Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для бюджетных учреждений"

Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для силовых ведомств
Адрес: http://subscribe.ru/catalog/state.army.svlaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций
Адрес: http://subscribe.ru/catalog/law.russia.review.nkolaw

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Подписаться на наши издания

Задать вопрос

Заказать Инструкцию по бюджетному учету (приказ Минфина России No 70н) - 55 руб.


Из материалов журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2005

Рубрики

Казначейское исполнение бюджета.

Как будет внедряться приказ Минфина № 50н о доведении объемов бюджетных ассигнований? Даны официальные разъяснения

Минфин напомнил порядок контроля расходных расписаний 

Оформление подлинников исполнительных листов, оплаченных в 2004 г.

Государственный контракт.

Госзаказ на серийную продукцию - без балльной оценки конкурсных заявок 

Наличные расчеты..

Прием наличных без ККТ. Когда это можно сделать? 

Налогообложение.

Выгода раздельного учета "входного" НДС  

Авторское вознаграждение и стоимость нереализованного тиража. Как учесть их при расчете налога на прибыль? 

По филиалу получен убыток. Должна ли организация перечислять авансы по налогу на прибыль в муниципальный бюджет? 

Как отнести к расходам затраты на доплаты по больничному в районах Крайнего Севера 

МНС разъяснило, как уменьшить базу по налогу на прибыль за счет дебиторской задолженности 

Учет доходов и расходов по контракту, заключенному на длительный срок 

Льготы по земельному налогу 

Уплата земельного налога организациями ветеринарной службы  

Оплата труда.

Особенности расчета денежного содержания в центральном аппарате Минздрава 

Ответственность.

Увеличены штрафы за нарушения правил привлечения работников-иностранцев 

Отчетность.

Обособленное подразделение ликвидировано. Как уточнить декларацию по налогу на прибыль? 

Социальное страхование.

Дополнительная помощь (питание) застрахованным по системе ОСС: разъяснения Минтруда 

Оплата больничных листов в случае вынужденного прогула 

Судебная практика.

Решение Верховного суда: "ветеранские" льготы не ограничены Федеральным законом "О ветеранах" 

Трудовые отношения.

Минтранс установил режим труда и отдыха водителей автомобилей 

Федеральные сборы..

Принята новая глава Налогового кодекса – 25.3 "Государственная пошлина" 

Возврат государственной пошлины, внесенной при подаче иска 

Финансирование.

Студенческие стипендии и поддержка нуждающихся студентов. Что изменилось с 1 сентября 2004 г. и 1 января 2005 г.? 

Определен порядок финансирования расходов на компенсации жертвам политических репрессий 

Разное.

Принят федеральный закон об архивном деле 

Уволенным с военной службы положена компенсация 

Утрата товарной стоимости автомашины по договору ОСАГО не возмещается 

Казначейское исполнение бюджета

Как будет внедряться приказ Минфина № 50н о доведении объемов бюджетных ассигнований? Даны официальные разъяснения.

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 13 октября 2004 г. № 11-13Д-01/18-311

Сообщено, что завершаются мероприятия по внедрению приказа Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н "Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета" (далее – Порядок). С 1 января 2005 г. доведение объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и объемов финансирования расходов федерального бюджета до главных распорядителей средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с названным Порядком.

Определено, какую работу необходимо выполнить главным распорядителям средств федерального бюджета для начала работ по внедрению Порядка.

Отмечено, что внедрение Порядка будет осуществляться со следующими особенностями:

1) в течение двух последних рабочих дней месяца органы федерального казначейства не будут принимать от главных распорядителей средств федерального бюджета и находящихся в их ведении распорядителей средств федерального бюджета расходные расписания, в которых предусмотрено уменьшение ЛБО и (или) объемов финансирования расходов;

2) в случае невозможности представления в территориальные органы федерального казначейства расходных расписаний в электронном виде на период с 1 января по 1 апреля 2005 г. допускается их представление только на бумажных носителях.

В связи со значением Порядка для повышения эффективности механизма исполнения федерального бюджета органы федерального казначейства должны обеспечивать первоочередное решение вопросов, которые могут возникнуть при внедрении Порядка.

Минфин напомнил порядок контроля расходных расписаний

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 14 октября 2004 г. № 11-13Д-12/18-312

ГУФК Минфина России обращает внимание органов федерального казначейства на неукоснительное соблюдение Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50н (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком орган федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет распорядителю или получателю средств федерального бюджета, должен в электронном виде по установленной форме известить орган федерального казначейства, от которого поступило расходное расписание, о принятии или об аннулировании расходного расписания, если оно не отвечает установленным требованиям.

Сообщено, что осуществление контроля расходных расписаний, содержащих уменьшение ЛБО и (или) объемов финансирования расходов ("отрицательных" расходных расписаний), поступивших позже чем за один час до окончания операционного дня, допускается в следующем операционном дне.

Указано, что руководитель органа федерального казначейства несет персональную ответственность за своевременность отправки извещений.

Сообщается, что обмен адресами почтовых ящиков между органами федерального казначейства для направления извещений осуществляется в рабочем порядке.

Оформление подлинников исполнительных листов, оплаченных в 2004 г.

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 29 октября 2004 г. № 11-13Д-12/03-348

ГУФК Минфина России сообщает, что органы федерального казначейства, получив реестры финансирования расходов, подготовленные главными распорядителями средств федерального бюджета в 2004 г., могут до конца финансового года производить оплату судебных актов при наличии копий исполнительных листов.

При получении в 2005 г. подлинников исполнительных листов по выплатам, ранее произведенным в соответствии с данным письмом, органы федерального казначейства должны оформить их и представить в судебные органы в установленном порядке.

Государственный контракт

Госзаказ на серийную продукцию - без балльной оценки конкурсных заявок

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, письмо от 22 сентября 2004 г. № 16264-АШ/Д07 "О применении балльной системы при оценке конкурсных заявок поставщиков при осуществлении размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"

Минэкономразвития России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координацию их проведения, дает разъяснения государственным заказчикам.

Им следует обеспечивать принцип равенства участников конкурсов. Для этого при размещении заказов на поставку серийно выпускаемой продукции, а также продукции, не носящей специального характера и не относящейся к разряду технически сложной, они должны предъявлять к поставщикам единые требования (опыт работы, наличие производственных мощностей, сроки выполнения работ), которые должны быть отражены в конкурсной документации. Для оценки заявок поставщиков в качестве основного критерия достаточно использовать только цену закупаемых товаров как наиболее объективный критерий при выборе победителя конкурса.

В связи с этим Минэкономразвития России считает неприемлемым использование государственными заказчиками балльной системы оценки конкурсных заявок поставщиков при размещении на конкурсной основе заказов на поставку простейшей (серийной) продукции для государственных нужд.

Наличные расчеты

Прием наличных без ККТ. Когда это можно сделать?

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, письмо от 2 ноября 2004 г. № 33-0-09/691 "О применении ККТ"

МНС России разъясняет, что организации не должны применять контрольно-кассовую технику, если они получают наличные денежные средства в результате совершения операций, не связанных с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг. К таким операциям, в частности, относятся возврат подотчетных сумм, возврат заемщиком суммы беспроцентного займа, получение безвозмездной благотворительной помощи при условии, что получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы или оказать ему услуги.

Налогообложение

Выгода раздельного учета "входного" НДС

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, письмо от 21 июня 2004 г. № 02-5-11/111@ "О применении норм главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"

Пунктом 4 статьи 170 НК РФ определен порядок раздельного учета и распределения "входного" НДС для организаций, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Если раздельный учет не ведется, то организация теряет право на включение уплаченного НДС как в состав налоговых вычетов, так и в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Этим порядком могут воспользоваться организации, которые наряду с реализацией облагаемых НДС товаров (работ, услуг) рассчитываются со своими поставщиками векселями третьих лиц.

Такие организации принимают общехозяйственные и общепроизводственные расходы с учетом НДС в уменьшение доходов в доле, приходящейся на операции, не облагаемые этим налогом.

Авторское вознаграждение и стоимость нереализованного тиража. Как учесть их при расчете налога на прибыль?

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 3 сентября 2004 г. № 03-03-01-04/8/24

Расходы по выплате авторского вознаграждения при выпуске книжной продукции и продукции СМИ являются периодическими (текущими) платежами за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Если продукция не реализована или выпуск книжной продукции прекращается ранее окончания срока, на который переданы авторские права (для периодических печатных изданий – в пределах срока до выхода следующего номера, для книг и иных непериодических изданий – в пределах 24 месяцев после выхода их в свет), то к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, можно отнести не более 10% стоимости нереализованного тиража.

При этом одновременно в составе внереализационных доходов должны быть учтены доходы в виде стоимости продукции СМИ и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Поскольку прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, относятся к косвенным расходам, то для целей налогообложения прибыли они в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного периода.

По филиалу получен убыток. Должна ли организация перечислять авансы по налогу на прибыль в муниципальный бюджет?

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 6 сентября 2004 г. № 03-03-01-04/1/28

Минфин России разъясняет порядок уплаты авансовых платежей и налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, если эти подразделения получили убыток или являются убыточными постоянно.

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей установлен статьей 288 Налогового кодекса РФ.

Налог и авансовые платежи в федеральный бюджет уплачиваются организацией без распределения по подразделениям.

Уплата налога или авансовых платежей в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты производится как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений. При этом доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется расчетным путем на основе таких величин, как удельный вес среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в аналогичных показателях, определенных в целом по налогоплательщику. При этом доля фактически полученной обособленным подразделением прибыли в сумме прибыли, полученной в целом по организации, не учитывается.

Таким образом, убыток, полученный одним из подразделений, напрямую не влияет на расчет доли прибыли по этому подразделению. Распределение сумм авансовых платежей и сумм налога между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами по месту нахождения организации и каждого из ее обособленных подразделений предусматривается главой 25 НК РФ в связи с самим фактом наличия обособленных подразделений.

Как отнести к расходам затраты на доплаты по больничному в районах Крайнего Севера

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 8 сентября 2004 г. № 03-03-01-04/1/33

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики дает разъяснения по вопросу отнесения к расходам на оплату труда затрат на доплату до фактического заработка лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае временной утраты трудоспособности.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Это определено статьей 255 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 15 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки. Это определено статьей 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

При этом федеральными законами о бюджете ФСС РФ на текущий год устанавливается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из средств Фонда. Так, в 2004 г. максимальный размер пособия не может превышать 11 700 руб. В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Таким образом, налогоплательщик относит к расходам в целях налогообложения прибыли фактически выплачиваемое работодателем пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное согласно трудовым договорам и законодательству РФ, уменьшенное на максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из ФСС РФ.

МНС разъяснило, как уменьшить базу по налогу на прибыль за счет дебиторской задолженности

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, письмо от 15 сентября 2004 г. № 02-5-10/53 "О порядке списания безнадежных долгов, по которым истек срок исковой давности, в целях налогообложения прибыли"

МНС России разъясняет, какие документы являются основанием для списания безнадежных долгов на уменьшение прибыли.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании задолженности может быть возвращен взыскателю судебным приставом, если невозможно установить адрес должника-организации, место нахождения имущества должника, получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и т.п. В этом случае исполнительное производство заканчивается. Но при этом судебный пристав не делает вывода о невозможности взыскания долгов.

Таким образом, постановление об окончании исполнительного производства по указанным причинам и возвращении исполнительного документа не является основанием для признания суммы дебиторской задолженности безнадежной.

Основанием для уменьшения налоговой базы по таким суммам может быть документ, подтверждающий факт исключения должника из реестра юридических лиц, а также погашение требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства должника.

Учет доходов и расходов по контракту, заключенному на длительный срок

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 20 сентября 2004 г. № 03-03-01-04/1/51

Если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), то организация распределяет полученные доходы и произведенные расходы в целях налогообложения прибыли равномерно на весь период оказания услуг по данному договору. При этом распределение доходов и расходов осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. Такой порядок установлен статьями 271 и 272 Налогового кодекса РФ.

Льготы по земельному налогу

Федеральная налоговая служба, письмо от 21 октября 2004 г. № 21-3-05/453@ "О земельном налоге"

В письме ФНС России разъясняет два вопроса по уплате земельного налога.

1. Зеленые зоны, городские леса, городские парки, а также полигоны для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигоны бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий не относятся к землям общего пользования населенных пунктов. Поэтому на указанные земли не может быть распространена льгота по земельному налогу, установленная пунктом 9 статьи 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" (далее – Закон о плате за землю).

2. Согласно пункту 4 статьи 12 Закона о плате за землю, от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ в состав территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством включаются лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством. К ним, в частности, относятся и специализированные лесхозы. Указанные учреждения освобождаются от уплаты земельного налога как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды.

Уплата земельного налога организациями ветеринарной службы

Федеральная налоговая служба, письмо от 26 октября 2004 г. № 21-3-05/468@ "О земельном налоге"

Учреждения ветеринарной службы России, перечисленные в Законе РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии" (далее – Закон о ветеринарии), а именно Департамент ветеринарии Минсельхоза России, управления (отделы) ветеринарии в составе органов исполнительной власти субъектов РФ, районов и городов, относятся к органам управления. Они не являются плательщиками земельного налога, так как согласно пункту 4 статьи 12 Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.

Другие учреждения и организации ветеринарной службы, несмотря на то, что они поименованы в абзацах 3 и 4 пункта 2 статьи 5 Закона о ветеринарии, земельный налог уплачивают в общеустановленном порядке, поскольку им до 1 января 2003 г. присваивался по ОКОНХу код 22200 – ветеринарное обслуживание. Это касается станций по борьбе с болезнями животных, ветеринарными лабораториями и т.п.

Оплата труда

Особенности расчета денежного содержания в центральном аппарате Минздрава

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 16 июля 2004 г. № 31 "О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы"

Установлено денежное содержание для федеральных государственных служащих центрального аппарата Минздравсоцразвития России. В него входит:

– должностной оклад;

– надбавка за особые условия государственной службы;

– надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд;

– надбавка за выслугу лет к должностному окладу;

– премии по результатам работы.

Указанным служащим выплачивается также ежемесячное денежное поощрение в определенных приказом размерах.

Кроме того, служащим производятся иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, и выплачивается материальная помощь в порядке, определенном министром.

Стаж государственной службы для выплаты надбавки за выслугу лет определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" (далее – Указ № 982).

В стаж государственной службы служащих включаются также иные периоды работы (службы), опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной службы, в соответствии с пунктом 4 приложения к Указу № 982.

Определен размер средств, необходимых для осуществления указанных выплат.

Приказ введен в действие 1 апреля 2004 г.

Ответственность

Увеличены штрафы за нарушения правил привлечения работников-иностранцев

Российская Федерация, Федеральный закон от 25 октября 2004 г. № 126-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

Внесены изменения в КоАП РФ. В частности, изменения претерпела статья 18.10 о нарушениях правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Теперь нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 25 до 100 МРОТ, на юридических лиц – от 500 до 2000 МРОТ. Раньше на работодателя налагался административный штраф в размере от 10 до 20 МРОТ.

В таком же порядке налагается административный штраф на заказчика работ (услуг).

Закон вступил в силу 28 ноября 2004 г.

Отчетность

Обособленное подразделение ликвидировано. Как уточнить декларацию по налогу на прибыль?

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, письмо от 15 сентября 2004 г. № 02-3-07/151@ "О предоставлении уточненных деклараций по налогу на прибыль по местонахождению ликвидированных обособленных подразделений организации"

Если организация, имеющая обособленные подразделения, подает уточненную декларацию за какой-либо отчетный период, то перерасчет налога должен производиться исходя из того количества обособленных подразделений, которые существовали и были заявлены на момент подачи первичной декларации за этот отчетный период.

Факт ликвидации обособленного подразделения на момент подачи уточненной декларации не имеет значения для перерасчета налога на прибыль. Поэтому уточненные декларации подаются в те налоговые органы, в которых головная организация состояла на учете на момент сдачи первичной налоговой декларации, то есть и в налоговые органы по месту нахождения ликвидированных обособленных подразделений.

Социальное страхование

Дополнительная помощь (питание) застрахованным по системе ОСС: разъяснения Минтруда

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, письмо от 30 марта 2004 г. № 1070-14

Департамент по вопросам социальной защиты рассмотрел вопрос об оплате расходов на дополнительную медицинскую помощь и дополнительное питание.

Действующая в настоящее время редакция Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не предусматривает оплаты указанных расходов.

Однако согласно статье 28 Закона обеспечение по страхованию не может быть ниже ранее установленного.

Поэтому если указанные виды страхового обеспечения были назначены застрахованному до 10 июля 2003 г., то при его освидетельствовании учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований может установить ему нуждаемость в дополнительной медицинской помощи и дополнительном питании и внести соответствующие записи в программу реабилитации пострадавшего. Страховщик должен оплатить этот вид страхового обеспечения.

Пострадавшие, которым бессрочно установлена нуждаемость в дополнительных видах помощи (дополнительном питании, постельных принадлежностях и др.) могут быть переосвидетельствованы для приведения принятых в отношении них решений в соответствие с действующими правовыми нормами.

При установлении срока проведения каждого реабилитационного мероприятия учреждение медико-социальной экспертизы должно исходить из конкретного вида, формы, объема рекомендуемого реабилитационного мероприятия и времени, необходимого для его реализации.

Оплата больничных листов в случае вынужденного прогула

Министерство труда и социального развития Российской Федерации, письмо от 14 июля 2004 г. № 3186-ЮЛ

Минтруд России рассмотрел вопрос о включении в период фактической работы перед заболеванием времени вынужденного прогула для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ работник, уволенный незаконно, по решению органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, должен быть восстановлен на прежней работе с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.

При незаконном увольнении работник не должен быть ущемлен в правах, в том числе и в отношении размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Поэтому время вынужденного прогула следует включать в период фактической работы, учитываемый для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Судебная практика

Решение Верховного суда: "ветеранские" льготы не ограничены Федеральным законом "О ветеранах"

Верховный суд Российской Федерации, решение от 30 июля 2004 г. № ГКПИ04-945

Верховный суд РФ признал абзац 4 пункта 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в части слов "…и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона “О ветеранах”", недействующим с момента принятия. Инструкция утверждена постановлением Минтруда России от 11 октября 2000 г. № 69.

Указанным положением Инструкции было определено, что в удостоверении инвалида о праве на льготы производится отметка о праве на льготы, установленные лишь статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Закон о ветеранах, Закон). Тем самым Минтруд России фактически ограничил права граждан, поименованных в пункте 3 статьи 13 Закона, на пользование льготами инвалидов войны, предусмотренными другими законами и иными нормативными правовыми актами, а также льготами, которые могут быть предусмотрены для инвалидов войны в будущем.

Верховный суд РФ указал, что Закон о ветеранах, предоставив инвалидам военной службы права и льготы инвалидов войны, не ограничил объем этих прав и льгот лишь перечнем, приведенным в статье 14 Закона.

Действующее законодательство устанавливает для инвалидов войны ряд льгот, которые не перечислены в статье 14 Закона.

Кроме того, Верховный суд РФ указал, что аналогичное положение уже содержалось в прежней Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах". Эта Инструкция, утвержденная Минсоцзащиты России 26 июля 1995 г., была признана незаконной решением Верховного суда РФ от 21 января 1998 г.

Трудовые отношения

Минтранс установил режим труда и отдыха водителей автомобилей

Министерство транспорта Российской Федерации, приказ от 20 августа 2004 г. № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"

Положение разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса РФ, устанавливающей, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Действие Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям всех организационно-правовых форм и форм собственности, любой ведомственной принадлежности. Оно не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Положение почти полностью повторяет Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтруда России от 25 июня 1999 г. № 16, с некоторыми дополнениями и уточнениями.

Так, например, определено, что работодатель должен составлять графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графиках устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. При утверждении графика работодатель должен учесть мнение представительного органа работников.

Также определены:

– порядок применения сверхурочных работ;

– порядок привлечения водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), а также в нерабочие праздничные дни.

Следует заметить, что о привлечении к работе в выходной день в названном постановлении Минтруда России не сказано.

Федеральные сборы

Принята новая глава Налогового кодекса – 25.3 "Государственная пошлина"

Российская Федерация, Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"

Раздел VIII "Федеральные налоги" части второй НК РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина".

При этом к расходам налогоплательщика, принимаемым к вычету при определении НДФЛ (профессиональным налоговым вычетам), теперь относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью, о чем внесены изменения в статью 221 главы 23 НК РФ.

Соответствующие изменения внесены также в ряд федеральных законов и законов РФ, которыми предусмотрена уплата государственной пошлины, например, в Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" , Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации", Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и др.

В частности, в соответствии с новой редакцией Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ "О рекламе" за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Кроме того, с 1 января 2005 г. признаны утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) РФ. В частности это:

– Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 "О государственной пошлине";

– Закон РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами";

– Закон РФ от 2 апреля 1993 г. № 4737-1 "О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний".

Закон вступил в силу 1 января 2005 г.

Возврат государственной пошлины, внесенной при подаче иска

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, письмо от 23 сентября 2004 г. № 04-4-09/1211 "О государственной пошлине"

Уплаченная налогоплательщиком государственная пошлина может быть возвращена как в случае поступления иска в арбитражный суд, так и в случае, если налогоплательщик в суд не обратился.

В первом случае обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, указываются в судебном акте арбитражного суда. Если же исковое заявление возвращается, то арбитражный суд выносит определение с указанием причин возврата. Таким образом, возврат госпошлины осуществляется на основании судебных актов арбитражного суда (решения, постановления, определения) и квитанции банка установленной формы.

Во втором случае документом, подтверждающим уплату госпошлины, является квитанция банка установленной формы. Она же является основанием для возврата госпошлины.

Наличие справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата государственной пошлины из бюджета, ни в первом, ни во втором случае не требуется.

Финансирование

Студенческие стипендии и поддержка нуждающихся студентов. Что изменилось с 1 сентября 2004 г. и 1 января 2005 г.?

Правительство Российской Федерации, Постановление от 6 ноября 2004 г. № 605 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 487"

Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 "Об утверждении Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов".

Действие положений данного Постановления распространяется теперь лишь на федеральные государственные образовательные учреждения.

Финансирование мероприятий по стипендиальному обеспечению и материальной поддержке студентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся федеральные государственные образовательные учреждения.

Государственные стипендии аспирантам и докторантам и государственные академические и социальные стипендии студентам, а также материальная поддержка осуществляются только за счет средств федерального бюджета.

При этом на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в федеральном бюджете.

Изменения вступили в силу 1 января 2005 г., за исключением изменений в части выделения дополнительных средств на оказание помощи нуждающимся студентам в размере 25% стипендиального фонда, который вступил в силу 1 сентября 2004 г.

Определен порядок финансирования расходов на компенсации жертвам политических репрессий

Правительство Российской Федерации, Постановление от 15 ноября 2004 г. № 635 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество"

Правила разработаны в соответствии со статьями 15 и 16.1 Закона РФ 18 октября 1991 г. № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Установлено, что расходные обязательства РФ по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, финансируются за счет средств федерального бюджета, утвержденных на эти цели Минфину России на соответствующий финансовый год.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ должны представлять в Минфин России информацию о потребности в бюджетных ассигнованиях для выплаты денежных компенсаций и ежеквартальные отчеты об их расходовании.

На основании полученной информации Минфин России в установленном порядке вносит изменения в сводную бюджетную роспись для передачи бюджетных ассигнований из подраздела "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" в подраздел "Финансовая помощь бюджетам других уровней" раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Бюджетные ассигнования для выплаты денежных компенсаций перечисляются на лицевые счета субъектов РФ в органах федерального казначейства в порядке, установленном для исполнения федерального бюджета.

Постановление вступило в силу 1 января 2005 г.

Разное

Принят федеральный закон об архивном деле

Российская Федерация, Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле"

Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в РФ в интересах граждан, общества и государства.

Установлено, что в состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории РФ архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения.

Архивные документы включаются в состав Архивного фонда РФ на основании экспертизы ценности документов, которая осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области архивного дела.

Определен перечень архивных документов, относящихся к государственной, муниципальной и частной собственности.

Определены особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований. Установлено, что архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральными законами.

Приведены общие требования к финансированию и материально-техническому обеспечению архивного дела.

Установлен порядок хранения и учета архивных документов. Указано, что документы Архивного фонда РФ, хранящиеся в государственных и муниципальных архивах, музеях, библиотеках, организациях Российской академии наук, не входят в состав их имущества.

Определены правила комплектования архивов, в частности, источники комплектования и сроки временного хранения документов до передачи на постоянное хранение.

Изложены требования к доступу и использованию архивных документов.

Указаны особенности ввоза и вывоза архивных документов и их копий за пределы РФ.

С 27 октября 2004 г. утратили силу Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 г. № 5341-1 и Постановление Верховного Совета РФ от 7 июля 1993 г. № 5342-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах".

Закон вступил в силу 27 октября 2004 г., за исключением положений, касающихся органов местного самоуправления, для которых частью 1 статьи 31 установлены иные сроки введения в действие (с 1 января 2006 г.).

Уволенным с военной службы положена компенсация

Российская Федерация, Федеральный закон от 10 ноября 2004 г. № 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2004 год” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации"

Внесены изменения в Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".

В частности, Закон дополнен приложениями 40 и 41 о распределении дотаций на возмещение расходов бюджетов субъектов РФ по предоставленному жилью прокурорам и следователям органов прокуратуры РФ, федеральным судьям судов общей юрисдикции.

Признаны утратившими силу положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2002 и на 2003 гг. (от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ и от 24 декабря 2002 г. 176-ФЗ соответственно), которые приостанавливали действие абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В этом абзаце сказано, что гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей за счет средств федерального бюджета выплачивается ежемесячная денежная компенсация за непредоставленное жилье. Выплаты производятся в случаях, если в трехмесячный срок этим гражданам невозможно предоставить жилые помещения по установленным нормам или временно разместить их в других жилых помещениях.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П указанные положения законов о бюджете о приостановлении действия данной нормы признаны не соответствующими Конституции РФ.

Закон вступил в силу 13 ноября 2004 г.

Утрата товарной стоимости автомашины по договору ОСАГО не возмещается

Федеральная служба страхового надзора, письмо от 23 июня 2004 г. № 02-214-626-01/35

Росстрахнадзор сообщает, что возмещение утраты товарной стоимости не входит в состав страховой выплаты, подлежащей возмещению в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В качестве обоснования Росстрахнадзор ссылается на следующие документы:

– Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (пункты 60 и 63), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263, которыми не предусмотрено возмещение утраты товарной стоимости;

– Правила организации и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств (пункт 2), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003 г. № 238, которыми не предусмотрена оценка утраты товарной стоимости транспортного средства.

 


Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2005

Тема номера: Переход на новую Инструкцию по бюджетному учету

С.В. Балдина. Комментарий к новой Инструкции по бюджетному учету (часть II)

А.В. Скляр. Обслуживание региональных и местных бюджетов органами Федерального казначейства – ограничение самостоятельности или реализация конституционных полномочий?

Отчетность бюджетной организации

А.Ю. Шихов, С.Н. Кормилицына. Бухгалтерская отчетность за 2004 г.: старые вопросы и новые проблемы

Налогообложение

С.Н. Кормилицына. Списание задолженности: учет и налогообложение

Юридический практикум

Н.Г. Ермилова. Пост сдал – пост принял (о внесении изменений в госреестр при смене руководителя)

В.В. Костикова. Авторское право: что нового?

Обзор документов

Новое в законодательстве

Справочная информация

Материалы, опубликованные в БиНО: БУ в 2004 г.


Подписка

Продолжается подписка на 2005 гг. на журналы "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Силовые ведомства" и "БиНО: Некоммерческие организации" через Издательский дом "БиНО", его официальных представителей и агентства альтернативной подписки. Сообщаем, что, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы можете получить все номера, начиная с 1-го. Подробную информацию смотрите на сайте Издательского дома "БиНО": www.bino.ru

Подписка через Издательский дом

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома.

Вы звоните нам в по тел./факсу (095) 535-63-11 или 534-36-72 либо делаете запрос по электронной почте bino@ekar.ru.

Вы сразу же получаете от нас счет и бланк-заказ, который обязательно надо заполнить.

Вместе с копией платежного поручения вы высылаете нам заполненный бланк-заказ по вышеупомянутым номерам факса или по электронной почте.

Мы оформляем вам подписку и высылаем издания заказной бандеролью.

Издательский дом "БиНО" предлагает

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

- Инструкция по бюджетному учету с приложением "ПЛАН СЧЕТОВ" (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. No 70н) - 55 руб.

- Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год (приказ Минфина России от 27 августа 2004 г. No 72н) - 33 руб.

- Инструкция о порядке составления и представления квартальной (годовой) и месячной бюджетной отчетности - 22 руб.

- Полный комплект из трех вышеперечисленных изданий по льготной цене - 99 руб.

Издательский дом "БиНО" предлагает также следующие издания:

- Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ в жестком переплете: на офсетной бумаге - 150 руб., на газетной бумаге - 110 руб.

- Налогоплательщики и налоговые органы: особенности взаимоотношений - 25 руб.

Все цены указаны с учетом НДС

БИБЛИОТЕКА "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за 2004 и 2003 гг., а также отдельные номера за эти годы. Стоимость комплекта из 12 номеров журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" и четырех "Сборников документов за квартал" составляет 3168 руб. за 2004 г. и 2332 руб. за 2003 г. Несмотря на проведение реформы бухгалтерского учета в бюджетной сфере, основная часть материалов в этих журналах сохраняет свою актуальность.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.binolaw
Отписаться

В избранное