Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в системе КонсультантПлюс:КомментарииЗаконодательства Выпуск от 10.05.2006


Обзоры законодательства | Онлайн-версия КонсультантПлюс | Консультации по бухучету и налогообложению | Форум


Новости КонсультантПлюс

"Горячие" документы:
Федеральный закон от 04.05.2006 N 61-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и ФЗ "О статусе военнослужащих"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

"МЕСТО ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ" (Л.Б. Соболева) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 1)

Одной из форм оптимизации функций, осуществляемых органами власти, как государственными, так и местного самоуправления, является их разграничение. Такое разграничение осуществляется в форме разделения властей.

Автор данной публикации анализирует различные точки зрения, встречающиеся в юридической литературе относительно основных элементов характеристики правовой природы и статуса исполнительных органов местного самоуправления в системе разделения властей.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

"МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ" (И.В. Максимов) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 6)

Ратификация Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод является важнейшим фактором реформирования отечественной правовой системы в части приведения законодательства в соответствие с международными стандартами в области прав человека. Особое значение, как пишет автор в представленной работе, имеет реализация принципа гуманизма в сфере административного производства.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ" (постатейный) (издание третье, исправленное и дополненное) (под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова) (Статут, 2006)

Представленный материал является по существу уже третьим изданием Комментария к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, подвергшимся серьезной доработке и корректировке ввиду происшедших законодательных изменений.

Комментируемый Федеральный закон, как справедливо отмечается в введении, призван решить принципиальную задачу, смысл которой, видится в максимальном упрощении процедуры регистрации, нейтрализации и сглаживании неоправданного бюрократизма, присущего данным правоотношениям. В то же время нельзя не обратить внимания на некоторые изъяны рассматриваемого Закона, которые в будущем могут очевидно проявиться в процессе его правоприменения. Тем не менее. главным достижением Закона, без сомнения, можно назвать построение общей единой системы государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в области которой вплоть до принятия Закона существовало немало проблем.

В дополнение к Комментарию предлагается краткий очерк о юридических лицах, в котором раскрываются общие положения, характеризующие правовой статус, некоторые особенности функционирования названных участников общественных отношений.

"КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 12 ЯНВАРЯ 1996 Г. N 7-ФЗ "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" (постатейный) (С.Н. Братановский, Е.А. Злобина) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

Специфика правового регулирования комментируемого Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" заключается в его тесной взаимосвязи с нормами иных законодательных актов, главным образом ГК РФ, что, в свою очередь, учитывалось авторами при проведении исследования, в частности по вопросам создания и реорганизации некоммерческих организаций. Здесь же детально раскрывается механизм ликвидации рассматриваемых юридических лиц.

Значительная часть работы посвящена формам некоммерческих организаций, где детально отражаются особенности правового статуса учреждений, фондов, государственных корпораций и др. видов некоммерческих юридических лиц.

В представленном Комментарии нашли свое отражение такие вопросы, как: управление некоммерческой организацией, права и обязанности ее учредителей, взаимоотношения указанных юридических лиц с органами государственной власти и местного самоуправления и др.

"КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РФ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (постатейный) (Н.Г. Кабанцева, В.А. Ларионова) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

Предлагаемый Комментарий к Закону РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1995 N 4015-1 представляет собой детальный анализ норм права об общественных отношениях, складывающихся в сфере страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц. Авторы исследуют действующее российское законодательство в области обеспечения качества страховых услуг, их соответствия международным стандартам, повышения конкурентоспособности российских субъектов страхового дела на отечественном и зарубежном страховых рынках.

По мнению составителей Комментария, в действующем на протяжении тринадцати лет рассматриваемом Законе и принятых на его основе подзаконных актах существует блок пробелов и определенных противоречий. Несомненный интерес представляют выводы о необходимости принятия нового нормативно правового документа, способного не только эффективно регулировать, но и стимулировать развитие общественных отношений в сфере страхования. В представленном материале авторы обращают внимание как на положения действующего Закона, так и на нормы гражданского, финансового, административного права.

В комментариях к статьям приводятся яркие примеры зарубежной юридической практики, являющиеся по своей сущности факторами, оказывающими существенное влияние на развитие российской страховой отрасли.

"К ВОПРОСУ ОБ ОБОСНОВАННОСТИ ПРИЗНАНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ФОРМОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ" (О.Р. Зайцев) ("Цивилист", 2005, N 2)

Главная цель правового регулирования института реорганизации бесспорно заключается в необходимости упрощения процесса правопреемства между юридическими лицами. От того, насколько это утверждение применимо непосредственно к преобразованию, зависит вывод о том, является ли вообще последнее формой реорганизации, а следовательно, и о применимости в отношении преобразования общих норм о реорганизации. Механизм защиты прав кредиторов в данном случае приобретает наибольший интерес для исследования.

"ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРУПНЫХ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ" (Г.Н. Шевченко) ("Юрист", 2005, N 11)

Среди прочих требований, выдвигаемых законом к совершению крупной сделки, выделяется и необходимость ее одобрения советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров. В то же время анализ действующего акционерного законодательства порождает ряд вопросов, связанных именно с порядком и условиями такого одобрения. В частности, о возможности одобрения крупной сделки после ее фактического заключения.

"НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Ю.Г. Лескова) ("Юрист", 2005, N 11)

Выделение организационно-правовой формы юридического лица в зависимости от направленности его деятельности представляется необоснованным, так как приводит к явным противоречиям внутри гражданского законодательства. Соответствующая проблема рассмотрена на примере определения правового положения в системе некоммерческих организаций таких их разновидностей, как профессиональное религиозное образовательное учреждение и общественное учреждение.

"ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)" (Л.А. Грось, В.Д. Ким) ("Юрист", 2005, N 11)

Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте предполагает их особый статус и правовое положение в системе указанных отношений. В статье рассмотрена специфика управления собственностью публично-правовых образований. Исследование авторов основано на детальном анализе правового регулирования с учетом законодательных норм Хабаровского края (обращается внимание на несоответствие некоторых региональных законодательных актов федеративному законодательству).

"ОБ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ ПО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ НИЧТОЖНЫМ СДЕЛКАМ" (В.В. Варфоломеев) ("Юрист", 2005, N 11)

В работе раскрываются особенности определения срока исковой давности по искам о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Сокращение указанного срока с 10 до 3 лет, безусловно, остается одной из наиболее актуальных проблем в области правового регулирования данных отношений, однако в целом оценивается положительно.

"ПРОБЛЕМА ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПРАВА ТРЕБОВАНИЯ ИСПОЛНИВШЕГО СВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПОРУЧИТЕЛЯ К ДОЛЖНИКУ" (Е. Перепелкина) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

В определении момента исчисления срока исковой давности в отношении права требования поручителя к должнику в науке сложились два совершенно противоположных мнения. Первая позиция основана на регрессном понимании проблемы, то есть моментом исчисления указанного срока будет являться фактическое исполнение поручителем своего обязательства, сторонники суброгационного подхода связывают данный момент с непосредственным нарушением должником обеспечиваемого поручителем обязательства.

"ПРОБЛЕМЫ РЕТРОАКТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА В АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ" (С. Сарбаш) ("Хозяйство и право", 2006, N 1)

Действующим гражданским законодательством Российской Федерации установлено, что условия заключенного сторонами договора могут применяться (в случае договоренности) к их отношениям, которые возникли до заключения этого договора. Автор анализирует данную норму об обратном действии договора, а также иллюстрирует особенности ретроактивного действия договора на примерах из практики арбитражных судов. Отмечено, что ретроактивный договор чаще всего заключается тогда, когда до его заключения между сторонами возникли внедоговорные отношения.

"ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ" (В. Нестолий) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 10)

В публикации дается ответ на вопрос о том, влечет ли недействительность договора об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности, покупаемой на оптовом рынке через распределительные сети региональной сетевой компании, несоблюдение порядка заключения такого договора, установленного Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.

"НЕТ СОГЛАСИЯ - ЕСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?" (Д. Петров) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 10)

В материале предлагается анализ практики разрешения споров, касающихся сдачи в аренду федеральным государственным унитарным предприятием не используемого им нежилого помещения коммерческой организации. Рассматривается случай, когда договор аренды заключен в письменной форме, арендные платежи вносятся по указанным унитарным предприятием банковским реквизитам, нареканий по порядку использования и содержания арендуемого недвижимого имущества нет, но отсутствует (как выясняется впоследствии) разрешение собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия на передачу данного недвижимого имущества в аренду.

"ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" (А.В. Иванов) ("Юрист", 2005, N 11)

В статье обозначены основные направления совершенствования сферы защиты прав и законных интересов участников строительных правоотношений. К числу названных приоритетов автор относит следующие: взаимоотношение сторон на стадии заключения строительных договоров, включая рассмотрение преддоговорных споров; изменение соотношения между допущенными нарушениями и наступившими последствиями; последовательное проведение в жизнь принципа реального исполнения обязательств; защита прав субъектов строительства в их взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

"ДОКУМЕНТЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ С НЕЕ" (В.В. Козлов) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

В числе документов, необходимых для трудоустройства гражданина и предъявляемых им непосредственно при заключении трудового договора, Трудовой кодекс выделяет следующие: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовая книжка; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. В статье приводится общая характеристика указанного перечня, детальное исследование каждого его элемента с учетом особенностей, существующих в отношении трудоустраивающихся граждан, прошедших военную службу и уволенных с нее в установленном порядке.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГАРАНТИЙ ПОГРЕБЕНИЯ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (В ЧАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УСТАНОВКУ НАДГРОБНЫХ ПАМЯТНИКОВ)" (В.Н. Старцун) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

Забота о погребении умерших (погибших) военнослужащих является не только долгом государства, но и его непосредственной обязанностью, закрепленной в законе. Данная гарантия включает в себя и требование, согласно которому государство возмещает, в частности, расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробий. В статье отражены основные особенности практической реализации указанного положения: определение норм расходов, порядок их возмещения, перечень необходимых документов, представляемых для оплаты, и др.

ФИНАНСЫ

"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ" (А.Ф. Воронов) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

Характеризуя институт уплаты государственной пошлины в целом (основания, размер, порядок уплаты, доплата и т.п.), автор акцентирует свое внимание на особенностях, имеющих место в случаях, когда плательщиком выступает военнослужащий. Прежде всего это вопросы, касающиеся льгот по уплате государственной пошлины, а также возмещения понесенных им при этом расходов.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

"ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ДОЛЕВОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ" (Е.А. Фокова) ("Юрист", 2005, N 11)

Возведение многоквартирных домов - одна из сфер хозяйственной деятельности, финансирование которой в последнее время зачастую основывается на привлечении денежных средств граждан, рассчитывающих впоследствии таким образом приобрести достойное жилье. Сделка взаимовыгодная, однако не исключающая возможности возникновения непредвиденных и нежелательных судебных тяжб. Важной гарантией защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц в данном случае будет являться договор участия в долевом строительстве. Договор должен быть оформлен с учетом всех требований, касающихся как его формы, так и содержания.

"О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПОСЕЛЕНИЙ" (Н.А. Андрианов) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 1)

Анализируя вопросы значения и порядка разработки документов градостроительного зонирования территорий поселений, автор констатирует, что градостроительное зонирование представляет собой эффективный механизм определения видов разрешенного использования входящих в состав территорий поселений земельных участков. Институт градостроительного зонирования призван обеспечить устойчивое развитие территорий поселений путем предоставления заинтересованным лицам возможности выбора вида разрешенного использования земельного участка в черте поселения, соответствующего публичным и частным интересам.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

"ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ КОНТРАКТЫ" (М.П. Бардина) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 6)

Комплексный характер правового режима внешнеторговой деятельности, сочетающего частно- и публично-правовые нормы, обусловливает сложность законодательного регулирования данной сферы. В представленной работе приводится анализ ряда российских актов, содержащих меры экспортно-импортного регулирования, рассматриваются основополагающие международные акты, приобретающие все большее значение в механизме внешней торговли.

ОБОРОНА

"МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: А СУДЬИ - КТО?" (М.В. Криштопа) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ не относит к подсудности военных судов рассмотрение исков о возмещении военнослужащими причиненного ущерба. На практике это правило нарушается. Причина тому - данные некогда Верховным Судом РФ разъяснения. Автор справедливо отмечает, что соответствующие требования формально не отменены, но фактически устарели, так как ориентированы на ранее действующее процессуальное законодательство, в связи с чем учитываться не должны.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ" (Ю.В. Астафьев) ("Право и политика", 2005, N 11)

Оперативно-розыскная деятельность, базирующаяся на Федеральном законе от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", осуществляемая в целях защиты и охраны прав граждан, по мнению автора, не в достаточной степени урегулирована и некорректно регламентирована, как во взаимосвязи с процессуальным законодательством, так и в системе средств государственной защиты прав вообще. Кроме того, значительным минусом в данной области являются негативное отношение граждан, отсутствие целостной государственной политики и ряд других проблем, о которых рассуждает автор в данной работе.

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ЗАДЕРЖАНИЯ ЗАПОДОЗРЕННОГО ЛИЦА" (В.Ю. Мельников) ("Российский следователь", 2005, N 11)

Тема статьи - задержание подозреваемого на основе не только процессуальных источников (объяснения, показания свидетелей, потерпевших, др.), но и любых непроцессуальных. В представленной публикации рассматривается возможность задержания на основе оперативно-розыскных данных. Автор дает характеристику результатов оперативно-розыскной деятельности, комментирует положения статьи 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ, устанавливающей основания задержания подозреваемого, а также предлагает внести изменения в ее первую часть.

"ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ТРЕБУЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ" (А.В. Савинский, И.М. Циммерман) ("Российский следователь", 2005, N 11)

В материале рассматривается проблема оперативного внедрения в преступные структуры, являющаяся одной из особо актуальных для органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Авторы рассуждают о возможностях юридического обеспечения действий лиц, внедренных в преступные группы и организации, комментируют действующее законодательство по данным вопросам.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

"НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ" (Э.В. Лядов) ("Современное право", 2006, N 2)

В статье определяется круг лиц, к которым может быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, рассматриваются вопросы исчисления сроков при применении этого наказания и применения данного вида наказания как основного и как дополнительного. Отмечается, что рассматриваемый вид наказания в условиях провозглашенной гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики российского государства и развития альтернатив лишению свободы является необходимым и достаточно перспективным.

"ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА МНОЖЕСТВЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ" (Э.Г. Шкредова) ("Современное право", 2006, N 2)

Анализируя отдельные виды освобождения от уголовной ответственности в законодательстве стран СНГ, автор материала раскрывает природу института освобождения от уголовной ответственности, устанавливает общие основания освобождения от нее и приходит к выводу о том, что при освобождении от уголовной ответственности множественность преступлений выступает в качестве необходимого условия дифференциации ответственности.

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УГЛУБЛЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УБИЙСТВО" (Т.А. Плаксина) ("Современное право", 2006, N 2)

В работе речь идет о том, что в действующем Уголовном кодексе РФ убийства при любых квалифицирующих признаках приравнены друг к другу по степени общественной опасности, так как эти признаки расположены в одной части ст. 105 УК РФ, в силу чего им корреспондирует единая санкция, и такое законодательное решение справедливо критикуется в научной литературе. Автор предлагает установить сравнительную тяжесть различных квалифицирующих убийство обстоятельств и распределить эти обстоятельства, выделив более тяжкие и менее тяжкие.

"УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА" (Н.А. Саттарова) ("Российский следователь", 2005, N 11)

В статье определяются виды, признаки, состав валютных правонарушений, особенности ответственности за нарушение валютного законодательства. Кроме этого, дается краткая характеристика преступлений, предусматривающих ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг.

"ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ" (А.В. Макаров) ("Российский следователь", 2005, N 11)

Автор, анализируя нормы уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за совершение преступлений в бюджетной сфере, констатирует факт отсутствия системы таких норм. Он говорит о необходимости выделения в Уголовном кодексе Российской Федерации отдельной главы, объединяющей статьи об ответственности за такие преступления, предлагая поместить ее в разделе VIII "Преступления в сфере экономики".

"НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ И ПРЕДМЕТАМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ (НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТ. 349 УК РФ)" (С.Н. Шарапов) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

Малейшее несоблюдение военнослужащим элементарных правил обращения с оружием, а равно и с другими предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, использование которых тем не менее необходимо в силу служебной деятельности, способно привести к весьма тяжким последствиям, что, в свою очередь, при определенных обстоятельствах образует состав преступления. В статье детально обозначены элементы состава указанного деяния, разрешаются вопросы, требующие более четкого толкования, в частности касающиеся предмета указанного преступления.

ПРАВОСУДИЕ

"ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ (ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО)" (под ред. И.К. Пискарева) (Издательский дом "Городец", 2005)

Всякое производство по делу подчинено определенным, установленным в процессуальном законе правилам. В отношении гражданского судопроизводства таковыми являются нормы Гражданского процессуального кодекса РФ. В то же время правильное и грамотное рассмотрение любого дела невозможно без учета специализированных норм, которые, в свою очередь, могут найти отражение в иных законах, в частности Семейном или Трудовом кодексах РФ. Соответствующие нормы, закрепленные в материальных актах, но по сути являющиеся процессуальными, имеют значение как детализирующие и дополняющие в определенной степени общие правила, что определяет особенности гражданского производства по отдельным категориям дел.

В представленном материале подробно описывается порядок рассмотрения и разрешения дел по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, авторских и семейных правоотношений.

"ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОМУ ЗАТЯГИВАНИЮ ПРОЦЕССА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАТЕРИАЛАМИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА: КОММЕНТАРИЙ К НЕКОТОРЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ СТ. СТ. 215 - 218 УПК РФ" (Ю.П. Гармаев) (Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)

В данной работе автор дает ответы на такие практические вопросы, которые могут возникнуть и часто возникают в процессе уголовного судопроизводства при ознакомлении обвиняемого и защитника с материалами уголовного дела: как в судебном порядке установить защитнику срок для ознакомления с материалами уголовного дела, когда обвиняемый содержится под стражей или к нему не применена связанная с лишением свободы мера пресечения; как выполнить требования норм Уголовно-процессуального кодекса РФ об ознакомлении с материалами дела, если защитник и/или обвиняемый уклоняются от этого ознакомления, отказываются подписать протокол; может ли следователь ограничить право обвиняемого и защитника получить копии материалов дела в порядке и есть ли в этом необходимость; как привлечь недобросовестного адвоката к дисциплинарной и иной ответственности за срыв или необоснованное затягивание процесса ознакомления с материалами дела?

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ" (А.М. Цалиев) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 1)

В статье речь идет о федеральной законодательной базе, регламентирующей образование и функционирование конституционных (уставных) судов, а также об имеющихся в ней недостатках и противоречиях, о чем неоднократно говорили и писали научные и практические работники. В частности, рассматривается порядок образования конституционных (уставных) судов, который отдан на усмотрение субъектов Российской Федерации. На практике это привело к тому, что конституционные (уставные) суды были образованы лишь в восьми из восьмидесяти девяти субъектов Российской Федерации.

"ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: РОЛЬ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ" (О.А. Савельева) ("Мировой судья", 2006, N 2)

Постановления Пленума Верховного Суда РФ занимают особое место в системе требований и нормативов в области осуществления правосудия. Не являясь нормативными формально, они тем не менее помогают правильно оценить и применить ту или иную норму закона, а в некоторых случаях фактически восполнить существующий в праве пробел. Истинный смысл указанных постановлений немыслим без условия их общеобязательности.

"ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИРОВОГО СУДЬИ" (С.А. Юсупова) ("Мировой судья", 2006, N 2)

Сочетание федеральных и региональных норм, определяющих правовое положение мировых судей в Российской Федерации, создает немало проблем как непосредственно в отношении их правового статуса, так и в области регулирования данного института в целом. Исключение негативных последствий двойственности правового статуса мирового судьи, гарантия независимости в отношении органов государственной власти, повышение уровня обеспечения деятельности должны стать главными ориентирами, направлениями предстоящей реформы.

"О ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (А.М. Кальяк) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 1)

Итоговые решения Конституционного Суда РФ представляют собой особые нормативные правовые акты, отмечает автор материала. Поэтому к такому процессу, как исполнение его решений, следует подходить с позиции реализации правовых норм. Реализация решений КС РФ не ограничивается исключением из законодательства неконституционных положений. Конституционные судебные решения реализует Президент РФ. Также они реализуются в форме исполнения высшими судебными инстанциями России при даче разъяснений по вопросам судебной практики, органами исполнительной власти и прокуратуры, конституционные судебные решения используются при обосновании юридической позиции участников судебного спора и др.

"РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРИНЦИПОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ" (С. Ревина) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

Судебный прецедент юридически не является источником права в нашем государстве, что в общем соответствует традициям отечественной правовой системы, однако значение его в процессе правоприменения неизмеримо велико. Решения Конституционного Суда РФ, как справедливо отмечает автор, призваны обеспечить не только защиту определенного субъективного интереса, а правовой нормы в целом, то есть самого права. Обозначенная в статье практика Конституционного Суда РФ позволяет наглядно оценить его влияние, значение в сфере защиты основополагающих принципов рыночной экономики.

"КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ ПРАВАМИ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ" (А. Юдин) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

В основе предлагаемой классификации лежат следующие критерии: стадия процесса, на которой имеет место быть злоупотребление; сфера действия; объект злоупотребления; его последствия; степень влияния на исход гражданского процесса; очевидность недобросовестного поведения; количество недобросовестных действий, а также состав лиц, злоупотребляющих правом в рамках одного дела.

"ОТВЕТЧИК: КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ЯВНО НЕНАДЛЕЖАЩИЙ?" (Н. Морозов) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

В статье рассмотрена актуальная проблема, присущая в равной степени как гражданскому, так и арбитражному процессу. Суть ее заключается в следующем: истец, заявляющий в суд о нарушении своих прав, в иске указывает очевидно ненадлежащего ответчика и делает это, если не сознательно, то по крайней мере по причине явного равнодушия (как часто бывает на практике "наугад"). Тем самым постороннее лицо, вовсе не причастное к делу, становится невольным участником зачастую длительного судебного разбирательства, что бесспорно противоречит его законным интересам. По мнению автора, в законе вполне оправданным было бы положение, предусматривающее значительную материальную ответственность для лиц, злонамеренно или явно необоснованно определяющих ненадлежащих ответчиков.

"НЕКОТОРЫЕ НЮАНСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ПУБЛИЧНОМ ПРОЦЕССЕ" (В.В. Архипов) ("Современное право", 2006, N 2)

В данной публикации сравниваются нормы Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и действующего Гражданского процессуального кодекса РФ, регламентирующие защиту прав, свобод и интересов граждан при их нарушении органами власти и государственными служащими от федерального до муниципального уровня. В итоге автор констатирует, что между ГПК РФ и Законом нет противоречий, а есть юридически обоснованные дополнения содержащихся в ГПК РФ пробелов регулирования отдельных частей процесса, разрешающего публично-правовые отношения.

"МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ИНТЕРЕС КАК УСЛОВИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ДЕЛА В СУДЕ" (Р. Опалев) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

Решая вопрос о наличии или отсутствии материально-правового интереса, нельзя не учитывать следующие обстоятельства: пределы и содержание правоспособности субъекта, предоставляющих право на иск, а значит, на защиту собственных законных интересов; характер заявленного в суд требования (на практике нередко встречаются требования, очевидно не связанные материально-правовым интересом истца); объективную возможность приобретения субъективных прав или законных интересов, о защите которых заявлено в суд.

"О ПОЛНОМОЧИЯХ СУДА НЕ СВЯЗЫВАТЬСЯ ОСНОВАНИЯМИ И ДОВОДАМИ ЗАЯВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ" (В.Е. Фортушин) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

Процессуальный закон, закрепляя среди прочего особенности гражданского производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений, в рамках соответствующей главы предусматривает следующее правило, согласно которому суд при рассмотрении и разрешении указанной категории дел не связан основаниями и доводами заявленных требований. В настоящей работе автор, характеризуя данное полномочие суда, прежде всего стремится определить пределы его реализации.

"ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ВВИДУ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ" (Т. Алиев) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

Применимо к рассматриваемой стадии гражданского процесса принципиальным остается вопрос о том, что собственно необходимо понимать под вновь открывшимися обстоятельствами. Автор обращает внимание на недостаточную законодательную регламентацию указанного понятия. В науке, в свою очередь, также не сложилось единого мнения по данной проблеме.

"К ВОПРОСУ ОБ ОСОБОЙ ПРИРОДЕ ЗАЩИЩАЕМЫХ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ПРАВООТНОШЕНИЙ" (Л. Ковальчук) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

По мнению автора, распространенное в науке суждение об особой правовой природе защищаемых арбитражным судом интересов является отнюдь не бесспорным и не может, соответственно, выступать доводом в обосновании необходимости существования самостоятельной арбитражно-процессуальной формы судебного разбирательства. Более того, для разбирательства всех гражданских дел представляется логичным установление единой процессуальной формы, в независимости от субъектного состава и других приводимых критериев.

"ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ ПО СПОРАМ ЧАСТНОПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА" (А. Кузбагаров, С. Загайнова) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

Альтернативные способы разрешения споров закреплены в нормах большинства зарубежных государств. Не обходит вниманием данный вопрос и отечественное законодательство. Однако механизм реализации указанного института законом в должной мере не выработан. Так, возлагая на суд задачу примирения сторон, процессуальный закон никак не регламентирует сам порядок осуществления примирительной функции, что на практике приводит к некоторым трудностям.

"СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ: ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗНАЧИМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ" (А.К. Саркисов) ("Право и политика", 2005, N 11)

В представленной работе на основе анализа норм действующего законодательства поднимается вопрос о процедурных особенностях составления принятого судом решения, рассматриваются требования к порядку и срокам вынесения решения, приводится перечень нарушений, допускаемых судьями в данной стадии судопроизводства. Анализируются меры, принятие которых позволит избежать возникновения конфликтных ситуаций.

"ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИНСТИТУТА РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ" (Т.Т. Алиев) ("Современное право", 2006, N 2)

В статье освещается специфика понятия "вновь открывшиеся обстоятельства", т.к. в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.10.1998 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов" отсутствует определение этого понятия. Между тем данный вопрос, по мнению автора, имеет весьма важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет отграничить вновь открывшиеся обстоятельства от дополнительных (новых) материалов, представляемых в кассационные и надзорные инстанции.

"ДОКАЗЫВАНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ" (А.П. Попов) ("Мировой судья", 2006, N 2)

Установление объективной истины есть цель любого познания. Познание в уголовном судопроизводстве имеет свои особенности и подчинено определенным правилам, необходимость которых вызвана следующими обстоятельствами: всегда существует чья-либо заинтересованность в решении дела, например обвиняемого или его родственников; прямая зависимость судебного вердикта от результатов доказывания и, наконец, специфика самого предмета познания в уголовном процессе.

"ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ" (А.С. Дежнев) ("Российский следователь", 2005, N 11)

Автор, рассматривая проблемы учета родственных отношений при производстве следственных действий, приходит к выводу о том, что на законодательном уровне им не придается должного значения. Этот вывод он делает на основе анализа норм, регулирующих проведение обыска и выемки, эксгумации, допроса, привлечение понятых, а также норм, определяющих свидетельский иммунитет.

"НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ХОДАТАЙСТВ СТОРОН ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ" (В.Е. Кушев) ("Право в Вооруженных Силах", 2006, N 2)

Согласно общему правилу заявление ходатайства возможно в любой момент производства по уголовному делу. В то же время сущность судебного процесса ставит под сомнение юридическую оправданность данного утверждения. Во всяком случае, данный институт нуждается в более четкой законодательной регламентации, в частности по вопросам подачи и рассмотрения ходатайств в процессе судебных прений, при провозглашении судом приговора, после окончания судебного заседания до вступления приговора в законную силу.

"ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЧАСТНОГО ОБВИНЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ" (В.Н. Григорьев, И.И. Голубов, А.В. Селютин) ("Мировой судья", 2006, N 2)

Совершенствование института частного обвинения требует более детальной законодательной регламентации не только полномочий суда, но также и деятельности органов внутренних дел. Такая необходимость обусловлена сложившейся на практике ситуацией, когда гражданин, чьи права были нарушены вследствие противоправного деяния, обращается с заявлением не в суд, как предписано законом, а непосредственно в отделение милиции, что порождает массу процессуальных проблем и трудностей, связанных, например, с последующей передачей дела мировому судье.

"ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ - ЭФФЕКТИВНОСТЬ" (С. Голубок, И. Булгаков) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 8)

В статье речь идет о новой редакции Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, вступившей в силу с 1 марта 2006 года.

Основные положения новой редакции воспроизводят действующие нормы, однако она включает и ряд новелл, направленных на повышение эффективности арбитражного разбирательства. Отмечается, что при разработке новой редакции Регламента учтены современные тенденции развития нормативного регулирования международного коммерческого арбитража.

"ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕН - КАК ЖЕ ВЫПОЛНЯТЬ?" (С.Н. Сауль) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 8)

Начальник Юридического управления Федерального казначейства С.Н. Сауль освещает частные вопросы исполнительного производства в бюджетной сфере в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", который подвел черту под многолетними дискуссиями по общим вопросам исполнительного производства при обращении взыскания на средства казны соответствующего публично-правового образования, и в особенности по вопросу о правомерности и целесообразности привлечения службы приставов для исполнения этих судебных актов.

"ОБРАЩЕНИЕ ВЗЫСКАНИЯ НА СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ" (Е. Деготь, Б. Деготь) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 8)

Авторы комментируют новеллы Федерального закона от 27.12.2005 N 197-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", касающиеся появления в Бюджетном кодексе РФ главы о механизме исполнения судебных актов при обращении взыскания на бюджетные средства. Основным моментом анализа является двойственность публично-правовых образований в обороте. Несмотря на то что государство декларирует себя равным субъектом, у него всегда есть возможность установить в отношении себя определенные привилегии. Подробно рассмотрены и все стадии бюджетного исполнительного процесса.

"СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ" (Д.А. Марданов) ("Современное право", 2006, N 2)

Автор рассматривает условия применения такого вида специальной ответственности в исполнительном производстве, как штрафная мера воздействия. Отмечается, что необходимо отличать специальную ответственность в исполнительном производстве в виде наложения штрафа от штрафной административной ответственности, так как различны их правовая природа, основания наложения, порядок и условия применения, законодательное закрепление.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

"ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА" (В.Г. Бессарабов, М.А. Косарев) ("Право и политика", 2005, N 11)

На основании исследования использования в науке терминов "статус" и "положение" физических и юридических лиц, содержания данных понятий авторы рассматривают правовое положение адвокатуры в системе институтов гражданского общества, приводят определение правового статуса адвоката, включая в данное понятие в качестве элементов полномочия, гарантии независимости, безопасности и неприкосновенности, ответственность адвоката.

"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ" (В. Баранов, А. Приженникова) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 2)

В статье затронуты наиболее актуальные вопросы, характеризующие институт судебного представительства. В их числе: круг лиц, способных выступать в качестве представителей, порядок оформления их полномочий, вознаграждение представительских услуг, основания и пределы возмещения понесенных в этой связи расходов, особенности участия в качестве представителя адвоката.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

"МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАПРЕТЕ РАБСТВА И РАБОТОРГОВЛИ" (Л.Ю. Егорова) ("Международное публичное и частное право", 2005, N 6)

В материале приводится обзор международных конвенций и соглашений о борьбе с рабством и работорговлей, на основании которых в Российской Федерации ведется соответствующая консультационная работа, вносятся и рассматриваются законопроекты, принимаются поправки к Уголовному кодексу, предусматривающие ответственность за торговлю людьми, подчеркивается направленность деятельности законодателя на формирование в России правового государства.


Если вы не знаете как настроить ваш браузер для работы с онлайн-версией системы КонсультантПлюс, пожалуйста, прочитайте инструкцию на нашем сервере.
Перейти к инструкции



В избранное