства.

"ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСЧЕТОВ ПО ИНКАССО" (И.А. Никулина) ("Налоги" (газета)", 2006, N 7)

Статья посвящена изучению норм российского законодательства, затрагивающих интересы физических и юридических лиц при осуществлении расчетов по инкассо. Исследуются противоречия международно-правовых норм права и некоторых российских банковских документов. Автор предлагает разработать специальное положение, которое будет регулировать порядок проверки подлинности инкассовых поручений налоговых и иных органов и правила документооборота при осуществлении этих действий.

"О НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАСЧЕТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ" (Р.Р. Сайфуллин) ("Налоги" (газета)", 2006, N 7)

В данной работе рассматриваются преимущества и недостатки использования банковских карт при осуществлении физическими лицами расчетных операций. Исследуются особенности экономических отношений, вызванных переходом от наличных к безналичным формам платежей. Автор делает вывод о необходимости создания четкого нормативного регулирования правоотношений, возникающих при использовании банковских карт.

"О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПРАВ ПО АКЦИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫПУСКА, РАЗМЕЩАЕМЫМ ПО ПОДПИСКЕ" (Ю. Гамзин) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 18)

По мнению автора, законодательный запрет на осуществление прав по акциям дополнительного выпуска до момента, когда такой выпуск в установленном порядке будет признан состоявшимся, обеспечит должную защиту законных интересов акционеров и эмитента при размещении таких акций. При этом момент признания выпуска состоявшимся целесообразно связать с датой окончания срока размещения ценных бумаг или датой размещения последней бумаги выпуска.

"ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ" (А.В. Воропаев) ("Право и политика", 2006, N 3)

Анализируя проводимую государством инвестиционную политику, автор отмечает, что особенности правового режима иностранных инвестиций заключаются в их двухуровневом регулировании: во-первых, основой правового обеспечения зарубежных капиталовложений является общегражданское законодательство и специальное инвестиционное законодательство, которое предлагается разработать, во-вторых, правовой статус иностранных инвесторов основывается на целом ряде международных договоров как многостороннего, так и двустороннего характера.

"ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ..." (А.Ю. Дементьев) ("Налоги" (газета)", 2006, N 7)

Автор изучает законодательные изменения, внесенные в правила исчисления и уплаты налога на добавочную стоимость. В частности, рассматривается новый порядок применения налогового вычета при проведении капитального строительства. Акцентируется внимание на правовое положение правоохранительных органов, которые принимают решение о предоставлении права на получение налоговых льгот.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

"ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (А.Е. Шендерей, М.А. Юхман) ("Наркоконтроль", 2006, N 1)

В соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии лицензии на указанный вид деятельности, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти и специально уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такая формулировка позволяет неоднозначно толковать данную правовую норму, отмечается в настоящей публикации. О наличии какой именно лицензии идет речь в Законе, пытается разобраться автор.

"ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ДЕЙСТВИЯМИ (БЕЗДЕЙСТВИЕМ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ" (Д. Хохлов) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 20)

В подавляющем большинстве случаев причинная связь между незаконными действиями (бездействием) таможенных органов и (или) должностных лиц таможенных органов и наступлением вреда на стороне заявителя очевидна. Вместе с тем в арбитражно-судебной практике встречаются ситуации, когда решение вопроса о наличии либо отсутствии причинной связи между действиями (бездействием) таможенных органов и вредом на стороне хозяйствующих субъектов вызывает трудности. Связано это прежде всего с тем, что понятие причинной связи неизвестно законодателю, а подходы к разрешению вопроса о ее наличии либо отсутствии выработаны правовой доктриной.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998 Г. N 191-ФЗ "ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (постатейный) (А.А. Рождествина) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В представленном комментарии рассматриваются статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, юрисдикция и суверенные права, а также их осуществление в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Анализируются правила рационального использования и сохранения живых ресурсов; способы поиска, разведки и разработки неживых ресурсов; принципы проведения морских научных исследований и порядок осуществления государственной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности в морских районах.

Особое внимание уделяется изучению норм международных договоров России. Предлагаются образцы документов, необходимых для получения разрешения (лицензии) на промысел живых ресурсов в исключительной экономической зоне, на проведение различных исследований.

"РАЗРЕШИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ. СПРАВЕДЛИВЫЙ ЗАКОН ИЛИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ" (А.А. Лазаревский) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 18)

Материал посвящен отдельным новациям в области выкупа застроенных земельных участков и аренды государственных земель, подготовленных Министерством экономического развития РФ и представленных им в недавнее время в Правительство РФ для дальнейшей проработки. Основные положения обозначенного законопроекта сводятся к значительному ущемлению и ограничению прав арендаторов земли, необоснованному завышению выкупной цены для некоторых земельных участков, а также к очевидному усложнению процедуры выкупа в целом. По общему мнению автора, суть предлагаемых изменений свидетельствует о сознательном противодействии государства развитию частной собственности на земельные участки для собственников, находящихся на них строений, в "навязывании" земельной аренды, которую гораздо удобнее использовать для административного передела недвижимости.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

"КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА В СИСТЕМЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ" (Е.К. Волчинская) ("Информационное право", 2005, N 3)

Автор затрагивает вопрос о качестве Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", которое не вполне удовлетворяет ни законодателей, ни правоприменителей, а отсутствие изменений в законодательстве в связи с принятием этого Закона сохраняет имеющиеся противоречия и создает новые. В этой связи автор считает, что не теряют своей актуальности вопросы, рассматриваемые в данной публикации, - что такое конфиденциальная информация и как она соотносится с различными тайнами, как защитить эту информацию.

"АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОТНОШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РФ "ВЫБОРЫ" ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНАМИ РФ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА УЧАСТИЕ В ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ: ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРОБЕЛЫ И ПРОБЛЕМЫ" (С.И. Семилетов) ("Право и политика", 2006, N 2)

В статье рассматриваются способы повышения уровня автоматизации и расширения функциональных возможностей программных и технических средств в избирательных процессах. Предлагаются варианты улучшения информационной безопасности и совершенствования законодательства об организации оборота электронных документов в Государственной автоматизированной системе "Выборы". Говорится о необходимости создания закона, который будет регулировать правовой режим компьютеризированных нормативных актов.

"СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА" (М.В. Беляев) ("Информационное право", 2005, N 3)

Результаты анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, равно как и юридической литературы, позволяют автору настоящей публикации утверждать, что в них отсутствуют единые подходы в определении содержания и характеристики, в частности, перечня субъектов права на коммерческую тайну и особенностей их правового статуса, описание которых он и предлагает вниманию.

"СОВРЕМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ КАК ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ" (М.В. Горелов) ("Информационное право", 2005, N 3)

В действующем процессуальном законодательстве России, отмечает автор материала, не существует конкретно перечисленных критериев достоверности данных, полученных с помощью электронного устройства. Именно отсутствие данных правил осложняет применение электронных документов в качестве доказательств по гражданским делам, а ссылка на факт отсутствия в процессуальном законодательстве прямых указаний только создает юридический риск непризнания юридической силы данного электронного документа. Предлагается определить и ввести критерии, как общие, так и специфические, в зависимости от вида юридического электронного документа. Общие критерии допустимости данных доказательств автор предлагает перечислить в гражданском процессуальном законе, а специфические критерии в зависимости от вида электронного документа - в соответствующих технико-юридических актах.

"ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ И ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ФИКЦИИ" (О.В. Танимов) ("Информационное право", 2005, N 3)

В данной публикации рассмотрены такие понятия информационного законодательства, как "электронный документ", "электронная цифровая подпись" и "электронная подпись", проведены аналогии между ними и фикциями (технико-юридическими приемами разработки и реализации норм права), а также описаны проблемы, возникающие при использовании систем электронного документооборота.

"НОВОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕКЛАМЕ" (В.И. Еременко) ("Адвокат", 2006, N 5)

Статья посвящена изучению положений Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе". Изучаются вопросы обеспечения единства экономического пространства и реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной информации. Рассматриваются особенности использования следующих понятий: "недобросовестная реклама", "неэтичная реклама", "заведомо ложная реклама", "скрытая реклама".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КУЛЬТУРА

"ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ" (А.В. Киселева) ("Адвокат", 2006, N 5)

В работе рассматриваются проблемы реализации инвалидами права на получение высшего образования. Автором предлагается создать условия для проведения социальных мероприятий, направленных на облегчение доступа и улучшение оборудования в специализированных учебных заведениях для больных студентов. Обращается внимание на особенности организации образовательного процесса для инвалидов.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

"ЮРИДИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИЗЪЯТИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА С ЦЕЛЬЮ ТРАНСПЛАНТАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ" (Н.А. Горбунова) ("Право и политика", 2006, N 2)

Автор исследует законодательные акты зарубежных государств и Российской Федерации, регулирующие порядок проведения трансплантации органов и тканей человека. Рассматриваются различные подходы к юридической регламентации прижизненного согласия или несогласия на изъятие и последующее использование частей человеческого тела после смерти. Акцентируется внимание на необходимость соблюдения правовых условий, способствующих спасению жизни и восстановлению здоровья граждан.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ" (Н.А. Громов, С.А. Полунин, С.А. Курушин) ("Право и политика", 2006, N 3)

Авторы констатируют, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ не указан такой источник доказательств, как результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому они задаются вопросом: является ли позиция законодателя верной принятому в 1960 г. УПК РСФСР в отношении возможности вхождения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскной деятельности или же ей принадлежит лишь ориентирующая роль, которая предшествует либо идет параллельно процессу доказывания?

"ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ" (В.И. Михайлов) ("Наркоконтроль", 2006, N 1)

В статье освещаются вопросы проведения проверочной закупки: ее предмет; кто уполномочен ее проводить; могут ли использоваться видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также технические и иные средства; особенности отражения результатов данного оперативно-розыскного мероприятия и др. Кроме этого рассматривается ряд дискуссионных вопросов, которые выявил опыт проведения проверочных закупок.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

"ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, РАССЛЕДОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕСТУПНЫХ СООБЩЕСТВ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ" (Г.М. Дашковская, Э.А. Капашинова) ("Наркоконтроль", 2006, N 1)

Анализ действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, отмечают авторы материала, позволяет назвать ряд объективных причин, не позволяющих сегодня в полной мере осуществлять деятельность по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых преступными сообществами в сфере незаконного оборота наркотиков, а также расследованию уголовных дел по этим преступлениям. Одна проблема, по их мнению, касается недостаточно четкого законодательного разграничения понятий "организованная группа" и "преступное сообщество". А другой проблемой, возникающей при расследовании преступлений, совершаемых преступными сообществами, можно назвать недостаточную государственную защиту лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам.

"КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ИМУЩЕСТВА, ПОДВЕРГНУТОГО ОПИСИ ИЛИ АРЕСТУ ЛИБО ПОДЛЕЖАЩЕГО КОНФИСКАЦИИ, ПРИ ИХ СОВЕРШЕНИИ ЛИЦОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОЕГО СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ" (А.А. Гулый) ("Исполнительное право", 2006, N 1)

Статья 312 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации, не содержит указания на такой квалифицирующий признак, как совершение обозначенных действий с использованием служебного положения. По мнению автора, такой законодательный подход значительно усложняет квалификацию рассматриваемого деяния, влечет необходимость его квалификации в совокупности с иными нормами Уголовного кодекса РФ.

ПРАВОСУДИЕ

"О ДЕЛЕ УЛЬМАНА И КОНСТИТУЦИОННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ЧЕЧНЕ" (Л. Григорьева) ("Адвокат", 2006, N 5)

В представленном материале исследуются правила рассмотрения военным судом с участием присяжных заседателей уголовных дел об особо тяжких преступлениях против жизни. Рассматривается обращение президента Чеченской Республики Алу Алханова в Конституционный Суд РФ с жалобой на неконституционность отдельных положений российского законодательства, нарушающих принцип равенства в реализации права на судебную защиту.

"ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУВАЖЕНИЕ К СУДУ" (А. Юдин) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 20)

Ответственность за правонарушение в виде неуважения к суду имеет ярко выраженную публичную направленность и связана не столько с рассматриваемым в суде делом, сколько с поддержанием правопорядка в целом.

Настоящая публикация посвящена вопросам штрафной ответственности за неуважение к суду в арбитражном процессе. Как само понятие правонарушения в виде "неуважения к суду", так и складывающиеся тенденции правоприменительной практики здесь крайне неоднозначны.

"СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ" (Д.Х. Валеев) ("Исполнительное право", 2006, N 1)

В системе отечественного права исполнительное производство занимает особое место. Специфика правового регулирования, его предмет и методы позволяют говорить о постепенном формировании самостоятельной процессуальной отрасли - исполнительном процессуальном праве. Ее основу составляет значительная группа правовых принципов, среди которых можно выделить как общеправовые, так и специфические, присущие исключительно соответствующей сфере общественных отношений. Автор определяет характер правовой реализации каждого из них в нормах законодательства в порядке их значимости и роли в правовом регулировании исполнительного производства.

"ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СДЕЛКИ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА" (Е.К. Костюшин) ("Исполнительное право", 2006, N 1)

Наличие гражданско-правовых отношений свойственно для всех стадий исполнительного производства. В их рамках возможно совершение различных гражданско-правовых сделок, объединенных в общем счете на следующие основные три группы: сделки, затрагивающие организационную составляющую соответствующих процессуальных отношений (хранение, банковская гарантия, поручительство и т.п.); сделки, направленные на трансформацию конкретных материальных отношений (мировое соглашение, зачет встречных требований, цессия); договор залога и обусловленные им правоотношения. Соответственно приведенной классификации автор отмечает характерные особенности каждой из указанных групп.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

"СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ" (С.Н. Дубинкина) ("Право и политика", 2006, N 2)

Статья посвящена изучению международно-правовой торговли услугами, выступающей в качестве предпосылки для возникновения отношений, участниками которых могут быть как государства, так и иные субъекты. Говорится об отсутствии однозначного подхода к понятию "услуги", приводящем к различному правовому регулированию однородной деятельности. Приводятся примеры международных договоров, содержащих унифицированные нормы и регулирующих различные секторы услуг.

"МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ" (Р.З. Абдрашитова) ("Право и политика", 2006, N 2)

Автор изучает процесс правового регулирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Акцентируется внимание на необходимости создания прогрессивных тенденций, суть которых заключается в совершенствовании законодательства о взаимодействии государств. Рассматриваются международные конвенции о борьбе с отдельными видами преступлений, положительно влияющие на правовые основы международного сотрудничества в области уголовного процесса.


© КонсультантПлюс
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное